Периодизация развития ребенка фрейд

Периодизация развития ребенка фрейд thumbnail
Этапы психосексуального развития ребенка З.Фрейда.    З.Фрейд выделяет 4 стадии психосексуального развития. В термине
«психосексуальный» подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие человека, является сексуальный инстинкт, прогрессирующей от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. На каждой стадии развития определенный участок тела стремиться к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. З.Фрейд сделал основной акцент на биологических факторах, т.е. все стадии тесно связаны с эрогенными зонами – чувствительные участки тела, которые функционируют как выражение побуждений либидо. Эрогенные зоны включают уши, глаза, рот (губы), молочные железы, анус и половые органы.

Таблица 3
Стадии психосексуального развития по З.Фрейду

Стадии

Возрастной период

Зона сосредоточения либидо

Опыт, соответствующий данному уровню развития

1234

Оральная

0-18 месяцевРот (сосание, кусание, жевание)Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела

Анальная

1-3 летАнус (удержание или выталкивание фекалий)Приучение к туалету (самоконтроль)

Окончание табл. 3

1234

Фаллическая

3-6 летПоловые органы (мастурбация)Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания

Латентная

6-12 летОтсутствует (сексуальное бездействие)Расширение социальных контактов со сверстниками

Генитальная

Половое созреваниеПоловые органы (способность к гетеросексуальным отношениям)Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество.


Оральная стадия. В самом начале жизни основная потребность ребенка в питании, поэтому большая часть энергии спроектирована в область рта. Во время кормления ребенка покачивают, ласкают, ребенок испытывает удовольствие от сосания, следовательно, область рта – это первая область, которая приносит максимум удовольствия. Фрейд был убежден в том, что рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения в виде постоянного жевания чего-нибудь, курения, облизывания губ, грызения ногтей, переедания, поцелуев. Со временем материнская грудь утратит значение объекта любви и будет замещена
частью его собственного тела. Он будет сосать свой палец или язык, чтобы уменьшить напряжение, вызванное недостатком постоянной материнской заботы. 

Анальная стадия. Фрейд был убежден в том, что способ, каким родители или заменяющие их фигуры приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии. Воспитание, которое поддерживает старания ребенка контролировать себя (по Фрейду – поощрение детей к регулярному
опорожнению кишечника и щедрая хвальба за это), воспитывает позитивную самооценку и способствует развитию творческих способностей.  
Фаллическая стадия. С 3-х лет ребенок замечает разницу в анатомическом строении мужчин и женщин. Дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, мастурбировать, проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с рождением и половыми отношениями. Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны и весьма неточно сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают их родители. Основным объектом либидо становится родитель противоположного пола. Формируется Эдипов комплекс у мальчика и комплекс Электры у девочки (мальчик влюбляется в мать, хочет на ней жениться, при этом он ревнует маму к отцу, любит его и испытывает чувство вины за свои эмоции). Выход из конфликта (разрешение конфликта) – отождествление себя с конкурирующим
родителем.
Латентный период. На данной стадии либидо ребенка направляется
посредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, — такие, как спорт, интеллектуальные занятия, отношения со сверстниками. Этот период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии.
Генитальная стадия. В подростковом и юношеском возрасте сексуальность оживает с новой силой (эротические сновидения, фантазии.), но в итоге эта энергия полностью переключается на сверстника противоположного пола. При нормальном развитии личности все, что было до генитальной стадии вытесняется в
область бессознательного. Однако иногда наше бессознательное «рвется» наружу. Это проявляется в форме оговорок, описок, ошибок памяти, сновидений, «несчастных» случаев, фантазий, неврозов.

Источник

В своей периодизации возрастного развития австрийский невропатолог, психиатр, психолог Зигмунд Фрейд (1856—1939) прослеживает одну линию — психосексуального развития. В данном учебнике целесообразно, прежде всего, рассмотреть становление личности, представленное в классическом психоанализе. Что представляет собой структура личности на этапе младшего школьного возраста и как характеризуется одна из сторон личностного развития — психосексуальное развитие — в данном возрастном периоде?

По 3. Фрейду, человек изначально представляет собой биологическое существо, обладающее инстинктами жизни, а также инстинктом смерти. Энергия жизненных поступков — это энергия либидо (от лат. libido — желать, хотеть), находящая разрядку в сексуальном поведении.

Зрелая личность имеет сложную структуру: она состоит из трех инстанций — Оно (id), Я (ego) и Сверх-Я (super-ego) [1]. Оно как биологическое начало «содержит страсти», иррационально и аморально. Побуждения, исходящие из Оно, требуют немедленного и полного удовлетворения. Подчиняется Оно принципу удовольствия, т.e. первичному принципу человеческой жизни.

