Периоды развития ребенка спортсмена

Периоды развития ребенка спортсмена thumbnail

Как развивается работоспособность наших юных спортсменов, как над чем и с какой интенсивностью им предстоит работать на всём периоде обучения в спортивных школах, об этом и самим ребятам, и конечно же их родителям, знать не только полезно, но и настоятельно рекомендуется. Данная статья отвечает на все эти вопросы наиболее полно и развёрнуто. Читаем, запоминаем, делаем выводы.

1. Особенности динамики физических качеств у детей.

В современной практике большое значение имеет осведомленность тренера о наиболее благоприятных, так называемых сенситивных возрастных периодах  развития основных физических качеств, когда эти качества наиболее чувствительны к влиянию тренировки (Тихвинский и др., 1991) 

Следует учитывать, что возрастные изменения носят неравномерный характер, а периоды ускоренного развития чередуются с периодами замедления и относительной стабилизации. Принято различать хронологический (паспортный) и биологический возрасты. Биологический возраст характеризуется уровнем скелетного, физического и функционального развития детей и подростков. В пубертатном периоде у подростков одного хронологического возраста различия по биологическому возрасту могут достигать от 1 до 3- 4 лет.

Наиболее распространёнными критериями биологической зрелости организма являются костный возраст и степень выраженности вторичных половых признаков. Установлено, что в каждом возрасте более зрелые юные спортсмены обычно (но не обязательно) имеют некоторое преимущество перед сверстниками с нормальными или замедленными темпами полового созревания по уровням развития силовых способностей, функциональной производительности и весоростовым данным.

Примерно 60 — 65% девочек 12 — 14 лет и мальчиков 13 — 15 лет демонстрируют нормальные (среднестатистические) уровни полового развития, а 35 — 40 % составляют подростки, относящиеся к акселерировнному или ретардированному типам биологического развития.

Учет индивидуальных, уровней и темпов полового созревания при планировании многолетней тренировки позволит наиболее полно реализовать генетические программы роста и развития юных спортсменов.

Согласно теории «сенситивных периодов» направленная физическая тренировка оказывает наибольшее влияние на развитие отдельных компонентов работоспособности именно в периоды их интенсивного естественного роста. Интенсивное увеличение аэробных возможностей приходится на предпубертатную и начало пубертатной фазы индивидуального развития (при степени выраженности вторичных половых признаков, соответствующей оценке 1 — 4 балла), а максимальной силы, скоростно-силовых способностей и анаэробной производительности — на вторую половину соответственно пубертатной фазы (при достижении степени выраженности вторичных половых признаков в 5 -7 баллов) (Булгакова,  Тимакова, Глужаковский, 1985; Манцевич, 1986).

Контроль уровня биологической зрелости юных спортсменов особенно важен для определения сроков начала интенсивной функциональной и силовой тренировки.
Известно, что при работе с девочками пловчихами,  восточногерманские тренеры резко (иногда в 2 — 3 раза) повышали общий объем плавания и объем силовых нагрузок при вступлении спортсменок в собственно пубертатную фазу развития, что позволяло направить процессы роста и развития в оптимальное русло и добиться в результате тренировки максимального прироста силовых и функциональных возможностей. Такой подход требует регулярного контроля за темпами полового созревания юных пловцов. (Волков, Филин.,1983).  

Кроме того, определение биологического возраста повышает надёжность прогноза физических потенций юных спортсменов  (Живилов, 2000).  Если до начала периода полового созревания два юных спортсмена имели примерно одинаковые тотальные размеры тела, уровни силовых и функциональных возможностей, то к зрелому (дефинитивному) возрасту окажется выше, сильнее и выносливее тот из них, которых позже вступит в пубертат.

1.1.Развитие физических способностей в зависимости от возраста, пола
и индивидуальных различий.

Одним  из компонентов структуры  физических  способностей  человека является мышечная сила.

• Сила определяется, как способность   преодолевать  внешнее сопротивление посредством мышечных усилий.

