Периодизация раннего развития ребенка

Периодизация раннего развития ребенка thumbnail

Возрастная периодизация развития детей имеет несколько классификаций, каждая из которых ставит своей целью выделить некие закономерности физического и психологического взросления. Подобное деление жизни детей и подростков на определенные этапы помогает понять особенности развития и скорректировать специфические проявления их негативных сторон.

Периодизация раннего развития ребенкаНекоторые педагогические деятели считают процесс взросления непрерывным действием, которое не имеет границ, аргументируя это текучестью и изменчивостью жизни. Однако современная педагогика путем многочисленных исследований доказала необходимость выделения возрастных этапов, так как каждый из них качественно отличается.

Несмотря на неравномерность каждого этапа, границы которого зависят от индивидуальных особенностей детей, каждый ребенок проживает все периоды взросления последовательно.

Некоторые определения

Возрастная периодизация детства до сих пор не имеет четкого определения.

Так, существует деление на развитие физиологических, социальных и психологических признаков взросления. Однако на сегодняшний день нет критериев, способных объединить социальные и биологические показатели.

Более того, существует два подхода к любым классификациям: стихийный и нормативный.

Последователи стихийного подхода считают, что периодизация детства и особенности развития Периодизация раннего развития ребенкаформируются бессознательно под влиянием множества случайных факторов, предусмотреть которые невозможно.

Нормативный подход предусматривает организацию такого воспитательного процесса, который сможет учесть все случайные обстоятельства и обеспечить оптимальные условия для развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Считается, что оптимальной классификацией различных возрастных групп станет та, которая будет максимально учитывать не только факторы физиологии и психологии, но и условия и особенности воспитания, обучения и социальной адаптации ребенка.

Виды периодизации

Несмотря на большое разнообразие вариантов периодизации, принято выделять 2 вида классификации: физиологическую и психологическую.

Что касается физиологической периодизации, то она была принята еще в 1965 году во время Международного симпозиума, на котором обсуждались вопросы возрастной физиологии. Было принято решение выделять всего 7 периодов развития детей и подростков:

  • Этап новорожденности, который длится всего 10 дней от рождения;
  • Период грудного вскармливания, который заканчивается в 1 год;
  • Ранний возраст предусматривает развитие ребенка с года до 3 лет;

Периодизация раннего развития ребенка

  • Начало детства длится с 3 до 8 лет;
  • Окончание детства знаменуется у мальчиков в 12, а у девочек в 11 лет;
  • Подростковый период заканчивается у девочек к 15, а у мальчиков к 16 годам;
  • Этап юношества длится с 17 лет до 21 года у юношей, тогда как у девушек он заканчивается к 20 годам.

Периодизация раннего развития ребенка

Психологических периодизаций несколько, однако, несмотря на их разные критерии, большинство из них базируются на одних и тех же возрастных этапах. Рассмотрим особенности некоторых из них.

Эриксон. Этапы

Эрик Эриксон, известный американский психолог, считает, что стадии развития ребенка связаны с психосоциальными аспектами. Им была разработана периодизация, основанная на этом принципе.

