Переезд для ребенка 4 года

Переезд для ребенка 4 года thumbnail

Согласно статистике американцы за свою жизнь переезжают 11 раз. В России есть очень приблизительные данные на этот счет: в среднем каждый россиянин переезжает один раз в десять лет.

Но статистка – вещь весьма приблизительная. Как говорил Шарль де Голь: «Если я съел двух жареных цыплят, а вы – ни одного, по статистике мы каждый съели по одному цыпленку». Молодые семьи последних десятилетий, в большинстве своем не имеющие возможности приобрести собственное жилье, вынуждены переезжать с одной съемной квартиры на другую иногда каждый год. Народная мудрость гласит: «Три переезда приравниваются к одному пожару». Сколько в ней правды! А еще говорят, что после нескольких переездов мебель можно «грузить лопатой», настолько она становится непригодной к использованию. Одним словом, переезд для семейных людей среднего достатка – не увлекательное приключение, а страшное событие.

«Запланированный пожар» и дети

Материальная часть переездов, все тяготы и неудобства обустройства, незащищенность на новом месте жительства – это только одна из сторон проблемы, которую нужно преодолевать семье. Есть переезды, не связанные с отсутствием постоянного жилья у семьи, многие переезжают вполне запланировано: построили или купили новый дом, сменили место жительства по состоянию здоровья, получили новое назначение по службе и т.п. В этих случаях материальный дискомфорт переезда можно минимизировать. Однако есть один фактор, с которым приходится сталкиваться всем новоселам без исключения: адаптация к новому месту жительства. Эта проблема ничуть не меньше материальных трудностей, хотя о ней задумываются в самую последнюю очередь.

Переезд для семьи с детьми – особый случай. Если для взрослых проблема смены места жительства воспринимается как необходимость, с которой нужно мириться или как перспективный шаг в будущее, от которого нужно ожидать больших преимуществ, чем в прошлом, переезд для детей – потеря друзей, обжитых районов, школьных товарищей и вообще «дома» в широком смысле слова. Возраст от 3 до 15 лет можно назвать самым трудным периодом для переездов: до 3 лет ребенок относительно легко расстается со «старым местом жительства», после 15 человек способен воспринять переезд более рационально, дать самому себе некоторые объяснения причин свершившегося. Хотя эти цифры – опять же статистически обобщенные данные, тем не менее, родителям детей этого периода следует обратить внимание на этот момент.

Что теряет ребенок в момент переезда?

Давайте зададим себе вопрос: что мы теряем в момент переезда с одной квартиры на другую (из одного района или города в другой)? Самый общий перечень потерь может выглядеть так:

  • Привычную домашнюю обстановку (обжитость),
  • работу,
  • соседей,
  • расположение общественно значимых пунктов в районе: метро, магазин, аптека, банк, школа, детсад, парк и т.п.
  • товарищей по работе.

Можно продолжить этот перечень отдельными, присущими вашей ситуации, деталями. Но хочется обратить внимание на то, что в этом списке отсутствуют друзья. Взрослый человек, переезжая с одного места на другое, не теряет друзей! Даже если он уезжает в другой город (или даже страну). Кругозор взрослого и круг его возможностей расширен настолько, что сегодня расстаться с друзьями по причине переезда практически невозможно. Средства коммуникации, транспорт позволяют поддерживать отношения на расстоянии. Более того, взрослый человек способен «перевести дружбу в формат удаленного доступа»: сознательно уменьшить непосредственный контакт с другом, продолжая развивать отношения дистанционно, а по возможности организовывать встречи лицом к лицу. Для ребенка подобный ход недоступен. Теряя личные отношения с друзьями из своего двора или подъезда, ребенок теряет друзей навсегда. Хотя память о них и остается на всю жизнь.

Теперь давайте посмотрим, что же теряет ребенок при переезде в другой район или город:

  • Знакомый в деталях двор,
  • парк, сад, лес, в котором он играл,
  • привычную обстановку квартиры,
  • людей, формировавших его представление о жизни: учителей, воспитателей, соседей,
  • и, конечно, друзей.

