Педагогические рекомендации по дальнейшему развитию ребенка 3 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6
г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Методические рекомендации по развитию детей 2-3 летнего возраста
Составил: воспитатель:
Гишварова Альбина Адгамовна
Педагогический стаж:11 лет
Категория: первая
г. Туймазы – 2020г.
Методические рекомендации по развитию детей 2-3 летнего возраста
Занятия с ребёнком двух-трёхлетнего возраста направлены на дальнейшее развитие сенсорной, мыслительной, речевой сфер, игровой деятельности.
Следует учитывать, что ребёнок в этом возрасте достаточно быстро устаёт, поэтому желательно чередовать активные развлечения с отдыхом. Играть дольше 15 минут не рекомендуется, иначе в следующий раз малыш откажется от этого развлечения.
Важнейшее значение приобретает грамотный подбор игрового материала, игрушек, предметов, занимаясь с которыми, ребёнок учится понимать их свойства (величину, форму, цвет) и постепенно переходить от выполнения разнообразных, целенаправленных действий к сюжетной игре. Речь ребёнка развивается в связи с обозначением предметов и действий с ними. Малыш может говорить лишь о том, что непосредственно воспринимает. Большое значение для развития речи в этом возрасте играют книги с картинками, чтение и заучивание коротких стихотворений, сказок.
Для занятий с ребёнком этого возраста характерно, что взрослый всегда осуществляет совместные с ним действия.
Игра
Чтобы малыш охотно включался в игру, нужно у него вызвать интерес к этой увлекательной деятельности. Для этого сначала следует продемонстрировать ребёнку игрушки, выразить эмоционально-положительное отношение к ним. Важным условием вызывания интереса к игрушкам является их новизна и условия предъявления. Поэтому игрушки должны быть изготовлены из качественных материалов яркого цвета, а предъявлять их лучшего всего из разных пространственных точек, например, из-за двери, из-за шкафа и т.д. После того, как малыш познакомится с игрушками, следует продемонстрировать действия, которые с ними можно выполнять: подбросить и прокатить мяч, построить из кубиков башенку, завести юлу, покормить куклу и др. Следующим направлением в работе по обучению малыша игре будет объединение нескольких простых сюжетов с конкретной игрушкой. Так, можно не только покатать машинку по прямой, но и провести её по мостику, изготовленному из кубиков, прокатить между препятствиями, поставить в гараж; умыть, одеть, расчесать куклу, завязать ей бант, накормить угощением и напоить соком. Когда ребёнок усвоил функциональное назначение игрушек (знает, что с каждой из них делать), следует переходить к использованию предметов-заместителей – палочки вместо ложки, кубика вместо стульчика для куклы, матрёшки вместо куклы и др.
Дети этих лет с удовольствием смотрят кукольные спектакли, которые можно организовать дома. Не обязательно использовать профессиональных кукол, следует задействовать любимую игрушку ребёнка. Играя с малышом, его можно научить правилам поведения в быту – за столом, в ванной во время умывания, помогать маме убирать в комнате и тому подобное. В таком возрасте дети любят играть в ролевые игры со сверстниками или родителями. Одеть, причесать куклу, вылечить любимого мишку, купить товар в магазине – больше подходит девочкам, наследующим поведение мамы. А мальчики заняты машинками, постройками из кубиков гаражей, сборкой простейших фигур из конструктора.
Как понять – играет ребенок или нет? Ребёнок играет, если видит в игрушечной машине настоящую, а ложкой дает зайке попробовать вкусный супчик. Взрослый, присоединившись к игре ребёнка в нужный момент, может показать и подсказать, куда «двигать игру» дальше.
Упражнения на развитие сенсорных способностей.
Упражнения на развитие слухового внимания.
