Параметры речевого развития ребенка
Речевое развитие детей с 1 года до 2 лет.
Звукопроизношение | Фонематический слух | Мелодико-интона- ционная сторона | Слоговая структура речи | Словарь | Грамматический строй речи | Связная речь |
Правильно произносит несколько звуков: гласные – А, У, И, О; согласные – Б, П., М.. Остальные звуки заменяются близкими по артикуляции. К 2 годам речи преобладают мягкие звуки. | Совершенствуется физический слух. | Слабый, тихий голос у части детей. | Ребенок начинает произносить многосложные слова, но искаженно: с пропусками слогов, звуков. | Накапливается активный словарь. К 1,5 годам примерно 40 слов. К 2 годам – 300 слов. Дети выходят на первую степень обобщения, т.е. начинают понимать нарицательное значение слова. Усваивают названия действий. Начинают осознавать обобщенный смысл прилагательных. | К 1,3 года — этап или период предложений, состоящих из аморфных слов – корней:1 этап – односложные предложения (1,3 мес.), 2 этап – предложения из нескольких слов – корней (1,10 мес.) | Не сформирована. |
Итоги второго года жизни. Основания для беспокойства:
- Понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках 1. Не реагирует на обращение.
действия и предметы. 2. Нет жестов, даже указательного.
- В словаре от 200 до 400 слов, преимущественно 3. Не переносит малейшие изменения в условиях
существительных бытовой и игровой тематики. существования.
- В речи много глаголов в повелительном наклонении. 4. Нарушена способность к установлению эмоционального
- Характерно неправильное произношение большинства контакта.
звуков (физиологическое косноязычие).
Речевое развитие детей с 2 до 3 лет.
Связная речь | Мелодико-интона- ционная сторона | Словарь | Грамматический строй речи | Слоговая структура речи | Фонематический слух | Звукопроизношение |
Начинают пользоваться сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. Овладевают ситуативной связной речью. Способен отвечать на вопросы по содержанию простых сказок и рассказов. Связного пересказа большинство детей еще не дает. В состоянии отгадывать несложные загадки, в тексте которых много информации и есть намеки и подсказки, звукоподражания. | Не умеют говорить шепотом. Им трудно произвольно менять силу голоса. Речевое дыхание характеризуется укороченным, слабым выдохом. | Около 1000 слов. Существительные – 60%, глаголы – 25%, прилагательные – 12%. Есть местоимения и предлоги. Систематизируется лексика. Усваиваются слова – понятия в пассивной речи. Могут смешивать названия сходных предметов (кружка – чашка). Могут использовать одно слово для называния нескольких сходных предметов: словом «шапка» называют фуражку, кепку, шляпу. Почти не называют детали сложных предметов: у машины – кузов, кабина, колесо и т.д. | Овладевают словообразовательными моделями. Появляются слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Происходит усвоение наиболее частотных окончаний. Встречаются ошибки, связанные с неусвоенностью редких в употреблении форм (много платков, ложков, ножов). «Не замечают» дети и других частных правил: чередование согласных, «беглых» гласных (пекет – печет, пени – пни, молотоком – молотком).При употреблении придагательных наблюдается смешение окончаний мужского, женского и среднего родов. Вводятся в речь наиболее употребительные предлоги. | Слова со стечением согласных произносят искаженно. | Осознает собственное ошибочное произношение. | Могут отсутствовать шипящие звуки, которые заменяются свистящими и звуком «Т», а также звуки «Л, Р, РЬ». Группа этих сонорных звуков заменяется звуком «ЛЬ» или «Й», или опускается совсем. Особенность звукопроизношения в этот период — большое количество смешений. Появляется интерес к звуковой форме слова – «рифмотворчество». |
Итоги третьего года жизни:
- Полное отсутствие аграмматизмов в речи.
- Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов. Употребляются союзы, используются все основные части речи.
- Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.
- Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие и сонорные звуки. Твердые и мягкие звуки дифференцируются.
- Слова со сложной слоговой структурой могут произноситься искаженно.
- Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его, свободного пересказа своими словами еще не дает.
