Педагогические методы развития потенциала ребенка

Педагогические методы развития потенциала ребенка thumbnail

«Развитие творческого потенциала ребенка»

С.Г. Дайнеко, старший воспитатель МАДОУ детский сад «Дюймовочка» комбинированного вида

      Идея креативной педагогики,  образование как “образование человека” должно стать побуждением к творчеству, так как в творчестве заключается суть человеческого в человеке. Педагоги и психологи рассматривают творчество как важнейший механизм развития личности. Поскольку становление личности начинается в дошкольном возрасте, то главная задача воспитателя заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования творческой индивидуальности ребенка. Известно, что творчество формируется в деятельности.

      В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

     В связи с этим возникает необходимость развития творческой активности детей, как основного качества зрелой личности. Известно, что первый кризисный период в развитии личности ребенка приходится на возраст 2-3 лет. А к пяти годам в структуре личности ребенка уже сформированы основные элементы ее структуры. По данным Н.Ф. Полякова и К.В. Солоеда проявление первых инициативных действий у ребенка происходит в период от 2-х до 6-ти месяцев и зависит от качества отношения взрослых. А к 3-4 годам творческая активность преобразуется в устойчивое качество личности.

      Таким образом, дошкольный возраст является синзитивным периодом для развития творческой активности ребенка, его творческого воображения. И одна из важнейших задач ДОУ – создание благоприятной образовательной среды, оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческой активности дошкольников.

       Возраст 3-5 лет благоприятен для формирования креативности еще и потому, что ребенок к этому возрасту готов к социализации (сформированность речи), а, с другой стороны, — еще не социализирован. Ребенок с легкостью использует ложку как столовый прибор, как палку, как музыкальный инструмент, как весло и т.д., поскольку такое поведение для него доступнее. Ведь стандартное употребление одного способа требует опреде ленной социализированности и стереотипизации навыка, и, кроме того, развития произвольного внимания, кото рое у ребенка к 3-4 годам еще не развито. Для ребенка мир еще загадочен, проблемен.

       Творческое начало проявляется и в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.
     В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств

     Мышление — это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

      Что же характеризует творческое мышление? Это особенность необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.

      Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы — это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.

      Что же такое творческое мышление? По мнению Р.С. Немова — это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.

      Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

      Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

      Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.

      Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Читайте также:  Ребенок развитие по месяцам после года

      Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

       Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых — это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь — не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

     Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей — тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

     Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

       Практические способы развития  творческого мышления :

  1. Элементы «ТРИЗ»
  2. Задания типа – «На что это похоже?», «Раскрась так чтобы одна волшебница была добрая, а другая злая»,  «Дорисуй» и т.д.
  3. Из простых фигур составить разные изображения
  4. Придумывание рассказов, историй, сказок
  5. Проблемные ситуации
  6. Рисование нетрадиционными способами
  7. Рисование по программе И. Лыковой

      Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

    Ассоциативность — это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.

Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.

    Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества.

     Часто открытия рождаются при соединении казалось бы несоединимого. Например, долгое время казались невозможными полёты на летательных аппаратах, которые тяжелее воздуха. Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.

     Диалектичность — это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.

     Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В частности анализ трудов Выгодского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.

     Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:

1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;

2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия;

3. Формирование умения разрешать противоречия;

И еще одно качество, формирующее творческое мышление — это системность.

    Системность — это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.

Читайте также:  Влияние детского массажа на развитие ребенка

    Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.

     Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:

1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему развивающеюся во времени;

2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.

        Развитие творческих способностей детей  начинается с создания наилучших условий для такого роста, так сказать атмосферы, которая бы сама подталкивала к развитию.

  1. В первую очередь нужно подготовить физические условия. Здесь подразумевается подготовка необходимых материалов для творчества, и отведение времени для игры с ними. 
  2. Обеспечьте ребенку полную безопасность, чтобы ребенок понимал, что за свои творческие эксперименты, он не будет наказан.   Лучше поощряйте и подбадривайте, ведь для малыша воспринимать новые знания может быть трудно.
  3. Позволяйте ребенку проявлять инициативу, не гасите любопытство к окружающему миру. Не стоит превращать занятия с ребенком в обязательные уроки, иначе ребенку они будут в тягость.
  4. Пусть обучение проходит в атмосфере любви и уважения, тогда ничто не помешает получать новые навыки.
  5. Выбирайте информацию, подходящую к возрасту и способностям своего ребенка. Помните вы не гонитесь за количеством познанного материала, ваша цель – развить способности малыша.

