Педагогическое сопровождение ребенка по физическому развитию

Ольга Владимирова
Психолого-педагогическое сопровождение. Образовательная область «Физическая культура»

Методическая разработка.

Психолого-педагогическое сопровождение соревнований.

Этапы сопровождения:

1. Подготовительный

2. Соревнование

3. Анализ соревнования.

1. Подготовительный.

Задачи работы педагога-психологана подготовительном этапе:

Консультирование по вопросам психологической готовности детей к соревнованию.

Рекомендации:

Вносите детей в списки участников соревнований только тогда, когда они действительно готовы к ним. Прежде всего, важна мотивационная готовность — хотят ли они соревноваться. Также для того, чтобы быть конкурентоспособным, нужно обязательно иметь достаточно высокие показатели физических качеств.

Детям необходимо создать условия, при которых они будут получать удовольствие от процесса подготовки к соревнованиям и от участия в них. Обучить основам техники движения, достичь нужного уровня тактических знаний и навыков, формировать психологическую готовность к соревнованиям.

Во время тренировок (занятий физкультурой) важно обращать внимание на достижения ребенка, на то, что он уже умеет хорошо делать.

Основная задача подготовительного этапа — создание состояния психической готовности ребенка к выступлению в соревнованиях. Главной составляющей этой готовности являются установка на полную реализацию всех своих возможностей для достижения цели — победы или намеченного результата. Намеченная соревновательная цель должна быть реальной, пусть труднодостижимой, но такой, какую команда на данном конкретном этапе своей подготовленности может добиться.

Исходя из сказанного, следует считать, что психологическаяподготовка к конкретному соревнованию должна включать:

• определение цели участия в соревновании

• создание установки на достижение этой цели

• формирование уверенности в высокой вероятности такого достижения.

сбор информации о предполагаемых условиях предстоящего соревнования (является исходным пунктом для формирования состояния готовности к соревновательной борьбе); содержание и характер информации (воспитатель по физкультуре)

определение и формулировку соревновательной цели (в цели находят выражение объективно существующие возможности достигнуть определенного результата) – воспитатель по физкультуре совместно с педагогом – психологам.

формирование и актуализацию мотивов участия в соревновании (побуждения могут быть только личного значения; мотивы повышают интерес к соревнованию, способствуя созданию увлеченности процессом подготовки и самой соревновательной борьбой, стремлению достигнуть цели) — воспитатель по физкультуре совместно с педагогом – психологам.

формирование умения саморегулировать неблагоприятные внутренних состояний ;

сохранение и восстановление нервно-психической свежести (имеются в виду особенности поведения спортсмена за некоторое время до соревнований, когда необходимо правильно построить режим дня, уметь отвлекаться от мыслей о соревновании и т. п. — все эти мероприятия должны быть источником накопления нервно-психического потенциала).

Обучение детей навыкам саморегуляции. Основная задача – научить детей регулировать свое состояние до и во время соревнований.

1. Упражнения, балансирующие внутреннее эмоциональное состояние «Гимнастика мозга»:

• Мысль о «Х»;

• Перекрестный шаг;

• Кнопки баланса;

• Рокер;

• Кнопки Космоса;

• Энергетизатор

2. Упражнения направленные, на развитие психической саморегуляции, способствующие успокоению и снятию напряжения.

Дыхательная гимнастика. Релаксация.

2. Участие в соревнованиях.

воспитатель по физкультуре должен обладать внутренним спокойствием,

уметь наблюдать ситуацию, которая возникает на соревнованиях со стороны, эмоционально не вовлекаясь в происходящее;

уметь во время поддержать участников команды, удержать командный дух, заметить изменения в настроении и состоянии участников соревнований.

Практические рекомендации по ситуативному управлению состоянием и поведением участников команды в условиях соревнований.

Мероприятия по управлению предсоревновательными и соревновательными состояниями спортсмена издавна называют секундированием. Обычно этот термин используют в единоборствах. В современной практике метод секундирования спортсмена разрешается использовать в различных видах спорта.

Определяющим звеном для проведения сеанса секундирования обычно служит чрезмерно высокий уровень эмоционального возбуждения, поэтому главной задачей секундирования является снижение психического напряжения.