Сила  мышц   тесно   связана   с ростом   костной   и  мышечной   ткани, развитием   суставно-связочного аппарата. Она зависит   от способности управлять работой (координировать её) отдельных мышц.  Силу мышц удаётся измерить уже в возрасте 4х- 5 лет.

Наибольший прирост силы отдельных мышц происходит в период от 14 до 17 лет. Так сила разгибателей туловища увеличивается с 11 до 14 лет с 72,0 кг до 90,8 кг, а с 14 до 17 лет — до 144 кг.

Наибольшее увеличение силы отмечается при разгибании бедра, туловища, наименьшее — при сгибании кисти, предплечья. В результате неравномерного прироста силы отдельных мышц в каждом возрастном периоде изменяется соотношение силы различных мышц.

С 14 лет для развития силы мышц рекомендуют применять разнообразные упражнения с отягощением, умеренные статические усилия. Напротив, значительные силовые нагрузки могут отрицательно сказаться на растущем организме (Кузнецова, 1997).

1.1.1. Особенности развития скоростно-силовых способностей
девочек и девушек.

При изучении дифференцированного развития скоростно-силовых способностей по показателям выпрыгивания было определено, что представители всех уровней физического развития с  8  до 17 лет почти одинаково увеличивают свои скоростно-силовые способности.  

В отличие от среднего и ускоренного уровней физического развития, девочки ретарданты  наибольшее увеличение в темпах развития данной способности   показывают   в   подростковом   возрасте, наименьшее   в старшем. Можно сделать следующий вывод:  что у представительниц замедленного физического развития эта способность формируется несколько позже по сравнению с девочками среднего и выше среднего уровней развития.

Если сравнить результаты в скоростно-силовых показателях девочек и девушек разного уровня физического развития, то можно отметить, что представительницы замедленного уровня — ретарданты  почти во всех, возрастах, уступают своим сверстницам среднего и ускоренного физического развития.    

1.1.2.  Особенности развития скоростно-силовых способностей
мальчиков и подростков.

Определённые особенности в дифференцированном развитии скоростно-силовых способностей имеют мальчики и подростки.

Как у акселератов, так и у ретардантов, наблюдается несколько возрастных периодов значительного прироста. Наиболее благоприятны для педагогического воздействия такие возрастные периоды: 10 — 11,12 — 13 и 15—16 лет. При этом следует заметить, что в возрасте от 8 до 9лет с 11 до 12 и с 13 до 14 лет наблюдаются спады в развитии данной способности. В остальных возрастных периодах, за исключением с 16 до 17 лет, происходит увеличение.

Читайте также:  Игры влияющие на интеллектуальное развитие ребенка

И хотя активное развитие происходит почти во всех возрастных этапах, наиболее благоприятными периодами для специального воспитания необходимо признать младший и старший школьный возрасты.

Возрастному развитию силы разных групп мышц человека посвящено большое количество исследований. Выводом из наших исследований является то, что развитие различных мышечных групп происходит неравномерно и индивидуально: каждая из них в процессе онтогенеза проходит свой специфический путь развития.

1.2. Развитие быстроты

Быстрота — это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Характеризуется латентным временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движений. Между отдельными проявлениями быстроты не всегда существует надёжная взаимосвязь. Так высокая скорость движений может сочетаться с замедленной двигательной реакцией.

Время реакции зависит от возраста. Впервые латентный период реакции удаётся определить в возрасте 2 — 3 лет. Он составляет 0,50 — 0,90 сек. Но уже в возрасте 5-7 лет время реакции снижается до 0,30 — 0,40 сек. В  последующие  годы  происходит дальнейшее  снижение  показателя быстроты.  Для разных групп мышц уменьшение времени реакции неодинаково.

1.2.1.    Развитие скоростных способностей у девочек и девушек.

Скоростные способности девочек и девушек со средним уровнем физического развития с 8 до 15 лет увеличиваются в 1,3 раза, а с 15 до 17 лет наблюдается их уменьшение.

