Педагогические проблемы развития речи ребенка

Педагогический совет №3

От  30 .03.2018 г

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ:
ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ»

Цели педагогического совета.

1. Провести системный анализ педагогической деятельности по созданию предметно-развивающей среды для речевого развития детей.

2. Определить пути совершенствования работы коллектива в данном направлении.

        Вопросы, подлежащие проверке

1. Компетентность педагогов по речевому развитию детей – экспресс-опрос

2. Проверка документации педагогических работников

3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах

4. Оценка эффективности занятий по развитию речи во всех возрастных группах

С 19-27.03.2018 г

Открытое занятие –  воспитатель подготовительной группы «А»  28.03.2018 .

5. Работа с родителями

6. Консультация   учителя –логопеда

7. Мастер – класс «Артикуляционная гимнастика», «Самомассаж» учитель – логопед

Повестка дня

Вопросы к обсуждению

Ответственные

1

Вступительное слово заведующего

Заведующий

2.

Доклад: «Проблемы развитие речи дошкольников».

Заместитель заведующей

3.        

 Учитель — логопед

специалисты

4.

Как же вовлечь детей в разговор?

Воспитатели

5.

Речь как средство общения на занятиях по физической культуре.

Инструктор по ФИЗО

6.

Речь как средство общения на музыкальных занятиях.

Музыкальный руководитель

7.

Итоги тематической проверки «Речевое развитие детей»

Заместитель заведующей

8.

Деловая игра

Заместитель заведующей

9.

  Принятие решения педсовета.

Весь коллектив

10.

Разное :

Инструктажи по пожарной безопасности (папки передвижки),

План мероприятий по пожарной безопасности – ознакомить коллектив.

Весь коллектив

Обоснование формы проведения педсовета

Форма проведения педсовета: смешанная.

1-я часть – традиционная – вступительное слово, итоги тематической проверки.

2-я часть – интерактивная – деловая игра.

Данная форма педсовета предполагает решение задач:

– создание у педагогов мотивации в решении данной проблемы через представление результатов тематической проверки, анкетирования педагогов;

– усовершенствование теоретического уровня профессиональной компетентности и повышение практического уровня профессиональной компетентности воспитателей за счет участия в деловой игре;

– развитие у педагогов умения общаться и вырабатывать единое мнение в работающей группе.

Приложение 1

Заберите у меня все, чем я обладаю,

                                                                   но оставьте мне мою речь,

                                                            и скоро я обрету все, что имел.

Дэниэл Уэбстер

Речь – чудесный дар природы. Она не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Нормально развивающийся ребёнок в 4 года активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время, наличие перечисленных умений является показателем нормального развития детей.

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становиться «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня развития дошкольников. В первую очередь, это связано с ухудшением здоровья детей. По данным доктора медицинских наук И.С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения могут отрицательно отразиться на последующем развитии и обучении ребенка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Сегодня у многих детей к 5 годам, уровень развития ниже положенной нормы, и они нуждаются в помощи специалистов – логопедов.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Шаблон в развитии речи, механическое запоминание речевых штампов могут принести ребенку только вред. Однако и стихийность тоже не допустима. Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых упражнений ребенка.

Приложение 2

Доклад: «Проблемы развитие речи дошкольников».

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь немногие из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование его как личности в целом, так и всех психических процессов. В соответствии с ФГОС образовательная область «Речевое развитие» включает в себя следующие задачи:

• владение речью, как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря (пассивный итак большой);

• развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Читайте также:  Прогресс ребенка на каждом этапе развития с рождения до 24 месяцев

• развитие речевого творчества;

• развитие звуковой и интонационной культуры речи;

• развитие фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Исходя из этого видно, что развитие речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Актуальность проблемы.

Речь у детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов – «сорняков». Почему? Дети как губка впитывают в себя речь окружающих взрослых, как дома, так и в дошкольных учреждениях, речь, которую они слышат в рекламных роликах, современных мультфильмах и в художественных фильмах для взрослых. Все это ведет к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи.

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

• Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

• Употребление нелитературных слов и выражений.

• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

• Плохая дикция.

Результаты обследований и наблюдений за воспитанниками показывают, как сложно детям выполнить задания, направленные на выявление умения у дошкольников:

• пересказывать литературные произведения

• составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы

• создавать разные виды творческих рассказов

• направлены на освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование)

• а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Решение проблемы речевого развития дошкольников начинается с самого главного правила: «Для того, чтобы правильно, красиво говорить, нужно говорить!»

При проведении занятия мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог и не дает высказываться детям.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи: речь педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная; в речь должны включаться разнообразные образцы речевого этикета.

В заключении хотелось бы сказать, что в вопросе обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста основ связной речи много всевозможных приемов, форм и методов.  А сейчас мы  дадим слово нашим логопедам.

Выступление Учителей – логопедов.

Главное, иметь желание и проявлять хотя бы чуть-чуть творчества в решении данной проблемы.