Второе, что нужно для успешного развития – это системность занятий. Если вы будете заниматься с ребенком от случая к случаю, то он вряд ли поймет, что от него хотят. Кусочки знаний должны складываться у малыша в общую взаимосвязанную картинку.

       Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста трудно представить без развития воображения. Воображение – это способность составлять из отдельных фрагментов жизненного опыта, что-то новое, отличающееся от ранее усвоенного.

Обучать можно без скучной передачи данных, развитие творческих способностей детей должно проходить в стиле игры, можно рассказывать сказки, петь песни, придумывать окончание стихов.

        Развитие творческих способностей детей при помощи игры

Вы, конечно, можете выбрать для развития своего ребенка определенную методику и четко следовать ей, а можете, придерживаясь основных принципов обучения, придумывать незамысловатые, но эффективные игры сами. 

Для более маленьких деток подойдет игра «Что в коробочке», она способствует умению формулировать и задавать вопросы, чтобы понять неопределенную ситуацию. 

Возьмите маленький предмет и положите его в коробочку. А ребенок должен понять, что так. Он может задавать всякие вопросы о предмете, форма, цвет, размер предмета, что им делают.  С помощью ваших ответов ребенок может строить догадки.

Не всегда можно выделить много времени для занятий с ребенком, можно развивать даже по дороге в садик, например, можно поиграть в противоположности. Это поможет малышу усвоить противоположные понятия, вы можете называть свойства предметов, а ребенок должен догадаться какой предмет может обладать такими признаками.

Источник

Инфоурок

Другое
›Презентации›Развитие способностей и личностного потенциала Дошкольников С помощью занятий творчеством

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Подготовила: Педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦДТ» г. Щекино Потап

Описание слайда:

Подготовила: Педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦДТ» г. Щекино Потапова Валерия Алексеевна Развитие способностей и личностного потенциала Дошкольников С помощью занятий творчеством

2 слайд

Творчество является универсальной формой психической активности, которая обес

Описание слайда:

Творчество является универсальной формой психической активности, которая обеспечивает развитие и саморазвитие ребёнка (Н. Н. Поддъяков) Творческое воображение – центральное психическое новообразование дошкольного детства. Креативность («творческость») – одна из базисных характеристик личности . Креативность – один из важнейших и в известной степени независимых факторов одарённости Развитие личностного потенциала каждого ребёнка – одна из задач ФГОС Творческое мышление делает учение радостным и основательным Творчество учит человека смелости при выходе за рамки привычных способовмышления Творческие люди добиваются большего успеха во многих сферах Творческие люди – мощный ресурс общественного развития Актуальность темы

3 слайд

КАК ОТКРЫТЬ ТВОРЦА В РЕБЕНКЕ? Проблемные вопросы: 1.Как организовать деятельн

Описание слайда:

КАК ОТКРЫТЬ ТВОРЦА В РЕБЕНКЕ? Проблемные вопросы: 1.Как организовать деятельность, чтобы она способствовала развитию творческого потенциала детей? 2.Каким образом задачи развития интереса к творчеству могут быть представлены в развивающей среде? 3.Как развитие творческих способностей раскроет потенциал личности? Гипотеза: Если в группе будут созданы условия для «погружения» ребёнка в творчество–то это позволит развить у ребёнка желание творить.

Читайте также:  Родительское влияние на развитие ребенка

4 слайд

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не т

Описание слайда:

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.» Ян Амос Коменский

5 слайд

Педагогические методы развития потенциала ребенка

6 слайд

кляксография печать листьев раздувание краски монотипия рисование свечой техн

Описание слайда:

кляксография печать листьев раздувание краски монотипия рисование свечой техника выполнения витражей ожившие предметы шаблонография Художественное творчество

7 слайд

Педагогические методы развития потенциала ребенка

8 слайд

оригами скручивание из салфеток мозаика обрывание конструирование из пуха кон

Описание слайда:

оригами скручивание из салфеток мозаика обрывание конструирование из пуха конструирование из подручного материала конструирование из природного материала конструирование из волокнистых материалов КОНСТРУИРОВАНИЕ

9 слайд

Педагогические методы развития потенциала ребенка

10 слайд

НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ Рисование ниточкой. Главная задача ребенка – найти в

Описание слайда:

НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ Рисование ниточкой. Главная задача ребенка – найти в петлях и крючках, оставленных нитью на листе, образы, которые можно распознать и использовать рисунках.