Процесс секундирования включает в себя несколько этапов.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Решается специальная задача — снижение общей психической активности и уровня бодрствования. Для этого необходимо провести сеанс релаксации, желательно в отдельном помещении (в условиях соревнований это редко возможно, поэтому такое мероприятие проводят в углу зала, просто в стороне от основного места соревнований.). Сглаживают неблагоприятное воздействие соревновательной обстановки приемами словесных формулировок (направленных на расслабление, успокоение и т. д.) или включением в процесс секундирования телесного контакта (последовательное расслабление рук, ног, плеч, спины., кроме того, часто используются заранее подготовленные записи (шум горного ручья, специальные речевые наговоры и т. п.).

ВТОРОЙ ЭТАП

После сеанса релаксации, если еще есть время, предлагается провести самостоятельный сеанс сюжетного представления. Он должен сам выбрать вариант,который позволяет:

— как можно больше отвлечься от всего окружающего;

— четко воссоздать представляемую обстановку, предметы, их расстановку, цвет и т. д. ;

— воспроизвести приятные чувства, которые ребенок испытывает обычно в той ситуации.

ТРЕТИЙ ЭТАП

В заключение команде или ее участнику делаются следующие внушения:

ты должен быть спокоен и уверен в себе, работать с полной отдачей сил, полностью реализовать все, что заложено в подготовительном периоде, не сомневаться, что находится в прекрасной спортивной форме;

ему следует напомнить о характере поведения при выходе на старт и на старте: твердый уверенный взгляд, четкие уверенные движения, раскованность и т. д. ;

ему необходимо поднять боевой дух (он должен неудержимо стремиться к борьбе, к победе, к успеху);

3. Анализ соревнований.

Все участники процесса: педагог-психолог, воспитатель по физкультуре, дети.

учить детей анализировать события, которые произошли на соревнованиях;

учить детей делать вывод о полученных результатах;

учить детей видеть и плюсы и минусы своей работы;

поддержка ресурсных сторон команды и отдельных ее участников;

постановка новых целей на следующие соревнования

Источник

Цель: Развитие двигательных функций ребенка и коррекция их нарушений. Создание основы для разностороннего физического развития. Создание на основе использования потенциальных возможностей адаптивного физического воспитания предпосылок для наиболее эффективной адаптации детей к реальным условиям жизни, их успешной интеграции (инклюзии) в окружающую среду

Ф. и. ребенка  

Группа здоровья               Физ. группа

Специалист: инструктор по физической культуре.

       Месяц

        Дата

                      Содержание работы

           Результат

        Сентябрь

     ходьба по скамейке, «достань платочек»

— прыжок в высоту (платочек выше поднятой руки на 15 см,

— метание вдаль правой и левой руками (3,5-6,5м,

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в старшей группе по фгос

— катание обруча между предметами (между предметами 40-50 см).

— ходьба по следам, из обруча в обруч.

— бросание мяча вдаль из-за головы, от груди, из разных положений (стоя, сидя).

— подлезание под дугами (3дуги на расстоянии 1,5м друг от друга).

— ходьба с перешагиванием через кирпичики.

— прыжки в длину с места до ориентира (20 см).

— подбрасывание и ловля мяча,

— отбивание мяча о пол и ловля его двумя руками.

— ходьба по верёвке боком.

— бросание мяча из-за головы и снизу и ловля его в парах (1,5 м).

— подлезание под шнур не касаясь пола руками (высота 40 см).

Октябрь

— ходьба по верёвке прямо и боком.

— прыжки через верёвку (высота 5-10 см).

— катание мяча одной, двумя руками перед собой по полу.

— подлезание под верёвку, не касаясь пола руками.

— катание мяча между двумя линиями (15-20 см,

— перебрасывание из-за головы мяча по кругу,

— бросание мяча через сетку с расстояния 1,5 м

— ходьба по скамейке с перешагиванием через кубики, по верёвке боком.

— прыжки через лежащую на полу скакалку боком с продвижением вперёд.

— отбивание мяча рукой о пол 3-4 раза.

— бросание мяча через сетку с расстояния 1,5 м

— лазание по лестнице на высоту 2 м.

Ноябрь

— ходьба по скамейке, по верёвке боком, с перешагиванием через кубики.

— спрыгивание с высоты, прыжки в высоту.

— лазание по лестнице на высоту 2 м.

— катание мяча друг другу из разных положений (стоя, сидя) на расстояние 1,5 м. ;

— скатывание мяча по наклонной доске с попаданием в предмет.

