Педагогическая часть карты развития ребенка 1 часть заполненная
Педагогическая карта учащегося (автор разработки Кумарина Г.Ф.)
Учащийся Ф.И._______________________________
Дата рождения_______________________________
Домашний адрес_____________________________
Дата поступления в школу_____________________
Переведён ( когда,куда)_______________________
Готовность ребёнка к школьному обучению
I.Готовность ребёнка к началу школьного обучения
1. Психологическая и социальная готовность к школе:
а) желание учиться в школе:
— ребёнок хочет учиться в школе;
— особого желания учиться нет;
— идти в школу не хочет.
б) учебная мотивация:
— осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность;
— собственные цели учения не осознаются: привлекательным в школе для ребёнка является только внешняя сторона учения (возможность ходить вместе со сверстниками в школу, носить школьную форму, портфель)
— цели учения не осознаёт, ничего привлекательного в школе не видит.
в) умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:
— достаточно легко входит в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает её смысл, адекватно ведёт себя;
— контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на неё не всегда или не совсем адекватны;
— плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.
г) организованность поведения:
— поведение организованное;
— поведение не достаточно организованное;
— поведение неорганизованное.
Общая оценка уровня психологической и социальной готовности к школе:
- Выше среднего, средний.
- Ниже среднего
- Низкий.
II. Развитие школьнозначимых психофизиологических функций:
а) фонематический слух, артикуляционный аппарат:
— нарушений в фонематическом строе речи и звукопроизношении нет, речь правильна, отчётлива;
— в фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда);
— ребёнок косноязычен (необходимо обследование логопеда).
б) мелкие мышцы руки:
— рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами;
— рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами работает с напряжением;
— рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.
в) пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость:
— достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок;
— отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации, координаций движений, недостаточно ловок;
— ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен.
г) координация в системе «глаз-рука»:
— может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигура), зрительно воспринимает на расстоянии ( с классной доски);
— графический образ зрительно воспринимает на расстоянии, «переносит в тетрадь с незначительными искажениями;
— при «переносе» графического образа, зрительно воспринимаемого на расстоянии, допускает грубые искажения.
д) объём зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, в картинках с множеством контуров):
— соответствует средним показателям возрастной группы;
— ниже средних показателей возрастной группы;
— намного ниже средних показателей возрастной группы.
Общая средняя оценка уровня развития школьнозначимых психофизиологических функций:
1. Выше среднего, средний.
2. Ниже среднего
3. Низкий.
III. Развитие познавательной деятельности
а) кругозор:
-представления о мире достаточно развернуты может рассказать о стране, городе, о животных и расстениях, времени года;
— представления о мире достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим;
— кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.
б) развитие речи:
— речь содержательна, выразительна, грамматически правильна;
— ребёнок затрудняется в поиске слов, в выражениях мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна;
— слова приходится «вытягивать», ответы чаще односложные, в речи много ошибок ( нарушение согласования, неправильный порядок слов в предложении, законченность предложений).
в) развитие познавательной активности, самостоятельности.
г) сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установление закономерностей.
д) произвольность деятельности
е) темп деятельности
ж) учебные знания, умения (перечислить имеющиеся), указать конкретно, с каким запасом учебных умений ребёнок идёт в школу ( знание букв, элементарных математических представлений и другое).
IV. Состояние здоровья
а) особенности развития на этапе дошкольного детства ( указать обстоятельства, если таковые есть, задержавшие развитие ребёнка: тяжёлые роды, травмы, длительные заболевания);
б) темп развития в дошкольном детстве (своевременно ли начал ходить, говорить);
в) состояние соматического здоровья ребёнка (характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность: сколько раз в истекшем году болел)
Группа здоровья — ….
V. Трудности школьной адаптации
а) в поведении;
б) в учебной деятельности;
в) наблюдаемые признаки предрасположенности ребёнка к нарушениям здоровья: Тревожность, высокая утомляемость, раздражительность, чрезмерная невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, расторможенность, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость, агрессивность, двигательное беспокойство, головные боли, головокружение, плохой аппетит, навязчивые привычки ( грызение ногтей…)…
Жалобы со стороны родителей:
Чрезмерная усталость после школы, нарушение сна, недосыпание страх темноты, одиночества, непослушание, конфликтность, беспричинный подъём температуры, плохой аппетит, тошнота, укачивание в транспорте, непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода,поливость, аллергические реакции, ночное недержание мочи и другое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
- Основание для отнесения ребёнка к группе риска.
