Периодизация речевого развития ребенка дошкольный возраст
Слайд 1
Периодизация речевого развития детей дошкольного возраста
Слайд 2
Периодизация речевого развития детей дошкольного возраста 1. Доречевой период Норма Этапы младенческого крика, плача, гуления, лепета. 3 месяца – гуление (ребёнок произносит на распев гласные звуки). Это хорошая тренировка речевого дыхания, необходимый компонент; 6 месяцев – лепет (произнесение слогов ма, па, дя); 7-8 месяцев – период лепетного декларирования (поризнесение цепочек слов с разными интонациями); 10 месяцев – понимание и произношение слов «да», «нет», сопровождающееся соответствующими жестами; 1 год – 10-15 осознанно произносимых лепетных слов (мама, папа, би-би). Признаки риска задержки речевого развития Отсутствие лепета. В этом случае необходимо обратиться к отоларингологу и провести исследование слуха.
Слайд 3
2. Возраст 1-2 лет В этом возрасте ребёнок осознаёт, что все предметы имеют названия. Задаёт вопросы о названиях предметов. На этом этапе у ребёнка достаточно быстро накапливается словарь . Норма В речи детей преобладают : протослова ( Пример: Ки- всё интересное; фа- горячо, опасно); слова языка нянь – а). лепетоподобные (баба, деда,бай-бай, бо-бо); б). звукоподражательные (мяу, ням-ням, тик-так; нормативные слова, с искажённой фонетической формой , обозначающие предметы, с которыми ребёнок каким –либо образом взаимодействует, или простые действия: вода, каша, молоко, дать, сядь. Появление первых прилагательных: хороший, плохой, большой, маленький. ( «хаёси», «пахой »); появляются предложения : «Хочу пить», «кто там?»; появляются словообразовательные инновации (бычонок, машинкин, домные колготки, и т.д. ); лексико-семантическая сверхгенерализация – распространение сферы использования слова: ава-собака, всё четвероногое; дяка – ягода, персик, слива. Признаки риска задержки речевого развития После 1,6 года такими тревожными признаками являются: отсутствие или очень малый пассивный словарь; отсутствие специфического детского активного словаря (со словами «языка нянь», протословами, застывшими фразами, искажёнными нормативными словами); отсутствие лексико-семантических сверхгенерализаций; отсутствие коммуникативных жестов.
Слайд 4
3. Возраст 2-3 лет Появляется самоисправление в речи ребёнка. Исчезновение слов языка-нянь. Норма Начало периода: фраза от 2-8 слов. существительные в винительном падеже множественное число существительных в именительном падеже первые грамматические формы глаголов местоимения и наречия (вот, там, больше меньше..) предлоги и союзы не употребляет двухсложные слова появляются согласные раннего онтогенеза: м,п,б,к,г,д,т,н,х,п,й обьём словаря около 50 слов Признаки риска задержки речевого развития После 2 лет такими тревожными признаками являются: малый пассивный словарь очень малый специфический детский активный словарь отсутствие лексико-семантических сверхгенерализаций отсутствие двусловных высказываний
Слайд 5
3. Возраст 2-3 лет Норма К концу периода: сложное предложение с предлогами (а, и, где, когда, потому) употребляет дательный и творительный падеж падежные окончания форм множественного числа существительных приставочные глаголы личные местоимения усвоены, допускает смешения по родам предлоги в, на, у, с, союзы и, то, а, потому что, тогда… допускает ошибки в сложных малознакомых словах появляются согласные позднего онтогенеза: с, з, ш, ж, л, р. объём словаря около 250 слов Признаки риска задержки речевого развития После 2.6 лет такими тревожными признаками являются: слоговая элизия (искажение, опущение слогов: носки-ки; голова-гова) замены гласных (кроме замены Ы на И) тенденция к конечному открытому слогу большой разрыв между пассивным и активным словарём слова «языка нянь» предложения «телеграфного» стиля (состоящие из неизменяемых слов без предлогов, например: Мама бай. Папа ням-ням.)