Хорошее упражнение играть с малышом на распознавание звуков окружающего пространства. Следует внимательно прислушаться к тиканью часов, жужжанию мухи, шуму машин за окном. Объясняя ребёнку происхождение звуков, желательно повторять их вместе. Можно самому взрослому стать источником звука: поцарапать ногтями по стене, стеклу, хлопнуть дверью, кашлянуть, изобразить, какие звуки издают домашние животные. Повторяя за взрослым, ребёнок меньше воспринимает посторонние шумы при укладывании в постель и засыпании.
Упражнения с предметами разных форм.
Как играть с ребёнком в 2 года, чтобы малыш научился определять форму предметов, умел правильно применять полученные знания на практике? Рекомендуется взять разные по форме фигурки: кубики, шарики, пирамидки. Найди отличия – такие игры помогают ребенку развить внимание и сообразительность. Требуется закатить их в игрушечные ворота. Родителям следует доходчиво объяснить в игре с ребёнком, почему быстрее всех катится шарик, а не кубик. Малыш на примере разных игрушек сможет различать форму предметов.
Игры на сравнение качества предметов развивают сообразительность и внимание: рекомендуется взять 2 игрушки, например куклы, одетые в различную одежду, с неодинаковыми прическами, разного роста. Ребенок 2 лет должен рассказать, что у них общего и в чем отличие. Играть часто с ребёнком в подобные игры – хорошая тренировка для умственного развития.
Игры с предметами разной величины и длины.
Игра «Большой-маленький»
Игра помогает малышу почувствовать разницу в размерах предметов. Для начала можно спрятать в руках ребёнка что-то маленькое, полностью помещающееся в ладошках, а потом попробовать повторить это же с большой вещью. Также можно поменяться одеждой: ребёнок меряет одежду взрослого, а тот малыша, в процессе объясняя причины, из-за которых она не подходит.
Пирамидка.
Рассмотрите вместе с ребёнком пирамидку. Разберите её, назовите величину колечек. Разложите их по порядку. Покажите, как собирать: сначала самое большое колечко, потом – поменьше. Попросите собрать ребёнка самостоятельно.
Если малыш справляется с заданиями и проявляет интерес, предложите ему более сложные варианты: собрать пирамидку в обратном порядке, от меньшего кольца к большему, собрать пирамидку из колец произвольно перемешанных, собрать пирамидку из перемешанных колец любых двух цветов.
Коробочки.
Поставьте перед ребёнком набор кубиков одного цвета, но двух разных размеров: три больших и три маленьких. Приготовьте две коробочки. В одну положите большой кубик, в другую – маленький. Попросите малыша положить в эти коробочки кубики: к большому большие, к маленькому – маленькие. Перед началом игры спросите, где большой, где маленький.
Игра «Ленточки и палочки».
Это упражнение поможет ребёнку понять различия между словами, обозначающими разную длину.
Возьмите две палочки с закрепленными на них лентами: одна короткая – сантиметров 5, а другая длинная – сантиметров 20. Научите ребёнка накручивать ленту на палочку. Когда малыш овладеет этим навыком, предложите ему поиграть, кто быстрее завернет ленту на палочку. Себе возьмите короткую. Обязательно выиграйте. После этого разложите ленты на полу, Покажите, как они отличаются по длине. Спросите у ребёнка: «Ты какую ленточку возьмешь теперь, короткую (вот она) или длинную, вот эту?» В любом случае дайте малышу короткую ленточку и проведите снова соревнование. Теперь Вы, конечно, должны проиграть. Ещё раз уточните, где короткая, а где длинная лента. Через несколько дней вернитесь к этой игре.
Игра «Ленточки и шарики».
Приготовьте для игры воздушные шарики разных размеров и ленточки разной длины. Попросите ребёнка привязать к большому шарику длинную ленточку, к маленькому – короткую.
Игра «Ёжик и солнышко».
Приготовьте нарисованного ёжика без иголок и солнышко без лучиков. Вместе с ребёнком подрисуйте ёжику короткие линии – иголки, к солнышку – длинные линии – лучики.
Игры с предметами разного цвета.
Разноцветный альбом.
