Педсовет в доу о развитии ребенка в игре

Педсовет в доу о развитии ребенка в игре thumbnail

hello_html_488e0914.jpg

Педсовет

«Организация и развитие игровой деятельности дошкольников и руководство ею»

Подготовила

старший воспитатель Фурсенко Е.В.

Цель: повысить значимость организации с/р игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Задачи:

  1. Актуализировать имеющиеся у педагогов знания по организации с/р игры.

  2. Способствовать использованию в практике современных требований к организации с/р игры.

Подготовка к педсовету:

1) Тематическая проверка с целью выявления эффективности системы работы педагогов по игровой деятельности и развитию игровых навыков у детей дошкольного возраста.

2) Консультирование педагогов при подготовке к выступлению на педсовете.

3) Подготовка педагогами домашнего задания «Изготовление дидактических игр из подручных средств».

4) Выставка в методическом кабинете методической литературы и рекомендаций по игровой деятельности.

6) Изготовление буклетов для педагогов «Памятка по организации игровой деятельности детей».

План педсовета

  1. Анализ выполнения решения предыдущего педсовета.

  2. Вступительное слово «Современная практика организации игровой деятельности» (заведующий ДОУ).

  3. «Развитие игровой деятельности в свете ФГОС ДО» (ст. воспитатель).

  4. Результаты тематической проверки (ст. воспитатель).

  5. Результаты анкетирования педагогов (ст. воспитатель).

  6. Деловая игра для воспитателей «Игра – это серьезно!»

  7. Презентация домашнего задания. (атрибуты к с/р игре из подручного материала).

  8. Принятие решения.

Ход педсовета:

1. Выполнение решений предыдущего педсовета.

2. Вступительное слово «Современная практика организации игровой деятельности»

Начать сегодняшний педсовет хотелось бы со стихотворения:

«Вернитесь в своё детство,

Побудьте с нами в нём,

И лучшими друзьями

Мы взрослых назовём».

«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм — индивидуальные компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В Федеральном государственном образовательном стандарте ДО игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития.

Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст.31).

Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Причины нарушений:

1) непонимание взрослыми важности игры;

2) отсутствие безопасного пространства для игры;

3) неадекватная политика чиновников;

4) отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру:

5) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий;

6) полное отсутствие игры в школе;

7) жесткое программирование свободного времени детей;

8) технологизация и коммерциализация детской игры.

Главная причина — право на игру декларативно признается, но не обеспечивается педагогами, родителями, чиновниками.

ФГОС ДО вернули педагогам (и, главное, детям) право на игру. Возвращение оказалось радостным и мучительным одновременно. Как обеспечить достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня? Как создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников? Как поддержать игру, а не управлять действиями детей? Эти и другие вопросы мы и попытаемся решить на сегодняшнем заседании Педсовета.

3. «Развитие игровой деятельности в свете ФГОС ДО»

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский.

  Тема педсовета выбрана не случайно. К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. У детей мало впечатлений, эмоций, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, компьютерных игр, качество которых оставляют желать лучшего. Педагоги стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т. е. обучить и подготовить детей к школе. Время, отведённое для игры, заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Некоторые родители поздно приводят детей в детский сад и рано забирают. Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. Взрослые не играют вместе с ребёнком. Сегодня игра во многом претерпевает существенные изменения. Это не только появление новых игр – компьютерных, видеоигр. Это новый ориентир игры, необходимость перестраивать активность современного ребенка в соответствии с запросами времени. Но, детям нужно играть, учиться взаимодействовать, внимать новым веяниям педагогики и воспитания, тогда они превратятся в адаптированных, коммуникабельных взрослых, способных помогать друг другу и взаимодействовать друг с другом.

Игра — что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад. А.С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. По этому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»

Игра-это жизнь ребёнка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом.

Какие качества формируются у ребёнка в процессе игры?

— произвольное поведение, познавательные процессы;

— в игре развивается способность к воображению, образному мышлению, это происходит потому, что

ребёнок воссоздаёт в игре то, что ему интересно с помощью условных действий;

Читайте также:  Развитие мозга ребенка в онтогенезе

— в игре ребёнок воссоздаёт действие взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками;

— в игре он учится подчинять свои желания определённым требованиям. Это важно для воспитания воли.