Давайте послушаем выступления наших педагогов, которые нам расскажут о своей работе по данному направлению: 

Как же вовлечь детей в разговор?

Выступают — Воспитатели групп.

Приложение 3

Деловая игра

  1. Разминка.

К какому виду творчества это относится?

  • « Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
  • «На дворе трава – на траве дрова» (скороговорка)
  • «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из подворотни лают ворота» (небылица.)
  • «Ваня, Ваня, простота! Купил лошадь без хвоста…» ( потешка)
  • «В некотором царстве, в некотором государстве…» (сказка)
  •      «Ехала машина темным лесом,

                 За каким-то интересом.

                 Инте-инте-интерес,

                 Выходи на букву С»  (считалка)

  • «Расскажу-ка я вам про дела старые,

            Да про старые, про бывалые,

            Да про битвы, да про сражения,

            Да про подвиги богатырские…» ( былина.)

  • «Сели детки на карниз и растут все время вниз» (загадка)

Задание 1.

Из предложенного набора слов составить маленький рассказ (например, заяц, карамель, магазин – заяц захотел карамели и отправился в магазин).

— бегемот, парта, лес;

— собака, лестница, улица;

— мальчик, сковородка, цирк;

— мама, карусель, волшебство;

— медведь, сосна, ночь;

— курица, калитка, зоопарк;

— календарь, прогулка, самовар;

— книга, листопад, мороженое;

— музыкант, голубь, самокат;

— скамейка, каравай, лягушка;

— король, барабан, простокваша;

— кукла, песня, мармелад;

— рыцарь, мышеловка, сарафан;

— солнце, парашют, дача;

— мартышка, улыбка, карнавал.

Задание 2

Прочитать стихотворение с заданной интонацией.

Во дворе щеночек Кузька.

Рядом – рыженькая Муська.

Кузя дружбой дорожит:

Муся спит – он сторожит.          

 Интонации: весело, грустно, монотонно, с удивлением, ласково,  со злостью, плаксиво,  с восхищением, грозно

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДСОВЕТА

1. Использовать создание на занятиях и в свободное время проблемных ситуаций, побуждающих детей к активизации мыслительной деятельности, познанию окружающего мира.

Срок: постоянно. Ответственные: педагоги ДОУ.

2. Для развития познавательно-речевой активности детей использовать игры, формы элементарной поисковой деятельности и т. п.

Срок: по мере необходимости. Ответственные: педагоги ДОУ.

3. Воспитателям всех групп организовывать тематические вечера, посвященные детским писателям и поэтам.

Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели групп.

4. Следить за своей речью, её эмоциональностью, интонационной выразительностью, тембром и темпом; строить грамматически правильные высказывания; правильно ставить ударения в словах; не использовать в речи слова-паразиты (как бы) и жаргон.

Срок: постоянно. Ответственные: все сотрудники ДОУ.

5. В родительских уголках групп размещать речевой материал по теме модуля, советы логопеда.

Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели, учитель-логопед.

Источник

Проблемы речевого развития дошкольников на современном этапе

 
Проблемы речевого развития дошкольников на современном этапе

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Читайте также:  Ребенок в 5 месяцев развитие воз

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

В стандарте выделено 7 компонентов речевого развития.

1. Владение речью как средством общения и культуры

2. Обогащение активного словаря

3. Развитие связной речи (диалогической, монологической)

4. Развитие речевого творчества

5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

6. Знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте

Изучив целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, мы видим, что речевое развитие сопровождает все виды деятельности ребенка.

Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Но, возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Познавательное развитие – это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений, а художественно-эстетическое без художественных образов, стихов, литературных текстов, их обсуждений. Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств для реализации намеченных задач. Поэтому о месте речевого развития в полноценном формировании личности не стоит и спорить.

Каково же состояние развития речи на современном этапе?

21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

-Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

-Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

-Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.

-Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

-Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)

-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

-Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

-Плохая дикция.

В целом уровень речевого развития у современных детей- дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный. Эта проблема является актуальной.

Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Различные заболевания детей? Педагогическая и социальная запущенность? А может и то, и другое, и третье? Причин много. Но если ребенок здоров, то основной причиной является, к сожалению, педагогическая и социальная запущенность.

Попробуем разобраться.

Развитие ребенка начинается в семье. И родители сами «закрепощают речевое развитие своего ребенка» и сами не замечают этого. Что это значит?

Гиперопека. Вот ребенок родился. Родители стремятся соблюдать санитарно-гигиенические нормы, режим питания, обеспечить всевозможными игрушками. Предугадывают желания малыша и не дают попытки ответить на вопрос, подсказывают, доделывают все за него.

Тревожность. При приеме пищи боятся, что ребенок подавится, и перемалывают пищу, тем самым затрудняют развитие мышц речевого аппарата.

Протест ребенка из-за чрезмерного давления со стороны взрослых. Скажи, повтори, нет, нужно вот так. Или наоборот! Помолчи! Закрой рот! Подобные действия приводят к речевому замыканию – речевому негативизму, а в дальнейшем к задержке речи.

