Плюсы и минусы детского сада для ребенка в 4 года

Плюсы и минусы детского сада для ребенка в 4 года thumbnail

Плюсы и минусы детского сада для ребенка в 4 годаПолучить путевку в детский сад – вовсе не значит этой путевке обрадоваться. В последнее время необходимость посещения дошкольного образовательного учреждения ставится под большой вопрос. И когда есть возможность выбора: частный или государственный детский сад, или может быть, ребенку будет лучше с бабушкой или няней, или мама готова до школы находиться дома – тогда родители начинают взвешивать все «за» и «против» детского сада.

Поговорим о минусах

Вспоминая выражение «Вам с какой новости начать, с хорошей или не очень?», начнем с той, что «не очень». Вернее, с минусов. Из вводных данных мы имеем среднестатистический муниципальный детский сад с численностью 25-35 человек в группе на двоих воспитателей.

Сложности адаптации. Судя по опыту, вероятность легкой или сложной адаптации к детскому саду – примерно 50/50. Есть дети, которые бегут в садик на всех парах. Нас с сыном ежедневно обгоняет один такой мальчик, который находится в группе с 8 утра до 7 вечера и, кажется, чувствует себя там, как дома. А есть ребенок, который ходит в эту группу и к этому (хорошему) воспитателю третий год, но хнычет каждое утро. Процесс привыкания у каждого занимает разное время и может проходить очень болезненно, а может в исключительных случаях – совершенно незаметно. В основном, родители морально готовятся к первому сценарию.

Частые заболевания. Еще один большой минус затяжной адаптации в том, что психологический дискомфорт, который испытывает ребенок, прямо влияет на количество его больничных. Насморки, аденоиды, ветрянка, ОРВИ… Неделю ходим, две дома сидим – обычная практика первого года в детском саду. Редкие дети обходятся без больничных. Среди таких счастливчиков, в основном те, чьи родители не считают чихание и кашель чем-то катастрофическим и не отказываются от посещения детского сада при этих симптомах. Малыши переносят на ногах какие-то мелкие вирусы и отличаются стабильной посещаемостью.

По признанию нашей воспитательницы, дети, которые не уходят на летние каникулы, а исправно ходят в сад все три летних месяца, практически не болеют в течение года. Устойчивый иммунитет к вирусам у них развивается в первый же год посещения. У остальных, как правило, количество больничных сокращается на второй-третий год посещения садика.

Неожиданные изменения в поведении (например, агрессия). Новые особенности поведения ребенка проявляются уже в первые месяцы детсадовской жизни. Малыш сталкивается с системой воспитания, отличной от домашней, и реагирует на эти изменения, как умеет. Самоконтроля ему пока не хватает, и тогда в лексиконе могут неожиданно появиться фразы вроде «Положи на место, я сказал», «Сели все», «Слушаем тишину», высказанные в резкой, крикливой манере.

Если родители отреагируют спокойно, если они будут без лишних эмоций, но с пониманием относиться к вспышкам гнева и своим поведением дадут понять, что в семье так не говорят, ребенок постепенно успокоится и перестанет переносить манеры воспитателя на домашнее общение. Часто появляются первые замахивания на родителей как копирка с поведения новых товарищей, некоторые из которых приносят силовые способы взаимодействия с окружающими из своих домов.

Появляются также угрозы. Например, на детской площадке всегда миролюбивая девочка может неожиданно отреагировать на малыша, который тянется к ее лопатке: «Я тебя сейчас стукну!»

Нежелательный лексикон тоже не заставляет себя долго ждать. Дети приносят из садика словечки, физиологические открытия, интимные вопросы – это тоже немаловажная часть их общения со сверстниками.

Запугивания. К сожалению, нехватка квалифицированного персонала в наших детских садах, пренебрежение к современным методикам воспитания и большое количество детей в группах влияют на то, как воспитатели общаются с детьми. Часто действуют архаичные методы. Проще накричать, чем объяснить. Действеннее припугнуть наказанием или тем, что за непослушным ребенком придет страшное существо, а мама не придет. Проще не разбираться, кто прав, а кто виноват в перепалке, а наказать всех сразу. Удобнее пристыдить, чем показать, как исправить ошибку. Увы, непрофессиональное поведение воспитателей напрямую сказывается на нервной системе чувствительных детей. И если родители не вмешиваются, не решают проблему, а пускают все на самотек, дело может усугубиться нервными тиками, страхами и отчаянным нежеланием посещать детский сад, в котором действуют такие методы.

