Перспективы развития для ребенка

Перспективы развития для ребенка thumbnail

Развитие ребенка на перспективу

Педагоги и психологи сегодня имеют все доказательства, чтобы утверждать: развитие ребенка должно начинаться в раннем возрасте и служить основой для перспектив последующего развития, обучения в течение всей жизни. Прогрессивные центры для детей (в том числе Семейный центр «Азбука для родителей») предлагают развивающие занятия с 6 мес. Задача родителей – содействовать этому развитию ребенка, думая о его будущем. Как же осуществлять развитие ребенка на перспективу?

  • Чтобы видеть перспективы ребенка, нужно понимать, на каком этапе он находится сейчас, осознавать его «багаж». Соответственно важно знать и нормы развития данного возрастного периода. Должна быть четко установлена зона ближайшего развития. Не всегда возможно это оценить самостоятельно – поговорите с педагогом по развитию. Перспективное развитие должно опираться на имеющуюся базу у ребенка. Иначе все планы будут слабо реализуемы.
  • Если ребенок хорошо освоил ту или иную информацию, навыки, ему легче будет раскрыть свои творческие способности, оперируя изученным и создавая новую ступень для перспектив.
  • Перспективы открываются только тому ребенку, чьи возможности заведомо не занижаются родителями.
  • Для перспективы развития ребенка должен быть простор. Создавайте каждый раз условия для развития новых умений после уже освоенных.
  • Давайте ребенку выбор. Даже развивающие игры и игрушки нужно предлагать в разных вариантах. В том числе игры и игрушки должны немного отличаться и по уровню сложностью — в бóльшую степень сложности. Пусть ребенок выберет то, что ему сейчас интересно. Умственная активность ребенка значительно возрастает, если он осуществляет самостоятельный выбор занятия, действия, партнера для деятельности. Для перспективного развития поощрять это особо важно.
  • Перспективное развитие ребенка включает не только конкретные знания, умения, навыки, но и формирование социально значимых качеств, основ мировоззрения, познавательных способностей, многообразных отношений с окружающим миром.
  • Развитие ребенка с перспективой легче осуществлять с активным использованием художественных средств познания окружающего мира (в том числе детских книг), с познанием природы в разнообразии, в знакомстве с запахами, красками, звуками, в движении и с изменениями. Идеален игровой подход в развитии и обучении.
  • С перспективой должны решаться все образовательные задачи: развитие внимания, речи, памяти, наблюдательности, формирование представлений о мире, первоначальных математических, географических и исторических понятий.
  • Перспективное развитие ребенка должно дать главный результат – саморазвивающуюся и самоопределяющуюся личность, которая открыта к творческому взаимодействию с обществом, со всем окружающим миром.
  • Следите, чтобы ребенка не перевозбуждало и не утомляло развитие и обучение – должен быть регулярный отдых. Перспективы у детей индивидуальны и не стоит добиваться большего за счет здоровья ребенка.

Будьте уверены, что развитие ребенка на перспективу станет надежной базой его успешного будущего.

Перспективы развития для ребенка

Новости портала

20.02.2020

Масштабные исторические конные баталии пройдут под Киевом 8 и 9 августа в Древнем Киеве в Княжестве Киевская Русь («Парк Киевская Русь») пройдет конно-исторический фестиваль «Былины Древнего Киева». подробнее

16.06.2020

Захватывающее путешествие во времена Киевской Руси Приглашаем совершить захватывающее путешествие в прошлое на 1000 лет назад и провести день с пользой для здоровья, весело и познавательно в Древнем Киеве подробнее

Источник

Надежда Королева
Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках ФГОС

Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально педагогическая работа с подрастающим поколением. Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Заложенные в раннем возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создает прочною основу будущего развития ребенка. Это и определяет социокультурную значимость дошкольного образования.

С 2013г. вступил в силу федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ, и утвержденный Советом Министерства образования и науки РФ федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который отражает согласованные социально-культурные и общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

Методологической и теоретической основой ФГОС ДО выступили:

ФГОС ДО нацелен на:

Задачи ФГОС ДО:

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие

индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

Читайте также:  Особенности развития мышечной системы ребенка

формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

Ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребенка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития.