Вторая инстанция Я принимает решения, удовлетворяя желания Оно в той мере, в какой это позволяют реальные обстоятельства. Ориентируется Я на возможности и ограничения внешнего мира и подчиняется принципу реальности. Жить по принципу реальности — значит знать, что кроме собственных потребностей существует внешний мир, с которым приходится считаться, и терпеливо ждать, когда в нем появятся условия, необходимые для удовлетворения потребностей. Выход энергии либидо тормозится, осуществляется медленно и постепенно или направляется в другое русло, приемлемое при сложившихся обстоятельствах. Последний вариант представляет собой сублимацию, часто выраженную в форме творчества.

Читайте также:  Развитие речи ребенка 2 года 10 месяцами

Если Оно является воплощением страстей и влечений, то Я — воплощением разума и рассудительности. Однако, как подчеркивает 3. Фрейд, «по отношению к Оно Я подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади… Как всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается только вести ее туда, куда ей хочется, так и Я превращает обыкновенно волю Оно в действие, как будто бы это было его собственной волей» [2].

Третья инстанция личности, Сверх-Я, становится носителем моральных норм, критиком и цензором. Благодаря одобрению и похвалам родителей у ребенка появляется идеальное Я, благодаря наказаниям за «плохое» поведение — совесть. Когда действия Я расходятся с требованиями Сверх-Я (идеального Я или совести), возникает чувство вины.

Рассматривая структуру личности, представленную в работах

3. Фрейда, следует иметь в виду соотношение инстанций личности и сознательных/бессознательных процессов, а также роль принципов удовольствия и реальности в развитии личности.

В личностной организации выделяются три уровня — сознание, предсознательное и бессознательное. 3. Фрейд считал, что в сферу сознания (осознаваемого личностью) входит лишь небольшая часть мыслей, образов, чувств и воспоминаний. Кроме того, далеко нe все из того, что осознается в определенное время, сохраняется в сфере сознания; многое «погружается» на уровень прeдсознательного или бессознательного.

Область предсознательного, или «доступная память», содержит элементы психической жизни, которые в настоящее время нe осознаются, но легко могут быть возвращены на уровень сознания.

Доступная намять — промежуточная, она в какой-то мере связывает сознание и бессознательное.

В глубинной области бессознательного хранятся инстинктивные влечения и вытесненные из сознания, травмирующие переживания и воспоминания, в частности — психические травмы, полученные в детстве, и социально нeодобряемыe чувства.

Содержание бессознательного не осознается, но часто определяет поведение и проявляется во снах, фантазиях и играх.

При этом Оно полностью не осознаваемо, а Я и Сверх-Я функционируют на всех трех уровнях сознания (рис. 1.2) [3].

Структура личности и уровни сознания по 3. Фрейду

Рис. 1.2. Структура личности и уровни сознания по 3. Фрейду

Оно подчиняется принципу удовольствия, Я подчиняется принципу реальности. Эти два жизненных принципа, сформулированных 3. Фрейдом, по сути, взаимосвязаны: принцип реальности можно рассматривать как принцип отсроченного удовольствия.

Удовольствие — это чувство, сопровождающее снятие (разрядку) напряжения, физиологического или психического. 1

«В душе имеется сильная тенденция к господству принципа удовольствия, которой, однако, противостоят различные другие силы и условия, и, таким образом, конечный исход не всегда будет соответствовать принципу удовольствия… Мы знаем, что принцип удовольствия присущ первичному способу работы психического аппарата и что для самосохранения организма среди трудностей внешнего мира он с самого начала оказывается непригодным и даже в значительной степени опасным. Под влиянием стремления организма к самосохранению этот принцип сменяется “принципом реальности”, который, не оставляя конечной цели — достижения удовольствия, откладывает возможности удовлетворения и временно терпит неудовольствие на длинном окольном пути к удовольствию» [4].

Структура личности, включающая три инстанции (Оно, Я и Свeрх-Я), формируется в онтогенезе постепенно. Рождаясь, ребенок имеет только Оно и живет по принципу удовольствия. Сталкиваясь с ограничениями, требованиями, запретами и наказаниями, исходящими от окружающих его взрослых людей, ребенок развивается как личность: у него появляются инстанции более высокого уровня — Я и Сверх-Я. Процесс социализации оказывается болезненным, фрустрирующим. Таким образом, с одной стороны, человек с самого начала жизни находится в антагонистических отношениях с обществом, общество давит на него, с другой стороны, без этого давления личностный рост невозможен.