  1. Младенчество. Этап, который длится до 1 года, является базой для развития полноценной здоровой личности. Дальнейшее благополучное психологическое и социальное взросление зависит от степени любви и ласки, которую подарила мать. Это время, когда закладывается ощущение уверенности в окружении и чувство внутренней определенности. Малыш будет настолько адаптирован в социуме, насколько велико его чувство доверия к матери.
  2. Начало детских лет. Период от года до трех лет. Время начала самостоятельной физической активности. Начинает проявляться идентичность ребенка, которая выражается в желании все выполнять без помощи взрослых. Разумное поощрение самостоятельности будет способствовать развитию личностной самооценки и правильной жизненной позиции. В случае чрезмерной опеки малыш может вырасти слабовольным человеком, который не способен к принятию самостоятельных решений.
  3. Игровым возрастом Э. Эриксон считает период до 6 лет. Возраст до школы характеризуется появлением чувства вины за совершенные провинности и наличием желания совместной деятельности. Малыши уже умеют выполнять задания, ориентируясь на заданную цель. В это время обязательно нужно поощрять желание ребенка творить, заниматься общественно-полезным трудом и расширять его возможности самостоятельной деятельности. Чрезмерный контроль приведет к появлению чувства вины и низкой самооценки.Периодизация раннего развития ребенка
  4. Период начала школьной жизни является важным этапом для детей, так как он знаменует выход из-под тотальной опеки родителей и переход на новую стадию социального развития. С 6 до 11-12 лет взрослеющие личности учатся правилам дисциплины, а также осознанному участию в социальной жизни. С этим периодом связано появление первых комплексов из-за страха потерять авторитет в глазах учителя, а также сомнения в собственных возможностях.
  5. Юношеский этап, продолжительность которого Эриксон определяет в пределах 12-20 лет, является главным периодом психосоциального взросления. Ребенок, который ощущает себя взрослым, еще не в состоянии определить грани социального мира, возрастающие требования которого он чувствует все сильнее. Начинается поиск смысла жизни и ответов на философские вопросы о собственном предназначении. Душевный дискомфорт, который испытывают подростки, приводит к ощущению бесполезности своего существования и выражается в асоциальном поведении. Наступает время кризиса идентичности, который не дает юношам и девушкам сделать правильный выбор профессионального и личностного пути.

Э. Эриксон считает, что правильное психосоциальное развитие ребенку должны обеспечить семья и учреждения образования.

Закономерности взросления по Выготскому.

Известный советский психолог Л. Выготский не только предложил свою классификацию этапов возрастного развития, но и выделил особые закономерности, которые сопровождают взросление детей и подростков.

  • Наличие цикличности. Каждый этап характеризуется индивидуальными временными границами, особым темпом и содержанием, которые имеют способность видоизменяться во время всего периода взросления. Одни периоды интенсивны и ярко выражены, тогда как другие могут проявляться достаточно незаметно.
  • Скачкообразность развития доказывает неравномерность развития психологических функций. Во время каждого возрастного этапа на передний план выходит новая функция психологического сознания. Таким образом, в сознании ребенка происходит постоянная перестройка связей между функциями.
  • Метаморфозы взросления проявляются из-за цепи качественных преобразований в психике ребенка. При этом их количественная составляющая отходит на задний план. Психическое состояние малыша абсолютно разное на всех возрастных этапах.
  • Регулярная комбинация эволюции и инволюции, которые, взаимодействуя, выводят ребенка на новый уровень психологического и социального развития.
Читайте также:  Стадия развития человека после ребенка

Периодизация раннего развития ребенка

Выготский считал, что единственная движущая сила развития любого ребенка – обучение. Для того чтобы обучение смогло выполнить возложенную на него функцию, оно должно быть ориентировано не на те этапы развития, которые подходят к завершению, а на те, что еще не начались. Таким образом, ориентация обучения должна быть направлена на перспективу.

Психолог оперировал термином «ближайшее развитие». Суть его сводится к грамотному определению тех умственных способностей ребенка, которые есть на данный момент, и тех, на которые он способен. Таким образом определяется возможный уровень сложности задач, предлагаемых учащемуся: они должны позволять развиваться способностям, а не демонстрировать уже полученные знания.

Не менее важное место в зоне ближайшего развития занимает психологическое взаимодействие с взрослыми, которое должно стать проводником в мир дальнейшего самостоятельного взросления.

Психологический возраст по определению Выготского

Свою возрастную периодизацию психолог базировал на психологическом возрасте детей, который раскрывает социальную адаптацию на том или ином этапе взросления.

По мере того, как ребенок взрослеет, старые предпосылки развития вступают в противоречие с новыми, более важными факторами, которые ломают уже сложившееся отношение к миру и выводят на новый этап взросления. Таким образом, меняется психологический возраст.

Психолог считал, что типы возрастных преобразований бывают двух видов: устойчивые и кризисные. Исходя из этого определения, им была выделена такая возрастная периодизация:

  • Кризис новорожденного ребенка;
  • Младенческий возраст до 1 года;
  • Кризис первого года жизни;
  • Начало периода детства, который продолжается до трех лет;
  • Кризис трех лет;
  • Возраст до школы до 7 лет;
  • Кризис семилеток;
  • Время обучения в школе включает в себя возраст до 11-12 лет;
  • Кризисный период тринадцатилетних подростков;
  • Половозрелые годы, которые длятся до 17 лет;
  • Кризис идентичности семнадцати лет.