Проблемы с едой. Больное место родителей детей-малоежек. В большинстве случаев мы не подготовлены к тому, чтобы дети хорошо ели в детском саду. Много ли сейчас семей, домашний рацион которых повторяет стандартное меню детского сада: каша пшенная, суп молочный, салат из зеленого горошка и лука? Немудрено, что новая еда и форма ее подачи – это то, к чему детям придется привыкать. Правило «ем за компанию» со временем действительно начинает работать, но начальный стресс от новшеств никто не отменяет. Поэтому в сентябре и октябре нового детсадовского года по вечерам так часто слышен диалог:

– Ну, что ты ел сегодня?

– Хлеб ел!

– Опять хлеб? Каждый день хлеб. Ну, а творожная запеканка? Ты же дома ешь ее.

Дома-то он ест, только в домашней запеканке, которую мама нарезает треугольником, как торт, больше сахара, ванильный привкус, сметанная корочка и много изюма. А в садике на тарелке лежит квадратный, не великой сладости кусок, к которому нужно как-то привыкнуть.

Мало внимания каждому ребенку. Когда в группе 25 малышей, сложно говорить об индивидуальном подходе. Детский сад – это прежде всего коллективная деятельность. Свои лидеры здесь тоже появляются: кто-то физически развит сильнее других, кто-то быстрее всех отвечает на занятиях, кто-то так хорошо читает стихи, что на утренниках ему всегда достаются главные роли.

Читайте также:  Синий нос у ребенка 4 года

Но пристальное внимание талантам и способностям в детском саду все-таки не уделяется, потому что задача воспитателя – пройти программу со всеми детьми: и способными, и отстающими. Для него все дети примерно на одинаковом уровне, и многих отличительных особенностей воспитатель просто не замечает.

А если ребенок стеснительный, то о сложных ситуациях в общении с другими детьми, о какой-то ссоре или грубом поведении воспитатель может и не узнать.

Поэтому задача присматриваться к талантам ребенка, узнавать о том, как идут дела в группе, что ребенку нравится, а что его тревожит, все-таки является первостепенной в проявлениях родительской заботы. Как и задача – отмечать минусы, которые влияют на настроение ребенка в детском саду, и уметь своевременно на них реагировать.

Поговорим о плюсах

«А есть ли вообще в детском саду плюсы?» – этот вопрос задала мне подруга полтора года назад, когда оба наших сына находились на пике непростой адаптации. В тот момент я не смогла ответить. Но когда прошел острый период, появилась стабильность и положительный опыт, а сложности остались позади, в голове появилась ясность. И плюсы стали видны отчетливее.

Обучение хорошим манерам. В этом маленьком обществе существуют свои порядки: здороваться при встрече, благодарить помощника воспитателя за принесенный обед, прощаться, уходя домой, обращаться к взрослому на «вы». И даже если в семье детей не учат вежливости специально, садик прививает хорошие манеры, и со временем в доме начинают звучать «приятного аппетита», «спасибо» и «здравствуйте». В детском саду считается нормой – убрать за собой игрушки, перед тихим часом аккуратно сложить одежду на стульчик, вымыть руки после улицы. Об этом без устали напоминают воспитатели. Полезные ритуалы закрепляются ежедневно и со временем доводятся до автоматизма.

Постепенная раскованность. Далеко не всем детям просто выйти в центр музыкального зала и рассказать стихотворение. 2-3-леток даже не пытаются заставлять это делать, поэтому ношу театральных выступлений в младшей группе несут активисты, любители быть на переднем плане. Но, начиная с 4-5 лет, малыши смелеют, и может оказаться так, что тот, кто весь прошлогодний утренник просидел на коленях у мамы, сегодня выходит к Деду Морозу второй раз, потому что ему понравилась процедура чтения стихов и жаркие аплодисменты зрителей. Детей задействуют в сценках, танцах, пении и тем самым поощряют и развивают способность выступать на публике. А родительская похвала и улыбки из зрительного зала повышают самооценку.

Понимание правил и границ. В детском саду ребенок сталкивается с тем, что он должен выполнять указания воспитателя и действовать в рамках определенных правил. Некоторые дети в детсадовской среде впервые сталкиваются с понятием авторитета взрослого. Сложнее всего с этим смириться тем, у кого дома полная демократия. Воспитателям с такими детьми обычно довольно сложно: они непредсказуемы в своем поведении, часто гиперактивны, не слышат и не слушают взрослого.

