Перелетные птицы развитие для ребенка
Евгения Гайдайчук
Конспект занятия «Перелетные птицы весной» для детей 5–6 лет
Перелетные птицы весной Детям о птицах
Оживает природа весной, все расцветает. Слышны трели, чириканье и пение птиц. Они радуются теплу, солнышку. С наступлением весны перелетные птицы возвращаются в родные края. Они начинают строить гнезда и выводят птенцов.
Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дорогее в детский сад, школу послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже на улице поиграть в словесные игры, которые помогут развить речь ребенка, обогатить словарный запас.
Птицы — теплокровные существа. Средняя температура их тела 41 градус. Чтобы они могли остаться на зиму и были активными, им нужно много корма. А пищи для насекомоядных птиц зимой нет. Поэтому они улетают в теплые края осенью.
Главная причина отлета птиц — холод и отсутствие пищи.
Весной появляются насекомые, тает снег, уже можно отыскать семена прошлогодних растений, личинки жуков и птицы возвращаются домой.
Птицы, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются в родные края, называютя перелетными.
Грачи. Еще снег не сошел полностью, а грачи уже вернулись и важно расхаживают по полям.
Грач похож на ворону, но у него клюв более тонкий и прямой. Оперение черное, с фиолетовым отливом.
Грачи всеядны. Собирают на полях злаки, плоды и семена растений, могут есть дождевых червей, мелких грызунов. Гнездятся колониями, строят гнезда высоко на деревьях.
Уничтожая жуков и их личинок, клопов, гусениц, грачи приносят огромную пользу садоводам и огородникам.
За грачами прилетают скворцы и жаворонки.
Скворцы — небольшие птицы, внешне похожи на дрозда, но в отличие от них ходят по земле, а не прыгают. У скворца острый клюв черного цвета. В сезон размножения окраска клюва меняется на желтый. Оперение черное, как у самца, так и у самки, с фиолетовым, зеленым оттенком. Зимой на перьях появляются белые крапины. Хвост и крылья у скворца короткие.
Скворцы всеядны: питаются и растительной, и животной пищей. Рано весной собирают личинок насекомых, едят дождевых червей. Летом ловят кузнечиков, пауков, гусениц и червей.
Скворцы интересно поют, могут подражать звукам другим птицам и животным: издают скрип, дребезжание, могут блеять как овцы и лаять, как собаки.
Гнездо строят оба родителя. Самка откладывает 4-6 голубоватых яиц.
Когда скворцы прилетают домой,начинают искать место для гнездования: дупло, старый скворечник.
В школах дети часто делают весной для скворцов скворечники и вешают их на деревья.
Жаворонок. Прилетает рано весной.
Полевой жаворонок чуть крупнее воробья. Спинка у него коричнево-желтая, с пестрыми крапинками, оперение живота белое, грудь коричневая, на голове у жаворонка небольшой хохолок. Окраска помогает жаворонку удачно маскироваться в траве и на земле.
Живет жаворонок на полях и лугах. Гнездо строит прямо на земле, в ямке, среди травы. Для постройки гнезда использует траву, корешки растений, стебли, выстилает гнездо пухом. Свое гнездо жаворонок маскирует хорошо.
Питается птица семенами трав и злаковыми растениями. Летом -жуками, пауками, куколками бабочек.
Зяблик. Очень красивая птичка и поет хорошо.
Прилетает в конце марта.» Зяблик прилетел, весну на хвосте принес».
У самца оперение яркое (особенно весной). Голова сине-коричневая, грудь буровато-красная, на крылышках белые пятна.
Питается зяблик насекомыми. Гнездится в лесах и парках. Взрослые птицы заботятся о птенцах, кормят их и предупреждают друг друга об опасности тревожным позывом.
В апереле прилетают и другие перелетные птицы: дрозды, лебеди, коршуны, гуси, утки, цапли, журавли, пеночки.
В мае: ласточки, мухоловки, соловьи, стрижи, иволги.
Ласточка. Красивая, небольшая птичка. Добывает себе пищу в воздухе, ловит насекомых на лету. Живут ласточки 4-5 лет.
У них стройное тело, узкие и длинные крылья, клюв маленький, лапки короткие, хвост длинный.