Основой содержания дошкольного образования определены

5 направлений, образовательные области соответствующие основным линиям развития ребенка:

В тексте документа не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Поскольку дошкольник – человек играющий, в стандарте закреплено, что обучение должно входить в жизнь ребенка через «ворота детской игры», а именно через сюжетные игры, в том числе сюжетно-ролевые, режиссёрские игры и игры с правилами. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. А необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса (отказ от специально организованной деятельности) уже давно назрела.Приобретение ценного для ребенка опыта также предполагается:

в двигательной деятельности, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др., а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;

в коммуникативной деятельности (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);

в познавательно-исследовательской деятельности (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

в элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);

в процессе восприятия художественной литературы и фольклора;

в процессе конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т. д.);

в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);

в музыкальной деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах).

ФГОС ДО подразумевается, что образовательные организации дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные программы на основе ФГОС ДО и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут составлены опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре.

В отличие от других стандартов, ФГОС ДО не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:

развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

необходимости и достаточности (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

комплексного построения образовательного процесса (для мотивации образовательной деятельности планируется использовать не набор отдельных игровых приемов, а обеспечивать усвоение образовательного материала детьми в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для них событий);

решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;

Читайте также:  Онтогенез развитие ребенка от рождения до года

взаимодействия с родителями (родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности, т. е. они должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями).

Таким образом, можно сказать, что делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, обучении и развитии.

В заключение хочется отметить, что перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Ведь ФГОСДО содержит следующие положительные моменты:

1) стремление сделать жизнь детей в детском саду более осмысленной и интересной;

2) создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития каждого ребенка, интересы группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

3) попытку повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области;

4) отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения;

5) стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.

Используемые материалы

1. Перспективы развития дошкольного образования. [Электронный ресурс] –Режим доступа: https://ds11.edumsko.ru/activity

/fgos/articles/perspektivy_razvitiya_doshkol_nogo_obrazovaniya#showall

2. Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных стандартов. [Электронный ресурс] –Режим доступа: https://sch1018.mskobr.ru/files/perspektivy_razvitiya_sistemy

_doshkol_nogo_obrazovaniya_v_ramkah_federal_nyh_gosudarstvennyh_standartov.pdf

3. Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 13.06.2013 г. и 07.07.2013 г.

4. Федина Н. В. Психология образования в поликультурном пространстве. – 2010. – Том №1.

Источник

Мартынович Раиса Валентиновна
Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития»

Дошкольное образование будущее и перспективы развития.

Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития»

«Время есть величайший из новаторов», — говорил английский философ Френсис Бэкон. Мир не может стоять на одном месте. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления.Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Перед нами появляются новые задачи, которые необходимо решать в современных условиях.

Дошкольное образование является самой первой общественно — государственной формой. А детский сад — это модель устройства мироздания, в центре которого — развитие человека, ребенка. Дошкольный же возраст является важнейшим период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств.

В Древней Руси детей называли «зёрнышками». В этом был глубокий смысл. Чтобы зёрнышко проросло, дало хорошие всходы, за ним надо заботливо ухаживать.

Я считаю, что содержание образования является той приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Сегодня мы, педагоги, чутко реагируем на те изменения, которые происходят в стране. Мне кажется, что именно инновация в ДОУ позволяет обеспечить вариативность образовательного процесса, ориентироваться на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Активное внедрение инновационных технологий позволит обеспечить современное качества образования. Инновационная деятельность создаст условия для духовного развития детей, повышают профессиональный уровень педагогов.

Инновационное учреждение — это учреждение, работающее в режиме развития. Признаками инновационной деятельности являются актуальность проводимой работы, включенность в поисковую деятельность большинства педагогов, эффективность результатов. Инновационным можно назвать учреждение, которое стремится в своей деятельности использовать достижения современной педагогической науки, новые технологии дошкольного образования, где реализуются творческие возможности всех членов коллектива ДОУ.