Следует отметить, что восприятие ребенка отличается от восприятия жизни взрослого. Для ребенка не важно, есть ли в новом районе банк или аптека. Важно то, что в новом районе не будет зарослей кустарника, в которых он хотел бы играть с друзьями в войну. Дети воспринимают окружающую реальность не с позиции ее полезности и удобства для жизни, а просто считают ее частью своей жизни: моя школа, моя игровая площадка, моя речка, мой дом, и т.д. Поэтому всякая потеря этого «моего» — глубокая травма для детской души. Дети теряют не просто район или людей, они теряют часть своей жизни; то, с чем они органически соединились. Вспомним строки из поэмы Некрасова «Саша»:

Саше случалось знавать и печали:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез!
Сколько здесь было кудрявых берез,
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные грозды калины глядели,
Там поднимался дубок молодой…

Прочтя на досуге всю поэму, можно удивиться тому, насколько поэт сумел проникнуться детским восприятием реальности и увидеть те ценности ребенка, которые не волновали взрослых. Для взрослых лесорубов упавшие с дерева галчата – просто издержки производства, а для маленькой Саши – это часть ее детской души, растоптанной и раздавленной обстоятельствами жизни.

Как помочь ребенку адаптироваться после переездаПереезд. Фото — фотобанк Лори

Зная обо всех этих детских переживаниях, родителям следует обратить особое внимание и усилие на то, чтобы после переезда восполнить для детей утраченное. Вот несколько практических действий, которые стоило бы сделать взрослым после переезда на новое место жительства.

Читайте также:  Нарисовать дерево ребенку 4 года

1. Определите потери ребенка при переезде

До того, как вы еще переехали, попытайтесь определить те вещи, которые дороги вашим детям и с которыми им придется расстаться. Постарайтесь посмотреть на них глазами детей. Не всегда то, что кажется выгодным и преимущественным для нас, преимущество и выгода для ребенка. Даже если нам кажется, что новая школа будет лучше для ребенка, т.к. она ближе к дому, в ней лучше педагоги, она более современная, для ребенка старая школа может быть гораздо роднее. Составив список «потерь», вы получите перечень тех направлений, в которых вам нужно будет поработать.

Вполне возможно об этом поговорить с ребенком. Может быть, он покажет вам то, что никогда не придет вам в голову. После переезда попытайтесь помочь ребенку восполнить все утраты.

2. Ищите новых друзей для детей

Кончено, друзей ребенок выбирает сам. Но родители могут помочь ему в этом. На новом месте познакомьтесь с соседями, поищите сверстников вашим детям. Можно устроить встречу, небольшое угощение, провести совместные игры для детей. Это будет полезным не только для детей, но и для вас. В этих попытках вы и сами можете найти будущих друзей.

Хорошим местом знакомства для детей младшего дошкольного возраста является игровая площадка. Познакомившись с несколькими мамашами и их детьми, постарайтесь встретиться с ними еще раз, обменяйтесь телефонами. Пригласите мам этих детей к себе на чашку чая, поищите общие интересы. Займите активную позицию, может быть, вы будете тем человеком, которого так не хватало в этом районе!

3. Ищите «интересные места»

Помня об утрате вашими детьми двора и всех прилегающих окрестностей, проведите экскурсию в новом районе. Пусть это будет серия прогулок, походов по двору, району. Во время прогулки постарайтесь увидеть что-то интересное, обратить внимание вашего ребенка на «достопримечательности» увиденного. Еще раз акцентируем внимание на том, что нужно «смотреть глазами ребенка» чтобы увидеть именно то, что интересно ему. Конечно, это относится к детям младшего школьного и дошкольного возраста. Дети постарше сами смогут исследовать окрестности и увидеть в них интересное. Тем не менее, осмотреться не помешает. Вы должны знать район, опасности нового места жительства, чтобы предупредить о них своих детей.

4. Устройте мероприятие для одноклассников и одногруппников ваших детей

Вашим детям нужно будет влиться в коллектив нового класса или группы детского сада. Помогите им в этом. Для общего знакомства устройте какое-нибудь мероприятие для детей. Например, в рамках общественных нагрузок помогите классному руководителю провести экскурсию класса. Ваше присутствие на этом общем событии поможет вашему ребенку чувствовать себя увереннее. Кроме того, вы можете попробовать повлиять на отношения детей, «подтолкнув» вашего ребенка на сближение со сверстниками. Преподаватели и воспитатели будут рады вашему участию, а ребенок получит дополнительную поддержку в адаптации.

