Параметры речевого развития ребенка

Параметры речевого развития ребенка thumbnail

Речевое развитие детей с 1 года до 2 лет.

Звукопроизношение

Фонематический

слух

Мелодико-интона-

ционная сторона

Слоговая

структура речи

Словарь

Грамматический

строй речи

Связная речь

Правильно произносит

несколько звуков:

гласные – А, У, И,

О;

согласные – Б, П., М..

Остальные звуки

заменяются

близкими по

артикуляции.

К 2 годам речи

преобладают

мягкие звуки.

Совершенствуется физический слух.

Слабый, тихий голос у части детей.

Ребенок начинает произносить многосложные слова, но искаженно: с пропусками слогов, звуков.

Накапливается активный словарь. К 1,5 годам примерно 40 слов. К 2 годам – 300 слов. Дети выходят на первую степень обобщения, т.е. начинают понимать нарицательное значение слова. Усваивают названия действий. Начинают осознавать обобщенный смысл прилагательных.

К 1,3 года  — этап или период предложений, состоящих из аморфных слов – корней:1 этап – односложные предложения (1,3 мес.), 2 этап – предложения из нескольких слов – корней (1,10 мес.)

Не сформирована.

Итоги второго года жизни.                                                                                                          Основания для беспокойства:

  1. Понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках                                       1. Не реагирует на обращение.

            действия и предметы.                                                                                                       2. Нет жестов, даже указательного.

  1. В словаре от 200 до 400 слов, преимущественно                                                          3. Не переносит малейшие изменения в условиях

            существительных бытовой и игровой тематики.                                                               существования.

  1. В речи много глаголов в повелительном наклонении.                                                  4. Нарушена способность к установлению эмоционального
  2. Характерно неправильное произношение большинства                                                   контакта.

             звуков (физиологическое косноязычие).

Речевое развитие детей с 2 до 3 лет.

Связная речь

Мелодико-интона-

ционная сторона

Словарь

Грамматический

строй речи

Слоговая

структура речи

Фонематический

слух

Звукопроизношение

Начинают пользоваться сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. Овладевают ситуативной связной речью. Способен отвечать на вопросы по содержанию простых сказок и рассказов. Связного пересказа большинство детей еще не дает. В состоянии отгадывать несложные загадки, в тексте которых много информации и есть намеки и подсказки, звукоподражания.

Не умеют говорить шепотом. Им трудно произвольно менять силу голоса. Речевое дыхание характеризуется укороченным, слабым выдохом.

Около 1000 слов.

Существительные – 60%, глаголы – 25%, прилагательные – 12%. Есть местоимения и предлоги. Систематизируется лексика. Усваиваются слова – понятия в пассивной речи. Могут смешивать названия сходных предметов (кружка – чашка). Могут использовать одно слово для называния нескольких сходных предметов: словом «шапка» называют фуражку, кепку, шляпу. Почти не называют детали сложных предметов: у машины – кузов, кабина, колесо и т.д.

Овладевают словообразовательными моделями. Появляются слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Происходит усвоение наиболее частотных окончаний. Встречаются ошибки, связанные с неусвоенностью редких в употреблении форм (много платков, ложков, ножов). «Не замечают» дети и других частных правил: чередование согласных, «беглых» гласных (пекет – печет, пени – пни, молотоком – молотком).При употреблении придагательных наблюдается смешение окончаний мужского, женского и среднего родов. Вводятся в речь наиболее употребительные предлоги.

Слова со стечением согласных произносят искаженно.

Осознает собственное ошибочное произношение.

Могут отсутствовать шипящие звуки, которые заменяются свистящими и звуком «Т», а также звуки «Л, Р, РЬ». Группа этих сонорных звуков заменяется звуком «ЛЬ» или «Й», или опускается совсем. Особенность звукопроизношения в этот период —  большое количество смешений.

Появляется интерес к звуковой форме слова – «рифмотворчество».

      Итоги третьего года жизни:                                                                                      

  1. Полное отсутствие аграмматизмов в речи.
  2. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов. Употребляются союзы, используются все основные части речи.
  3. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.
  4. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие и сонорные звуки. Твердые и мягкие звуки дифференцируются.
  5. Слова со сложной слоговой структурой могут произноситься искаженно.
  6. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его, свободного пересказа своими словами еще не дает.
  7. Понимает несложные сюжетные картинки.