Гнездо ласточки строят из глины, песка и грязи, смачивая комочки своей слюной. Внутри гнездо выстилают мягкой подстилкой. Часто гнезда делают возле жилья человека, под крышами домов, в сараях, на берегу рек. Помню в моем детстве у нас в сарае было гнездо ласточки. Она каждую весну возвращалась и высиживала своих птенцов.
Ласточки откладывают 4-6 яиц в гнездо и по очереди высиживают птенчиков и кормят их оба родителя.
Соловей. Маленькая, певчая птичка.
»Соловей прилетел, запел, значит, весна расцвела».
Оперение у соловья буроватое, хвост рыжеватый. Зимует он в Африке. Обитает в сырых кустарниковых зарослях, в долине рек. Гнездо делает на земле или в кустах.
Питается пауками, насекомыми. Поет соловей очень красиво. Его не зря называют певцом, поют о нем песни.
Дрозд, варакушка- насекомоядные птицы.
Иволга. Большая птица, красивая, с желтым оперением. Поет иволга очень красиво, как флейта.
Лебеди. Изящная птица. Крупная.
Улетают осенью в Африку и возвращаются весной. Символ чистоты, красоты и благородства. Говорят, что лебеди не могут жить друг без друга. Бывают белые, серые и черные.
Цапля. Длинноногая птица, с острым клювом. Стоят у воды и высматривают добычу.
У нас в Тирасполе возле собора есть озеро, где живут лебеди.
Первыми в теплые края улетают насекомоядные птицы, потом зерноядные позже всех утки, гуси, когда замерзают водоемы.
Кукушка. Известная птица. Беспокойная, не любит общаться с другими птицами.
Питается кукушка в основном насекомыми и их личинками. Любимое блюдо — мохнатые гусеницы. Уничтожая их, кукушка помогает природе.
Кукушка- пример неправильного отношения родителей к своим детям. Она не строит себе гнезд и не высиживает птенцов. Свои яйца кукушка подкидывает в чужие гнезда. Яйца кукушки по размерам и окраске похожи на яйца птиц, в чьи гнезда она их подкидывает.Подкидывает кукушка яйца в гнезда разных птичек: овсянкам, трясогузкам, пеночкам, крапивника.
Когда появляется кукушонок, он может выбрасить из гнезда яйца или других птенцов. Его одного потом выкармливают приемные родители, чтобы насытить прожорливого подкидыша.
Перелетные птицы. Игры и задания
Познакомив детей с перелетными птицами, для закрепления знаний и названий птиц, можно поиграть в игры. Предлагаю игры, которые помогут развить речь ребенка.
»Назови птенца»
Грач — граченок
Утка-… (утенок)
Гусь — (гусенок)
Скворец-(свкорчонок)
Кукушка — … (кукушонок).
»Один — много»
Лебедь — лебеди
Птица-…
Грач-…
Скворец -…
Перо — …
Клюв — …
Аист-….
»Четвертый лишний»
Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай).
Ласточка, индюк, соловей, ворона (индюк).
Петух, гусь, утка, стриж (стриж).
Утка, гусь, синица, лебедь (синица).
Можно придумать еще слова для игр.
Назвать ласково»
Птенец — птенчик
Перо -… (перышко)
Голова-… (головка)
Соловей -… (соловушка)
Крыло-… (крылышко)
Гнездо-… (гнездышко).
Дидактическая игра ‘‘Улетает- не улетает».
Назвать перелетных и зимующих птиц.
Вот так просто, общаясь с детьми, можно познакомить их с перелетными птицами и рассказать детям о птицах, выучить названия, узнавать птиц в природе.
Для закрепления знаний,задайте детям вопросы:
Почему птиц называют перелетными?
Почему они улетают в теплые края?
Назовите водоплавающих птиц.
Какую пользу приносят птицы?
Чем они питаются?
В заключении предлагаю вам посмотреть старый добрый мультфильм.
Источник
Трофимова Оксана
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 3–4 лет на тему «Перелётные птицы»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 3-4 лет.
Тема: «Перелётные птицы».
Технология: Игровая.
Образовательная область: «Познание».