Слайд 6
4. Возраст 3-7 лет Ребёнок задаёт вопросы о значении слов. Осознание многозначности. Развитие фонематического анализа при обучении чтению и письму. Умение равняться на собеседника, учитывая возможности его восприятия речи (дети по-разному говорят со взрослыми и с маленькими детьми) Лексика: количественный и качественный рост словаря: — усвоение родовидовых отношений; развитие синонимии и антонимии; — появление абстрактных существительных (радость, рисование, чтение, ходьба); — освоение многозначности; лексико-семантические инновации: расширение и сужение значения слов («расширение»: посолить творог, семья бананов; «сужение»: я не человек, я девочка); — ассоциативные замены (смешение синонимов, антонимов и др.)
Слайд 7
От 3-5 лет Норма Фонетика: замены некоторых согласных, сложных для артикуляции (рука-лука, шуба-сюба); метотезис – перестановка звуков или слогов в слове (петух-типух, пакетик-капетик). Признаки риска задержки речевого развития После 3 лет такими тревожными признаками являются: отсутствие предлогов отсутствие формообразовательных инноваций длительное сосуществование предложений, грамматически правильно и неправильно оформленных.
Слайд 8
Норма Морфология: рост количества инноваций; внутрипадежное смешение окончаний существительных разных склонений; ненормативное склонение несклоняемых и разносклоняемых существительных; ошибки при образовании сравнительной степени прилагательных и наречий; смешение окончаний глаголов, суффиксов причастий; ошибки при образовании видовых пар глаголов. Синтаксис: развитие связной речи развитие диалога; пересказы простых сказок и рассказов Признаки риска задержки речевого развития После 3 лет такими тревожными признаками являются: Большое количество фонетических ошибок, кроме типичных замен согласных ( рука-лука; шуба-сюба ) и метотезиса (перестановка звуков или слогов в слове : зайка-казяй; пакетик-капетик ): пропуск отдельных согласных ( ворона – АОНа, мох-мо ); добавление гласных в конце слова ( стул – тюля, платок — тёка ); ассимиляция – уподобление одного звука другому внутри слова: конфета-фафета, работа-бабота, бабуля-бубуля; упрощение стечений согласных ( спать-пать, мишка-мика ); типичная замена гласных ( сыр-сии, деда — дида ); нетипичная замена (субституция) согласных и гласных ( не хочу-не фасу, гулять-гиять);
Слайд 9
От 5-7 лет Фонетика: метотезис в речи леворуких детей и амбидекстров. Морфология: Уменьшение количества формообразлвательных инноваций. Дольше всего сохраняются: — унификация ударения; — смешение окончаний родительного падежа множественного числа; — смешение окончаний родительного и предложного падежей; — ненормативное склонение несклоняемых и разносклоняемых существительных; — неверное образование сравнительной степени прилагательных; — ненормативное склонение числительных; — ошибки при образовании причастий. Синтаксис: — пересказ прочитанного; — сочинение собственных сказок и стихов
Слайд 10
Нарушение речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста Задержка речевого развития (по темпу) Понимает значение грамматических изменений слов. Различает близкие по звучанию слова. В ходе становления речи отсутствуют стойкие нарушения структуры слов и аграмматизмы. Способны к самостоятельному овладению языковыми обобщениями. Нарушения со стороны центральной нервной имеют обратимый нейродинамический характер иногда вовсе не выявляются. Общее недоразвитие речи Непонимание и неупотребление грамматических изменений слов Стойкие аграмматизмы и нарушения структуры слов Овладение языковыми обобщениями возможно только при коррекционном воздействии часто имеет сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушение созревания мозга, ранее органическое поражение ЦНС
Слайд 11
Гиперсензитивные фазы: 1. Относится к периоду накопления первых слов (от1-1,5 лет). 2. Период 2,5-3,5 лет. Ребёнок активно овладевает развёрнутой фразовой речью. Речь ребёнка сопровождается эмоциональным и психологическим напряжением, что отражается в устной речи: появляются паузы, которые могут возникать в середине фразы и слова; появляются повторы слогов, слов, словосочетаний (физиологические интерации); нарушается речевое дыхание; высказывание может сопровождаться вегетативными реакциями: покраснение, увеличение частоты дыхательных движений, мышечное напряжение); ребёнок испытывает повышенную активность в речевой деятельности, постоянно задаёт вопросы, инициирует общение (период «Почемучек»). 3. Период 5-6 лет. Формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста. Ребёнок чувствителен к воздействию внешних факторов (психологические стрессы, ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения). Эти факторы могут способствовать недостаточной сформированности монологической речи. В дальнейшем эта недостаточность плохо компенсируется и требует специальной помощи.