- Понимает несложные сюжетные картинки.
Основания для беспокойства:
- Не ориентируется в мире бытовых вещей.
- Не строит короткие простые предложения.
- Не может рассказать, что он видел, узнал, хочет.
- Не воспринимает простые сказки, рассказы, не отвечает на вопросы по их содержанию.
- Ребенок не имеет в речи твердых звуков. Нет дифференцированного произнесения твердых и мягких звуков.
Речевое развитие детей с 3 до 4 лет.
Связная речь | Мелодико-интона- ционная сторона | Словарь | Грамматический строй речи | Слоговая структура речи | Фонематический слух | Звукопроизношение |
Пользуются простыми предложениями из 4 – 5 слов. Не может самостоятельно рассказать о событиях, которые он видел. Не всегда соблюдают последовательность в изложении событий. Понять ребенка без дополнительных вопросов нельзя. На сюжетной картинке чаще всего называют предметы, людей, животных и действия, которые они совершают. Пересказ небольшой сказки возможен, но это скорее пересказ наизусть. | Трудности в управлении своим голосовым аппаратом: часто говорят громко, не замечая этого. Неплохо перенимают интонацию и верно подражают взрослым при пересказе сказок. Удлиняется речевое дыхание. Дети могут на одном выдохе произнести небольшую фразу или произнести медленно цепочку из 4-х звуков. | Около 2000 слов. Увеличивается количество всех частей речи, особенно наречий. Называют некоторые числительные. Применяются притяжательные местоимения: мой, твой. Начинают появляться в активной речи слова – понятия. В речи мало слов – названий частей предмета. Не пользуются словами – названиями дополнительных цветов. | В основном овладевают словоизменением основных частей речи. Начинают усваиваться словообразовательные формы. Обычно склоняют несклоняемые существительные. Допускают ошибки в согласовании прилагательных с существительными. Не справляются со склонениями числительных. В речи мало причастий с деепричастиями. | Начинают произносить многосложные слова и слова со стечением согласных. Иногда допускают ошибки в проговаривании таких громоздких слов, как «температура» («темпетура»). | Получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой. Замечают ошибку в произношении другого ребенка. Понимают слова – паронимы. | Вводятся в речь согласные звуки Ц, Ч, Щ, Ж, Л, Р. Не считается речевым отставанием замена звука Р на Л. Может наблюдаться смешение звуков С – Ш, З – Ж, Сь – Щ, Щ – Ч. |
Итоги четвертого года жизни: Основания для беспокойства:
1. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов. Употребляются союзы.
2. В активной речи появляются слова — обобщения.
3. Появляется словотворчество, что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей
4. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.
5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
Основания для беспокойства:
1. Смягчает согласные звуки изолированно и в потоке речи.
2. Не различает слова – паронимы.
3. Отсутствует потребность в словотворчестве.
4. Допускает грубые ошибки при словообразовании.
5. Вопросы взрослого не стимулируют потребность в связной речи.
6. Резко нарушена слоговая структура слова.
Речевое развитие детей с 4 до 5 лет.
Связная речь | Мелодико-интона- ционная сторона | Словарь | Грамматический строй речи | Слоговая структура речи | Фонематический слух | Звукопроизношение |
Могут не только слушать и понимать. Но и свободно разговаривать друг с другом, спорить, рассуждать, делать выводы. Начинают овладевать монологической речью. Начинает развиваться внутренняя речь. В состоянии пересказать знакомый текст. | Улавливают в речи взрослых различные интонационные средства. Могут произвольно менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. Умеют говорить шепотом. Чувствуют и воспроизводят темп речи. | Примерно 3000 слов. Увеличивается количество местоимений, предлогов, наречий, союзов. Дальнейшее развитие получает словотворчество. | Усваиваются основные грамматические формы: предложно – падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм и наречий. Употребляются предлоги в самых разнообразных значениях. Имеет место нарушения согласования числительных с существительными в косвенных падежах. Используются сложноподчиненные предложения с союзами. Появляются предложения с однородными обстоятельствами. | Определяют наличие или отсутствие звука в слове. Определяют первый и последний гласный звук в слове. Понимают и различают слова – паронимы. | У большинства детей все звуки русского языка уже введены в речь. Наблюдается некоторое смешение звуков Р – Л, С – Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука. |
Итоги пятого года жизни:
- Качественный скачок в овладении связной речью: ребенок способен составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности
- Начинает формироваться внутренняя речь, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
- Звукопроизношение полностью нормализовалось.
