Периодизация развития ребенка с отклонениями в развитии

Это пособие создавалось в ходе чтения лекций по специальной психологии аспирантам ИКП РАО, а также студентам различных московских вузов (МГУ, РГГУ, МГППУ, УРАО). Отечественная специальная психология рассматривается в этих курсах как область психологии, становление которой происходило в рамках развития дефектологии, в контексте развития отечественной системы специального образования, в тесной связи с эволюцией отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии. Специальная психология рассматривается также как область научных исследований, переживающая сегодня своеобразный кризис своего развития. В этот период, сложный, но продуктивный как для науки, так и для зарождающейся практики, пересматривается понятийный аппарат, переосмысливаются достижения прошлых лет, меняется характер взаимосвязей со смежными областями знаний, перестраивается взаимодействие науки и практики, пересматриваются исследовательские приоритеты и методология научных исследований. Чтобы научиться ориентироваться в возникающих в связи с этим проблемных ситуациях, будущим специалистам необходимо овладеть профессиональными «инструментами» их анализа. К таким «инструментам», безусловно, можно отнести разработанные доктором педагогических наук, членом-корреспондентом РАО Н.Н. Малофеевым периодизацию эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии и периодизацию развития национальных систем специального образования (Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. — М. — 1996), а также –производная от них периодизация развития специальной психологии. Пособие в виде опорных таблиц, как нам кажется, поможет входящим в эту сложную область специалистам освоить данные «инструменты» анализа и осмыслить социо-культурную обусловленность целей, задач, технологий, терминологии специальной психологии, а также ее связь со смежными дисциплинами.

Опорная таблица 1

«В эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии все западноевропейские страны прошли выделенные нами периоды эволюции и пережили их в соотносимые исторические сроки: сначала избавлялись от неполноценных уродов, затем защищали себя от ущербных, потом начали опекать и обучать аномальных, наконец, поднялись до признания лиц с нарушениями в развитии такими же гражданами, как все. А сегодня готовы признать право людей с проблемами быть не такими как все, отличными от большинства» (Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. — М. — 1996).

Периодизация эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии (по Н.Н. Малофееву)

Периоды эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитииI. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидовII. От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепыхIII. От осознания возможности обучения к осознанию целесообразноcти и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталыхIV. От права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всехV. От изоляции к интеграции
Хронология по ЗЕVIII в. до. н.э. –
XIII в.
XIII – XVIII вв.XVIII – нач. XX в.нач. XX в.– 70–е г.г.70-е гг. ХХ в. — ?
РоссияX – XVIII вв.XVIII – XIX вв.1801-19301930-19911991- ?
Ценности и цели периода эволюции
  • Опасливое отторжение калеки как чужого. Игнорирование.
  • Зарождение христианского милосердия, церковного призрения.
  • Отторжение инвалида ради блага общества.
  • Христианское милосердие и благотворительность при отказе инвалидам в гражданских правах.
  • Обеспечить призрение, изолировав инвалидов от общества.
  • Свобода, равенство, право на труд.
  • Филантропия, общественное и государственное призрение.
  • «Исправление» инвалида, его обучение. Цель: сделать его способным прокормиться своим трудом.
  • Формальное распространение на инвалидов гражданских прав и свобод. Признание их права на социальную помощь, общее и профессиональное образование.
  • Приспособление инвалида к жизни в обществе «культуры полезности». Реабилитация и социальная адаптация.
  • Политкорректность, толерантность.
  • Приспособление общества «культуры достоинства» к проблемам граждан с ограниченными возможностями. Ценность развития и максимально возможной самореализа-ции для всех. Социальная и педагогическая интеграция.
Достижения в области развития гражданских прав и свобод
  • Признание за ребенком-инвалидом права на жизнь.
  • Признание гражданина, ставшего инвалидом, частично дееспособным.
  • Рост числа категорий населения, наделенных гражданскими правами и свободами, провоцирует внимание законодателя к инвалидам.
  • Светское призрение становится нормой.
  • Складываются предпосылки к формированию социальной политики.
  • Городские власти, бюргерство открывают приюты и убежища, защищая себя от «опасного меньшинства».
  • Частичное признание гражданских прав и свобод, в т.ч. права на медицинскую помощь, обучение грамоте, ремеслу.
  • Признание права на образование некоторых групп детей-инвалидов на школьное обучение.
  • Принятие законов о правах инвалидов на социальную и медицинскую помощь, образование
  • Инвалид формально обретает большую часть гражданских прав, многими из которых, правда, не может воспользоваться в силу предубеждения общества, например, организаторов образования, работодателей и т.п.
  • Подавляющее большинство детей с отклонениями в развитии («обучаемые») получают право на школьное образовании.
  • Равные права на образование.
  • Право на выбор форм обучения, включая интеграцию.
  • Курс не ранее выявление, диагностику и помощь делает родителей особого ребенка полноправными участниками процесса воспитания и обучения.
  • Гарантии реализации особых образовательных потребностей в различных условиях обучения и воспитания.
Читайте также:  Количественная оценка развития ребенка 6 месяцев

