Периодизация развития личности ребенка

Периодизация развития личности ребенка thumbnail

Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина — возрастная периодизация развития ребёнка от рождения до 17 лет, разработанная советским психологом Д. Б. Элькониным. Периодизация Эльконина является общепринятой в российской возрастной психологии[1][2].

Критерии периодизации[править | править код]

В периодизации Д. Б. Эльконина интегрированы теория деятельности А. Н. Леонтьева, концепция развития личности Л. И. Божович и основные положения Л. С. Выготского о структуре и динамике психологического возраста.

Согласно Л. С. Выготскому, возрастной период характеризуется своей социальной ситуацией развития — совершенно своеобразным, специфическим для данного возраста, исключительным, единственным и неповторимым отношением между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.[3]

Структура психологического возраста включает в себя так же такой компонент как ведущая деятельность. Посредством ведущей деятельности происходит развитие других видов деятельности ребёнка и обеспечивается появление психологических новообразований. Возрастные новообразования — новый тип строения личности и деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на конкретной возрастной стадии и которые определяют сознание ребёнка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период.[4]

Ребёнок в процессе своего развития находится во взаимодействии с окружающими его предметами и взрослыми. Использование ведущей деятельности в качестве критерия периодизации позволяет выделить две системы деятельности: «ребёнок — общественный предмет» и «ребёнок — общественный взрослый». Физические свойства предметов не содержат в себе информацию об общественном происхождении предметов, о выработанных способах действий с ними. Для понимания способов действий с общественным предметом, для воспроизведения общественного опыта физические свойства вещи выступают лишь как ориентиры, а носителем этих способов является взрослый человек. В процессе усвоения общественно выработанных способов действий с предметами происходит всестороннее интеллектуальное развитие ребёнка и формирование его как члена общества. Взрослый выступает перед ребёнком не со стороны случайных и индивидуальных качеств, а как носитель определённых видов общественной деятельности, осуществляющий определённые задачи и подчиняющийся определённым нормам. В то же время, из внешних свойств деятельности взрослого не следуют её задачи и мотивы: она для ребёнка воспринимается как преобразование или производство предметов. «Поэтому становится необходимым особый процесс усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и тех норм отношений, в которые вступают люди в процессе её осуществления».[3]

Соответственно этим двум системам(«ребёнок — общественный предмет» и «ребёнок — общественный взрослый») Эльконин выделяет 2 линии развития ребёнка: операционно-техническую и мотивационно-потребностную. Соотношение динамики развития каждой из этих линий лежит в основе выделения возрастных периодов.

Таким образом, каждый возраст в периодизации Д. Б. Эльконина может быть описан через социальную ситуацию развития, ведущую деятельность и новообразования.

Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина[править | править код]

Согласно Д. Б. Эльконину всё детство разделяется на 3 эпохи. Переход от одной эпохи к другой происходит в результате кризиса, в котором разрешается движущее противоречие между уровнем развития двух сфер: развитые операционно-технические способности не соответствуют наличествующей мотивационной сфере ребёнка. Каждая эпоха состоит из 2 периодов, различающихся тем, какая система является преобладающей: первый период внутри каждый эпохи связан с развитием мотивационно-потребностной сферы, а второй — операционно-технической. Кризис при переходе от одного периода к другому внутри эпохи связан с несоответствием сформировавшихся мотивов и потребностей с теми возможностями реализации деятельности, которые есть у ребёнка. В периодах можно выделить более мелкие единицы — фазы.

В периодизацию не включено пренатальное развитие, так как в этом периоде действуют другие механизмы развития (органического созревания).

Эпоха раннего детства (0-3 лет)[править | править код]

Данная эпоха начинается с кризиса новорожденности. Кризис порождается противоречием между полной беспомощностью ребёнка и его зависимостью от близкого взрослого с одной стороны, и отсутствием готовых форм общения, с другой. Разрешение кризиса происходит к 2 месяцам и связано с появлением индивидуальной психической жизни и потребности в общении (комплекс оживления).

