Почему ребенок 4 года говорит о смерти

Почему ребенок 4 года говорит о смерти thumbnail

: Время прочтения:

— Мама, а я умру? А когда ты умрешь, можно я буду носить твои сережки? А дедушка долго жил? А где он сейчас? — Такие вопросы часто ставят в тупик родителей детей 4–6 лет.

С мыслями о смерти непросто справиться и взрослым людям. А как объяснить все ребенку? И стоит ли… Давайте разбираться.

Как говорить с ребенком о смерти

Вы когда-нибудь думали, откуда берутся черепа?

Почему ребенок интересуется смертью

Ему интересно. Ребенок постоянно об этом думает и ищет ответы. Хорошо, что он пришел с вопросом к вам — значит доверяет.

Мысли о смерти у ребенка могут быть из-за горя, которое случилось с кем-то из близких, из-за просмотренного фильма или мультика, сказки, в которой погибает персонаж. Дети находят мертвых насекомых, играют с ними, спрашивают, почему жук не летает, будет ли ему больно, если его бросить на пол.

Ребенок пытается переварить, осознать, принять непростую информацию: смерть есть, жизнь не бесконечна.

Вопросами о смерти ребенок начинает интересоваться в возрасте примерно 4 лет. Он растет, все глубже изучает мир, начинает понимать, что все имеет начало и конец, осознает, что он и его близкие тоже будут существовать не всегда. Ребенок пытается переварить, осознать, принять непростую информацию: смерть есть, жизнь не бесконечна. С этой информацией нужно учиться жить дальше.

Почему родители боятся разговоров о смерти

Мамы и папы хотят дать ребенку самое лучшее: беззаботное детство, в котором нет страхов, потерь и смерти. Хотят подарить ему волшебный мир, где Дед Мороз приносит подарки, зубная фея меняет зубы на конфеты, где игрушки оживают ночью, а хомячок и любимая собачка уходят жить на радугу. Или просто уходят. В лес, в поле, в другой дом, к другому ребенку…

Фантазия родителей безгранична, но она не решает главную проблему. Нет больше любимого Шарика, ребенок его больше не увидит, ни через год, ни через десять лет. Он не вернется. Он больше ничего не чувствует, не просит косточку, не лает и не скулит.

Двоюродная бабушка не уехала в гости, не переехала жить на Камчатку. Ее больше нет. Нигде нет… Наверное, и у взрослых при чтении этих строк наворачиваются слезы. Что тут говорить о ребенке.

Как можно такими словами разрушить детский мир сказок и грез! Придет время, повзрослеет и сам все поймет. А сейчас путь верит в лучшее.

Если мама боится даже думать о смерти, сложно будет говорить о ней с ребенком.

За стремлением позаботиться о комфорте и душевном спокойствии ребенка скрывается родительская тревога — собственный страх смерти. Скорее всего родителей оберегали их родители, которые в свою очередь получили такой опыт от своих мам и пап.

Если мама боится даже думать о смерти, сложно будет говорить о ней с ребенком. Причем бережно и деликатно.

Взрослых больше всего в этом непростом вопросе пугает неизвестность. Никто не знает наверняка, что будет после того, как мы умрем. Мы можем только фантазировать и предполагать. Научно обоснованных теорий, доказанных фактов не существует. Оттуда еще никто не возвращался.

Очень хорошо иллюстрирует этот страх притча об осужденном к смертной казни, которому дали возможность выбора. Или смерть или выход в дверь. Но за дверью неизвестность. Осужденный выбрал смерть. А за дверью свобода. Только никто ее не выбирал, поскольку неизвестность страшнее смерти.

Ребенок же боится страшных конкретных картин, которые сам же и нарисовал в своем воображении. А уж о детском воображении все имеют представление. Уж чего только не напридумывают!

Поэтому с детьми особенно важно конкретно проговорить все страхи, ответить на все вопросы, которые задает ребенок, смягчить, заменить страшную картину на более приемлемую для ребенка.

«Молчание — золото». Насколько применимо это выражение к теме смерти

Шестилетнего ребенка отвезли к болеющей, но еще живой бабушке. После ее смерти придумали красивую историю о переселении бабушки далеко-далеко, в красивый дом. Еженедельно передают от нее приветы и искренне верят, что сделали все для блага ребенка.

