Педиатрия этапы развития ребенка

Педиатрия этапы развития ребенка thumbnail

Возрастные этапы развития речи ребенкаВо время роста организм человека претерпевает множество изменений, в определенные периоды – кризисные. Значение слова «кризис» с медицинской точки зрения, отличается от общепринятого в социуме. Для экономики это крайне неблагоприятное время, после которого сложно ожидать немедленных положительных сдвигов. В медицине используется первоначальное значение греческого слова «krinein» – «разделяю». То есть кризисом является резкий переход из одного состояния в иное, качественно измененное. В педиатрии этапы развития ребенка разделяются между собой критическими периодами. Это наиболее уязвимое время для организма, но вслед за кризисом организм приобретает новые качества, выходит на совершенно другой уровень существования. Изменяются анатомо-физиологические показатели, ребенок растет и приближается к взрослому уровню жизни.

Существуют различные классификации, которые пытаются отразить этапы развития ребенка применительно к своей отрасли:

  • Педагогической;
  • Юридической;
  • Психологической;
  • Медицинской.

Педагоги определяют возрастные возможности для обучения детей, степень их интеллектуального развития. Большое значение имеют этапы развития речи ребенка как второй сигнальной системы высшей нервной деятельности.

Юридическая классификация определяет степень ответственности перед законом и обеспечивает имущественные и другие права несовершеннолетних.

Психология рассматривает этапы развития ребенка в плане формирования личности, с учетом наследственных и приобретенных навыков общения в социуме.

Медицинская классификация рассматривает период детства как начальный отрезок жизни, в котором дети определенных возрастных групп имеют собственные анатомо-физиологические особенности. С точки зрения генетики, этапы развития ребенка включают самый начальный период существования, с момента образования зиготы. Это и есть первый кризис в жизни человека. Завершение детского возраста с точки зрения медицины заканчивается половым созреванием.

Возрастные этапы развития ребенка

Соответственно возрасту человека детские годы жизни подразделяются на определенные отрезки времени. Медицинская классификация учитывает анатомо-физиологические особенности организма, применительно к медицинским методам диагностики и лечения. Многие разделы кажутся не приемлемыми для общества, педагогики, юрисдикции, но возрастные этапы развития ребенка, так или иначе, начинаются с первой минуты после зачатия и подразделяются на следующие периоды:

  • Эмбриональный;
  • Перинатальный;
  • Грудной;
  • Преддошкольный;
  • Дошкольный;
  • Школьный: младший и старший (пубертатный).

Внутриутробный этап развития ребенка продолжается в течение 280 дней, что составляет 10 лунных месяцев. В этот период жизни определяются три кризисных точки развития плода:

  • Образование зиготы;
  • Формирование плаценты;
  • Роды.

На каждом отрезке внутриутробной жизни человека происходят процессы закладки и формирования внутренних органов. Это имеет громадное значение для профилактики врожденных заболеваний. Исключаются вредные факторы, подбираются необходимые и безопасные медикаменты для будущей матери.

Неонатальный этап развития ребенка охватывает первые четыре недели жизни человека. Это период новорожденности, который характеризуется адаптацией к жизни после внутриутробного пребывания. В это время организм ребенка находится в непрерывной борьбе с агрессивными факторами внешней среды.

В грудном возрасте происходит дальнейшая адаптация. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, более устойчивы к инфекциям, поскольку находятся под защитой иммунитета матери. Тем не менее, многие процессы в организме малыша в это время склонны к генерализации. Так, лихорадочная реакция почти у всех детей сопровождается судорожным синдромом. К одному году жизни грудной этап развития ребенка заканчивается. Ребенок полностью адаптируется к окружающей среде.

Преддошкольный период развития продолжается от одного до трёх лет. Дети подвержены возрастным инфекциям за счет увеличения контактов со сверстниками. За столь короткий период времени проходят все этапы развития речи ребенка, поэтому дети подлежат обязательному обследованию логопеда. Это время детских инфекций: ветряной оспы, кори, скарлатины, инфекционного паротита и др.

Дошкольный этап развития ребенка продолжается от трёх до семи лет. Происходит заметное снижение роста массы тела, но продолжается рост конечностей. В шесть лет начинается замена молочных зубов постоянными. Патологические процессы теряют системный характер, и заболевания ограничиваются поражением отдельных органов.

