Педагогическое сопровождение индивидуального развития ребенка

Характеристика на воспитанника

 МДОБУ д/с № 11 комбинированного вида городского округа г. Нефтекамск РБ

ФИ ребенка_______________________________________________________________

Группа (возрастная) коррекционная________________________________________

Домашний адрес_________________________________________________________

Дата рождения___________________

С какого времени посещает ДОУ________________ данную группу________________

Характеристика семьи:

Ф.И.О. родителей, год рождения, место работы:

Мать:______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________Отец:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состав семьи: полная, неполная, многодетная.

Наличие братьев и сестер:____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие)

Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка?

_______________________________________________________________________

Успехами ребенка родители — интересуются/ не интересуются, родительские собрания посещают/ не посещают, участие в жизни группы принимают/ не принимают (подчеркнуть).

Контакт воспитателей с родителями (родственниками) установлен/ не установлен (избегают общения, конфликт), другое (указать)__________________________________ ___________________________________________________________________________

Взаимоотношения со сверстниками – общительный/ замкнутый/ агрессивный/ плаксивый/ предпочитает одиночество/ другое (указать)___________________________ ___________________________________________________________________________

Взаимоотношения с педагогами – доверительные, идет на контакт/ избегает общения/ агрессивно настроен/ другое (указать)___________________________________________ ___________________________________________________________________________

Соматическое здоровье – редко болеет/ часто болеет простудными заболеваниями/ имеются хронические заболевания/ плохо ест/ трудно засыпает и беспокойно спит/ иное (указать)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика деятельности:

навыки самообслуживания: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, завязывать и развязывать шнурки, пользоваться ложкой, вилкой, умеет ли убирать свои вещи и постель.

 Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.

Конструктивная и графическая деятельность: умеет ли правильно собирать матрешку, пирамидку, складывать простые фигуры по образцу из счетных палочек, выполнять постройки из кубиков; навыки рисования (дом, дерево, человек и др.),

лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.); изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, вогнутость линий, изображение фигурок по образцу.

Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова». Принимает ли помощь и какую: словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую.

Как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, поднимает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, к детям за помощью, самостоятельно ищет выход.

Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость. Преобладающее настроение; поведение: спокойное адекватное ситуации, беспокойное.

Нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, живость и т.д., умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональных реакций на одобрение и порицание.

Основная сложность при взаимодействии с ребенком и его семьей_______________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата ____.____.201___ г.

Воспитатели

_________________ (Бариева М.Н.)

_________________(Файзуллина С.В.)

Заведующий

_________________(Чигвинцева Е.Е.)

М. П.

Источник

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста.

Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды детского сада. Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Федеральные государственные стандарты — один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы и правила, по которым должен жить детский сад. Это касается не только педагогов, детей, но и всех участников образовательного процесса. В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники.

Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы. Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

Читайте также:  Развитие ребенка в русском танце

Важное место занимают психическое здоровье детей, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Забота о психологическом здоровье детей в образовательном пространстве — это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра. Именно поэтому на современном этапе развития системы дошкольного образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения федерального государственного образовательного стандарта на уровне каждого дошкольного образовательного учреждения.

На уровне каждого дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками.

Проблема психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально на современном этапе образования.

Дошкольный возраст обладает особой ценностью для последующего развития человека. Поэтому актуальность данного вопроса обусловлена противоречием между важностью и значимостью реализации системы психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников с одной стороны, и слабой ее теоретической и практической разработанностью, с другой стороны. Похожая статья: Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения.

В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат возрастные особенности детей на разных периодах развития и психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) в детском саду. Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники) и с самим собой. Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии с нормой развития в определенном возрасте.

Для реализации цели психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

  •  удовлетворение базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье);
  • обеспечение в детском саду психологической и социальной безопасности;
  •  удовлетворение первичных интересов дошкольника (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими);
  • превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с принятием поведения в детском саду, межличностных коммуникацией со взрослыми и сверстниками;

Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи в современных условиях:

  • формирование готовности быть субъектом собственной деятельности;
  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов;
  • организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников и родителей в ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

В основу сопровождения развития ребенка положены следующие принципы: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения, мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.

Психолого-педагогическому сопровождению дошкольников нужно выделять следующие направления работ:

  • обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;
  • развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;    
  • коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);
  • обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;
  • расширение знаний педагогов детского сада о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;
  • повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;
  • информационно-аналитическое обеспечение;
  • оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса.

