Педиатрия физиология развития ребенка

ГЛАВА 11. ФИЗИОЛОГИЯ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ

Анатомо-физиологические особенности новорожденного. Период
новорожденности продолжается 4 нед, из которых первые 7 дней после
рождения относятся к раннему неонатальному периоду. Особенно большое
значение имеет переход от внутриутробной к внеутробной жизни, когда
плацентарное снабжение кислородом меняется на легочное — первый вдох. В
процессе адаптации к внешней среде и легочному дыханию изменяется
кровообращение, закрываются аранциев (венозной) и артериальный
(боталлов) протоки, а также овальное отверстие, происходит обратное
развитие остатков пупочных сосудов. С первых часов после рождения
происходит изменение основного обмена, совершенствуется терморегуляция,
начинает выделяться моча.

Родившийся ребенок может иметь черты доношенности, недоношенности и переношенности.

Дети,
рожденные с массой тела до 2500 г, относятся к недоношенным, до 1500 г —
к родившимся с малой массой, до 1000 г — к родившимся с экстремально
низкой массой. Ребенок может соответствовать сроку гестации по длине, но
значительно отставать в массе, что указывает на гипотрофию.

Доношенность
определяется в большой мере, но не абсолютно, сроком гестации (38-40
нед). Однако ребенок может соответствовать доношенному в более ранние
(37 нед) и поздние сроки (41 нед) гестации, а рожденный в 38-40 нед
может быть незрелым.

В настоящее время отмечается
акселерация физического развития детей, начиная с периода
новорожденности. Масса тела доношенных новорожденных составляет от 2500
до 4000 г. У 10% новорожденных масса тела при рождении составляет 4000 г
и более. Коэффициент роста (отношение массы тела к его длине) у
доношенных новорожденных равен 60.

Особенности доношенного ребенка. Кожные
покровы розового цвета, нежные, эластичные, с остатками пушковых волос
(лануго) на спине и плечевом поясе. Ногти доходят до кончиков пальцев.
На слизистой оболочке губ небольшие беловатые возвышения. Вдоль десен
слизистая оболочка образует складку.

Сразу
после рождения у ребенка руки согнуты в локтевых суставах, ножки — в
тазобедренных и прижаты к животу. Кости черепа умеренной плотности,
между лобными и теменными костями сохраняется большой родничок. Малый
родничок чаще закрыт, но хорошо пальпируется между затылочной и
теменными костями. Иногда на головке отмечается локальный отек — родовая
опухоль, которая исчезает через 1-2 дня.

У
новорожденных хорошо пальпируется большой родничок в виде ромба,
расположенный в области соединения теменных и лобных костей (его размеры
1,5-2,532-3 см), и малый родничок, который имеет форму треугольника,
находящийся в месте схождения теменных и затылочных костей. Грудная
клетка бочкообразная. Ребра состоят преимущественно из хряща.

В дыхании новорожденных участие в основном принимает диафрагма. Дыхание поверхностное — 40-60 дыхательных движений в минуту.

ЧСС в покое не отличается от таковой во внутриутробном периоде и составляет 120-140 в минуту. АД равно 55-70/30-40 мм рт. ст.

При
надавливании на животик из прямой кишки выделяется меконий, иногда
сразу после рождения. Меконий отходит до конца 1-х суток. До 3 сут
испражнения ребенка желтого цвета, без запаха, вязкой консистенции.
После заселения кишечника бактериальной микрофлорой кал приобретает
желтую окраску, становится кашицеобразным. Живот при пальпации мягкий,
край печени выступает на 2 см из-под края реберной дуги. Кардиальный
сфинктер желудка недоразвит, что способствует срыгиванию. Функциональная
вместимость желудка при рождении около 10 мл, к концу 1-го месяца
возрастает до 90-100 мл. Перистальтика кишечника замедлена. Часто
отмечается метеоризм. К моменту рождения мочевые органы сформированы. У
мальчиков яички, как правило, опущены в мошонку, у девочек большие
половые губы прикрывают малые.

Некоторое
возбуждение сразу после рождения у большинства новорожденных сменяется
сном, который с перерывами продолжается до 24 ч. Состояние центральной
нервной системы можно оценить по физиологическим рефлексам.

1. Поисковый рефлекс. Поглаживание в области рта новорожденного вызывает опускание губы и поворот головки в сторону раздражителя.

2. Сосательный рефлекс.

3. Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой). При надавливании на ладонь новорожденного он открывает рот.

4. Хватательный рефлекс. В ответ на штриховое раздражение ладони новорожденного происходят сгибание пальцев и захватывание предмета.

5. Рефлекс опоры. Приставленный к опоре новорожденный разгибает ноги и плотно упирается в поверхность стола всей стопой.

Известны также другие рефлексы (автоматической походки, Галанта, Моро, Переса, Бабинского).

В
течение первых дней жизни новорожденный адаптируется к внешней среде, и
в его организме происходят определенные изменения, которые постепенно
исчезают.

В течение нескольких часов или нескольких
суток закрываются фетальные коммуникации (боталлов проток, овальное
окно). В этот период иногда наблюдается цианоз конечностей.

В первые три дня может наблюдаться олигурия.

У
всех новорожденных происходит потеря массы тела (до 3-8%), максимально
на 3-4-й день, а затем масса тела постепенно увеличивается. Температура
тела непостоянная (гипоили некоторая гипертермия).

У
60-70% детей на 2-3-й день жизни появляется транзиторная
(физиологическая) желтуха, которая достигает максимума на 3-4-й день, а к
концу 1-й недели жизни исчезает. Появление желтухи связано с
разрушением избытка эритроцитов, которое характерно для внутриутробного
периода.

В результате попадания в кровоток ребенка
половых гормонов матери возможны нагрубание молочных желез (начинается
на 3-4-й день жизни, достигает максимума на 7-8-й день); милиа
(беловато-желтые узелки, возвышающиеся над уровнем кожи, на крыльях
носа, переносице, в области лба, подбородка); десквамативный
вульвовагинит у девочек (обильные слизистые выделения серовато-белого
цвета); кровотечения из влагалища, на 5-8-й день жизни у 5-10% девочек и
гидроцеле у мальчиков (скопление жидкости между оболочками яичек),
которое проходит без лечения на 2-3-й день жизни.

Источник

Растущий организм ребенка проходит определенные возрастные периоды: грудной, преддошкольный, дошкольный, младший школьный, средний и старший школьные возрасты. Каждый из названных возрастных периодов характеризуется своими специфическими морфологическими и физиологическими особенностями.

Читайте также:  Зона ближайшего развития у ребенка в воспитании это

Известно, чем моложе детский организм, тем более интенсивно протекают в нем процессы роста и развития. В раннем детском возрасте, особенно в грудном периоде жизни, темпы роста весьма значительны. В этот период происходит существенное увеличение основных морфологических показателей (роста, массы тела, окружности грудной клетки). К концу 1-го года жизни рост увеличивается на 47 % по отношению к первоначальному, на 2-м году – на 13 % по отношению к 1-му, на 3-м – на 9 % по отношению ко 2-му. Наибольшая прибавка массы тела приходится на 1-й год жизни: к 4–5 месяцам она удваивается, к году увеличивается в 3 раза. Наиболее интенсивны в раннем возрасте рост и развитие отдельных систем организма.

Формирование опорно-двигательного аппарата наиболее интенсивно происходит в первые годы жизни. Развитие костной системы представляет собой сложный процесс. Скелеты ребенка и взрослого различаются размерами, пропорциями, химическим составом, у ребенка он перестраивается в течение всего периода роста путем постоянно протекающих процессов разрушения и образования костной ткани, которые осуществляются благодаря деятельности клеток надкостницы, а также клеток, окружающих кровеносные сосуды в самой кости.

Кости ребенка бедны солями кальция и фосфора, в них преобладают органические элементы, из-за чего скелет обладает большой эластичностью. В первые дни жизни ребенка окостеневшими являются лишь диафизы трубчатых костей; позвоночник на 39 % состоит из хрящевой ткани, а головка бедра и запястье целиком состоят из хряща.

Одновременно с костной происходит развитие мышечной системы. Развитие мышц у детей происходит неравномерно: вначале развиваются крупные мышцы конечностей, позднее – мускулатура мелких костей.

В период роста и развития претерпевают значительные изменения органы дыхания, сердечно-сосудистая система, нервная система, органы зрения, желудочно-кишечный тракт и т. д.

Органы дыхания детей имеют ряд отличительных особенностей: верхние и нижние дыхательные пути имеют значительно более узкий просвет, полости носа малы и неразвиты, поверхность легочной альвеолы в 3–4 раза меньше, слабо развита дыхательная мускулатура. Почти горизонтальное расположение ребер и слабая экскурсия грудной клетки у детей раннего возраста обусловливают недостаточное развитие всех отделов легкого, а, следовательно, недостаточную вентиляцию.

Особенностью сердечно-сосудистой системы является более медленное увеличение массы сердца по сравнению с ростом артериальной системы.

Нервная система, играющая решающую роль в деятельности всего организма, к моменту рождения является морфологически и функционально незрелой. Центральная и периферическая нервная система, особенно кора головного мозга, физиологически еще недостаточно развита.

Физиологические механизмы

Природа снабдила младенца различными физиологическими механизмами, благодаря которым он осуществляет двигательную активность.

Во-первых, это рефлексы (хватательный, подошвенный, шагательный, ползательный и т. д.), играющие в жизни новорожденного важную роль и являющиеся показателями его состояния.

Во-вторых, это т. н. спонтанная двигательная активность. Во сне ребенок с определенной периодичностью совершает мышечные сокращения и движения.

Мышечная активность, запускаемая деятельностью нервных центров, обеспечивая организму возможность осуществить самые разнообразные контакты со средой, является едва ли не основным фактором, определяющим развитие мозга, увеличение его массы и тем самым его информационной емкости.

«Хватательный» рефлекс (или рефлекс Робинсона)– если вложить свои большие пальцы в ладони ребенка, то он их крепко схватит. Этот обхват бывает настолько крепким, что малыша можно приподнять. При этом усиливается общий мышечный тонус. Этот рефлекс постоянно «работает» в динамической гимнастике и поэтому не требует отдельного внимания.

Рефлекс «ползания» (или рефлекс Бауера)– если приложить свои ладони к подошвам ног ребенка, он оттолкнется от них и поползет. Лучше это делать, когда малыш лежит на животе.

Шаговый рефлекс– если поддерживать ребенка под мышки вертикально, опереть его ступни о твердую поверхность и чуть наклонить тело вперед, то он начнет делать шагательные движения, иногда «путая» при этом ноги.

Подошвенный рефлекс (или рефлекс Бабинского)– если легко нажать на подошву сразу под пальцами, то все пальцы, кроме большого, согнутся, большой же выпрямится. Поддержку этого рефлекса удобно осуществлять вместе с массажем стоп.

Рефлекс Галанта– если провести пальцем по спине ребенка вдоль позвоночника примерно в 1 см от него, то тело ребенка дугообразно изогнется. Поддержка этого рефлекса сочетается с обычными нежными поглаживаниями и массажем.

Существуют и другие рефлексы. Например, рефлекс Моро , выражающийся в том, что если слегка дернуть за пеленку, то ребенок, лежащий на ней, разведет руки и напряжет мускулы. Считается, что этот рефлекс остался от необходимости успеть уцепиться за мать при резком ее движении.

Рефлекс Моро «работает» при подбрасываниях малыша вверх в процессе игры, к чему нужно приучать его постепенно. В дальнейшем ощущение «свободного падения» вызывает у ребенка неописуемый восторг.

Другой рефлекс – затаивание дыхания при погружении под воду– осуществляется при водных тренировках.

Значительные изменения претерпевают и органы зрения. К 6 месяцам ребенок приобретает способность координировать движения глазных яблок, к году – различать цвета.

