Педагогическое развитие ребенка дошкольного возраста

Наталья Беккер
Психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста

«Психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста»

Цель: повышение психолого-педагогической компетенции по вопросам, связанным с возрастными характеристиками ребенка дошкольного возраста.

Содержание: Совершенно очевидным является тот факт, что многие педагоги не придают должного значения теоретическим знаниям о возрастных и индивидуальных возможностях ребенка – дошкольника. Все обучения в дошкольной организации направлено на формирование первоначальных знаний, умений и навыков, необходимых для становления личности. Но если педагог заинтересован в том, что, чтобы дети успешно развивались, если он хочет грамотно осуществлять педагогическое воздействие на воспитанников, то ему необходимо в своей практической деятельности руководствоваться особенностями развития и поведения детей дошкольного возраста. Знание закономерностей психического развития позволяет педагогу своевременно выявлять детей с трудностями в психическом развитии, которые не овладевают знаниями и умениями в пределах возрастной нормы, задача педагога – направлять таких детей к специалистам для оказания им квалифицированной помощи. Итак, главным критерием при выборе содержания обучения дошкольников должны быть их возрастные особенности. Возрастные особенности — это основа педагогического воздействия на психику ребенка. Психологические особенности детей дошкольного возраста. Согласно исследованиям Л. С. Выготского развитие – это появление нового. Но новое не надает с «неба», а появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития. Как же происходит сам процесс развития, каковы его особенности? Л. С. Выготский установил четыре основных закона, или особенности детского развития. 1. Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Собственно возраст как стадия развития и представляет с собой цикл, со своим особым темпом и содержанием. Период подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики в целом. 2. Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функции начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. Перестройка старой системы и перерастания ее в новую становиться основным путем развитии психических функций. 3. «Метаморфозы». Развитие не сводиться к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращение одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет, постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом. 4. Сочетание процесса эволюции и инволюции в развитии ребенка. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок научился говорить, перестает лепетать. Если же инволюционные процессы запаздывают,наблюдается инфантилизм: ребенок переходя в новый возраст, сохраняет старые черты. Л. С. Выготский выделяет новообразования психического развития у ребенка, то есть стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. А новообразования оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности. Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. Кризисы длятся не долго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваются до года или двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии ребенка, и он резко меняется во многих своих чертах. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Границами возрастов являются кризисы – переломные моменты в развитии ребенка. Каждый возраст характеризуется и своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода. Л. С. Выготский определил социальную ситуацию развития, как «своеобразное, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его действительности, прежде всего социальной». А. Н. Леонтьев отмечал, что «ведущей может называться только та деятельность, в связи с которой происходят главные изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой высшей ступени его развития». В психологии есть понятие «сензитивные периоды развития» — это периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям. Так сензитивный период развития речи – от года до 3 лет, и если этот упущен, компенсировать потери в дальнейшем практически невозможно. Сензитивный период совпадает с оптимальными сроками обучения. Подведем итог. В соответствии с теорией культурно-исторического развития Л. С. Выготского каждый возраст характеризуется: социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью; возрастными новообразованиями; возрастными кризисами. Разделение жизненного пути ребенка позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику отдельных этапов. Рассмотрим кратко возрастные собенности детей дошкольного возраста. Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет.Ведущая потребность: в общении, в уважении, в признании самостоятельности ребенка.Ведущая деятельность: игровая, переход от манипулятивной игры к ролевой.Ведущая функция: восприятие. Особенности возраста: 1. Кризис 3-х лет. Формирование системы «Я». 2. Развитие воображения через развитие функци замещения одного предмета другим. 3. Проявление смысловой структуры сознания. 4. Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм. 5. Развитие происходит через общение со взрослыми. Общение носит ситуативно-деловой характер. 6.Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. 7. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я).Цели и задачи для взрослых: 1. Способствовать освоению разных способов взаимодействия и общения в режиме ребенок-взрослый; ребенок-ребенок. 