Перинатальные матрицы развитие ребенка

Перинатальные матрицы развитие ребенка thumbnail

В этой статье вы узнаете:

  • Что такое перинатальные матрицы;

  • От первой до четвертой перинатальная матрица и их влияние;

  • Последствия для жизни ребенка осложнений при беременности и родах;

  • Нивелирования последствий негативного прохождения матриц.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, от чего зависит ваша судьба? Ваши решения? Ваша жизнь, в конце концов? Думаю, да, ведь это перечень вопросов, которые каждый человек ставит себе довольно часто.

Конечно, на ход событий в нашей жизни влияет огромное количество различных факторов, об одном очень неожиданном пойдет речь в данной статье.

Что такое перинатальные матрицы?

На многих форумах мы встречаем информацию об ощущениях будущих мам во время беременности и их изменениях в психологическом плане. А вот сведений о том, что чувствует малыш в утробе, очень мало.

Теория базовых перинатальных матриц – это теоретическая модель состояния психики ребенка в пренатальный (от момента зачатия, до родов), натальный (период родов) и постнатальный период (от рождения до 3 лет).

По данной теории все, что происходит с ребенком внутриутробно и при рождении имеет прямое влияние на дальнейшую жизнь человека, его психику и особенности характера. Мы не можем вспомнить момент своего рождения, но именно во время этого процесса мы переживаем уникальный опыт, который открывает нам путь к трансперсональной составляющей нашей личности.

перинатальные матрицы грофа читать

Понятие о базовых перинатальных матрицах не новое, оно берет начало с более ранних работ американских ученых о влиянии родовых травм на психику человека. В современном варианте данная теория пришла к нам после опытов, которые проводил чешский психолог и психиатр Станислав Гроф. Он применял психотропные вещества, а после запрета их использования в исследования ввели методику «холотропного дыхания». Основным открытием стало яркое проявление особых компонентов подсознания, которые оказались подсознательными воспоминаниями о периоде внутриутробного развития и момента рождения.

Соединив данные эксперимента и информацию о том, что родовые травмы могут быть причиной различных расстройств психики, ученый вывел теорию перинатальных матриц в 1975 году.

Всего выделяют четыре базовые перинатальные матрицы:

  1. Первая перинатальная матрица, другое название которой «Матрица наивности» (от момента зачатия до родов, в норме 9 месяцев)
  2. Вторая базовая перинатальная матрица – «Матрица жертвы» (от начала схваток, до начала родовой деятельности – 4-20 часов).
  3. Третья перинатальная матрица, или «Матрица борьбы» (от начала родовой деятельности до рождения ребенка – 0,5-6 часов).
  4. Четвертая перинатальная матрица – «Матрица свободы» (от рождения до 3 лет).

Проходя каждую из данных матриц, которые соответствуют различным этапам развития плода, а также процесса рождения, ребенок подвергается воздействию многих факторов. В будущем это проявляется в различных психологических особенностях.

Первая перинатальная матрица

«Матрицей наивности» данный этап назван не просто так, ведь это самая комфортная стадия развития для ребенка. Тяжело точно определить временные рамки этого периода, обычно сюда относят отрезок времени от зачатия до первых схваток.

Первая перинатальная матрица характеризуется состоянием ребенка, близкому к представлениям человечества о рае:

  • тепло,
  • приятно,
  • ощущение невесомости и защиты,
  • полное удовлетворение физиологических потребностей,
  • постоянная температура среды обитания.

Это единственная статическая матрица, которая формирует жизненный потенциал человека, его способность к адаптации и потенциальные возможности индивидуума.

станислав гроф перинатальные матрицы

Со стороны психики ребенка этот этап ощущается как легкий, радостный и комфортный. Но это только в случае благоприятных условий: этот ребенок желанный, его ждут, он желаемого пола, беременность проходит без осложнений и различных потрясений будущей мамы. В таком случае психический потенциал и адаптационные возможности ребенка находятся на высоком уровне.

Также благоприятное течение «матрицы наивности» обеспечивает развитие умения расслабляться, дарить и получать любовь, познавать окружающий мир.