Период младенчества (2 месяца-1 год)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: связанность, «слитость» ребёнка с матерью, все формы активности младенца опосредованы взрослым; ребёнок вплетён в деятельность ухаживающего взрослого. Эту ситуацию развития называют ситуацией «Пра-Мы».
  • Ведущая деятельность: непосредственное эмоциональное общение с взрослым (мотивационная сфера)
  • Новообразования: ходьба, эмоционально-заряженные представления, открытие своего физического Я (понимание своего облика в зеркале), выделение себя в мире людей.

Выделяют раннее и позднее младенчество. В раннем младенчестве основной формой общения является ситуативно-личностная, и развивается преимущественно восприятие. В позднем же младенчестве появляется ситуативно-деловое общение и большее развитие происходит в сфере моторных функций (локомоторные и мануальные действия).

Период младенчества заканчивается кризисом одного года. Ребёнок ещё не владеет необходимыми операционно-техническими средствами, чтобы осуществлять деятельность, соответствующую его сформированным мотивам. У ребёнка создаётся основа для выделения самого себя в мире людей, мотивы становятся автономными.

Период раннего детства (1-3 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: распад «Пра-Мы», появление относительной самостоятельности и автономности в передвижении, возрастающий интерес к предметам приводит к необходимости изменения привычных средств общения, взрослый теперь воспринимается не как посредник между ребёнком и окружающим миром, а как помощник при их взаимодействии.
  • Ведущая деятельность: предметно-орудийная, взаимодействие с предметами как с социальными орудиями (операционно-техническая сфера).
  • Новообразования: речь; открытие себя в качестве субъекта деятельности — стремление самостоятельно выполнять деятельность, которую выполняет взрослый, появление местоимения «Я»; чувство гордости за свои достижения.
Читайте также:  Ребенок в 6 мес его развитие и питание

Период раннего детства так же делят на две фазы, граница между которыми проходит примерно в возрасте 1,5-1,8 лет. В первой фазе в основном развивается импрессивная речь ребёнка (происходит усвоение слов, названий предметов;), а во второй фазе преимущественное развитие происходит в сфере экспрессивной речи(ребёнок начинает говорить слова, пытается строить предложения, то есть сам использует речь для взаимодействия с окружающими людьми). Ранний возраст (и эпоха раннего детства, соответственно) заканчивается кризисом 3 лет — кризисом «Я-сам». Ребёнок открывает себя как субъект деятельности, поэтому в течение кризиса происходит перестройка отношений между ребёнком и взрослым в пользу большей автономии ребёнка. Этот кризис обладает яркой симптоматикой: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму.

Эпоха детства (3-11 лет)[править | править код]

Период дошкольного детства (3-7 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: распад совместной деятельности с взрослым; поведение взрослого выступает образцом, который моделируется ребёнком в совместной со сверстником деятельности.
  • Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра (мотивационно-потребностная сфера).
  • Новообразования: преодоление эгоцентризма, усвоение первых этических категорий добра и зла, развитие произвольности поведения, формирование наглядно-образного мышления, появление первичной иерархии мотивов, открытие себя в качестве носителя внутреннего мира, возникновения внутренней позиции школьника (высокая познавательная мотивация, желание учиться), знаково-символическая функция сознания (возможность использовать один предмет в качестве заместителя другого).

Переход от дошкольного детства к следующему периоду происходит вследствие преодоления кризиса 7 лет. Этот кризис связан с формированием внутренних переживаний, опосредующих отношение ребёнка к миру. Основные симптомы кризиса:

  • потеря непосредственности: появляется дополнительное обдумывание последствий своих действий, его переживания и желания не соответствуют поведению, у ребёнка появляются секреты.
  • манерничание: ребёнок в некоторых ситуациях начинает играть определённую роль, что-то из себя изображая;
  • феномен «горькой конфеты»: мотив соблюдения правил становится сильнее мотива получить желаемое. Ребёнок может не радоваться тому, что получил нечестно.