Слайд 12
Важно помнить о том, что в повседневной жизни родители могут стимулировать речь ребёнка. Причём это не всегда должны быть специально организованные занятия. Ниже приведены несколько простых рекомендаций, которые помогут значительно помочь вашему малышу в овладении речи. По возможности ограничить просмотр телевизора. Чем меньше возраст малыша, тем менее желателен просмотр телепрограмм (даже «развивающих»). Очень нежелателен «телевизионный спам», когда ребёнок играет в свои игры в комнате рядом с работающим телевизором. Во время игры с малышом посвятите всё своё внимание ему. Пусть в доме при этом будет тихо или негромко играет классическая музыка. Читайте ребёнку книги, рассказывайте стихи и пойте вместе песенки. Лучше, если это будут знакомые и любимые стихи, песни и книжки. Малыш может рассказывать содержание сказок вместе с вами. Избегайте искажённых слов. Говорите правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук. Не торопитесь, не «съедайте» слоги и окончания слов. Совершенна неуместна «подделка» под детский язык. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искажённо («смори» вместо «смотри», «не бежи», вместо «не беги»…). Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.
Слайд 13
При разговоре с ребёнком постарайтесь сделать так, чтобы ваше лицо во время общения было на одном уровне с его лицом, тогда он будет видеть, как вы говорите. Называйте предметы, изображённые на рисунках, и просите ребёнка показать их, особенно при чтении сказок. Не упускайте случая озвучить название заинтересовавшего ребёнка объекта (собака, кошка, белочка и т.д.). Делайте паузы и повторяйте слова и фразы, чтобы ребёнок смог вникнуть в то, что вы сказали. Описывайте ребёнку всё, что он делает, видит и слышит, а также свои собственные действия, используя доступные для него слова. Повторяйте знакомые ребёнку слова и добавляйте несколько новых простых слов к словарю вашего ребёнка каждый день. Постарайтесь использовать и повторять новые слова применительно к реальной ситуации. Давайте ребёнку задания, пользуясь простыми командами. Предварительно объясните, чего вы хотите достичь своими инструкциями. Например: «Давай играть в мяч? – Принеси мяч», «Подними мяч», «Брось мяч» и т.п. Используйте слова, обозначающие последовательность действий, например: «сначала», «подожди», «после», «затем», «до», «в конце». Помогайте ребёнку классифицировать окружающие его предметы и вещи, описывая и показывая, для чего они предназначены, что с ними можно делать.
Слайд 14
Для стимуляции развития артикуляционного аппарата родители могут предлагать ребёнку в виде игры делать следующее: Полоскать рот; Пускать струйку воды через плотно сомкнутые губы; Проверять языком, все ли зубки хорошо почищены; Облизать ложку, тарелку; Показать, как кошка или собачка лакают молочко; Надуть воздушный шарик; Задуть свечку; Надуть щёки и не выпускать воздух через плотно сомкнутые губы (родитель в это время пальчиками надавливает на щёки ); Можно играть перед зеркалом : в клоунов – строить рожицы, в слонов – вытянуть губки как хобот, в лошадок – цокать язычком, в тигра – оскалиться.
Слайд 15
Пальчиковые игры. пальчиковая гимнастика приводит к улучшению кровообращения тех зон мозга, которые отвечают за моторику пальцев кистей и рук, и , следовательно, центров моторной речи. игры с пальчиками создают положительный эмоциональный фон, развивают способность подражать взрослому, вслушиваться и понимать смысл речи, способствуют концентрации внимания и тренируют память, способствуют формированию красивого почерка. Вот пример песенок и считалочек, которые сопровождаются движениями рук и пальцев: сгибанием, разгибанием, растопыриванием и т.д. Счёт начинается от мизинца: большой пальчик – это малыш. Этот пальчик – дедка, Этот пальчик – бабка, Этот пальчик – папенька, Этот пальчик маменька, Этот пальчик – наш малыш А зовут его — …(имя ребёнка).