И все бы хорошо, только у ребенка появились судороги, навязчивые повторяющиеся действия, да и вообще какой-то нервный стал. Мама шестилетнего мальчика удивилась, узнав, что с ребенком нужно говорить о смерти. Как оказалось, она сама очень боится этой темы, и всегда старается заговорить о чем-то другом, спрятаться, сбежать. И это не единственный известный мне подобный случай.

Ребенок видит, что мама плачет, понимает, что случилось что-то плохое, но не знает что именно. Ему говорят, что все хорошо, что ничего не произошло. Только почему-то все грустят. Значит близкие люди его обманывают. Ему как будто запрещают говорить о своих чувствах, проживать их. И приходится ребенку справляться самому.

Любую ложь, фальшь, секреты малыш уловит «на ура». Уровень тревоги повысится. Появятся страхи, навязчивые действия, ночные кошмары.

Способов справиться в запасе у ребенка мало. В основном это психосоматика — реакции тела. Судороги, моргания глазами, ковыряние в волосах, стремление грызть ногти — самые распространенные способы ребенка справиться с непростыми чувствами.

Подсознательно ребенок знает правду. Любую ложь, фальшь, секреты малыш уловит «на ура». Уровень тревоги повысится. Появятся страхи, навязчивые действия, ночные кошмары. Естественные для детей страхи — темноты, остаться одному, отпустить маму — тоже говорят о наличии у ребенка страха смерти.

Неназванная эмоция — это самое страшное. Малыш чего-то боится, что-то чувствует, но не знает что это. Он не знает, что это нормально, что это есть у всех, что с этим можно справиться. Когда родители озвучивают, называют его страхи — становится спокойнее.

Вспоминаю свои чувства, когда в 15 лет из разговора родителей узнала о тяжелой болезни бабушки. Конечно, никто не торопился поговорить об этом со мной, не до того было… Это были самые ужасные две недели. Я ни с кем не могла разделить ужас, который творился у меня в душе. Нельзя ни поговорить, ни поплакать, ни задать вопросы… Кажется, что можно только молчать. Облегчение наступило, когда страшный разговор все-таки состоялся. Теперь я была не одна, теперь можно было говорить и чувствовать, а не держать все внутри себя.

«Мама тоже так боялась. Но она справилась, справлюсь и я». Чувства названы, открыты. О них можно говорить, их можно проживать и чувствовать. Это как тяжелый мешок, который, наконец, можно нести с кем-то вдвоем. Уже не так тяжело, не так страшно.

Как говорить с ребенком о смерти

В первую очередь нужно справиться со своим страхом. Чувства родителей моментально считываются бессознательным ребенка. Поэтому спокойный, ровный эмоциональный фон — залог успешного разговора.

Да, разговор не из легких. Поэтому важно обеспечить ребенку поддержку. Лучше посадить его на колени, обнять, дать понять, что вы рядом с ним, что вместе вы справитесь с любой болью.

На каждый свой вопрос ребенок должен получить ответ.

— Больно ли птичке, когда я толкаю ее палкой?
— Нет, она мертва, она больше ничего не чувствует.

— Когда Шарик вернется домой?
— Он не вернется. Он умер. Когда умирают, не возвращаются.

— Почему дедушка больше не приходит в гости?
— Он умер, он больше не придет.

Честность и открытость как никогда нужны в этом разговоре. Любая ложь и фальшь вызовут у ребенка еще больше тревоги. Важно рассказать ребенку, что тот, кто умер, больше не вернется, что смерть — это навсегда.

Ребенок обязательно спросит, умрет ли он, умрет ли мама, папа, бабушка, братик или сестричка. Четко и уверенно говорим: «Да. Все умирают. Но до этого мы все растем, учимся, работаем, заводим свои семьи, у нас появляются свои дети. Мы проживаем долгую и интересную жизнь. А потом мы становимся старенькими и умираем».

Важно рассказать ребенку, что тот, кто умер, больше не вернется, что смерть — это навсегда.