Младший школьный возраст (7-11 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: изменение привычной формы жизни ребёнка, появление нового взрослого — социального взрослого. Две линии развития отношений: «ребёнок-близкий взрослый» и «ребёнок- социальный взрослый».
  • Ведущая деятельность: учебная, направлена на овладение универсальными способами действий в системе научных понятий (операционно-техническая сфера).
  • Новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия, планирование, формирование воли, интеллектуализация психических функций, знаковое опосредование психических процессов, теоретическое мышление.

Завершается данный период (и эпоха детства) кризисом 12 лет. Происходит изменение представления ребёнка о себе в связи с началом полового созревания и появлением способности к рефлексии своих чувств и действий.

Эпоха подростничества (12-17 лет)[править | править код]

Младший подростковый возраст (12-15 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: общей характеристикой является расширение сферы социальной активности и изменение отношений с учителями, сверстниками, родителями. Переход в среднюю школу сопровождается увеличением числа и разнообразия преподавателей, с которыми необходимо выстраивать отношения; отношения со сверстниками выходят за рамки учебной деятельности. Оформляются подростковые сообщества, в которых осваиваются нормы социальной жизни, нравственные нормы регуляции отношений. 
  • Ведущая деятельность: интимно-личностное общение, направленное на познание другого человека, себя, межличностных отношений, на усвоение норм социального поведения (мотивационно-потребностная сфера).
  • Новообразования: чувство взрослости, возникновение личностной рефлексии, и на её основе самосознания, открытие своего «Я».

Кризис 15 лет связан с необходимостью изменить своё место в обществе в связи с новым пониманием себя. У ребёнка к этому возрасту появляется желание видеть себя в роли взрослого, он хочет, чтобы к нему относились как к взрослому, а родители (и другие взрослые в окружении) оказываются ещё не готовы к этому.

Старший подростковый возраст (15-17 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: изменение характера учебной деятельности, она приобретает характер деятельности по самообразованию, подросток среди многообразия секций, курсов, возможных профессий, репетиторов и хобби находится перед профессиональным выбором.
  • Ведущая деятельность: учебно-профессиональная, которая предполагает овладение системой научных понятий в рамках предварительного профессионального самоопределения, приобретение профессиональных знаний и умений (операционно-техническая сфера).
  • Новообразования: профессиональное и личностное самоопределение, система ценностных ориентаций.

Эпоха подростничества завершается кризисом 17 лет, который связан со вступлением ребёнка во взрослую жизнь, сменой стиля жизни, вида деятельности, и круга общения.

Выделение общих закономерностей развития после 17 лет оказывается очень затруднительным из-за огромного многообразия тех жизненных путей, которые может выбрать человек.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии, 1971, № 4
  • Выготский Л. С. Проблема возраста.// Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4
  • Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. — 2005.

См. также[править | править код]

  • Нормативные кризисы развития
  • Возрастная периодизация
  • Психосоциальное развитие
  • Психосексуальное развитие
  • Эльконин, Даниил Борисович
  • Нормативные кризисы развития

Источник

Содержание:

Периодизация развития детей20.01.17 09:00 / ????6697 (51 за неделю) / ⏱️7 мин. /

С помощью возрастной периодизации осуществляется попытка выделения общих закономерностей жизненного цикла человека. Благодаря разбивке на периоды жизненного пути легче усматриваются закономерности развития личности из-за специфики разных возрастных этапов.
На международном симпозиуме 1965 года по возрастной физиологии условились выделять 7 периодов развития в детско-юношеском возрасте:

  1. Новорожденность – первая декада после рождения (10 дней).
  2. Грудной возраст – с 11 дня по достижении года.
  3. Раннее детство – 1-3 года.
  4. Первый детский период – 3-8 года.
  5. Второй детский период – 8-11 и 8-12 лет (у девочек и у мальчиков соответственно).
  6. Подростковый период – 12-15 лет и 13-16 лет (у девочек и у мальчиков соответственно);
  7. Юношеский период – 16-20 лет и 17-21 год (у девушек и у юношей соответственно).
Читайте также:  Ученые доказали что развитие ребенка

В зависимости от критерия психологической периодизацией отмечаются разные жизненные периоды человека. Но независимо от выбранных оснований периодизации, большинство теорий сходятся вокруг одинаковых возрастных этапов.

