Песенки и игры ребенку на 1 год

Песенки и игры ребенку на 1 год thumbnail

АННА ИСАЕВА
Программа музыкального развития детей от 1 года до 2 лет

Статья «Программа музыкального развития детей от 1 года до 2 лет«

Автор: музыкальный руководитель Исаева Анна Геннадиевна

В данной статье представлена программа по раннему музыкальному развитию детей от 1 года до 2 лет. Музыкальное развитие и воспитание ребенка начинается с первых дней его жизни, когда он слышит мамин голос, берет в руки первый музыкальный инструмент — погремушку. Как приобщить малыша к музыкальному искусству, когда он подрастает? Что и как слушать? Музыка, пожалуй, один из самых мощных факторов, который воздействует на наши эмоции и чувства.

Пояснительная записка.

Музыкальное развитие детей от года до 3 лет — это составная часть их психического и физиологического взросления. Мелодичные ритмичные звуки являются прекрасной стимуляцией нервной системы ребенка. Поэтому в настоящее время широкое распространение получили методики раннего музыкального развития. Специалисты считают, что раннее музыкальное развитие благотворно влияет на формирование личности. Более того, практика показала, что дети занимавшиеся музыкой в раннем детстве более успешны в учебе, в обществе, в семейной жизни, на работе. Музыкальное развитие детей раннего возраста учит воспринимать музыку и открывать преимущества влияния звуков на настроение и активность. Малыш, слушая музыку, проявляет новые эмоции и познает новые звуковые ощущения. Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия проводит музыкальный руководитель совместно с воспитателем в игровой форме, обеспечивая ребенку эстетическое, музыкальное, творческое, умственное и физическое развитие.

Цель: раннее музыкальное развитие путем создания игровой деятельности педагога и ребенка.

Задачи:

1. Обучать игре на музыкальных инструментах.

2. Создавать благоприятную, эмоциональную атмосферу на занятиях.

3. Воспитывать эстетический и музыкальный вкус.

4. Формировать умение слушать музыку.

5. Развивать музыкальные способности (чувство ритма, певческий голос, музыкальную память, музыкальный слух).

6. Способствовать развитию физических, умственных и творческих способностей.

Новизна программы:

• Составление учебно-тематического плана.

• Использование наглядно-методического материала (куклы-наперстки, куклы- перчатки, куклы — варежки)

• Подбор музыкального материала для игровой деятельности.

• Включение в содержание программы русских народных и пальчиковых игр.

Организация занятий

Программа рассчитана на 1 год. Занятия групповые — 2 раза в неделю.Продолжительность занятия составляет:10минут.

Каждое занятие проходит вместе с воспитателем, при его активном участии. Также помогает помощник воспитателя.

Ожидаемые результаты:

1. Эмоциональное развитие малыша.

2. Передача родителям опыта совместной музыкально-игровой деятельности.

3. Умение ребенка общаться в коллективе.

4. Развитие слуховых, зрительных, тактильных способностей к восприятию музыки

5. Выявление уровня музыкальных способностей

Формы подведения итогов:

Итоговые занятия проводятся 2 раза в год :

• Новогодний праздник проходит в форме сказки. (Декабрь)

• Итоговое занятие, посвященное дню защиты детей, проводится в виде концерта. (Май — июнь)

Итоговые занятия включают в себя игру на музыкальных инструментах, подвижные игры, хороводные игры, пальчиковые игры, игры с предметами, а также элементы театрального действия.

Содержание программы

1. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, способствуют развитию высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения, помогают формированию речи.

2. Слушание музыки с движениями воспитывает внимание, помогает определить настроение героя, формирует эстетический вкус, развивает образное мышление, создает благоприятную атмосферу на занятии.

3. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма, формирует умение играть в ансамбле, знакомит детей с различными характерами, развивает слух, помогает восприятию музыкальных произведений.

4. Игровой массаж, проводимый во время звучания музыки, активизирует все анализаторы коры головного мозга (слуховые, зрительные, тактильные, и обеспечивает ребенку оптимальные условия развития.