К примеру, это может быть разработка новой модели будущего детского сада «Сенсорный детский сад» по направлению деятельности социокультурное развитие личности ребёнка средствами здоровьесберегающих технологий. Основной целью которого является — разработка и создание действующей экологически безопасной модели дошкольного образовательного учреждения нового типа через социально — экологический проект, обеспечивающей оптимальный маршрут развития каждого ребенка.

Особый интерес будут представлять – сенсорные маршруты, созданные как на территории детского сада, так и в его помещениях. Каждый маршрут планирует развивать определенный вид восприятия в большей степени с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей. Спланированный общий маршрут «Сенсорного сада» объединит все объекты, расположенные на территории детского сада (тематические площадки, парковые скульптуры, природные объекты, сенсорные центры на групповых площадках, функциональные зоны). На основе этого же принципа необходимо организовать работу по маршруту «Сенсорного сада» в помещениях ДОУ. Здесь в рамках сенсорных маршрутов возможны сенсорные центры в групповых комнатах, сенсорная комната, функциональные зоны и многое другое обеспечивающие реализацию инновации в будущем. Выработка такого подхода к новому детскому саду можно реализовать через проектную модель «Педагогический портфель», который будет направлен на обсуждение и распространение лучших идей и опыта педагогического труда.

Читайте также:  Центр развития ребенка радость в омске

Предполагаю, что в будущем в результате пошаговых действий по созданию новой модели дошкольного учреждения и основных направлений деятельности по реализации становления «Детского сада будущего»будет способствовать:

-изменение образовательной деятельности, выбор более качественных подходов работы педагогического коллектива;

-заинтересованность родителей в качестве предоставляемых услуг детям;

-создание имиджа детского сада как одного их лучших и обеспечение его конкурентоспособности.

В ФГОС дошкольного образования отмечено, что у педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают обеспечение эмоционального благополучия, поддержку индивидуальности и инициативы детей, установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях, построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Именно в семье ребенок овладевает социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе.Сегодня родители переживают значительные трудности: личные проблемы, усталость, психическое и физическое перенапряжение, тревога в связи со снижением безопасности жизни, событийные кризисы и др. В этих условиях семье необходима поддержка и сопровождение. Следует придать дошкольному учреждению открытость, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным.

Кроме того, необходимо помочь родителям подготовить к школе детей, не посещающих по какой-либо причине дошкольные образовательные учреждения. Возникает новая задача – расширение спектра вариативных форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Это могут быть группы кратковременного пребывания, консультативные пункты, семейные группы, центры игровой поддержки, службы ранней помощи, клубы будущего родителя, оказывающих помощь родителям, воспитывающим дошкольников на дому, в обеспечении равных стартовых возможностей ребенка при поступлении в школу.

Оптимальное распределение кадрового ресурса внутри дошкольной образовательной сети предполагает наиболее эффективное использование потенциала методистов, психологов, логопедов, преподавателей иностранных языков, воспитателей-экспериментаторов, старших воспитателей для повышения качества образования в целом. Развитие сети дошкольного образования предполагает появления малых детских садов, надомных групп, родительские группы и т. д.

Главная задача воспитателя – преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и настроится на сотрудничество, взаимодействие.При организации дифференцированного подхода к родителям должны соблюдаться следующие условия: соблюдение такта, чуткости, отзывчивости; учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраст её членов, уровень подготовленности в вопросах воспитания; сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией групповой работы и др.

Сегодня можно отметить, что наше дошкольное образование делает всё возможное для успешной профессиональной подготовки педагогов к переходу нового дошкольного учреждения на высоком уровне. Коллективы детского сада с уверенностью смотрят в будущее. Наша деятельность направлена на особый подход пребывания ребенка в детском саду — чтобы все, что окружает детей, вызывало чувство радости и красоты, будило в малыше пусть не бурю, а небольшой такой шторм положительных эмоций. Ребенок вырастет, и кто знает, быть может, обживет, обыграет, обустроит жизнь согласно своим представлениям о гармонии уже следующего поколения.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящий момент основной задачей является развитие системы дошкольного образования, оптимально отвечающей интересам ребенка и семьи, обеспечивающей наибольший охват детей качественным дошкольным образованием.

Источник