Так мы показываем ребенку, что жизнь имеет конец. Но этот конец будет очень нескоро. Впереди целая жизнь, наполненная интересными событиями.

Как ни парадоксально, но после открытых разговоров о смерти, принятия конечности жизни, тревога у ребенка спадает. Он принимает информацию, учится ценить жизнь.

Почему люди умирают. Следующий любимый детьми вопрос — «от чего люди умирают?». Также честно отвечаем: «От старости, от тяжелой болезни, от несчастных случаев. Болезни, от которых люди умирают, бывают редко. В основном люди выздоравливают и продолжают жить до старости. Несчастные случаи тоже бывают редко. Иногда люди умирают в машине в аварии. Но чаще всего они благополучно возвращаются домой».

Читайте также:  Меню ребенка 4 года при дерматите

Мы одновременно показываем ребенку возможные варианты, при которых может наступить смерть, и снимаем тревогу, делим на «часто» и «редко». Честно, но безопасно для ребенка.

Что происходит с человеком после смерти, что он чувствует. Часто дети интересуются, что чувствует человек после того, как умрет. Не холодно ли ему под землей? Отвечаем, что нет. Его тело уже неживое, оно не может ничего чувствовать.

А вот насчет того, что происходит с человеком, с его душой, существуют разные мнения — и лучше познакомить ребенка со всеми.

Важно честно поделиться с ребенком, что никто точно не знает, что его ждет после смерти, но есть разные версии. Тут можно рассказать несколько вариантов, пусть выберет сам, во что ему верить. Только не нужно слишком пугающих картин про ад.

Оптимальный вариант — поделиться воспоминаниями людей, которые пережили клиническую смерть. Обычно они носят позитивный характер.

Важно честно поделиться с ребенком, что никто точно не знает, что его ждет после смерти, но есть разные версии.

Если семья религиозная, наверняка есть готовый ответ, которым можно поделиться с ребенком. Но не перестарайтесь. Чересчур привлекательная картина «загробного мира» может разочаровать ребенка в жизни земной. Поэтому соблюдаем баланс.

«Люди, которым удалось на минуту заглянуть в загробный мир, говорят, что там очень хорошо, красиво и спокойно. Там поют птицы, журчат ручейки, ярко светит солнце. Но на земле мы можем расти и развиваться, взрослеть, учиться, чувствовать печаль и радость, боль и удовольствие. Мы можем становиться старше, познавать все самое лучшее, что есть в каждом возрасте».

Как рассказать о смерти близкого родственника

Тоже говорим честно. «Бабушка умерла. Она была очень старенькая и долго болела. Я не знаю, где она сейчас. Она не в нашем мире, мы ее больше не увидим. Возможно, она в небесной стране, где ей хорошо и спокойно».

Не нужно скрывать своих чувств. Если хочется плакать — значит нужно это сделать. Объясните ребенку, что вы очень скучаете по бабушке и грустите, что ее больше нет. Когда грустно — мы плачем. Смерть — это большая потеря. Очень тяжело жить без дорогого человека.

С нами навсегда останется память о бабушке — фотографии, видео, памятные вещи, их важно беречь и хранить. Ее потомки — мама, сам ребенок, его будущие дети — это тоже продолжение бабушки. «Да, она больше не придет, мы не увидим ее глазами, но всегда будем помнить о ней».

Определите, что ребенок может сделать для умершего. Посадить цветок, зажечь свечку, поставить в рамку фотографию, сделать семейный альбом или видео на память, покормить птиц.

Важно объяснить ребенку, что это нормально — грустить, плакать переживать потерю. Что это на самом деле очень больно — терять близких. Показывая ребенку на своем примере, что вы не стесняетесь слез, вы учите его справляться со своей болью.

Источник

Детство – благодатная пора жизни. Это лучезарный источник, из которого человек черпает радость и силы всю жизнь, куда возвращается за ответами на свои вопросы. Детям присущи удивительные способности к радостному познанию. Вы уже наверняка говорили о начале жизни: как птицы высиживают птенцов, как икра становится рыбками, а из желудя вырастает дуб. Пришло время интереса к окончанию жизни.

В каком возрасте?