К тому же Выготский считал, что периодизация детского возраста должна базироваться на трех факторах:

  • Внешние проявления взросления (например, по наличию или отсутствии зубов, их смена с молочных на постоянные);
  • Характеристика какого-либо критерия (к примеру, периодизация Ж. Пиаже, которая основана на умственном развитии);
  • Существенные факторы психомоторного развития (в качестве примера можно привести классификацию Л. Слободчикова).

Современная психология и педагогика придерживается периодизации Д. Эльконина, которая базируется на Периодизация раннего развития ребенкавыводах Л. Выготского. Отличительная черта данной классификации в выделении основных закономерностей деятельности у растущего человека. То есть, психолог предполагал, что психическое развитие детей обусловлено непрерывной сменой деятельности.

Свойства кризисных периодов

Периоды кризисов, которые впервые были определены Выготским, по-разному трактуются психологами. Одни считают их естественными показателями адаптациями к новым условиям, во время которых ребенок развивается и переходит на новый этап развития. Другие – отклонением от нормального развития. Третьи считают кризисы факультативным проявлением, то есть, необязательным в развитии ребенка.

В любом случае, отрицать наличие кризисных периодов в жизни детей было бы бессмысленно. В это время происходит формирование новых свойств психики, закладывание норм и устоев, изменение общего мировоззрения.

Несмотря на то, что каждый кризисный этап характеризуется индивидуальным проявлением, существует ряд признаков, которые объединяют все переломные периоды в жизни детей.

  • Отказ от сотрудничества с взрослыми;
  • Легкая уязвимость, обидчивость, которые проявляются в замыкании в себе или проявлении агрессии;
  • Неумение справиться с негативными эмоциями;

Периодизация раннего развития ребенка

  • Желание добиться полной самостоятельности, с которой, как правило, не представляют, что делать.

Во время кризиса дети теряют интерес к учебе, у них кардинально меняются интересы, возможны конфликтные ситуации с окружающими их людьми.

Возникновение кризиса, так же как и остроты его протекания, связано с множеством факторов. При этом определить, какой из них сыграл главную роль, иногда не представляется возможным.

В момент преодоления кризисного периода происходит переход личности на новую ступень физического, психологического и социального развития.

Рассмотрим с помощью таблицы основные проявления кризисных периодов на разных возрастных этапах.

Периодизация раннего развития ребенка

Во время протекания всех возрастных периодов основные рекомендации родителям сводятся к следующему:

  • Сохраняйте спокойствие;
  • Умейте выслушать;
  • Дайте ценный совет;
  • Не навязывайте свое общество;
  • Уважайте выбор своего ребенка;
  • Дайте ему разумную свободу действия, соответствующую возрасту;
  • Любите своего ребенка;
  • Говорите ему о своей любви как можно чаще.

Соблюдая эти простые правила, взрослые не только смогут легче пережить эти непростые времена, но и помогут в этом нелегком деле своим детям.

Подведем итоги

Любая возрастная классификация очень условна, так же как расплывчаты ее границы. Нельзя оценивать степень развития своего ребенка сухими среднестатистическими данными.

Однако, зная основные периоды развития детей, родители смогут подготовиться к грядущим изменениям в поведении и мироощущении своих наследников и избежать очень серьезных ошибок в процессе их воспитания.

Периодизация раннего развития ребенка

Источник

На чтение 10 мин.

Биологические, эмоциональные и психологические изменения детей, происходящие с ними в период взросления называются — этапами развития ребенка

[dropcap]Ч[/dropcap]то можно понимать под понятием развитие ребенка? Это биологические, эмоциональные и психологические изменения детей, происходящие с ними в период взросления.

В прошлом веке выделялись следующие этапы развития ребенка:

  • От рождения до 1 месяца – новорожденность.
  • 1 месяц – 12 месяцев младенец.
  • 1 год – 3 года – малыш.
  • 4 – 6 лет – дошкольник.
  • 6 – 13 лет – школьник.