Возрастное развитие, его стадии, по 3. Фрейду, связаны со смещением эрогенных зон — областей тела, стимуляция которых вызывает разрядку энергии либидо и, соответственно, удовольствие (отсюда — своеобразные названия возрастных этапов).

На оральной стадии (до года) эрогенная зона — слизистая ротовой полости и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствии пищи — собственный палец или какой-нибудь предмет. Поскольку абсолютно все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются первые ограничения, и кроме бессознательного, инстинктивного начала личности, Оно, в конце стадии появляются зачатки второй инстанции личности — Я. Формируются такие черты личности, как требовательность, жадность и неудовлетворенность тем, что ребенок имеет.

На анальной стадии (от года до 3 лет) эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего интенсивно развивается Я и определяющим становится принцип реальности. Кроме того, в конце стадии начинают складываться зачатки последней, третьей инстанции — Свeрх-Я как воплощения социальных норм, внутренней цензуры, совести. Развиваются аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность и некоторые другие черты.

Фаллическая стадия (с 3 до 6 лет) связана с наиболее яркими и очевидными проявлениями детской сексуальности. Основной эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать влечение, сексуальную привязанность к взрослым людям: мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки — к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования Сверх-Я. Зарождаются новые черты личности — самонаблюдение, благоразумие.

Латентная стадия (с 6 до 12 лет) характеризуется периодом психологического и биологического спокойствия, снижением у ребенка полового интереса. Латентной стадии свойственно сосредоточение на внутренних порывах и сексуальной энергии. Это период большого интеллектуального развития ребенка. Влечения, исходящие из Оно, хорошо контролируются, детские сексуальные переживания вытесняются в область бессознательного, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, игры и школьное обучение.

Читайте также:  Направления по развитию речи у ребенка с заиканием

Генитальную стадию (с 12 лет) отличает становление взрослой сексуальности. Объединяются все эрогенные зоны, имевшиеся раньше, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биологическое начало — Оно — усиливает свою активность, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя разнообразные механизмы психологической защиты.

Рассматривая периодизацию 3. Фрейда, часто говорят о трех прегенитальных стадиях развития личности (оральной, анальной и фаллической), для которых характерна ранняя детская сексуальность, и генитальной стадии, начинающейся с полового созревания (табл. 1.2). В этой логике промежуток между прегенитальными и генитальной стадией развития, когда не появляются новые эрогенные зоны и ослаблена активность Оно («дремлет» сексуальный инстинкт), представляет собой латентный период, но не стадию психосексуального развития как таковую [5].

Таблица 1.2

Психосексуальное развитие по 3. Фрейду

Стадия

Возраст

Приобретаемый опыт

Прегени-

тальная

Оральная

До года

Отделение себя от матери

Анальная

1—3 года

Приучение к опрятности, самоконтроль

Фалличе

ская

3 года — 6 лет

Половая идентификация

Латентная

6—12 лет

Расширение социальных контактов

Генитальная

С 12 лет

Влюбленность

Младший школьный возраст в данной периодизации приходится на латентный период. Ослабление сексуальной потребности объясняется 3. Фрейдом как спецификой физиологического развития ребенка, так и ролью Я и Сверх-Я в структуре личности. Энергия либидо в это время с помощью механизма сублимации направляется в те виды деятельности, которые не связаны с сексуальностью.

Таким образом, младший школьный возраст в периодизации 3. Фрейда занимает особое место по следующим основаниям:

  • — к началу младшего школьного возраста оказывается полностью сформированной структура личности. У младшего школьника развиты все три инстанции личности — Оно, Я и Сверх-Я (идеальное Я и совесть);
  • — Оно (биологическое начало) не проявляет значительной активности. При отсутствии напряженности в структуре личности, Я и Сверх-Я обеспечивают контроль за имеющимися влечениями;
  • — переживания, связанные с ранней детской сексуальностью, вытеснены в бессознательное, а взрослая сексуальность еще не наступила (она появится с началом полового созревания). По этой причине младший школьный возраст оказывается «фазой сексуального затишья», т.е. латентным периодом в психосексуальном развитии личности;
  • — поскольку в этом возрасте у детей снижается половой интерес, младший школьник ориентирован на обучение и отношения со сверстниками. Благодаря сублимации он включается в интеллектуальные занятия и спортивные игры. Следовательно, именно младший школьный возраст — максимально благоприятное время для школьного обучения.

Источник

Концепция Фрейда — это взаимодействие двух факторов наследственности и среды. В основе лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества.

Фрейд рассматривал развитие ребенка через половое созревание: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная стадии.

Структура личности по Фрейду. В структуре личности три подструктуры:

· ИД — Оно

· ЭГО — Я

· СУПЕРЭГО — Сверх я.

