Передача для развития речи ребенка

Передача для развития речи ребенка thumbnail

По статистике, дошкольники проводят ежедневно перед телевизором, гаджетом до 40% своего времени. О роли мультфильмов в развитии речи еще в 1981 г. говорил исследователь Д. Сингер: при слишком частом и длительном просмотре детских передач у малышей ухудшается концентрация, страдает устная речь. Однако, это не означает, что анимация является первородным злом.

Мультипликационный жанр является частью комплекса логопедии в целях развивающего обучения детей. Это доступный и интересный метод, позволяющий разнообразить процесс постановки речи. С его помощью можно раскрыть творческий потенциал ребенка при условии совместного просмотра мультфильма. Мультфильмы для развития речи могут применяться не раньше трех лет. При наличии у ребенка нарушений артикуляционного аппарата необходимо предварительно проконсультироваться с лечащим врачом.

Основы воздействия

Ребенок смотрит мультфильм

Логопеды в связи с зависимостью между формированием навыков общения и состоянием психики ребенка не рекомендуют усаживать чадо за мультипликационные фильмы до 3-х лет.

Одним из условий развития речи является достижение ребенком того возраста, когда он не только может повторить (пусть и искаженно) за взрослым, но и понять значение слова. В других случаях не произойдет закрепления информации, он будет что-то произносить и забывать. Здесь на помощь крохе и приходят родители, растолковывая, зачем нужен тот или иной предмет. С этой точки зрения, ни один мультфильм не предоставит ему столько знаний. Копируя мимику, жесты и запоминая звуки, интонацию, малыш знакомится с окружающим миром. После понравившегося мультипликационного фильма он тоже может использовать новые слова в лексиконе, но не будет отождествлять их с действием, не поймет их смысл.

При просмотре телевизора формируется вынужденное внимание, ребенок реагирует на яркость картинки, звуки, изображения, меняющие друг друга, то есть на раздражители. Но при этом не думает и не анализирует. Такого кроху впоследствии сложно заставить полюбить читать, гораздо проще брать информацию с экрана. Но это не означает полный запрет на мульты, просто нужно тщательным образом отбирать контент.

Задумайтесь, дети дошкольного возраста (3-6 лет), проводят у телевизора до 25 часов в неделю. Оставшееся время посвящают общению с окружающими и играм.

Этапы развития речи у детей:

  1. До года. Постепенный переход от отдельных звуков к гулению, словарный запас к 12 месяцам составляет до 45 слов. Педиатры не рекомендуют увлекаться просмотром мультфильмов в этом возрасте. Это объясняется тем, что на раннем этапе развития речи ее формирование происходит за счет подражания взрослым и их ответной реакции. Эмоции способствуют закреплению навыков. Кроме того, у мультгероев ребенок не может скопировать артикуляцию, движения рта при произношении звуков.
  2. 1-3 года – период расширения активного словаря за счет не только существительных, но и глаголов. Малыш уже может общаться с помощью простых фраз. Если не уделять ему достаточного внимания, речь будет скудной. Использование мультфильмов возможно по рекомендации врача-логопеда и под его контролем.
  3. От 3 до 7 лет, кроме устного общения, крохе уже доступно последовательное выражение мыслей, он интуитивно понимает свой язык. Ему по-прежнему необходимо живое общение, способность все быстро запоминать, злоупотребление TV может привести к появлению жаргона, слов-паразитов.
  4. От 7 до 17 лет совершенствуется устная и формируется письменная речь. Если в этом возрасте ребенку не хватает практики общения, развитие речи приостанавливается.

Плюсы и минусы метода

Польза и вред от просмотра мультфильмов

Сюжеты детской анимации придуманы таким образом, что развивают любознательность, чувство справедливости, обучают коммуникативным навыкам. Преимущества мультипликационного жанра:

  • расширение словарного запаса;
  • обучение диалогу и монологу;
  • знакомство с различной интонацией в предложениях;
  • развитие фонематического слуха.

Рекомендаций ВОЗ прошлого века, когда ребенку разрешали только 30 минут смотреть телевизор, практически никто не придерживается. Сейчас дети окружены гаджетами, играют в компьютерные игры, а раньше больше читали, рисовали или лепили из пластилина. Чрезмерное видеовосприятие вызывает такие отрицательные последствия:

  • недоразвитие корковых отделов мозга;
  • утрату коммуникативных навыков;
  • зависимость;
  • гиперактивность и агрессию;
  • нарушения речи.

Если у крохи проблемы с концентрацией или гиперактивность, старайтесь ограничивать время у телевизора. Более полезными будут совместное рисование, чтение, лепка, игры в машинки или куклы.