— перешагивание через предметы,

— ходьба по наклонной доске,

— спрыгивание с предметов.

Бросание мяча в баскетбольное кольцо от груди, из-за головы (1,5-2)м. Упражнение разведчики (ползание на животе)

Декабрь

— ходьба по следам, по верёвке боком.

— прыжки в длину с места до ориентира (50 см).

— ползание по скамейке на животе.

— скатывание мяча по наклонной доске с попаданием в предмет,

— бросание мяча через сетку с расстояния 1,5 м

— перешагивание через кегли (между ними 70-80 см).

— прыжки через предметы (высота 5-10 см).

— бросание мяча двумя руками от груди через сетку.

— прокатывание мяча между предметами (между ними 40-50 см).

— прокатывание мяча головой вперёд на четвереньках, не отпускать его далеко вперёд, придерживая рукой.

Январь

— ходьба по ребристой доске.

— прыжки на двух ногах через предметы, со скамейки (высота 20 см.)

— отбивание мяча о пол правой и левой руками о пол (4-5 раз,

— метание в горизонтальную цель с расстояния 2-2,5 м правой и левой руками.

— ходьба на двух ногах по верёвке, приставляя пальцы одной ноги к пятке другой ноге.

— прыжки на двух ногах через обручи, со скамейки.

— катание мяча в парах из разных положений (стоя, сидя);

— перебрасывание мяча из-за головы друг другу по кругу (рас. 1,5 м).

— подлезание под верёвкой прямо и боком (высота 40-50 см).

Февраль

— ходьба по скамейке, спрыгивание с неё.

— ходьба по верёвке боком.

— прыжки в длину с места до ориентира (50-60 см).

— подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками.

— прыжки в высоту до предмета.

— скатывание мяча по наклонной доске с попаданием в предмет.

— подлезание в обруч прямо и боком (обруч приподнят на 10 см).

— ходьба по ребристой доске,

— прыжки со скамейки.

— прокатывание мяча головой вперёд на четвереньках, не отпускать мяч далеко вперёд.

— ходьба по наклонной доске.

— отбивание мяча о пол и ловля его,

— перебрасывание мяча через препятствия с расстояния 2 м.

Март

— ходьба по скамейке боком, по верёвке прямо.

— прыжки на двух ногах из обруча в обруч.

— прокатывание мяча между предметами (рас. между ними 40-50 см).

— пролезание в обруч прямо и боком (обруч поднят на10 см).

— лазание по лестнице на высоту 1,2-1,5 м.

— перешагивание через кегли (расстояние между кеглями 70 см).

— прыжки в длину (60 см).

— отбивание мяча о пол.

— ходьба и бег по наклонной доске.

— катание мяча в парах из разных положений,

— бросание и ловля мяча снизу, из-за головы в парах.

Апрель

— равновесие: ходьба по канату прямо и боком приставным шагом.

— прыжки в длину с места до ориентира (расстояние от линии до ориентира 60 см).

— бросание мяча из-за головы с разных положений (сидя, стоя) в парах (расстояние между детьми 1,5 м); через сетку с расстояния 1,5 м (верхний край сетки над полом на высоте поднятой руки ребёнка).

— упражнение «Муравьи» (ползание по полу с опорой на предплечья и колени).

— ходьба по ребристой доске и по гимнастической скамейке с мешочком на голове (высота скамейки 20-25 см).

— прыжки через веревку боком, в длину с места до ориентира (расстояние от линии до ориентира 60 см).

— бросание мяча от груди, из-за головы в баскетбольное кольцо с расстояния 1,5-2 м (баскетбольное кольцо на высоте 1,5 м).

— пролезание прямо и боком в обруч (обруч приподнят над полом на высоту 10 см);

— лазание по гимнастической стенке.

Май

— ходьба по ребристой доске; ходьба и бег по наклонной доске (высота поднятого края доски 35 см, ширина доски 15 см).

— прыжки через веревку боком с продвижением вперед.

— метание мешочков вдаль правой и левой руками от плеча в вертикальную цель с расстояния 1,5-2 м (высота мишени 1,5 м).

— упражнение «Жучок». Сидя на полу, руки в упоре сзади за спиной, ноги вместе, согнуты в коленях. Ползти, продвигаясь вперёд, сгибая и выпрямляя ноги.