Скоростные способности у девочек с уровнем развития выше среднего, активно развиваются до 16 летнего возраста и имеют несколько достоверных периодов увеличения: с 8 до 9 лет, с 10 до 11 лет  и с 13 до 14 лет. При этом наибольшее развитие наблюдается с 8 до 9 лет. 

У девочек с уровнем физического развития ниже среднего, скоростные способности, с 8 до 17 лет также имеют периоды активизации и стабилизации. Наиболее активный период развития — до 15 лет, когда эта способность увеличивается в 1,3 раза.

Общей закономерностью является тот факт, что если в предпубертатном и пубертатном периодах школьницы с уровнем физического развития ниже среднего отставали в суммарном темпе прироста, то в постпубертатном они опережают своих ровесниц со средним уровнем за счёт » скачка» (0,5сек), а затем сравниваются с ними.

Лица с уровнями физического развития ниже и выше среднего , несмотря на одинаковое увеличение скоростных способностей с 8 до 17 лет (1,3 раза), имеют отличия по показателям абсолютных и относительных величин.

В пяти возрастных периодах (9, 11, 13, 14 и 16 лет) по абсолютным показателям преимущество на стороне школьниц с уровнем физического развития выше среднего и только в двух возрастах (15 и 17 лет) они выше у девушек с уровнем ниже среднего.

Вывод:    таким образом,    на формирование    скоростных способностей значительное влияние оказывает уровень физического развития. Это отчётливо проявляется в следующие возрастные периоды:

У ретардантов с 8 до 10 и с 13 до 15 лет;

у лиц со средним уровнем развития с 8 до 11 и с 12 до 14 лет; у акселератов с 8 до 9, с 10 до 11 и с 13 до 14 лет.

1.2.2.  Развитие скоростных способностей у мальчиков и подростков.

У мальчиков увеличение темпов развития скоростных способностей наблюдается с 9 — 12 лет, и с 13 до 16 лет, уменьшение — с 8 до 9 лет и с 16 до 17 лет, а стабилизация с 12 до 13 лет, то есть на протяжении 10 лет скоростные способности интенсивно развиваются, при этом наибольший темп прироста приходится на подростковый возраст. Это позволяет считать весь школьный период, за исключением 12 — 13 лет и 16-17 лет, наиболее эффективным для воспитания скоростных способностей.

Мальчики и подростки со средним уровнем физического развития в развитии скоростных способностей не отличаются от своих сверстников-акаселератов и ретардантов. Исключение составляют 14-летние подростки.

В этот период они показывают более низкие результаты, чем ретарданты в 12, 16 лет.
У акселератов в развитии скоростных способностей наблюдается два увеличения — с 9 до 11 лет, где оно равно  и с 12 до 15лет.

Значительная активизация в развитии приходится на подростковый и старший школьный возраст, хотя и в младшем возрасте есть все предпосылки для воспитания быстроты.

Увеличение возрастных темпов прироста идёт более равномерно и заметных скачков не наблюдается. Однако в 10,14,15 и 16 лет акселераты показывают результаты ниже, чем ретарданты, а в 12 и 16 лет ниже, чем лица со средним уровнем физического развития. Ретарданты в развитии скоростных способностей несколько опережают своих сверстников. У них наблюдается два основных этапа в развитии быстроты — это следующий возраст с 9 до 11 лет и с 13 до 15 лет.
Как видно,   препубертатный и пубертатный  возрастные периоды наиболее благоприятны для воспитания скоростной способности.

Общим выводом из всего выше сказанного является то, что ретарданты по сравнению с лицами со средним уровнем физического развития только в 14 лет показывают лучшие результаты.
Таким образом, дети и подростки разного уровня физического развития в младшем школьном возрасте показывают в быстроте движений одинаковые результаты.

1.3. Развитие выносливости.

Это двигательное качество развивается позднее остальных и развитие выносливости в разные возрастные периоды неравномерно.

В упражнениях анаэробной мощности значительное увеличение продолжительности работы характерно для возраста от 10 до 14 лет.