Соска, памперс и планшет! Ребенок начиная познавать мир задает вопросы, плачет, кричит. Не все родители согласны терпеть. Соска в такой ситуации – простой способ сохранить собственные нервы, также как и памперс. Не нужно прилагать никаких усилий.

Другая ситуация. Ребенок все пробует на вкус. Скажем просто — все тянет в рот. Выход – соска.

В раннем дошкольном возрасте с ребенком нужно общаться. Вместе читать, учить стихи и потешки. Заниматься пальчиковой гимнастикой, собирать в лесу шишки, перебирать пуговицы, фасоль. Играть вместе с ребенком. Но родители считают, что это устаревшие методы. Мы же живем в современном мире и детям необходимы современные игрушки, ну и конечно, планшеты, телефоны, телевизоры. Это же удобно. Дал планшет, вставил соску и занимайся своими делами. А ребенок предоставлен сам себе.

Но вот ребенок поступил в детский сад. Роль на речевое развитие отводится педагогам. Как и в норме, так и в патологии речевое развитие представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда такое разнообразие нарушений разговорных норм детьми. Поэтому развитию речи в детских садах уделяется особое внимание. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь ребенка должна быть живой, эмоционально выразительной.

Мы педагоги обязаны создать максимально благоприятные для этого условия, т. е. речевую развивающую среду. Что это такое? Это не только предметное окружение, но и роль взрослого в организации воздействия на становление различной стороны речи дошкольника. Но а помогут в этом методические средства. Какие?

Читайте также:  Группы центра развития ребенка

Их существует ряд.

• общение взрослых и детей, формирование коммуникативных навыков;

• культурная языковая среда, речь воспитателя;

• обучение на занятиях;

• художественная литература, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

• современные технологии и методы.

1. Важнейшим средством развития речи является общение.

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение со взрослыми.

Анализ поведения детей показал, что присутствие взрослого стимулирует употребление правильной речи, они начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Поэтому рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми. Практиковать диалог с ребенком, задавать простые вопросы и просить показать и назвать предметы, их свойства. Говорить нужно постоянно.

 2. Речь взрослого – пример для подражания.

Речь ребенка развивается во многом в результате подражания речи окружающих. Взрослым нужно следить за своей речью. Особое значение имеет речь воспитателя, который постоянно бывает с детьми, он наиболее авторитетное для них лицо. Следует учитывать, что подражая взрослым, дети перенимают не только достоинства, но и недостатки. Отсюда сложились требования к речи взрослого:

-Речь должна быть содержательной, логичной и точной.

-Должна быть доступной (соответствие возрасту ребенка).

-Речь должна быть лексически, фонетически и грамматически правильной.

-В речи должно использоваться художественное слово.

-Речь должна быть выразительной.

-Речь должна быть эмоционально насыщенной.

-Взрослый, разговаривая с ребенком, не должен торопиться. -Слова произносятся достаточно громко, чтобы ребенок смог расслышать все звуки.

-Взрослый должен знать и соблюдать речевой этикет.

-В речи взрослый должен использовать вербальные и невербальные средства общения.

-Слова взрослого должны соответствовать его делам.

Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике считаются специальные занятия, на которых ставят и целенаправленно решают определенные задачи речевого развития детей. Без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей. Педагог целенаправленно отбирает тот материал, в усвоении которого дети испытывают затруднения, развивает те навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности. На занятиях, помимо воздействия воспитателя на речь детей, происходит взаимовлияние речи детей друг на друга.

3. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. .

Знакомить детей с художественной литературой мы начинаем с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем мы слушаем народные сказки, которые полезно пересказывать.

Из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т. д.

Таким образом у детей формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона, выразительность. Чтение художественной литературы проводится ежедневно в совместной деятельности с детьми.

4. Для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, необходимо в каждой возрастной группе создать развивающую предметно–пространственную среду. «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательной, насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы..

Работа по развитию речи и речевого общения детей дошкольного возраста должна проводиться не только в условиях дошкольных образовательных учреждений, но и в семье. Родители должны самостоятельно заниматься с детьми, в соответствии с задачами речевого развития детей, учитывая возраст ребёнка.

В арсенале педагогической практики существует множество методов и приемов, технологий и методик развития речи дошкольников как традиционных, так и современных- инновационных.

Среди инновационных технологий и методов мы используем следующие: проектная и исследовательская деятельность, ИКТ, триз-технология, логоритмика, сказкотерапия, мнемотехника, синквейн, кластер, лепбук и др.

Но современные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени. Что соответствует задачам, поставленным на государственном уровне, чему и свидетельствует и концепция модернизации образования. Когда используешь в работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый видный результат – это интересно и увлекательно вдвойне.

Чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.

Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка?

Прежде всего — совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.

В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер.

Существует большое количество форм совместной деятельности. Сегодня мы предлагаем вам посмотреть, на наш взгляд, самую интересную, самую эффективную, активизирующую речевую деятельность. Это конечно же игровая деятельность!.

Источник