5. Определите детей в студию или спортивную секцию

Очень хорошим объединяющим моментом является участие детей в различных студиях и секциях. Узнайте, какие секции есть вашем районе, либо в какие секции ходят дети из вашего района. Если они подходят вам и вашему ребенку, определите его в для участия в них. Совместные поездки в секцию вашего ребенка и сверстников (а может быть и вас с родителями друзей), а также совместные занятия помогут сблизиться детям.

Сколько времени нужно, чтобы «чужое» стало «своим»?

Для того чтобы новый район стал для вас и ваших детей своим, необходимо приложить усилие и выждать некоторое время. Чтобы чужое стало вашим нужно сформировать соответствующее отношение в себе к новому месту жительства. Нужно воспринимать это как свой новый дом, как свой район, не стараться замыкаться в пределах своей семьи, но искать контактов и отношений. Проблема многих эмигрантов заключается в том, что они уехали из своей страны, но в новую страну так и не приехали. О таких людях говорят: «Их родина – в самолете». Они постоянно мечтают вернуться домой, а когда возвращаются – понимают, что скучают о новом месте жительства. То, что справедливо для эмиграции, справедливо и для переезда в другой район: нужно выйти из старого и начать жить в новом. Помогите вашим детям найти новый дом, который станет домом их детства!

Источник

Мотивов, чтобы поменять место жительства у взрослых, более чем достаточно: более интересная и выше оплачиваемая работа, стремление дать детям наилучшее образование, желание жить в привлекательном для себя городе и многие другие. И, как правило, когда на переезд решаются семейные люди, дети неизбежно следуют за родителями. Легко ли переживают смену места обитания юные переселенцы, с каким трудностями им приходится столкнуться, как им могут помочь в этой ситуации взрослые – будем обсуждать в этой статье.

Как дети относятся к переездуКто-то может возразить: «А что тут такого? Тем более, если родители все уже продумали: и комнату для своего чада подготовили и на счет садика или школы позаботились, а друзей можно и на новом месте найти?». Но на деле все не так просто. Переезд может оказаться сильнейшим стрессом и сказаться самыми неожиданными последствиями. При этом дошкольники, младшие школьники и подростки могут по-разному реагировать на жизненные изменения.

«Там было все мое!»

Привязанность к тем или иным вещам характерна не только для взрослых. Для некоторых тревожных детей привычные игрушки, книжки, знакомое расположение предметов в квартире или доме, в которых они живут, символизируют на бессознательном уровне стабильность и безопасность мира. Новое место, даже будучи лучше и просторнее, невольно нарушает внутреннее равновесие. И поэтому требует освоения и привыкания.

Читайте также:  Что смотрит невролог у ребенка в 4 года

На одном из занятий с пятилетней девочкой, чьи родители недавно переехали в Санкт-Петербург из другого крупного города, психолог предложила нарисовать злость. Ребенок начал рисовать круги, по уточняющим вопросам стало понятно, что это камни от «разрушенного дома». В ходе работы удалось перевести гнев в сожаление, на символическом уровне построить новое обиталище, при этом в общении с родителями девочка не показывала своих переживаний от смены места жительства и поводом обращения к детскому психологу послужили совсем другие трудности. К слову сказать, большую часть детских вещей, дорогих сердцу малышки, пришлось оставить.

Даже если ваш ребенок совсем небольшой, посвятите его в свои планы заранее, дайте ему возможность выбрать те вещи, которые он хочет взять с собой. По возможности, сделайте новую комнату или уголок вашего чада похожим на то место, которое было у него раньше.

Дети постарше обращают внимание еще на одно обстоятельство, связанное с местом жительства. Переезжая в более крупный населенный пункт, они лишаются свободы передвижения. Речь, конечно, о школьниках. Младших не отпускают родители на самостоятельную прогулку, в школу или на кружки, хотя на прежнем месте они ходили везде сами. Происходит невольное снижение самостоятельности, что может привести к протестным реакциям.

Подростки же, особенно боязливые и мнительные, порой сами отказываются выходить на улицу. Новый город, большие пространства, плохое знание местности, страх потеряться приводят к тому, что дети сами не желают перемещаться самостоятельно, невольно сокращая свои возможности на адаптацию и поддержание той активности, которая им была присуща на прежнем месте.

«Там было все мое! Это была моя улица, моя школа, мой город, там я мог пойти в гости к однокласснику или гулять до темна, и никто мне этого не запрещал! А здесь: туда не ходи, сюда не смей, хоккей пришлось бросить, потому что возить некому. Что я, маленький что ли, чтоб везде с нянькой ходить!» — заявляет 12 летний мальчишка, которого привели на прием родители, уставшие от постоянных конфликтов.