— ходьба по скамейке через предметы (высота предметов 15-20 см).

— прыжки через короткую скакалку, в длину с места до ориентира (расстояние от линии до ориентира 60 — 70 см).

— подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками;

— отбивание о пол правой и левой руками и ловля после отскока;

Читайте также:  Игры для развития ребенка с рождения до 2 лет

— бросание от груди из разных положений (сидя, стоя) в парах (расстояние между детьми 1,5 м)

— бросание мяча от груди через сетку с расстояния 1,5 м

— ползание по полу с опорой на предплечья и колени.

Источник

Надежда Арсентьева
Педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выдвинут один из основных принципов дошкольного образования – принцип индивидуализации, который ориентирует на создание индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка дошкольного возраста. Анализ современной педагогической теории и практики показывает, что процесс его физического развития попрежнему строится без учета индивидуальных особенностей;в нем не учитывается:

• состояние здоровья;

• уровень физической подготовленности;

гендерная принадлежность ребенка.

Мальчикам и девочкам даются одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка, в работе с ними используется одна и та же методика физического развития. Это отрицательно сказывается на социализации, сохранении и укреплении здоровья мальчиков и девочек и их физической подготовке.

В педагогической литературе указывается, что давно назрела необходимость осуществлять физическое развитие дошкольников с учетом гендерной принадлежности. Впервые в отечественном образовании осуществляется переход от бесполой педагогики к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий. При этом гендер (англ. gender, от лат. genus –род) понимается как социальный пол, определяющий и поведение человека в обществе, и то, как это поведение воспринимается обществом. Результатом гендерной принадлежности детей является воспитание мужественности и женственности с ориентацией на исполнение в будущем социальных ролей. Физическое воспитание обеспечивает формирование мужественности и женственности как идеальных характеристик мужчины и женщины через систему физических упражнений. Так, мальчикам необходимы упражнения, формирующие выносливость, силу, мужественность, а девочкам – пластичность, гармоничность, женственность.

О. Г. Аракелян и Л. В. Карманова указывают, что уже в 5летнем возрасте отмечается значительная разница между мальчиками и девочками в прыжках через скакалку. Мальчики совершают одиночные перепрыгивания; девочки осваивают разнообразные прыжки, используя их в повседневной жизни. Формирование скоростносиловых качеств у мальчиков и девочек предполагает разный подход, так как они имеют разные показатели в овладении этими качествами.

Анализ педагогической литературы позволил уточнить понятие «гендерно ориентированное сопровождение физического развития детей дошкольного возраста», под которым понимается тип педагогической деятельности инструктора по физической культуре, воспитателя, медицинского работника, направленной на индивидуальную помощь ребенку дошкольного возраста, учитывающую физическое состояние, здоровье, гендерную специфику мальчиков и девочек в освоении физической культуры и формирующую мужественность и женственность как основу гармоничного освоения будущих социальных ролей.

Гипотетически А. Коузовымвыявлены педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения ребенка дошкольного возраста в физическом развитии:

• интеграция образовательных областей («Физическое развитие», «Социальнокоммуникативное развитие», «Художественноэстетическое развитие», обеспечивающая формирование мужественности и женственности для гармоничного освоения будущих социальных ролей;

• учет половой идентификации детей при повышении уровня развития скоростносиловых качеств старших дошкольников;

• взаимодействие с семьями воспитанников, учитывающее состояние здоровья и физическое развитие мальчиков и девочек.

Рассмотрим каждое из условий.

Первое условие, обеспечивающее формирование мужественности и женственности у детей дошкольного возраста для гармонического освоения ими будущих социальных ролей, предполагает включение в учебное занятие по физическойкультуре других видов деятельности: музыки, анализа литературных и изобразительных произведений, развития представлений об идеальном образе мужчины или женщины. Так, чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа – милиционер» помогает дошкольникам усвоить понимание необходимости формирования у мальчиков таких физических качеств, как сила, ловкость, атлетическое здоровье, выносливость. А анализ картины М. Врубеля «Царевналебедь» способствует закреплению представлений о женской красоте, о таких феминных качествах, как грациозность, плавность, пластичность, нежность, которые могут быть сформированы танцами, специально подобранными физическими упражнениями. Все качества, свойства личности дошкольника не только проявляются, но и формируются в тех различных видах детской деятельности, которые составляют жизнь ребенка, его общественное бытие. В зависимости от того, что ребенок делает (т. е. каково содержание его деятельности) и как делает (способ деятельности, в зависимости от организации этой деятельности и от того, какие отношения и взаимосвязи с другими (сверстниками и взрослыми) эта деятельность формирует, развиваются определенные склонности, способности, закрепляются знания. Интеграция различных видов деятельности обеспечивает активное проявление личностных качеств ребенка дошкольного возраста.

