Педагогическое сопровождение процесса воспитания и развития ребенка

Педагогическое сопровождение процесса воспитания и развития ребенка thumbnail

Библиографическое описание:


Шилова, С. А. Понятие педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном процессе / С. А. Шилова, Т. А. Чичканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 210-212. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41767/ (дата обращения: 17.07.2020).



В условиях внимания к субъект-субъектному характеру отношений на дошкольной и начальной ступенях образования актуальным становится обращение к вопросам педагогического сопровождения ребенка в ходе образовательного процесса. Этот вопрос представляет научный интерес многих современных педагогов, которые, однако, до сих пор не определились с окончательным вариантом его понимания (Э. М. Александровская, М. Р. Битянова, Е. И. Казакова, Н. В. Куренкова, Е. Б. Манузина, Т. Н. Сапожникова, Т. В. Солодовникова, А. Р. Уразова и др.). В словаре В. Даля слово «сопровождать» понимается как «провожать, сопутствовать, идти вместе, следовать»; в словаре С. И. Ожегова речь идет о следовании «вместе с кем-чем-нибудь», т. е. основу понятия составляют совместные действия субъектов по отношению к друг к другу.

Исследователи разных предметных областей конкретизируют понятие. Так, например, психологи считают, что сопровождение — это «совместная деятельность специалистов образования, направленная на создание системы педагогических, социально-психологических условий, способствующих успешному обучению, социализации и развитию каждого ребенка в конкретной образовательной среде» [5, с. 375]. М. Р. Битянова пишет, что сопровождение выполняет функцию координации результатов воздействия на воспитанника, качественных и количественных изменений в процессе его развития среди других людей; оно способствует успешной адаптации ребенка к условиям его жизнедеятельности и предполагает: «следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза», опору на личностные достижения; создание условий для «самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой», для личностно значимого жизненного выбора; создание в рамках «объективно данной ребенку социально-педагогической среды» условий для его «максимального в данной ситуации личностного развития и обучения» [3, с. 21]. Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова считают задачей сопровождения не ограждение ребенка от трудностей, а помощь в осознанном выборе и понимании ответственности за него [2].

В педагогике проблема сопровождения нашла отражение в исследованиях Е. И. Казаковой, Е. Б. Манузиной, Л. И. Пономаревой, Г. В. Самусевой, Т. Н. Сапожниковой, Т. В. Солодовниковой, Е. В. Стародубцевой, А. Р. Уразовой, Н. О. Яковлевой и др.). Ученые отмечают, что понятие основывается на идеях о связи обучения с жизнью и опытом ребенка, на педагогическую антропологию К. Д. Ушинского, принципы гуманистической педагогики В. А. Сухомлинского, на идее воспитания любовью Ш. А. Амонашвили, на гуманистической психологии К. Роджерса, на идеях свободного воспитания. Период появления термина — 1990-е гг., время нового этапа в развитии идеи личностно ориентированного образования [9, с. 37]. Т. В. Солодовникова отмечает, что в 1997 г. Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына трактовали термин как помощь субъекту в ситуации жизненного выбора [14, с. 39]. В 2003 г. психолого-педагогическое сопровождение в официальных документах было определено как «особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации» [7, с. 57]. Н. О. Яковлева считает, что педагогическое сопровождение «выкристаллизовалось» из комплексного, стало самостоятельным феноменом и на сегодняшний день является: 1) органической частью учебно-воспитательного процесса; 2) одним из важнейших принципов организации учебно-воспитательного процесса; 3) видом педагогической деятельности [18, с. 46]. Объектом сопровождения выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс), предметом деятельности является ситуация развития ребенка как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой. В. И. Волынкин под «сопровождением» понимает систему профессиональной деятельности, задача которой — «создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе» [4, с. 4]. На уровне отдельного человека педагогическое сопровождение, по мнению Е. Б. Манузиной, Г. В. Самусевой, Е. В. Стародубцевой, предполагает «целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальных педагогических систем (образования, просвещения, воспитания, обучения, подготовки) в их институциональном (структурном) оформлении» [6, с. 109; 12; 13]. Роль педагога в Е. А. Александрова видит в создании для обучающегося «чувства локтя», т. е. уверенности в том, что рядом всегда есть человек, на которого можно положиться в случае необходимости [1, с. 74–78]. Педагогическое сопровождение, убеждена А. Р. Уразова, есть «умение педагога быть рядом, следовать за ребенком, сопутствуя в его индивидуальном продвижении в обучении, воспитании, следовательно, и развитии» [16, с. 457]. Г. В. Пичугина уверена, что педагогическое сопровождение предполагает непрерывную (заранее спланированную) деятельность, направленную на предотвращение трудностей [8, с. 3–6]. Л. И. Пономарева уверена, что это — процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности ребенка в проблемной ситуации при минимальном участии педагога [10, с. 171–174]. Согласно определению Т. В. Солодовниковой, педагогическое сопровождение — это «целенаправленное педагогическое взаимодействие, при котором учитель создает для обучающегося условия для осмысления своей роли в жизни, развития внутренних сил и творческого потенциала, раскрытия способностей, саморазвития и самореализации, для принятия решения в ситуации выбора, учитывая его возрастные, психологические, индивидуальные особенности и способности, и формирует личность в соответствии с социокультурными требованиями общества» [14, с. 39–40]. Задачи педагога: принимать воспитанника таким, какой он есть, помочь ему лучше понимать себя и развиваться, выявлять и активизировать движущие силы обучающегося, формировать у него положительную мотивацию [17].