Последствия неправильного прохождения первой матрицы

Совсем другая ситуация, когда во время первой перинатальной матрицы на маму и ребенка оказывают влияние негативные факторы, тогда у младенца на подсознательном уровне могут сформироваться следующие программы:

  • Беременность была незапланированная – формируется программа «опять я не вовремя».
  • Если будущие родители думали о прерывании беременности – программа страха смерти и различные суицидальные наклонности.
  • Если у будущей мамы токсикоз – программа «меня тошнит от этого мира».
  • Болезни матери – программа «если я расслаблюсь, это принесет болезнь», а также склонность к астеническим проявлениям.
  • Неприятности в семье, волнения будущей мамы – программа «окружающий мир не дружеская среда, или даже опасная».

Внутриутробно, на психическом уровне, при таких условиях ребенок может испытывать страх, дискомфорт, настороженность и даже агрессию.

Вторая перинатальная матрица

Начало периода «Матрицы жертвы» совпадает с первой фазой родов, при появлении первых схваток. Физиологически это проявляется в сокращениях шейки матки, при которых сама она еще закрыта.

Именно тогда мама и ребенок становятся друг для друга источником биологического дискомфорта и боли. При этом, плод уже не получает кислорода и питательных веществ в нужном количестве, что вызывает стресс, панику, страх, обиду, агрессию, а также проявления клаустрофобии.

перинатальные матрицы

Вмешательство в ход родов, нарушает нормальное течение второй перинатальной матрицы и формирует следующие подсознательные программы:

  • Плановое кесарево сечение – почти не несет негативных последствий, внеплановое – формирование программы «я сам не смогу, мне нужна помощь», а также сложности доведения дел до конца.
  • Применение наркоза – программа «отморожения» от жизненных ситуаций, требующих твердого решения.
  • Стремительные роды – человек не может долго решать жизненные ситуации, отсутствие быстрого решения приводит к отказу решать что-либо вообще.
  • Долговременные роды – провоцирует закрепления у человека роли жертвы, во всех сферах жизни человека прессуют, он страдает, но на самом деле подсознательно его это устраивает.
  • Родостимуляция – способствует формированию подсознательной программы «пока меня не подтолкнут, я ничего делать не буду».
Читайте также:  Особенности физиологического развития ребенка первого года жизни

Данная матрица является важным компонентом в формировании решимости, а также развития умения к самомотивации.

Третья перинатальная матрица

Эта матрица получила название «матрица борьбы». По временным рамкам совпадает со второй стадией родов – матка продолжает сокращаться, но родовой канал уже открыт. Именно процесс рождения и процесс прохождения по родовым путям является первым опытом преодоления трудностей.

Если роды проходили правильно, и ребенок чувствовал «помощь» маминого организма, то матрица формируется в положительном плане «Когда мне тяжело, я не сам» и «Я смогу!». Именно во время этого процесса определяется способность преодолевать трудности, целеустремленность и смелость идти к цели.

При осложненных родах возможны различные варианты:

  • При стремительных родах, стимуляции родовой деятельности, матрица формируется в форме «если я не смогу, за меня сделают другие», человек почти не стремится бороться на пути к поставленной цели.
  • Другая сторона развития матрицы при неправильном течении родов – это форма гиперкомпенсации, при котором человек постоянно борется со всем и всеми, даже если это не очень нужно.
  • При асфиксии – возможно формирование матрицы чувства вины, или опасных для жизни увлечениях, как бы игры со смертью.
  • Клиническая смерть ребенка может развить программу скрытых суицидальных наклонностей.
  • При применении акушерских щипцов или вакуума – программа «я нуждаюсь чьей-либо помощи, но в то же время ее боюсь, потому что она может быть болезненна».
  • При разрывах, может сформироваться программа страха своей силы «если я проявлю силу это причинит боль».
  • Если ребенок рождается в ягодичном предлежании, это может развить умение выходить из ситуаций нестандартным путем, чаще всего тем, что сложнее.

Четвертая перинатальная матрица

«Матрица свободы» берет свое начало с момента полного биологического отделения от тела матери и продолжается в течение первого месяца, включая в себя третий период родов.

