Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка по фгос

Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка по фгос thumbnail

Наталья Ашенкова
Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования,в частности в программах: «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Истоки» (под ред. Л. А. Парамоновой, «Детство» (под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, «Тропинки» (под ред. В. Т. Кудрявцева, «На крыльях детства» (под ред. Н. В. Микляевой, «Детский сад – дом радости» (автор – Н. М. Крылова, «Мозаика» (авторы – В. Ю. Белькович, Н. В. Гребенкина, И. А. Кильдышева).

Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области).

Таким образом, оценка индивидуального развития детейможет заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.

Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Подводить некие «реперные точки» предлагается в середине (декабрь) и конце учебного года (май).

Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной)форме:

• не сформирован;

• находится в стадии становления;

• сформирован.

В качестве показателей оценки развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.

В качестве примера в приложении представлены некоторые показатели развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам.

Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) воспитанников имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей, получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

Данные мониторинга должны отражать динамику становления показателей, которые развиваются у дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.

Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап. Поэтому данные мониторинга – особенности динамики становления показателей развития личности ребенка в дошкольном образовании – окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период его адаптации к новым условиям развития при поступлении в школу.

Читайте также:  Кризис развития ребенка по неделям до года

На мой взгляд, в случае отсутствия такого мониторинга, направленного на индивидуализацию образования, не будет отслеживаться динамика развития каждого воспитанника от 3 до 7 лет, не будет формироваться и пополняться портфолио детей с учетом их достижений, особенностей и способностей, что может привести к потере преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Источник

Педагогическая диагностика индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС

На сегодняшний день проблема диагностики воспитанников дошкольной образовательной организации остается очень актуальной. В частности, в конце учебного года перед педагогами встает задача, как оценить достижения дошкольников, на что обратить внимание, а главное — на какие критерии ориентироваться.

Обязателен ли мониторинг в дошкольном образовании?

При внимательном прочтении ФГОС ДО мы видим, что в его содержании не идет речь о проведении мониторинга: «целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей (п. 4.3 ФГОС ДО). При этом указано, что «при реализации образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга)».

В данном случае можно говорить о том, что сегодня главные функции мониторинга — информативная (получение исходной информации о достижениях детей) и прогностическая (осуществление планирования и коррекции образовательного процесса на основе имеющихся сведений). Очевидно, что полный отказ от проведения мониторинга невозможен с профессиональной точки зрения.

Что и как оценивать?

Педагоги часто ошибочно пытаются изучать достижения детей в соответствии с содержанием образовательных областей. Однако критериями для проведения мониторинга являются целевые ориентиры.

На протяжении всего времени пребывания в ДОО у воспитанников развивают качества, сформулированные в виде целевых ориентиров. Поэтому для оценки возрастных достижений нужно использовать их содержание, а не содержание образовательных областей. Безусловно, и первое, и второе взаимосвязано.

Пример взаимосвязи целевых ориентиров с содержанием образовательных областей:

Взаимосвязь целевых ориентиров с содержанием образовательных областей

Содержание образовательной области (задачи)

Качества и возрастные достижения (целевые ориентиры)

Художественно-эстетическое развитие:стимулирование переживаний персонажам художественных произведений.
Речевое развитие: развитие речевого творчества.
Познавательное развитие: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, форме, цвете, величине, пространстве, движении и покое

1.Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе; обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других

Социально-коммуникативное развитие: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Физическое развитие: становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами

2.Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены

Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Речевое развитие: знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы

3.Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать и экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природе, социальном мире, в котором живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включающих моральные и нравственные ценности; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Физическое развитие: становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (питание, двигательный режим, закаливание, формирование полезных привычек и др.)

4.Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены

Как фиксировать результаты воспитанников и отслеживать их динамику?

Здесь следует обратить внимание на важное обстоятельство: развитие ребенка осуществляется на протяжении всего периода образования в детском саду. Поэтому формирование качеств, личностных черт происходит и в младшем, и среднем, и старшем дошкольном возрасте. Это значит, что критерии оценки, представленные в виде целевых ориентиров во ФГОС ДО, являются значимыми для педагога каждой возрастной группы ДОО.

Методические рекомендации для воспитателей

к проведению педагогической диагностики

Наблюдение должно быть систематичным и регулярным. Как правило, оно планируется ежедневно и проводится в течение 10-15 минут.педагог выбирает момент кульминации погружения детей в деятельность.

В начале учебного года (в течение сентября) проводится первичная диагностика: выявляются стартовые возможности каждого ребенка (исходный, актуальный на данный момент уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также слабые стороны (проблемы) в развитии, для решения которых требуется помощь воспитателя.

Читайте также:  Развитие ребенка в раннем дошкольном возрасте

В конце учебного года (в течение мая) проводится итоговая диагностика, по результатам которой определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка.

Использование «Журнала наблюдения и оценки развития детей» в работе воспитателей позволяет эффективно отслеживать динамику развития детей на этапах первичной и итоговой педагогической диагностики.

«Журнале наблюдения и оценки развития детей» прописаны критерии и подкритерии по всем образовательным областям.

Предлагается следующая система оценки критериев развития в баллах.

1- начальная стадия

(Данное качество или умение у ребенка только начинает проявляться. Знания по данному параметру отсутствуют.)

2 – в развитии

(Данное качество или умение у ребенка проявляется редко. Требуется помощь взрослого. Знания по данному параметру не устойчивы.)

3 –при умеренной поддержке

(Данное качество или умение у ребенка проявляется иногда, при небольшой поддержке взрослого. Знания по данному параметру имеются, но не всегда уверенно проявляются.)