Слайд 16
Пальчик – мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. (в этой считалке отсчёт идёт от большого пальца к мизинцу) Мы играли, мы играли, Наши пальчики устали. (сжимать кулачок – раскрывать кисть, растопыривая все пальчики) Тук, тук, молотком, строим, строим новый дом. (имитируем движение молотком)
Слайд 17
Для развития мелкой моторики могут быть использованы: Конструкторы Пазлы Игры-вкладыши Мозаики Игрушки-шнуровки Кубики Пирамидки Полезно с ребёнком: Лепить из пластилина Рисовать пальчиковыми красками Нанизывать бусинки на шнурок
Источник
Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание [5, C. 38].
Многолетние наблюдения и научные исследования позволили психологам и логопедам зафиксировать приблизительные нормативные сроки развития речи у детей.
К 3-хлетнему возрасту у детей возникает потребность к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка, что находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально-выразительных средств. Ребёнок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь ребёнка включает до 1500 слов [4, C. 179]. Вместо простой двухсложной фразы он начинает использовать развёрнутые предложения из пяти — восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребёнок называет своё имя, пол, возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без неё, может оценить своё и чужое произношение, задаёт вопросы о значении слов.
С овладением фразовой речью совершенствуется усвоение грамматической системы языка. К трём годам ребёнок использует в речи все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения. Появляются характерные признаки речевого обобщения.
Трехлетний ребенок владеет фразовой речью, практически не допускает аграмматизмов; при построении предложений употребляет предлоги, союзы; в его речи есть наречия, местоимения. Речь для ребенка трех лет является регулятором его поведения: он слушается старших, то есть выполняет их указания, сделанные в словесной форме.
Ребенок владеет понятиями «посуда», «одежда», «овощи», «фрукты» в пассивной речи, хотя еще не пользуется ими в активной речи. Дети, с которыми проводились целенаправленные занятия по расширению словарного запаса, включают в свою речь прилагательные, обозначающие признаки по форме, размеру, цвету. Глагольный словарь обогатился названиями действий, которые уже умеет выполнить ребенок: рисовать, раскрашивать, катать, ловить, бросать мяч, прыгать, бегать и т. д. Малыш знает, что машины двигаются то быстро, то медленно; мяч летит вверх, а падает вниз; у человека есть правая и левая руки; он может сказать, какая вещь находится близко, а какая — далеко.
Звукопроизношение еще не совсем чистое, для четвертого года «оставлены» звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р’, Р. [1, С. 63]
Основания для беспокойства: стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребёнка словам. При появлении этого явления ребёнок большей частью вместо целого слова воспроизводит его часть или искажает, используя аморфные слова. Например: «девочка» — дека, «купи» — пику, «хлеб» — пэха. Из накопленных слов ребёнок не строит предложения. В его речи ещё нет глаголов. Грамматическое оформление предложений грубо искажено, например, вместо «Я не хочу» — Аня хочет нет. Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок [13, C. 15].
В 4 года фразы, произнесённые ребёнком, включают уже предложения, состоящие из 5-6 слов. Встречаются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, союзы что, куда, сколько. В этом же возрасте они начинают сопровождать свою игру речью. Словарный запас достигает к 4-м годам 2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия.