Стадии развития по Эриксону

Психолог из США Э. Эриксон выделил в развитии личности несколько психосоциальных стадий, затрагивающих жизнь от раннего детства до юности.

Младенчество – от появления на свет до года

Благодаря заботе матери в этот момент закладываются основы личности, такие как уверенность, чувство доверия, внутренняя определённость. Крошка доверяет социуму, который ограничивается для него личностью матери. Но если мать несостоятельна, ненадёжна, отвергает дитя, то закладывается подозрительность, чувство недоверия.

Раннее детство – 1-3 года

В этот период малыш учится действовать самостоятельно – ползать, стоять, ходить, есть, одеваться, умываться и т. д. На этой стадии его идентичность можно выразить формулой «я сам». Становлению самостоятельности малыша способствует разумная дозволенность. Если наблюдается чрезмерная опека или, наоборот, родители слишком многого ожидают от ребёнка, того, что находится за пределами его возможностей, то в этих случаях он переживает неуверенность в себе, сомнения, стыд, слабоволие и приниженность.

Возраст игр – 3-6 лет

На дошкольном этапе происходит конфликт между виной и инициативой. Детей начинают интересовать разные профессии, они охотно контактируют со сверстниками, пробуют новое, легко идут на воспитание и обучение, видя перед собой конкретную цель. Главным чувством идентичности в этом возрасте становится «я – то, чем я буду». Путём поощрения фантазий, самостоятельности и начинаний ребёнка укрепляется развитие инициативности, творческих способностей, так расширяются границы его независимости. Если же ограничивать деятельность ребёнка и «душить» его контролем, то у него разовьётся чувство вины. Дети с чувством вины скованы, пассивны, не смогут в будущем продуктивно трудиться.

Методики раннего развития детей

3

Методики раннего развития детей

Раннее развитие детей – тема, интересная большинству современных родителей, которые хотят дать …

Школьный возраст – 6-12 лет

Периодизация развития личности ребенкаВ этом возрасте ребёнок серьёзно выходит за пределы семейного круга, начинается процесс систематического обучения. Школьники поглощены процессом познания: что, как и из чего получается. Теперь уже идентичность ребёнка можно охарактеризовать словами «я – то, чему смог научиться». В процессе школьного обучения дети усваивают правила активного участия и осознанной дисциплины. Этот период опасен тем, что может возникнуть чувство некомпетентности, неполноценности, сомнения в статусе среди сверстников или в своих способностях.

Юность – 12-19 или 13-20 лет у разных полов

Это важнейший из периодов психосоциального человеческого развития. Выросший из ребёнка, но ещё не ставший взрослым, подросток в это время сталкивается с незнакомыми социальными ролями и специфическим требованиями. Подростки стремятся оценить мир, выстроить к нему своё отношение, стихийно ищут ответы на важные для себя вопросы: «кто я есть?», «кем хочу стать?». Их захлёстывает пронзительное чувство собственной бесполезности, бесцельности, душевного разлада, что порой бросает их к негативной самоидентификации и отклоняющемуся поведению. Ролевая спутанность, кризис идентичности затрудняет выбор между продолжением образования и поиском карьеры. Иногда возникают сомнения в своей половой идентичности. Успешность выхода из кризиса юного периода может выразиться в появлении положительного качества – верности, когда подросток, сделав выбор, найдя свою дорогу в жизни, остаётся верным обязательствам, возложенным на себя, он принимает устои общества и далее их придерживается.