В младшем школьном периоде детства наибольшей нагрузке подвергается костная система, проводится профилактика искривления позвоночника. Изменение питания на этом этапе развития ребенка провоцирует развитие патологии желудочно-кишечного тракта. Дети страдают из-за несоблюдения правил гигиены, что проявляется болезнями «грязных рук»: кишечными инфекциями, гельминтозами, острыми гепатитами.

Пубертатный период, то есть, завершающий этап развития ребенка, характеризуется развитием вторичных половых органов, начинающимся с 12 лет. К 16 годам клинические проявления всех заболеваний подростков протекают так же, как и у взрослых людей.

Основные этапы развития ребенка

Особенности возрастных этапов развития ребенкаКритические периоды определяют переходы от одного состояния детского организма к другому. Поэтому основные этапы развития ребенка разделяются следующими кризисами:

  • Новорожденности;
  • Первого года жизни;
  • Трехлетнего возраста;
  • Семилетнего возраста;
  • Семнадцати лет.

В некоторых странах законодательно определяют возраст совершеннолетия в 21 год, основываясь на уровне развития высшей нервной деятельности. С точки зрения физиологии окончательное формирование личности завершается к 25 годам.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

Ребенок – это не только источник постоянного позитива для родных и близких, но, главное, человек, который растет и развивается. При этом каждый этап его развития сопровождается формированием различных умений, знаний, навыков, личных качеств и особенностей характера. Следует понимать это , а еще досконально знать основные этапы развития ребенка, которые имеют свои особенности протекания и различные классификации.

Возрастные этапы развития детей

Основные этапы развития детей делятся на следующие категории согласно определенному возрасту:

  • внутриутробныйэтапы развития ребенка (280 дней беременности);
  • младенческий (первый год жизни);
  • ранний (до трех лет);
  • дошкольный;
  • младший школьный (с первого по седьмой класс);
  • старший школьный.

Каждый этап имеет свои особенности. Чтобы понять все прелести каждого, их следует разобрать подробнее. Это поможет родителям понять, на чем сделать акценты в воспитании ребенка и его физиологическом развитии.

Внутриутробное развитие

Один из самых важных этапов в жизни человека – внутриутробный. Но в этот период от малыша ничего не зависит – все в руках мамы и частично папы. Во время этапы развития ребенкабеременности у плода закладываются системы всех органов, вследствие чего кроха начинает слышать, видеть и дышать.

Еще в утробе, на четырнадцатой неделе беременности, малыш способен запомнить тембр голоса своей мамы! Но и это не все – еще он может запоминать музыку, особенно наиболее любимую беременной, если она регулярно ее слушает.

Именно поэтому специалисты рекомендуют будущим мамам сменить свои приоритеты и вкусы в пользу классической музыки, которая имеет сильное успокаивающее свойство. Также маме и папе рекомендуется регулярно общаться с крохой: разговаривать, читать вслух стихи и сказки, поглаживать живот.

Младенчество

Младенчество – еще один особенный этап для каждого человека. Он самый стремительный и показательный в жизни малыша, который всего за один год превращается «из гусеницы в бабочку» – из полностью зависящего от мамы младенца в самостоятельного человечка.

В этот период ребенок особенно уязвим и требует правильного ухода и повышенного комфорта. Все это – задача родителей, которые должны не только максимально облегчить всевозможные дискомфортные ситуации, но и помочь малышу в развитии, например, когда он начинает поднимать головку, ползать, сидеть и ходить.этапы развития ребенка

Ребенку нельзя запрещать познавать мир через тактильные ощущения, посредством прикосновений. Пусть трогает, пробует, прикасается и даже «лапает» испачканными ручонками. Зачем? Чтобы развиваться духовно, интеллектуально и физически!

С полугода кроху не стоит ограничивать в передвижении, так как он начинает познавать пространство. Ему необходимо его изучить, а для этого следует ползать и «гулять» в ходунках по квартире или дому.

К году у малыша появляется понимание правил пользования предметами, кроме того, что он уже умеет перекладывать их из коробки в коробку, складывать маленькие предметы в большие, открывать и даже откручивать крышки.