4 – самостоятельно

(Данное качество или умение у ребенка проявляется часто, самостоятельно, но требуется напоминания взрослого. Знания по данному параметру имеются, но не всегда применяются на практике.)

5 – устойчиво

(Данное качество или умение у ребенка проявляется всегда, самостоятельно, без дополнительных вопросов и напоминаний, уверен в своих знаниях, использует их на практике.)

Подсчет результатов опирается на среднее значение, которое в таблице обозначается: «Всего» (для каждой из 5 образовательных областей) и «Итого» (по всем областям в совокупности).

  • Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8 (условно – высокий уровень развития).

  • Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка (условно – средний уровень развития).

  • Среднее значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту (условно – низкий уровень развития).

(Показ журнала наблюдения и развития детей по образовательным областям)

Технология количественной и качественной обработки данных педагогической диагностики

Этап 1. В «Журнале наблюдения …» в колонне по вертикали проставляются баллы по каждому параметру оценки, затем считается итоговый показатель (среднее значение: все баллы сложить (по вертикали) и разделить на количество параметров; округлять до десятых долей).

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе, для чего создается таблица (рассчитана на учебный год).

По каждому из оцениваемых пяти областей, а также по итоговому результату вычисляется среднее значение (все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество воспитанников; округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций.

В конце учебного года проводится второй этап диагностики, что позволяет выявить динамики развитии детей согласно образовательным областям.

На итоговом педагогическом совете воспитатели каждой группы предоставляют итоги работы в течении учебного года, предварительно подготовив ответы на следующие вопросы:

  • В какой области дети продвинулись в наибольшей степени?

  • В какой области дети продвинулись в наименьшей степени?

  • Сколько детей «группы риска» было в начале учебного года?

  • Все ли дети показали динамику развития?

Диагностика развития по видам детской деятельности

Такая системная информация о каждом ребенке группы отражается в индивидуальном маршруте его развития, например, следующим образом:

Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении:
• Интеллектуального;
• Эмоционально-волевого;
• Деятельностного;
• Нравственно-духовного.

Источник

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построения образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО.

Подготовила; Башкатова И.А. воспитатель МАДОУ

ЦРР детский сад №33 «Радуга»

                  Управление качеством образования – это важнейшее направление

деятельности в целостной системе управления образовательным

учреждением. Качество образования является главной характеристикой

результатов образовательной деятельности и важнейшим показателем успеха

образовательного учреждения.

Основным инструментом качества образования является мониторинг,

позволяющий осуществлять сбор информации об образовательной

деятельности, своевременно анализировать происходящие в ней изменения,

планировать работу по преобразованию дошкольного учреждения на основе

полученных результатов, принимать эффективные управленческие решения.

                 Оценить успешность или неуспешность результат образовательного процесса позволяет педагогический мониторинг, который является важным звеном в системе мониторинга качества образования.

Читайте также:  Аномалия развития кишечника у ребенка

Педагогический мониторинг – форма организации, сбора, обработки,

хранения и распространения данных о деятельности педагогической

системы. Данная форма обеспечивает слежение за состоянием

педагогической системы и позволяет спрогнозировать ее развитие.

Целью педагогического мониторинга в ДОУ является выявление

динамики развития физических, личностных, интеллектуальных качеств

дошкольников.

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт), целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования

  Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области).

Таким образом, оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Задачи педагогического мониторинга:

1. Выявление зоны актуального развития воспитанников,

определение динамики их развития;

2. Установление причин, влияющих на качество организации

образовательного процесса;

3. Поиск эффективных технологий и методов, позволяющих

скорректировать педагогический процесс;

4. Совершенствование условий образовательного процесса и

развивающей среды детского сада с учетом полученной в

процессе педагогического мониторинга информации.

         В соответствии с ФГОС ДО педагогический мониторинг проводится для

оценки индивидуального развития детей. Результаты педагогического

мониторинга могут использоваться исключительно для решения следующих

образовательных задач:

1. Индивидуализации образования (в том числе поддержки

ребенка, построения его образовательной траектории или

профессиональной коррекции особенностей его развития);

2. Оптимизации работы с группой детей.

           Для проведения педагогического мониторинга были разработаны

          1.  индивидуальная карта развития ребенка для каждого возраста в

соответствии с ФГОС ДО;

        2.  диагностический инструментарий оценки уровня

развития, в том числе на основе выявления динамики формирования у

воспитанников социально – нормативных возрастных характеристик

возможных достижений ребенка.

         Диагностические методики распределены по четырем направлениям

«Физическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Познавательно-

речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с

программой «Детство».

         В каждом направлении выделены образовательные области и разделы, к

которым предлагаются диагностические карты для педагогической

диагностики на выявление освоения ребенком видов деятельности с точки

зрения таких показателей, как побуждения, знания и представления, умения и

навыки.

Для сбора конкретных диагностических данных педагог использует

следующие методы:

  • метод наблюдения,
  • проведение диагностических заданий,
  • беседы,
  • создание диагностических игровых, образовательных ситуаций,
  • анализа продуктов детской деятельности.

                                                                                                                                          Полученные данные о развитии ребенка составляют информационную базу

для педагогов, которая позволяет выявить уровень достижения каждым

воспитанником, а также группой детей промежуточных и итоговых

показателей освоения программы, динамику становления интегративных

качеств.

            Периодичность педагогического мониторинга: 2 раза в год (сентябрь — май)

В начале учебного года по результатам мониторинга составляются

индивидуальные маршруты развития для детей, имеющих затруднения в

освоении программного материала.

Источник