Ид — вместилище страстей (влечения и инстинкты). Вне морали. Главная функция — побуждения. Главное влечение — либидо — сексуальное влечение. Сексуальность — все, отчего мы получаем удовольствие. В сексуальной потребности два инстинкта: инстинкт жизни; инстинкт смерти (тонатос). Ид — источник активности. Ид — биологическая подструктура.

Суперэго — формируется при жизни под влиянием общества. Социальная подструктура — совесть, ценности, мораль, идеалы. Первые образцы — родители. Основные функции — контроль, наказание.

Эго — прижизненное образование. Основная функция — помирить ид и суперэго. Эго — подчиняется принципу реальности. Слуга трёх господ — суперэго, ид и реальность.

Согласно Фрейду: Источник психического развития — влечения и инстинкты. Ребёнок рождается с определённым запасом энергии либидо. Ребёнок удовлетворяет либидо — прикосновениями. Детская инфантильная сексуальность лежит в основе взрослой, но не предопределяет её.

Развитие — есть преобразование и перемещение сексуальной энергии по разным эрогенным зонам.

Эрогенные зоны — области тела чувствительные к стимулу.

Психологическое развитие в виде психоаналитических стадий:

предгенитальные:

1) оральная;

2) анальная;

3) фаллическая;

с пубертатом:

4) латентный период;

5) генитальная.

Психосексуальное развитие — биологически детерминированная последовательность, развёртывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям независимо от культурного уровня.

Развитие биологически предопределено. Фрейд считал, что влияние социума проявляется в долговременном вкладе — приобретённые установки, черты, ценности. Термин “ психосексуальное” подчёркивает, что главный фактор развития — сексуальные инстинкты.

Два фактора, влияющие на развитие: фрустрация; сверхзаботливость.

Фрустрация — сексуальные потребности ребёнка пресекаются родителями или воспитателями возникает не получение удовлетворения, на последующих стадиях может развиться депрессия, могут развиться черты характера, привычки.

Сверхзаботливость — ребёнку не предоставляется возможность самому управлять своими действиями, впоследствии может развиться зависимость и некомпетентность.

Остаточное поведение — при фрустрации и сверхзаботливости накапливается либидозная энергия, которая может позже проявиться в остаточных явлениях, чертах характерных для той стадии, на которой они появились.

Регрессия — возврат на более раннюю стадию психосексуального развития. Например, взрослый реагирует на стресс слезами; сосёт палец; прибегает к алкоголю.

Фиксация — задержка или остановка на определённой психосексуальной стадии.

Оральная стадия (0 — 1,5 г.).

От рождения — до прекращения кормления грудью. Основной источник удовольствия — кормление. Губы, рот — главное сосредоточение активности младенца (эрогенные зоны).

Остаточное поведение — жевательная резинка, курение, переедание, поцелуи, грызение ногтей. Главная задача — формирование зависимости и независимости от других людей. Со временем материнская грудь замещается. Оральная стадия состоит из двух фаз:

1) ранняя (0 — 0,5 г.) — основное либидозное действие — сосание;

Читайте также:  Гармоничное развитие личности ребенка

2) поздняя — основное действие — укус.

Сосание — сексуальное проявление ребёнка. На основе либидозных действий происходит закрепление инстинктов Ид.

Аутоэротическая стадия (сосание пальца). Ребёнок не отделяет собственные ощущения и объект, который эти ощущения вызывает.

Укус — агрессивный характер.

Орально — садистическая фаза. Запрещают кусать грудь, возникает конфликт. У новорождённого Ид — единственная существующая субстанция. На второй стадии (поздней) от Ид начинает отделяться Эго. Первое познание мира происходит через мать, разделение объекта и ощущения начинается с наказания. Эго и Ид в постоянном конфликте.

На оральной стадии ребёнок живёт в состоянии невинного нарциссизма.

Сон — глобальное нарциссалическое состояние. Биологическая связь с матерью создаёт потребность быть любимым, это на всю жизнь.

Если ребёнок не получает удовлетворение потребностей этого периода — может возникнуть задержка или остановка.

Согласно психоаналитической теории отлучение ребёнка от груди связано с большими трудностями, установлено, чем сложнее отлучение, тем сложнее конфликты на следующей стадии.

В первой половине младенчества (на ранней оральной стадии) недостаток удовлетворения либидо может привести к возникновению орально — пассивного типа личности. Весёлый, оптимистичный человек, ожидающий материнского отношения от других, одобрения любой ценой. Доверчивость, пассивность, незрелость.