Интеграция: «Коммуникация», «Социализация».
Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие через решение следующих задач.
Задачи:
1. закреплять знания о перелетных птицах;
2. развивать внимание, наблюдательность, развивать умение узнавать и называть части тела животного (голова, туловище, крылья, лапы, хвост, тело покрыто перьями);
3. воспитывать заботливое отношение к животным, радость от общения с ними;
4. воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность, интерес, любовь к природе, эмоциональное восприятие.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на участке и за приметами наступающей весны в природе. Заучивание стихов, пословиц о весне. Рассматривание картин о весне и иллюстраций с изображением птиц.Материалы и оборудование: предметные картинки перелетных птиц, аудиозапись «голоса птиц», мнемодорожка характерных признаков птиц, кормушки и хлебные крошки.
НОД
1. Организационный момент.
Вос-ль: Ребята, посмотрите, сколько пришло к нам гостей. Мы очень рады видеть вас!
Вос-ль: Ребята, какое сейчас время года? (Весна)
Вос-ль: Что происходит весной в природе? (всёоживает: тает снег, набухают почки на деревьях, прилетают птицы).
Вос-ль: Сегодня мы отправимся в путешествие в лес и посмотрим, как птицы возвращаются домой. Для путешествия нужно одеться по погоде. Какая погода за окном? (ответы детей).
Вос-ль: как же мы доберемся до леса? (ответы детей)
Вос-ль: А на чем можно доехать? (на машине, на велосипеде, на паровозе).
Вос-ль: Мы с вами поедим на паровозике! (дети встают паровозиком, проходят на стульчики).
Вос-ль: Вот мы и в лесу. Что мы слышим? (звучат голоса птиц).
Вос-ль: А где же наши птицы? (на деревьях, в гнездах)
Вос-ль: Птицы – первые вестники весны и чтоб они прилетели, давайте позовем попутный ветер.
2. Упражнение «Ветер».
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
Вос-ль: Ребята, птицы. Которые прилетают к нам весной, называются перелетные. А чем похожи все птицы? (картинки уже расставлены). Что есть у всех птиц?
Дети:Внешним видом: есть клюв, две лапки, перья, крылья, хвост, умеют летать. (во время ответов детей выстраивается мнемодорожка характерных признаков птиц)
Вос-ль: А чем птицы отличаются друг от друга?
Дети: величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев.
Вос-ль: А теперь пришло время проверить ваше внимание.
3. Упражнение на внимание «Птицы».
Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее птицу.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, стрижи,
Галки и чижи,
Комары, кукушки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки,
Совы и ватрушки.
Вос-ль: Молодцы! Знаете названия птиц! А теперь, раз-два, повернись, быстро в птичек превратись!
4. Подвижная игра «Птички-невелички».
Ой, летели птички,
Птички-невелички.
Всё летали и летали,
Крыльями махали.
На дорожку сели,
Зернышки поели
Клю-клю, клю-клю,
Как я зернышки люблю!
Перышки почистим,
Чтобы были чище.
Прыгаем по веткам,
Чтоб сильнее стали детки.
Пряг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам!
Вос-ль: Молодцы! Ребята, давайте поиграем в прятки с птицами. Давайте посмотрим, кто с нами будет играть (показывает картинки, добавлены картинки с изображением других птиц). Когда вы закроете глаза, одна птичка улетит, спрячется. Откроете глаза и назовете птицу, которой не стало. (во время игры посчитать птиц, «обмануть»)
6. Дидактическая игра «Какая птичка улетела». (3-4 раза).
Вос-ль: Хорошо! Правильно запомнили, кто из птиц улетел.
Вос-ль: Как всегда, открыли весну грачи. На потемневших дорогах, в поисках пищи, неуклюже зашагали грачи. Они охотно поедают червяков, жуков, семена растений, клюют молодую травку. Сейчас грачи строят новые и ремонтируют старые гнезда, для этого используют сучья и ветви.
7. Физкультурная минутка «Грачи прилетели».
Как-то раннею весной
На опушке лесной
Появилась стая птиц:
Не скворцы, и не синицы,
А большущие грачи.
Цвета черного, как ночь,
Разбежались по опушке.