Опорная таблица 2

«Система специального образования является институтом государства, который возникает и развивается как особая форма отражения и реализации его ценностных ориентаций и культурных норм общества, вследствие чего каждый этап истории развития системы специального образования соотносится с определенным периодом в эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии; Социо-культурные факторы детерминируют качественные преобразования и переходы от одного этапа становления государственной системы специального образования к другому, а также преобразования внутри каждого из этапов» (Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом.- М. — 1996).

Этапы развития национальных систем специального образования (по Н.Н. Малофееву)

Периоды эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитииI. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов.II. От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых.III. От осознания возможности обучения к осознанию целесообразноcти и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых.IV. От права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всехV. От изоляции к интеграции
Этапы развития системы специального образования (ССО)Попытки индивидуального обучения глухих и слепых детей1. Начало создания параллельной образовательной системы для трех категорий детей с отклонениями в развитии2. Дифференциация ССО. Ее структурное совершенствование по горизонтали и вертикали3. Перестройка организационных основ ССО на основе идей педагогической интеграции. Раннее начало обучения (с первых месяцев жизни). Включение родителей. Индивидуализация
Хронология по ЗЕVIII в. до н.э. – XIII в.XIII – XVIII вв.XVIII – нач. XX в.нач. XX в. – 70–е г.г.70-е гг. ХХ в. — ?
Хронология по РоссииX – XVIII вв.XVIII – XIX вв.1801 — 19301930 — 19911991 — ?

Опорная таблица 3

«Россия проходит все те же содержательные периоды в становлении отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии, что и Западная Европа, однако в более поздние исторические сроки и в принципиально иных социо-культурных и экономических условиях…» (Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. — М. — 1996).

Особенности отечественной истории эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии (по Н.Н. Малофееву )

Периоды эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитииI. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидовII. От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепыхIII. От осознания возможности обучения к осознанию целесообразноcти и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых.IV. От права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всехV. От изоляции к интеграции
Этапы развития системы специального образования (ССО)1. Начало создания параллельной образовательной системы для трех категорий детей с отклонениями в развитии2. Дифференциация ССО. Ее структурное совершенствование по горизонтали и вертикали3. Перестройка организационных основ ССО на основе идей педагогической интеграции. Раннее начало обучения (с первых месяцев жизни). Включение родителей. Индивидуализация
Хронология по ЗЕVIII в. до н.э. – XIII в.XIII – XVIII вв.XVIII – нач. XX в.нач. XX в. – 70–е г.г.70-е гг. ХХ в. — ?
Хронология по РоссииX – XVIII вв.XVIII – XIX вв.1801 — 19301930 — 19911991 — ?
Хронологические особенности развития отечественной истории ЭО и развития ССОЗавершился примерно на четыре с половиной столетия позже — 8 столетий вместо 13Завершился примерно на 40 лет позже — 100 лет вместо 550Завершился почти одновременноЗавершился на 20-25 лет позже
Содержательные особенности отечественной истории ЭО и развития ССО

В контексте нищелюбия изначально более терпимое и сострадательное отношение к калекам и убогим.