В возрасте 3-5 лет у многих детей как будто неожиданно появляются страхи, которых не было еще вчера: они боятся темноты, собак, остаться одному в комнате. И в первый раз вопрос о смерти они часто задают в это время. Родителей это нередко шокирует, пугает, свою неготовность ответить они маскируют встречными вопросами, пытаются переключить внимание малыша на другие темы. Это легко понять: взрослые прокручивают в голове, что могло натолкнуть кроху на интерес к этой области жизни? Что он видел или слышал? Почему его это интересует?

«Ему рано…»

Если ребенок спросил о смерти, значит, его это интересует. Значит, пришло время. Есть большой соблазн для взрослых (именно для них) избегать темы смерти в общении с ребенком, объяснять другими причинами смерть близких. Решение, безусловно, за родителями. Но хотелось бы, чтобы они задали себе несколько вопросов. Как вы думаете, когда ребенок будет готов узнать о смерти? Какие еще реалии и явления могут повредить детской психике? Стоит ли формировать в сознании ребенка неполную картину мира? Если возникли опасения или вопросы, можно обратиться за консультацией к психологу, лично или на форуме.

Неудобные вопросы

Сознание ребенка – чистый сосуд, его любознательность свободна и безгранична. В нем нет как информации о многих реалиях, так и отношения к ним. Только взрослые могут вместе с объяснениями придать своим поведением каким-то вопросам окраску. Тема может стать в восприятии ребенка (а в последствии и взрослого человека) запретной, нежелательной, глупой, неприличной и т.п.

Будет лучше, если близкие взрослые люди cмогут на понятном языке объяснить необходимое. В противном случае ребенок найдет объяснения сам, а заодно усвоит попутно еще одну «истину»: говорить о смерти плохо, нельзя. Так в сознании человека появляются запретные темы. Препятствием к спокойному объяснению со стороны родителя становятся обычно боль потерь, переживания, болезненное восприятие самих взрослых. Понимание этого – первый шаг к свободному общению на любые темы. Поверьте, будет еще немало неожиданных вопросов. Есть смысл научиться правильно на них реагировать.

Как все объяснить?

Правдивые и простые ответы можно считать самыми лучшими. Например, собака умерла, потому что ее сбила машина. Принятая в семье концепция смерти может быть любой: атеистической, религиозной и др. Донесите ее в доступной форме. Подробности и незначительные детали не нужны. Ориентируйтесь на возраст ребенка. Лучше всего, если он поймет ваши ответы без особых усилий.

Почему дети спрашивают о смерти?

Интерес к теме конца жизни – это естественное и даже благотворное явление. Страх небытия ограничивает человека с довольно раннего возраста, это оборотная сторона инстинкта самосохранения. Ребенка постепенно усваивает: жизнь когда-то закончится. И если раньше его безопасность обеспечивалась бессознательными механизмами и родительским контролем, то теперь страх смерти все чаще ограничивает и удерживает от многих опасных экспериментов. В этом возрасте дети становятся более самостоятельными, а значит, сами принимают решение, прыгнуть ли с некоторой высоты, забраться ли на дерево или забор и др. Они изучают, где заканчивается безопасность. Пусть это и звучит несколько парадоксально, страх смерти служит сохранению жизни.

Жажда жить долго подводит маленького человека к соблюдению некоторых правил: не играть с огнем, не брать острые предметы и лекарства, не общаться с незнакомыми людьми, не гладить чужих собак… Важно объяснять ребенку, почему опасно какое-то действие. Так формируется осторожность.

«А ты? А я?»

На вопросы типа «А ты умрешь?», «А папа?», «Я тоже умру?» лучше отвечать правдиво, при этом мягко переключая внимание на факт долгой жизни. Например, можно сказать так: «Да, я умру. И ты тоже, но только когда станешь совсем старенький, когда у тебя уже будут дети, внуки и правнуки. А до этого ты будешь долго-долго жить». На вопрос, где душа дедушки или другого умершего родственника, можно сказать, что на небесах. Не нужно говорить ребенку, что умерший может вернуться.

Читайте также:  Поведение ребенка 1 год 4 месяца

Стресс или не стресс?