Закономерности детского развития и его периодизация по Выготскому

Советский психолог Л. С. Выготский выделил 4 главные особенности или закономерности детского развития.
Цикличность. Процесс развития имеет во времени довольно сложную структуру, содержание и скорость развития на протяжении детства постоянно меняются. Так, нарастание и интенсивное развитие в какой-то момент меняются на затухание и замедление. Ценность месяца в развитии младенца намного больше, чем ценность месяца у подростка, поскольку в первом случае цикл развития более интенсивный.
Неравномерность развития разных сторон личности, например, психических функций. В одни периоды психическая функция доминирует, развивается наиболее интенсивно, в то время как развитие других функций отступает в тень и зависит лишь от доминирующей функции. В каждом возрастном периоде начинается перестройка межфункциональных связей, на первый план выступает новая функция, а между остальными функциями устанавливаются новые зависимости.
Согласно Выготскому, есть два сменяющих друг друга типа возрастных периодов: стабильные и критические. Вот выстроенная им периодизация:

  1. Кризис новорожденного.
  2. Младенчество – 2-12 месяцев.
  3. Кризис первого года.
  4. Раннее детство – 1-3 года.
  5. Кризис трёх лет.
  6. Дошкольный возраст – 3-7 лет.
  7. Кризис семи лет.
  8. Школьный возраст – 8-12 лет.
  9. Кризис 13 лет.
  10. Пубертатный возраст – 14-17 лет.
  11. Кризис 17 лет.

Периодизация и ведущая деятельность по Эльконину

Периодизация развития личности ребенкаСоветский психолог Д. Б. Эльконин считал, что для каждого возраста присуща своя система видов деятельности, однако, особое место в ней занимает ведущая деятельность. При этом ведущей является необязательно та деятельность, которая у ребёнка занимает больше времени, а та, что является главной по своему значению для развития психики. В соответствии с ведущими видами деятельности Эльконин выделяет и периоды детского развития:

100 книг, которые стоит прочитать ребенку

8 1

100 книг, которые стоит прочитать ребенку

Список книг для деток разного возраста. Здесь представлены не только книги, но и рекомендации, как ч …

  1. Младенчество, когда общение ребёнка со взрослым носит непосредственный, эмоциональный характер.
  2. Ранний возраст (1-3 года) с преобладанием предметной деятельности.
  3. Дошкольный возраст (3-7 лет) с преобладанием ролевых игр.
  4. Младший школьный возраст (8-12 лет) с доминированием учебной деятельности.
  5. Подростковый возраст (11-15 лет) с лично-интимным общением с ровесниками.
  6. Юность.
Читайте также:  Дошкольные центры развития ребенка адреса

Внутри самой деятельности различаются психологические новообразования. Когда одна ведущая деятельность сменяется другой (например, вместо игровой деятельности дошкольника возникает учебная деятельность младшего школьника), то наступает кризис. По содержанию можно отличать кризисы отношений, характерные для 3 и 11 лет и кризисы мировоззрения, которые приходятся на 1 год, 7 и 15 лет.

Стадии когнитивного развития Пиаже

Франко-швейцарский психолог Ж. Пиаже поставил во главу угла стадии когнитивного развития, проще говоря, уровня развития интеллекта.

Сенсомоторный интеллект

Он проявляется от рождения до полутора-двух лет. У малыша в этот период развиваются двигательные структуры и чувства: зрение, слух, обоняние, тактильное восприятие, манипулирование, всё это делается из любопытства к окружающей среде. Для малыша открываются связи между его действиями и результатом – потянуть на себя пелёнку и добраться до заветной игрушки, лежащей на ней. Он также начинает понимать, что другие предметы существуют независимо от него, и постоянно учится отличать себя от остального мира.