Источник

1. Уровни и методы оценки психомоторного развития Для оценки психомоторного развития выделяют 2 уровня — психический и моторный. В психическом развитии учитываются развитие речи и социальная адаптация. В моторном развитии выделяются общая моторная деятельность и ручная умелость. Психомоторное развитие учитывается при состоянии здоровья ребенка до 6 лет жизни в следующие возрастные интервалы:
1) до 1 года — 1 раз в месяц;
2) до 3 лет — 1 раз в 3 месяца;
3) с 3 до 6 лет — 1 раз в 6 месяцев.
После проведенного обследования ребенка указывается соответствие психомоторного развития возрасту или задержка, опережение. Обычно уточняется, по каким подуровням и на сколько возрастных интервалов имеется задержка или опережение психомоторного развития. Степень психомоторного развития позволяет определить наблюдение за зрительными, слуховыми реакциями ребенка. Оценку психомоторного развития проводят эмпирическим методом, табличным, центильным. При оценке эмпирическим методом психомоторного развития учитываются основные показания нервно-психического развития.
2. Показатели нервно-психического развития на 1-м году жизни В 1 месяц ребенок кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним, вздрагивает при резком звуке и мигает; появляется первая улыбка; держит голову лежа на животе.
В 2 месяца следит взглядом за движущимся предметом. Ищет источник звука поворотом головы. Хорошо держит голову в вертикальном положении. Улыбается в ответ на речь взрослого.
3 месяца. Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба, фиксирует взгляд на неподвижном предмете, находясь в любом положении, отчетливое слуховое сосредоточение, отмечается опора на предплечье лежа на животе, опора на полусогнутые ноги. Первые направленные движения рук к игрушке, отводит руки от плеча, случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью.
4 месяца. Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлексов Керинга и Моро. Исчезает физиологический гипертонус с верхних конечностей; узнает мать, поворачивает голову на звук, громко смеется, поворачивается со спины на живот, рассматривает руку, захватывает, ощупывает игрушку, поддерживает рукой бутылочку или грудь матери при кормлении.
5 месяцев. Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного. Отличает чужих от близких, различает тон, с которым к нему обращаются. Поворачивается со спины на живот, стоит с поддержкой, не подгибая ног, берет игрушку из рук взрослого, тянет ее в рот. Продолжительно гулит; адекватная реакция оживления или страха; различает близких и чужих, ласковый и строгий тон.
6 месяцев. Поворачивается с живота на спину. Подползает к игрушке, садится, перекладывает игрушку в руках. Появляются элементы лепета; ест с ложки. Начинает формироваться внимание.
7 месяцев. Хорошо ползает и сидит. Постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушки из одной руки в другую. На вопрос «где?» находит предмет, пьет из чашки, которую держит взрослый. Подолгу лепечет, реакция страха сменяется интересом при обращении взрослого.
8 месяцев. Самостоятельно садится, сидит, самостоятельно встает у опоры и ходит, держась за нее. Игрушками занимается долго, громко повторно произносит различные слоги. По просьбе родителей произносит различные слоги. По просьбе взрослых делает «ладушки», «до свидания». Сам держит печенье, корочку хлеба, сухарики, яблоко. Общается с помощью жестов. Узнает близких по фотографии.
9 месяцев. Ходит при поддержке за обе руки. Действует с предметами по-разному, подражает слышимым слогам, по просьбе взрослых делает определенные действия. Знает свое имя, умеет пить из чашки, спокойно относится к высаживанию на горшок, общается с помощью жестов.
10 месяцев. Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее. Открывает, закрывает коробку, матрешку, вкладывает один предмет в другой. Подражает разным слогам взрослого. Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого, пьет из чашки. Показывает части лица другого человека. Произносит первые односложные слова «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Любит играть с другими детьми.
11 месяцев. Стоит самостоятельно, без опоры, ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидок. Делает несколько шагов без опоры. Понимает первые обобщения — куклы, машины, кубики, мячики. Показывает части своего тела. Увеличивается запас лепетных слов, упрощенных слов. Реакция торможения при слове «нельзя».
12 месяцев. Самостоятельно ходит без поддержки, выполняет простые поручения. По назначению использует расческу. Произносит 8- 10 слов, сам берет чашку и пьет. Подбирает предметы по формам.
1 год 3 месяца. Играя, различает два разных по величине предмета. Ходит долго, меняет положение — может приседать, наклоняться. Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамиды). Быстро расширяет запас понимаемых слов, произносит отдельные слова, самостоятельно ест ложкой густую пищу.
1 год 6 месяцев. Из предметов разной формы подбирает предметы такой же величины, уверенно перешагивает через препятствия. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые действия. В момент удивления, радости или сильной заинтересованности называет предмет. Находит по слову среди нескольких предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
1 год 9 месяцев. Играя, различает три разных по величине предмета. Умеет ходить по поверхности шириной 15- 20 см и на высоте 15- 20 см над полом. Выполняет несложные постройки из кубиков: домик, ворота, скамья. Понимает несложный рассказ, отвечает на вопросы, обозначает действиями, пользуется двухсложными выражениями, частично одевается с небольшой помощью, надевает шапку, колготки.