- Рекомендации по индивидуальной коррекционной работе.
- Консультации у специалистов.
Общие сведения о семье и условиях жизни ребёнка:
1.Тип семьи ( полная, неполная).
Родители ребёнка (Ф.И.О., образование, профессия, род занятий)
Мать….
Отец….
2. Количество детей в семье, другие члены семьи.
3. Материальные условия жизни семьи.
4. Жилищные условия.
5. Характер внутрисемейных отношений ( благоприятные, неблагоприятные: источники последних).
Характеристика школьника
- Состояние здоровья
- Болезненность ( сколько раз ребёнок болел в истекшем году, сколько дней, характер заболевания, их возможная связь с условиями жизни)
- Наблюдаемые признаки предрасположенности ребёнка к нарушениям здоровья:
Тревожность, высокая утомляемость, раздражительность, чрезмерная невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, расторможенность, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость, агрессивность, двигательное беспокойство, головные боли, головокружение, плохой аппетит, навязчивые привычки ( грызение ногтей…)…
- Жалобы со стороны родителей:
Чрезмерная усталость после школы, нарушение сна, недосыпание страх темноты, одиночества, непослушание, конфликтность, беспричинный подъём температуры, плохой аппетит, тошнота, укачивание в транспорте, непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода,поливость, аллергические реакции, ночное недержание мочи и другое.
- Школьник в системе воспитательных отношений
в школе
а) в системе отношений ученик-учитель:
— отношения с большинством учителей строятся на взаимном доверии и уважении;
— отношения взаимного доверия и уважения имеют место лишь с отдельными учителями, с остальными носят ситуативный характер;
— отношения с учителями не складываются;
— отношения с отдельными(большинством) педагогов носят конфликтный характер.
Основные причины отчуждённости, конфликтов…
б) в системе отношений с одноклассниками:
— пользуется авторитетом и доверием у большинства одноклассников, ребята охотно общаются с ним;
— общается лишь с отдельными ребятами, отношения с большинством одноклассников пока не складываются, нередко носят характер конфликта;
— одноклассники относятся пренебрежительно, авторитетом, доверием не пользуется.
Основные причины, обуславливающие неблагополучие отношений…
в семье
— ребёнок психологически защищён, любим, может рассчитывать на на моральную поддержку в семье; взрослые с пониманием относятся к индивидуальным проблемам и особенностям ребёнка учитывают их, интересуются его внутренней жизнью, пользуются у ребёнка авторитетом;
— положение ребёнка в семье нельзя считать вполне благополучным. Требования к нему взрослых противоречивы, отношения в зависимости от ситуации или излишне мягкие, попустительские, или излишне придирчивые, строгие. Ребёнок привязан только к кому-то одному из родителей(родных) враждебен к остальным. Внимания ребёнку уделяется недостаточно. Индивидуальные особенности и проблемы его осознаются плохо, не учитываются в общении. Чувства защищённости в семье у ребёнка нет;
— ребёнок в семье лишний. Отношение к нему безразличное, равнодушное, подчас – грубое, даже жестокое. Проблемами его никто не интересуется, индивидуальные особенности ребёнка не осознаются и не учитываются. Прочных эмоциональных связей нет ни с одним из взрослых членов семьи.
Причины отчуждённости и конфликтов. Специфические особенности семьи, семейных отношений.
в) в системе отношений школа-семья:
— между требованиями школы и семьи нет противоречий. Взрослые члены семьи признают авторитет педагога, сотрудничают с ним, реализуют его советы в отношениях с ребёнком;
— должного согласования действий школы и семьи в воспитательной тактике пока нет. Родители плохо прислушиваются к советам педагога. Их связь со школой носит в основном формальный характер;
— семья не стремится к сотрудничеству со школой, не поддерживает её и воспитательных усилий.
Другие особенности.
