Педагогическая поддержка развития ребенка

Педагогическая поддержка развития ребенка thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧЕТВЁРТАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и представлены им в октябре 1995 года на Всероссийской научно-практической конференции в докладе «Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки». Несколько позже этот доклад был полностью опубликован на страницах газеты «Первое сентября» (№ 119 от 21 ноября 1995 года). После смерти О.С. Газмана разработку концепции продолжили его ученики и коллеги Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, СМ. Юсфин, которые совместно с работниками Центра «Педагогический поиск» (генеральный директор В.М. Лизинский) подготовили специальный выпуск журнала «Классный руководитель» (2000, № 3) о педагогической поддержке ребенка в образовании.

Понятие «воспитание». При разработке концепции педагогической поддержки О.С.Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов — социализации и индивидуализации. Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в растущем человеке социально-типичного), а второй становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке). Анализируя практику обучения и воспитания, сложившуюся в образовательных учреждениях России к концу 80-х и началу 90-х годов, Олег Семенович приходит к выводу, что школы и их педагогические коллективы выполняют лишь социализирующую функцию и крайне слабо обеспечивают процесс индивидуализации. Не случайно он определяет воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения,а обучение — как передачу и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности. Он называет воспитание и обучение процессами приобщения человека к общему и должному. А следовательно, в системе образования, по его мнению, не существует процесса, направленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка. Вот таким процессом и должна стать педагогическая поддержка.

Под педагогической поддержкой О.С.Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

Продолжая разработку теоретических и технологических основ педагогической поддержки, ученики и коллеги этого известного ученого внесли некоторые коррективы концептуального характера. Во-первых, в последних работах педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию. Например, Н.Б. Крылова пишет: «…В целом придерживаясь позиции О.С. Газмана, я все же рассматриваю поддержку в более широком социокультурном контексте как элемент любого сотрудничества и взаимодействия, поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации». Во-вторых, предлагается рассматривать педагогическую поддержку как важнейший принцип личностно-ориентированной (гуманистической) системы воспитания. Этот принцип и отличает Педагогику свободы от Педагогики необходимости (насильственного формирования). В-третьих, под педагогической поддержкой нередко понимается мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Раскрывая сущность явления «педагогическая поддержка», разработчики концепции подчеркивают, что семантический и педагогический смысл поддержки заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве. Основными предметами поддержки педагогов являются субъектность («самость», самостоятельность) и индивидуальность, т.е. уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов.

Цель и принципы воспитания.О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели — цель как идеал и реальная цель. Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели. «Без представления об идеале, — по его мнению, — невозможно строить воспитательную работу даже в условиях, далеких от идеальных». А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Будучи приверженцем гуманистических идей, О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила.

1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.

2. Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.

3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.

4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.

5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.

6. Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — диалог культур.

7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.

Читайте также:  Последовательность стадий развития ребенка по фрейду

8. Доверяя — не проверяй!

9. Признавай право на ошибку и не суди за нее.

10. Умей признать свою ошибку.

11. Защищая ребенка, учи его защищаться. Уточняя и корректируя правила деятельности педагога в контексте педагогической поддержки, Н.Б. Крылова называет нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции учителя (воспитателя). К ним она относит:

а) любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;

б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по товарищески (без сюсюканья и панибратства), умение слушать, слышать и услышать;

в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

г) ожидание успеха в решении проблемы, готовности оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;

д) признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);

е) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;

ж) умение быть товарищем для ребенка, готовность испособность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;

з) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку.

Содержание воспитательного процесса.Основу содержания воспитания, по мнению О.С.Газмана, может составить базовая культура личности как «некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад)». Приоритетными направлениями базовой культуры являются следующие:

—культура жизненного самоопределения;

—культура семейных отношений;

—экономическая культура и культура труда;

—политическая, демократическая и правовая культура;

—интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;

—экологическая культура;

—художественная культура;

—физическая культура.

Центральное звено базовой культуры — культура жизненного самоопределения личности учащегося в четырех важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера (интегративные продукты человеческой деятельности).

Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании самоценности человеческой жизни, индивидуальности, самобытности ее процесса, смысла деятельности, в понимании человека как вершины эволюции.

Самоопределение в сфере «Общество» происходит через освоение ценностей такого порядка, как Родина, народо­властие, демократия, гласность, правовое государство, семья, труд, гражданская ответственность.

Самоопределение в сфере «Природа» может строиться через осознание себя как части природы и через природосообразное совершенствование себя (здоровья, эстетического начала, духовных устремлений). Оно включает также овладение экологической культурой, понимание собственной ответственности перед будущими поколениями в процессе освоения и преобразования природы.

«Ноосфера» (продукты человеческой деятельности) как сфера самоопределения предполагает осознание нравственной ответственности в использовании продуктов научно-технического прогресса, формирование у человека представлений о возможных последствиях его некомпетентного взаимодействия с техникой, освоение учащимися мира духовной культуры во всем ее многообразии, гражданского отношения к историческим, духовным, нравственным завоеваниям народа, восстановление и охрана памятников культуры, воссоздание национальных традиций и их развитие как части мировой духовной и материальной культуры.