Условия успешного руководства игрой:

— умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания;

— воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с искренним интересом, без обидного снисхождения; опирается на психологию детей, считается с детскими замыслами, бережно относится к детской выдумке, созданному ребёнком образу.

Дошкольное детство должно быть радостным воспоминанием каждого ребенка. Принудительный труд – чтение, счет, письмо — все это придет к детям в свое время. А до семи лет, до начала школьной жизни ребенку нужно дать возможность наиграться.

Новый стандарт дошкольного образования ориентирован на играющего дошкольника – все обучение нужно строить через детскую игру. Требования ФГОС направлены на недопущение учебно-дисциплинарной модели в детских садах: приоритетом в образовательном процессе должно быть не одностороннее влияние на ребенка, а развивающее взаимодействие дошкольника со сверстниками и взрослыми.

4. Результаты тематической проверки (ст. воспитатель).

5. Результаты анкетирования педагогов (ст. воспитатель).

6. Деловая игра для воспитателей «Игра – это серьезно!»

Начнём нашу деловую игру с задания «Заморочки из бочки». (Воспитателям предлагается вытянуть из мешочка бочонок с номером, в соответствии с которым будет задан вопрос)

Вопросы к обсуждению:

  • Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте? (в старшем дошкольном возрасте добавляются такие игры, как «Аптека», «Поликлиника», «Салон красоты», «Макдональдс», «Космонавты», «Мы строители», «Библиотека», «Школа», военизированные игры, всё зависит от игровых предпочтений детей).

  • Назовите условия, необходимые для развития игры (соответствующая предметно-игровая среда, определённые знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности, совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога, создание игровой ситуации).

  • Допустима ли в игре регламентация (установление правил) и почему? (в игре недопустима регламентация, так как – это детская самодеятельность. Ей характерна свобода действий, саморегуляция действий и поступков участников на основе созданных ими правил).

  • В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка? (В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, развивается воображение).

  • Как вы думаете, обучается ли ребёнок во время игры?

(В игре ребёнок обучается:

  • эмоционально вживаться в сложный социальный мир взрослых людей;

  • переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков;

  • осознать своё реальное место среди других людей;

  • уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра — это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых — закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности;

  • надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие;

  • свободно выражать свои чувства. Ребёнок, живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относиться к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений;

  • переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми).

  • В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?

(У ребенка формируется начало коллективизма. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, умение уступать. Позитивный настрой игр, помогает сохранить детям бодрое настроение).

Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он; посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов телевизора, компьютера. Игровое пространство это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.

Продолжаем нашу деловую игру.

При организации, руководстве и проведении игр многие из вас сталкивалось с определёнными проблемами, которые вам требовалось решить. Я думаю, что для вас не будет сложно выполнить следующее задание «педагогические ситуации». 

Ситуация 1: Детям для игр дали старые, потертые кубики, а из нового строительного материала воспитатель построила высотное задание. «Это для оформления игрой новой комнаты, дети еще маленькие, плохо строят — пусть учатся!» — объясняет воспитатель. …На полке красуется великолепный сервиз для кукол, но дети его не берут. «Эти игрушки брать нельзя! Они для занятий!» — объясняют дети. И поэтому достают старенькую посуду и сервируют для кукол стол.

Вопросы: Нужен ли в группе материал, «дразнящий детей»? Какие требования предъявляются к подбору игрушек в группе? Были ли у вас в детстве любимые игрушки, и почему Вы их любили?

Ситуация 2: Воспитатель видела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры.
Игры не получилось, воспитателю все время приходилось подсказывать детям, что делать дальше.

Вопросы: Объясните, почему не получилась игра? Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять и главные, и второстепенные роли?
Ситуация 3: Во время умывания дети расшалились, стали играть в «фонтанчики», пускать мыльные пузыри, а уже подходило время завтрака.
Вопросы: Как должен поступить воспитатель? Как бы вы поступили?

Читайте также:  Место педагога а развитии личности ребенка

Ситуация 4: Однажды в раздевальной комнате я услышала от детей такой уговор: «Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру» Я молодой воспитатель и не знала, что делать. Как, по – вашему мнению, я должна была поступить?