К 5-ти годам ребёнок полностью усваивает обиходный словарь. Его лексика обогащается синонимами, антонимами. Запас слов у ребёнка увеличивается до 2500 — 3000. Он активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используют все части речи. Ребёнок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
В 4,5 — 5 лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка, что в значительной мере готовит к овладению письменной речью. У пятилетнего малыша речь чистая, внятная, без нарушения звукопроизношения, ведь в этом возрасте закончился процесс овладения звуками. Возросла речевая активность: малыш не только задает вопросы сам и отвечает на вопросы взрослого, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях. Употребление предложений более сложной структуры является причиной встречающихся в речи ребенка пяти лет отдельных грамматических ошибок, чаще всего на согласование числительных с существительными. Сделаны первые шаги по овладению грамотой: малыш научился замечать в словах отдельные звуки, a пpocтые слова пробует анализировать полностью. К концу 5-го года высказывание ребёнка начинают напоминать по форме короткий рассказ. К 6-ти годам происходит овладение значением производных слов и в словообразовательной деятельности, снижается интенсивность словотворчества, формируются операции самоконтроля и критического отношения к своей речи.
Основания для беспокойства: ограничен бытовой словарь, не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы, действия, признаки по обобщающему признаку, одним словом, типа овощи, фрукты, деревья и т.д.; затрудняется заменить слово синонимом, типа собака — пёс, пачкать — грязнить, смотреть — глядеть; подобрать к слову антоним, типа сахар — соль, холодный — горячий, улыбается — хмуриться; не активен в речевом общении и т.д.; ребёнок неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов, не может связно рассказать о происходящих событиях [14, C. 62].
Обобщив вышесказанное, представим нормативы речевого развития детей дошкольного возраста в табличной форме.
Табл. 1. Развитие грамматического строя речи
Раздел грамматики | В о з р а с т д е т е й | |||
3 — 4 года | 4 — 5 лет | 5 — 6 лет | 6 — 7 лет | |
Морфология | Согласуют слова в роде, числе, падеже, употребляют существительные с предлогами: в, на, под, за | Совершенствуется умение правильно использовать предлоги. Употребляют формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, бежать, ехать, лежать | Совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые существительные | Закрепляется умение согласовывать существительные с числительными, прилагательными и местоимения с существительными |
Словообразование | Употребляют существительные в форме ед. и мн. ч., обозначающие животных и их детёнышей; употребляют форму мн. числа существительных в род. падеже (ленточек, яблок, рук) | Образуют форму мн. числа существительных, обозначающих детёнышей животных (по аналогии), употребляют их им., род. падежах (котята-котят), правильно используют форму мн. ч. род. п. существительных | Образуют форму мн. числа существительных, обозначающих детёнышей животных, однокоренные слова (по образцу) | Образуют (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степень прилагательных . Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова |
Синтаксис | Употребляют предложения с однородными существительными, учатся правильно согласовывать слова в предложении | Правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предло жений | Продолжают учиться составлять простые, сложные предложения, учатся пользоваться прямой и косвенной речью | Используют в речи разнообразные синтаксические конструкции и виды предложений |
Табл. 2. Развитие связной речи
3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
Односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, иллюстраций; повторяют за взрослым рассказ из 3-4-х предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины; участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок | Пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные, составляют небольшие рассказы о предмете по содержанию сюжетной картины, совершенствуется диалогическая речь. Поддерживают беседу: правильно по форме и содержанию задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы | Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Поддерживают непринуждённую беседу, задают вопросы, правильно отвечают на них. Развивается умение связно, последовательно предсказывать на небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картинке, по набору картинок, по плану, образцу, из личного и коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события; небольшие рассказы творческого характера | Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, формируется культура речевого общения. Ребёнок самостоятельно, выразительно, без повторов передаёт содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности. Дальнейшее развитие получает умение составлять рассказы о предмете (по плану, составленному коллективно и предложенному взрослым), по картине, серии сюжетных картинок, умение составлять небольшие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и небольшие сказки |
Табл. 3. Развитие словаря
3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
Различают и называют части предметов, их качества (величину, цвет, форму, материал), некоторые сходные по назначению предметы (туфли-ботинки), понимают обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель | Употребляют существительные, обозначающие профессии; глаголы, обозначающие трудовые действия; определяют и называют местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток, характеризует состояние и настроение людей; использует существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов; прилагательные, обозначающие свойства; наиболее употребительные глаголы, наречия, предлоги | Употребляют существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением, с обобщающим значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно и точно по смыслу | Расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. Употребляют разные части речи точно по смыслу |
Источник