- В речи нет грубых аграмматизмов.
- Формируются навыки звукового анализа слов.
Основания для беспокойства:
1. Ограничен бытовой словарь.
2. Неправильное произношение звуков речи.
3. Искажается звуковая структура слов.
4. Нет активности в речевом общении.
5. Молчание во время различных игр.
Речевое развитие детей с 5 до 6 лет.
Связная речь | Мелодико-интона- ционная сторона | Словарь | Грамматический строй речи | Слоговая структура речи | Фонематический слух | Звукопроизношение |
Начинается переход от ситуативной речи к контекстной. Поддерживают беседу, задают вопросы. Правильно строят ответ на поставленный вопрос. Самостоятельно составляют небольшие рассказы. Последовательно передают содержание текстов. | Могут произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания. Не допускают ошибок при передаче темпа речи. | Словарный запас растет стремительно. Количество слов, находящихся в активном употреблении зависит от общей осведомленности ребенка. Чем больше ребенок знает, тем богаче его словарный запас. | Усваиваются не только типичные формы словоизменения и словообразования, но и исключения из правил. Меньше случаев словотворчества. В речи нет или почти нет причастий. Встречаются ошибки в употреблении приставок с пространственным значением. | Правильное произнесение слов различной звуко – слоговой структуры. | Устанавливают последовательность звуков в слове. Различают гласные и согласные звуки речи. Определяют наличие или отсутствие звука в потоке речи. | Четкое произнесение всех звуков русского языка в составе слов и предложений. |
Итоги шестого года жизни:
- Четкое произнесение всех звуков в составе слов и предложений.
- Нормализован темп речи.
- Понимание и осознанное использование просодем.
- Умение выражать голосом незаконченные интонации смысловых отрезков распространенного предложения: перечисления, противопоставления, предупреждения, обособления.
- Общение со сверстниками выходит на более
высокий уровень.
Основания для беспокойства:
- Ребенок не может или затрудняется сгруппировать и назвать
предметы, признаки, действия по обобщающему признаку одним словом (овощи, передвигаются, разноцветные и т. д.)
- Темп речи убыстренный или замедленный.
- Отсутствие оречевления во время игр.
- Нет стремления рассказать об увиденном.
- Не проявляет интереса к книгам, не стремится пересказать или составить рассказ по картинке.
Речевое развитие детей с 6 до 7 лет.
Связная речь | Мелодико-интона- ционная сторона | Словарь | Грамматический строй речи | Слоговая структура речи | Фонематический слух | Звукопроизношение |
Совершенствуется монологическая и диалогическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их. Дети умеют составлять небольшие рассказы по картине. Серии картин и по плану. Пересказывают небольшие литературные произведения. Формируется культура речевого общения. | Воспринимают и воспроизводят логическое ударение. Чувствуют и передают ритмический рисунок. Правильно различают все интонационные оттенки речи (радость, гнев, грусть, просьбу, восхищение, удивление и т. д.) | Достаточно велик и не поддается учету. Имеются слова всех частей речи. Понимаются и используются в речи антонимичные пары. Осмысливаются и понимаются слова с переносным значением. | Дети овладевают всей сложной системой грамматики. В речи используются все виды предложений. В состав простых предложений включаются причастные и деепричастные обороты. | Нет затруднений при произнесении слов любой структуры. | Четко различают на слух все звуки родного языка: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Способны узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в слове. | Четкое произнесение всех звуков родного языка. |
Итоги седьмого года жизни:
1.Четко произносит и различает все фонемы родного языка.
2. Владеет мелодико-интонационной стороной речи.