В X веке Киевская Русь в готовом виде получила систему монастырской благотворительности и призрения.

Зарождение светской благотворительности происходит в контексте петровских реформ и европеизации государства.

Опыт индивидуального обучения глухих и слепых отсутствует.

Открытие специальных школ в России происходит в контексте государственных реформ Александра I. Заимствование моделей во Франции.

При отсутствии гражданских прав и свобод помощь инвалидам, обучение глухих и слепых детей возможна как акт светской благотворительности. В идеологии призрения убогих.

Автономность и децентрализация специальных школ.

Идеологические концептуальные основы ССО кардинально меняются в процессе ее строительства

Оформление системы специального образования происходит в контексте понимания государством обязанности граждан быть полезными обществу, при отсутствии закона об образовании, вне диалога с общественными движениями и родителями, при запрещении благотворительной деятельности и единственном источнике финансирования – госбюджете, т.е. в логике тоталитарного государства.

Дефектологический квадрат.

Дифференциация происходит в «дефектологическом квадрате». Неполный охват нуждающихся.

«Необучаемые» дети

Признание равных прав и гуманного отношения к инвалидам декларируется в период преобразования государственного строя, экономического кризиса, в ситуации резкого ухудшения жизни разных слоев и групп населения, национальных конфликтов.

При отсутствии традиций благотворительности и законодательной базы для реализации интегративных подходов.

Переход осуществляется по воле гос-ва в ситуации незавершенности второго этапа развития ССО.

Опорная таблица 4

Ключевые вопросы этапов эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии

Периоды эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитииI. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидовII. От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепыхIII. От осознания возможности обучения к осознанию целесообразноcти и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталыхIV. От права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всехV. От изоляции к интеграции
Этапы развития системы специального образования (ССО)1. Начало создания параллельной образовательной системы для трех категорий детей с отклонениями в развитии2. Дифференциация ССО. Ее структурное совершенствование по горизонтали и вертикали3. Перестройка организационных основ ССО на основе идей педагогической интеграции. Раннее начало обучения (с первых месяцев жизни). Включение родителей. Индивидуализация
Хронология по ЗЕVIII в. до н.э. – XIII в.XIII – XVIII вв.XVIII – нач. XX в.нач. XX в. – 70–е г.г.70-е гг. ХХ в. — ?
Хронология по РоссииX – XVIII вв.XVIII – XIX вв.1801 — 19301930 — 19911991 — ?
Хронологические особенности развития отечественной истории ЭО и развития ССОЗавершился примерно на четыре с половиной столетия позже — 8 столетий вместо 13Завершился примерно на 40 лет позже — 100 лет вместо 550Завершился почти одновременноЗавершился на 20-25 лет позже
Содержательные особенности отечественной истории ЭО и развития ССО В контексте нищелюбия изначально более терпимое и сострадательное отношение к калекам и убогим.
В X веке Киевская Русь в готовом виде получила систему монастырской благотворительности и призрения.
Зарождение светской благотворительности происходит в контексте петровских реформ и европеизации государства.
Опыт индивидуального обучения глухих и слепых отсутствует.
Открытие специальных школ в России происходит в контексте государственных реформ Александра I. Заимствование моделей во Франции.
При отсутствии гражданских прав и свобод помощь инвалидам, обучение глухих и слепых детей возможна как акт светской благотворительности. В идеологии призрения убогих.
Автономность и децентрализация специальных школ.
Идеологические концептуальные основы ССО кардинально меняются в процессе ее строительства
Оформление системы специального образования происходит в контексте понимания государством обязанности граждан быть полезными обществу, при отсутствии закона об образовании, вне диалога с общественными движениями и родителями, при запрещении благотворительной деятельности и единственном источнике финансирования – госбюджете,
т.е. в логике тоталитарного государства.
Дефектологический квадрат.
Дифференциация происходит в «дефектологическом квадрате». Неполный охват нуждающихся.
«Необучаемые» дети
Признание равных прав и гуманного отношения к инвалидам декларируется в период преобразования государственного строя, экономического кризиса, в ситуации резкого ухудшения жизни разных слоев и групп населения, национальных конфликтов.
При отсутствии традиций благотворительности и законодательной базы для реализации интегративных подходов.

