Перцептивное развитие у ребенка
Ю.Н.Сафронова
Студентка 4-го курса, факультет психологии
ФГБОУ ВПО «Тульский государственный
педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
Научный руководитель: Панферова Е.В.., к.пс.н., доцент
г. Тула, Российская Федерация
Развитие перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Актуальность исследования обусловлена тем, что сенсорное развитие (развитие восприятия и формирование перцептивных действий) является основой общего умственного развития ребёнка. Полноценное восприятие необходимо для многих видов игровой, учебной и трудовой деятельности. С восприятия начинается познание окружающего мира. Все остальные формы познания: память, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия предметов и явлений окружающего мира и являются результатом их переработки. Поэтому особое значение в развитии детей старшего дошкольного возраста педагоги должны уделять развитию восприятия, в частности перцептивных действий.
Развитие восприятия, сенсорных способностей, перцептивных действий как таковых остра в психологической науке в настоящий момент в связи с тем, что жизнь современного человека, его деятельность требует хорошо развитой способности восприятия, во многих случаях – быстрой реакции на впечатления, ответа действием на получаемую информацию.
Особенно важным это является для детей дошкольного возраста. Достаточный уровень сформированности перцептивных действий является неотъемлемым компонентом готовности детей к школьному обучению. В связи с этим в старшем дошкольном возрасте становится чрезвычайно важно развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять внимание на те или иные стороны предметов и явлений, выделять в них существенные признаки и свойства.
В практике дошкольного воспитания сенсорно-перцептивному развитию детей уделяется достаточно много внимания. Однако многочисленные исследования в области педагогики и психологии показывают, что существует противоречие, заключающееся в необходимости решения задачи развития перцептивных действий у детей дошкольного (и особенно старшего дошкольного) возраста и отсутствии эффективных условий для ее решения. Все это подтверждает актуальность темы нашего исследования.
Овладение перцептивными действиями ложится в основу общего умственного развития на первых этапах онтогенеза. Известно, что сензитивным периодом для развития перцептивных действия является ранний и дошкольный возраст, когда восприятие является одной из ведущих психических функций в развитии ребенка. В старшем дошкольном возрасте перцептивные действия под влиянием разнообразных видов деятельности (игра, продуктивные виды) развиваются и совершенствуются.
С помощью дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Использование в работе дидактических игр, обеспечивающих оптимальные условия формирования перцептивных действий, приводит к существенным сдвигам в точности, полноте и расчлененности перцептивных образов у ребенка.
По мнению А.В.Запорожца, развитие восприятия при переходе от раннего к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое [3,с.18].
По мнению Л.А. Венгера, процесс развития восприятия под влиянием продуктивной, конструктивной и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. Новое содержание приобретают и перцептивные образы, относящиеся к форме предметов. Помимо контура выделяется и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей.
В своих работах учёный утверждал, что перцептивные действия формируются в обучении, и их развитие проходит ряд этапов. На первом — процесс формирования практических, материальных действий, выполняемых с незнакомыми предметами. Ребенок имеет возможность сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним. На втором этапе перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы, перестроившиеся под влиянием практической деятельности. Дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью развернутых ориентировочно — исследовательских движений руки и глаза. На третьем этапе перцептивные действия становятся еще более скрытыми, свернутыми, сокращенными, их внешние, эффекторные звенья исчезают, а восприятие извне начинает казаться пассивным процессом. Дети получают возможность довольно быстро узнавать интересующие их свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения. В результате всего этого внешнее перцептивное действие превращается в умственное.
Таким образом, подход Л.А. Венгера позволяет выделить основные этапы становления восприятия: этап различения (сигнальная функция), этап сенсомоторных предэталонов (5-15 месяцев), этап предметных предэталонов (до 2,5 года), этап сенсорных эталонов (до 4-5 лет) и этап системы сенсорных эталонов (с 5 лет).
На протяжении дошкольного детства складываются три основных вида перцептивных действий: действия идентификации, действия отношения к эталону, действия моделирующие. Действие идентификации необходимо выполнить в том случае, если свойство предмета идентично, т. е. полностью совпадает с эталоном (мяч круглый, кубик красный). Действия отнесения к эталону выполняются при частичном совпадении свойства предмета с эталоном, наличии наряду со сходством некоторых отличительных черт. Перцептивные действия идентификации и отнесения к эталону в дошкольном возрасте развиваются в соответствии с известным нам механизмом интериоризации: вначале ребенок производит внешние ориентировочные действия, а затем они приобретают характер собственно перцептивных действий. Так, младшие дошкольники, определяя форму, цвет предмета, накладывают образец на предмет или прикладывают к нему. Если предмет объемный, ребенку требуется обвести контуры предмета и образца пальцем. Следя за движением своей руки, он улавливает сходство. Рука в данном случае помогает глазу последовательно осмотреть контур предмета. Старшие дошкольники прибегают к такому способу только в затруднительных случаях. В этом возрасте представление об эталонах-образцах сформировано, и ребенку нет надобности использовать реальный образец. Так, дети, научившись протаскивать различные предметы через отверстия разной формы и величины, начинают их соотносить, переводя только взор с предмета на отверстие, и после такой предварительной ориентировки дают безошибочное решение практической задачи, то есть действия глаза предвосхищают путь и результаты практических действий [2,с.37].