3. Правильно пользуется всеми частями речи.
4. При грамматическом оформлении речи имеются незначительные отклонения от речевых норм.
5.Устная речь сформирована и не отличается от речи взрослых.
Основания для беспокойства:
- Затруднения в замене слов синонимами, в подборе к словам антонимов.
- Ребенок не различает пары звуков по звонкости – глухости, твердости – мягкости.
- Не ориентируется в видовых и родовых отношениях предметов.
- Не умеет давать определение предмета через родовое название и видовое своеобразие (сахарница – это посуда, в которой находится сахар).
Источник
Развитие речи в норме описывается ВОЗ (всемирной организацией здравоохранения), педиатрами РФ. Многолетний опыт позволяет ученым и практикам сделать вывод, как должно протекать развитие малыша от рождения до школьного возраста, когда появляются в норме первые слова, речь становится связной и логичной. Опираясь на имеющиеся данные, можно понять, имеются ли у ребенка нарушения, стоит ли обращаться к логопеду, неврологу.
Что такое норма речевого развития
Педиатры, неврологи, логопеды, педагоги в работе с детьми опираются на нормы речевого развития. К ним относятся свойственные каждому отдельному периоду жизни ребенка прогрессы в говорении, эмоциональном развитии. С рождения специалисты наблюдают за малышом, как он учится отзываться на голос взрослого, реагирует на речь извне, начинает «гулить», лепетать и постепенно приходит к полноценному процессу говорения.
Психологи предупреждают, опираться полноценно на критерии ВОЗ не стоит. Каждый ребенок индивидуальность, личность, которой свойственны отличительные качества. Один малыш может заговорить в 2 года, другой в 3 и это будет являться нормой. Главное, вовремя реагировать на отставание в речевом развитии, заниматься с ребенком, проходить обследование. Зачастую проблемы кроятся в свойствах характера крохи.
Нормы речевого развития по возрастам
Ошибочно мнение, что речь зарождается, когда малыш произносит первое небольшое слово. Формирование происходит сразу после рождения, когда новорожденный учится воспринимать и понимать родителей, слушать и слышать, воспроизводить звуки (акт гуления), лепетать. Первая улыбка − это тоже речевое развитие. Для малышей до года свойственно эмоциональное жестовое общение с помощью движений, мимики.
После года наступает пора, когда ребенок может не только показать, но и пытается объяснить, что ему нужно. В такой период важно подыграть крохе и можно специально попросить его проговорить слово, сделать вид, что взрослый не понимает малыша. Это стимулирует к познанию, процессу говорения. Ребенок понимает, если он хочет что-то получить, нужно потрудиться, произнести слово так, чтобы его поняли.
От 0 до года
Представленная таблица помогает определить наличие отклонений у ребенка от норм, понять, стоит ли обращаться за помощью к профессионалу. Не стоит забывать, что может быть отклонение от нормы в несколько недель, месяц. Воспринимать информацию нужно в совокупности. Только если ребенок на протяжении нескольких месяцев отстает от параметров ВОЗ, можно обращаться к неврологу.
Возрастной этап | Характеристика |
0-2 месяца | Появление реакции на взрослую речь, ребенок смотрит в сторону того, кто обращается к нему. Возникают первые звуки, улыбка, спонтанные вокализации, эмоциональные всплески при общении с близким человеком. |
3 месяца | Важный этап в развитии речевого дыхания. Появляется первый смех, «гуление», «воркование». Новорожденный экспериментирует с гласными: протягивает, поет. |
4 месяца | Возраст, когда появляется комплекс оживления, ребенок проявляет радость в ответ на общение со взрослым. Плавно один звук переходит в другой: «ооооооуууу, ааааааооооо». |
5 месяцев | Возникают первые попытки сказать что-либо с помощью звукослияния: ма, ба, па, ня, ди и т. д. Гласные начинают соединяться с согласными, возникает активное гуление. |
Полгода | Малыш всё больше пытается войти в контакт со взрослым при помощи лепета, гуления, возникает спонтанное соединение слогов: гуга, дади, нати, мами, баба и т. д. |
7 месяцев | Ребенок активно использует лепет в разговоре, понимает, что речь диалогична. После произнесенных фраз (гага, ба, мама, ня и т. д.) малыш делает паузу, ждет ответную реакцию собеседника. |
8-12 месяцев | Кроха может произносить цепочку слогов с различной интонацией. Появляются первые несложные слова: мама, дай, папа, на, незя. К 11-12 месяцам ребенок знает до 15 слов, активно использует их в речи. |
От года до 7 лет
Активно проявляются зачатки речи в дошкольном периоде. В 3 года важно провести первую диагностику, показать ребенка логопеду, если имеется отставание в развитии, возникли неврологические проблемы. Ранняя консультация поможет малышу легче адаптироваться в детском саду, освоить процесс говорения.