Ситуация 5: Я работаю в младшей группе. Дети моей группы с удовольствием играют с игрушками, при этом раскидывая их. Но когда приходит время убирать , мне очень трудно заставить детей это делать. Часто приходится убирать игрушки самой. Посоветуйте, как приучить детей не раскидывать игрушки, а, если раскидали, убирать их на место.

Ситуация 6: Я воспитатель средней группы. В группу ходит девочка Алёна. Она очень любит играть с мальчиками. Охотно строит с ними из строительного материала, играет с машинками, в военизированные игры и совершенно не обращает внимание на куклы. Я думаю, что это неправильно. Посоветуйте, как увлечь её играми для девочек.

Ситуация 7: Я воспитатель старшей группы. Я замечаю, что дети не принимают в свои игры одного из сверстников, не хотят с ним вставать в пару на танец, не выбирают ведущим. Какие методы вы посоветуете использовать в работе с детьми, с этим ребёнком, чтобы исправить ситуацию?

Я думаю, что никто из присутствующих не будет спорить, что для развития сюжетной игры большое значение имеет игрушка. А вот какая она должна быть и нужно ли учить детей использовать в игре предметы-заместители мы попытаемся разобраться в ходе нашего диспута. Предлагаю объединиться в две группы:

— первая группа попытается доказать, что игрушка должна быть очень детализирована, кукла должна быть типа «Барби», игрушек должно быть очень много и разных, а использование предметов – заместителей необязательно;
— вторая группа попытается доказать, что игрушка должна быть многофункциональна, их не должно быть чрезмерно много, присутствие предметов – заместителей обязательно.

(каждая из групп пытается доказать предложенную гипотезу).

Вывод: Для игры дошкольникам не нужны какие-либо особые игрушки «К игрушкам нужно подойти с точки зрения того, насколько эта игрушка помогает изучать окружающее, насколько она помогает активности и самодеятельности ребят» — писала Н.К.Крупская. Игрушка должна быть функциональной, безопасной, привлекательной и эстетичной. Предметы-заместители необходимы, так как они развивают фантазию, творческое воображение детей, не дают угаснуть возникшему замыслу.

7. Презентация домашнего задания. (атрибуты к с/р игре из подручного материала).

8. Наш педсовет подошёл к концу, но мы не исчерпали тему. Ведь игра – это целый мир.

Проект решения педсовета:

Завершая педагогический совет, позвольте вручить вам Памятку по организации игровой деятельности, разработанную Р.К. Шаеховой, которая поможет вам в вашей работе.

ПАМЯТКА.
Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей

  • Не заменять игру другими видами деятельности.

  • Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.

  • Включайте игру во все сферы жизни ребёнка.

  • Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.

  • Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми.

  • Не наказывайте ребёнка лишением игры.

  • Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.

  • Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.

  • Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности.

  • Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.

Источник

Ольга Корягина
Педагогический совет «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Корягина Ольга Васильевна.,

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №5 «Берёзка»

города Алатыря Чувашской Республики

Цель: повысить значимость игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, как основного вида деятельности детей, в условиях реализации ФГОС.

Задачи:

Выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов игровой деятельности детей дошкольного возраста; совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей; способствовать творческому поиску.

Форма проведения: «деловая игра».

Подготовительная работа.

— Анализ открытой игровой деятельности во всех возрастных группах;

— Анкетирование родителей: «Игровая деятельность детей»;

— Фотовыставка: «Мы играем».

План проведения педсовета:

1. Теоретическая часть.

а) Выступление председателя педагогического совета «Новые подходы к организации игровой деятельности»

б)Итоги тематической проверки: «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС» — сообщение старшего воспитателя.

в) Анализ анкетирование родителей «Игровая деятельность детей» — сообщение старшего воспитателя.

г)Консультации воспитателей:

«Развитие игровой деятельности в свете ФГОС»

«Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста

«Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста

2. Практическая часть.

Деловая игра «Игра-дело серьёзное»

3. Решение педагогического совета.

Ход педсовета:

Ведущий (старший воспитатель)

Добрый день уважаемые коллеги, мы рады Вас приветствовать в нашем уютном зале.

Начать сегодняшний педсовет хотелось бы со стихотворения

«Вернитесь в своё детство,

Побудьте с нами в нём,

И лучшими друзьями

мы взрослых назовём»

Педагогический советпосвящен сложнейшей и очень актуальной теме: «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО».