5. Подвижные игры, логоритмика. Подвижные игры развивают основные двигательные навыки, воспитывают концентрацию внимания, помогают развитию координации движений, создают благоприятные условия для работы в коллективе, развивают фантазию, воображение, творческие способности.

6. Танцы создают благоприятную социальную среду для ребенка, развивают

сознание, интеллект малыша, показывают правила поведения в коллективе, помогают научиться — красиво двигаться.

7. Игры с предметами позволяют детям войти в любую музыкальную сферу: «домашние животные», «лесные звери», «транспорт», «сказки», «путешествия»… Они помогают решить социальные вопросы, формируют музыкальное мышление, развивают музыкальную память, способствуют элементарному обучению малыша.

8.Пение в раннем возрасте это простейшее интонирование: изображение голосов животных, подпевание звукам природы, подражание сигналам

транспорта. Развитие голоса происходит постепенно, главное не торопить малыша, а побуждать его к пению своим показом.

Методическое обеспечение программы:

— Оборудование и материалы для занятий – музыкальный зал.

— Ковровое покрытие

— Детские стульчики

— Мольберт

Музыкальный центр, ноутбук

— Пианино/синтезатор

— Бубенчики, бубны, маракасы, деревянные ложки, погремушки, музыкальные молоточки, клавесы (деревянные палочки, металлофоны, ксилофоны, треугольники, коробочки, маленькие тарелочки, барабаны.

— Гимнастические палки, обручи, мячи средних размеров резиновые, массажные мячи, мешочки с песком, мячи футбольные.

— Куклы Би-ба-бо (петрушечные)

— Сюжетные игрушки

— Наглядное пособие (пальчиковый театр)

-Платочки и большие платки, подушки.

— Сюжетные картинки, ленты, мишура, султанчикифлажки, «сюжетные» шапочкидетали (маски, хвосты, ушки, крылья).

Методические рекомендации:

1. Педагог должен иметь свой собственный годовой план, скоординированный с ОУ, но педагогу также необходимо готовиться к каждому занятию.

Читайте также:  Нейромультивит для ребенка 1 год

2. На каждом занятии желательно менять условия проведения игр, что способствует закреплению нового материала и поддерживает интерес многократного проведения выученных заданий.

3. Выбрав определенные игры, рекомендуется проводить их в течение 4-6 занятий, а затем постепенно заменять новыми.

4. Все занятия включают в себя совместное выполнение заданий взрослым и ребенком по показу педагога.

5. Разучивание новой игры представляет собой рассказ о сюжете, показ картины, либо яркое живое исполнение.

6. Необходимо делать тематические связки между упражнениями и играми.

7. Воспитатель должен быть активным участником игр, помогать ребенку в случае необходимости. Лучшая поддержка малыша — это совместная деятельность.

Организация музыкальных занятий проходит в разных формах, включая различные методики, новые принципы работы, интересный музыкальный материал.

Одной из таких методик, является музыкальная программа «Музыка с мамой» Екатерины и Сергея Железновых. Цель их программы — способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкального воспитания.

Другая интересная методика, элементы которой мы включаем в занятие, это Орф-педагогика. Она построена на воспитании и обучении детей через искусство и творчество, основанное на единстве и взаимосвязи музыки, движения, речи. Цель музыкального воспитания — развитие личности ребенка, его духовности в русле гуманистических традиций, развитие музыкальности через личное творение. Принципом работы по системе Орфа является элементарное музицирование.

Новыми принципами работы является организация творческой атмосферы на занятиях, подготовка малышей к взаимному сотрудничеству и результативной музыкальной деятельности.

Перспективное планирование работы по музыкальному воспитанию.

Группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет)

Блок

программы Направления работы Составляющие качества

образования

1. Восприятие Слушание музыки Воспринимает знакомые песни,

народные мелодии контрастного

характера.

Подпевание Умеет внимательно слушать

песни до конца исполнения.