Ранний этап

Длительность раннего этапа равна двум годам – от года до трех лет. В это время самым важным является социальное взаимодействие. Ребенок учится налаживать отношения со взрослыми и детьми, знакомиться, дружить, получать удовольствие от общения. Кроме того, появляется желание стать более самостоятельным и этапы развития ребенканезависимым от родителей, так как к малышу приходит осознание и принятие себя как полноценной личности.

Читайте также:  Карта развития ребенка в доу от 5 до 6 лет

Кроха начинает много фантазировать, думать, оценивать, прогнозировать. А еще в этом возрасте он приобретает большое количество навыков, среди которых:

  • стройка за́мков из кубиков;
  • складывание простых пазлов;
  • попадание в мяч ножкой;
  • выполнение простых просьб взрослых;
  • складывание фраз из пяти слов;
  • рисование прямой вертикальной линии;
  • декламация четверостиший и потешек;
  • знание частей своего тела и их расположения;
  • пользование горшком и туалетом;
  • самостоятельное употребление пищи и жидкости;
  • разрезание бумаги и правильная фиксация ножниц рукой;
  • умение мыть и вытирать руки.

В конце раннего этапа развития ребенка может посетить первый в его жизни кризис – так называемый кризис трех лет. Каждый малыш переносит его по-своему в зависимости от индивидуальных особенностей психики и отношений в семье. Одни проявляют негативизм, другие становятся чрезмерно упрямыми, а третьи превращаются в маленьких агрессоров. И лишь небольшая часть детей приобретает положительные качества в виде уступчивости и мягкости.

Все это самые обычные формы поведения в кризисном возрасте. Стоит ли родителям терпеть новые привычки этапы развития ребенкамалыша, или же от них следует избавиться? Ни первое, ни второе. Ведь своим поведением ребенок говорит, а иногда кричит о том, что он хочет больше внимания к себе. А его к этому возрасту, как правило, становится меньше: родители перестают переживать по любому поводу, ведь ребенок обретает самостоятельность и не требует постоянного наблюдения, вследствие чего начинают уделять больше времени себе, друг другу, работе, дому, общению с друзьями. Это беспокоит кроху, ведь он к такому не привык и хочет, чтобы все было как прежде, когда мир крутился вокруг него, а он в этой вселенной был центром. Что делать? Просто проводить с сыном или дочкой больше времени, при этом поощряя хорошее поведение и не акцентируя внимания на плохом.

Не говорите ребенку «не бегай». Скажите: «подойди ко мне спокойно». Слова «не кричи» замените на «говори потише». «Ты так ударишься, упадешь, убьешься» звучат как приказ к действию, а еще говорят о неотвратимости удара и падения. А ведь их можно заменить всего на два слова: «это опасно». Можете добавить: «Я переживаю за тебя. Твое поведение и поступки могут иметь такие-то последствия». Старайтесь избегать негатива, ведь его и так достаточно в жизни человека – во взрослой жизни. А детство – это та пора, которая должна быть наполнена только приятными эмоциями, позитивом, радостью, смехом, беспечностью и огромным счастьем безоговорочной любви родителей, вне зависимости от кризисов и поведения ребенка.

Дошкольный возраст

Для малыша этот этап начинается с трех лет и заканчивается поступлением в школу. В это время закладываются личностные качества крохи, происходит развитие этапы развития ребенкаиндивидуальных механизмов поведения, которые будут присущи человеку на протяжении всей жизни.

Ребенок дошкольного возраста – это губка, впитывающая как информацию, так и манеры поведения. Например, если мама будет требовать от ребенка, чтобы он не кричал, и при этом сама будет регулярно повышать голос, то сын или дочь ничему не научатся. Этот период воспитывает не только детей, но и их родителей. Не зря говорят: хочешь воспитать ребенка – воспитай себя, так как он все равно вырастет твоей копией. Об этом следует задуматься каждому родителю. А еще лучше – взяться за собственное перевоспитание!

Пример для подражания – это то, необходимо малышу в данный момент. И этот пример должен быть положительным. К слову, примеров может быть много. Часто у идеальных родителей растут совершенно несносные дети. В этом случае следует обратить внимание на поведение людей, с которыми ребенок общается наравне с родителями: бабушек и дедушек, друзей по песочнице и саду, детей знакомых, регулярно бывающих в гостях. Все эти люди также могут быть примером для подражания, особенно если у ребенка с ними налажен эмоциональный контакт и он ими восхищается.