Психолого-педагогического сопровождения детей опирается на такие принципы, как: научность, системность, комплексность и технологичность, и руководствуются следующими направлениями:

  • профилактическое (предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций для педагогов и родителям, по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития);
  • диагностическое (выявление особенностей психического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам);
  • консультативное (оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогам в вопросах развития, воспитания и образования);
  • развивающее (формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении);
  • коррекционное (организация работы с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики);
  • просветительско-образовательное (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей).

Модель психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду представляет следующую деятельность:

  • организация работы ПМП (к) (выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия);
  • систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений;
  • осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности и планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.
Читайте также:  Тесты для развития памяти ребенка

Последовательность работы по сопровождению ребенка имеет следующий алгоритм:

  • Постановка проблем (начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования).
  • Анализ полученной информации (оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений).
  • Разработка плана комплексной помощи (определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов).
  • Реализация плана по решению проблемы (выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения).
  • Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.

Итогами психолого-педагогического сопровождения ребёнка должны быть:

  • сформирование у всех участников педагогического процесса понятийного аппарата;
  • разработка карт индивидуального развития дошкольников;
  • разработка алгоритма психолого-педагогического сопровождения;
  • разработка схемы взаимодействия в работе специалистов детского сада и воспитателей;
  • организация работы ПМП(к), подготовка необходимой документации.

Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления дошкольным образовательным учреждением. Для комплексной работы и организации единого пространства развития и воспитания детей важна совместная работа специалистов дошкольного образовательного учреждения. Это обеспечивает качественное психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах детства, делает родителей действительно равноправными участниками образовательного процесса. Поэтому, целью психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) становится:

  • установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком на основе полученных знаний о возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей;
  • психолого-педагогическое сопровождение родителей позволяет организовать взаимодействие по выявлению и анализу реальных и потенциальных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них.

Федеральные государственные образовательные стандарты — это система условий психолого-педагогической поддержки развития и социализации детей. Введение стандарта вызвана главной миссией дошкольного образования — наполнить жизнь ребенка позитивными переживаниями детства! Поэтому, стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании ребенка участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле.

Исходя из выше изложенного, ожидаемым результатом психолого-педагогического сопровождения дошкольников являются следующие аспекты:

  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
  • раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных потребностей дошкольников;
  • увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь;
  • уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка;
  • сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала детей;
  • постоянное сотрудничество между педагогами детского сада и родителями для эффективной работы с детьми;
  • оказание помощи педагогам в повышении квалификации, осуществлении инновационной деятельности, т. к. в настоящее время внедрение инноваций — обязательное условие развития дошкольного образовательного учреждения;
  • снижение психоэмоциональных напряжений педагогов через снижение негативных переживаний;
  • создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы;
  • сохранение высокого уровня работы дошкольного образовательного учреждения, приобретение высокого рейтинга и доверия у родителей в сегодняшних финансово-экономических условиях.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.

Источник

Индивидуальный план работы на основе первичного обследования рассчитан  на 6 месяцев.

Индивидуальный образовательный маршрут – документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги воспитателей, специалистов и родителей в организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Причины: С программными задачами мальчик справляется частично; нет интереса к познавательной деятельности во время работы в коллективе, отвлекается на посторонние шумы, нуждается в индивидуальном подходе, отвлекается, активность речевого общения снижена, стеснителен.

В непосредственной образовательной деятельности при фронтальной форме проведения медленно включается в работу, отказывается завершать задание, отсутствие заинтересованности в продуктивной деятельности.

Цель – купирование трудностей сопровождающих учебный процесс и развитие личностных особенностей воспитанника.

Задачи маршрута сопровождения.

•           развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей);

•           осуществление полноценной социализации ребенка со сверстниками;

•           проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с воспитанником;

•           оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.

Читайте также:  Внутриутробное развитие ребенка и общение с ними

Специалистами составляется  индивидуальный план работы на основе первичного обследования:

Разработка рекомендаций на основе узких специалистов (психолога, инструктора по физической культуре, социального педагога и логопеда).

Взаимодействие с родителями (помочь родителям понять сущность ребенка, определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка).

Работа с ребенком по индивидуальному плану.