Пряг-скок, крак-крак!
Тут жучок! Там червяк!
Крак-крак-крак!
8. Заключительная часть.
Вос-ль: Весной перелетные птицы возвращаются к нам, домой. Что является домом для птиц? (гнезда, скворечник).
Вос-ль: Правильно. Птицы будут нашими гостями. А гостей принято угощать. Если вам понравилось наше путешествие, давайте положим в кормушку крошки и покормим птичек!
Вос-ль: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие! Пора возвращаться!
Источник
Марина Валеева
Конспект познавательного занятия «Перелетные птицы»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
в подготовительной группе
Тема: «Перелетные птицы»
Воспитатель:М. В. Валеева.
Цели занятия:
— закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах ;
— закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;
— активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, водоплавающие, клином, дугой);
— развивать связную речь, зрительную память, внимание;
— воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.
Оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», иллюстрации видов перелета птиц, аудиозапись «Голоса птиц», мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение «Летят перелётные птицы» Ирис Ревю
Осенним днем иду в поля, желаю
Побыть с природой вновь наедине.
Вот птиц горластых улетают стаи,
Они, друзья, не вспомнят обо мне.
Они летят туда, где жарко,
И где цветы душисты и пестры,
Где мать-природа просто, без утайки,
Раскинула зелёные ковры.
Они летят – не скажут слов прощания,
Не улыбнутся родине своей.
Они летят, но знают — возвратятся,
И машут мне приветливо: «Эгей!»
Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают? Как называются птицы, которые улетают в теплые края? (перелетные)
И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.
2.Вос-ль: как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью (потому что становится холодно, нечего кушать).
Вос-ль: Правильно. Вы знаете,что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться и поэтому насекомоядные птицы улетают в теплые края, где много насекомых.
А как отличить насекомоядных птиц вы знаете?По клюву: он прямой, удлинённый, заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите на фотографии. Вот скворец, ласточка, стриж, кукушка, иволга, соловей, трясогузка. Это насекомоядные птицы. Они улетают самыми первыми.
Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика.
Позже всех улетают водоплавающие птицы — дикие утки и гуси, лебеди (рассмотреть фотографии птиц). Они собираются в путь, когда замерзают водоёмы.
Перелётных птиц много, но нам редко удаётся увидеть, как, собравшись в стаи, они улетают.Они летят в основном ночью: так безопаснее. Ориентируются птицы в полете по звездам. А знаете вы, что во время перелёта многие птицы придерживаются строгого порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли летят клином, гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы,дрозды и другие мелкие птички порядка не любят: летят стайками. А кукушки, орлы, ястребы, грифы и соколы летят в одиночку.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.
Физкультурная минутка
Подвижная игра «Улетает, не улетает» (аудиозапись «Голоса птиц»).
Воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети останавливаются.
Вос-ль: Молодцы,а теперь поиграем в игру «У КОГО — КТО?»(с мячом). (Дети должны правильно назвать птенцов.)
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля — журавленок, журавлята.
У скворца — скворчонок, скворчата.
У лебедя — лебеденок, лебедята.
У грача — грачонок, грачата.
У утки — утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.
Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»
Воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Дети называют улетевшую птицу.
3. Итог.Вос-ль: О каких птицах мы беседовали? (О перелетных)
Вос-ль: Что нового узнали о перелетных птицах? (совершают перелет различными способами.)
Вос-ль: Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам (Ориентируются по звездам.)
Вос-ль: Мне понравилось как вы работали на занятии. Внимательно слушали и отвечали на мои вопросы. Молодцы!
Источник
Зульфия Клинова
Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста «Перелётные птицы»
Вводная часть: Игра «И я здесь!»
Все встают в круг Добра, затем берутся за руки. По очереди, каждый ребёнок произносит: «И я здесь!».Все дети вслед за ним называют его имя: «И … здесь!».
Затем дети хором, сначала шепотом,а потом громко: «Мы все здесь».