Переход осуществляется по воле гос-ва в ситуации незавершенности второго этапа развития ССО.

Опорная таблица 5

Психология между прошлым и будущим специального образования

Периоды ЭОIIIIIIIVV
Этапы развития системы специального образования (ССО)123
Хронология по ЗЕ9 в.в. до н.э. – 1198 г.1198 – 17701770 — конец 19 векаКонец XIX – 70-г.г. XX века70-е гг. ХХ в. — ?
Хронология по России996 — 17061706 — 18061806 — 19271927 — 1991?1991 — ?
Предмет внимания по преимуществу Дефект.
Дефективность. Отличия от нормы.
Феноменология коррекции и компенсации (на отдельных примерах).
Феноменология индивидуальных различий
Отличия от нормы, отличия обученных от необученных.
Феноменология и статистика отличий.
Феноменология коррекции и компенсации в условиях обучения.
Феноменология индивидуальных различий в пределах выделенных контингентов.
Особенности обучения развития детей внутри выделенных категорий в рамках, заданных традиционным обучением.
Педагогические условия коррекции и компенсации применительно к выделенным группам и контингентам
«Координаты» развития конкретного ребенка.
Актуальные задачи развития.
Соотношение задач развития и задач обучения.
Дисбаланс между обучением и развитием.
Особые образовательные потребности и психологические условия их реализации в развивающем образовании.
Задачи ПсихологииТеоретическое и экспериментальное обоснование необходимости создания параллельной системы обучения.
Выявление детей, которые не могут учиться в общем потоке (Отбор детей во вспомогательные школы).
Теоретическое обоснование дифференциации специального образования.
Дифференциальная диагностика УО и ЗПР, УО и РДА, РДА и ОНР, сложной структуры нарушений и т.п.
Выявление особенностей обучения и развития сходных категорий
Определение психологических условий (обходных путей) решения задач, навязанных традиционным образованием.
Психологическое сопровождение семьи, проблемного ребенка, начиная с его раннего возраста.
Психологическое сопровождение образовательной и социальной интеграции.
Мониторинг соотношения развития и программ развивающего обучения.
Выявление, устранение дисбаланса между обучением и развитием.
Определение актуальных задач развития и психологических условий их реализации в природосообразном, развивающем образовании.
«Инструменты» и методы изучения и психологической помощиМедицинские средства выявления дефектов.
Тестометрия.
Наблюдения.
Тесты или их аналоги, использующиеся для дифференциальной диагностики. Констатирующий и обучающий эксперименты для изучения особенностей и «обходных путей» в развитии разных категорий детей.
Комплексный подход при определении структуры нарушений
Интегрированные шкалы развития с высокой степенью размерности делений и проработанностью начальных ступеней развития.
Диагностический инструментарий для определения «координат» развития ребенка на «шкале» развития. Технологии определения актуальных задач развития и их конвертации в задачи развивающего обучения применительно к разным участкам шкалы. Варианты индивидуальных коррекционно развивающих программ для реализации особых образовательных потребностей проблемного ребенка на разных ступенях развития.

Источник

Читайте также:  Развитие личности ребенка в воспитательном процессе