Обследование по выявлению динамики развития (результаты действия маршрута).

Взаимодействие со специалистами:

Психологическое сопровождение. Цель – коррекция и психопрофилактика личностной (эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.

Индивидуальные занятия с воспитанником:

  • по развитию внимания, восприятия, памяти, мышления (приемы сравнение, обобщение, выделение существенных признаков). 
  • по развитию психомоторных и сенсорных процессов. Тренинги.
  • релаксационные занятия, снятие напряжения.
  • на снижения уровня тревожности.
  • по развитию коммуникативных навыков.

Индивидуальные консультации родителей по результатам обследования. Рекомендации.

Просветительская работа с родителями: родительские собрания, памятки, информационные стенды (вся группа).

Логопедическое сопровождение. Цель – коррекция и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.

Диагностическая деятельность. Обследование понимание речи. Выявление проявлений нарушения темпа и ритма речи, связная и устная речь.

Консультации родителей и воспитателей.

Организация и проведение коррекционно-развивающей работы. Обогащение активного и пассивного словаря; формирование правильного грамматического строя речи; развитие фонематического слуха, анализа, синтеза.

Социальное сопровождение. Цель – ознакомление родителей с правами и обязанностями, основными свободами человека и развитие навыков социальной компетенции ребенка и правового поведения.

Выявление поля проблем внутрисемейного, межличностного характера. Сбор информации о семье, через анкетирование, наблюдение, беседы с воспитателями. Консультации родителей и воспитателей, дача рекомендаций по устранению или исправлению ошибок, оформлению бумаг.

Организация и проведение коррекционно-развивающей работы. Вовлечение воспитанника в трудовую деятельность,

Медицинское сопровождение. Формирование привычек здорового образа жизни. Консультации родителей и воспитателей, дача рекомендаций по соблюдению режима дня.

Педагогическое сопровождение. Цель – обеспечение обучения детей умениям и навыкам выполнения учебных заданий, способам получения знаний, организации времени, социальной ребенка среди сверстников. Диагностика индивидуальных особенностей развития воспитанника. Консультации родителей по развитию учебных умений и навыков ребенка.

Организация и проведение коррекционно-развивающей работы. Индивидуальные занятия, коррекционные упражнения, дополнительные занятия. Профилактическая деятельность: беседы, тематические родительские собрания.

Сопровождение инструктора по физической культуре. Цель — обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка. Оценка уровня двигательной активности и физической подготовленности воспитанника.

  • обследование уровня двигательной активности и физической подготовленности ребенка.
  • организация образовательной деятельности по физическому воспитанию;
  • предлагает разнообразные домашние задания, индивидуально для ребенка.

В свою очередь инструктор так же проводит консультации, беседы, выступает на родительских собраниях, Вместе с воспитателями привлекает родителей к совместным мероприятиям – праздникам и развлечениям. 

Примерный прогноз развития ребенка и рекомендации.

Становление ребёнка более восприимчивым к пониманию задания воспитателя, что явилось бы результатом реализация заданий предусмотренных индивидуальным маршрутом развития.

Повысить уровень развития внимания, ребёнка при осознании значимости своих знаний для решения заданий, выполнения поручений.

Создание  ситуации, в которых ребёнок  осознавал бы необходимость  выполнения данного задания в его интересах.

Способствовать формированию умения выполнять задания  по устной инструкции, и устранению причин возникших трудностей. Выполнение заданий фиксировать постепенно, объём заданий гибкий на увеличение.

Повысить уровень развития зрительной памяти, так как предъявление информации в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ней. (Человек лучше всего запоминает те знания, которые использовал в каких-то собственных действиях, практически опробовал, применил.)

Вместе с  ребёнком подробно анализировать  результаты деятельности, выявить, что не получается, на каком этапе работы сложно, что необходимо исправить. Задание для ребёнка давать   не в форме объяснения, а через показ способов выполнения задания. Ребёнку предоставлять возможность объяснять другим детям,  как выполнять задание.

Повысить уровень  концентрация внимания; уровень развития восприятия; уровень развития общего интеллекта.  Направить на самостоятельное выполнение  заданий предлагаемые воспитателем.

Если ребёнок неоднократно будет выполнять упражнения различного уровня сложности, закреплять и совершенствовать способы действия то уровень развития ребёнка повысится.

Педагогу создавать  ситуацию успеха, во время объяснения способов действий.

Источник