Реализация второго педагогического условия определяет иное, чем принято, построение занятий физической культурой. Это вызвано в первую очередь различиями в развитии скоростносиловых качеств у мальчиков и девочек. Особенности развития движений у дошкольников в зависимости от пола одной из первых исследовала Е. Г. ЛевиГориневская. Ею были получены данные, свидетельствующие об отставании девочек от мальчиков по результатам большинства контрольных упражнений.

Последующие исследования показали, что средние результаты мальчиков в беге, прыжках и метании превышают средние результаты девочек. Девочки лучше мальчиков выполняют упражнения на гибкость и равновесие. Это послужило основанием того, что в большинство учебнометодических пособий по физической культуре дошкольников включены нормативы физической готовности, различные для девочек и мальчиков (Т. И. Осокина, В. Г. Фролов и Г. П. Юрко, Н. В. Алябьева, В. Н. Шебеко, В. А. Шишкина, Н. Н. Ермак.

Двигательные способности начинают проявляться уже в дошкольном возрасте. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста наиболее значимы скоростносиловые способности, для детей 6 лет – скоростные способности и выносливость, а для детей 7го года жизни – скоростные и координационные способности.

Анализируя психологопедагогическую литературу, А. Коузов определил тенденцию физического развития дошкольника, результатом учета которой являются разделение и группировка детей по гендерным признакам с целью использования потенциальных возможностей каждого ребенка, что сопрягается с выявлением и максимальным развитием природных задатков и способностей.

К девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования, связанные с выполнением одних и тех же движений, с четкостью, ритмичностью, затратами дополнительных усилий (для мальчиков) и пластичностью, выразительностью, грациозностью (для девочек). Неодинаковая эффективность овладения мальчиками и девочками отдельными движениями предполагает, что и требования к результативности должны быть разными. Например, в прыжках со скакалкой для мальчиков хорошим результатом можно считать безостановочные прыжки, в то время как хороший результат для девочек – усложненные варианты прыжков (с вращением скакалки назад, ноги скрестно, руки скрестно, вдвоем и т. д.). Рассмотрим особенности формирования мужественности и женственности через систему упражнений для мальчиков и девочек, которые можно разделить на две большие группы.

Читайте также:  Развитие ребенка 5 лет чем заниматься с ребенком

К п е р в о й г р у п п е относятся раздельные занятия. Одно из двух занятий в неделю проводится раздельно для мальчиков и для девочек. На этих занятиях целесообразно планировать изучение упражнений, которые требуют разных методических подходов при работе с мальчиками и девочками (например, метание, и упражнений, вызывающих интерес данной группы детей (например, для мальчиков – футбол, хоккей; для девочек – упражнения с лентами).

Сюжетное занятие или использование большой тематической игры также может иметь ярко выраженную окраску в зависимости от пола (например, для мальчиков – «Спасатели», для девочек – «Театр кукол»). Так, для развития силы у мальчиков мы рекомендуем упражнения для мышц пресса.

1. «Кузнечик». И. п. – сидя на полу, ноги вытянуты вперед. 1 – слегка приподнять корпус, одновременно сгибая ноги в коленях; 2 – и. п. (один–два подхода по 5–8 раз).

2. Подтягивание на перекладине. И. п. – хват сверху. 1 – подтянуться на перекладине; 2 – и. п. Дыхание произвольное (7–8 раз).

3. «Силачи». И. п. – стоя в парах. Мальчики стоят друг к другу лицом, одна нога впереди, другая сзади, руки упираются в плечи напарника. 1 – вытолкнуть партнера; 2 – и. п. Дыхание произвольное (4 раза).

Такие упражнения развивают у мальчиков силу, выносливость, ловкость, что ведет к формированию мужественности. Для девочек необходимы упражнения,формирующие женственность: грациозность, мягкость, нежность. К таким упражнениям можно отнести гимнастику, ритмику, упражнения с лентой, обручем, мячом и др.