Читайте также:  Филичева речевое развитие ребенка с онр

Н. О. Яковлева считает педагогическое сопровождение самостоятельным педагогическим феноменом, оно: 1) продолжительно во времени и непрерывно, в отличие от помощи и поддержки как разовых акций; 2) ориентировано на конкретный процесс, является ему дополнением и сопровождает его (помощь и поддержка — временные воздействия, краткосрочные); 3) основано на непосредственном контакте, взаимодействии субъектов — воспитанника и педагога (в отличие от помощи и поддержки, которые вполне могут оказаны без личного контакт, «на расстоянии»); 4) предполагает конкретные действия педагога (помощь и поддержка могут — это, скорее, «рекомендательно-абстрактные» явления и рассчитаны на самостоятельное выполнение воспитанником рекомендуемых действий); 5) для проектирования действий опирается на результаты диагностик (помощь и поддержка оказываются оперативно, с учетом интуиции и опыта); 6) это масштабное педагогическое действие, которое может предполагать также в своем составе помощь и поддержку [18, с. 47–48].

Е. А. Рыбакова уточняет понятие педагогического сопровождения в области поддержки творческой деятельности ребенка, называя его процессом «целенаправленного взаимообмена и взаимообогащения смыслом творческой деятельности, опытом между значимым взрослым и ребенком дошкольного возраста, включающий в себя защиту, поддержку педагогом воспитанника, содействие ему и взаимодействие с ним в творческой деятельности, главным результатом которого становится порождение у ребенка нового образа себя и своих возможностей» [11, с. 8].

Т. Н. Сапожникова называет функции педагогического сопровождения: социально-ориентирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, стимулирующую, организационно-деятельностную, рефлексивно-оценочную [13, с. 6]. Они отражают содержание сопровождения, которое осуществляется на основе дидактических принципов: индивидуальный подход, возрастной, личностный подход, дифференцированный подход и на основе активной позиции обучающегося. Следует отметить отсутствие прямых критериев оценки эффективности педагогического сопровождения: результативность сопровождаемого процесса может отчасти являться показателем достижений, но, согласно позиции Н. О. Яковлевой, которая выглядит убедительной, во-первых, это показатель косвенный и, во-вторых, он не может быть единственным [18, с. 47–48].