Какой сейчас месяц? Март. Но, зима долго не уступала весне. Какие приметы весны вы знаете. Как называются птицы, которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные). Птицы, которые остаются у нас зимовать, как они называются? Когда птицы возвращаются из теплых краев? (весной)
Действительно, весной птицы возвращаются домой в свои гнезда. Но при перелете птиц ожидают разные опасности, и не все птицы могут долететь до родного дома. Я знаю, у вас доброе сердце, послушайте, как оно стучит. Дети прикладывают руку к сердцу.
Я предлагаю отправиться путешествовать на воздушном шаре навстречу птицам, чтобы помочь им долететь.
Впереди нас ждет трудный путь. Нужно проверить нашу готовность к приключениям.
Игра «Это правая рука, …»
Молодцы. Можно отправляться в путь. Сядьте на стулья. (по кругу) Закройте глаза. Представьте, что мы с вами на воздушном шаре поднимаемся все выше и выше. Внизу мы видим удаляющиеся, от нас, деревья, дома, машины. Дома становятся похожими на кубики. Дорога похожа на серую ленту, а речка на синюю. Вот мы поднялись высоко над землёй. Здесь, на высоте птичьего полёта, всегда дует сильный ветер.
Игра «Ветер дует на того …»
(У кого в одежде есть синий (красный) цвет, кто умеет считать, кто помогает другу в беде, кто хочет пойти в школу, кто любит свою маму)
Пока играли, мы с вами не заметили, как опустились на Птичий остров. Они приветствуют нас. Мы с вами тоже знаем вежливые слова. Какие?
Ребята, ветерок случайно перепутал всех птиц. Давайте посмотрим, какие из этих птиц остаются у нас зимовать, а какие от нас улетают на юг.
Игра «Перелётные птицы»
Психолог раздаёт каждому ребёнку по карточке с изображением птиц. Ты какая птица? Дети — птицы танцуют под музыку. Как только музыка останавливается, дети – перелётные птицы летят к солнышку, а дети – зимующие к снежинке.
На острове очень много птиц. Они все разные. Надо их посчитать.
Задача — игра
На ветку сели 9 птичек: ласточки и грачи. По сколько ласточек и грачей, может сесть на ветку. (Какие цифры надо сложить, чтобы получилось 9). Составьте пары так, чтобы получилось число 9 (8).
Птицы бывают разные, но у всех у них есть что? Голова, клюв, туловище, хвост, крылья и лапы. А чем отличаются птицы, от других животных? Их тело покрыто перьями.
Игра «Найди пару»
Оборудование: корзина с перьями.
Птицы прилетели на поляну, чтобы отдохнуть и подкрепиться. Возьмите каждый по одному перышку. Найдите себе пару по цвету пера. Если мы правильно составим слова из слогов, то узнаем, чем питаются птицы.
Составьте слово из слогов-рассыпушек.
Дети работают парами (мошка, червяк, комар, лягушка, мушки, рачки, жучки).
«Перечислите составленные слова. Как можно, все это назвать одним словом?»
Дети: Еда, корм, пища, питание, добыча.
«ИНТОНАЦИЯ»
Птицы поют разными голосами. Мы с вами любое предложение можем произнести с огромным количеством оттенков, и каждый раз из-за интонации предложение будет иметь новое значение. Попробуйте сказать простую фразу “Ну вот и все!” Но сказать её нужно.
• радостно, словно вы закончили убирать игрушки, и теперь будете смотреть мультфильм;
• кровожадно, словно вы истребили всех мух, летавших по квартире;
• печально, словно вы с мамой дочитали любимую книжку;
• испуганно, словно вас догнал волк, от которого вы пытались убежать;
• устало, словно вы только что помыли целую кучу посуды.
«Ну, вот и все!», скажу я вам радостно. Наше путешествие подходит к концу. Обратно мы полетим птицами.
Игра “Кто как передвигается?”.
Вокруг себя повернись и в … превратись. (Ласточку, цаплю, грача, воробья.)
Мы с вами вернулись в д/сад, вместе с перелётными птицами. А это значит, что наступила теплая, ласковая, приветливая, звенящая весна.
Приглашаю всех пройти на лужайку и сесть в кружок.
Скажите, вы любите весну? Сейчас каждый из вас будет говорить, за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.
Посмотрите, что у нас получилось? А вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно.
Всего доброго!
Источник