Первые признаки развития зависимости у ребенка

На сегодня мы имеем следующий список зависимостей, которые имеют одни и те же причины:

  • алкогольная зависимость;
  • табачная зависимость;
  • наркотическая зависимость,
  • игровая зависимость (азартные или компьютерные игры);
  • пищевая зависимость (булимия, анорексия);
  • информационная зависимость (телевизор, Интернет);
  • эмоциональная зависимость (очень сильная любовь, безответная любовь);
  • несамостоятельность, нужда в других;
  • сильная потребность в интернет-общении (или телефонном общении);
  • трудовая зависимость (трудоголизм);
  • шопинг-зависимость;
  • сексуальная зависимость (в том числе виртуальная).

Все из перечисленных выше зависимостей формируются в детстве, взрослыми, родителями или воспитывающими взрослыми, если ребенок живет не с родителями. И происходит это в детстве примерно с 4-х лет, задолго до того, как ребенок становится способен вступить в какую-либо компанию и пристрастится к вредным привычкам, а именно тогда, когда он очень зависим от родителей и того, чему они его мучают как непосредственно, так и собственным примером.

Откуда ноги растут?

Сама по себе зависимость от вещества или какого-то действия обозначает привязанность к чему-то, что дает человеку возможность чувствовать себя удовлетворенным, не прилагая усилий для достижения удовлетворенности. Иными словами это невротическое поведение, направленное на избежание внутреннего напряжения. В таком случае, человек не осознает, что снятие напряжения или удовлетворение потребности можно достичь здоровыми способами.

Стадии развития зависимости.

Да, зависимость не появляется сразу и из ниоткуда. Зависимость это лишь симптом или то, как перерабатывается внутренний конфликт. Сама зависимость и ее проявления не является причиной, а лишь симптомом! Поэтому, чтобы избавиться от зависимости следует обращаться к психологу за помощью, чтобы найти причину зависимости, а не бороться с самими проявлениями зависимости (т.е. с ее симптомами), что не даст результатов.
И так, зависимость как таковая это вполне нормальное явление и она проходит свои стадии от собственно самой зависимости (или симбиотической связи с матерью) до самодостаточности. Но если на каком-то этапе возникают сложности, то могут начаться патологические процессы, которые как раз таки и приводят к возникновению тех зависимостей, перечисленных нами выше.
Первая стадия развития – младенчество – это стадия полной зависимости ребенка от матери. Затем, по мере роста, все возрастающей возможности обеспечивать удовлетворение потребностей самостоятельно, зависимость от матери уменьшается. Это при правильном воспитании.

И если мать поддерживает ребенка в его стремлении к развитию и отделению от себя, и принимает его без критики в минуты ошибок, то она создает максимально возможную уверенность в ребенке и в том, чтобы он был самостоятельным, познавая полный опасностей мир.

Однако это идеальная ситуация. В реальности так происходит редко. Обычное воспитание часто страдает перекосом в одну или другую сторону. Либо отсутствием поддержки в движении ребенка в мир, либо ограждением ребенка от мира. Таким образом, формирование навыков адаптации к миру задерживаются и нарушается. Таким образом, при нарушениях в воспитании зависимость от матери, как от объекта удовлетворения потребности, не уменьшается, и эта поведенческая привычка – использовать что-то или кого-то для удовлетворения потребностей – переносится на другие объекты или других людей.
Такого рода нарушения в развитии ребенка могут происходить, в основном, по двум причинам:

1 причина – родительская гиперопека.
Когда мама слишком сильно оберегает ребенка от трудностей, у него пропадает стимул развивать свои собственные механизмы для удовлетворения своих потребностей. И тогда взрослеющий ребенок может сталкиваться с тем, что не все в мире подчиняется его требованию так же, как его требованиям подчинялась мама.

Какие тут могут быть последствия?