Возраст | Характеристика |
От 1 до 2 лет | На втором году жизни появляются несложные предложения в общении: «Мама кушать», «Баба дай» и т. д. Словарный запас колеблется от 30 до 50 слов к 1,5 годам. В 2 года ребенок должен знать до 200-300 слов. Появляются первые слова и интерес к окружающему миру: что это, кто это, зачем? Таким образом малыш познает действительность, важно помогать ему в этом. |
От 2 до 3 лет | Нормы речевого развития детей дошкольного возраста связаны в большей степени с поступлением ребенка в дошкольное учреждение, внедрением в социальную среду. У крохи появляются первые предложения, окрашенные по смыслу и контексту: «Хочу домой», «Мама пойдём гулять». К 3 годам сохраняются трудности в звукопроизношении свистящих, шипящих, сонорных: р, н, л, м, щ, ш, ч, ц, с. Словарный запас к 3 годам увеличивается до 100 слов. |
От 4 до 5 лет | Возникает второй период вопросов: почему, зачем, как? Малыш активно познает окружающий мир с помощью взрослого и самостоятельно. Дети разговаривают к 4 годам предложениями, речь дошкольника становится более связной, контекстной, содержательной. В 4 года кроха может называть группу предметов, пересказывать с помощью взрослого небольшой рассказ, заучивать стишки. Словарный запас к 5 годам увеличивается до 2000 слов. В речи малыша присутствуют все части речи: местоимения, причастия, наречия, прилагательные, глаголы, существительные. |
От 5 до 7 лет | Ребенок активно участвует в разговоре, может составлять содержательные рассказы к 6 годам. Без помощи взрослого способен пересказать небольшой рассказ, стихотворение. Умеет составлять несколько предложений, текст по картинке. К 6-7 годам должны отсутствовать дефекты в произношении звуков. Словарный запас к 7 годам до 2500 слов. |
Советы логопеда
Если невролог или психиатр при первом осмотре поставил ребенку диагноз ЗРР (задержка речевого развития), не стоит паниковать. У каждого ребенка имеется запас времени до 3 лет, когда он может начать говорить. Это может произойти в год, опережая развитие по нормам ВОЗ или ближе к 3 годам. Главное, при недоразвитии речи пройти полноценное обследование, чтобы исключить наличие патологий неврологического или органического характера.
Если помимо ЗРР врачи не ставят малышу сопутствующих диагнозов, ребенок вполне здоров, задержка речи − его индивидуальная особенность, он заговорит позже. Родители в силах помочь крохе быстрее справиться с трудной задачей, для этого нужно:
- больше читать сказки, петь песенки, рассказывать истории и стихи малышу;
- гулять на свежем воздухе и общаться с крохой во время прогулки, обсуждая окружающие явления природы;
- играть в подвижные и настольные игры, проговаривая цвета, формы, времена года и т. д.;
- собирать с малышом пирамидку, кубики, мозаику;
- больше разговаривать с малышом, даже если он пока не может полноценно ответить взрослому;
- посещать театры, спектакли, цирк музеи.
Следует уделять достаточно времени для общения с ребенком. Желательно отказаться от просмотра телепередач и компьютерных игр. Внимание и родительская любовь помогут в речевом развитии и создании хорошей базы для получения новых знаний.
Источник