К о в т о р о й г р у п п е относятся совместные дифференцированные занятия. Все занятия проводятся совместно, но часть заданий имеют отличия для девочек и мальчиков.Этот вариант проведения занятий тоже имеет две разновидности:

• в подготовительной и заключительной частях занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание;

• на протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек (например, в общеразвивающие упражнениях – исходные положения, в полосе препятствий – условияпреодоления препятствий: мальчики перелезают, девочки подлезают; в метании – расстояние до цели; в ритмической гимнастике – рисунок движений; в упражнениях на развитие силы мышц – дозировка). В этом варианте организации занятий, чтобы не снижать моторную плотность, целесообразно иметь карточкизадания, графически отображающие действия мальчиков и девочек.

Педагог, организуя двигательную деятельность дошкольников, должен помнить, что ее успешность во многом зависит от учета половых особенностей девочек и мальчиков. Так, для мальчиков старшего дошкольного возраста наиболее благоприятен режим большой двигательной активности, в то время как для девочек этого возраста оптимален режим средней двигательной активности. В связи со сказанным педагог должен определить, когда в режиме дня детям с повышенной потребностью в движениях (в основном мальчикам) следует предоставить возможность для дополнительных занятий физическими упражнениями и чем в это время будут заняты остальные дети. Частично данную проблему можно решить рациональным размещением зоны двигательной активности в группе и через систему занятий в секциях. Кроме того, для нормального развития мальчикам требуется освоение большого пространства. Поэтому при отсутствии в дошкольном учреждении физкультурного зала необходимо чаще планировать занятия на улице.

Внедрение третьего условия предполагает индивидуальную помощь семье ребенка с учетом гендерных различий. Имеется в виду не любая форма помощи семье, а поддержка, в основании которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности за выбор варианта индивидуального воспитательного воздействия на ребенка с учетом уровня его физического, психического, духовного развития.

Новое направление работы с семьей требует создания при дошкольных организациях службы семьи – объединения специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения: воспитателей, медицинских работников, психолога, социального педагога, инструктора по физической культуре. При этом служба сопровождениясемьи должна учитывать следующие принципы:

• рекомендательный (необязательный для исполнения) характер;

• приоритет интересов сопровождаемого;

• непрерывность сопровождения на всех этапах развития ребенка;

• мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;

• стремление к автономизации.

Деятельность службы сопровождениянаправлена на обеспечение двух согласованных процессов:

• индивидуальное сопровождение ребенка с учетом типа семьи, в которой он растет;

• системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для семьи в целом.

Индивидуальное сопровождение детей в образовательных организациях предполагает создание условий для выявления потенциальной группы риска и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Как правило, в таком сопровождении нуждаются семьи с больным ребенком; им предлагаются индивидуальные лечебнооздоровительные программы с учетом состояния здоровья воспитанника, главным направлением которых являются профилактика заболеваний, укрепление и сохранение здоровья дошкольника. Коллектив детского сада должен способствовать созданию здоровьесберегающей среды в семье, в которой важное место занимают водные, воздушные, физические упражнения, физкультурнооздоровительные процедуры, фито и арттерапия, семейные праздники здоровья и др.

Системное сопровождениесемьи осуществляется в нескольких направлениях:

• участие в разработке и реализации программ сопровождения семьи с учетом создания наиболее благоприятных условий для физического развития мальчиков и девочек; предлагается выбор спортивных секций и кружков;

• проектирование новых форм образовательных услуг для семьи (совместные праздники, «социальная гостиная», школа индивидуального воспитания и развития, семейные кружки и студии по интересам и т. д., в которых нуждаются мальчики и девочки;

• создание профилактикокоррекционных программ, направленных на преодоление проблем, характерных для многих детей (плоскостопие, искривления позвоночника, психические расстройства и др.). Данные программы проектируются с учетом гендерных различий.

Такая комплексная работа дошкольных организаций предполагает разнообразие моделей взаимоотношений с семьями воспитанников для сохранения ценностей дошкольного детства, интимного и личностного развития каждой растущей личности.

Выявленные нами педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста взаимодополняемы и взаимообусловлены, представляют систему организационных мер по формированию мужественности и женственности средствами физической культуры.

Источник