Когда ребенок окажется в ситуации, (уже привыкший к контролю над матерью) когда он не может контролировать других людей, он начинает чувствовать злость, раздражение, а главное – чувствовать себя неудачником. Потому что рядом с ним другие подростки, воспитанные в более реалистичных условиях, своими собственными навыками добиваются и получают то, что он не может получить: подходящие для себя отношения, творческую самореализацию, удовлетворяющие профессиональные поиски.
Раздражение и неудовлетворенность нарастает и частая вещь, с которой сталкивается подросток – это существующие на «рынке» предложения «для снятия стресса» в виде алкоголя, легких наркотиков, табака. Что приводит часто к тяжелым видам зависимости. И здесь очень важно, чтобы был человек, имеющий авторитет (кто-то из друзей, родитель или психолог).
Гиперопекающие родители, гиперконтролирующие родители ведут себя так не от большого счастья и не от большой радости. Страсть контролировать и опекать – точно такой же показатель зависимости, как и все уже названные мной. Опекающий родитель не занимается своей собственной жизнью постольку, поскольку не знает своих потребностей и не привык на них обращать внимание ввиду собственной низкой самооценки или неумения реализовывать свои потребности.

Контролирующий родитель, жесткий, — это из тех детей, которые не смирились с тем, что мир им не подчиняется. Если брать шире, то склонность к контролю более всего проявляется у людей, чувствующих себя в небезопасности. Только у одних это выражается в форме опеки – мягкой тюрьмы, неочевидной, а у других — в форме жесткой тюрьмы для ребенка, очевидной.
Но, как показывает клиентская практика, чаще всего родители не хотят разбираться в эмоциональных проблемах своего ребенка, просто запрещая ему что-то, лешая его чего-то или просто закрывают глаза на это. Так ведь спокойнее, не правда ли? Но лишь потом, когда ситуация достигает своего критического апогея они обращаются к нам за консультацией по скайпу на Vashe-Soznanie.ru.

Читайте также:  Спортивное развитие ребенка теннис

В чем ошибки воспитания?
А ошибки в том, что гиперопекающие родители уверены, что их стиль воспитание идеален, поэтому и проблем быть не может. И, вместо того, чтобы предложить ребенку самостоятельность и поддержать его в этом, начинают его еще больше опекать и контролировать, видя такое состояние своего ребенка.

2 причина – домашнее насилие или игнорирование ребенка родителями. Об этом на сайте Vashe-Soznanie.ru есть статья.

Насилие бывает четырех видов:

  • психологическое;
  • физическое;
  • сексуальное;
  • экономическое.

Все четыре вида насилия приносят одинаковый вред психике ребенка и влияют на его способность адаптироваться к изменяющимся условиям, преодолевать трудности и решать проблемы самореализации и удовлетворения своих потребностей. Прежде всего, потому, что выросший в атмосфере насилия или игнорирования себя ребенок лишен необходимого условия для развития – эмоциональной поддержки, осознания своей ценности. В результате формируется низкая самооценка, неверие в свои силы и страх пробовать.
Таким образом, этот ребенок тоже не может сформировать свои механизмы адаптации к изменяющейся среде и удовлетворения своих потребностей. Он попросту отказывается от их удовлетворения в связи с неимением достаточных ресурсов для их удовлетворения.
Как результат длительного подавления родителями и подавления гнева на родителей, развивается склонность к депрессии и включается тот же сценарий, что и у избалованного ребенка – поиск простых способов почувствовать себя удовлетворенным.

Для здорового человека удовлетворенность возникает благодаря реализованным потребностям. Это ряд базовых биологических потребностей, психологических потребностей, интеллектуальных потребностей, социальных потребностей. Для реализации этих потребностей здоровый человек прилагает усилия, осмысливает стратегию и обретает навыки. Для детей, воспитанных в вышеописанных условиях, такой способ реализации своих потребностей затруднен, поскольку сам механизм научения таким навыкам не натренирован. Поэтому они выбирают более доступные и менее трудоемкие для себя формы почувствовать удовлетворение или отвлечение от неудовлетворенности – различного рода стимуляторы, наркотики, отвлекающие или утешающие факторы. И становятся зависимыми от них.
В итоге, и гиперопекающие родители и те, кто причиняют насилие — не в состоянии контролировать свою собственную жизнь, удовлетворять свои собственные потребности и поэтому занимаются тем, что им больше подвластно до какого-то времени: своими детьми. По моделям зависимого поведения дети обучаются у своих же родителей.
Мы настоятельно рекомендуем прислушаться к этой статье и не терять время на самостоятельные поиски причин, почему Ваши дети зависимы от чего-то, а обратиться к психологу за консультацией на нашем сайте Vashe-Soznanie.ru.

