Педагоги о роли игры в развитии ребенка

Педагоги о роли игры в развитии ребенка thumbnail

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность.

В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось два направления использования игры в воспитании детей:

  • 1) для всестороннего гармонического развития
  • 2) в узкодидактических целях.

Ярким представителем первого направления был великий чешский педагог-демократ Ян Амос Коменский (1592—1670). Он считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра — серьёзная умственная деятельность ребенка, в которой развиваются все виды способностей ребенка, расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками. Рассматривая игру как условие «радостного детства и как» средство всестороннего, гармонического развития ребенка, Я. А. Коменский советовал взрослым внимательно относиться к играм детей, разумно руководить ими.

Дидактическое направление использования игры получило развитие в XVIII в. у педагогов-филантропистов (И.Б. Базедов, X.Г. Зальцман и др.). Стремясь сделать обучение детей занимательным, отвечающим их возрастным особенностям, филантрописты использовали разнообразные игры.

С наибольшей полнотой дидактическое направление представлено в педагогике Ф. Фребеля. Взгляды Фребеля на игру отражали религиозно-мистические основы его педагогической теории. Процесс игры, утверждал Ф. Фребель,— это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, по мнению Фребеля, познает божественное начало, законы мироздания и самого себя, Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение: игра является наиболее типичной деятельностью для дошкольников. Поэтому основой воспитания Фребель считал игру. Им разработаны различные игры для детей (подвижные, дидактические), среди них игры «с дарами». Этим играм Фребель придавал особое значение. Через игры «с дарами», по мнению Фребеля, дети должны подойти к пониманию единства я многообразия мира.

В детских учреждениях, работающих по системе М. Монтессори или Ф. Фребеля, по-прежнему основное место отводится дидактическим играм и упражнениям с различными материалами; самостоятельным творческим играм детей не придается значения.

В ряде стран (в том числе в США) игра рассматривалась как средство самовыявления и самовоспитания ребенка. От взрослого требуется лишь создание условий для игр.

Но возникли в США и новые взгляды на роль игры в воспитании ребенка. Американские педагоги все больше осознают значение самостоятельных творческих игр детей и необходимость руководства ими. Интерес к ролевым играм детей связан с развитием социальной психологии, ее учения о ролях, в которых выступает каждый человек, живя в обществе. По мнению некоторых американских социологов, в игре ребенок накапливает опыт ролевого поведения и ролевых отношений, который облегчает ему «вхождение в жизнь». Разрабатывается большое количество разнообразных строительных материалов для развития у детей самостоятельности, конструктивного мышления, делового планирования своей деятельности. Теория игры использует прогрессивные положения зарубежных педагогов и устанавливает преемственную связь с идеями, выдвинутыми русскими педагогами.

В трудах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта и др. содержатся важные мысли о роли игры в формировании ребенка.

К.Д. Ушинский указал на зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Так, «дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, не легко отучается от этого направления и в действительной жизни». К.Д. Ушинский придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений.

Значительный вклад в разработку педагогики игры внес П.Ф. Лесгафт (1837-1909). Он рассматривал игру как упражнение при посредстве которого ребенок готовится к жизни. В своей педагогической системе П.Ф. Лесгафт уделял основное внимание, физическому воспитанию детей. Он разработал систему подвижных игр, в которых развиваются физические и духовные силы ребенка. Вместе с тем П.Ф. Лесгафт подчеркивал и большое значение «подражательных» игр, содержание которых связано с социальным окружением ребенка. В этих играх ребенок воспроизводит все, что чаще видит и узнает от окружающих, усваивая привычки и обычаи среды. Он рекомендовал родителям и воспитателям использовать стремление детей к игре, побуждать детей к творчеству и самостоятельности в ней, шире использовать в воспитании детей народные игры.

Большой интерес представляют взгляды на игру Е.И. Тихеевой, видного педагога и общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Е.И. Тихеева рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. Формы игры, ее содержание обусловлены средой, в которой живет ребенок, обстановкой, в которой протекает игра, и ролью педагога, организующего обстановку и помогающего ребенку ориентироваться в ней.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка самара

В детском саду, руководимом Е. И. Тихеевой, существовали и использовались игры двух видов: 1) свободные игры, стимулированные окружающей средой, в том числе и педагогической, и 2) игры, организованные педагогом, игры с правилами. Дети играли как индивидуально, так и коллективно. В коллективных играх у детей развивалось чувство социальной зависимости, умение учитывать не только собственные интересы, но и интересы окружающих, «жертвовать личными выгодами ради общего блага. Предоставляя детям максимум самостоятельности в свободных играх, педагог, по мнению Е.И. Тихеевой, должен отвлекать их от игр с нежелательным содержанием, приходить детям на помощь в тех случаях, когда они сами не в состоянии разрешить возникшие затруднения, обогащать детские впечатления, проводя наблюдения, экскурсии и т. д. Иногда воспитатель должен принять и непосредственное участие в игре.