Во время дошкольного периода следует начать готовить малыша к школе, развивая его внимание, память, мышление, этапы развития ребенкавоображение и т.д. Кроме того, ребенок должен научиться брать на себя ответственность – за поступки, ситуацию, человека.

Данный возрастной период также имеет свой кризис – кризис шести лет, который выражается демонстративной формой поведения. Настроение ребенка может меняться ежеминутно, при этом он постоянно жеманничает, кривляется и манерничает. Все это связано с быстрым ростом, изменением пропорций тела, появлением постоянных зубов и психологическими изменениями – осознанием себя полноценной личностью с кучей прав и минимумом обязанностей (которые на него пока никем не возложены).

Навыки, умения и знания ребенка дошкольного возраста:

  • понимание величины, длины, высоты;
  • знание геометрических фигур;
  • сравнение чисел;
  • сравнение предметов по цвету и форме;
  • нахождение лишних предметов среди похожих;
  • составление рассказов по картинкам;
  • ведение диалога и монолога.

Младший школьный возраст

Школа – это то место, в котором ребенок становится взрослым. А еще именно с этого места у некоторых начинаются проблемы, связанные со сменой обстановки, авторитетов и приоритетов. Хорошо, если первый класс станет для ребенка первой радостью на пути к сознательной жизни. И плохо, когдаэтапы развития ребенка родители не могут об этом позаботиться. Их основная задача – выбрать хорошую школу и первого учителя. Далее дело за ребенком.

Для малыша наступает новый период жизни, явно обозначенный сменой учебных учреждений и открывающий массу возможностей. В это время начинается активное развитие интеллекта. Ребенок принимает новую социальную роль и полагающиеся ей нормы и правила, которым старается подчиняться.

В это время близкие малыша должны поддерживать его, стать помощниками в решении трудных ситуаций и сложных задач, но ни в коем случае не выполнять все за него. Пришло время, когда кроху следует оторвать от материнской юбки, но при этом оставить в поле зрения матери.

Старший школьный возраст

Данный этап развития характеризируется переходом ребенка во взрослую жизнь, где он становится подростком. Да, это все еще мамин и папин ребенок, но уже взрослый – требующий уважения, понимания и еще большего внимания, чем когда бы то ни было. Только внимание это должно быть иным – ненавязчивым, без нравоучений и разговоров свысока. В общении с подростком более эффективно открытое общение.

Ребенок будет стараться походить на взрослых поведением, поступками, словами, поэтому и вести себя с ним следует соответственно. Главное – учитывать, что в это время детская психика и организм в целом довольно неустойчивы. Поэтому ребенку старшего школьного возраста присущи чрезмерная эмоциональность, раздражительность, упрямство и конфликтность.

Источник

Периоды детства:

I. Период внутриутробного развития (утробное детство). Длительность — с момента имплантации до рождения (270 дней). Делится на:

1.    Фаза эмбрионального развития (12 недель);

2.    Фаза плацентарного развития (фетальный период):

?      Поздний (29-40 нед) — антенатальный период;

3.    Интранатальный период,

1. Эмбриональный период — от зиготы до 12 недель. Формируются внешние части тела и внутренние органы. Сильное повреждение зародыша — пороки от действия физических факторов (механические, термические, ионизирующее излучение), химических факторов (недостаток витаминов, микроэлементов, гипоксия, гормональные дискорреляции, действие ядов), действие биологических факторов (ви­русы, бактерии, простейшие), нарушение формирования головного мозга, сердечно-сосудистой, других органов и систем, врожден­ные уродства, выкидыши.

Читайте также:  Упражнение на развитие ребенка младшего школьного возраста

2а) ранний фетальный период — интенсивный  рост плода (13-28 нед). Плод могут поражать инфекции: цитамегаловирус. токсоплазмы, гистериоз, краснуха, сывороточный гепатит, сифилис, ВИЧ и др., которые повреждают ЦНС, внутренние органы, в результате чего нарушается нормальное развитие плода — задержка дифференцировки органов (гипоплазия) нарушение дифференцировки тканей (дисплазия),  рождение незрелого,  недоношенного ребенка, врожденные уродства, т.к.  иммунитет только начинает формироваться в ответ на инфекцию – пролиферативные процессы — цирроз, скле­роз. Совокупность изменений плода — ранние фетопатии.