Читайте также:  Оценивание возрастного развития ребенка

Данные позволяют считать, что в возрасте 13 — 14, 14 —15 ,и 16—17лет есть все предпосылки для целенаправленного воспитания выносливости. Однако с 13 до 16 лет прослеживается некоторая стабилизация в развитии выносливости, которая завершается » скачком » в сторону увеличения с 16 до 17 лет.

Можно сделать вывод, что по ежегодному темпу прироста выносливости дети и подростки с уровнем физического развития ниже среднего не имеют явных преимуществ перед своими сверстниками. Ретарданты в развитии выносливости в 13 лет опережают школьников со средним уровнем физического развития. Однако уже в 14 и 15 лет ретарданты в результатах на выносливость уступают школьникам со средним уровнем. В 17 лет их результаты одинаковы. Что касается отличий в развитии выносливости между ретардантами и акселератами, то первые опережают своих сверстников на протяжении целого ряда лет, 12 , 13 и 17 лет, как в подростковом, так и в старшем школьном возрасте.

Нельзя не отметить, что у детей и подростков акселератов существует несколько чувствительных зон и для воспитания выносливости. Эти зоны у мальчиков и девочек наблюдаются в подростковом возрасте, а в старшем школьном возрасте у юношей планируется такой же объем нагрузки, как в предыдущие возрастные периоды (подростковом), для девушек, в силу снижения темпов развития данной способности, объем средств уменьшается до средних и малых величин.

Подводя итог можно сказать, что биологическая надёжность организма определяется в большей степени силой взаимосвязи всех  его систем, а не отдельно взятой системы. В определённый возрастной период, когда эта взаимосвязь значительно ослабевает, происходят изменения в растущем организме: формируются системы, которые требуют большого энергетического обеспечения. В период же, когда взаимные связи между системами сильнее, процесс формирования уже завершен и » затухают » внутренние противоречия в организме, на которые расходовалась значительная часть энергии. Отсюда напрашивается вывод, что такой период может быть благоприятным для применения большого объёма нагрузок.

То есть, эти нагрузки не будут действовать избирательно, на какую — либо отдельную систему, а будут распределяться равномерно на весь организм в целом.

Источник

Физиологические особенности развития детей, подростков и юношей[править | править код]

Развитие организма человека, или онтогенез, начинается со стадии оплодотворения яйцеклетки и заканчивается только со смертью. В постнатальном (после рождения) онтогенезе человека развитие его отдельных органов и частей тела происходит нерав­номерно. С момента рождения до взрослого состояния высота го­ловы увеличивается всего в 2 раза, длина туловища — в 3 раза, длина верхних конечностей — в 4 раза, а нижних — в 5 раз. В по­стнатальном онтогенезе различают определенные временные от­резки, называемые возрастной периодизацией. Остановимся на периодах, характерных для детей, подростков и юношей (табл. 1).

Возрастная периодизация

Период

Возраст

Новорожденные

1—10 дней

Грудной возраст

10 дней — до года

Раннее детство

1-3 года

Первое детство

4-7 лет

Второе детство

8-12 лет

Подростковый период

13-16 лет

Юношеский возраст

17-21 лет

Каждому возрастному периоду присущи свои особенности ро­ста и развития, формирования и проявления физиологических фун­кций, обмена веществ и его гормональной регуляции. В период первого детства имеет место увеличение скорости роста, которое называется первым ростовым скачком. Возраст от 1 года до 7 лет называют периодом нейтрального детства, поскольку в этот пери­од девочки и мальчики почти не отличаются друг от друга по раз­мерам и по форме тела.

Для адекватного развития детей на всех этапах онтогенеза не­обходимо, чтобы режим двигательной активности удовлетворял генетическую потребность в моторике и включал широкую про­грамму обучения их двигательным навыкам.

Приход детей в спортивную секцию и тем более первые прояв­ления специфических двигательных навыков, как правило, затра­гивают период второго детства. Поэтому начиная именно с этого возрастного периода будут изложены основные вопросы, касаю­щиеся особенностей физиологии развития детей в постнатальном онтогенезе.