Е.И. Тихеева обращала внимание педагогов на необходимость руководить играми детей с разнообразными строительными материалами, песком.

Большое значение она придавала подвижным играм, которые считала главнейшей формой физических упражнений. По ее мнению, подвижные игры дисциплинируют, развивают чувство ответственности и коллективизма, но их нужно тщательно подбирать в соответствии с возрастными возможностями детей.

Особая заслуга принадлежит Е.И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е.И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах.

Н. К. Крупская внесла вклад в развитие теории игры. В ряде работ Н.К. Крупская подчеркивала большое значение игры в воспитании ребенка. Она неоднократно высказывала мысль об особом месте игры в жизни детей дошкольного возраста. «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего». Она считала, что игра полностью отвечает потребностям ребенка дошкольного возраста в движениях, воспитывает у него такие качества, как жизнерадостность, активность, живость воображения, пытливость. Вместе с тем она рассматривала игру как главное средство воспитания и требовала, чтобы жизнь детского сада была наполнена разнообразными играми-забавами, необходимыми для здоровья детей и их правильного развития. Она неоднократно напоминала о том, что игры укрепляют костяк ребенка, развивают мускулатуру, органы чувств; в играх воспитываются меткость глаза, ловкость и сила движения.

Н.К. Крупская рассматривала игру и как средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы.

Особое значение придавала Н.К. Крупская игре в деле воспитания коллективистических чувств. Она призывала воспитателей всячески помогать детям в их объединении, подчеркивая, что в игре ребенок лучше усваивает значение правил и необходимость их соблюдения: в коллективной игре воспитываются воля, выдержка, самообладание; игра учит совместному, коллективному действию, вырабатывая умение владеть собой; игра воспитывает в ребятах определенную организованность. «В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения. Такие игры вырабатывают детей-организаторов, умеющих упорно стремиться к цели, увлекать за собой других, организовывать их».

В игре ребенок готовится к труду: «Есть масса игр, которые физически укрепляют, которые развивают трудовые навыки, которые укрепляют меткость глаза, развивают ловкость. Игры, развивающие ловкость, силу, умение попадать в цель и всякие такие вещи, которые при труде имеют громаднейшее значение, чрезвычайно важно практиковать в наших дошкольных учреждениях».

Н.К. Крупская подчеркивала необходимость вдумчивого и серьезного руководства играми детей. Продумывая задачи и содержание игр с правилами, необходимо постепенно усложнять их. Нельзя шаблонизировать игры, необходимо давать простор детской инициативе и творчеству. В самостоятельных играх не следует навязывать содержание игры. Однако необходимо отводить опасные игры, возбуждающие у детей нежелательные чувства. Она считала необходимым тщательно анализировать существующие игры с точки зрения их общественно-воспитательного значения: насколько те или иные игры воспитывают умение коллективно реагировать, коллективно действовать, насколько они сплачивают, дисциплинируют, организуют.

Идеи Н.К. Крупской были развиты и реализованы на практике выдающимся советским педагогом А.С. Макаренко. Он придавал игре большое значение в воспитании ребенка: «Каков ребенок в игре, — говорил он в «Лекциях о воспитании детей», — таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». В жизни ребенка игра имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Эти качества воспитываются в хорошей игре, в которой есть «рабочее усилие и усилие мысли», а «игра без усилия, игра без активной деятельности — всегда плохая игра».

Читайте также:  Как влияет чтение на развитие речи ребенка

По мнению А.С. Макаренко, руководство детскими играми направлено: 1) на установление правильного соотношения между игрой и трудом в жизни ребенка; 2) на воспитание в игре физических и психологических качеств, необходимых для будущего деятеля и работника.

А.С. Макаренко наметил ряд ступеней в развитии игры, а на каждом этапе — определенные задачи руководства. По возможности надо предоставлять детям свободу действий в игре, но, если игра протекает неинтересно, нужно помочь ребенку: подсказать, поставить вопрос, предложить интересный материал, иногда поиграть вместе.

Н.К. Крупская и А.С. Макаренко рассматривали игру как деятельность, в которой формируются качества личности будущего гражданина и деятеля: чувство коллективизма, активность, творчество, умение преодолевать трудности; развиваются физические и психические способности ребенка, необходимые для будущей жизни.

Неоднозначную оценку получила всемирно известная система дидактических игр, автором которой является М.Монтессори. По определению места игры в жизни детского сада она близка к позиции Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая» игра, не оказывающая влияния на развитие ребенка. Для обучающих игр-занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Эти материалы были устроены так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить ошибки, развивая при этом волю и терпение.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей № 42 «ЯРОСЛАВНА» г. Обниска

СЕМИНАР

НА ТЕМУ:

 «Роль педагога в развитии игровой деятельности дошкольников. Разные подходы к классификации игр»

Подготовил:

Ст. воспитатель

Галабир И.В.

2015-2016 уч.год.