Музыкально-ритмические

движения Проявляет интерес к музыке.

2. Исполнительство. 1. Слушание музыки

2. Подпевание

3. Муз. -ритмические движения

Используемый репертуар:

«Погремушечка», укр. народная мелодия

«Колокольчик»

«Полянка», р. н. м

«Баю-бай» М. Красева

«Собачка» М. Раухвергера

«Да-да-да» Е. Тиличеевой

Игра «Найди колокольчик»

Игра «Ладушки» р. н. песня (сб. 1)

«Прилетела птичка» Е. Тиличеевой

«Полянка», р. н. м.

«Баю-бай»

«Топ-топ» М. Красева

«Кошка» Ан. Александрова

«Ходим-бегаем» Е. Тиличеевой или «Маршируем дружно» М. Раухвергера

Игра «Птичка маленькая» А. Филиппенко

«Погремушка» р. н. мелодия

«Скачет зайка маленький» В. Агафонникова

«Флажок» В. Агафонникова

«Барабан» Е. Тиличеевой

«Это ёлочка у нас» Ю. Слонова

«Погремушка» М. Раухвергер

«Где же наши ручки» Т. Ломовой

«Маленькая кадриль» М. Раухвергера

«Колечки» Ан. Александрова

«Уточка купается» А. Лазаренко

«Колыбельная» В. Агафонникова

«Колыбельная» М. Раухвергера

«Спи, мой мишка» Е. Тиличеевой

«Собачка» М. Раухвергера

«Погремушка» М. Раухвергера

«Маршируем дружно» М. Раухвергера

«Ай-да» Г. Ильиной

«Вот так вот» бел. нар. песня

«Игра с зайчиком» или «Игра с мишкой возле ёлки» А. Филиппенко

«Барабан» Е. Тиличеевой.

«Машенька-Маша» В. Тиличеевой.

«Это ёлочка у нас» Ю. Слонова

«Топ-топ» М, Красева

«Маршируем дружно» М. Раухвергера

«Попляшите» М. Раухвергера

«Поиграем с мишкой» Е. Тиличеевой.

Р. н. сказка «Курочка — Ряба», «Поиграем в прятки»

Литература:

1. Буренина А. Ритмическая мозаика. — Санкт-Петербург, 2000.

2. Вихарева Г. Играем с малышами. Логоритмические игры для детей младшего дошкольного возраста. — Санкт –Петербург: Композитор, 2007.

3. Железнова Е. Альбом для обучения пению и игре на клавишных инструментах. — М.: издательский дом Катанского, 2006.

4. Железнова Е. Альбом для обучения пению от 3 до 6 лет. -М.: издательский дом Катанского, 2009.

5. Забурдяева Е., Карш Н., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу. Учебное пособие по элементарному музицированию и движению.- Санкт-Петербург: Невская нота, 2010.

6. Конвенан И. Облака. Песенки для самых маленьких.- Санкт — Петербург: Композитор, 2003.

7. Петрова В. А. Музыка — малышам. — М.: Мозаика-синтез, 2001

8. Русские народные песни и танцы для голоса, блокфлейты и орф-инструментов. В обработке Вечеслава Жилина. — Челябинск, 2004.

9. Золотые ворота. Русские подвижные игры для детей и молодежи. — Новосибирск, 2002.

10. Песенки малышам в сопровождении фортепиано «Ребятам о зверятах», /сост. Нестерова Н. и Селиверстова Н.- Санкт — Петербург: Композитор, 1998.

11. Суворова Т. Танцевальная ритмика. — Санкт-Петербург, 2004.

12. Сауко Т., Буренина А. Топ-хлоп, малыши! – Санкт — Петербург, 2001.

13. Песенки малышам в сопровождении фортепиано «Игрушки», / сост. Нестерова Н. и Селиверстова Н.- Санкт — Петербург: Композитор, 1996, 1997, 1998.