Приготовьте с детьми альбом. На каждой страничке альбома будет свой цвет. На страничке каждого цвета можно или рисовать, или приклеивать картинки соответствующего цвета. Например: на жёлтой страничке жёлтое солнце, жёлтая игрушка, жёлтый цыпленок, жёлтая табуретка. Не заполняйте весь альбом за 1 день – пусть это будет долгая и увлекательная работа совместно с родителями. Увидели новый предмет данного цвета – занесите его в альбом. Этот альбом станет и альбомом по развитию речи. Ведущая роль по заполнению альбома должна быть у ребёнка.
Игры на развитие восприятия части и цвета.
Приготовьте для игры рисунки, разрезанные на детали одного цвета (цветочек на серединку и лепестки, машинку на кабину и колёса). Предложите ребёнку собрать картинки.
Упражнения на развитие психомоторики.
Игры с мячом.
Подвижные игры с мячом одинаково нравятся и мальчикам, и девочкам. Даже в условиях небольшой квартиры можно поиграть с ребёнком в мяч, бросая его с близкого расстояния в руки малыша. Развиваются хватательные движения, у ребёнка улучшается управление своим телом.
Сев напротив друг друга и широко расставив ноги, как своеобразные ворота, следует учить ребёнка катить мяч в заданном направлении. Игра в домашних условиях в «съедобное-несъедобное» улучшает реакцию крохи на внешние воздействия, увеличивает познания в области, что можно кушать, а что нельзя.
Игры, улучшающие мелкую моторику
Гармоничное развитие маленького человека немыслимо без игр, тренирующих мелкую моторику рук. Движения руками, пальцами у детей в 2-3 года напрямую связаны с работой головного мозга – способствуют лучшему развитию речи, логики, зрительной координации движения.
Творчество
При выполнении творческих заданий у ребёнка может не всё получаться сразу. Требуется терпение родителей, чтобы малыш научился всё делать сам:
- рисовать красками и карандашами, раскрашивать крупные рисунки раскрасок;
- вырезать ножницами простейшие фигуры;
- лепить из пластилина, глины или теста палочки и шарики;
- делать аппликации и поделки из картона, цветной бумаги, другого подручного материала.
Играть с ребёнком в подобные игры следует только со взрослыми, которые объяснят и подробно расскажут, покажут, в какой последовательности следует изготавливать ту или иную поделку. Малыш в 2 года под руководством родителей делает сначала только несложные действия: раскрашивает крупное изображение, приклеивает, вырезанную взрослым, фигурку. Ближе к 3 годам эти навыки закрепляются и ребёнок многое уже может делать самостоятельно (под контролем взрослого).
Все дети любят рисовать. По тому, в какую руку ребёнок берёт карандаш или кисточку, определяется будущий «левша» или «правша». Не рекомендуется перекладывать насильно предметы из левой руки в правую, так как такие методы вообще отобьют охоту творчества. Даже если непонятно, что изобразил ребёнок, малыша желательно похвалить, чтобы поощрить его старание.
Упражнения и игры на развитие познавательной и речевой активности.
Старайтесь как можно больше привлекать внимание ребёнка к рассматриванию картинок в книжках. Разговаривайте с ним, показывая изображения животных, знакомых ребёнку предметов, людей. Называйте и объясняйте ребёнку всё, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Побуждайте малыша называть картинки или повторять вслед за взрослым, задавайте ему вопросы: «Что делает мальчик?», «Где спряталась курочка?» и т.д. На основе расширения ориентировки ребёнка в ближайшем окружении развивайте у малыша понимание речи и активизируйте его словарь. Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать ребёнку образец правильной речи: говорить нужно неторопливо, доступно для понимания малыша. Новые слова и фразы необходимо употреблять и повторять многократно для постепенного усвоения ребёнком. Развитию правильной артикуляции (произношению) звуков помогает воспитание у малыша привычки смотреть во время речи на собеседника и, таким образом, следить за движением губ, языка. В игровой форме следует учить ребёнка чётко выговаривать слова, поправлять при неправильном произношении. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.