Уровень средовой адаптации школьника:
— достаточно высокий (благополучное);
— недостаточно высокий (не вполне благополучное);
— недостаточный ( не вполне благополучный, на уровне отдельных конфликтов);
— на грани школьной, социальной дезадаптации (положение школьника в большинстве сфер воспитательных отношений характеризуется отчуждением, оценивается как конфликтное).
Личностные качества, которые мешают успешной адаптации школьника в микросреде:
безответственность, нечестность, эгоизм, лень, обидчивость, упрямство, недисциплинированность, чрезмерное самолюбие, неуверенность в себе, вспыльчивость, несобранность, грубость, зазнайство, жадность, задиристость, несправедливость, замкнутость, застенчивость, другое(вредные привычки, дурные наклонности).
Общественная позиция школьника:
а) общественное поручение школьника в классе
отношение к его выполнению:
— ответственное и добросовестное;
— недостаточно ответственное;
— безответственное (причины).
б) круг домашних обязанностей:
— ответственное и добросовестное;
— недостаточно ответственное;
— безответственное (причины).
III. Особенности учебной деятельности
а) отношение к учебной деятельности в целом и к отдельным её видам:
— охотно ходит в школу, с интересом относится ко всем предметам, стремится
учиться лучше;
— учение воспринимается как долг. С интересом относится лишь к отдельным предметам (каким?);
— интереса к учению пока нет, любимых предметов нет;
— учится неохотно, «из-под палки».
б) уровень развития основных характеристик учебной деятельности:
1. Познавательной активности:
— достаточно высокий на всех уроках;
— достаточно высокий на отдельных уроках;
— в основном средний;
— низкий.
2. Самостоятельности:
— учебные задания в основном выполняются самостоятельно;
— учебные задания, как правило, выполняется при оказании I вида помощи (стимулирующей);
— учебные задания выполняются при оказании II вида помощи (направляющей);
— при выполнении заданий чаще других требуется III вид помощи ( обучающий).
3. Темпа:
— темп работы, как правило, выше среднего показателя класса;
— темп деятельности близок к среднему показателю класса;
— темп деятельности ниже среднего показателя класса;
— темп деятельности заметно отстаёт от среднего показателя класса.
в) речь
г) характер трудностей ребёнка в учении:
— общих, проявляющихся по всем предметам;
— специфических, проявляющихся в обучении конкретному предмету.
д) причины трудностей.
IV. Обобщённая оценка учебных итогов года
— успевает по всем предметам хорошо и отлично;
— успевает на «4» и «5»;
— успевает на «3»(удовлетворительно);
— не успевает (по предметам конкретно).
Педагогические выводы
- Оценка динамики здоровья школьника (по сравнению с исходными показателями):
— улучшилось ( уменьшилась заболеваемость, количество дней, пропущенных по болезни; сократилось признаков, свидетельствующих о предрасположенности к нарушениям здоровья);
— не изменилось ( показатели практически без изменений);
— ухудшилось (состояние здоровья, возросла заболеваемость).
2. Оценка динамики средовой адаптации (по изменению):
— уровень средовой адаптации стал выше;
— уровень средовой адаптации существенно не изменился;
— уровень средовой адаптации ухудшился.
3. Оценка продвижения в формировании учебной деятельности
Уровень учебной деятельности в её характеристиках – активность, самостоятельность, темп – в
сравнении с исходным:
— стал выше;
— существенно не изменился;
— несколько снизился.
4. Оценка успеваемости учащегося в сравнении с исходным уровнем:
а) относительной
— улучшилась;
— практически без изменений;
— несколько ухудшилась.
б) абсолютной
— улучшилась;
— практически без изменений;
— несколько ухудшилась.
5. Потенциал личности школьника как опора в коррекционной работе:
а) стремления и интересы;
б) специальные способности;
в) личностные качества ( доброта, отзывчивость, честность, принципиальность, откровенность, справедливость, ответственность, самостоятельность, инициативность, смелость, настойчивость, вежливость, скромность, дисциплинированность, трудолюбие, умение уступить, дружелюбие и другие.
6. Источники положительных средовых влияний, которые можно использовать в коррекционной работе. Намечаемые пути коррекции:
а) воспитательных отношений ( в различных сферах);
б) учебной деятельности школьника.