Таким образом, педагогическое сопровождение требует дополнительного изучения и коррекции его содержания и структуры согласно динамике современной образовательного пространства.

Литература:

  1. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий // Ученые записки. Т. 1. Серия: Психология. Педагогика. — 2008. — № 1–2. — С. 74–78.
  2. Александровская Э. М., Кокуркина Н. И., Куренкова Н. В. Психологическое сопровождение школьников: Учебное пособие для вузов. — М.: Академия, 2002. — 208 c.
  3. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
  4. Волынкин В. И. Педагогическое сопровождение в социокультурной деятельности: монография. — Астрахань: Астраханский ун-т, 2011. — 229 с.
  5. Звонарева О. В. Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории развития детей дошкольного возраста с предпосылками интеллектуальной одаренности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 54. — С. 373–378.
  6. Манузина Е. Б. Педагогическое сопровождение студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2011. — № 1. — С. 109–113.
  7. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28–51–513/16 и Приложение к письму: Синягина Н. Ю., Косаренко С. Г. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процесс в условиях модернизации образования // Вестник образования России. – 2003. – № 17. С. 53–65.
  8. Пичугина Г. В. Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка обучающихся в технологическом образовании // Школа и производство. — 2009. — № 8. — С. 3–6.
  9. Полторацкая Н. Л. Педагогическое сопровождение нравственного воспитания личности в научном наследии П. Д. Юркевича: дисс. канд. пед. наук. / Смоленский государственный университет. — Смоленск, 2006. — 205 с.
  10. Пономарева Л. И. Соотношение парадигм сопровождения и поддержки в педагогической теории и практике // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 10. — С. 171–174.
  11. Рыбакова Е. А. Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в творческой деятельности: автореф. дисс. канд. пед. наук. / Челябинский институт переподготовки и повыш. квалиф. работников образования. — Челябинск, 2015. — 26 с.
  12. Самусева Г. В. Проблема становления личностного опыта младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Перспективы науки и образования. — 2013. — № 2. — С. 40–48.
  13. Сапожникова Т. Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников: дис. д-ра пед. наук. / Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. — Ярославль, 2010. — 431 с.
  14. Солодовникова Т. В. Генезис понятия «педагогическое сопровождение» // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2014. — № 4 (89). — С. 38–43.
  15. Стародубцева Е. В. Педагогическое сопровождение обучающихся в системе постдипломного образования // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 121–123.
  16. Уразова А. Р. Модель педагогического сопровождения социально-личностного развития детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2. — С. 457.
  17. Чичканова Т. А. Кадровый потенциал инновационных процессов в образовательном пространстве [Текст] / Т. А. Чичканова, Н. С. Искрин // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 163–166.
  18. Яковлева Н. О. Сопровождение как педагогическая деятельность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — 2012. — № 4 (263). — С. 46–49.
Читайте также:  Цель и задачи физического воспитания и развития ребенка

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое сопровождение, учебно-воспитательный процесс, образовательный процесс, обучение, ребенок, творческая деятельность.

Источник

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста.

Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды детского сада. Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Федеральные государственные стандарты — один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы и правила, по которым должен жить детский сад. Это касается не только педагогов, детей, но и всех участников образовательного процесса. В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники.

Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы. Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

Важное место занимают психическое здоровье детей, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Забота о психологическом здоровье детей в образовательном пространстве — это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра. Именно поэтому на современном этапе развития системы дошкольного образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения федерального государственного образовательного стандарта на уровне каждого дошкольного образовательного учреждения.

На уровне каждого дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками.

Проблема психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально на современном этапе образования.

Дошкольный возраст обладает особой ценностью для последующего развития человека. Поэтому актуальность данного вопроса обусловлена противоречием между важностью и значимостью реализации системы психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников с одной стороны, и слабой ее теоретической и практической разработанностью, с другой стороны. Похожая статья: Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения.