Ход выступления

Сл. 2. Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время пребывания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру, педагог вовлекал детей в новую.

В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, настойчиво развивала Н.К. Крупская. Отмечая исключительное значение игр для дошкольников, Н. К Крупская писала: «… игра для них – учеба, игра для них — труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра- для дошкольников способ познания окружающего». Поэтому по глубокому убеждению Н.К. Крупской, задача педагога – помогать детям в организации игр, объединять их в игре.

Идею о необходимости «пропитать всю жизнь» маленького ребенка игрой высказывал А.С. Макаренко. Сам он блестяще организовал эту идею, работая с трудными подростками.

Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах  А.П. Усовой. По мнению Усовой, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Направляя игру, педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае.

Однако следует не забывать, что игра своеобразная деятельность дошкольника. В игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности.

Сл. 3. В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

— отношения, которые определяются содержанием игры: (пример: ученики подчиняются учителю, дети слушаются родителей);

— отношения, которые определяются правилами игры (пример: по сигналу Цапля ловит лягушек);

— реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (пример: распределение ролей, установление правил и т.п.)

        Реальные отношения, будучи личными, формируются не только в игре, но и в ходе всей жизни ребенка в детском саду. На основе реальных отношений у детей формируются качества «общественности» позволяющие ребенку успешно взаимодействовать с другими детьми.

        Сл. 4. При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения. А.П. Усова справедливо отметила, что умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре  — первая школа общественного поведения. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для установления детского общества.

        Однако, без помощи взрослого путь формирования общественного поведения может быть долгим и болезненным, особенно для детей с проблемами развития (дети застенчивые, агрессивные, с нарушениями речи). Влияя на поведение детей, на взаимоотношения друг с другом, педагог должен учитывать их индивидуальные особенности, тенденции развития.

        Сл. 5. Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня должно быть обязательно время (до утренней гимнастики, на протяжении прогулки, после дневного сна), когда дети могли бы спокойно развертывать игры , зная, что их не будут отвлекать, торопить.

Читайте также:  Основные условия для нормального развития ребенка

        Педагог должен ежедневно продумывать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать интерес у детей.  (вопрос к педагогам)

        Сл. 6. Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностью. В процессе игры возникает потребность сделать новую игрушку, по-другому оформить уже имеющиеся атрибуты. С помощью воспитателя дети могут починить игрушку (закрепить колеса автомобиля и т.п.).

Уже в 2-3 летнем возрасте детям прививают поддерживать порядок в «игрушечном царстве», соблюдать правило «Поиграл – убери на место», привлекают к труду по уборке в кукольном уголке, мытью игрушек. У старших детей формируют привычку ответственно, бережно относиться к игрушкам. Они по собственной инициативе или косвенно по предложению педагога ремонтируют коробки для настольных игр, стирают кукольную одежду.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.

Сл. 7. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в ФГОС ДО В пункте 2.7. определены особенности развития игровой деятельности ребенка:

  • В младенческом возрасте (2 мес. – 1 год) – непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование предметами
  • В раннем возрасте (1 – 3 лет) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого
  • Для детей дошкольного возраста (3-8 лет) – предметная деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и другие виды игр; общение с взрослыми и сверстниками

Сл. 8. Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирования социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6. ФГОС ДО):

  •   Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте
  • Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Сл. 9. Существует несколько классификаций игр:

Ф. Фребель будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение о игре как особом средстве воспитания, в основу  своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

Характеристика игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гросса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К.Гроссом к «играм специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.)

         В отечественной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К. Крупской.

П.Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).

В работах Н.К. Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф. Лесгафта, но называются немного иначе:  игры придуманные самими детьми (творческие игры) и придуманные взрослыми (игры с правилами);

        Новая классификация детских игр, разработанная С.Л. Новоселовой, представлена в программе «Истоки». В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

 Выделяют три класса игр:

  1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), — самостоятельные игры:

Игра-экспериментирование;

Самостоятельные сюжетные игры:

— сюжетно-отобразительные,

—  сюжетно-ролевые,

— режиссёрские,

— театрализованные;

2. игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательными целями:

Игры обучающие:

— дидактические,

— сюжетно-дидактические,

— подвижные;

Досуговые игры:

— игры-забавы,

— игры-развлечения,

— интеллектуальные,

— празднично-карнавальные,

— театрально-постановочные;

3. игры идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные игры), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей.

Традиционные или народные игры (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым.

Сл. 10. Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей:

  1. Не заменять игру другими видами деятельности.
  2. Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.
  3. Включайте игру во все сферы жизни ребенка.
  4. Радуйтесь, если ребенок пригласил вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.
  5. Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослым.
  6. Не наказывайте ребенка лишением игры.
  7. Если ребенок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
  8. Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.
  9. Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – ознакомление с различными сферами действительности.
  10. Готовясь к очередному рабочему дню, помните, сто новая игра — лучший подарок детям.

Источник