Развивайте у ребёнка умение по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»). Малыш 3 лет должен уверенно различать понятия «большой-маленький», использовать слова-определения (кислый, сладкий, мягкий и др.).
С ребёнком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, слуховое внимание, учит понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.
Читайте ребёнку стихи, потешки, считалки, пойте песенки.
Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребёнку образами. Это в первую очередь русские народные стихи, песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.
Не забывайте народное творчество: «Пошел кот под мосток…», «У Алёнки в гостях», «Привяжу я козлика…», «Как у нашего кота…», «Котик серенький…», «Пошел котик на торжок…», «Кисонька-Мурысенька…», «Водичка-водичка…», «Наша Маша».
Сказки: «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Курочка ряба», «Репка», «Теремок».
Произведения современной русской и зарубежной литературы. А. Барто «Бычок», «Лошадка», «Слон»; Е. Благинина «С добрым утром», «Дождик»; М. Клокова. «Мой конь»; С. Маршак «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»; В. Сутеев «Цыпленок и утёнок», «Три котёнка», «Кто сказал «мяу»?» и др..
Желаем удачи в воспитании Вашего малыша!
Источник
Рекомендации родителям по развитию и воспитанию ребенка 3-го года жизни.
Обогащайте запас знаний и впечатлений ребенка, с этой целью показывайте ему картинки, новые действия, читайте небольшие рассказы, сказки, стихи. Обучайте его передавать свои впечатления, отвечать на вопросы. Учите малыша рассказывать простые стихи, петь песенки, танцевать под музыку.
Для игр купите более сложные игрушки: кукольную мебель, игрушечную посуду, лото, разнообразный строительный материал. « Этому ребенку ничего нельзя давать в руки: все будет сломано, разобрано на части и порвано на клочки» — так часто жалуются родители детей третьего года жизни. Не стоит негодовать по данному поводу. Просто в этом возрасте малыш сверх любознателен. Невозможно понять, как сделана машина, не сломав ее. Предложите маленькому исследователю сборно-разборные игрушки, которые состоят из разных частей.
Эмоционально поддерживайте ребенка, высказывайте одобрение его позитивным действиям.
Развивайте потребность ребенка в общении с другими детьми, поощряйте игру с ними. Учите элементарным способам общения, например при знакомстве назвать свое имя.
2 — 3 года — время формирования самого понятия «я — не я». Любая игрушка или вещь, принадлежащая ребенку, расценивается им как часть его личности. Поэтому все дети в этом возрасте «жадины ». Не стоит этим умиляться, постепенно приучайте ребенка делиться чем-то своим. Учить его дарить и отдавать нужно начинать не на улице, а в семье. А это значит, что не надо покупать шоколадку только ему. Купите ее для всех и в присутствии ребенка угостите каждого члена семьи. Расскажите малышу сказку о жадности, «проиграйте» ее потом на игрушках.
Другая особенность развития ребенка в этом возрасте — неуправляемое поведение. Многие мамы становятся свидетелями того, как их кроткий ангелочек стучит лопаткой по голове другому, пытаясь отобрать у него ведерко, а если тот не отдает, может еще и укусить. Такое поведение объясняется тем, что желания у малышей очень сильные, ждать их исполнения они не хотят, а слова, которые способны эти желания выполнить, быстро кончаются. Говоря научным языком, сознание ёще развито слабо, а потому ребенком начинает управлять подсознание — то, с помощью чего общаются животные, то есть в ход идут руки, крики, топанье ногами. И происходит это быстро, буквально в течение одной минуты. Со временем данные проявления пройдут, главное, не отвергайте малыша в момент агрессивного поведения. Не надо говорить: «Ты плохой, я тебя не люблю». Нужно сказать ребенку: «Ты плохо поступил» или же «Как же ты, такой хороший мальчик, так обидел девочку? » Надо разделять проступок и того, кто его совершил. Все, что нужно в конфликтный момент, — это чтобы ребенок почувствовал, что вы рядом и не отвергаете его.