2б) поздний фетальный период — после 28 нед до родов. Рождение маловесного, незрелого ребенка при повреждении процессов депонирования компонентов пищи, которые не могут быть введены с материнским молоком (Ca, Fe, Cu,B12).

Трансплацентарные иммуноглобулины матери обеспечивают  высокий уровень пассивного иммунитета. Рождение ребенка с малой степенью недоношенности сказывается на его адаптационных возмож­ностях.

Ребенок, родившийся ранее 38 нед — недоношенный; 38 — 41 нед — срочные роды; запоздалые — 42 и более недель.

3.Интранатальный  период   — от начала   родов до  рождения ребенка.  Родовой  акт – нарушение

кровообращения плаценты,  что приводит  к асфиксии, родовой травме, инфицированию плода. С момента отделения плода от матери – 1й этап внеутробного существования ребенка.

4. Период новорожденности:

—  ранний неонатальный период — от перевязки пуповины до 7 cyток,

—  Поздний неонатальный  период — от 8 до 28 дня — основное — адаптация организма ребенка к новой сре­де. Меняется характер кровообращения, начинает функционировать дыхательная система, ЖКТ, изменяются морфологические, физико-химические особенности крови, повышается основной обмен.

У новорожденного сосуды кожи в первые сутки расширены — гиперемия (физиологический катар) — потеря жидкости через кожу, с дыханием,  отхождением мекония, недостаточное питание — в 1е 2-3- дня ребенок теряет 5-7% первоначальной массы тела (не более 300г.), с 4-5- дня масса начинает восстанавливаться, и восстанавливается, к 6 — 8 дню (выписка). Потеря массы более 10% и замедление восстановления вызывает трево­гу., т.к. эти показатели свидетельствуют о неблагоприятном — патология.

У недоношенных потеря массы  9 -14% (в норме).

У детей  первых дней жизни наблюдается конъюгационная желтуха (с конца 2х суток — на 3 – 4),(38-72 часа) и связана с усиленным pacпадом эритроцитов н недостаточной активностыо глюкоронилтрансферазы  печени. Появляется, когда концентрация непрямого билирубина достигает 51 — 60 мкмоль/л у недоношенных  85 — 103 мкмоль/л. Сохраняется. в течение 5-7 дней у доношенных детей. У недоношенных недостаточность фермента больше, поэтому у них длительность желтухи зависит от терапии (2,5 — 3,5 недели).

Максимальная  концентрация биллирубина обычно наблюдается на 4 — 6 день жизни. В зависимости от содержания в крови непрямого биллирубина, конъюгационная желтуха у недоношенных делится:

  1. до 196 мкмоль/л  — обычная желтуха;
  2. 196 -256 мкмоль/л — конъюгационная желтуха 1й степени.
  3. 256 — 342 мкмоль/л -2й степени
  4. более 342 мкмоль/л -3й степени

При уровне биллирубина 130 и  более мкмоль/л у недоношенных м.б.  ядерная желтуха, ее надо лечить.

В период новорожденности группы заболеваний:

1. Недоношенность, незрелость, уродства, требующие хирургических  вмешательств;

2. Родовые травмы;

3. Инфекции (врожденные, приобретенные) — поражения кожи.. заболевания пупка, сепсис (особенности реактивноси, отсутствие иммуноглобулинов А,М). Функциональная недостаточность в период новорожденности: физиологическая альбуминурия, мочекислый инфаркт, транзиторная лихорадка

Новорожденные чувствительны к температуре окружающей среды (В палате 22-24°С), для недоношенных 24-26°С, относительная влажность — 60%, Для выживания — кювезы температура внутри которых зависит от массы (от 35 до 32°С), в первые сутки влажность-90%, затем снижается до 65%. Длительность пребывания в кювезе 2 — 8 дней (до 2 недель)- до тех пор, пока появится постоянная температура тела. В открытом кювезе — до 1900гр. – затем в обычную кровать.

Нервная система отличается у ребенка и взрослых. Процесс превращения новорожденного во взрослого человека  — непрерывное развитие его мозга

Головной мозг новорожденного относительно велик 350 — 400г. На 1 кг массы тела приходится 110 грамм мозгового вещества, у взрослого—20-25г. Головной мозг массивный незрелый орган. Его вес больше из-за большого количества воды.