Читайте также:  Сортер в развитии ребенка

Источник

ÏÐÅÄÈÑËÎÂÈÅ

Âûÿñíåíèå çàêîíîìåðíîñòåé ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, ñïåöèôèêè ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ôèçèîëîãè÷åñêèõ ñèñòåì íà ðàçíûõ ýòàïàõ îíòîãåíåçà è ìåõàíèçìîâ, ýòó ñïåöèôèêó îïðåäåëÿþùèõ, ÿâëÿåòñÿ íåîáõîäèìûì óñëîâèåì îáåñïå÷åíèÿ íîðìàëüíîãî ôèçè÷åñêîãî è ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïîäðàñòàþùåãî ïîêîëåíèÿ.

Ãëàâíûå âîïðîñû, êîòîðûå äîëæíû âîçíèêàòü ó ðîäèòåëåé, ïåäàãîãîâ è ïñèõîëîãîâ â ïðîöåññå âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ ðåáåíêà äîìà, â äåòñêîì ñàäó èëè â øêîëå, íà êîíñóëüòàòèâíîì ïðèåìå èëè èíäèâèäóàëüíûõ çàíÿòèÿõ, — ýòî êàêîé îí, êàêîâû åãî îñîáåííîñòè, êàêîé âàðèàíò çàíÿòèé ñ íèì áóäåò íàèáîëåå ýôôåêòèâíûì. Îòâåòèòü íà ýòè âîïðîñû ñîâñåì íå ïðîñòî, èáî äëÿ ýòîãî òðåáóþòñÿ ãëóáîêèå çíàíèÿ î ðåáåíêå, çàêîíîìåðíîñòÿõ åãî ðàçâèòèÿ, âîçðàñòíûõ è èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòÿõ. Ýòè çíàíèÿ ÷ðåçâû÷àéíî âàæíû è äëÿ ðàçðàáîòêè ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèõ îñíîâ îðãàíèçàöèè ó÷åáíîé ðàáîòû, âûðàáîòêè ó ðåáåíêà ìåõàíèçìîâ àäàïòàöèè, îïðåäåëåíèÿ âëèÿíèÿ íà íåãî èííîâàöèîííûõ òåõíîëîãèé è ò. ï.

Ïîæàëóé, âïåðâûå çíà÷èìîñòü êîìïëåêñíîãî çíàíèÿ ôèçèîëîãèè è ïñèõîëîãèè äëÿ ïåäàãîãà è âîñïèòàòåëÿ âûäåëèë èçâåñòíûé ðóññêèé ïåäàãîã Ê.Ä. Óøèíñêèé â ñâîåì òðóäå «×åëîâåê êàê ïðåäìåò âîñïèòàíèÿ» (1876). «Èñêóññòâî âîñïèòàíèÿ, — ïèñàë Ê.Ä. Óøèíñêèé, — èìååò òó îñîáåííîñòü, ÷òî ïî÷òè âñåì îíî êàæåòñÿ äåëîì çíàêîìûì è ïîíÿòíûì, à èíûì äàæå — äåëîì ëåãêèì, — è òåì ïîíÿòíåå è ëåã÷å êàæåòñÿ îíî, ÷åì ìåíåå ÷åëîâåê ñ íèì çíàêîì òåîðåòè÷åñêè è ïðàêòè÷åñêè. Ïî÷òè âñå ïðèçíàþò, ÷òî âîñïèòàíèå òðåáóåò òåðïåíèÿ; íåêîòîðûå äóìàþò, ÷òî äëÿ íåãî íóæíû âðîæäåííàÿ ñïîñîáíîñòü è óìåíèå, ò. å. íàâûê; íî âåñüìà íåìíîãèå ïðèøëè ê óáåæäåíèþ, ÷òî, êðîìå òåðïåíèÿ, âðîæäåííîé ñïîñîáíîñòè è íàâûêà íåîáõîäèìû åùå è ñïåöèàëüíûå çíàíèÿ, õîòÿ ìíîãî÷èñëåííûå áëóæäàíèÿ íàøè è ìîãëè áû âñåõ óáåäèòü â ýòîì». Èìåííî Ê.Ä. Óøèíñêèé ïîêàçàë, ÷òî ôèçèîëîãèÿ îòíîñèòñÿ ê ÷èñëó òåõ íàóê, â êîòîðûõ «èçëàãàþòñÿ, ñëè÷àþòñÿ è ãðóïïèðóþòñÿ ôàêòû è òå ñîîòíîøåíèÿ ôàêòîâ, â êîòîðûõ îáíàðóæèâàþòñÿ ñâîéñòâà ïðåäìåòà âîñïèòàíèÿ, ò. å. ÷åëîâåêà». Àíàëèçèðóÿ ôèçèîëîãè÷åñêèå çíàíèÿ, êîòîðûå áûëè èçâåñòíû, à ýòî áûëî âðåìÿ ñòàíîâëåíèÿ âîçðàñòíîé ôèçèîëîãèè, Ê.Ä. Óøèíñêèé ïîä÷åðêèâàë: «Èç ýòîãî èñòî÷íèêà, òîëüêî ÷òî îòêðûâàþùåãîñÿ, âîñïèòàíèå ïî÷òè åùå íå ÷åðïàëî». Ê ñîæàëåíèþ, è ñåé÷àñ ìû íå ìîæåì ãîâîðèòü î øèðîêîì èñïîëüçîâàíèè äàííûõ âîçðàñòíîé ôèçèîëîãèè â ïåäàãîãè÷åñêîé íàóêå. Åäèíîîáðàçèå ïðîãðàìì, ìåòîäèê, ó÷åáíèêîâ óøëî â ïðîøëîå, íî ïåäàãîã ïî-ïðåæíåìó ìàëî ó÷èòûâàåò âîçðàñòíûå è èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè ðåáåíêà â ïðîöåññå îáó÷åíèÿ.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка старшего дошкольного возраста