Таким образом, самоопределение личности ребенка и связанные с ним процессы самореализации, самоорганизации и самореабилитации являются главным предметом воспитательной деятельности педагога. Для проведения более целенаправленной работы воспитателя по оказанию помощи детям в их развитии и саморазвитии О.С. Газман предлагает разрабатывать и осуществлять пять целевых программ: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни». В pяде учебных заведений эти программы стали разделами планов работы классных руководителей.

Механизм воспитания. Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, что воспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии. «Воспитание, — по глубокому убеждению Олега Семеновича, — без желания самого ребенка совершенствовать себя невозможно». Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей — умственных, трудовых, художественных, коммуникативных являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Ученики О.С. Газмана разработали и описали механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:

I этап (диагностический) — фиксация факта, сигналя проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;

II этап (поисковый) — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудностей) взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);

III этап (договорный) — проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

Читайте также:  Развитие личности ребенка на основе ууд

IV этап (деятельностный) — действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

V этап (рефлексивный) — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

Решение проблем жизнедеятельности ребенка, формирование качеств его личности происходит тогда, когда воспитателями создаются благоприятные условия для развития школьника в доступных ему видах деятельности (учебной, производственной, досуговой); в общении со средствами массовой коммуникации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в обыденной (бытовой) сфере. «Деятельность, общение и бытие ребенка, — по утверждению О.С. Газмана, — являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые воспитатель осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей».

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. В публикациях О.С. Газмана и его учеников нам не удалось обнаружить перечисления критериев и показателей эффективности процесса воспитания школьников. Но анализ ключевых идей концепции делает их очевидными. Поэтому к основным критериям результативности воспитательного процесса возможно отнести такие, как:

—готовность ребенка к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации;

—развитость индивидуальных способностей ученика;

—нравственная направленность личности;

—физическое и психическое здоровье школьника;

—сформированность базовой культуры учащегося;

—защищенность и комфортность ребенка в классной и школьной сообщности.

Эти критерии позволяют рассматривать и оценивать эффективность процесса воспитания и как фактора самореализации ребенка, и как важнейшего условия становление индивидуальности школьника.

Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2466; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Педагогика поддержки ребенка в современном образовании.

1 «Мозговой штурм»

  • Для чего нужна педагогика поддержки?
  • Какую позицию занимает взрослый в ситуации поддержки?
  • Что является предметом деятельности ребенка взрослого при осуществлении педагогической поддержки?

Ответы Педагогика поддержки необходима для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностно ориентированный характер. При ее осуществлении главным предметом деятельности ребенка и взрослого является проблема ученика. От характера проблемы зависит выбор тактики педагогических действий.

 2. Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной по характеру и социоцентрической по направленности педагогической деятельности идет практика гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания детей.

Давайте обратимся к терминологии.

Под педагогикой поддержки понимается деятельность педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.

А в чем же состоит суть педагогики поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности и развивать при этом потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь — «помощь» ребенку

Педагогика поддержки

То есть педагогическая поддержка –это

  • помочь другому обрести уверенность;
  •  подкрепить то положительное, что есть    в личности;
  •  удержать от того, что мешает развитию, является тяжестью, грузом.

От того, насколько вовремя мы заметим, правильно поймём и будем корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится ученик, будет зависеть успешность педагогического влияния на развитие личности школьника, на становление и проявление его индивидуальности.

Каковы же нормы педагогики взаимодействия:

а)         любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать; 

б)         Совместность, сотрудничество, содействие .Приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески , умение слушать, слышать и услышать; 

в)        уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений; Приоритет самого ребенка в решении собственных проблем«Ребенок — главное» — правило педагогической поддержки. Педагог лишь создает для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.

г)        ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов; Соблюдение принципа конфиденциальности. Это крайне важно для доверительного общения с детьми, особенно при проведении диагностических методик, интимно-личных бесед и консультаций. Только при полном доверии к взрослому помощь будет принята ребенком и, возможно, станет импульсом к активной внутренней работе.

д)        признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление;

е)        поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы,

ж)        умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;

Читайте также:  Понятие связная речь значение связной речи для развития ребенка

з)        собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

Вы  знаете, нормы педагогики взаимодействия – это нормы нравственности каждого из нас.

А каковы же средства педагогической поддержки?

3. Средства педагогической поддержки ребенка делятся на 2 группы.

Первая группа средств обеспечивает общую педагогическую поддержку всех учащихся и создает необходимый для этого тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение учителя к ученикам, доверие к ним, привлечение к планированию урока, создание ситуаций взаимного обучения, использование деятельностного содержания, игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогичное общение и др.

Вторая группа средств направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка.