Новые обстоятельства жизни приносят значительно лучше ощущения, чем два предыдущие моменты. Но, вместе с тем, они недостаточно комфортные по сравнению с внутриутробным периодом. Ведь для удовлетворения физиологических потребностей уже нужно применять собственные усилия.

Данная матрица формирует у индивидуума свое отношение к свободе, а также к своим возможностям. Еще одним важным компонентом является формирование умения любить. Но в отличие от первой матрицы, четвертая способствует образованию любви, основанной на свободе действий партнера, а не их ограничения.

Важны также последствия других особенностей родов:

  1. Если ребенок не того пола, которого хотели родители – возможным есть формирование проблемы половой самоидентификации, что может привести к стремлению изменить пол в будущем, или к гомосексуальным отношениям.
  2. В случае размещения ребенка в кувез, в подсознании формируется барьер между ребенком и окружающим миром.
  3. Интересным является случай, когда рождаются близнецы. Ребенку необходимо ощущение кого-то рядом. У ребенка, который родился первым –  формируется чувство вины, что он предатель. А ребенок, который рождается следующим – чувство обиды и отверженности.
  4. Очень опасная ситуация, если у матери до этого были аборты. В это сложно поверить, но они записываются в подсознание новорожденного и отражаются в психике страхом насильственной смерти.
  5. Если во время родов применялись обезболивающие препараты, у ребенка может развиться ощущение отстраненности и безынициативности.

базовые перинатальные матрицы

Нивелирования последствий негативного прохождения матриц

Ошибочно считать, что при всех вышеперечисленных проблемах обязательно проявится та или иная психологическая проблема, это вовсе не обязательные явления. Но, если они все же присутствуют, существует ряд техник, которые могут снивелировать негативные последствия неправильного протекания родов.

Один из них является универсальным, он может применяться как для детей, так и для взрослых – это медитация. Основное условие ее эффективности — представлять те образы, которые соответствуют определенным матрицам. Закономерно, что самими тяжелыми для воображения будут именно проблемные элементы запрограммированных компонентов психики. Для удобства разделим образы медитации-визуализации соответственно очередности перинатальных матриц:

1) Матрица наивности включает в себя такие положительные образы:

  • Живописные, полные гармонии картины природы, сады, пение птиц.
  • Котенок, который нежится в лучах солнышка, бабочка в цветке, дельфинчик в волнах и тому подобное.
  • Плоды на дереве, земля после дождя, цветочек, который тянется к солнышку.
  • Лодка или парусник, плывущий по спокойной воде в хорошую погоду.

2) Неприятности в период матрицы жертвы могут нивелироваться за счет:

  • Образа морских просторов, вида с высокой горы, светлой лужайки с цветами.
  • Табуна лошадей в степи, стаи птиц, семьи пчел и т. д.

3) Сглаживание негативных последствий матрицы борьбы возможно при использовании таких образов:

  • Луч света, который светит в морскую глубину, растение, что пробивается сквозь асфальт.
  • Сильный ветер или шторм в океане.

4) Матрица свободы имеет следующие положительные образы:

  • Кошка, вылизывающая своего котенка, птичка, которая кормит птенца.
  • Звонкий родничок, или небольшой водопад.
  • Звездное небо и самая яркая звезда.
Читайте также:  Развитие кругозора ребенка 4 лет

Если вы взяли за цель проработать сразу несколько негативных последствий неправильного прохождения перинатальных матриц, то важно соединить все визуальные образы в логическую цепочку. Они должны будто плавно переходить из одного в другой.

Также перед началом вашего «путешествия» нужно четко представить путь «домой», но уже новым и счастливым человеком.

Теория перинатальных матриц подвергается критике со стороны ученых, из-за своего недостаточного подтверждения фактами. В общих чертах считается научной, но в психологической и психиатрической литературе все же рассматривается в сочетании с эзотерическими взглядами.

Воспринимать, или не воспринимать данную теорию личное дело каждого, но знать о возможных последствиях собственных мыслей и действий все же необходимо.