 òî æå âðåìÿ ïåäàãîãè÷åñêàÿ ýôôåêòèâíîñòü ïðîöåññà îáó÷åíèÿ âî ìíîãîì çàâèñèò îò òîãî, íàñêîëüêî ôîðìû è ìåòîäû ïåäàãîãè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ àäåêâàòíû âîçðàñòíûì ôèçèîëîãè÷åñêèì è ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèì îñîáåííîñòÿì øêîëüíèêîâ, ñîîòâåòñòâóþò ëè óñëîâèÿ îðãàíèçàöèè ó÷åáíîãî ïðîöåññà âîçìîæíîñòÿì äåòåé è ïîäðîñòêîâ, ó÷èòûâàþòñÿ ëè ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèå çàêîíîìåðíîñòè ôîðìèðîâàíèÿ áàçèñíûõ øêîëüíûõ íàâûêî⠗ ïèñüìà è ÷òåíèÿ, à òàêæå îñíîâíûõ äâèãàòåëüíûõ íàâûêîâ â ïðîöåññå çàíÿòèé.

Ôèçèîëîãèÿ è ïñèõîôèçèîëîãèÿ ðåáåíêà — íåîáõîäèìûé êîìïîíåíò çíàíèé ëþáîãî ñïåöèàëèñòà, ðàáîòàþùåãî ñ äåòüìè, — ïñèõîëîãà, âîñïèòàòåëÿ, ó÷èòåëÿ, ñîöèàëüíîãî ïåäàãîãà. «Âîñïèòàíèå è îáó÷åíèå èìååò äåëî ñ öåëîñòíûì ðåáåíêîì, ñ åãî öåëîñòíîé äåÿòåëüíîñòüþ, — ñ÷èòàë èçâåñòíûé ðîññèéñêèé ïñèõîëîã è ïåäàãîã Â.Â. Äàâûäîâ. — Ýòà äåÿòåëüíîñòü, ðàññìàòðèâàåìàÿ êàê îñîáûé îáúåêò èçó÷åíèÿ, ñîäåðæèò â ñâîåì åäèíñòâå ìíîãî àñïåêòîâ, â òîì ÷èñëå… ôèçèîëîãè÷åñêèé» (Â.Â. Äàâûäîâ «Ïðîáëåìû ðàçâèâàþùåãî îáó÷åíèÿ». — Ì., 1986. — Ñ. 167).

Âîçðàñòíàÿ ôèçèîëîãèÿ — íàóêà îá îñîáåííîñòÿõ æèçíåäåÿòåëüíîñòè îðãàíèçìà, î ôóíêöèÿõ åãî îòäåëüíûõ ñèñòåì, ïðîöåññàõ, â íèõ ïðîòåêàþùèõ, è ìåõàíèçìàõ èõ ðåãóëÿöèè íà ðàçíûõ ýòàïàõ èíäèâèäóàëüíîãî ðàçâèòèÿ. ×àñòüþ åå ÿâëÿåòñÿ èçó÷åíèå ôèçèîëîãèè ðåáåíêà â ðàçíûå âîçðàñòíûå ïåðèîäû.