Современное разделение этапов развития ребенка:

  • Момент зачатия – зигота.
  • От момента зачатия до 12 недель беременности – эмбрион.
  • С 13 недели до родов – плод.
  • С момента рождения до 1 месяца – новорожденный.
  • С 1 месяца до 1 года – младенец.
  • Дошкольник:
    • начинающий ходить – от 1 года до 4 лет.
    • старший дошкольный возраст – от 5 до 6 лет.
  • Младший школьный возраст от 6 до 10 лет.
  • Подросток – от 11 до 15 лет.
    • младший подросток – от 11 до 12 лет.
    • старший подросток – от 13 до 15 лет.
  • Юность – от 16 – 18 лет до 21 у женщин и 23 у мужчин.

Каждый ребеночек индивидуален, он развивается гармонично, выделить какие – либо области развития достаточно сложно, но наука объединила следующие направления:

  • Эмоциональное.
  • Интеллектуальное.
  • Психическое.
  • Физическое.
  • Познавательное.
  • Социальное.
  • Духовное.
Читайте также:  Мудрые мысли о развитии ребенка

Период от рождения до 1 месяца

Придя на первый волнующий прием в больницу, когда младенец достигает возраста 1 месяца, то педиатр помимо взвешивания и измерения роста проверяет наличие рефлексов, говорящими о нормальном здоровом развитии:

  • Ползанье – если тихонечко нажать стопы, то новорожденный скачком переместиться вперед.
  • Ходьбы – при поддержке младенца за туловище, он обязательно «побежит» ногами.
  • Хватательный – дотрагиваясь до ладошки, он сжимает пальчики в кулачок.
  • Проверяется реакция на звук, свет.

Развитие младенца начинается со здорового сильного крика, ведь именно так он общается с внешнем миром, таким образом рассказывает маме о своих желаниях и потребностях. Общение происходит через тактильный контакт, он распознает руки, которые к нему прикасаются.

В один месяц человечек пробует держать головку, если его положить на животик, то он старается изо всех сил приподнять ее и удержать около 5 секунд. Он уже тихонько поворачивает голову из одной стороны в другую, тем самым ища голос мамы.

Когда ребенка приставляют на ножки, то он уже выпрямляет их, кулачки еще по – прежнему сжаты в кулачок.

Он в состоянии фиксировать взгляд на игрушке: если держать игрушку яркого цвета, лучше красную, перед глазами на расстоянии 20 сантиметров, то он будет внимательно ее рассматривать. Если передвигать игрушку в сторону, то он станет за ней поворачивать голову. Рекомендуется такими упражнениями заниматься почаще.

В этом возрасте у него имеются две главных потребности – это сон и еда. Кормить лучше по требованию, а не по графику, как было рекомендовано раньше. Малыш чувствует запах, он всегда отличит запах материнского молока. Не стоит пользоваться духами, когда дома младенец.

График сна у него индивидуальный, он сам знает, когда ему нужно спать. В среднем сон занимает около 17 часов в сутки.

Особенности 3 – х месячного возраста

  • Позади прошел большой рубеж, перед нами предстал настоящий человечек, который имеет особенный темперамент. В это время очень хорошо виден «комплекс оживления», которым он встречает своих родителей. Он запросто отличает их от других многочисленных родственников. Он очень активно гулит – это такое выражение своих эмоций. Крик по – прежнему остается методом общения и ни о каких капризах пока нет речи. Таким образом кроха пытается сообщить о своих желаниях.
  • Дети начинают пока не очень уверенно держать головку, но скоро мышцы шеи будут хорошо справляться со своей функцией.
  • Концентрация внимания стает длительной, ребенок долгое время концентрируется на матери и следит за ней.
  • Кроха радует родителей улыбкой, смехом.
  • Слюнная железа у детей начинает интенсивно работать, происходит довольно обильное слюноотделение, которое некоторые принимают за первый признак зубов.
  • Ребенок стает любопытным, ему интересно все происходящее кругом.