14. О. Киенко «Танцуют малыши. Игротанцы для детей раннего возраста» https://secret-terpsihor.com.ua/

Программа музыкального развития детей от 1 года до 2 летПесенки и игры ребенку на 1 год

Источник

Подвижные музыкальные игры

Зачастую родители, занимаясь с малышом, излишне увлекаются изучением букв, цифр, цветов, иностранных языков, а такая немаловажная сфера как музыкальная остается в стороне. Между тем развитие музыкальности в ребенке крайне полезно для формирования личности: прослушивание музыкальных произведений и музыкальные игры способствуют не только развитию слуха и чувства ритма, но и развитию эмоциональности, творческих способностей, внимания и воображения малыша.

В своей статье «Слушаем классическую музыку с малышом» я уже писала о том, как важно, чтобы музыка поселилась в жизни ребенка с самого рождения. Замечательно, если родители включают малышу самые разные произведения – и классику, и легкие детские песенки. Однако чем старше становится ребенок, тем тяжелее усадить его возле проигрывателя. Ребенку хочется двигаться, бегать, прыгать, танцевать. Поэтому не сидите на месте, а разбавьте ваш досуг с малышом подвижными музыкальными играми. Надеюсь, в этом вам помогут идеи игр из этой статьи. Вот собственно они:

Читайте также:  Ребенок сопротивляется сну 1 год

1. Игра «Угадай, на чем играю»

  • Разложите перед малышом несколько детских музыкальных инструментов: барабан, ксилофон, колокольчик, бубен, гитару, трещотки, трубу – в общем, все, что найдете в своих запасах. Сначала вместе с ребенком назовите и немного поиграйте на каждом инструменте. Потом попросите малыша отвернуться или прикройте инструменты какой-нибудь большой коробкой и сыграйте в угадайку: мама играет то на одном, то на другом инструменте, малыш отгадывает, что сейчас прозвучало. Такую игру можно практиковать с малышом уже с 1,5 лет, начиная с 3-4 инструментов. Занятие становится интереснее, если право быть ведущим будет не все время единолично принадлежать маме, а будет периодически переходить и малышу.

Детские музыкальные инструменты

  • Не менее занимательно устраивать подобную угадайку и на «бытовых музыкальных инструментах». Нам с Таисией такой вариант нравится даже больше. На чем можно играть? Можно ударять ложкой по кастрюле, чашке, стакану, бутылкам (пустым и наполненным), стучать деревянными ложками друг об друга, шуршать пакетом, звенеть ключами. Чем более «продвинутым» становится уровень ребенка в угадайке, тем более тонкие отличия можно использовать в игре, например, взять несколько кастрюль разных размеров или бутылок с разным количеством воды.
  • Можно пойти дальше и угадывать различные бытовые звуки по аудиозаписям, например, шум пылесоса, стиральной машины, заводящегося автомобиля, скрип двери и т.п. (Примеры таких звуков можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ). Такое занятие тоже очень понравится малышу.

2. Игра «Угадай клавишу»

Это занятие, по сути, является усложненной версией предыдущей игры. Если у вас есть дома пианино или синтезатор, отметьте несколько клавиш разными цветами или картинками так, чтобы они сильно отличались по высоте. С картинками, мне кажется, играть интереснее. Допустим, на низкие тона наклейте медведя, на высокие – птичку, а на первую октаву (посредине) – зайчика. Нажмите на отмеченные клавиши вместе с малышом несколько раз, затем попросите ребенка отвернуться и угадать, какая из клавиш прозвучала. Используйте в своем диалоге понятия «высокий», «низкий». В дальнейшем увеличивайте количество клавиш и уменьшайте расстояние между ними. Мы с дочкой начинали игру с трех отмеченных клавиш (это под силу и 1,5-годовалому ребенку), сейчас в наших играх задействованы 10 клавиш.