Кора головного мозга состоит из 7 cлоев, но дифференцировка происходит постепенно н продолжается после рождения. Миелинизацияция волокон незакончена. Внутриутробно миелинизируются аксоны белого вещества подкорковой области, в последнюю очередь миелинизируется интракортикальная область. Поверхностные слои  миелинизируются после рождения до 1,5 лет

До 6 месяцев у ребенка недоразвиты малые борозды,  мозговая ткань бедна ганглиозными клетками, церебролизином, нейроглобулином. Дифференцировка  происходит к Зм годам, К 8ми – кора ГМ похожа на кору мозга взрослых.

Кровоснабжение головного мозга у детей лучше, чем у взрослых, т.к. хорошо развита капиллярная сеть — потребности мозга в кислороде. Но отток крови у детей 1 года жизни хуже, чем у взрослых, т.к. диплоэтические вены образуются после  закрытия родничков это является условием, способствующие большему накоплению токсических веществ при заболеваниях — частое возникновение у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний > проницаемость ГЭБ.

Спинной мозг новорожденного морфологически зрел   и   мало   отличается   от взрослого.   Возможны,   безусловно-рефлекторные реакции. СМ относительно длиннее, чем у взрослых, нижний конец его доходит до нижнего края второго поясничного позвонка, а в более позднем возрасте — до первого поясничного позвонка. Это учитывается при спинномозговой пункции.

Поведение ребенка определяет ЦНС и состояние рецепторного аппарата, Рано функционирует вестибулярный аппарат, хорошо развита тактильная чувствительность (ладони и подошвы), осуществляется акт сосания, выражены температурная и болевая чувствительность, функционируют обонятельные  и вкусовые рецепторы, зрительные и слуховые

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:

1)                 В возрасте 10 дней — ребенок удерживает в поле зрения движущийся предмет, вздрагивает при сильном звуке.

2) В 18 — 20 дней — удерживает в поле зрения неподвижный предмет, успокаивается при сильном звуке.

3) В 1 месяц — следит за движущимся предметом, прислушивается к взрослым, 1я улыбка на разговор взрослых, издает отдельные звуки.

4) В 1,5 месяца — удерживает самостоятельно головку.

5) В 2,0 месяца — при повороте на живот поднимает и удерживает головку, повторяет произнесение отдельных звуков,

6) В 3.0 месяца      — комплекс оживления в ответ на разговор взрослых

7) В 4.0 месяца      — узнает мать, тянется к другому ребенку

В 5.0 месяцев     — отличает близких людей от чужих. различает строгую и ласковую интонацию речи

9)  В 6,0 месяцев    — произносит отдельные слоги, самостоятельно сидит.

10)В 7,0 месяцев    — хорошо ползает, долго лепечет.

11)В 8.0 месяцев    — сам стоит, по просьбе взрослых находит предмет,

12)В 9,0 месяцев    —  подражает взрослым, повторяет слоги.

13)В 10.0 месяцев   — делает отдельные действия с игрушками по просьбе взрослых

14)В 11,0 месяцев   — произносит отдельные слова, радуется приходу детей.

15)В 12,0 месяцев   — ходит сам, произносят  6-10слов.

К концу года ВНД достигает высокого уровня развития — развивается вторая сигнальная система.

5. Период грудного возраста – от 1 месяца до 1 года – совершенствование ЦНС интенсивных обменных процессов, рост, бурное физическое и нервно-психическое развитие, слабость органов ЖКТ. В 1й год – необходима высококалорийная пища при недостаточности ЖКТ – острые и хронические расстройства питания и пищеварения. Часто рахит, спазмофилия, дистрофия, анемия, аномалии конституции. Первоначальный пассивный иммунитет у ребенка ослабевает, приобретенный отсутствует. Случайный контакт приводит к возникновению инфекционных заболеваний (ОРВИ и ЖК-инфекции).

У новорожденного открыты большой и малый роднички (большой 3*3 см), при нормальном развитии большой родничок закрывается к 1 году, малый закрывается к 3м месяцам. 1е зубы у ребенка появляются в 5 -6мес к 1 году -8 зубов, к 2м годам  — 20 молочных зубов.

Читайте также:  Развитие общения ребенка со взрослыми в период младенчества

6.Период молочных зубов — от 1 года до 7 лет. 2 подпериода:

— преддошкольный (1 — Згода) — старший ясельный возраст. — дошкольный(4 — 7 лет).