Источник

Счастливое детство у нас традиционно ассоциируется с играми и развлечениями. Однако прежние дворовые забавы уже не столь популярны у подрастающего поколения, как это было 40 или хотя бы 20 лет назад. Сегодня в чести у подростков компьютерные стрелялки и стратегии. Как результат – формируется такое психическое заболевание, как игровая зависимость у детей. Насколько это серьёзно?

Дети – натуры увлекающиеся, и сложно обнаружить ту грань, которая отделяет простое увлечение от пагубной привычки. Но одно сказать можно точно: если компьютерные игрушки настолько привлекают ребёнка, что он буквально живёт перед голубым экраном, забывая о сне, пище и учёбе, то впору говорить о патологии.

Что такое игровая зависимость

Зависимость от компьютерных игр – это расстройство психики, подразумевающее формирование у человека (взрослого или ребёнка) соответствующего патологического пристрастия. По мнению специалистов, игромания (лудомания) по механизмам возникновения и последствиям напоминает зависимость от алкоголя или наркотиков. Только в нашем случае ребёнок не может подавить стремление играть и проводить всё свободное время за компьютером.

Почему детская игромания является патологией? Подросток не способен контролировать своё поведение, его желание играть вступает в острое противоречие с необходимостью сосредоточиться на других, действительно важных делах. И если он идет к компьютеру, невзирая на то, что ему нужно делать домашнее задание, убраться в комнате, просто пообедать, то это именно зависимость.

В свою очередь, зависимость необходимо отличать от обычной увлечённости онлайн-играми, которая считается абсолютно нормальным явлением. Современные гаджеты, интернет – всё это неотъемлемая часть нашей жизни. Неудивительно, что дети с раннего возраста знакомятся с компьютерными играми и периодически в них играют. Но в норме подобное развлечение не грозит ребёнку негативными последствиями, тогда как компьютерная зависимость у детей постоянно прогрессирует.

Читайте также:  Дисгормоничное развитие у ребенка что это

Что это значит? Если не предпринимать никаких действий, то со временем подросток будет играть всё чаще и чаще, а интервалы между игровыми сеансами станут очень короткими. Как результат – ухудшится самочувствие, начнутся проблемы с учёбой, социальные контакты прекратятся, а отношения в семье станут натянутыми. Не стоит забывать и о разрушительном воздействии зависимости на психику ребёнка.

Таким образом, игромания у подростков – это психическая патология, официально признанная многими национальными психиатрическими ассоциациями. В особо тяжёлых случаях может потребоваться помощь психиатра, поскольку ребёнок не способен контролироваться своё влечение к компьютеру. Ну и, разумеется, родителям следует понять причину подобной зависимости и следовать советами специалистов.

Причины игровой зависимости у подростков

Игра – естественная форма деятельности для детей. Они любят играть и делают это с удовольствием, поскольку в процессе игры получают множество различных эмоций: радость, удивление, восторг и даже страх. И вот на этих эмоциональных перепадах и основан интерес к компьютерным играм.

Но что является причиной зависимости, ведь в стрелялки и бродилки играют многие современные дети, а игромания возникает не у всех? Специалисты выделяют несколько провоцирующих факторов.

  • Семейное неблагополучие. Ребёнок, чьи родители страдают той или иной зависимостью (не обязательно игровой), подсознательно копирует подобную поведенческую модель. К примеру, отец снимает психологический дискомфорт с помощью выпивки, а подросток – посредством погружения в виртуальную реальность.
  • Стрессовые ситуации. Дети ещё не умеют адекватно реагировать на конфликты, стрессы, удары судьбы. Если он столкнулся с какой-либо проблемой (смерть близкого человека, развод родителей, переезд, школьный буллинг), то может попытаться сбежать от неё в мир компьютерных игр.
  • Личностные особенности. Зависимость от компьютерных игр у подростков часто является следствием таких особенностей личности, как сниженная самооценка, нетерпимость к критическим замечаниям, высокая тревожность, депрессивность, импульсивное поведение, любовь к риску, неумение проигрывать.
  • Трудности в общении с ровесниками. Дети, которые не могут наладить контакт со сверстниками, а тем более являющиеся изгоями, глубоко погружаются в виртуальную реальность. В играх они могут, не стесняясь, общаться с другими людьми, взаимодействовать без зрительного контакта. Для некоторых подростков это большой плюс.
  • Отсутствие альтернатив. Если ребёнок не посещает секции, не занимается в каких-либо кружках, то компьютер становится его единственной возможностью развлечься и даже получить новые знания. К тому же для танцев или спорта нужно время, усилия, а компьютерные игры находятся дома, поблизости, всегда рядом.