Ó÷åáíîå ïîñîáèå ïî âîçðàñòíîé ôèçèîëîãèè äëÿ ñòóäåíòîâ ïåäàãîãè÷åñêèõ âóçîâ ñîäåðæèò çíàíèÿ î ðàçâèòèè ÷åëîâåêà íà òåõ ýòàïàõ, êîãäà íàèáîëåå çíà÷èìî âëèÿíèå îäíîãî èç âåäóùèõ ôàêòîðîâ ðàçâèòèÿ — îáó÷åíèÿ.

Ïðåäìåòîì âîçðàñòíîé ôèçèîëîãèè (ôèçèîëîãèè ðàçâèòèÿ ðåáåíêà) êàê ó÷åáíîé äèñöèïëèíû ÿâëÿþòñÿ îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ôèçèîëîãè÷åñêèõ ôóíêöèé, èõ ôîðìèðîâàíèÿ è ðåãóëÿöèè, æèçíåäåÿòåëüíîñòè îðãàíèçìà è ìåõàíèçìîâ åãî ïðèñïîñîáëåíèÿ ê âíåøíåé ñðåäå íà ðàçíûõ ýòàïàõ îíòîãåíåçà.

Îñíîâíûå ïîíÿòèÿ âîçðàñòíîé ôèçèîëîãèè:

Îðãàíèçì — ñëîæíåéøàÿ, èåðàðõè÷åñêè (ñîïîä÷èíåííî) îðãàíèçîâàííàÿ ñèñòåìà îðãàíîâ è ñòðóêòóð, îáåñïå÷èâàþùèõ æèçíåäåÿòåëüíîñòü è âçàèìîäåéñòâèå ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé. Ýëåìåíòàðíîé åäèíèöåé îðãàíèçìà ÿâëÿåòñÿ êëåòêà. Ñîâîêóïíîñòü êëåòîê, ñõîäíûõ ïî ïðîèñõîæäåíèþ, ñòðîåíèþ è ôóíêöèè, îáðàçóåò òêàíü. Òêàíè îáðàçóþò îðãàíû, âûïîëíÿþùèå îïðåäåëåííûå ôóíêöèè. Ôóíêöèÿ — ñïåöèôè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü îðãàíà èëè ñèñòåìû.

Ôèçèîëîãè÷åñêàÿ ñèñòåìà — ñîâîêóïíîñòü îðãàíîâ è òêàíåé, ñâÿçàííûõ îáùåé ôóíêöèåé.

Ôóíêöèîíàëüíàÿ ñèñòåìà — äèíàìè÷åñêîå îáúåäèíåíèå ðàçëè÷íûõ îðãàíîâ èëè èõ ýëåìåíòîâ, äåÿòåëüíîñòü êîòîðûõ íàïðàâëåíà íà äîñòèæåíèå îïðåäåëåííîé öåëè (ïîëåçíîãî ðåçóëüòàòà).

×òî êàñàåòñÿ ñòðóêòóðû ïðåäëàãàåìîãî ó÷åáíîãî ïîñîáèÿ, òî îíî âûñòðîåíî òàê, ÷òîáû ó ñòóäåíòîâ ñôîðìèðîâàëîñü ÷åòêîå ïðåäñòàâëåíèå î çàêîíîìåðíîñòÿõ ðàçâèòèÿ îðãàíèçìà â ïðîöåññå îíòîãåíåçà, îá îñîáåííîñòÿõ êàæäîãî âîçðàñòíîãî ýòàïà.

Ìû ñòàðàëèñü íå ïåðåãðóæàòü èçëîæåíèå àíàòîìè÷åñêèìè äàííûìè è â òî æå âðåìÿ ñ÷èòàëè íåîáõîäèìûì äàòü îñíîâíûå ïðåäñòàâëåíèÿ î ñòðóêòóðå îðãàíîâ è ñèñòåì íà ðàçíûõ ýòàïàõ âîçðàñòíîãî ðàçâèòèÿ, ÷òî íåîáõîäèìî äëÿ ïîíèìàíèÿ ôèçèîëîãè÷åñêèõ çàêîíîìåðíîñòåé îðãàíèçàöèè è ðåãóëÿöèè ôèçèîëîãè÷åñêèõ ôóíêöèé.