Рекомендуемые игрушки:

  • Так как начался процесс раннего концентрирования внимания на предмете, то пришла пора под вешать на кроватку игрушки, он начнет тянуть к ним руки.
  • Актуальны будут легкие погремушки с длинной ручкой, чтобы удобно было держать в руках.
  • Для раннего развития мелкой моторики хороши будут игрушки из разных материалов: пластмасс, дерево, фетр, атлас, самое главное, чтобы они отличались по тактильным ощущениям.
  • Можно начинать ребенка знакомить с частями тела: смотря в зеркало называть части тела и показывать ее поглаживанием.
  • Выложив на животик полезно будет побуждать малыша к ползанию, например, побуждать подползти до интересной игрушки.

Совет: для детей необходимо раннее развитие моторики рук, требуется понимание того, что это прямой путь к развитию речи.

Совет: если у малыша что – ни будь не совсем хорошо получается, то не стоит отчаиваться, так как он индивидуальность, у каждого ребеночка свой темперамент, нужно только при помощи воспитания помогать ему, подготавливать к следующему шагу.

Особенности 6 – месячного возраста

Вот позади первые полгода жизни. Каковы же особенности этого периода?

  • Лежа на животике дети опираются на полностью выпрямленные руки.
  • Они начинают садиться.
  • Все мелкие предметы пошли в рот. Необходимо все обирать как можно дальше.
  • Малыш прекрасно понимает откуда издается звук.
  • Улыбку он теперь дарит не всем подряд, а только избранным.
  • Появляются первые ма – ма, ба – ба, па – па.

Совет: чем меньше ребенок, тем больше у него должна быть игрушка, конечно все в пределах разумного.

Особенности годовалого возраста

Вот только лежал в пеленках, а теперь уже бегает.

  • Многие дети делают свои первые шаги, ползание у них еще сохраняется, но только для игры.
  • Это уже социальная личность, которой нравится взаимодействие как с детьми, так и со взрослыми.
  • Со сверстниками в игру пока не вступает.
  • Начинает произносить свои первые слова.
  • Проявление раннего интереса к умыванию, чистке многочисленных зубов.
  • Нужно обращать внимание на эмоциональное, умственное воспитание. Очень хорошо, если дети будут более уравновешены, усидчивы.

Игрушки, рекомендуемые для данного возраста:

  • Хороша для развития крупная мозаика, занимаясь с ней можно обрести понимание цветов, усидчивости, формы.
  • Пальчиковые краски хороши для фантазии.
  • Куклы лучше резиновые, без острых и мелких деталей.
  • Резиновые мячи хороши для координации.
  • Музыкальные, двигающие игрушки детей приведут в восторг.

Совет: пришла пора умных игрушек, взаимодействуя с которыми делается шаг в будущее, в период раннего развития.

Период от года до трех

Воспитание у детей данного возраста не всегда происходит гладко. Это уже самостоятельная личность, с определенным темпераментом. Речь, как правило, хорошо сформирована:

  • Запас слов доходит до 1000.
  • Он употребляет в речи существительные, глаголы разного времени.
  • Отличает свой пол, возраст.
  • Понимает сказки, может рассказать событие.
Читайте также:  Консультирование семьи имеющей ребенка с отклонениями в развитии

В этот период важный этап воспитания – это приучение к горшку. Здесь нужно проявить максимальное терпение, психологи отмечают проблемы, которые затем мешали ребенку многие годы. Такой процесс должен быть мягким, постепенным. Самое главное, чтобы эмоции были исключительно только положительные.

В данный возраст виден всплеск раннего проявления агрессии. Возможны направленные признаки гнева: кусание, толкание, удары головой о стену. Во время воспитания ни в коем случае нельзя отвечать взаимной агрессией, так как, во – первых показывается ребенку пример, что так можно поступать. В – вторых, он может вырасти жестоким или, наоборот, подавленным. Это так называемый кризис трех лет. Воспитание должно идти в одном направлении, нельзя сегодня запретить, а завтра разрешить. Это не только дезорганизует личность детей, но и с таким подходом им не спокойно, они не знают, чего ожидать от родителей.

Особенности воспитания старшего дошкольного возраста

Вот только в вашей видимости родился, а уже в школу собирается. Каковы же особенности этого периода?