Не следует думать, что осмысление смерти проходит для ребенка легко и просто. Безусловно, доля болезненности в познании этих непростых вещей есть. Это может проявиться в большей тревожности: при пустяковых ранах или виде крови ребенок спрашивает, не умрет ли он и т.п. Смерть появляется в рисунках, играх: больница, война, похороны и др. Это нормальная работа психики по избавлению от внутренней тревоги. Возможно, ситуации смерти понадобится «проиграть» не один десяток раз. Через некоторое время ребенок постепенно вернется к более жизнерадостным играм и рисункам.

Человеку необходимо знать, что такое смерть. Постарайтесь очистить информацию о явлении от своего ужаса, неприятия или других эмоций. По возможности спокойно ответьте на все интересующие ребенка вопросы сразу, не откладывая. Правдивые и понятные объяснения укрепят доверие к взрослому и сблизят вас. Как бы трудно это не было, примите все эмоции ребенка. И свои тоже. 😉

Долгих лет вам и вашим близким!

Автор статьи: Валеева Светлана

Другие статьи блога «Воспитание» на УфаМаме:

Знаменитые двоечники и хулиганы.
Как относиться к неудачам ребенка?
К чему приводят родительские амбиции?
Как научиться слушать и слышать своего ребенка?
Родители и дети – виноваты ли мы перед нашими детьми?

Источник

Для ребенка страшна идея конечности. Ему трудно своим сознанием объять и принять идею того, что то, что есть сейчас, когда-нибудь закончится насовсем

Эта статья не будет легкой для чтения. Тема эта непростая, и я давно обещала читателям написать об этом.

Даже если ваш ребенок совсем еще мал, рано или поздно он будет задавать вам вопросы на эту тему. Надеюсь, что эта статья поможет вам лучше подготовиться к такому разговору.

В моей многолетней психологической практике детским и семейным психологом мне приходилось прямо во время консультации сообщать детям о том, что кто-то из их родных ушел из жизни. Это был запрос семьи. Взрослые просто не знали, как рассказать об этом ребенку.

Один раз ко мне обратилась мама 7-летней девочки, папа которой умер, не приходя в сознание, в больнице. Мужчину уже похоронили, а девочка продолжала спрашивать: «Когда я пойду навещать папу? Я скучаю по нему». И меня попросили сообщить ребенку о том, что папы уже нет в живых.

Недавно был случай, когда отец семейства утонул в реке, а двое его детей продолжали долгое время думать, что он в командировке. Я рассказывала маме детей о том, как лучше сообщить детям о том, что случилось.

В этой статье я расскажу вам о том, как, на мой взгляд, лучше всего говорить с ребенком о смерти. Возможно, есть психологи, которые смотрят на этот вопрос по-другому. Я же поделюсь с вами моим опытом работы с детьми и теми инструментами, которые мне всегда помогали.

Как говорить с ребенком о смерти

Для ребенка страшна идея конечности. Ему трудно своим сознанием объять и принять идею того, что то, что есть сейчас, когда-нибудь закончится насовсем. Мысль о том, что когда-нибудь умрут значимые для ребенка люди и исчезнут из его жизни – очень пугающая. Идея того, что контакт будет прерван и не будет возможности общаться очень пугает ребенка, и у него может появиться сильная тревога по этому поводу и даже развиться различные страхи.

Поэтому так важно не уходить от этой темы, а отвечать на вопросы ребенка и разговаривать с ним об этом.

По-моему мнению, для ребенка важно создать идею того, что кроме этого мира есть еще и другой мир, про который мы мало знаем. Здесь, на земле, мы называем его «Небеса». Именно туда отправляются те, кто уходит из этой жизни. При этом, с родными людьми, которые на «небесах» можно продолжать общаться и они могут наблюдать за нами оттуда. Когда ребенок слышит об этом, то его тревога становится меньше или даже уходит.

Не важно, верующий вы человек или нет. Эта идея не привязана к какой-либо религии. Важно дать ребенку идею того, что ни что не заканчивается, а лишь меняет свою форму и место прибывания.