Физиологическая характеристика детей периода второго детства[править | править код]

Период второго детства (8-12 лет — мальчики, 8-11 лет — девочки) характеризуется плавностью структурных и функцио­нальных изменений. Снижается уровень основного обмена до 1,3-1,5 ккал/кг/ч. Заканчивается развитие костного скелета, уси­ленно развивается и укрепляется мышечная система. Темпы роста мальчиков с 8 до 12 лет равномерны. Ежегодно длина тела увели­чивается на 4-5 см, масса тела — на 2-3 кг. До 10 лет девочки уступают в росте, но в 10-11,5 лет у девочек наступает период второго скачка роста, и с 10 до 13 лет они опережают по темпам роста мальчиков.

В деятельности ЦНС преобладают процессы возбуждения. Уро­вень охранительного торможения невысок. Подвижность нервных процессов низкая, при работе быстро развивается утомление.

В нервной регуляции сердца преобладает тонус симпатическо­го нерва. ЧСС составляет 75-80 уд./мин. Ударный объем (УО) — 30-40 мл, минутный объем крови (МОК) — около 2000 мл. Масса миокарда достигает в возрасте 10-11 лет в среднем 112 г, в 11-12 лет — 127,8 г.

Объем легких увеличивается в период второго детства за счет роста альвеол. Общая емкость легких колеблется от 1800 до 3400 мл, минутный объем дыхания — от 3,8 до 4 л/мин, поглощение кисло­рода — от 4,8 до 5 мл/мин/кг.

Содержание гемоглобина в крови в 8-9 лет равно 130-140 г/л, кислородная емкость крови — 17,4 об%. Относительно низкая кис­лородная емкость крови является одним из факторов, лимитиру­ющих снабжение организма кислородом при работе. К другим фак­торам относятся низкие функциональные возможности сердца, в частности небольшой прирост УО, недостаточная эффективность внешнего и внутреннего дыхания.

Читайте также:  Темы индивидуальной программы развития ребенка

В первые два года периода второго детства (от 8 до 9 и до 10 лет) в эндокринном статусе организма возрастает роль гипоталамо- гипофизарной системы. Повышается чувствительность желез внут­ренней секреции к тройным гормонам гипофиза. Еще больше в диапазоне 9-12 лет возрастает роль биогенных аминов — ад­реналина, норадреналина, дофамина, являющихся секреторными продуктами симпатоадреналовой системы. Выраженный рост ее активности у девочек наступает в 12 лет, у мальчиков — за пределами второго детства. С адреналином связана мобилизация энергетических ресурсов организма. Кроме того, катехоламины повышают эффективность взаимодействия гипоталамуса с вы­шележащими отделами ЦНС, стимулируют гонадотропную функ­цию гипофиза. Рост и изменение структуры тела в периоде второго детства происходят главным образом под влиянием соматотропина (СТГ) и инсулина. Оба этих гормона в основном регулируют анаболическое направление обмена веществ. В 10— 11 лет концентрация соматотропина в крови стабилизируется до перехода в пубертатный возраст. В целом в период второго дет­ства динамика гормональной активности обходится без выра­женных скачков, и секреция гормонов удерживается на стабиль­ном уровне.

Физиологические особенности пубертатного периода[править | править код]

Подростковый период-(полового созревания, пубертатный) является третьим периодом детства, когда организм находится перед новым большим физиологическим скачком количественного и качественного роста и резкой перестройки большинства органов и систем. Девочки вступают в период полового созревания раньше, чем мальчики. В соответствии с современной возрастной периодизацией диапазон подросткового возраста для девочек -12-15, мальчиков — 13-16 лет. В этом периоде в регуляцию процессов жизнедеятельности включаются новые гормоны, имеющие широкий Спектр действия на обменные процессы в органах и тканях, в том числе и в ЦНС.