Однако и таким детям детский сад показывает пример того, что не все на свете подчинено воле ребенка. Что существует дисциплина и беспрекословные табу: не драться, не убегать с игровой площадки, выполнять задания на занятиях. Есть режим: еды, сна, прогулок, игр и занятий. Все это организовывает ребенка и дает ощущение предсказуемости и уверенности, которое в детстве необходимо.

Навыки общения с равными себе. Пожалуй, главный плюс и задача детского сада – научить детей общаться с другими детьми как индивидуально, так и в коллективе. Ни поездки в гости, ни регулярные прогулки на площадке во дворе не сравнятся по степени насыщенности с общением в детском саду. Малыши учатся играть в ролевые игры не с мамой и папой, а с товарищами своего возраста. Они видят разных детей, учатся принимать их особенности, начинают дружить и понимать, кто им ближе по духу.

Учатся делиться игрушками. Ждать своей очереди. Помогать. Выступать вместе. Учатся слаженности действий. Именно такую командную слаженность я наблюдала совсем недавно, когда перед новогодним утренником детям, играющим в разных уголках комнаты, сказали построиться парами, и они, услышав воспитателя, подходили к ближайшему ребенку, брали его за руку и вставали в пары друг за другом. Построение заняло у них не больше минуты, настолько отрепетированным и привычным было для них это простое действие.

Подготовка к школе. Не все мамы и папы находят в себе педагогическую жилку и не каждый работающий родитель успевает научить детей необходимым азам. Детский сад действует по специально разработанной программе, развивающие занятия там проводятся ежедневно. Расписание таких занятий обычно можно увидеть на стенде при входе в группу. Среди них лепка, рисование, математика, развитие речи, музыка, физкультура, изучение окружающего мира. Даже если дома ребенок не проявляет интереса к какому-то виду деятельности, то в садике за компанию и просто потому, что так сказал воспитатель, он учится правильно держать карандаш, рисовать геометрические фигуры, вырезать по контуру, классифицировать окружающие предметы. Форма 20-минутных занятий развивает усидчивость, которая будет так нужна ребенку в школе. Ну а если при садике организованы еще и тематические кружки, то это не только удобно, но и полезно для развития и может повысить интерес ребенка к посещению детского сада.

Физическая активность. В группе малыши не сидят на месте, не смотрят мультфильмы в неподвижной позе, не играют за компьютером. У них есть ежедневная гимнастика перед завтраком, физкультура трижды в неделю, а еще лазание по лесенкам и висение на турниках на игровой площадке. Многие дети вводят в семейную традицию утреннюю зарядку, копируя то, что им показывают в садике. Многие же удивляют своих родителей тем, как умеют прыгать, крутить обруч и сбивать кегли, потому что научились этому на занятиях.

Читайте также:  Смешные фразы ребенка 4 года

Ребенок учится самостоятельности. Прежде всего, он учится какое-то время обходиться без родителей и справляться с различными ситуациями сам. Во-вторых, в детском саду побуждают самому одеваться и обуваться, есть, ходить в туалет, убирать за собой игрушки, помнить о своих личных вещах, оставленных в шкафчике.

Конечно, этот процесс не обойдется без проблем. Дети толкают друг друга, отбирают игрушки, обзываются, шумно отстаивают свои интересы. Но в то же самое время они учатся делиться этими пресловутыми игрушками, постоять за себя, озвучивать просьбы, формулировать желания, чувствовать границы.

* * *

Итак, что же делать волнующимся родителям? Видеть плюсы и ни в коем случае не игнорировать минусы. Устанавливать хорошие отношения с воспитателями. Посильно участвовать в жизни заведения, в котором ребенок проводит большую часть дня. Реагировать на неадекватное поведение персонала детского сада. Быть внимательными к переживаниям ребенка и рассказам о том, что его тревожит. И идти по пути не сопротивления, а принятия детского сада, позитивного отношения к нему, если все-таки было принято решение, что ребенок готов его посещать. И пусть этот опыт будет только положительным!