Рекомендации по просмотру мультфильмов

Чтобы избежать отрицательного влияния TV на здоровье и развитие ребенка, необходимо придерживаться некоторых правил:

  • в 3 года малыш не должен смотреть больше одного мультфильма в день;
  • в 6-7 лет нормой является продолжительность 60 мин;
  • школьникам младшей школы разрешается проводить перед телевизором по 2 часа с перерывом на 15 минут;
  • сюжет должен быть по возрасту (согласно нормам все видео должны быть подписаны, на какой контингент рассчитаны).

Маленьким детям еще непонятны ирония или сарказм, поэтому поступки героев должны быть логичными и с соблюдением морали. Также нужно следить за темпом речи персонажей: быстрая смена декораций и диалогов не способствует обогащению словарного запаса.

Наибольшее соответствие артикуляции есть в советских мультфильмах. В них также, как и в современных, соблюдена возрастная градация.

Среди популярных речевых анимаций: «Уроки тетушки Совы», «АБВГДейка», «Развлечеба». Этот способ обучения хоть и самый простой для восприятия, но также требует контроля со стороны родителей и закрепления пройденного материала. Для развития речи подойдут не только специальные мультфильмы, но и обычные. Параллельно занятиям с логопедом можно смотреть «Повторюша», «Как тигренок рычать учился», «Медвежонок Мася». Они повторяют упражнения со специалистом, но в игровой форме.

Читайте также:  Центр развития ребенка в мурманске

Просмотр должен быть совместным, если малыш невнимателен, лучше отложить занятие на другой раз. Его лучше проводить в первой половине дня, когда ребенок еще не устал. Нельзя критиковать его робкие попытки постановки звуков, лучше хвалите даже за маленькие успехи.

Просмотр мультфильмов должен быть дозированным

Тщательно отбирайте мультфильмы для просмотра, потому что любой из его героев может стать образцом поведения для вашего малыша на долгое время. Не стоит слепо доверять детям. Как правило, им нравится, все, что ярко и красочно, но часто бессмысленно. Если анимация сложна для понимания и восприятия, отмечается эмоциональное утомление, возможны приступы агрессии, нарушения сна.

При просмотре детского мультфильма можно не только развивать речь, но и другие качества. Задавая вопросы по сюжету, развивают внимательность и память, учатся использовать в общении сложные предложения, формулировать мысли и делать выводы из ситуации. Если ребенок не один, можно подготовить карточки с заданиями в соответствии с сюжетом. При выборе данного способа для ускорения процесса формирования речевых навыков соблюдайте возрастные ограничения. И помните: вашего внимания малышу не заменит ни один мультфильм.

Источник

Лучшим стимулом для развития речи ребенка является общение со взрослыми. С другой стороны, мультфильмы могут принести крохе огромную пользу, если правильно подобрать материал для просмотра и показывать его в подходящем возрасте. Мы расскажем, когда можно вводить мультики в ежедневную практику, и какие передачи подходят для младшего и дошкольного возраста.

В конце статьи мы подготовили для вас доп.материал. Скачайте чек-лист «Задержка речевого развития у ребенка» и узнайте нормы развития речи у детей, признаки ЗРР и алгоритм действий при ЗРР!

В каком возрасте мультфильмы способствуют развитию речи?

До года младенцы произносят различные звуки в ожидании ответной реакции от взрослых. Если в ответ на детский лепет вы улыбаетесь и повторяете за малышом, это послужит положительным подкреплением для освоения речи.

Мультфильмы не могут обеспечить деткам обратную связь, потому их применение до года не несет никакой пользы.

К 18 месяцам малютки учатся различать человеческую речь и неречевые звуки, но их главным стимулом к развитию остается положительная реакция со стороны взрослых. Мультфильмы в возрасте от года до полутора лет можно применять только с целью закрепления в памяти отдельных слов за счет частых повторов.

Если же вы готовы сами повторять названия окружающих предметов, ваш малыш будет прекрасно учиться говорить и без телевизора.

От 18 месяцев до 3 лет главной речевой активностью ребенка становится диалог со взрослыми или старшими детками. Малыш не только озвучивает случайные звуки, но и учится использовать речь, чтобы донести до окружающих свои мысли. Поскольку телевизор не может выступать в роли активного собеседника, от просмотра развивающих мультфильмов в этом возрасте толку мало.

Идеальное время просмотра мультиков для развития речи — это возраст от трех до пяти лет.

Малыш впитывает любые слова, речевые обороты и целые фразы, как губка. Просмотр мультфильмов расширяет словарный запас, учит правильно строить предложения. Однако, ребенок пока не обладает критическим мышлением, потому запоминает информацию, даже не осознавая ее смысла. До пяти лет очень важно прорабатывать мультики с детками после просмотра, чтобы пояснить сложные слова и фразы.

У пятилеток особенно развита познавательная активность, потому мультики положительно сказываются на развитии их речи и других способностей. После просмотра, у малыша возникает множество вопросов, с которыми он не боится обращаться к родителям. Кроха расспрашивает о значении выражений, правдоподобности действий. Пятилетка может почерпнуть с экрана большой объем полезной информации, а также пополнить свой словарный запас.