Ира Чернова

Источник

Первым сформулировал понятие о базовых перинатальных матрицах Станислав Гроф, он погружал своих клиентов с помощью препаратов в трансовое состояние, и они рассказывали ему о связи их стрессового состояния с тем, как они рождались, воспоминаниями о своих переживаниях в «животике» у мамы.

Оказалось, что память о самых первых этапах формирования физического тела есть и доступна в особых состояниях, и эти переживания напрямую влияют на эмоциональное состояние в последующей жизни человека. На основе этих рассказов он сформировал понятие о перинатальных матрицах.

Сначала опишу так, как их увидел Гроф, затем, что я вижу на практике, работая каждый день с клиентами и их переживаниями ранних периодов.

БПМ-I

Эта матрица описывает пребывание малыша во время беременности, от зачатия до родов. В этот период для малыша это вся вселенная, рай если мама и папа были в гармоничном состоянии. Если с ними происходили какие-то потрясения, то ребёнок также это чувствует и реагирует состоянием паники, страха, одиночества, потери контакта с родителями и миром и т.д.

БПМ-II

Формируется от начала схваток до полного раскрытия. Люди описывали, что чувствуют в этот момент страх, злость, беспомощность. Ощущают, что у них нет выхода, их изгоняют из рая, и это неумолимо.

БПМ-III

Это вторая фаза родов, когда ребёнок начинает движение по родовым путям и чувствует сильное давление. Это опыт самостоятельного в команде с мамой и окружающим миром (врачами на данный момент) преодоления трудности и движение вперёд.

БПМ-IV

Эта матрица относится к рождению и первым минутам, часам и дням жизни. Окончательный разрыв с мамой, перерезание пуповины, первая встреча с этим миром. Запечатление тех, кто находится рядом.

Встречаясь с новым этапом своей жизни, мы постоянно проходим все эти матрицы и проходим их так, как рождались когда-то, у каждого формируется индивидуальная матрица, повторяющаяся постоянно.

Например, нам хорошо, некое спокойное плато в нашей жизни. Становится скучно, мы хотим нового, ставим себе задачу для решения, или, если «застряли» в первой матрице (в негативных переживаниях), то не хотим шевелиться, сидим в «болоте» и ждём «пинка» Вселенной, чтобы что-то сделать. Это первая матрица. Вторая матрица — это начало движения вперёд, замыслы, простраивание процесса. Третья матрица — само движение вперёд, и четвёртая — победитель, когда всё получилось, и мы наслаждаемся победой.

А теперь возьмите любой ваш проект с самого начала: выстраивание отношений, смена работы, рост в профессии и т.д., и подумайте, как вы их проходите с точки зрения тех этапов, которые описаны.

Теперь мой опыт работы с матрицами

Давайте посмотрим на процесс родов через ощущения и переживания ребёнка. Только от его эмоционального состояния зависит, как будет идти процесс родов, а его эмоции зависят от эмоций матери. Он чувствует вместе с ней. Зная это, легко понять, почему у женщины, приехавшей в роддом, часто слабеет родовая деятельность.

Незнакомая обстановка, яркий свет, отсутствие близких и их поддержки, у многих полное непонимание происходящего и что нужно делать, психологическая неподготовленность, непринятие ответственности на себя за здоровье и жизнь ребёнка, неумение сотрудничать с врачами.

Женщина ощущает страх и беспомощность (видите связь? Где Гроф описывал во второй матрице эти чувства? Это чувства мамы!). Страх сковывает все мышцы, делая роды очень болезненными. Когда мать боится, ребёнок тоже чувствует страх, страх перед этой жизнью. Мир кажется ему опасным, ведь мама боится.

Когда у матери есть страх умереть при родах, ребёнок будет бояться потерять своих родителей, часто винит себя за то, что маме угрожает опасность из-за него. В дальнейшей жизни он будет чувствовать комплекс вины перед матерью и страх остаться один. Эти эмоции остаются с человеком навсегда.

Если матери кажутся окружающие враждебными, то ребёнок воспринимает это как враждебность мира, в который он пришёл. Подключаясь к таким чувствам матери, ребёнок не хочет рождаться, отсюда замедляется родовая деятельность.