В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат возрастные особенности детей на разных периодах развития и психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) в детском саду. Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники) и с самим собой. Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии с нормой развития в определенном возрасте.

Для реализации цели психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

  •  удовлетворение базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье);
  • обеспечение в детском саду психологической и социальной безопасности;
  •  удовлетворение первичных интересов дошкольника (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими);
  • превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с принятием поведения в детском саду, межличностных коммуникацией со взрослыми и сверстниками;

Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи в современных условиях:

  • формирование готовности быть субъектом собственной деятельности;
  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов;
  • организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников и родителей в ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Читайте также:  Развитие ребенка в 3 месяца как заниматься с малышом

В основу сопровождения развития ребенка положены следующие принципы: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения, мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.

Психолого-педагогическому сопровождению дошкольников нужно выделять следующие направления работ:

  • обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;
  • развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;    
  • коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);
  • обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;
  • расширение знаний педагогов детского сада о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;
  • повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;
  • информационно-аналитическое обеспечение;
  • оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса.

Психолого-педагогического сопровождения детей опирается на такие принципы, как: научность, системность, комплексность и технологичность, и руководствуются следующими направлениями:

  • профилактическое (предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций для педагогов и родителям, по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития);
  • диагностическое (выявление особенностей психического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам);
  • консультативное (оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогам в вопросах развития, воспитания и образования);
  • развивающее (формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении);
  • коррекционное (организация работы с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики);
  • просветительско-образовательное (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей).

Модель психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду представляет следующую деятельность:

  • организация работы ПМП (к) (выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия);
  • систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений;
  • осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности и планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

Последовательность работы по сопровождению ребенка имеет следующий алгоритм:

  • Постановка проблем (начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования).
  • Анализ полученной информации (оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений).
  • Разработка плана комплексной помощи (определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов).
  • Реализация плана по решению проблемы (выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения).
  • Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.

Итогами психолого-педагогического сопровождения ребёнка должны быть:

  • сформирование у всех участников педагогического процесса понятийного аппарата;
  • разработка карт индивидуального развития дошкольников;
  • разработка алгоритма психолого-педагогического сопровождения;
  • разработка схемы взаимодействия в работе специалистов детского сада и воспитателей;
  • организация работы ПМП(к), подготовка необходимой документации.

Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления дошкольным образовательным учреждением. Для комплексной работы и организации единого пространства развития и воспитания детей важна совместная работа специалистов дошкольного образовательного учреждения. Это обеспечивает качественное психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах детства, делает родителей действительно равноправными участниками образовательного процесса. Поэтому, целью психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) становится:

  • установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком на основе полученных знаний о возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей;
  • психолого-педагогическое сопровождение родителей позволяет организовать взаимодействие по выявлению и анализу реальных и потенциальных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них.

Федеральные государственные образовательные стандарты — это система условий психолого-педагогической поддержки развития и социализации детей. Введение стандарта вызвана главной миссией дошкольного образования — наполнить жизнь ребенка позитивными переживаниями детства! Поэтому, стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании ребенка участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле.

Исходя из выше изложенного, ожидаемым результатом психолого-педагогического сопровождения дошкольников являются следующие аспекты:

  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
  • раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных потребностей дошкольников;
  • увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь;
  • уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка;
  • сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала детей;
  • постоянное сотрудничество между педагогами детского сада и родителями для эффективной работы с детьми;
  • оказание помощи педагогам в повышении квалификации, осуществлении инновационной деятельности, т. к. в настоящее время внедрение инноваций — обязательное условие развития дошкольного образовательного учреждения;
  • снижение психоэмоциональных напряжений педагогов через снижение негативных переживаний;
  • создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы;
  • сохранение высокого уровня работы дошкольного образовательного учреждения, приобретение высокого рейтинга и доверия у родителей в сегодняшних финансово-экономических условиях.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.

Источник