«Хочу, чтобы как раньше…»

Смена места жительства неизбежно ведет за собой и смену детского учреждения, которое посещал ребенок. И это тоже является одной из составляющих стресса, который переживает ребенок при переезде.

Другой садик, другие воспитатели, которые совсем не знают вашего малыша. Они будут присматриваться к вашему ребенку и, вполне возможно, иначе реагировать на его трудности, по-другому предъявлять требования, по-иному выстраивать с ним отношения. Необходимость вливаться в новый коллектив детей и одновременно подстраиваться под новых взрослых, — стрессовая ситуация, даже без осложняющих факторов.

Кроме того, сильные эмоциональные переживания, которые испытывает ребенок при переезде, могут дать неожиданные реакции, как будто бы и не связанные с переменой места жительства.

Из письма. «Недавно мы переехали на новое место жительства, и сад пришлось сменить. Ребенка настраивали на то, что теперь у нее будет новый садик, в котором будут новые детки, которые станут ее друзьями (она у нас девочка достаточно общительная), и новые воспитатели. Настраивала я ее на новый лад заблаговременно (за несколько месяцев), хотя она у меня достаточно адекватный ребенок, но я все-таки волновалась и переживала. Сначала все пошло хорошо, но на пятый день случился конфликт из-за забытого дома сарафана. Дочь очень расстроилась, долго не могла успокоиться и воспитатель строгим голосом сделала замечание. Увидев вечером папу, ребенок бросился ему на шею, начал умолять забрать ее домой. С тех пор она не хочет ходить в сад. Каждое утро начинается с истерики…»

Чувства, которые испытывает ребенок при переезде, могут быть самыми разными: опасения, что у него не будет друзей, сожаления об оставленных «там» знакомых детях и взрослых, грусть от расставания с любимыми вещами, повышенная напряженность, тревожность, связанные с периодом адаптации. Иногда это беспокойство, причин которого не может понять сам маленький человек, а если и понимает, не всегда находит того, кому можно выразить все те эмоции, которые его переполняют. И тогда происходит срыв в самом неожиданном месте и самым неожиданным образом. Иногда это внезапные слезы, иногда – вспышка злости, иногда – просто подавленное состояние и пониженный фон настроения.

Школьникам порой приходится еще тяжелее, так как перемена образовательного учреждения может негативно сказаться на успеваемости. На сложности подстроиться под требования новых взрослых (учителей) накладываются необходимость адаптироваться в уже сложившемся детском коллективе, разница в программах, а порой – и не оправдавшиеся ожидания от получаемых оценок или отношения новых одноклассников .

Еще одной трудностью может стать невозможность продолжить то увлечение, которое было у ребенка на предыдущем месте жительства. Дзюдо, кружок кройки и шитья, рок-н-рол – любое увлечение может быть очень важным, так как через него ребенок решает важные для него личностные задачи: реализовываться и раскрывать свои способности, чувствовать себя успешным, находить единомышленников.

«Я здесь чужой!»

Переезд неизбежно ведет за собой смену окружения. Очень часто на прежнем месте жительства остаются бабушки и дедушки, по которым сильно скучают малыши, и иногда и младшие школьники. Часто встречается ситуация, когда именно старшее поколение в наибольшей степени окружало ребенка заботой и вниманием, организуя его досуг, оказывая помощь в подготовке уроков, наполняя положительными эмоциями время между уходом из детского учреждения до прихода родителей. На новом месте может возникнуть ситуация, когда ребенок будет вынужден дольше находиться в школе или садике, больше предоставлен сам себе.

Читайте также:  Рацион ребенка 4 года

Иногда бывает и по-другому. Один из родителей начинает больше проводить времени со своим чадом, так как временно не работает, что также ведет к изменению всей системы взаимоотношений в семье, которое иногда бывает на пользу, а иногда – нет.

Кроме того, новый житель большого города вынужден по-новому выстраивать все социальные контакты, на этот факт мы уже обращали внимание выше. Особенно сильно по поводу отношений со сверстниками переживают подростки. В силу психологических особенностей возраста они просто не способны успешно заниматься учебой, быть социально активными и эмоционально устойчивыми, если их отношения с ровесниками не складываются. Эта проблема выходит на первый план внутренних переживаний детей, не позволяя им выполнять все те задачи, которые им ставят взрослые.