Характеризуется постепенным совершенствованием всех возможностей детского организма. В предошкольном возрасте созревают центральная и периферическая НС, ребенок отличается пластич-ностью, на нем отражаются положительные и отрицательные воздействия факторов внешней среды. В дошкольном возрасте (4 — 7 лет) — возрастает потребность в общении с другими детьми. Впреддошкольном периоде — острые расстройства пищеварении, диатезы, пневмония, острые инфекции, корь, скарлатина, ветряная оспа, эпидемический паротит, т.к. иммунологический аппарат несовершенен, нет приобретенного иммунитета.

В дошкольном возрасте — аллергические заболевания — БА ревматизм, коллагенозы, гломерулонефрит, 7.Период школьного возраста

а)  Младшего школьного возраста (отрочество). Основная структурная дифференцировка тканей завер­шилась. Завершилось развитие мышечной ткани и формирование характера.

Выявляются психофизические особенности в зависимости от пола. Усиливается действие эндокринных желез — половых, ЩЖ, гипофиза, ослабляется роль тимуса.

большой удельный вес у детей младшего школьного возраста занимают детские инфекции, и возрастает роль аллергии.

В школьном возрасте — ревматизм, заболевания почек, НС. коллагенозы.

Многие заболевания по характеру течения приближаются  к таковым   у взрослых.

б)  Период полового созревания (пубертатный) — старшего школьного возраста. Начало и конец, этого периода зависит от пола, материально-бытовых, климатических . условий и др.

Половое созревание у. девочек, между. 13 и 16 годами, у мальчиков — 14 — 17лет.

Меняется внешний вид, пропорции тела — как у взрослых, характерны сдвиги со стороны эндокринной системы. Патология — часто психоневрозы, расстройства сердечной деятельности.

Период детства у ребенка зависит от индивидуальных, конституциональных и других особенностей. Особенности необходимо знать, для профилактики заболеваний.

Знание массы, роста, температуры необходимо, т.к. задержка в нарастании массы, роста говорит о неблагопо­лучии в организме, что связано с заболеваниями, нарушением питания и др.

Средний вес доношенного мальчика — 3400 — 3600г девочки — 3 250 — 3 400 г.

Могут быть колебания . Допустимо 2700 — 4000г.» Новорожденные с массой тела = 2500г — недоношенные или с внутриутробной гипотрофией- 4000г — крупные плоды.

Недоношенный ребенок — родившийся до 38 недель, ранее 28 недель — выкидыш.

Новорожденный с массой <1000 плод. Название «плод» сохраняется до 7 дня жизни, «после чего, независимо  от массы — ребенок. Дети, родившиеся в 38 недель и более независимо от массы тепа — доношенные.

4 степени недоношенности:

1) 2001 — 2500

2) 1501 — 2000

3) 1001 — 1500

4) 500   — 1000                                                          .

Рост доношенного новорожденного 50 — 52 см. колеблется от 48 до 56 см, Длина у девочек на 1 — 2 см <, чем у мальчиков, Недоношенные < 45 см.

13 первом полугодии жизни средняя прибавка — 20-25 г/сут, во втором полугодия жизни интенсивность снижа-ется  на 15 г/сут.

Средние прибавки массы тела:

1 месяц — 600г,

2-3 месяц  — 800г

4 месяц — 750. и с каждым последующим месяцем снижается на 50 г от предыдущего.

Прибавка в росте:

В  первые 2 месяца — 3 см, 3-4мес. — 2,5 см, с 5 по 8 = 2 см, 9-12 — 1,5 см.

Удвоение массы тела — к 4,5 — 5 мес., утроение — 9-12 мес.

У детей с низкими показателями физического развития удвоение и утроение происходит раньше.

После года масса снижается. К 6 -7 годам удваивается вес годовалого, к 13- 14 -удваивается вес 7 летнего.

Влияние на массу оказывают: питание, заболевания, санитарно-бытовые условия нагрузки. Расчет массы тала детей > 1 года: 1)  Масса тела детей 2 — 11 лет = 10.5 кг + 2п, где в — возраст ребенка в годах, 10.5 — средняя масса тела годовалого ребенка.

2)Масса тела 5 лет = 19 кг. На каждый недостающий год до 5 лет — вычитают 2 кг, на каждый последующий прибавляют — 3 кг.