Вы можете рассказать ребенку терапевтическую историю «Снежинка-капелька», которую я придумала для того, чтобы можно было поговорить с ребенком на тему смерти, если его начнет беспокоить этот вопрос. Эту историю можно рассказывать не только маленьким детям, но и школьникам.

«Жила была маленькая Снежинка. Однажды засветило солнышко и снежинка стала таять. Она думала, что умирает, а оказалось, что она просто превратилась в Капельку. Потом Капелька упала в ручеек и решила, что умерла, так как растворилась в ручейке. Но она быстро поняла, что просто стала частью ручейка.

Потом ручеек впал в реку и Капелька подумала, что теперь уж она точно умерла. Но потом она осознала, что просто стала частью быстрой реки.

Затем река впала в большой океан. И снова Капелька подумала, что теперь она точно исчезла. Но потом Капелька поняла, что стала частью большого океана, и ей это очень даже понравилось.

Как-то раз она лежала у самой поверхности океана и из-за тёплого солнышка вода вместе в Капелькой стала постепенно испаряться! Капелька снова подумала, что умирает. Но оказалось, что она стала подниматься в небо с другими капельками и превратилась в пар. А потом она поднялась в красивое облачко и поняла, что из пара снова стала капелькой!

А потом пошел дождик и Капелька пролилась на землю в виде дождя вместе с остальными капельками и впиталась в землю. Ну всё, подумала Капелька, теперь-то я уж точно умерла. Но под землей протекал подземный родник, она слилась с ним и снова стала частью родника. Вместе с родником она потекла под землей, навстречу реке, куда потом впадал подземный родник.

И тогда Капелька поняла, что когда настанет зима, она замерзнет и снова станет Снежинкой. И что она не умирает, а все время меняет свою форму и путешествует в разные места.

Далее, я рассказываю ребенку, что если умирает кошечки, собачки или любые другие зверюшки, то их души тоже улетают на небеса. Там они радостно прыгают, резвятся, играют друг с другом и даже могут летать. В тех мирах очень красиво и хорошо. Но точно никто не знает, как там все происходит.

Читайте также:  4 года ребенок огрызается

Я предлагаю придумать и нарисовать ребенку этот небесный мир. Ребенок рисует, как он себе его представляет – здесь нет никаких ограничений для его фантазии. Мы с ним обсуждаем эти рисунки и я спрашиваю с интересом, что там нарисовано.

Затем я перехожу к вопросу о человеческой жизни. Мы продолжаем говорить о том, что когда человек проживает свою долгую жизнь, он оставляет свое тело и его душа тоже улетает на небеса. А самое замечательное, что с теми родными, кто уже улетел на небеса, можно разговаривать, можно писать им письма и даже рисовать им рисунки.

Можно привести ребенку в пример родных, которые ушли из жизни ранее (бабушек/прабабушек, дедушек/прадедушек) и рассказать, что они смотрят на вашу семью с небес, радуются нашим успехам и шлют нам свою любовь.

На тему того, как рассказывать ребенку о смерти, я очень рекомендую вам добрый, душевный, мудрый семейный фильм «Собачья жизнь». В основе фильма лежит идея о том, что душа собаки постоянно переходит из одной собаки в другую, каждый раз в поиске своего предназначения и смысла жизни. Разные собачьи судьбы, но за кадром — голос одного и того же главного героя — собаки Бэйли, жизнь которой красной нитью проходит через весь фильм.

В этом фильме также затронуты темы семьи, любви, верности, преданности, дружбы. Вы получите большое удовольствие от просмотра.

Кроме того, что это просто хороший фильм для семейного просмотра, его важно посмотреть детям и взрослым, у кого есть домашние питомцы. Ведь рано или поздно с нашими любимым питомцами приходится прощаться (как бы грустно нам ни было это осознавать). А эта прекрасная мудрая философская притча о том, что душа любимого животного на самом деле никуда не исчезает. Так что, если вы сейчас горюете и оплакиваете любимого питомца, фильм точно поможет вам легче пережить потерю.

Фильм также может быть началом беседы с ребенком, которого беспокоят вопросы на тему смерти. Думаю, что смотреть его можно примерно с 7-летнего возраста вместе с вами и вашими комментариями.

Ещё мои читатели очень хорошо отзывались о мультфильмах «Тайна Коко» и «Кубо, легенда Самурая». А вы смотрели фильм «Собачья жизнь»? Понравился вам фильм? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях фильмами и мультфильмы на эту непростую тему. В том числе и для взрослых (только пишите в комментариях — для кого предназначен). Давайте подскажем друг-другу идеи.

Ребенку легче принять идею смерти, конечности, близких и любимых людей, а также любимых питомцев, если он думает о том, что их души улетают на небеса

Часто родители задают такие вопросы:

Нужно ли самим начинать говорить с ребенком на тему смерти?

Начинать самостоятельно говорить на эту тему я не рекомендую. Зачем? Если у ребенка возникнут такие вопросы и он будет их задавать, волноваться, тревожиться — тогда можно ответить ровно столько, сколько спрашивает ребенок, без деталей и подробностей.

Также, если у ребенка ушел из жизни близкий человек или любимый питомец, и ребенок переживает, плачет и при этом не говорит на эту тему и не задает вопросов, я рекомендую обязательно поговорить с ним, используя рекомендации из моей прошлой публикации. Не оставляйте ребёнка наедине с его переживаниями, даже если они ничего не спрашивает.

Если рассказывать ребенку про другой мир, не захочется ли ему туда отправиться?

Очень многие родители в своих комментариях выразили беспокойство о том, не повлияет ли идея того, что есть «небеса» после смерти на желание ребенка отправиться «в другой мир» Подумайте вот о чем. В мире миллионы верующих людей разных религиозных конфессий — буддисты, индуисты, христиане, мусульмане, иудеи и т.д. В каждой из этих религий так или иначе есть идея того, что после физической смерти в этом мире душа продолжает свою жизнь где-то еще. Но в семьях верующих не происходят миллионы детских суицидов, правда?

Ребенку легче принять идею смерти, конечности, близких и любимых людей, а также любимых питомцев, если он думает о том, что их души улетают на небеса. При этом не нужно радужно и красочно расписывать эти «небеса», делать их привлекательными и интересными. Вы можете просто сказать о том. что точно никто не знает, что там и как. И ЭТО ПРАВДА, Никто не знает. Поэтому это не является обманом. Это мягкий способ помочь ребёнку принять идею смерти.

Кроме того, важно сказать о том, что на небеса невозможно попасть по своему желанию, Туда можно попасть только прожив длинную и счастливую жизнь.

Подростковые суициды происходят от того, что ребенок не справляется со своими психологическими проблемами и вовремя не получает необходимую помощь близких людей. Если у родителей и подростка нет добрых, доверительных, уважительных отношений, то взрослые просто не замечают тревожных сигналов в поведении ребенка, не следят, чем он занимается в жизни или в соц. сетях, не понимают, что он стоит на краю пропасти.

Не потеряет ли ребенок доверия ко мне, если я его буду обманывать?

Это тоже самое, что беспокоиться, не потеряет ли ребенок доверия к вам, когда узнает, что Дед Мороза и Зубной Феи на самом деле не существует, игрушке не живые и чудес не бывает. Вы же не рассказываете всю правду, что Дед Мороз — это сосед Вася с приклеенной бородой, а любимый зайка не живой, а просто изделие из хлопка и синтепона. В детстве дети верят в волшебство, в сказку и обычно взрослые поддерживают у ребенка эту веру и не беспокоятся, что ребёнок вырастет и потеряет к ним доверие. Кроме того, как я уже писала выше, никто не знает, что там на самом деле.

Поделитесь в комментариях:
— Была ли вам статья полезна?
— На какие еще вопросы по этой теме ответить в следующей публикации?

Екатерина Кес, детский и семейный психолог © ipsyholog.ru
???? Подписаться на канал

Источник на сайте

***

P.S. Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь ею с друзьями, нажав на кнопки соц-сетей или мессенджеров.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.

Еще больше рекомендаций, как справиться с детскими капризами, нытьем и непослушанием вы сможете узнать на бесплатном онлайн-курсе «ВОСПИТАНИЕ БЕЗ КРИКОВ И НАКАЗАНИЙ»

***

Читайте также:

Источник