  • В это время происходят изменения в познавательных, мыслительных процессов.
    • Происходят усовершенствование раннего логического мышления.
    • Ребенок осознано направляет и удерживает внимание.
    • У малыша развита как зрительная, так и слуховая память.
    • У него работает такое воображение, которое проявляется в играх, впечатлениях.
  • У детей формируется адекватная самооценка.
  • Во время воспитания малыш начинает понимать, что слово «должен» сильнее, чем «хочу».
  • Игра перестает удовлетворять потребности, ему требуется занять другие более взрослые, значимые позиции.

Во время воспитания родители задумываются о психологической готовности к школе, которая складывается из личностной (желание получать знания); интеллектуальной (наличие такого кругозора, который будет помощником в обучении); социальной готовности (умение жить в коллективе).

Младший школьный возраст

Особенностью данного периода является переход к систематическому обучению. Он уже является социальной личностью, ориентированный на достижение результата.

  • Игровая деятельность постепенно сменяется учебной, хотя занимает еще свое место в жизни детей.
  • У него появляется много новой информации, причем память, мышление в состоянии с ней справиться.
  • Наступает этап раннего анализа.
  • Родители должны быть готовы к тому, что не только они имеют влияние на малыша, теперь очень важным стает тот факт, что сказал учитель.
  • В данный возраст происходит усиленное формирование как устной, так и письменной речи.
  • В этот период происходит раннее усовершенствование интеллекта. Они овладевают множеством понятий, находят причинно – следственные связи.
  • В результате воспитания происходит раскрытие индивидуальных особенностей.
  • Принятие норм поведения.
  • Начинается ранняя стадия формирования критичности.

Период подросткового возраста

Воспитание младших подростков имеет ряд трудностей. Именно в этот период решаются задачи раннего взросления. У детей происходят серьезные изменения в организме, он сам не знает, что с ним такое и как на это реагировать.

  • Происходит ранние сексуальные изменения, в связи с этим замедляется познавательная активность.
  • В этот возраст характерна резкая смена настроения, они капризны, своенравны, обучение страдает. В вашем понимании происходит что – то не так.
  • Им все интересно, причем чем более запрет на плод, тем он их больше к себе тянет.
  • У них стает такое мышление, которое позволяет запросто рассуждать о войне и мере, жизни и смерти.
  • Появляется новообразование – ранее чувство взрослости. Он рассматривает новые образцы поведения, по другому строит отношения с людьми, он требует равноправия, хочет, чтоб с ним советовались, учитывали его мнение.
  • Воспитание иногда может стать в тупик из – за полной потери авторитета. Он больше ориентирован на себе подобных, чем на взрослых.
  • Дети стают чрезвычайно уверенные, у них появляется потребность в самовыражении.
  • В этом возрасте очень важна положительная самооценка, он строит такую позицию, при которой сам и сверстники оценивают его на высоком уровне.

Период взросления – юность

На этапе ранней юности меняется вид деятельности, от учебной переходит к учебно – профессиональной. Многие уже попробовали себя в трудовой деятельности. О процессе воспитания, конечно, здесь нет и речи.

  • В этот возраст меняется ориентир, он устремляется в будущее. Идет определение с жизненным путем, выбором профессии.
  • Он стоит на пороге взрослой жизни.
  • Строятся жизненные планы, стараются реализовать цели.
  • Еще одной особенностью является сформированность мышления, мировоззрения, нравственных установок.
  • Человек осознает свои потребности.
  • У него имеется потребность в самостоятельном приобретении знаний.
  • Люди этого возраста склонны к философским размышлениям.
  • Заново появляется авторитет родителей, с не простыми вопросами они идут именно к ним.
  • Расширяется круг интересов, потребность в общении со сверстниками велика.
  • Симпатия, дружба перерастает в любовь. Думают о создании семьи.
  • Но еще малый жизненный опыт, кидание из крайности в крайность: любить так любить, ненавидеть так ненавидеть.
  • Он ищет свое место в жизни, свое общество, свое пространство, свой мир без вторжения туда как посторонних, так и близких людей. Для проверки качества своего воспитания неплохо ребенка отпустить, дать ему свободу, понаблюдать за тем, как он будет барахтаться в море жизни.

Оставить комментарий

Источник