Анализ научных воззрений на проблему места и роли перцептивных действий в структуре акта восприятия позволил сделать следующие выводы. Развитие перцептивных действий является неотъемлемой составляющей сенсорного воспитания дошкольников. Перцептивные действия являются движущей силой развития процесса восприятия. Они ведут к созданию адекватной картины окружающего мира, посредством выделение и преобразованиями сенсорной информации. Становление и развитие сенсорной культуры происходит благодаря целенаправленному обучению.
Нами была проведена диагностика для определения развития перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста МДОУ «Детский сад №5» г. Ясногорска. На основе результатов был составлена программа для развития перцептивных действий у старших дошкольников посредством дидактических игр.
В данной программе предлагаются следующие дидактические игры: «Сложи узор»- развивать способность детей к анализу и синтезу, «Назови фигуру»- умение определять предмет по его признакам, «Найди лишнее»- учить детей группировать предметы по общему признаку, «Отгадай предмет»- умение определять предмет по его признакам, «Зашиваем ковёр»- умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами; «Цветные коврики» -учить детей дифференцировать цвета, «Дай такой»-учить при выборе формы по образцу отвлекаться от других признаков, «Волшебные рамки и вкладыши»-совершенствовать умение выделять форму, развитие тактильно-двигательного восприятия, «Форма и цвет»- уточнить знания детей о различных геометрических формах и цвете.
В результате исследования можно сделать вывод о том, что использование в работе дидактических игр, обеспечивающих оптимальные условия развития перцептивных действий, приводит к существенным сдвигам в точности, полноте и расчленении перцептивных образов у ребёнка. Таким образом, полученные данные позволяют делать вывод о продуктивном использовании дидактических игр в развитии перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста.
Список использованной литературы:
- Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М.: Просвещение, 1978. 95 с.
- Венгер, Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте: дис. доктор психол. наук: 13.00.ОО / Леонид Абрамович Венгер. — МГУ им. М. В. Ломоносова, 1968. – 109 с.
- Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка/ А.В. Запорожец.— М.: Педагогика, 1986.— 320 с.
- Запорожец А.В. Психология действия. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. 736 с.
Источник
Одной из основных линий современного развивающегося общества является гуманизация воспитательно-образовательной системы, что предполагает усиление интереса к уникальной формирующейся личности ребенка и ставит задачи развития целостного, эмоционально-смыслового, личностного мировосприятия. Перцептивное развитие ребенка имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем мире и одновременно с этим составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развития детей влияет на развития речи и на перцептивное развитие детей.
Овладение перцептивными действиями ложится в основу общего умственного развития на первых этапах онтогенеза. С помощью перцептивных действий подготавливается почва для развития всего арсенала умственных действий, который определит познание внешних и внутренних (сущностных) свойств вещей, скрытых от наблюдения связей и зависимостей.
Правильное воспитание воспринимающих органов трудно переоценить, особенно если при развитии ребенка будут следить не только за физическим состоянием их и правильностью функционирования, но и за дальнейшим развитием интеллектуальных процессов, непосредственно связанных с этими органами. Недостаточно, чтобы ребенок научился правильно смотреть и видеть, но необходимо, чтобы он умел наблюдать, чтобы он легко улавливал характерные особенности предметов, чтобы он понимал гармонию красок, чтобы он умел наслаждаться природой.
На современном этапе развития тема развития и обучения перцептивным действиям дошкольников с ОНР является очень актуальной.
Общее недоразвитие речи — это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы. [10]
В последнее время детей с речевой патологией становится все больше. Проявлений общего недоразвития речи достаточно много. [5]
В группах современных дошкольных образовательных учреждений все чаще появляются дети с ОНР. У них нарушено формирование всех ее компонентов, прежде всего звуковой и смысловой сторон, речевой системы при сохранном слухе и интеллекте. Л.С.Выгодский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». И действительно, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. [9]
Детей с ОНР, отмечает Е,Ф,Соботович, отличает от нормальных сверстников несколько более низкий уровень обобщения, недостаточная гибкость и динамичность мышления, более замедленный темп усвоения тех или иных закономерностей. [7]
Все психические процессы у ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, воображение — связаны с речью. Речь формируется под воздействием высших психических функций, но и они, в свою очередь, развиваются под влиянием речи.
У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. [6]
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. [8]
Целенаправленное перцептивное воспитание, в том числе протекает в условиях специально созданного предметного мира. В предметном мире образно-знаковые системы представлены в качестве предметов объективной действительности, в которых отражены знаки-эталоны (цвета, формы и т.д.).
Согласно определению, данному В.П. Зинченко и Б.Г. Мещеряковым, перцептивные действия — это «основные структурные единицы процесса восприятия у человека…».