Источник
Не все дети любят ходить в детский сад и начальную школу. В первую очередь, это связано с тем, что основа образовательного процесса ориентирована на среднестатистических детей, чье здоровье полностью соответствует возрасту. По этой причине некоторые воспитанники (ученики), имеющие отклонения в развитии, не могут раскрыться в окружающем их обществе. Решением этой проблемы стало введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который устанавливает новый подход к современной системе образования и позволяет применять всевозможные педагогические средства для успешного развития детей.
Главная задача воспитателей и учителей – создать приемлемую обстановку для самореализации каждого из обучающихся. Решением поставленной задачи является регулярное, полноценное заполнение индивидуальной карты развития ребенка по ФГОС, с помощью которой можно создать все условия для социализации и личностного формирования, а также для эмоционального, интеллектуального, общефизического и творческого развития личности.
Психологическое развитие ребенка
В дошкольном детстве (в возрасте от 3 до 7 лет) происходят активные психические изменения и формируются важнейшие личностные качества, от которых зависит вся дальнейшая общественная жизнь человека. Процесс развития происходит непрерывно, поэтому особое влияние на дошкольника оказывают как члены семьи, так и воспитатели в детском саду. На сегодняшний день в ДОУ практикуют составление и ведение электронных индивидуальных карт развития. Электронная карта индивидуального развития ребенка дошкольника по ФГОС позволяет родителям вносить свои корректировки в работу воспитателей, а также самостоятельно, в домашних условиях заниматься с ребенком тем, что он осваивает хуже всего.
Индивидуальная карта развития ребенка в ДОУ – это документ, содержащий всю информацию об успеваемости воспитанника и о его достижениях. Если дошкольник имеет психические отклонения, это также отмечается в индивидуальной карте развития ребенка ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).
Правила заполнения индивидуальной карты
Карта история развития ребенка имеет несколько разделов, заполнением которых занимаются ответственные воспитатели, медицинские работники и педагоги. Например, раздел “Физические изменения” заполняет инструктор по физической культуре, тот который непосредственно занимался с дошкольником на протяжении рассматриваемого промежутка времени, раздел “Психика” заполняет психолог, “Маршрут (ИОМ)” – воспитатели.
Примечание. ИОМ – Индивидуальный образовательный маршрут.
Заполненная карта индивидуального развития ребенка – документ, в котором расписаны данные дошкольника по определенным требованиям. В диагностические карты индивидуального развития ребенка обязательно включают следующие разделы: общие сведения, физические и психические изменения, образовательные достижения и успеваемость, предпосылки к творчеству, ИОМ, реализация ИОМ, уровень готовности к школьному обучению.
Общие сведения
Данные о воспитаннике и его семье – название образовательного учреждения, период обучения, номер группы, кто воспитатели (преподаватели), какие дополнительные занятия посещал воспитанник, а также его увлечения, интересы, достижения, сведения о родителях и о домашних условиях (где спит, играет, занимается, обеспечен ли всеми необходимыми развивающими игрушками и т.д).
Физические и психические изменения
Данные физического изменения дошкольника (рост, вес) заполняются ежегодно (в возрасте 2-3 лет, 3-4 года, 4-5, 5-6 и 6-7 лет) в начале или конце учебного года, также должны быть вписана группа здоровья, наличие/отсутствие острых и хронических заболеваний. При поступлении карта развития ребенка дошкольника заполняется частично, например, указывается степень адаптации к дошкольному учреждению.
При наличии уроков физкультуры и во время проведения спортивных соревнований (бег, прыжки, метание, гибкость, выносливость) учитываются не только с какой скоростью бежал ученик, но и как вел себя при этом. Например, при сдаче норматива “бег 30 м” отмечается результат забега, а также следил ребенок за дыханием или нет, отвлекался на окружающих ровесников или нет.
Основные диагностируемые параметры:
- психические процессы (мыслительные и речевые, внимательность, память);
- личностные качества (самооценка, темперамент);
- степень общительности (со взрослыми, со сверстниками, а также статус в группе – лидер или агрессор).