2. Способствовать проявлению всех видов активности ребенка. 3. Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо-плохо. 4. Формировать умение действовать в соответствии с правилами и нормами. 5. Формировать эмоциональную отзывчивость. 6. Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения с взрослым.Новообразования: 1. Усвоение первичных нравственных норм. 2. Самооценка. 3. Появление элементов партнерского общения. Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет.Ведущая потребность: познавательная активность; потребность в общении.Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра.Ведущая функция: наглядно-образное мышление. Особенности возраста: 1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию. 2. Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре). 3. Повышенная познавательная активность. 4. Вне ситуативно-познавательная форма общения со сверстниками и взрослым. 5. Интерес к другому ребенку и своему окружению. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка. 6. Усложнение сюжетно-ролевой игры. 7. Появление осознанности собственных дел.Цели и задачи для взрослых: 1. Способствовать формированию умения подчинять свои действия правилам. 2. Создавать условия для проявления познавательной активности и развития творческого воображения. 3. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости. 4. Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.Новообразования: 1. Контролирующая функция речи. 2. Проявление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре. 3. Появление элементов произвольности. 4. Проявление вне ситуативно-познавательной формы общения со сверстниками и взрослым. Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет.Ведущая потребность: потребность в общении; творческая активность.Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра.Ведущая функция: воображение. Особенности возраста: 1. Проявление элементов произвольности всех психических процессов. 2. Общение с взрослым вне ситуативно-личностное. 3. В общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к вне ситуативно-деловой. 4. Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии. 5. Половая идентификация.Цели и задачи для взрослых: 1. Способствовать формированию произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности. 2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка, проявлению инициативы и самостоятельности мышления. 3. Способствовать развитию эмпатийных проявлений. 4. Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества. 5. Способствовать формированию умения планировать собственную предстоящую деятельность.Новообразования: 1. Предвосхищение результата деятельности. 2. Активная планирующая функция речи. 3. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником. Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет.Ведущая потребность:общение Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра.Ведущая функция: воображение. Особенности возраста: 1. Проявление произвольности всех психических процессов. Не сформирована учебная деятельность школьного типа. 2. Переход к младшему школьному возрасту. 3.Проявление кризиса 7 лет: капризы, паясничанья, демонстративное поведение. 4. Повышенная чувствительность. 5. Полное доверие взрослому, принятие его точки зрения. Отношение к взрослому как единственному источнику достоверного знания. 6. Ведущим продолжает оставлять наглядно-образное мышление.Цели и задачи для взрослых: 1. способствовать развитию мышления. 2. Способствовать формированию произвольности всех психических процессов и учебно-познавательного мотива. 3. Способствовать удержанию внутренней позиции ученика. 4. Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками. 5. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки. 6. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности. 7. Продолжать формировать этические представления.Новообразования: 1. Внутренний план действий. 2. Произвольности всех психических процессов. 3. Возникновение соподчинения мотивов. 4. Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе. 5. Возникновение первой целостной картины мира. 6. Появление учебно-познавательного мотива. В заключении хочется отметить, что разделение жизненного пути ребенка позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных этапов. Все дети разные, у каждого свой индивидуальный темп развития. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии с нормой развития в определенном возрасте. Для реализации цели психолого-педагогическогосопровождения решаются следующие задачи: — удовлетворение базовых потребностей; — обеспечение в детском саду психологической и социальной безопасности; — удовлетворение первичных интересов дошкольника (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими); — превентивная и оперативная помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с принятием поведения в детском саду, межличностных коммуникацией со взрослыми и сверстниками; — предупреждение возникновения проблем развития ребенка; — психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников; — развитие психолого-педагогической компетентности родителей; В психолого-педагогическом сопровождении дошкольниковвыделяют следующие направления работ: -обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями; — развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни; модель психолого-педагогического сопровождения детей в дошкольнойорганизации представляет следующую деятельность:

Читайте также:  Регрессия в развитии ребенка

-организация работ по выявлению психолого-педагогических особенностей развития дошкольников. Что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия;

-систематическое наблюдения за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений;

-осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности и планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

Источник

Ирина Любушкина
Особенности развития детей дошкольного возраста

1. Особенности развития детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст охватывает период развития с 3 до 7 лет. В период дошкольного детства — перестраивается вся психическая жизнь ребёнка и его отношение к окружающему миру. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника.

Меняется социальная ситуация. Интенсивно формируются новые личностные качества, черты характера. Осуществляется подготовка к немаловажному событию в жизни каждого ребенка – поступлению в школу.

Ведущим средством общения у ребенка дошкольного возраста становится речь. Ответы на вопросы помогают ребенку расширять его знакомство с окружающей действительностью. Очень важен ответ взрослого. Он должен быть серьезным и понятным.

Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. В игре дети получают новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и регулируют свои взаимоотношения со сверстниками. Игра помогает детям управлять своим поведением, принимать новые для них практические важные решения.

Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного (в младенчестве) к наглядно-образному. Это позволяет ребенку устанавливать связи между предметами и их свойствами. Этот возраст характеризуется развитием памяти, она все больше выделяется из восприятия. Сначала формируется произвольное воспроизведение, а затем произвольное запоминание. Воображение — одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. воображение позволяет ребёнку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются ещё в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве.

Читайте также:  Развитие ребенка в сельской местности

Ещё одним важнейшим новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. В дошкольном возрасте поведение ребёнка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами поведения.

Переходный период от раннего к младшему возрасту знаменуется кризисом 3-х лет. Происходит становление самосознания ребенка, появляется собственное «Я»

-Негативизм – реакция отрицания на требование или просьбу взрослого, стремление сделать наоборот.

-Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого желает, а для того, чтобы считались с его мнением.

-Своеволие – ребенок принимает только то, что он придумал или решил сам

-Обесценивание — ребенок может сломать любимую игрушку (обесценивание старых привязанностей к вещам, может начать ругаться (обесценивание старых правил поведения, у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом семи лет. В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности.

2. Профессиональные качества воспитателя

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности.

Профессиональная направленность.

В основе такого качества личности, как профессиональная направленно, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.

Эмпатия.

Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.

Педагогический такт.

Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.

Педагогический оптимизм.

Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.

Культура профессионального общения.

Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.

Во-первых, обладать высоким культурным уровнем и безукоризненным поведением. Дети — хорошие «подражатели», именно поведению воспитателя они подражают в первую очередь. Во-вторых, стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации. В-третьих, с уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику.

Педагогическая рефлексия.

Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью.

Авторитетность.

Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии.

Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить: добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам.

Педагог должен быть творческим человеком и обладать такими качествами, как креативность (оригинальность, четкость, активность, фантазию, концентрированность, чувствительность). Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, способность к преодолению инерции мышления, самостоятельность, целеустремленность, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, наблюдательность

Таким образом,основными профессионально-значимыми качествами являются:

— педагогический такт,

— педагогический оптимизм,

— креативность,

— самореализация,

— педагогический долг и ответственность,

— эмпатия.

Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют:

владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей

широкая эрудиция

педагогическая интуиция

высокий уровень интеллекта

высокоразвитая нравственная культура.

3. Программы воспитания и развития детей дошкольного возраста

Качество и эффективность дошкольного образования опосредованы многими факторами, среди которых далеко не последнее место занимает образовательная программа.

Все основные программы дошкольного образования можно разделить на два типа – комплексные (или общеобразовательные) и так называемые парциальные (специализированные, основные программы дошкольного образования с более узкой и ярко выраженной направленностью).

Основные программы дошкольного образования комплексного типа учитывают целостный подход к гармоничному и всестороннему развитию ребёнка. Согласно таким программам, воспитание, обучение и развитие происходят во всех направлениях в соответствии с существующими психолого-педагогическим нормами.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка автор педагогика

Парциальные основные программы дошкольного образования предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В этом случае всесторонний подход к реализации дошкольного обучения обеспечивается грамотным подбором нескольких парциальных программ.

Комплексные основные программы дошкольного образования

«Истоки» – программа, в которой должное внимание уделяется развитию личности ребёнка в соответствии с его возрастом. Авторы предлагают 7 базовых личностных характеристик, которые обязательно должны быть развиты у дошкольника. Образовательная программа «Истоки», как и другие основные программы дошкольного образования, учитывает всестороннее и гармоничное развитие дошкольника и ставит его своим приоритетом.

«Радуга» — в этой программе вы обнаружите 7 основных видов деятельности, характерных для дошкольника. Они включают в себя игру, конструирование, математику, физическую культуру, изобразительное искусство и ручной труд, музыкальное и пластическое искусство, развитие речи и знакомство с окружающим миром. Развитие по программе происходит по всем вышеперечисленным направлениям.

«Детство» — программа разделена на 4 основных блока, каждый из которых является центрообразующим элементом в построении дошкольного обучения. Здесь есть разделы «Познание», «Здоровый образ жизни», «Созидание», «Гуманное отношение».

«Развитие» — это особенная программа дошкольного обучения, которая основана на принципе постепенного усложнения учебных, образовательных и воспитательных задач. Программа обеспечивает планомерный, последовательный подход в дошкольном обучении и развитии ребёнка.

«Кроха» — это комплексная программа, созданная специально для детей до 3-х лет. Она учитывает специфику раннего возраста и обеспечивает максимальную эффективность в решении воспитательных задач именно у детей этой возрастной категории. Включает несколько блоков – «Мы ждём тебя, малыш!», «Я сам», «Гуленька», «Как я буду расти и развиваться».

Парциальные основные программы дошкольного образования

«Паутинка», «Юный эколог», «Наш дом – природа» — данные программы разработаны в целях экологического воспитания дошкольников. Соответственно, они прививают детям любовь и бережное отношение к природе и окружающему нас миру, формируют экологическое сознание, что очень важно для детей дошкольного возраста.

«Природа и художник», «Семицветик», «Интеграция», «Умка – ТРИЗ», «Малыш», «Гармония», «Музыкальные шедевры», «Конструирование и ручной труд» — все эти программы дошкольногообразования объединяет одно: они имеют ярко выраженную направленность на творческое развитие ребёнка и на художественно-эстетическое восприятие мира.

«Я, ты, мы», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Я – человек», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» — перечисленные основные программы дошкольного образования имеют направленность социально-культурного характера. Они призваны стимулировать развитие духовности, нравственности, представлений о культуре и важных социальных навыков. Кроме того, некоторые программы ставят высшей целью воспитание патриотизма как ценной характеристики личности.

«Искорка», «Играйте на здоровье», «Старт», «Здравствуй!», «Здоровье» — в данных программах упор идёт на оздоровление, физическое развитие дошкольника и его двигательную активность. Приоритетами является привитие любви к спорту, активному и здоровому образу жизни.

Существуют ещё более специализированные основные программы дошкольного образования. К примеру, программа «Основы безопасности» предполагает подготовку дошкольников к возможным ситуациям опасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным происшествиям. «Дошкольник и экономика» — программа, рассчитанная на экономическое воспитание и формирование начальных финансовых и хозяйственных представлений.

4. Работа педагога с родителями

Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

На что надо опираться в работе с родителями:

1. Использование навыков положительного общения.

1) Мы больше спрашиваем и слушаем родителей ребенка, чем указываем и даем советы.

2)Часто сообщаем родителям о прогрессе достижениях в развитии их ребенка:

используем индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведения о них.

даем родителям понять, что мы готовы обсуждать с ними очень важные темы, касающиеся их ребенка.

своевременно и положительно реагируем на предложения, идеи, просьбы родителей.

сообщаем родителям о сильных сторонах, достижениях и положительных чертах характера ребенка, в ходе бесед, телефонных разговоров.

помогаем родителям понять, что они могут оказать существенное положительное влияние на жизнь своего ребенка.

Привлекаем родителей к обучению детей, используя при этом такие формы, которые позволят им чувствовать себя легко и комфортно;

Готовы принимать родителей в группе в любое время, на протяжении всего дня.

Помогаем родителям определяться с платными образовательными услугами (кружками, в открытии способностей, талантов детей.

Формы работы с семьей.

Групповые родительские собрания.

Разнообразные формы организации таких мероприятий:

«Круглый стол» с родителями в нетрадиционной форме, обстановке, с обязательным участием специалистов, старшего воспитателя, на котором обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. Участники свободно общаются друг с другом.

Консультации для родителей. Они близки к беседам. Воспитатель стремиться дать родителям квалифицированный совет. Консультации могут быть плановыми, неплановыми, индивидуальными, групповыми, 3-4 раза в каждой возрастной группе. Продолжительность 30-40 минут. Консультация требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагога родителям. Какие консультации интересуют родителей, можно определить их заранее, опросив родителей или провести анкетирование.

Анкетирование родителей, одна из форм работы с родителями.Родители бывают разные: говорливые, молчуны, спокойные, невыдержанные, скромные, застенчивые и т. д. Не все могут поделиться с воспитателем о своей семье, о своем ребенке, трудностях и сложностях воспитания, успехах. Вот поэтому и необходимо анкетирование, чтобы знать мнение родителей, что им нравиться, а над чем надо поработать, что-то исправить.

Открытые занятия с детьми.

Посещение на дому.

Источник