Основания для беспокойства:

  1. Не ориентируется в мире бытовых вещей.
  2. Не строит короткие простые предложения.
  3. Не может рассказать, что он видел, узнал, хочет.
  4. Не воспринимает простые сказки, рассказы, не отвечает на вопросы по их содержанию.
  5. Ребенок не имеет в речи твердых звуков. Нет дифференцированного произнесения твердых и мягких звуков.
Читайте также:  Детская литература и ее роль в развитии и воспитании ребенка

Речевое развитие детей с 3 до 4 лет.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Связная речь

Мелодико-интона-

ционная сторона

Словарь

Грамматический

строй речи

Слоговая

структура речи

Фонематический

слух

Звукопроизношение

Пользуются простыми предложениями из 4 – 5 слов. Не может самостоятельно рассказать о событиях, которые он видел. Не всегда соблюдают последовательность в изложении событий. Понять ребенка без дополнительных вопросов нельзя. На сюжетной картинке чаще всего называют предметы, людей, животных и действия, которые они совершают. Пересказ небольшой сказки возможен, но это скорее пересказ наизусть.

Трудности в управлении своим голосовым аппаратом: часто говорят громко, не замечая этого. Неплохо перенимают интонацию и верно подражают взрослым при пересказе сказок. Удлиняется речевое дыхание. Дети могут на одном выдохе произнести небольшую фразу или произнести медленно цепочку из 4-х звуков.

Около 2000 слов. Увеличивается количество всех частей речи, особенно наречий. Называют некоторые числительные. Применяются притяжательные местоимения: мой, твой. Начинают появляться в активной речи слова – понятия. В речи мало слов – названий частей предмета. Не пользуются словами – названиями дополнительных цветов.

В основном овладевают словоизменением основных частей речи. Начинают усваиваться словообразовательные формы. Обычно склоняют несклоняемые существительные. Допускают ошибки в согласовании прилагательных с существительными. Не справляются со склонениями числительных. В речи мало причастий с деепричастиями.

Начинают произносить многосложные слова и слова со стечением согласных. Иногда допускают ошибки в проговаривании таких громоздких слов, как «температура» («темпетура»).

Получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой. Замечают ошибку в произношении другого ребенка. Понимают слова – паронимы.

Вводятся в речь согласные звуки Ц, Ч, Щ, Ж, Л, Р. Не считается речевым отставанием замена звука Р на Л. Может наблюдаться смешение звуков С – Ш, З – Ж, Сь – Щ, Щ – Ч.

Итоги четвертого года жизни:                                                                                 Основания для беспокойства:

1. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний     и предлогов. Употребляются союзы.

2. В активной речи появляются слова  — обобщения.

3. Появляется словотворчество, что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей

4. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.

5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.                                                      

Основания для беспокойства:

1. Смягчает согласные звуки изолированно и в потоке речи.

2. Не различает слова – паронимы.

3.  Отсутствует потребность в словотворчестве.

4.  Допускает грубые ошибки при словообразовании.

5. Вопросы взрослого не стимулируют потребность в связной речи.

6. Резко нарушена слоговая структура слова.

Речевое развитие детей с 4 до 5 лет.    

Связная речь

Мелодико-интона-

ционная сторона

Словарь

Грамматический

строй речи

Слоговая

структура речи

Фонематический

слух

Звукопроизношение

Могут не только слушать и понимать. Но и свободно разговаривать друг с другом, спорить, рассуждать, делать выводы. Начинают овладевать монологической речью. Начинает развиваться внутренняя речь. В состоянии пересказать знакомый текст.

Улавливают в речи взрослых различные интонационные средства. Могут произвольно менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. Умеют говорить шепотом. Чувствуют и воспроизводят темп речи.

Примерно 3000 слов. Увеличивается количество местоимений, предлогов, наречий, союзов. Дальнейшее развитие получает словотворчество.

Усваиваются основные грамматические формы: предложно – падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм и наречий. Употребляются предлоги  в самых разнообразных значениях. Имеет место нарушения согласования числительных с существительными в косвенных падежах. Используются сложноподчиненные предложения с союзами. Появляются предложения с однородными обстоятельствами.