Êíèãà ñîñòîèò èç ÷åòûðåõ ðàçäåëîâ.  ðàçäåëå I — «Ââåäåíèå â ôèçèîëîãèþ ðàçâèòèÿ» — ðàñêðûâàåòñÿ ïðåäìåò ôèçèîëîãèè ðàçâèòèÿ êàê ñîñòàâíîé ÷àñòè âîçðàñòíîé ôèçèîëîãèè, äàåòñÿ ïðåäñòàâëåíèå î âàæíåéøèõ ñîâðåìåííûõ ôèçèîëîãè÷åñêèõ òåîðèÿõ îíòîãåíåçà, ââîäÿòñÿ áàçîâûå ïîíÿòèÿ, áåç êîòîðûõ íåâîçìîæíî ïîíèìàíèå îñíîâíîãî ñîäåðæàíèÿ ó÷åáíèêà.  ýòîì æå ðàçäåëå äàåòñÿ ñàìîå îáùåå ïðåäñòàâëåíèå îá óñòðîéñòâå îðãàíèçìà ÷åëîâåêà è åãî ôóíêöèÿõ.

Ðàçäåë II — «Îðãàíèçì è ñðåäà» — äàåò ïðåäñòàâëåíèå îá îñíîâíûõ ýòàïàõ è çàêîíîìåðíîñòÿõ ðîñòà è ðàçâèòèÿ, î âàæíåéøèõ ôóíêöèÿõ îðãàíèçìà, îáåñïå÷èâàþùèõ âçàèìîäåéñòâèå îðãàíèçìà ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé è ïðèñïîñîáëåíèå åãî ê èçìåíÿþùèìñÿ óñëîâèÿì, î âîçðàñòíîì ðàçâèòèè îðãàíèçìà è õàðàêòåðíûõ îñîáåííîñòÿõ ýòàïîâ èíäèâèäóàëüíîãî ðàçâèòèÿ.

 ðàçäåëå III — «Îðãàíèçì êàê öåëîå» — ñîäåðæèòñÿ îïèñàíèå äåÿòåëüíîñòè ñèñòåì, èíòåãðèðóþùèõ îðãàíèçì â åäèíîå öåëîå.  ïåðâóþ î÷åðåäü ýòî öåíòðàëüíàÿ íåðâíàÿ ñèñòåìà, à òàêæå âåãåòàòèâíàÿ íåðâíàÿ ñèñòåìà è ñèñòåìà ãóìîðàëüíîé ðåãóëÿöèè ôóíêöèé. Îñíîâíûå çàêîíîìåðíîñòè âîçðàñòíîãî ðàçâèòèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà è åãî èíòåãðàòèâíîé äåÿòåëüíîñòè — êëþ÷åâîé àñïåêò ñîäåðæàíèÿ äàííîãî ðàçäåëà.

Ðàçäåë IV — «Ýòàïû ðàçâèòèÿ ðåáåíêà» — ñîäåðæèò ìîðôîôèçèîëîãè÷åñêîå îïèñàíèå îñíîâíûõ ýòàïîâ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà îò ðîæäåíèÿ äî ïîäðîñòêîâî-þíîøåñêîãî âîçðàñòà. Ýòîò ðàçäåë íàèáîëåå âàæåí äëÿ ïðàêòèêîâ, íåïîñðåäñòâåííî ðàáîòàþùèõ ñ ðåáåíêîì, äëÿ êîòîðûõ âàæíî çíàòü è ïîíèìàòü îñíîâíûå ìîðôîôóíêöèîíàëüíûå âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè îðãàíèçìà ðåáåíêà íà êàæäîì èç ýòàïîâ åãî ðàçâèòèÿ. ×òîáû ïîíÿòü ñîäåðæàíèå ýòîãî ðàçäåëà, íåîáõîäèìî îñâîèòü âåñü ìàòåðèàë, ïðåäñòàâëåííûé â òðåõ ïðåäûäóùèõ. Ýòîò ðàçäåë çàâåðøàåò ãëàâà, â êîòîðîé ðàññìàòðèâàåòñÿ âëèÿíèå ñîöèàëüíûõ ôàêòîðîâ íà ðàçâèòèå ðåáåíêà.

 êîíöå êàæäîé ãëàâû ïîìåùåíû âîïðîñû äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòû ñòóäåíòîâ, êîòîðûå ïîçâîëÿþò îñâåæèòü â ïàìÿòè îñíîâíûå ïîëîæåíèÿ èçó÷àåìîãî ìàòåðèàëà, òðåáóþùèå îñîáîãî âíèìàíèÿ.

Источник