Если в зачатии его не хотели, а потом в пренатальный период размышляли, рожать его или нет, ребёнок находится в очень подавленном состоянии, в состоянии «нелюбимый». Часто такие дети постоянно плачут в животике у мамы. Некоторые решают умереть, тогда это выкидыш (осознанный выбор ребёнка — умереть) или смерть в родах. Когда таких детей насильно спасают, они часто становятся калеками (ДЦП и т.д.), либо вырастают и заканчивают жизнь самоубийством.

Возможен и другой вариант, ребёнок настолько обижен на мать, что стремится как можно скорее покинуть её (так называемые стремительные роды), часто вывихивая себе шею при этом. Но чаще всего дети без оглядки любят своих родителей и готовы ради них на всё.

Одна девушка рассказывала про свои роды — она чувствовала мысли мамы, что теперь спокойная жизнь закончилась, начнутся сплошные бессонные ночи, пелёнки и крик. И она приняла решение не рождаться, чтобы не причинять маме неудобство, в результате — затяжные роды со слабой родовой деятельностью.

Дети, чувствуя себя нелюбимыми, могут принять решение не рождаться, они думают — «я никому там не нужен, меня никто не ждёт» — в результате мы можем наблюдать слабость родовой деятельности.

Когда ребёнок родился, ему в глаза бьёт сильный раздражающий свет, ему холодно, его берут равнодушные руки, трясут, шлёпают, кладут на ледяные весы и уносят от мамы. Люди рассказывают на коррекции свой ужас от этого, у некоторых мужчин после такого рождения формируется стресс на женские прикосновения.

Читайте также:  Роль книги в развитии ребенка

Некоторые дети физическое отдаление от матери сразу после рождения воспринимают как предательство, разрывается последняя ниточка связи, которая ещё оставалась. Впереди ощущение одиночества, покинутости и беспомощности. Его бросили одного в этом страшном мире. Он нелюбимый, и у него нет выбора, он ничего не может изменить, находится в состоянии безысходности. Даже пошевелиться он не может, он скручен по рукам и ногам, и с ним делают, что хотят.

Дух некоторых ломается, и человек перестаёт сопротивляться. Связь с родителями потеряна, человек не чувствует её и часто задаёт себе вопрос: «А их ли я ребёнок?». И потом мстит своим родителям за такое рождение.

Во время родов ребёнок кричит по двум причинам. Во-первых, из-за состояния ужаса, которое его охватывает. В таком состоянии находится ребёнок, подключаясь к чувствам матери, если она испытывает сильную боль и страх.

Во-вторых, в первые минуты рождения у ребёнка ещё сохраняется питание и дыхание через пуповину, пока не произошло её отторжения. У дитя есть время на адаптацию, лёгкие раскрываются постепенно, по долькам, что не вызывает сильного дискомфорта. А вот если плаценту сразу перерезали, как это практикуется в роддоме, у него нет другого выхода, происходит резкий, глубокий вдох, который причиняет боль, обжигая легкие.

Ребёнок не должен кричать, когда он рождается в обстановке любви — он лишь глубоко вдохнёт и улыбнётся своим родителям. Посмотрите, как появляются на свет животные (например, кошки и собаки). Родившись, детёныш спокойно лежит, когда его мама перегрызает пуповину, он широко зевает и начинает пытаться ползти к маме, никаких истошных писков!

Рождение — это первая работа ребёнка. И как он родился, так и будет идти по жизни, так будет он реализовывать себя. В своей практике я делала много коррекций, касающихся проблем с работой, изобилием в жизни, и всегда возраст причины в первую очередь уходил в зачатие и роды.

Зачатие — потому что, если бы не было такого стресса в зачатии, то ребёнок не прошёл бы так роды. Стремительно рождающийся ребёнок будет также лететь по жизни сломя голову, не думая. Когда ребёнок выходит ягодицами, то по жизни он сначала сделает что-то, пристроится, а потом подумает, а надо ли ему это.