Игры на развитие музыкальных способностей

3. Изображаем музыку

Пожалуй, это наше самое любимое музыкальное занятие. Что значит изображать музыку? Все очень просто: под «Полет шмеля» мы летаем как шмели, под «Болезнь куклы» показываем нашу печаль и сопереживание, ухаживаем за куклой и баюкаем ее, под «Марш Черномора» изображаем злобного Черномора и его волшебное царство. То есть обыгрываются все те образы, которые возникают при прослушивании музыки. Естественно поначалу ребенок только повторяет действия за взрослым, но постепенно он учится придумывать свои сюжеты.

В этом занятии главное донести до ребенка, что музыка – это не просто набор нот, в ней скрыто множество эмоций и рассказывается о персонажах, событиях, переживаниях. Такое занятие замечательно развивает воображение ребенка, учит его понимать музыку. Хорошо подходит для малышей от 1,5 лет.

Вот несколько произведений, которые мы с дочкой любим изображать:

  • Чайковский «Детский альбом»;
  • Сен-Санс «Карнавал животных»;
  • Прокофьев «Детская музыка» (Марш, Прогулка, Шествие кузнечиков, Утро);
  • Глинка «Марш Черномора»;
  • Вивальди «Времена года. Зима».

Связывать образы можно и со звучанием музыкальных инструментов. Например, мама играет на барабане или на пианино на басах, а ребенок танцует как неуклюжий медведь, мама играет на колокольчике или на верхних тонах пианино – ребенок порхает как бабочка.

4. Учимся различать темп

Заранее нужно подготовить медленные и быстрые произведения, а еще лучше использовать произведения со сменой темпа (например, Брамс «Венгерский танец №5», «Венгерский танец №1», Чайковский «Спящая красавица», Чайковский «Времена года. Июль», для примера я пишу классические произведения – но использовать можно музыку разных стилей). В зависимости от темпа выполняйте с ребенком разные движения. Например, под быструю музыку бегаем, под медленную – плавно ходим по комнате. Или быстро / медленно хлопаем в ладоши, гремим погремушкой.

Другой вариант – мама играет в бубен, а ребенок двигается соответственно ударам бубна: под быстрые удары скачет как воробей, под меленные – важно ходит как цапля.

5. Учимся различать громкость

Игра аналогична предыдущей, только теперь мы уже обращаем внимание не на темп, а на громкость звучания. Можно предложить малышу под громкую музыку громко хлопать в ладоши / греметь погремушкой, а под тихую – тихо. Или под громкую музыку топаем, маршируем, а под тихую – ходим на носочках. Несколько произведений со сменой громкости, которые хорошо подойдут для занятия: Вивальди «Времена года. Осень», Брамс «Венгерский танец №5», Бетховен «Симфония №5», Моцарт «Свадьба Фигаро. Увертюра».

Читайте также:  Какое обезболивающее можно ребенку 1 год

Другой вариант игры – мама играет в бубен, малыш  под тихие удары бубна ходит на носочках, под громкие – шагом, под очень громкие – бегом. Или если мама играет громко, ребенок должен поднять руки с флажками / погремушками, если тихо – опустить.

6. Песенки-игры Железновых

Профессиональные психологи и педагоги давно установили, что пальчиковые и жестовые игры приносят огромную пользу для развития ребенка. А если они еще и под музыку, то им просто нет цены! Мне кажется, сейчас ни в одном развивающем клубе занятия не обходятся без песенок-игр Сергея и Екатерины Железновых, и это неслучайно их музыкальные развивалочки действительно веселые, задорные и очень нравятся деткам. Мы с дочкой тоже с удовольствием играем и танцуем под них с 1 года. Думаю, нет необходимости объяснять, что это за игры такие, проще скачать их. ВОТ ЗДЕСЬ я выложила диски Железновых с инструкциями к песенкам-инсценировкам.

Песенки-игры Железнова

Надо заметить, что игры на дисках не упорядочены по уровню сложности, а я порядок очень люблю :) Поэтому для себя я все наиболее удачные песенки-игры разделила по возрастам. Если вам так тоже удобнее, то вы можете СКАЧАТЬ мою версию сборника по возрастам.