Читайте также:  Программы для раннего развития ребенка с 6 месяцев

1. Теоретическая часть

1. Выступление заведующей детского сада «Новые подходы к организации игровой деятельности».

2. Выступление старшего воспитателя «Аналитическая справка по тематической проверке «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО».

3. Выступление старшего воспитателя анализ анкетирования родителей «Игровая деятельность детей».

4.Выступление воспитателей на темы: «Развитие игровой деятельности в свете ФГОС ДО»

«Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста

«Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста

2. Практическая часть

Задание 1. Разминка

— Вспомните высказывания педагогов — психологов об игре как виде деятельности?

— Что требуется для развития игровой деятельности?

— Какой должна быть предметно-игровая среда?

— Какова роль взрослого в организации детской игры?

— Какие психологические процессы развиваются у ребенка в игре?

— Сколько времени должно отводиться на самостоятельные игры?

— Должен ли воспитатель участвовать в сюжетно-ролевой игре?

Задание 2.

Определите, какой возрастной группе соответствует программное содержание игры.

— Формировать умения осуществлять разнообразные условные игровые действия с сюжетной игрушкой,предметом: связывать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником. (от 1, 5 до 3, 5 лет)

— Формировать умения принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия, элементарный игровой диалог с партнером-сверстником. (от 3 до 4 лет)

— Формировать умения изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. (от 4 до 5 лет) — Формировать умения комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы; учить овладевать совместным сюжетосложением. (от 5 до 7 лет)

Задание 3.

Сюжетно- ролевые игры старшего возраста

Назовите сюжетно- ролевые игры с производственным сюжетом («магазин», «поликлиника», «кафе», «школа», «парикмахерская», «автосервис» и т. д.)

Назовите общественно-политические сюжетно- ролевые игры («в войну», «в индейцев», «в спасателей» и т. д.)

Сюжетно- ролевые игры младшего и среднего возраста

Назовите приемы руководства играми малышей (участие воспитателя в играх)

Сформулируйте задачи руководства играми малышей — развитие и обогащение игровых действий — развитие и обогащение сюжета — формирование умений играть рядом

Задание 4.

Решение педагогических ситуаций

Педагогическая ситуация № 1

Маша, Ваня и Кирилл решили играть в «Морское путешествие». «Чур, я капитан корабля», — говорит Ваня. «Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан», — запротестовали Маша и Кирилл

Вопросы:

Как воспитателю разрешить данную ситуацию?

Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?

Педагогическая ситуация №2

Максим быстро взял себе игрушки для игры в «Космическое путешествие» пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и «космическое питание», и «солнечные батареи» для перезарядки двигателей. «А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть», — сказали ребята.

Вопросы:

Как поступить воспитателю в данной ситуации?

Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?

Ведущий (старший воспитатель) Вот и подошла к концу наша встреча, педагогический коллектив ответственно и творчески подготовился к педагогическому совету. Педагоги получили заряд энергии, толчок к дальнейшему действию, поучились друг у друга, увидели свои ошибки, переняли опыт у коллег. Изменилось отношение к сюжетно-ролевой игре, еще раз убедились, что основу большинства игр составляет воображение, именно в игре проявляются интеллект, азарт, активность, организаторские способности детей. В игре дети на практике познают окружающий мир, делают открытия, учатся счету, письму и мно-гим другим важным умениям, а самое главное учатся жить в коллективе, считаться с мнением других, еще и еще раз убеждаются, что группа – это большая и дружная семья.

Примерное решение педсовета:

1. Продолжать создавать условия для развития игровой деятельности детей с учётом реализации ФГОС ДО.

2. Воспитателям дошкольныхгрупп провести консультацию с родителями на тему: «Проблемы развития детской игры».

3.Воспитателям всех возрастных групп подготовить материал для информационного стенда на темы: «Игра в жизни ребенка», «Как и во что, играть с детьми?», «Какие игрушки необходимы для игры?».

Список литературы:

1.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.

2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2010

4. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2010

5. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

6. Махалова И. В., Николаева Е. И. Солнышко сияет, играть нас приглашает. –Чебоксары: Новое время, 2006.

7. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под. редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 6-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу от 17 октября 2013г.

Источник