Определяют наличие или отсутствие звука в слове. Определяют первый и последний гласный звук в слове.  Понимают и различают слова – паронимы.

У большинства детей все звуки русского языка уже введены в речь. Наблюдается некоторое смешение звуков Р – Л, С – Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука.

Итоги пятого года жизни:                                                                                          

  1. Качественный скачок в овладении связной речью: ребенок способен составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической  последовательности
  2. Начинает формироваться внутренняя речь, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
  3. Звукопроизношение полностью нормализовалось.
  4. В речи нет грубых аграмматизмов.
  5. Формируются навыки звукового анализа слов.      
Читайте также:  Функциональная норма развития ребенка

Основания для беспокойства:

1. Ограничен бытовой словарь.

2. Неправильное произношение звуков речи.

3. Искажается звуковая структура слов.

4. Нет активности в речевом общении.

5. Молчание во время  различных игр.

Речевое развитие детей с 5 до 6 лет.  

Связная речь

Мелодико-интона-

ционная сторона

Словарь

Грамматический

строй речи

Слоговая

структура речи

Фонематический

слух

Звукопроизношение

Начинается переход от ситуативной речи к контекстной. Поддерживают беседу, задают вопросы. Правильно строят ответ на поставленный вопрос. Самостоятельно составляют небольшие рассказы. Последовательно передают содержание текстов.

Могут произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания. Не допускают ошибок при передаче темпа речи.

Словарный запас растет стремительно. Количество слов, находящихся в активном употреблении зависит от общей осведомленности ребенка. Чем больше ребенок знает, тем богаче его словарный запас.

Усваиваются не только типичные формы словоизменения и словообразования, но и исключения из правил. Меньше случаев словотворчества. В речи нет или почти нет причастий. Встречаются ошибки в употреблении приставок с пространственным значением.

Правильное произнесение слов различной звуко – слоговой структуры.

Устанавливают последовательность звуков в слове. Различают гласные и согласные звуки речи. Определяют наличие или отсутствие звука в потоке речи.

Четкое произнесение всех звуков русского языка в составе слов и предложений.

Итоги шестого года жизни:                                                                                    

  1. Четкое произнесение всех звуков в составе слов и предложений.                                
  2. Нормализован темп речи.
  3. Понимание и осознанное использование просодем.    
  4. Умение выражать голосом незаконченные интонации смысловых отрезков распространенного предложения: перечисления, противопоставления, предупреждения, обособления.
  5. Общение со сверстниками выходит на более

            высокий уровень.                                                                

Основания для беспокойства:

  1. Ребенок не может или затрудняется сгруппировать и назвать

предметы, признаки, действия по обобщающему признаку одним словом (овощи, передвигаются, разноцветные и т. д.)

  1. Темп речи убыстренный или замедленный.
  2. Отсутствие оречевления во время игр.
  3. Нет стремления рассказать об увиденном.
  4. Не проявляет интереса к книгам, не стремится пересказать или составить рассказ по картинке.

Речевое развитие детей с 6 до 7 лет.

Связная речь

Мелодико-интона-

ционная сторона

Словарь

Грамматический

строй речи

Слоговая

структура речи

Фонематический

слух

Звукопроизношение

Совершенствуется монологическая и диалогическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их. Дети умеют составлять небольшие рассказы по картине. Серии картин и по плану. Пересказывают небольшие литературные произведения. Формируется культура речевого общения.

Воспринимают и воспроизводят логическое ударение. Чувствуют и передают ритмический рисунок. Правильно различают все интонационные оттенки речи (радость, гнев, грусть, просьбу, восхищение, удивление и т. д.)

Достаточно велик и не поддается учету. Имеются слова всех частей речи. Понимаются и используются в речи антонимичные пары. Осмысливаются и понимаются слова с переносным значением.

Дети овладевают всей сложной системой грамматики. В речи используются все виды предложений. В состав простых предложений включаются причастные и деепричастные обороты.

Нет затруднений при произнесении слов любой структуры.

Четко различают на слух все звуки родного языка: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Способны узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в слове.

Четкое произнесение всех звуков родного языка.