Стадии зависимости ребёнка от компьютерных игр

Игровая зависимость от компьютерных игр у детей и подростков не возникает в одночасье. Это ступенчатый процесс, который проходит в своём развитии несколько последовательных стадий: от самых лёгких до тяжёлых, требующих наблюдения у специалиста.

  1. Доклиническая стадия. На этом этапе чёткие признаки зависимости не проявляются. Расстройства поведения носят стёртый характер, поэтому со стороны порой даже не заметны. Ребёнок проявляет интерес к играм, проводит онлайн много времени, однако ещё способен самостоятельно отказаться от подобного времяпрепровождения. Ну, или родители смогут убедить его в том, что есть и другие варианты отдыха.
  2. Стадия клинических изменений. В этот период уже можно чётко увидеть пристрастие ребёнка к играм. В том числе и по отчётливым изменениям в поведении. Подросток становится импульсивным, остро реагирует на запрет сидеть за компьютером. Все его мысли связаны лишь с игровым процессом.
  3. Клиническая зависимость. Этот этап характеризуется появлением психически нарушений. Ребёнок уже не контролирует своё поведение, самокритика существенно снижена. Формируется так называемый уплощённый аффект, под которым понимают эмоциональное обеднение. Ребёнок становится чёрствым, жёстким и даже жестоким по отношению к родным, друзьям и домашним животным.
  4. Структурные изменения личности. При общем обеднении эмоций возникают яркие ощущения, которые касаются исключительно игры. У ребёнка появляются навязчивые мысли, появляется безволие, мышление становится нелогичным. Смыслом жизни становятся только компьютерные игры, вся активность сосредоточена лишь возле компьютера или приставки.

Обычно взрослые начинают бить тревогу в тот момент, когда у ребёнка уже сформировалась зависимость и он практически всё время проводит за компьютером. Между тем справиться с проблемой без негативных последствий можно именно на начальной стадии. И обращаться внимание нужно на характерные признаки компьютерной зависимости.

Признаки игровой зависимости у ребёнка

Фото: https://pixabay.com/photos/bullying-hands-face-curl-up-her-679274/

Специалисты выделяют ряд симптомов, которые свидетельствуют о том, что у подростка сформировалась зависимость от онлайн игр.

  1. Протестное поведение в ответ на просьбу отвлечься от игры и отдохнуть от ноутбука.
  2. Негативные эмоции – злость, раздражённость, опустошённость, возникающие в тот момент, когда ребёнок не может играть в игру.
  3. Невозможность спланировать своё время.
  4. Отстранение от выполнения своих обязанностей (ребёнок не делает домашнее задание, не помогает по дому).
  5. Эмоциональный подъём во время игрового процесса (сродни эйфории от употребления наркотической дозы или алкогольных напитков).
  6. Пренебрежение элементарными гигиеническими правилами. Подросток забывает почистить зубы, помыть голову, выглядит неряшливо.
  7. Нарушение обычного режима дня. Ребёнок поздно засыпает, пропускает приёмы пищи (либо ест прямо за компьютерным столом, не желая прерывать игровой процесс), с трудом просыпается по утрам.
  8. Изменения в эмоциональной сфере: грубость, жестокость, депрессивность, импульсивность, вспышки ярости.
  9. Проблемы в учёбе, отношениях с ровесниками.
  10. Сужение круга интересов, когда центральной темой становится игра. Ребёнок постоянно обсуждает лишь игровой процесс, на другие темы разговаривает с неохотой.
  11. Трата денег на приобретение новых компьютерных игрушек, улучшение характеристик компьютера. Если ребёнок увлечён онлайн-казино, то он тратит деньги непосредственно на ставки.
Читайте также:  Умственное развитие ребенка ж пиаже

Эти признаки игромании часто сопровождаются физиологическими проблемами. Постоянное нахождение в одной позе приводит к болезненным ощущениям в области позвоночника и шеи. Из-за нарушения пищевого поведения возникают сбои в работе кишечника. Не стоит забывать и о снижении остроты зрения. Ведь ребёнок очень много времени проводит перед монитором компьютера.