7. Сказки-шумелки

Примерно с 2 лет с ребенком можно пробовать устраивать небольшие музыкальные спектакли. В таких спектаклях основная задача малыша – издавать при помощи подручных средств нужный звук согласно читаемому тексту. Например, под слова «Лошадка бежит, колокольчиком звенит» малыш звенит колокольчиком, а под «Мужик идет по снегу» — малыш шуршит пакетом, имитируя звуки шагов по снегу. Получается очень живо и интересно. Вот здесь можно СКАЧАТЬ аудиосказки с инструкциями.

Сказки-шумелки Железнова

8. Игра «Морская фигура на месте замри»

Эта всем известная с детства игра учит детей слышать музыку и направлена на развитие скорости реакции, внимания и выдержки. Пока музыка играет, танцуем, прыгаем, бегаем – в общем двигаемся, когда музыка останавливается – нужно замереть и стараться не двигаться, детям постарше можно дать задание еще и изобразить какую-нибудь фигуру. В эту игру можно играть и вдвоем, а можно и целой компанией в детском саду.

9. Игра «Шляпа»

Пока звучит музыка, мы передаем по кругу шляпу (если играете дома, то желательно включить в игру хотя бы трех человек), когда музыка замолкает, тот, у кого шляпа осталась в руках, должен надеть ее на голову и пройтись в ней по комнате. Хорошо, если шляпа «ролевая» (например, шапка Деда Мороза или доктора), тогда вовремя проходки игроку нужно будет еще и вести себя соответственно роли.

10. Игра «Кошки-мышки»

В этой подвижной музыкальной игре ребенок также учится различать громкость и настроение произведения. Заранее нужно подобрать две композиции: одна тихая и настороженная, другая – громкая. Один из игроков назначается котом. Остальные – мыши. Даже если мышь в игре всего одна, не беда, игра от этого ничуть не хуже. Когда звучит тихая музыка, дети подкрадываются к «спящему» коту, когда мелодия меняется, кот просыпается и начинает бегать за мышками, которые убегают от него в разные стороны.

11. Игра «Бубен»

Для этой игры желательно найти хотя бы трех участников. Так что если играете дома, зовите папу, бабушку или друзей-игрушек. Первый игрок начинает играть на бубне, остальные хлопают в ладоши и, обращаясь к первому игроку, произносят слова:

Поиграй, Тася, в бубен,
Мы в ладоши хлопать будем,
Поиграй, поиграй,
Саше бубен передай

После чего бубен передается следующему игроку и все повторяется вновь, пока не надоест играющим :) Игру можно закончить словами «Поиграй, поиграй, на место бубен убирай». Когда эта игра была у нас на пике популярности, мы прогоняли кругов по 20, прежде, чем Таисия соглашалась ее закончить :)

Игры с бубном

12. Слушаем, танцуем, поем

Ну и не забывайте почаще включать музыку просто так. Просто чтобы потанцевать или фоном во время игр. Запишите музыку для малыша на флешку или диск, чтобы можно было слушать в машине. Кроме классической музыки полезно включать и детские песни (СКАЧАТЬ ДЕТСКИЕ ПЕСНИ), вместе их петь. Если вы будете петь сами, то и ребенок очень скоро запомнит все слова и тоже начнет подпевать.

Используйте в своих танцах погремушки, бубны. Гремите в такт музыке, выполняйте с погремушками простые движения: гремите над головой, за спиной, перед собой и т.д. Вот еще интересный вариант танцев: попробуйте вместе с малышом танцевать только ручками, или только ножками, только глазками.

Желаю вам, чтобы музыка звучала в вашем доме как можно чаще, и всегда было хорошее настроение! Благодарю за внимание!

Искренне ваша, Яна Разначенко

Читайте также:

Классическая музыка для малышей

СЛУШАЕМ КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ ВМЕСТЕ С МАЛЫШОМ

Методика Монтессори в домашних условиях

МЕТОДИКА МОНТЕССОРИ: КАК РЕАЛИЗОВАТЬ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ?

Книги для детей 1-2 года

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ГОДА — ПОДБОРКА

Источник