Как правильно подобрать развивающие мультфильмы?

Чтобы просмотр мультиков приносил ребенку максимальную пользу, необходимо правильно подбирать их по возрасту.

  1. Главным критерием отбора являются проблемы, с которыми сталкиваются персонажи, подающие пример вашему малышу. Например, трехлетке не понять трудностей, связанных с поступлением в школу.
  2. Ребенок не в состоянии осознать и запомнить информацию с экрана телевизора, если он не имеет базы знаний по теме мультфильма. Например, если вы не были в зоопарке, то малыш не сможет понять, кто такой Крокодил Гена. Поэтому перед просмотром желательно, чтобы ребенок получил наглядный опыт, который поможет понять, о чем идет речь на экране.
  3. Мультфильмы с элементами иронии и сарказма нельзя демонстрировать до 8-10 лет, поскольку только в этом возрасте у школьников окончательно формируется критическое мышление. До этого периода любые поступки мультипликационных персонажей будут восприниматься как пример для подражания. Поэтому не стоит показывать крохе такие мультики, как «Маша и медведь», «Три богатыря и Шамаханская царица», «Иван Царевич и Серый Волк» и им подобные.
Читайте также:  Способы развития ребенка в младшем школьном возрасте

Примеры развивающих мультиков для детей

В многообразии мультипликационных фильмов студии Disney имеются две развивающие серии: «Клуб Микки Мауса» и «Маленькие Эйнштейны». Первый мультсериал подойдет двухлеткам и обучит их знаниям о цветах, формах, основах чтения и счета. Вторая серия адресована малюткам постарше, поскольку затрагивает темы культуры, искусства, географии.

В конце статьи мы подготовили для вас доп.материал. Скачайте чек-лист «Задержка речевого развития у ребенка» и узнайте нормы развития речи у детей, признаки ЗРР и алгоритм действий при ЗРР!

Трехлеток невозможно оторвать от просмотра сериалов «Даша-следопыт» и «Диего, вперед!». Первая серия повествует о необыкновенных приключениях девочки Даши и ее верного спутника Башмачка. Второй мультсериал рассказывает про мальчугана Диего, который со своей сестренкой Алисой помогает разным животным во время своих путешествий. Эти мультики обучают деток различать оттенки и цвета, считать, использовать карты, читать и прививают любовь к природе.

Программу «Бэби Эйнштейн» (Baby Einstein) создавали для любознательных малышей. С ней они узнают о природных явлениях, шедеврах мирового изобразительного искусства и музыки. Для подросших крошек предназначены выпуски о животных, геометрических фигурах, арифметике.

Мультфильмы Роберта Саакянца учат деток основам счета и чтения, рассказывают об окружающем мире, природе и истории. Большой поток информации преподносится в доступной форме, потому мультики можно показывать даже трехлеткам.

Российская серия мультиков «Уроки тетушки Совы» подходит для деток старше трех лет. Мудрая Сова поведает малышам о природе, искусстве, географии, правилах безопасного поведения в различных ситуациях. Единственным недостатком этих передач психологи считают то, что Сова повествует, как учитель, а не выступает в роли соученика.

Огромной популярностью среди ребятишек в возрасте 4-5 лет пользуется серия мультфильмов «Фиксики», снятая по мотивам произведения «Гарантийные человечки» авторства Эдуарда Успенского. Забавные персонажи объясняют малышам, как работают окружающие приборы, и как их можно починить. Мультфильм способствует развитию логического мышления, одновременно демонстрируя примеры взаимовыручки и дружбы.

Американским аналогом «Фиксиков» можно считать мультсериал «Семья Почемучек» (Why-Why Family). Члены веселой семейки по очереди объясняют маленькому сыночку и юным телезрителям различные природные явления, принципы работы приборов и многое другое. Несмотря на достаточно высокий темп повествования, малышей 4-5 лет невозможно оторвать от просмотра этой передачи.

Среди других удачных развивающих передач для малышей можно выделить серию «Я все могу!», легендарную обучающую программу «Улица Сезам» и ее российский аналог «АБВГДейка», а также документальные фильмы ВВС о живой природе.

Выбирайте для своего крохи добрые, познавательные мультфильмы, но не забывайте, что телевизор не способен заменить общение с мамой и папой. Обсуждайте с малышом просмотренные передачи, разыгрывайте понравившиеся сцены и задавайте больше вопросов. Только в этом случае мультфильмы будут способствовать развитию речи и мышления ребенка.

А какие мультики вы включаете своим деткам, поделитесь в комментариях!

Игры на логику и мышление для детей до 5 лет. Вундеркинд с пеленок: как не лишить его детства? Тема нашей следующей статьи.

Источник

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

Читайте также:  Кормление ребенка в 5 месяца развитие и питание

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Источник