      Итоги седьмого года жизни:                                                            

1.Четко произносит и различает все фонемы родного языка.

2. Владеет мелодико-интонационной стороной речи.  

3. Правильно пользуется всеми частями речи.    

4. При грамматическом оформлении речи имеются незначительные отклонения от речевых норм.

5.Устная речь сформирована и не отличается от речи взрослых.

Основания для беспокойства: 

  1. Затруднения в замене слов синонимами, в подборе к словам антонимов.
  2. Ребенок не различает пары звуков по звонкости – глухости, твердости – мягкости.
  3. Не ориентируется в видовых и родовых отношениях предметов.
  4. Не умеет давать определение предмета через родовое название и видовое своеобразие (сахарница – это посуда, в которой находится сахар).

Источник

Развитие речи в норме описывается ВОЗ (всемирной организацией здравоохранения), педиатрами РФ. Многолетний опыт позволяет ученым и практикам сделать вывод, как должно протекать развитие малыша от рождения до школьного возраста, когда появляются в норме первые слова, речь становится связной и логичной. Опираясь на имеющиеся данные, можно понять, имеются ли у ребенка нарушения, стоит ли обращаться к логопеду, неврологу.

Что такое норма речевого развития

Нормы речевого развития от 0 до 6 лет

Педиатры, неврологи, логопеды, педагоги в работе с детьми опираются на нормы речевого развития. К ним относятся свойственные каждому отдельному периоду жизни ребенка прогрессы в говорении, эмоциональном развитии. С рождения специалисты наблюдают за малышом, как он учится отзываться на голос взрослого, реагирует на речь извне, начинает «гулить», лепетать и постепенно приходит к полноценному процессу говорения.

Психологи предупреждают, опираться полноценно на критерии ВОЗ не стоит. Каждый ребенок индивидуальность, личность, которой свойственны отличительные качества. Один малыш может заговорить в 2 года, другой в 3 и это будет являться нормой. Главное, вовремя реагировать на отставание в речевом развитии, заниматься с ребенком, проходить обследование. Зачастую проблемы кроятся в свойствах характера крохи.

Нормы речевого развития по возрастам

Ошибочно мнение, что речь зарождается, когда малыш произносит первое небольшое слово. Формирование происходит сразу после рождения, когда новорожденный учится воспринимать и понимать родителей, слушать и слышать, воспроизводить звуки (акт гуления), лепетать. Первая улыбка − это тоже речевое развитие. Для малышей до года свойственно эмоциональное жестовое общение с помощью движений, мимики.

Читайте также:  Роль движения в развитии личности ребенка

После года наступает пора, когда ребенок может не только показать, но и пытается объяснить, что ему нужно. В такой период важно подыграть крохе и можно специально попросить его проговорить слово, сделать вид, что взрослый не понимает малыша. Это стимулирует к познанию, процессу говорения. Ребенок понимает, если он хочет что-то получить, нужно потрудиться, произнести слово так, чтобы его поняли.

От 0 до года

Развитие ребенка от рождения до года

Представленная таблица помогает определить наличие отклонений у ребенка от норм, понять, стоит ли обращаться за помощью к профессионалу. Не стоит забывать, что может быть отклонение от нормы в несколько недель, месяц. Воспринимать информацию нужно в совокупности. Только если ребенок на протяжении нескольких месяцев отстает от параметров ВОЗ, можно обращаться к неврологу.

Возрастной этапХарактеристика
0-2 месяцаПоявление реакции на взрослую речь, ребенок смотрит в сторону того, кто обращается к нему. Возникают первые звуки, улыбка, спонтанные вокализации, эмоциональные всплески при общении с близким человеком.
3 месяцаВажный этап в развитии речевого дыхания. Появляется первый смех, «гуление», «воркование». Новорожденный экспериментирует с гласными: протягивает, поет.
4 месяцаВозраст, когда появляется комплекс оживления, ребенок проявляет радость в ответ на общение со взрослым. Плавно один звук переходит в другой: «ооооооуууу, ааааааооооо».
5 месяцевВозникают первые попытки сказать что-либо с помощью звукослияния: ма, ба, па, ня, ди и т. д. Гласные начинают соединяться с согласными, возникает активное гуление.
ПолгодаМалыш всё больше пытается войти в контакт со взрослым при помощи лепета, гуления, возникает спонтанное соединение слогов: гуга, дади, нати, мами, баба и т. д.
7 месяцевРебенок активно использует лепет в разговоре, понимает, что речь диалогична. После произнесенных фраз (гага, ба, мама, ня и т. д.) малыш делает паузу, ждет ответную реакцию собеседника.
8-12 месяцевКроха может произносить цепочку слогов с различной интонацией. Появляются первые несложные слова: мама, дай, папа, на, незя. К 11-12 месяцам ребенок знает до 15 слов, активно использует их в речи.