4.  Вся деятельность по организации педагогической поддержки в школе строится поэтапно и включена в следующую структуру, которая имеет свое назначение, содержание и последовательность действий: диагностика, реализация и итоги, т.е. мониторинг.

Диагностический этап, который направлен на выявление потенциала ребенка как основы разрешения его социально — педагогических проблем. Он предназначен для получения информации, необходимой для последующей деятельности педагога по оказанию поддержки.

Обратите внимание на экран. Здесь предоставлена диагностическая таблица по разным направлениям.

Здесь нам необходима и учебная, и психологическая диагностика и диагностика здоровья.

Реализационный этап – это включение ребенка в различные виды деятельности, организуется совместная работа по преодолению проблем. В качестве основной задачи этого этапа является поиск новых форм, методов и технологий работы с детьми

5. Методы педагогической поддержки

Хочу обратить внимание на методы педагогической поддержки на реализационном этапе.

1.Методы педагогической поддержки здоровья:

  • Методы положительного эмоционального настроя (радостная перспектива, поощрения и похвала, самонаблюдение за своими эмоциями)
  • Методы поддержки физического здоровья ребенка (физические упражнения и занятия спортом, «постепенность», массаж и самомассаж)
  • Методы поддержки психического здоровья ребенка (устранение плохих привычек, выработка положительных черт характера, релаксация)

2. Методы развития духовно-нравственных и гражданских чувств:

  • Методы, связанные с поддержкой нравственной сферы ребенка (увлечение «добрым»делом, традиция, личный пример)
  • Методы укрепления чувств ответственности (доверие, просьба, беседа – размышление, лекции, поручения)
  • Методы укрепления воли ребенка (напоминание, сомнения, достижение согласия с самим собой)

3. Методы педагогической поддержки развития способностей:

  • Методы развития аналитико – рефлексивных способностей (наблюдение, коллективный анализ деятельности, рефлексии)
  • Метод поддержки развития интеллектуальных способностей («мозговой штурм», «деловая игра», психотренинг)
  • Методы поддержки развития организаторских способностей (творческое выполнение задач, игры, поручения, упражнения)

3. Методы педагогической поддержки развития способностей:

  • Методы поддержки развития организаторских способностей (творческое выполнение задач, игры, поручения, упражнения)
  • Методы поддержки развития коммуникативных способностей (создание воспитывающих ситуаций, коммуникативный тренинг, творческий поиск)

4. Методы развития самостоятельной личности:

  • Метод поощрения
  • Метод «ролевой игры»
  • Метод самодиагностики
  • Метод самооценки
  • Метод самоорганизации
  • Метод самореализации
  • Метод самоконтроля
  • Метод самопрогнозирования

Итоговый этап – это анализ и оценка результата практической деятельности.

Реализация педагогики поддержки способствует тому, что учащиеся активно принимают участие в различных интернет-конкурсах, в которых даются результаты формирования различных компетенций.

Сравнивая результаты школьного мониторинга с независимой экспертизой мы можем увидеть, что расхождения несущественны.

В заключении я хочу сказать, что вовремя полученная поддержка освобождает ребенка от множества нерешенных проблем, которые постоянно накапливаются и не позволяют ему быть самим собой, а значит — полноценно жить и учиться.

Памятка

«Этапы, основные направления и способы осуществления

педагогической поддержки ребёнка

в решении личностно значимой для него проблемы»

Этапы педагогической поддержки

Содержание деятельности

I. Сигнальный

1. Определение проблем ребёнка:

Обращение родителей к педагогу или администрации школы;

Тревожные суждения об ученике одноклассников и учителей, работающих в этом классе;

Попытка ребёнка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи.

2. Обеспечение психологической готовности педагога к восприятию проблемы ребёнка и совместному с учащимися поиску путей и способов её решения.

3. Консультации педагога у специалистов: психолога, медицинского работника и др.

II.Контактно-созидательный

Определение  эмоционально-психологического состояния школьника, его готовности к общению.

Обеспечение эмоционально-положительного настроения ребёнка к беседе, устранение психологических барьеров.

Поиск и установление первоначального контакта с учеником.

III. Диагностический

Организация доверительной беседы с учащимся.

Диагностика («раскодирование») проблемы ребёнка.

Определение причин возникновения проблемы.

IV. Проектный

Учащийся при помощи учителя направляет свои усилия не на поиск способов избавления от проблемы, а на перевод её в конструктивное русло.

Ребёнок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы.

Ребёнок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы.

V. Деятельностный

1. Осуществление ребёнком плана намеченных действий по решению проблемы.

2. Педагогическая поддержка усилий ребёнка.

VI. Результативно-аналитический

совместное обсуждение с ребёнком успехов и неудач на предыдущих этапах деятельности.

Констатация факта разрешения проблемы или переформулирование затруднения.

Осмысление ребёнком нового жизненного опыта, накопленного в процессе решения проблемы.

Источник