Помните также, что малыш только — только начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо.
Проявляйте терпение, когда ваше чадо настаивает на том, чтобы сделать что-то без посторонней помощи. Хоть это и не всегда удается, но вы должны знать, когда именно прийти на помощь, а когда дать возможность малышу найти самостоятельное решение.
Никогда не говорите ребенку, что вы его не любите, если он сделал что-то не так. Удерживайте себя от желания стыдить его при посторонних, не рассказывайте им о его проблемах и недостатках. Четко, понятно и доброжелательно объясняйте, что можно и что нельзя делать, хвалите малыша за хорошее поведение. Не увлекайтесь ролью судьи, помните, что вы для него всегда и прежде всего мама, особенно когда ему плохо и больно. Если мама отказывается приласкать и утешить малыша, он ощущает себя одиноким и беззащитным, никому не нужным. То, что исходит от мамы, воспринимается им совсем не так, как то, что исходит от других людей. Мама — это оплот безопасности, центр его вселенной, главная защитница. И вдруг она перестала его защищать. Его мир начинает раскалываться и рушиться. А такие переживания опасны для личности и психики маленьких детей.
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, сравнивайте его с самим собой — каким он был вчера и сегодня (история знает немало фактов, что гении в детстве не блистали способностями и хорошим поведением). Никогда не отказывайте ему в поддержке и помощи.
Источник
Государственное бюджетное учреждение
Детский сад № 14 Кировского района
Методические рекомендации педагогам по организации
работы с детьми в кризис трёх лет
Составил воспитатель
Веремеева Яна Андреевна
Санкт – Петербург
2016
К трем годам у ребенка появляются собственные желания, зачастую не совпадающие с желаниями взрослого, нарастает тенденция к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста появляется знаменитая формула «Я сам».
Симптомы кризиса трех лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, стремление к деспотическому управлению окружающими. Далеко не все дети обнаруживают столь резкие негативные формы поведения или быстро их преодолевают. В то же время их личностное развитие происходит нормально.
Важнейшим личностным образованием является открытие ребенком самого себя. С этих пор он начинает называть себя не в третьим лице («Маша хочет домой»), а сознательно произносит местоимение «я». Образовавшаяся «система Я» знаменует переход от самопознания к самосознанию.
Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения. Отчетливо проявляется своеобразный комплекс поведения, который включает в себя:
— стремление к достижению результата своей деятельности;
— желание продемонстрировать успехи взрослому, получить одобрение;
— обостренное чувство собственного достоинства, которое проявляется в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию достижений, эмоциональных вспышках, бахвальстве.
Этот комплекс был назван «гордостью за достижения». Он охватывает одновременно три главные сферы отношений ребенка — к предметному миру, к другим лицам и к самому себе.
В младшей возрастной группе дети, как правило, безразлично воспринимают оценку взрослого: поведение в ответ на положительную и отрицательную оценку существенно не меняется. В средней же возрастной группе отрицательная оценка, даже будучи справедливой, порождает целый комплекс аффективных проявлений. В то же время возникает и особое отношение к несправедливому мнению. Незаслуженная похвала вызывает у детей чувство смущения, неловкости. В старшей возрастной группе яркость аффективных проявлений несколько ослабевает, на первый план все больше выступает умение противостоять несправедливой оценке, аргументировать ценность своей деятельности.
Предложенные ниже рекомендации помогут педагогам в организации конструктивного протекания кризиса трех лет.
Во-первых — нужно так организовать деятельность детей, чтобы они как можно больше были заняты, проявляли самостоятельность.
Например, научите детей культурно-гигиеническим навыкам: мыть руки, умываться, предложите им делать это самостоятельно, а вы наблюдайте. Предложите ребенку самостоятельно убрать за собой посуду после еды.
Сюжетно-ролевая игра «Дом». Ребенок сначала наблюдает за воспитателем, учится действовать с предметами, а затем предлагают ему: «Одень куколку теплее. На улице холодно, она может замерзнуть». Здесь используется обучающий прием и в то же время ребенок проявляет самостоятельность в одевании. Затем ребенок самостоятельно кормит, готовит обед для куклы и т.д.
Придумать малышу «очень важное дело» — готовку еды для кукол, постройку дома, создание новой картины. Пусть малыш проявляет свою самостоятельность в игре, не стоит прерывать его своими советами.
Посадите за стол любимого игрушечного друга малыша. Пусть он постоянно ведет себя неправильно. Вместе воспитывайте из него приличного ребенка. Уложите его спать. Возьмите с собой на прогулку. Вместе разбирайте поведение шалуна — что он делает неправильно и почему так делать не надо. Пусть малыш учится отличать хорошее поведение от плохого. Беря на себя роль «воспитателя» в игре, малыш и в жизни будет вести себя соответствующе.
Во-вторых, через игры-драматизации можно снять проявление агрессии. На роль отрицательного героя выбираем ребенка, проявляющего признаки агрессии. «Волк очень злой, он громко рычит, хочет испугать козлят (предлагаем ребенку порычать). Сильно стучит в дверь, топает от недовольства ногами». С помощью этих занятий выгоняем агрессию. Чем сильнее ребенок рычит, стучит ногами, тем эффективнее это упражнение. Так же эти приемы способствуют развитию актерского мастерства. Если в группе несколько человек проявляют агрессию, то вовлекаем их в игру. «Ребята, к нам в группу пришел Бармалей. Он хочет забрать у нас все игрушки, чтобы мы сидели на стульчиках и плакали. Давайте выгоним его».
Можно проводить коррекцию негативных проявлений через лепку, т.к. это пластичный материал, затем можно слепить другого героя. «Давайте слепим лису, которая выгнала зайку из избушки. Она у нас получилась злая, у нее хитрые глаза, на лапках острые когти. Давайте изменим сюжет сказки, слепим добрую лису. Пусть они живут с зайчиком дружно, вместе. А эту лису мы выгоним. Сомнем пластилин, крепко будем на него нажимать, чтобы злая лиса поскорее ушла и появилась добрая».
Закрашивание рисунка резкими размашистыми движениями также помогает сбросить агрессию. Для этого понадобиться большой листок с изображением отрицательного героя. «Закрась мишку, который сломал теремок».
Бороться с упрямством можно путем создания фантастических ситуаций. «Не хочешь кушать, не кушай. Послушай историю. Жила-была девочка Машенька. Она никогда ничего не кушала. Сначала она была пухленькой, у нее были пухленькие щечки. Потом она стала худеть, стала легкой. На улице ей пришлось держаться за маму, т.к. ветер сдувал ее с места. А потом Маша исчезла». Обычно такие истории имеют обратную реакцию. Можно использовать серию стихов Г. Остера
· «Вредные советы».
Никогда не мойте уши,
Шею, руки и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо.
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.
Так же с проявлением негативного поведения помогает бороться художественная литература.
· И. Демьянов «Дразнилки».
Замарашка рук не мыл,
Месяц в баню не ходил.
Столько грязи, столько ссадин!
Мы на шее лук посадим,
Репу — на ладошках,
На щеках — картошку,
На носу морковь взойдет —
Будет целый огород.
Нужно отметить, что кризис может проявляться не только в негативном проявлении, но и в замкнутости, неуверенности в себе. Здесь нужны постоянные поощрения.
Так как эта проблема очень сложная, одному воспитателю с ней не справиться. Нужна помощь родителей. Родителям, которые более или менее просвещены в плане воспитания детей, которые понимают, что такое кризис трех лет, можно посоветовать самостоятельно почитать специальную литературу.
Хочется сделать вывод, чтобы не было места негативным проявлениям, нужно постоянно занимать ребенка интересными для него делами: игры, пение песен, драматизации, чтение, прогулки и т. п.
Источник