Лена Чарлин, letidor.ru

Источник

Я уже писала об этом в статье «Нужен ли ребенку детский сад?», но получила много гневных комментариев, что я смотрю на эту тему однобоко, через призму своего детского негативного опыта, а потому и не описала не одного плюса данного учреждения. Что же, я решила осветить эту тему более глубоко и глобально, честно выделяя как плюсы, так и минусы детского сада для ребенка, основываясь на опыте тысяч деток (результаты опроса на блоге, в котором участвовали их родители), а также примеров тех детей, которых я знаю лично.

Плюсы детского сада для ребенка:

— Социальная адаптация. Дети учатся общению с себе подобными, становятся менее замкнутыми, не боятся привлекать к себе внимание. Ведь в садике помимо обычного общения, устраиваются утренники, праздники, и детки выступают перед публикой, читают стишки или поют песенку. Это придает уверенности в себе и помогает осознать свое «Я».

— Подготовка к школе. В детском саду детей обучают и творчеству, и физическим упражнениям, и чтению и письму в игровой форме. Те детки, которые посещают садик, в школу идут подготовленными, знают все, что требуется знать от дошкольника.

— Строгий режим дня. Как известно, в детском садике все происходит в соответствии с режимом. Игры, занятия, прогулки на свежем воздухе, сон – все это устанавливается четко по времени. На детей режим дня действует благотворно, ставит их в определенные рамки, давая уверенность в завтрашнем дне.

— Насыщенная жизнь. У ребенка каждый день что-то происходит, с детского сада он приносит много эмоций, появляются первые симпатии. Детки заводят себе друзей, которых помимо сада, приглашают к себе на День Рождения или просто в гости. Они с удовольствием помогают маме шить себе костюм на утренник и учат песенку, предвкушая праздник.

Вот и все плюсы, которые я честно старалась найти в посещениях детского сада. Теперь поговорим о минусах:

— Отношение воспитателя к ребенку. У воспитательницы таких детей 25. Она не будет любить вашего ребенка, не будет относиться к нему уважительно. Она не будет стараться разглядеть в вашем ребенке личность, у которой есть свое мнение, есть свои предпочтения, желания. Свой характер. Для нее дети – это конвейер. И лишняя работа. Чем меньше у нее будет работы, тем ей легче. Именно поэтому в детских садах до сих пор практикуется «выветривание» детей сквозняками. Я знаю, о чем говорю, так как уже несколько раз воспитательниц нашего города ловили на подобном преступлении. Не думаю, что они такие бессовестные только в моем городе. В любом случае, даже если именно в том детском саду, где ходит ваш ребенок, воспитательница очень совестливая, она все равно не будет относиться к вашему ребенку особо.

— Все под одну гребенку. Программа в садике одна для всех, она не подгоняется под конкретного ребенка, не учитывает его особенностей. Кто-то может сидеть, сосредоточившись часами, а кто-то не может высидеть и пяти минут, а все норовит бегать и прыгать. Кто-то с удовольствием поет, кто-то терпеть не может занятия музыкой. Кто-то любит котлеты, а кто-то вообще не ест мясо. Это никто не будет учитывать. Системе все равно на ваших детей, их всех равняют под одну гребенку, уничтожая в них личность, и делая их похожими друг на друга. Вам хочется, чтобы вашего ребенка ломали?

— Сомнительное воспитание. Да, в детском саду учат манерам, учат делиться игрушками, учат этикету. Но дети учатся вовсе не этому. Они учатся друг у друга. А кто знает, какой контингент в той группе, куда вы отправляете свое чадо? Так, например, одна знакомая мне девочка после посещения садика начала жадничать и жалеть игрушки для других детей. Оказалось, что, так как в садике финансирование велось очень плохо, дети приносили игрушки из дому и игрались до вечера, потом забирали их обратно. Естественно, никому не хотелось, чтобы их игрушки ломали другие дети. Поэтому все дети играли теми игрушками, которые приносили из дому и не давали их другим детям. Конечно, это нестандартная ситуация, но все же показательная, как вообще бывает.

Читайте также:  Как развивать речь ребенка 4 года

Другая моя знакомая в садике нахваталась таких слов, что ее родители не могли потом долго ее перевоспитать и уговорить не употреблять их. Откуда же это все берется? От других детей, которые в свою очередь повторяют за своими родителями. Но воспитатели не могут это контролировать!

К слову, ребенка, который посещает садик, воспитывают не родители. Его воспитывает садик. Потому как ребенок большую часть времени проводит именно там. Этот минус детского сада, пожалуй, нужно учесть.