Достижения и предпосылки
Достижениями воспитанника в детском саду можно назвать как его хорошую память, так и умение постоять за себя в группе. Чаще всего в индивидуальной карте прописаны не только области развития, но и подробно составлены их подразделы. Образец заполнения карты индивидуального развития ребенка:
№ | Наименование области развития | Подразделы | Пример комментария воспитателя |
1 | Речевая | Объем словарного запаса, наличие связной разговорной речи, восприятие литературы | Может рассказать сюжет из сказки |
2 | Познавательная | Окружающий мир, ФЭМП, исследовательская деятельность | Знает окружающий социальный мир и мир природы, отличает куб от шара, отличает цвета, логически размышляет |
3 | Коммуникативная | Социализация, труд, ОБЖ | Соблюдает установленные правила, соблюдает чистоту на своем месте, хорошо контактирует с воспитателями и сверстниками |
4 | Творческая | Изобразительная и конструкторская деятельность, музыка | Владеет ножницами, соблюдает границы рисунка при раскрашивании, знает и называет музыкальные предметы |
5 | Физическая | Активность, подвижность | Развивается соответственно возрасту, может организовать подвижную игру |
Важно! Заполненная в соответствии с ФГОС карта индивидуального развития ребенка, должна иметь подписи специалистов и даты заполнения в каждом из разделов.
Индивидуальный образовательный маршрут и его реализация
Карта учета индивидуального развития ребенка в обязательном порядке должна содержать подробный образовательный маршрут, результаты корректировки поведения, и рекомендации для дальнейшего школьного обучения.
Невозможно составить правильный маршрут при единичном общении с дошкольником. Для грамотного корректирования ИОМ важно определить временные промежутки для оценивания результатов и диагностирования выбранных воспитателями методик. Например, Карта индивидуального развития дошкольника впервые заполняется при зачислении малыша в детский сад, в возрасте 3-4 лет. Информация о том, как повел себя ребенок в первые дни посещения дошкольного учреждения записываются единожды. Следующие данные вносят после определенного промежутка времени, через неделю или месяц, где уже указываются первые достижения дошкольника и его слабые стороны. Например, если ребенок не умеет раскрашивать картинки – это его слабая сторона, и чтобы ее развить, ему необходимо уделять больше времени на эту деятельность. Составляется индивидуальный план занятий, в котором указывается, что воспитанник должен 2-3 раза в неделю заниматься с раскраской.
Для реализации индивидуального маршрута и для получения положительных результатов в карте должны быть установлены следующие параметры:
- Периодичность (ежедневно, один, два или три раза в неделю). Например, ежедневно проговаривать «Скажи, как называется», «Угадай и скажи, кто какие произносит звуки». Беседы по темам недели и закрепление пройденного материала, повторение в домашних условиях.
- Рекомендации и формы общения с дошкольником, например, для формирования статуса в группе отдавать ребенку лидирующие роли в играх.
- Результаты (описание положительной динамики или ее отсутствия).
Индивидуальная карта психологического развития ребенка, составленная по ФГОС, необходима для выявления и своевременного корректирования психоэмоционального состояния дошкольника. Они помогают воспитателям и учителям оказывать своевременную помощь детям, прогнозировать появление психических заболеваний и способствовать успешной адаптации к урокам в общеобразовательной школе.
Школьные индивидуальные карты развития
Индивидуальные карты развития ребенка в школе аналогичны картам ДОУ. Их назначение – резюмирование данных об учениках, полученных педагогами путем наблюдений, грамотного прогнозирования и составления плана школьной деятельности. В школе особое внимание уделяется следующим направлениям:
- освоение основ школьной программы;
- возрастные достижения;
- социализация и отношения со старшими людьми (педагогами);
- общая физическая подготовка;
- склонность к творчеству.
Главное отличие школьных индивидуальных карт – упор на успеваемость учеников, их воспитание и социальное становление. Так как основы психики человека формируются в дошкольном детстве, во время обучения в школе педагоги могут только корректировать и направлять ученика, опираясь на ИОМ, но изменить его психические характеристики уже невозможно.
Образцы индивидуальных карт развития ребенка
Скачать «Образец Индивидуальная карта развития ребенка (младшая группа)»
Скачать «Образец Индивидуальная карта развития ребенка (средняя группа)»
Скачать «Образец Индивидуальная карта развития ребенка (старшая группа)»
Скачать «Образец Индивидуальная карта развития ребенка (подготовительная группа)»
Видео
006
Источник