От года до 7 лет

Дети от года до семи лет

Активно проявляются зачатки речи в дошкольном периоде. В 3 года важно провести первую диагностику, показать ребенка логопеду, если имеется отставание в развитии, возникли неврологические проблемы. Ранняя консультация поможет малышу легче адаптироваться в детском саду, освоить процесс говорения.

ВозрастХарактеристика
От 1 до 2 летНа втором году жизни появляются несложные предложения в общении: «Мама кушать», «Баба дай» и т. д. Словарный запас колеблется от 30 до 50 слов к 1,5 годам. В 2 года ребенок должен знать до 200-300 слов. Появляются первые слова и интерес к окружающему миру: что это, кто это, зачем? Таким образом малыш познает действительность, важно помогать ему в этом.
От 2 до 3 летНормы речевого развития детей дошкольного возраста связаны в большей степени с поступлением ребенка в дошкольное учреждение, внедрением в социальную среду. У крохи появляются первые предложения, окрашенные по смыслу и контексту: «Хочу домой», «Мама пойдём гулять». К 3 годам сохраняются трудности в звукопроизношении свистящих, шипящих, сонорных: р, н, л, м, щ, ш, ч, ц, с. Словарный запас к 3 годам увеличивается до 100 слов.
От 4 до 5 летВозникает второй период вопросов: почему, зачем, как? Малыш активно познает окружающий мир с помощью взрослого и самостоятельно. Дети разговаривают к 4 годам предложениями, речь дошкольника становится более связной, контекстной, содержательной. В 4 года кроха может называть группу предметов, пересказывать с помощью взрослого небольшой рассказ, заучивать стишки. Словарный запас к 5 годам увеличивается до 2000 слов. В речи малыша присутствуют все части речи: местоимения, причастия, наречия, прилагательные, глаголы, существительные.
От 5 до 7 летРебенок активно участвует в разговоре, может составлять содержательные рассказы к 6 годам. Без помощи взрослого способен пересказать небольшой рассказ, стихотворение. Умеет составлять несколько предложений, текст по картинке. К 6-7 годам должны отсутствовать дефекты в произношении звуков. Словарный запас к 7 годам до 2500 слов.

Советы логопеда

Если невролог или психиатр при первом осмотре поставил ребенку диагноз ЗРР (задержка речевого развития), не стоит паниковать. У каждого ребенка имеется запас времени до 3 лет, когда он может начать говорить. Это может произойти в год, опережая развитие по нормам ВОЗ или ближе к 3 годам. Главное, при недоразвитии речи пройти полноценное обследование, чтобы исключить наличие патологий неврологического или органического характера.

Если помимо ЗРР врачи не ставят малышу сопутствующих диагнозов, ребенок вполне здоров, задержка речи − его индивидуальная особенность, он заговорит позже. Родители в силах помочь крохе быстрее справиться с трудной задачей, для этого нужно:

  • больше читать сказки, петь песенки, рассказывать истории и стихи малышу;
  • гулять на свежем воздухе и общаться с крохой во время прогулки, обсуждая окружающие явления природы;
  • играть в подвижные и настольные игры, проговаривая цвета, формы, времена года и т. д.;
  • собирать с малышом пирамидку, кубики, мозаику;
  • больше разговаривать с малышом, даже если он пока не может полноценно ответить взрослому;
  • посещать театры, спектакли, цирк музеи.

Следует уделять достаточно времени для общения с ребенком. Желательно отказаться от просмотра телепередач и компьютерных игр. Внимание и родительская любовь помогут в речевом развитии и создании хорошей базы для получения новых знаний.

Источник