Репрезентативный (конкретно-операциональный) интеллект

Он соответствует возрасту конкретных действий (2-11 лет). Умственное развитие малыша достигает более высокого уровня. Здесь развивается символическое мышление, начинается интериоризация действий, формируются семиотические функции (умственный образ, язык). Складываются наглядные образные представления объектов, которые малыш обозначает уже не прямыми действиями, а названиями.
Вначале у мышления нелогичный, субъективный характер, но после 7 лет формируются ростки логического мышления. Стадии развития могут сменяться быстрее или медленнее благодаря культурному и социальному окружению хотя бы по тому, насколько полно они предоставляют ребёнку подходящие для занятий задачи и материалы.
Неэффективной является передача готового знания, например, зубрёжка правильных ответов, поскольку для развития необходимо проявление собственной активности при конструировании и регуляции познавательных процессов. Важен для развития мышления также и обмен идеями, споры и обсуждения со сверстниками. При переходе к конкретно-операциональному мышлению все психические процессы, способность к сотрудничеству, моральные суждения перестраиваются. Но эти логические операции остаются конкретными и применяются лишь к реальным предметам и манипуляциям над ними, поскольку реальность ребёнка представлена конкретным содержанием.

Формально-операциональный интеллект

Периодизация развития личности ребенкаПериод формальных операций, характерный для формально-операционального интеллекта, приходится на возраст 11-15 лет, на протяжении которого формируется абстрактное мышление. Формально-операциональные структуры можно наблюдать, когда ребёнок начинает гипотетически рассуждать, не имея конкретной опоры и независимо от содержимого предметной области.
Основой логики взрослых людей являются формальные мыслительные процессы, именно на них основано простейшее научное мышление, которое манипулирует гипотезами и пользуется дедукцией. С помощью абстрактного мышления человеку удаётся выстраивать умозаключения, пользуясь правилами комбинаторики и формальной логики. Благодаря этому подросток может понять теорию, выстроить свою, прикоснуться к взрослому мировоззрению, временно покидая пределы собственного опыта. С помощью гипотетических рассуждений подросток попадает в сферу потенциально возможного, хотя его идеализированные представления можно проверить не всегда, поэтому они остаются противоречащими фактическому положению дел.

Развитие системного мышления: несколько способов и мотивация

10 3

Развитие системного мышления: несколько способов и мотивация

Сегодняшние подходы к обучению резко изменились. Если раньше ценилась энциклопедичность и в ребенка …

Наивный идеализм

Когнитивный эгоцентризм подростков Пиаже обозначил «наивным идеализмом» подростка, который мышлению приписывает неограниченную силу, стремясь таким образом сделать более совершенный мир. Но когда подросток принимает на себя взрослые социальные роли, то тогда наталкивается на препятствия, ему приходится учитывать и внешние обстоятельства. Так в новой сфере происходит окончательная интеллектуальная децентрация.

Педагогическая периодизация

Педагогическая периодизация связана с делением образовательных учреждений на дошкольные (детский сад и ясли) и школьные (все школьные стадии). Здесь различается 6 периодов:

  1. Младенчество – от появления на свет до года.
  2. Раннее детство – 1-3 года.
  3. Дошкольный период – 3-6 лет.
  4. Младший школьный период – 6-10 лет.
  5. Средний школьный период – 10-15 лет.
  6. Старший школьный период – 15-18 лет.

Периодизация развития личности ребенкаЗнание важнейших этапов индивидуального развития детей и возникающих на этих этапах проблем является важнейшим условием для эффективной воспитательной и образовательной работы, формирующей жизненные навыки, помогающие укрепить и сохранить здоровье.
Поскольку не существует общепринятого определения юности и подросткового возраста, ООН стала считать подростками людей 10-19 лет, а молодёжью – 15-24 лет, что используется для статистики, чтобы не вносить путаницу в формулировки стран-членов ООН. Подростки и молодёжь совместно обозначаются словосочетанием «молодые люди» с возрастными рамками 10-24 лет. В Конвенции о правах ребёнка детьми считаются все лица до достижения 18 лет.

Источник