К особенностям этого периода относится бурный рост организма, именуемый пубертатным скачком роста. В основе его лежит генетически детерминированное увеличение количества и размеров клеток. У девочек увеличение длины тела наступает на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, но прирост менее выражен и составляет 8-10 см в год. У подростков Происходит преимущественный рост в длину трубчатых костей конечностей и позвонков, увеличивается масса и плотность костной ткани. Нарастание длины туловища отстает от роста нижних конечностей. Происходит рост мышечной массы, половых органов, некоторых внутренних органов, однако темпы роста последних отстают от антропометрических показателей

Рост подростков обеспечивается соматотропным гормоном (СТГ) гипофиза, гормонами надпочечников, щитовидной и поджелудочной желез. По мере повышения активности половых гормонов влияние СТГ на процессы роста уменьшается. У мальчиков андрогены надпочечников и тестикул влияют на развитие вторичных половых признаков, сперматогенез и мутацию голоса. У девочек под влиянием эстрогенов, прогестерона, фолликулостимулирующего гормона и гонадотропина обеспечивается регулярность менструального цикла — основного признака полового созревания.

В динамике подросткового периода мощность сердца увеличивается, проявляется некоторая экономичность в его деятельности — урежается ЧСС, удлиняется фаза изгнания, повышается систолический объем. Мышечная масса сердца преимущественно за счет левого желудочка обнаруживает прирост. Объем сердца у подростков 13-15 лет колеблется от 433 до 500 cm.

За счет роста легочной, развития эластической ткани, дыхательных мышц повышается функциональная мощность дыхательной системы. Объем легких от; 11 до 14 лет увеличивается в 2 раза. Функциональные показатели дыхания, количество эритроцитов и гемоглобина повышаются.

Развитие двигательных качеств происходит на фоне совершенствования моторики. В связи с нарастанием в пубертатном периоде мышечной массы увеличивается сила. Наибольший ее прирост совпадает с 14-17 годами. Качество быстроты в подростковом возрасте имеет положительную динамику — укорачивается время двигательной реакции, время одиночного движения, повышается частота движений.

В связи с морфологическим и функциональным созреванием систем жизнеобеспечения (ростом сердечной производительности, параметров внешнего дыхания, кислородной емкости крови) в подростковом возрасте повышается качество выносливости. Это обусловлено наступлением достаточной зрелости симпатоадреналовой системы, особенно у мальчиков-подростков. Кроме того, в пубертатном периоде, приобретает значение ацетилхолиновая система, ответственная за экономизацию функций организма.

Физиологическая характеристика юношеского возраста[править | править код]

После периода полового созревания юношеский возраст является следующим этапом развития организма на пути к зрелости. В соответствии с возрастной периодизацией к нему относят лиц 16—20 лет (девушки) и 17-21 года (юноши).

В юношеском возрасте почти заканчивается развитие, различных функциональных систем, начавшееся в подростковом периоде. Увеличивается толщина костей, укрепляется связочный аппарат, нарастает мышечная масса, которая к концу юношеского периода достигает 45% общей массы тела. В скелетных мышцах продолжается тонкая дифференцировка волокон, совершенствуется нервная регуляция мышц. ЧСС достигает уровня взрослого (66 уд./мин), увеличивается глубина дыхания, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), МОД. В конце юношеского возраста сердце приобретает размеры сердца взрослого человека, завершается перестройка структуры миокарда. В связи с утолщением стенки левого желудочка приобретается достаточная мощность миокарда, чтобы поддерживать нормальный уровень артериального давления (АД).

В юношеском возрасте ликвидируется рассогласованность в гормональной регуляции обмена веществ и физиологических функций, наступает период половой зрелости.

Читайте также[править | править код]

  • Современные проблемы здоровья у детей
  • Аэробная производительность детей и подростков
  • Анаэробная производительность детей и подростков
  • Возраст детей для допуска к занятиям в различных видах спорта
  • Обмен веществ у детей и подростков
  • Оценка питания детей-спортсменов
  • Правильный режим питания для детей-спортсменов
  • Меню и рационы питания для детей спортсменов
  • Питание и контроль состава и массы тела
  • Диеты для детей занимающихся спортом
  • Спортивное питание для детей
  • Витаминно-минеральные комплексы для детей

Источник