На поздней стадии (орально — садистической) — любовь к спорам, пессимизм, цинизм, сарказм, стремление доминировать над людьми, склонность к эксплуатации.

Анальная стадия (1,5 — 3 г.).

Эрогенная зона в области ануса. Дети получают удовольствие от задержки и выталкивания фекалий. Приучение к горшку. Удовольствие от напряжения анального сфинктера. Встречается с запретами — внешний мир барьер, который должен преодолеть ребёнок. На этой стадии полностью образована инстанция Эго. Эго уже контролирует Ид.

За неопрятность ребёнок боится потерять любовь родителей. Появляются зачатки Суперэго.

Фрейд полагал, что важным в управлении кишечником является то, как родители приучили ребёнка к горшку. Здесь берут своё начало все регуляции. Две основные тактики родителей:

1. а) тактика “ негибких требований” — родители требуют немедленного выполнения команды ребёнок, может отказаться и, начнутся запоры, а если удерживание часто возникает распространение на другие сферы.

Анально — удерживающий тип личности — упрямство, скупость, пунктуальность, аккуратность, склонность к коллекционированию.

1. б) родительская строгость может породить анально — выталкивающий тип личности — склонность к разрушению, враждебность, садистические наклонности в любовных отношениях — партнёр объект обладания.

Это были неправильные тактики.

2) поддерживающая тактика — родители хвалят ребёнка, возникает позитивный тип, творчество.

Фаллическая стадия (3 — 5, 6 лет).

Пик детской сексуальности. Эрогенная зона — гениталии. Рассматривание органов, манипулирование, заинтересованность к вопросам пола, половых отношений, фантазии, чаще всего представления не верные. Дети этого возраста воспринимают половой акт, как агрессивные действия отца в отношении к матери. Если до этой стадии сексуальность — аутоэротичность, эротичность, теперь предметно. Свои привязанности к взрослым людям, к родителям. Привязанность мальчика к матери — Эдипов комплекс. Девочки к отцу — комплекс Электры.

Каждый мальчик неосознанно желает смерти родителя своего пола и обладание родителем противоположного пола. В норме Эдипов комплекс разрежается освобождением под страхом кастрации. Страх кастрации — боязнь воображаемого возмездия со стороны отца. Завершается идентификацией с отцом.

Фрейд одним из первых описал процесс идентификации с агрессором.

Функции:

1) модель мужского поведения;

2) идентифицируя себя с отцом, удерживает мать, как объект любви (он, как отец);

3) подготовка почвы к развитию Суперэго.

Суперэго — результат разрушения Эдипова комплекса.

К концу фаллической стадии: Ид, Эго, Суперэго. Главную роль играет Эго. Самые важные периоды в жизни ребёнка завершаются к пяти годам. На фаллической стадии закладываются: самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление.

Возможные фиксации:

Фаллический характер — по — разному, у мужчин и женщин.

У мужчин — стремление всегда к успеху, доказывание мужественности, безжалостное завоевание женщин (Дон Жуан), дерзки, хвастливы и опрометчивы.

У женщин — либо склонность к обольщению, либо борьба за главенство перед мужчинами.

Не разрушение одного из комплексов может стать одной из причин гомосексуальности.

Латентный период (6 — 12 лет, пубертат).

Не является стадией передышки либидо. Активность направлена на усвоение человеческого опыта, налаживание отношений со сверстниками. Подготовка к взрослости. У Фрейда латентный период описан очень скупо.

Генитальная стадия (пубертат).

С половой зрелостью возрождается сексуальная энергия и появляется интерес к противоположному полу.

З. Фрейд утверждал, что подростковый возраст проходит через гомосексуальный опыт (психологический опыт проявления интереса и дружбы к тому же полу). Гомосексуальная стадия равна фаллической стадии (Эдипов комплекс).

Затем наступает период выбора брачного партнёра. В это время формируется генитальный характер — идеальный тип личности. Зрелый, ответственный человек, который вносит вклад в общество. Человек должен быть активным, заботливым о других.

Для каждого периода возможна фиксация:

1) гомосексуальность (люди в значительной мере общаются с людьми того же пола);

2) нарциссизм — либидо направлено к себе (я — объект сексуальных удовольствий).

На развитие личности влияют детские годы. Могут либо затормозить, либо развить её.

Основные положения:

1) Психологическое развитие понимается, как мотивационно — личностное.

2) Развитие — это адаптация к среде, при этом среда всегда противостоит конкретному индивиду.

3) Движущие силы развития всегда врождённые и бессознательные.

4) Механизмы развития врождённые и основы личности закладываются в детстве, в дальнейшем структура личности изменяется.

Фрейд показал, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают.

Источник