— Переутомление. По исследованиям психологов, ребенку до 5 лет достаточно двух часов в день общения со сверстниками. Больше его выматывает и утомляет нервную систему. И тогда социальная адаптация идет уже не на пользу, а во вред. В садиках же дети находятся целый день с утра до вечера. Поэтому они перевозбуждаются и становятся гиперактивными, неуправляемыми, непослушными. Все дело в переутомлении.

— Постоянные болезни. В садике ребенок постоянно обменивается друг с другом целым набором микробов, вирусов и бактерий. Один мой знакомый врач сказал, что в среднем ребенок, который посещает садик, болеет 12 раз в год. 12 раз в год! Это же каждый месяц! Возможно, не все детки такие слабые, но у моих знакомых дочка болеет постоянно. Легче подсчитать, когда она не болеет и ходит в садик, чем сколько раз она болеет за год.

Почему-то многие мамы считают, что чем больше раз их ребенок переболеет в детском возрасте, тем крепче станет его иммунитет. Но почитайте книги, написанные именно иммунологами! Не врачами педиатрами, а иммунологами. Иммунитет ребенка полностью заканчивает формироваться к 7 годам. И потом он уже становится устойчив к внешним раздражителям. Поэтому если ваш ребенок за все время посещения детского сада переболеет 36 раз ( по 12 раз три года подряд), то у него к 7 годам сформируется такой же стойкий иммунитет, который будет у ребенка, болевшего за все это время три раза.

— Формирование привязанности. Опять — таки, изучив детскую психологию, вы узнаете, что у ребенка обязательно формируется привязанность к тому человеку/предмету/месту, где он проводит больше всего времени. И это напрямую влияет на ваши отношения с ребенком в будущем. К примеру, ребенок все время находится с мамой, иногда гуляя с бабушками и соседскими детьми. У такого ребенка появляется привязанность к маме. Именно она для него авторитет, главная. В будущем ребенок будет доверять ей, прислушиваться к ее словам, следовать советам. Если ребенок, к примеру, все время сидит перед телевизором и проводит так большую часть дня, то у него формируется привязанность к телевизору. Для него будет важно то, что там ему говорят. Для него именно СМИ будет авторитетом. Сами понимаете, из таких детей вырастают проблемные подростки. Если же ребенок проводит большую часть времени в обществе других детей, то у него возникнет привязанность к обществу. Для него будет важно, что о нем подумают или скажут другие дети, их мнение для него будет важным и во многом решающим фактором в жизни. К вам же, родителям, ребенок будет прислушиваться «постолько поскольку». Хотите ли вы этого?

Вот и все минусы, которые я вижу в посещении ребенком детского сада. Еще хотелось бы несколько слов сказать о тех плюсах, которые я перечислила сначала. Давайте по ним еще раз пройдемся, чтобы показать вам, насколько они значимы.

— Социальная адаптация. Для того, чтобы социально адаптировать ребенка вовсе не обязательно отдавать его в садик. Можно водить его в кружки раннего развития, творческие кружки или спортивные секции. Многие подобные учреждения берут деток с трехлетнего возраста. Там дети будут общаться между собой, выстраивая отношения. Даже на улице, где гуляет каждый ребенок, он социально адаптируется.

— Подготовка к школе. Ребенка вполне можно подготовить к школе и дома. И это вовсе не так уж трудно и долго по времени. Обучить малыша цветам, временам года, буквам, цифрам можно в игре, в разговорах, в сказках. Главное, научиться получать от этого удовольствие!

— Строгий режим дня. С этим вообще все просто. Режим дня не просто можно создать дома, его нужно создать! Это вообще обязательно для дисциплины и организации порядка в доме. Поэтому для этого в садик отдавать ребенок вовсе не нужно.

— Насыщенная жизнь. Яркие эмоции можно обеспечить ребенку и дома. Но для этого у мамы должно быть время и главное – желание. Это сложнее, чем выполнять предыдущие пункты, и требует от мамы определенного заряда энергии. Если с этим все в порядке, тогда фантазия мамы может гарантировать самые разные положительные яркие эмоции в течении дня своему ребенку.

Вот теперь я сказа все, что хотела. Освятила и плюсы, и минусы детского сада для ребенка со всех сторон. А решать, отдавать ли ваше чадо в это учреждение, только вам!

С любовью, Юлия Кравченко

Источник