Перцептивные действия и критерии адекватности образа не остаются неизменными, а проходят значительный путь развития вместе с развитием самой деятельности.
Исследования перцептивных действий в условиях конструктивной деятельности показали что, у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза. Речь здесь идет о таких видах продуктивной деятельности, как рисование, конструирование, лепка и др.
У детей формируется умение последовательно осматривать части, элементы конструкций, выделять составные части сложной формы и устанавливать их взаимное расположение. Исследования по данной проблеме показали, что развитие перцептивных действий ребенка в играх в образно-знаковых формах осуществляется путем освоения функционального назначения объектов предметного мира.
«С восприятия предметов и явлений окружающего мира, — писал Л.А. Венгер, — начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки3». Как показали исследования Л.А. Венгера, уже в первые месяцы жизни достигается довольно тонкое «ориентировочное» различение старых и новых объектов (отличающихся друг от друга величиной, цветом, формой и т. д.), но еще не происходит формирования константных, предметных перцептивных образов, которые необходимы для управления сложными изменчивыми формами поведения. [3]
На протяжении дошкольного детства складываются три основных вида перцептивных действий:
· действия идентификации,
· действия отношения к эталону,
· действия моделирующие.
Моделирующие действия восприятия складываются в процессе овладения продуктивной деятельностью, направленной не только на использование уже имеющихся, но и на создание новых объектов (конструирование, рисование, лепка, простейшие виды ручного труда). [2]
Перцептивные действия являются движущей силой развития процесса восприятия. Они ведут к созданию адекватной картины окружающего мира, посредством выделение и преобразованиями сенсорной информации.
Таким образом, перцептивные действия — это действия, направленные на получение, анализ и уточнение сенсорной информации. Овладение перцептивными действиями ложится в основу умственного развития на первых этапах онтогенеза. Перцептивное развитие неотрывно связано с освоением культурно-исторического опыта человечества.
Восприятие ребенка тесно связано с игрой. В игре он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес, активно познает воспринятую информацию. Особое значение в жизни дошкольника имеют ролевые игры, в которых он познает законы общения, социальные отношения, характеры и социальные роли людей. [4]
Связь восприятия с мышлением и речью приводит к его интеллектуализации. Обследование свойств различных предметов в дошкольном возрасте происходит путем их моделирования, замещения идеальными представлениями — сенсорными эталонами.
У детей дошкольного возраста перцептивные действия в условиях решения конструктивных задач обнаруживают продуктивную связь ориентировочно-исследовательских и исполнительских действий. Точность перцептивного анализа на данном возрастном этапе в большей степени обусловлена единством зрительных и ручных действий.
Нарушенная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей дошкольного возраста перцептивной сферы.
Перцептивное развитие детей с ОНР включает в себя обогащение чувственного опыта за счет освоения разных способов обследования предметов, совершенствования осязания, зрения, слуха, вкуса, обоняния; освоение сенсорных эталонов — цвета, формы, размера; развитие слухового восприятия в упражнениях на узнавание и различение голосов природы, бытовых шумов, контрастного звучания нескольких игрушек или предметов-заместителей; развитие зрительного восприятия в упражнениях на узнавание и различение маленьких и больших предметов, предметов разных форм, окрашенных в разные цвета, умение сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. [1]
Недостаточно развитые перцептивные действия у детей с ОНР характеризуются ограниченностью выполнения заданий и связано с недостаточной сформированностью системы сенсорных эталонов, в частности процесса восприятия, внимания и возможности его распределения, страдает продуктивность внимания, отстает в развитии словесно-логическое мышление.
Основная цель коррекции перцептивной сферы заключается в формировании системы сенсорных эталонов. Для достижения этой цели необходимо специально организованное восприятие предметов (обследование) для использования его результатов в той или иной содержательной деятельности.
Литература:
1. А.А.Строкова, Программа для логопедов по курсу «Развитие речи» в условиях логопедического пункта ДОУ [Текст]/ Дошкольная педагогика, 2013, №6. — 27-33с.
2. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет заведений / Под ред. Л.А.Венгера [Текст] — М.: Просвещение, 1988. — 144с.
3. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]. — М.: Просвещение, 1988. — 230 с.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] – М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 536 с.
5. Г. Дмитриева, Интерактивная доска как инновационная форма коррекции речевого недоразвития [Текст]/ Дошкольное воспитание, 2012, №12. — 58-63 с.
6. Детская логопсихология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология » [Текст]/ Под ред. В.И.Селиверстова — М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 175с.
7. Логопсихология: учеб. пособие для студентов [Текст]/ Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н.Шаховской — М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. — 462с.
8. Никитин Б.П. Развивающие игры. — 5-е изд. доп. [Текст] — М.: Знание, 2004. — 128 с.
9. О.Голубец, М Жиличкина Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога. Развитие познавательной сферы у детей с ОНР [Текст]/ Дошкольное воспитание, 2013, №3. — 49-58 с.
10. Специальная психология: учебник для студ.высш.учеб.заведений / Под ред. В.И.Лубовского. — 6 -е изд., испр. и доп [Текст] — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 560 с.
Источник