Гамма эмоций, которые стоят за трудностями адаптациями в новом коллективе, очень широка: от тревоги, что его не примут, ощущения собственной ненужности, неуместности на новом месте до неосознаваемого страха построения близких отношений. Подросток с одной стороны уже достаточно сознательная личность, чтобы серьезно относиться к друзьям и их выбору, с другой – очень ранимый, болезненно реагирующий на то, что его забывают и постепенно вычеркивают из общения старые друзья.

Субъективно подросток может чувствовать себя очень одиноким, противопоставлять тех, кто остался там, тем, кто есть сейчас, не видеть реальных достоинств новых одноклассников, из-за высокой тревоги воспринимать нейтральное к себе отношение как враждебное, что, конечно, не только не помогает, а, напротив, осложняет создание новых социальных связей.

Ирина, 15 лет, чьи родители восемь месяцев назад переехали из небольшого южного городка в мегаполис, так и не смогла наладить отношения в новом классе. С прежними друзьями она попыталась сохранить контакт, общаясь через социальные сети, но расстояние сделало свое дело, у них становилось все меньше тем для разговоров. Девушка чувствовала себя преданной. Новые одноклассники отнеслись к ней спокойно, но не спешили принимать ее в своей круг. Сама Ирина оказалось не готова выстраивать все отношения с нуля, постепенно все ее попытки наладить общение со сверстниками прекратились, она замкнулась в себе, стала хуже учиться, большую часть времени проводила перед телевизором. Понадобилось полгода работы с психологом, чтобы девушка вновь поверила в свои силы, научилась видеть позитивное в других людях, стала более активной. Личностные изменения повлекли за собой и повышение успеваемости.

Лишаясь возможности в прежнем объеме общаться с теми людьми, которые были очень значимыми «там», ребенок или подросток лишается значительной части поддержки, внимания, безусловного принятия, которые так нужны ему в непростой период адаптации. Поэтому очень важно родителям быть рядом со своим чадом и быть готовым не ругать и критиковать, а понять и прийти в нужный момент на помощь. В случае, когда ситуация выходит из под контроля, лучше обратиться к психологу за консультацией.

Когда стоит обратиться к психологу

Помнить обо всех вышеописанных трудностях необходимо, чтобы вовремя среагировать на то, что происходит с ребенком. Вместе с тем, есть ряд тревожных признаков, когда лучше сразу обратиться за консультацией к специалисту. В нашей практике мы сталкивались с тем, что в связи с переездом у детей возникали следующие сложности:

1. Изменение эмоционального состояния. Немотивированные эмоциональные всплески (слезы, истерики, приступы агрессии) без явных на то причин, когда сила чувств явно не пропорциональны причине их вызвавших. Либо, напротив, подавленное состояние, отсутствие интереса к тем делам и занятиям, которыми раньше ребенок увлекался.

2. Неожиданное ухудшение школьной успеваемости (или же повышенное количество жалоб на поведение) ребенка по сравнению с предыдущим детским учреждением.

3. В течение нескольких месяцев ребенок так и не завел новых друзей, при этом часто вспоминает старых. Сам говорит о том, что с ним не дружат, его обижают и т.п. Ведет себя нехарактерным для него образом. Например, постоянно жалуется или, напротив, сам очень недоброжелателен к другим детям, хотя раньше такого не было.

4. Резко ухудшились отношения дома. Выросло количество конфликтов, ребенок обижается, злиться, нарушает запреты, которые раньше соблюдал и т. п.

5. Появились неврологические расстройства. Например, заикание, тики, энурез и т.д.

6. Ребенка не оторвать от компьютера или телевизора, попытки повлиять на ситуацию, ограничить общение с техникой не ведут к улучшению ситуацию.

Любой из этих симптомов является достаточным поводом для возникновения беспокойства у родителей и обращения за помощью к детскому психологу. Конечно, они могут возникнуть из-за других причин, не только переезд может спровоцировать их появление. Однако, необходимо помнить, что смена места жительства – сильный стресс для ребенка, требующий от него активизации всех психологических ресурсов, который может привести к нежелательным изменениям в поведении и эмоциональном состоянии вашего чада.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.

Услуги Центра

Сотрудничество

Контакты

Центр Прогрессивных Технологий FIDEM — психотерапия и логопедия © 2008-2021, Санкт-Петербург / СПб

Источник