Недоношенные дети: за 1 мес. жизни с 1 — 2 ст. — 400г; 3. ст. — 300г; 4 ст. — 180г. 2 по 10 мес. — с 1 — 2 ст — 700г, 3- 4 ст — 600г

11 -12 мес. — с1 — 2 ст. — 500г; 3 — 4 ст. — 400г.

Они удваивают массу к 2 — 3,5 мес., утраивают — к 4 мес. К 1 году — масса увеличивается в 4-6 раз, интенсивность роста: в течение 1го года жизни — 25 см ( 15+10), к году — 75 см, а среднем рост ребенка.:

1) 6 мес. = 66 см. На недостающий месяц вычитывают 2,5 см, последующий — прибавляют —1,5 см. первоначальная длина удваивается к 4м годам, утраивается к 12 годам.

2) В 4 года — 100 см, < 4х лет 100 — 8(4-п), п. — число лет.

3)   > 4х лет: 100 + 6(п-4), п. — число лет.

4)  Рост от 2 да 15 лет определяется из роста 8 летнего ребенка (130 см). На недостающий год от 130 отнимают 7 см, на последующий прибавляю 5 см.

У недоношенных в 1й месяц прибавка роста 3,5 — 5 см, затем, как у доношенных. За 1й год длина увеличивается на 26 -30 см.

Показатели частоты пульса и АД, У новорожденного пульс 160 — 140/мнн, в 1 мес — 130/м, 1 год — 120/мин, за тем  снижается на 3 удара в год.

Уровень АД у у новорожденного: 60/40 — 80/50 мм рт. ст., затем увеличивается.

АД:

1)Формула Масловой у ребенка до 1 года: 76 +2п (п — число месяцев) > 1 года: 100 +2п (п — возраст в

годах). 2)По Воловику: у мальчиков: САД = 90 +2п  ДАД = 60 + п

Для девочек от показателей отнимают 5. для школьного возраста: формула Волынского: максимальное АД = 102 +(0,6 Х возраст в годах)                                                                                                                                          минимальное  АД =   63 +(0,4Х  возраст в годах).

Сумма пульса и САД = 200 (во все возрастные периоды).

В последние годы наблюдается дегенерация — ухудшение питания населения, рост школ-лицеев, гимназии ГБ, ВСД, заболевания ССС, НС, ЖКТ,

Интенсивный школьный процесс — ухудшение состояния детей -12 летние обучение. Дети созревают позже, поэтому призыв  должен быть с 19 лет.

Для оценки  физического развития детей используются таблицы пара-  и непараметрические(центильные таблицы). где определено соотношение массы и роста, окружность головы, грудной клетки в зависимости от возраста

Зоны в таблицах соответствуют частоте показателя у определенного процента детей.

В зонах от 75 до 25 — 4 коридор — среднее физическое развитие (50% детей), в зонах от 25 до 10 н 75 — 90 центилей — ниже среднего и выше среднего физическое развитие (15%). От 10 до 3, 90 — 97 центилей — низкое физическое развитие

Величины, находящиеся в крайних положениях у 3% обусловлены патологическим состоянием. При оценке росто-весового соотношений: определяют — нормальное, дефицит или избыток массы тела, низкий рост

В пределах от 10 до 90 центилей — физическое развитие в норме, 3 — 10, 90 — 97 — дефицит массы тела I степени  избыток массы тела 1 степени.

До 3х, > 97 — дефицит массы тела 2 степени, избыток массы тела 2 степени.

Гармоничность определяет по номеру коридоров. Если разность не >1 — гармоничное развитие, если разность = 2 дисгармоничное развитие, если =3 резко дисгармоничное

Соматотипы: определяются согласно сумме коридоров: при сумме до10 — микросоматотип

10 -16  мезосоматотип  16 — 21 макросоматотип

Заключение: физическое развитие нормальное гармоничное, мезосоматотип.

P.S.

Физиологические ??? состояния новорожденных:

  1. физиологический катар
  2. конъюгационная желтуха
  3. физиологическая альбуминурия
  4. мочекислый инфаркт
  5. транзиторная лихорадка
  6. функциональная диспепсия
  7. физиологическая олигоурия
  8. гормональные кризы

физиологический мастит

(Visited 375 times, 1 visits today)

Источник