Когда у ребёнка слабая родовая деятельность, его тащили и выдавливали, он не будет ничего в жизни делать сам, только из-под палки, когда его будут заставлять обстоятельства и другие люди, он с трудом сможет сделать что-либо самостоятельно, редко доводя дело до конца. Часто ребёнок находится в состоянии «нет выбора», тогда он сдаётся и прекращает борьбу. По жизни он идёт с ощущением, что незачем что-либо делать, всё равно конец известен, и от него ничего не зависит.

Особо стоит отметить кесарево сечение. В большинстве случаев ребёнком это ощущается как насилие. Когда ребёнок готов родиться, он принимает положение головкой вниз и опускается, прижимаясь к костям таза (так называемое опускание живота), надавливая тем самым на дно матки. Нервные рецепторы испытывая давление дают импульс в кору головного мозга и запускается сокращение матки.

Только ребёнок определяет время своего рождения, но не забывайте о его восприимчивости к чувствам матери, если она не хочет его отпускать, он ощущает непреодолимое желание остаться, как будто его затягивает трясиной. Теперь представьте чувства ребёнка, когда его усыпляют наркозом (при плановом кесарево), а потом режут тело матери и вытаскивают его оттуда.

Для Вселенной такой ребёнок не родился, у него нарушена связь с окружающим пространством. Для него нет выбора в жизни, он ощущает, что его лишили выбора, его будет носить по жизни, он будет попадать под влияние чужих людей или своих родителей, с трудом принимая решения самостоятельно.

Дети почти до 3-х лет помнят всё. Младенец не может переварить подобную информацию, что служит причиной болей в животе и подверженности кишечным инфекциям. Это служит причиной внезапной младенческой смерти без видимых на то причин, слабого иммунитета и постоянного плача. Психически здоровый ребёнок не должен плакать, плачет он от душевной боли.

Какими могут быть роды?

Чтобы родить здорового ребёнка, начинать надо с зачатия. Надо помнить, что, находясь в животике, ребёнок впитывает все чувства матери, все её страхи и суждения. Во время коррекции взрослые люди вспоминали, о чём говорили родители. Когда происходит какая-то ситуация, и мама на неё эмоционально реагирует, также реагирует и ребёнок.

Он учится, как вести себя, и уже к моменту родов у ребёнка сформирована система убеждений. Когда родители ссорятся, малыш часто в пренатальном периоде уже знает, на чьей он стороне. Клетки тела и мозга растут и впитывают информацию, идущую от отца и матери, через их чувства.

Что необходимо для хороших родов

Желательно подготовить себя перед зачатием ребёнка. Те болезни и слабые органы, которые имеет мать, часто будут болезнями ребёнка. Очистите своё тело от токсинов и шлаков, восстановите своё здоровье, закалите себя, укрепите свои мышцы, ведь роды — это и физическая работа. Очень эффективна здесь Ароматерапия.

Откорректируйте свои проблемы во взаимоотношениях с мужем и окружающими. Отработайте свои стрессы в зачатии и родах, чтобы не переносить их на своего ребёнка. Давно замечено, что женщина рожает так, как родилась сама. Обязательно надо отработать стресс на роды у женщины и мужчины, чтобы ребёнок не повторил их вариант.

Общайтесь с ребёнком как с живой, чувствующей душой, прислушивайтесь, что ему нравится (движение, еда, музыка, запахи), он показывает это своими шевелениями. Мамочка может чувствовать состояние ребёнка, настроившись на него, у них особая связь. Включайте мужа в эти переживания, рассказывайте, что вы чувствуете, кладите его руку на живот. Включайте в муже любовь к ребёнку уже на этапе беременности.

Возьмите на себя ответственность за роды, и как они будут проходить. Это значит быть к ним готовой, изучить этапы родов, то, что от вас требуется на каждом этапе, проработайте психологические проблемы.

Помните, что самое главное — эмоциональная готовность ребёнка и родителей к родам. Если вы хотите ребёнка и ходите с радостью, это совсем не означает отсутствие стресса у ребёнка. Много негативной информации хранится в нашем подсознании, которую считывает ваш малыш. В кинезиологии есть техника коррекции психологического состояния малыша, обратитесь к кинезиологу.

Источник