Лечение игровой зависимости

Ответ на вопрос, как бороться с игровой зависимостью у детей и подростков, следует искать совместно со специалистом – психологом или психиатром. При этом следует понимать, что лечение игромании происходит комплексно, носит продолжительный характер и состоит, как и формирование зависимости, из нескольких этапов.

Фото: https://pixabay.com/photos/bullying-hands-face-curl-up-her-679274/

1-й этап. Создание мотивации

Лечение игроманов начинается с уточнения причины развития аддикции, а также консультации самого ребёнка и его родителей/членов семьи. Главная задача этого этапа – формирование устойчивой мотивации к прохождению реабилитационного курса. Специалист подбирает такие доводы, которые хорошо воспримутся подростком и позволят проводить дальнейшую работу.

Если ребёнок ведёт себя неадекватно и нарушения поведения сильно выражены, что исключает нормальное лечение, то возможно применение медикаментозных препаратов. Например, антидепрессантов.

2-й этап. Медицинская реабилитация

Психиатр поначалу определяет наиболее предпочтительный вид лечения – амбулаторный либо стационарный. Второй вариант оптимален в том случае, если юный игроман страдает тяжёлыми психологическими расстройствами. Во всех остальных ситуациях обычно назначают амбулаторное лечение, когда ребёнок приходит в клинику на специальные сеансы.

Основная цель этого этапа – устранение чрезмерной увлечённости игровым процессом. Для этого используют методы внушения, когнитивную и поведенческую психотерапию. А ещё особые тренинги на развитие социальных навыков и групповую терапию с детьми, имеющими схожие проблемы. Также возможно назначение лекарственных средств.

3-й этап. Психологическая реабилитация

Это своего рода тренировка нормального поведения и освобождение от зависимости. Обычно на данном этапе психиатр или психолог привлекает к терапевтическому процессу родителей. Ведь одним из условий успешного излечения от игровой зависимости является нормализация детско-родительских отношений, решение имеющихся межличностных проблем.

Также специалисты работают над совершенствованием психических механизмов. Они позволят противостоять желанию вновь обратиться к компьютерным играм. Для достижения наилучших результатов применяют тренинги личностного роста, семейную психотерапию, групповые встречи и пр.

4-й этап. Поддерживающая терапия

Как отучить ребенка от компьютерных игр, чтобы он потом не вернулся вновь к привычному времяпрепровождению? Именно для этого и нужен данный этап, на котором специалист поддерживает бывшего игромана и предотвращает рецидивы. Главные инструменты – индивидуальные консультации, специальные тренинги, которые повышают устойчивость к стрессу, групповая терапия.

Продолжительность всего терапевтического курса и отдельных этапов определяется в индивидуальном порядке, исходя из тяжести симптоматики и особенностей ребёнка. Как свидетельствует практика, обычно лечение длится около года. При этом окончание курса не означает того, что подросток далее не вернётся к пагубному пристрастию. Дальнейшая его судьба зависит от него самого и поддержки семьи.

Профилактика игровой зависимости

Родители в силах предупредить развитие пагубного пристрастия или возникновение рецидивов. Важно лишь уделять ребёнку должное внимание и всячески его поддерживать.

Нижеследующие советы достаточно банальны, однако от этого они не становятся менее эффективными.

  • Следите за тем, чтобы ребёнку не было скучно. Идеальный вариант – хобби на основе его интересов.
  • Обязательно демонстрируйте собственный положительный пример жизни без всяких зависимостей.
  • Проводите совместные мероприятия в кругу семьи. Это могут быть походы, вылазки на природу, совместное посещение кинотеатра и пр.
  • Контролируйте особенности игр, которые выбирает ребёнок. Пусть ненавязчиво, без диктата, но высказывайте своё мнение. Также следите за длительностью нахождения ребёнка за компьютером.
  • При возникновении подозрительных симптомов обращайтесь за помощью специалистов. Чем раньше вы забьёте тревогу, тем менее разрушительными будут последствия игровой зависимости.

Заключение

Игровая зависимость у детей – бич современного общества. Однако стоит понимать, что сами игры или компьютер не являются абсолютным злом. В умелых руках и при разумном применении они могут быть даже полезны для развития ребёнка. Провоцируют же проблему нарушение детско-родительских отношений, неудовлетворённость подростка своим положением в социуме и деструктивный стиль воспитания.

Источник