11 слайд

Педагогические методы развития потенциала ребенка

12 слайд

УРОвень освоения программы

Описание слайда:

УРОвень освоения программы

13 слайд

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПРИЕМЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕ

Описание слайда:

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПРИЕМЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА ЗАНЯТИЯХ.

14 слайд

ОЧЕНЬ ВАЖНО СТИМУЛИРОВАТЬ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

Описание слайда:

ОЧЕНЬ ВАЖНО СТИМУЛИРОВАТЬ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

15 слайд

Создать лагоприятную окружающую атмосферу. Доброжелательность воспитателя или

Описание слайда:

Создать лагоприятную окружающую атмосферу. Доброжелательность воспитателя или родителя. Отсутствие критики в адрес малыша. Поощрение его оригинальных идей, восторг при их реализации. Возможность для практических занятий. КАК СТИМУЛИРОВАТЬ?

16 слайд

Педагогические методы развития потенциала ребенка

17 слайд

Можно смело утверждать, что творческие способности есть у каждого ребенка, ос

Описание слайда:

Можно смело утверждать, что творческие способности есть у каждого ребенка, особенно, когда он здоров и хорошо развивается. Поэтому развивать эти способности необходимо в теории и на практике.

18 слайд

Результатом деятельности объединения «Школа творчества» является участие дете

Описание слайда:

Результатом деятельности объединения «Школа творчества» является участие детей в выставках детского творчества. Поделки и сувениры используются в качестве подарков, для оформления зала при проведении праздничных утренников.

19 слайд

Предоставьте ребёнку безопасное пространство, где потребность в творческом са

Описание слайда:

Предоставьте ребёнку безопасное пространство, где потребность в творческом самовыражении найдёт свой выход. РЕБЕНОК ТВОРИТ МИР!

20 слайд

Педагогические методы развития потенциала ребенка

21 слайд

Идея счастья является исходной для педагогического целеполагания, она должна

Описание слайда:

Идея счастья является исходной для педагогического целеполагания, она должна обусловливать содержание образования и воспитания, педагогические методы, формы, условия организации всей детской жизни. Проживание счастья жизни, входящего в контекст современной культуры ребенка, позволяет говорить о действительной гуманизации воспитательного процесса. Признание Человека наивысшей ценностью на земле в качестве основного методологического положения педагогики автоматически выводит педагога на признание счастья как основной категории педагогики, а формирование способности быть счастливым – частью общей воспитательной цели. ФЕЛИКСОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

22 слайд

Педагогические методы развития потенциала ребенка

23 слайд

ПРИНУЖДЕНИЕ – ВРАГ ТВОРЧСТВА Помощь педагога должна быть ненавязчивой, умной,

Описание слайда:

ПРИНУЖДЕНИЕ – ВРАГ ТВОРЧСТВА Помощь педагога должна быть ненавязчивой, умной, доброжелательной . НО: Свободу не следует превращать во вседозволенность, а помощь в подсказку.

24 слайд

Список литературы. 1. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методич

Описание слайда:

Список литературы. 1. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.:Мозаика-Синтез, 2008г. 2. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2010г. 3. Памела С. Бригс, Тео Л. Пайлот, Джанет Х. Бегби. Раннее детство. Развитие творческих способностей ребёнка. М.:«Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004г. 4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997г. 5. Свирская Л., Роменская Л. Где растут таланты. – М.: Обруч, 2014г. 6. Конощук С.И. Фантазии круглый год. – М.: Обруч, СПб.: Образовательные проекты, 2011г. 7. Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. – М.: 5 за знания, 2007г. 8. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара: Дом печати, 1994г.

25 слайд

спасИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Описание слайда:

спасИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Выберите книгу со скидкой:

Педагогические методы развития потенциала ребенка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Педагогические методы развития потенциала ребенка

Курс повышения квалификации

Педагогические методы развития потенциала ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-библиотекарь

Педагогические методы развития потенциала ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Библиотекарь

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-590785

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник