Папка по развитию ребенка
Хочу с вами поделиться простой, но как оказалось, эффективной системой организации материалов на неделю, для занятий с детьми, под кодовым названием «7 папок».
А также, нашим новым недельным планом занятий и некоторыми книгами и материалами, которые мы используем сейчас.
Вот уже несколько недель, я ее тестирую, и при наличии экстремальных ситуаций в нашей жизни (различных поездок и плохого самочувствия), еще ни разу не было пропуска в занятиях. Так что можно говорить, о гарантированном результате.
Можно было конечно, написать суть этой системы — всего в одном предложении, но получился большой такой пост обо всем сразу.
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ БУМАЖНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ НА НЕДЕЛЮ
Эту замечательную идею, я встречала не раз в глобальной сети, единого автора назвать довольно сложно (будем считать, что вселенский материнский разум единовременно всем нам подсказал, как организовать регулярные занятия с детьми).
Так что, я немного ее усовершенствовала и подогнала под наши с Андрюшей ежедневные занятия.
Итак, в чем плюсы системы «7 папок»:
1. Вы сами составляете материал, который соответствует возрасту, интересам и способностям именно вашего ребенка.
2. Доступность материала. Сейчас существует много детских пособий, творческих тетрадей и иных материалов, разработанных специально на определенный возраст ребенка, и материалов по определенной методике развития ребенка. Все это можно использовать для занятий на каждый день.
Их можно:
— купить в книжных и детских магазинах и заказать в интернет-магазинах,
— бесплатно скачать в интернете и распечатать ,
— сделать самостоятельно на компьютере или нарисовать/склеить/вырезать и т.д. (на это потребуется дополнительное время).
3. Минимум времени на подготовку.
Вы потратите время только на поиск материалов и на то, чтобы их распечатать (или разрезать готовые варианты) и положить в папки. У меня уходит, около 30 минут на составление комплектов 1 раз в неделю (главное, подойти к этому делу — без фанатизма).
4. Это простая и понятная система организации занятий, суть которой в следующем:
— В 7 канцелярских папок содержится набор готовых заданий на каждый день недели.
— Для подбора материалов, есть «Список-памятка заданий, которые можно положить в папку».
— Подбор материалов и наполнение папок производится 1 раз в неделю.
— Каждый день, вы спокойно занимаетесь в течении дня по готовым материалам из 1 папки.
5. Мобильность занятий. С папками можно заниматься где угодно:
— в гостях у бабушки,
— в дороге,
— в очереди в детской поликлинике,
— на даче и т.д.
Всегда удобно кинуть папку в сумку, захватить мини- наборчик карандашей, и ваши собственные «занималки в дороге» будут развлекать и развивать ребенка.
КАК ОФОРМИТЬ ПАПКИ
1. Я взяла 7 канцелярских папок на кнопочках (размер чуть больше А4).
2. Вырезала из календаря цифры и дни недели и наклеила (можно написать от руки или напечатать на компьютере, кому как нравится).
СПИСОК-ПАМЯТКА ЗАДАНИЙ НА НЕДЕЛЮ ПО ВОЗРАСТУ
Чтобы не запутать ребенка, и не запутаться самой в разнообразии материала, проще всего сделать 2 вещи:
1. Узнать, какие знания и задания нужны ребенку на сегодняшний день и соответствуют возрасту ребенка (главное не отвлекаться и не собирать лишнее). Можно составить список, для себя (таких сейчас полно в интернете, они обычно называются примерно так: «Что должен знать и уметь ребенок 3-4 лет»).
2. Составить список-памятку, какие задания можно положить в папку (потом будет проще подбирать материалы, подглядывая в такую памятку).
В этот список, я включила те задания, которые:
— можно распечатать на принтере,
— или вырезать из пособий по развитию,
— карточки,
— пазлы и т.д.
Т.е. — все то, что можно положить в папки.
Из этого списка, не обязательно выбирать все задания — достаточно 1 задания из категории, которые подходят для ребенка.
Полный список-памятку можно скачать здесь.
ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ НА КОМПЬЮТЕРЕ
Так как большинство всех материалов, я скачиваю в интернете и распечатываю на принтере, то для их хранения, у меня есть соответствующая папка в компьютере.
Если вы тоже пользуетесь щедростью глобальной сети, то после того, как вы определились, какие задания нужны вашему ребенку и составили для себя список-памятку, можно переходить к организации этих материалов на компьютере:
1. Создаем папку «Занятия на неделю», а в ней — папки, где будут храниться задания по разным категориям.
2. Лишние задания, которые больше не нужны — сразу удаляются, чтобы не захламлять компьютер.
3. Материалы, которые еще пригодятся — отправляются на облачное хранилище.
У меня, получились вот такие папки для материалов на компьютере.
ВРЕМЯ НА ПОДГОТОВКУ
ПОДБОР И КОМПЛЕКТАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ. В воскресенье (1 раз в неделю), я собираю в папки материал по 1 заданию, из категории:
— скачиваю из интернета, распечатываю (здесь главное, выключить перфикционизм и не застрять в интернет-серфинге, поэтому помним, о том, что нужно скачать в данный момент)
— вырезаю из покупных пособий и тетрадей.
ПОКУПКА МАТЕРИАЛОВ. Примерно 1 раз в месяц, я покупаю тетради и альбомы в интернет-магазине, которые считаю необходимыми, их обычно хватает на месяц. Их остается разделить на листочки.
На самом деле, время на это уходит очень мало (даже если вы скачаете из интернета 1 лабиринт, 1 раскраску, 1 книжечку и 1 стишок — вы уже подготовились к занятию)!
Значит завтра, уже не нужно будет в спешке перебирать кучу пособий и хвататься за все подряд, и думать, что ваш ребенок отстал в развитии на 20 просмотренных карточек от сверстников.
ЧТО У МЕНЯ В ПАПКАХ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Помимо книг, детских энциклопедий и стихов для занятий, я пользуюсь различными пособиями и творческими тетрадями.
Например, сейчас в папке для сына вот такой набор заданий на день:
— 1 задание по математике,
— 1 упражнение на работу с ножницами,
— 1 упражнение по работе с бумагой,
— наклейки,
— 1 раскраска и задание по изучению цветов,
— 1 книжечка со стихами или распечатка стихов
— 1 детская энциклопедия, наши любимые — с окошечками (если большая книга- лежит рядом в контейнере или распечатка книги)
— 1 сказка для вечернего чтения (тоненькая книжечка или распечатка)
— набор карточек (животные, предметы, цветы, транспорт и т.д.)
— задание на логику (лабиринты, доводилки и т.д.)
— задание по английскому языку (карточки, стихи, буквы и т.д.)
____________________________________________________________________________
Теперь, подробнее о материалах для наших занятий.
ТЕТРАДИ KUMON
Мне очень нравится серия тетрадей Kumon 2+ .
В каждую папку на неделю, я кладу:
— 1 задание Kumon «Давай рисовать»+ восковые мелки
— 1 задание Kumon «Давай клеить» (с наклейками) + клей
— 1 задание Kumon «Давай вырезать» + детские специальные ножницы для обучения вырезанию
— 1 задание Kumon «Давай сложим картинку»
Важно класть задания в том порядке, в котором они даются в тетрадях, так как они распределены по степени усложненности.
Таким образом, каждый день отрабатывается различные навыки:
— работа с ножницами,
— простые оригами для малышей,
— рисование и изучение цветов,
— и работа с клеем и наклейками.
Сейчас, мы уже перешли на другую серию Kumon, которая соответствует нашему возрасту.
Кстати, в интернете сейчас можно скачать эти тетради (правда на английском языке, но суть заданий от этого не меняется).
НАБОР КАНЦЕЛЯРСКИХ ТОВАРОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
Чтобы не бегать по комнате в поисках нужных карандашей и ножниц, когда ребенок требует новой порции заданий, к папкам, я положила небольшой контейнер с канцелярскими товарами, которые понадобятся каждый день нам для работы:
— специальные ножницы для обучения вырезанию (а также, ножницы для меня, чтобы мы вместе все делали)
— восковые мелки
— цветные карандаши
— простой карандаш для малышей (для подготовки руки к письму)
— мини-фломастеры
— клей-карандаш
Контейнеры очень компактные и их удобно хранить.
ТЕТРАДИ ДЛЯ РИСОВАНИЯ
Сейчас много тетрадей для творчества и рисования, все слышали про «Большую рисовалку» и Большую калякалку» от издательства «Клевер». И вот мне недавно, удалось напасть на аттракцион безмерной щедрости от Фикс-прайса и купить целую коллекцию мини-вариантов этих рисовалок.
Я взяла все, включая те, которые предназначались «для девочек», потому что особого отличия от этих тетрадей «для мальчиков», я не нашла.
Так как они мини-формата, я положила в каждую папку на неделю по 1 тетради (мы в них выполняем 1-2 задания, по желанию).
АЛЬБОМЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ТАРО ГОМИ
ТЕТРАДИ И КНИГИ С ЗАДАНИЯМИ О.ЗЕМЦОВОЙ
Это популярные тетради и книжки О.Земцовой, с заданиями для дошкольников на различные темы (логика, подготовка руки к письму, всевозможные тесты и т.д.).
МНОГОРАЗОВЫЕ ТЕТРАДИ ИЗ СЕРИИ «ВПЕРЕД МАЛЫШ!»
В этих тетрадях из серии «Вперед, малыш!» можно выполнять задания, рисовать, писать, а потом стирать. Есть задания на развитие логики, рисование по точкам, подготовки руки к письму и английский алфавит.
ПАЗЛЫ
Можно класть в папки по 1 пазлу в день из покупных наборов, или распечатать на принтере (лучше сложить в прозрачный файл, чтобы не потерять детали, а потом положить его в папку). Такие наборы, я брала в Фикс-прайсе.
НАКЛЕЙКИ
Из последних приобретений, мне понравилась вот эта серия «Мой первый учебник ответственности», которая совмещает мини-детскую энциклопедию о домашних питомцах и наклейки.
Эта серия, есть в Лабиринте, но я покупала эти книжечки в Фикс-прайсе, по соответствующей цене, поэтому, получился супер-бюджетный вариант для ежедневных занятий.
Правда, она немного меньше в размерах, но функцию свою для наших занятий полностью выполняет. Так в день мы изучаем 1 животное и как за ним ухаживать, его виды и особенности, проходим задания, которые есть в книжечках и клеим наклейки.
СЕРИЯ «СУПЕРНАКЛЕЙКИ»
Из этой шикарной серии наклеек, я скупила все, что предназначалось авторами «для мальчиков», но не удержалась и взяла еще «Королевский дворец» , потому что это прелесть, а не книжечка!
При том, что они качественно сделаны и интересны для ребенка, у нас возникли сложности, определенного характера — если я давала Андрюше книгу, он тут же все наклейки приклеивал, куда ему захочется, и познавательный и развивающий момент пропадал.
Поэтому, мне приходится вырезать по 1 развороту, аккуратно склеивать скотчем и в комплект, вырезать наклейки, только для соответствующих страниц. В этом случае, занятие получается продуктивным — спортсмены в форме, рыцари при мечах и шлемах, а во дворце вся мебель на своих местах.
ЗАДАНИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В качестве заданий по английскому языку, мы читаем и рассматриваем с Андрюшей детские книжечки (например, серия книг М.Салищевой «Английский с рождения»), собираем пазлы с английским алфавитом и смотрим карточки со словами и предметами (например «Робинс»).
КАРТОЧКИ
Эта серия, с непрезентабельным названием «Раздаточные карточки», обошлась мне практически даром (по 15 рублей за набор), но при этом, картинки и сам картон — качественные и ими удобно пользоваться.
В серии много различных тем — животные, фрукты, овощи, ягоды, растения, цветы садовые и полевые, грибы, птицы, транспорт, бытовые предметы и т.д.
В папку я кладу 1 набор подобных карточек (обычно хорошо ими комплектовать тематическое занятие).
На некоторых, с обратно стороны надписи сделаны на английском языке.
Например, мы с карточками животные подбираем пару из наших игрушечных животных. С другими карточки — обсуждаем нарисованные предметы, изучаем цвета, изучаем новые слова, играем в логический ряд и т.д.
РАЗВИТИЕ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ И ПОПОЛНЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Эти книги из серии «Первые книги малыша. Учим новые слова», с картинками по определенной тематике, развивают словарный запас (мы их изучали с 2 лет). Сейчас, все слова из этих книг Андрюша выучил, и мы составляем короткие рассказы по картинкам и беседуем, ищем предметы, которые сбоку изображены на разворотах книги, смотрим изменения природы весной и в другие времена года.
ЧТЕНИЕ И ПЕРЕСКАЗ
Для вечернего чтения и пересказа, я использую тоненькие книжечки, например, серию книг про медвежонка Паддингтона (они как раз помещаются в папку хорошо). Это любимый герой у Андрюши, поэтому, на неделю в задания я кладу еще и раскраски с этим медведем.
«СЕЗОННЫЕ» КНИГИ
Это контейнер с книгами, которые я бы хотела регулярно с ребенком просматривать определенное время. Например, книги и энциклопедии о весне, книги о распорядке дня и бытовых навыках и т.д.
СЕЙЧАС, ДЛЯ НАС «СЕЗОННЫМИ», ЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ КНИГИ:
1. Детская энциклопедия с окошечками «Я все умею сам» , Ю.Глазыриной от изд.»АСТ» (с помощью нее, мы изучаем распорядок дня и бытовые навыки). Тут, кстати, помимо бытовых навыков есть идеи для игр и занятий.
2. Иллюстрированная энциклопедия «Времена года» (в ней, мы изучаем и сравниваем изменения природы в каждом месяце, изучаем времена года).
3. «Весенняя книга» Ротраут Сузанны Бернер (это любимая «гляделка», поэтому мы рассматриваем ее, ищем предметы и сочиняем «весенние» истории про героев).
4. Энциклопедия «Мой день»(изд. «ОНИКС-ЛИТ»). Здесь информация не толькко в рамках «режима дня», но и обо всем понемногу.
5.«Весна» находилка-развивалка Б. Минте-Кениг, от изд. «Питер» . Еще одна весенняя находилка со словами на полях, здесь можно найти кроме рассказов и картинок о весне, еще и интересные для творчества и детских опытов.
6. «Наша погода» Вайнхольд Ангела из любимой серии «Зачем?Отчего? Почему?» (изучаем погоду, природные явления и т.д.). О ней, я писала подробнее вот здесь.
У нас собраны почти все энциклопедии с окошечками, из этой серии. Ими я на неделе вношу разнообразие в наши занятия, дополняю задания по определенной теме.
Таким образом, для занятий на неделю, у меня получается 2 контейнера с материалами:
1. Белый контейнер — в нем 7 папок с заданиями на каждый день + канцелярский набор для выполнения заданий.
2. Зеленый контейнер — набор «сезонных» книг, плюс книги для занятий на неделю, которые не поместились в папку.
Получается очень удобно, все всегда под рукой и ничего лишнего.
КАК БЫТЬ С ОСТАЛЬНЫМИ ЗАНЯТИЯМИ?
Книги собраны, бумажные занятия подготовлены, музыка и презентации на компьютере, а как же быть со всем остальным, что не поместится в папке и на полке?Как их организовать, чтобы не забыть?
Раньше я писала всевозможные списки, чек-листы и устраивала тематические недельки. Сейчас времени меньше, поэтому , мне проще прописать заранее, чем можно заняться на неделе и повесить план на магнитную доску.
Наши занятия, я распределила в таблице, которую предложила в своем марафоне планирования, Алла.
Чтобы было легче составлять план и не тратить много времени на подготовку, я совмещаю похожие задания, например — понедельник, в категории «Естествознание» находится опыт «Вулкан», а в категории «Творчество» — «лепка из пластилина». Т.е., сначала мы лепим из пластилина сам вулкан вместе с ребенком, а потом я ему показываю сам процесс опыта. Или, во вторник — играем с животными, обитателями льдов и заодно, лепим из самодельного снега.
Чтобы не тратить время на придумывание чем можно заниматься на неделе, к таблице прилагается такой список с вариантами занятий, которые можно вставлять в ячейки таблички (скачать можно здесь.).
Источник
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 5 г. Тайшет
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Коробейникова Мария Игоревна
(Ф.И.О.)
Воспитатель
(Должность)
Эмоционально – личностное развитие детей дошкольного возраста
(Название темы)
Сентябрь, 2016г.
(Начало изучения темы)
Май, 2020г.
(Окончание изучения темы)
г. Тайшет, 2016г.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
Ф.И.О. педагога Коробейникова Мария Игоревна
Дата рождения 6.10.1992 г.
Стаж работы в должности 2 года
Образование (название учебного заведения и год окончания)
- В 2013 году, ОГОБУ СПО Иркутский региональный колледж педагогического образования
- В 2018 году ЧУОО ВО «Омская гуманитарная академия»
Квалификационная категория, год и № приказа о присвоении______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили)
_1._________________________________________________________________2._________________________________________________________________3._________________________________________________________________4.________________________________________________________________
Награждения (год, характер награды)
- Диплом(педагог организатор Всероссийской викторины «ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ») – 2014 г.
- Грамота (1 место в конкурсе «Огород на окне») – 2014г.
- Диплом (3-е место Всероссийский конкурс «Система деятельности педагога дошкольной образовательной группы в условиях ФГОС ДО») – 2015г.
- Благодарственное письмо (организация и проведение проекта по военно-патриотическому воспитанию «Россия – родина моя») — 2015г.
- Почетная грамота (за добросовестный труд в системе дошкольного образования) – 2015г.
- Диплом (3-е место победитель Всероссийского педагогического конкурса в номинации Новогодний проект) – 2016г.
- Грамота (за содействие и участие в мероприятиях противопожарной направленности) – 2016г.
- Диплом (2-е место за участие в международном конкурсе «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста») – 2016г.
- Благодарственное письмо (за добросовестный труд в системе дошкольного образования) – 2017г.
- Сертификат (участие в профессиональном конкурсе «Воспитатель года — 2018») – 2018г.
АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ЗА 2016 /2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Работая над темой, в 2016-2017 учебном году оформила подборку методических рекомендаций по эмоционально – личностному развитию детей, изучила и систематизировала теоретический материал, который буду пополнять новыми знаниями, использовать в работе и делиться опытом своей работы.
Над данной темой работаю второй год. Считаю её очень актуальной в работе с нашими детьми. Проблема эмоционально – личностного развития является доминирующей из центральных психолого-педагогических проблем.
В практике своей работы сталкиваюсь с такими проблемами как:
негативная реакция ребёнка на запреты и невыполнение его желаний; отсутствие игровых навыков и социально-приемлемых способов в общении; влияние теле- или видеопродукции, где присутствуют мотивы насилия; агрессивное, враждебное отношение детей к окружающему миру, близким людям.
В работе стараюсь уделять больше внимания формированию круга интересов ребёнка в соответствии с его характером и способностями, умений организовать своё свободное время и проводить его с пользой для себя.
Приведу несколько способов поведения в конфликтной ситуации, которые я использую в работе:
— Уход от конфликта (например, переход на другую тему или же прерывание общения). Это не решение проблемы, а оттягивание развязки — таким способом можно выиграть время для принятия оптимального решения.
— Сглаживание конфликта (одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с предъявленными претензиями, но только на данный момент). Это тоже не решение проблемы, а попытка, прежде всего, успокоить ребёнка, а затем уже работаю с ним в индивидуальном порядке до выяснения всех обстоятельств, признания своей вины, наказания виновного и т.д.
— Компромисс (открытое обсуждение мнений, позиций, направленное на поиск наиболее удобного и приемлемого для обеих сторон решения).
В этом году особое внимание уделяю социально-коммуникативному развитию.
Задача взрослого: помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что он может, а что ему пока не удается. Его возможности еще ограничены, но они совершенствуются и развиваются — завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать каждого ребенка в разных ситуациях — как успеха, так и неудачи. Иными словами, в любом случае взрослые должны помогать ребенку поверить в свои силы.
Мы с детьми учимся осознанно воспринимать свои собственные эмоции — чувства и переживания, — а также понимать эмоциональные состояния других людей.
Знакомлю детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучаю их пользоваться как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.
Способствую постепенному осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая чужие и свои собственные ощущения и переживания.
Цели и задачи работы на 2017-2018 учебный год
План работы выстроен по разделам, которые будут реализовываться в соответствии с представленными таблицами
№ п/п | ||
РАЗДЕЛ 1. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ | ||
Разгляди себя в зеркале | Продолжать определять вместе с детьми представление о себе | Упражнение приветствие Разыгрывание ситуации Игра «Говорящее зеркало» Игра «Узнай про кого я расскажу» Игра «Водяной» Ритуал прощание |
Что между нами общего | Определять вместе с детьми их предпочтения в играх и занятиях, сравнивать с предпочтениями других | Упражнение приветствие Рассматривание общего фото Игра «Садовник» Игра «Узнай на ощупь» Танец под медленную музыку Ритуал прощание |
Представь и изобрази себя другим | Продолжать определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к животным, сравнивать с предпочтениями других людей | Упражнение приветствие Пантомима «Догадайся кто я?» Игра «Театр эстрады» Рисование лиц на надутых воздушных шариках Ритуал прощание |
Твоя любимая еда | Определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к продуктам, сравнивать с предпочтениями других людей | Упражнение приветствие Дидактическая игра «Узнай на вкус» Рисование любимых продуктов» Дидактическая игра «Что откуда?» Ритуал прощание |
Животное которое тебе нравится | Определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к животным, сравнивать со вкусами других людей | Упражнение приветствие Беседа о любимых животных Вырезание фигур животных Дидактическая игра «Лото» Ритуал прощание |
Твоя любимая игра, игрушка | Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к играм, сравнивать с предпочтениями других | Упражнение приветствие Пантомима «Как я люблю свою игрушку» Игра «Фанты» Игра «Экскурсия» Ритуал прощание |
Красивый -безобразный | Определять вместе с детьми что они считают красивым | Упражнение приветствие Аудиозапись сказки «Звездный мальчик» Дидактическая игра «Красивое-некрасивое» Ритуал прощание |
Обычный — странный | Развивать представления детей о том, что обычно | Упражнение приветствие Просмотр мультфильма «Котенок по имени Гав» Разыгрывание этюдов из мультфильма Ритуал прощание |
РАЗДЕЛ 2. ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ, ВЗГЛЯДЫ | ||
Грусть, радость, спокойствие | Помочь детям осознать, какие чувства и настроения бывают | Упражнение приветствие Чтение стихотворения С. Маршака «Котята» Этюд «Встреча с другом» Игра «Закончи фразу» Прослушивание музыкального произведения «История про Обидок и Грустинок» Ритуал прощание |
Печаль, горе | Помочь понять причины возникновения грустного настроения | Упражнение приветствие Карточки с изображением разных эмоций Прослушивание музыкального произведения П. Чайковского «Болезнь куклы» Чтение рассказа Л. Толстого «Птичка» Ритуал прощание |
Злость | Помочь детям понять, что такое «злость» | Упражнение приветствие Чтение К. Чуковского «Бармалей» Рассматривание иллюстраций Канашевича Игра «Волшебные слова» Упражнения «Коврик злости», «Волшебный мешочек» Техника «Разрывание бумаги» Ритуал прощание |
Страх | Помочь детям справляться со своими страхами | Упражнение приветствие Рисование «Чего я боюсь» Рассматривание пиктограммы «страх» и изображений людей с испуганными лицами Упражнение «Зеркало» Игра «Медвежонок» Ритуал прощание |
Никто меня не любит | Помочь детям устанавливать связь между разными эмоциями и причинами, которые их вызывают | Упражнение приветствие Раскрашивание картинок о дружбе Игра «Ау» Игра «Передай другому» Подвижная игра «Ищу друга» Упражнение «Дружба начинается с улыбки» Ритуал прощание |
РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ | ||
Друзья | Побуждать детей сочинять несложные стишки и истории, в которых героями становятся они сами, способствовать повышению самооценки детей | Упражнение приветствие Кукольный спектакль «Лучшие друзья» Песенка «Как мы весело живем» Игра «День Рождения» Ритуал прощание |
С кем ты хочешь дружить | Расширять представления о том, какими качествами должен обладать друг | Упражнение приветствие Игра «Поезд» Игра «Котенок» Игра «Передай мячик» Игра «Рукавички» Ритуал прощание |
Ссора | Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры | Упражнение приветствие Просмотр мультфильма В. Сутеева «Яблоко» Ритуал прощание |
Как помириться | Учить простым способам выхода из конфликта | Упражнение приветствие Сценка «упрямые козлики» Инсценировка с детьми Упражнение «Мостик дружбы» Разучивание «мирилок» Ритуал прощание |
Ласковые слова | Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств | Упражнение приветствие Игра «Назови ласково» Прослушивание песенки «Улыбка» Игра «Дружба» Игровое упражнение «Давай помиримся» Ритуал прощание |
Что можно делать, а что нельзя | Помочь понять необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения | Упражнение приветствие Чтение С. Решетникова «Я больше не хочу» Рисование «Что мне запрещают делать» Игра «В стране запретов» Ритуал прощание |
Тематический план
№ | Наименование разделов | Время проведения |
1. | Уверенность в себе | |
Разгляди себя в зеркале | 3 неделя октября | |
Что между нами общего | 4 неделя октября | |
Представь и изобрази себя другим | 1 неделя ноября | |
Твоя любима еда | 2 неделя ноября | |
Животное, которое тебе нравится | 3 неделя ноября | |
Твоя любимая игра, игрушка | 4 неделя ноября | |
Красивый — безобразный | 1 неделя декабря | |
Обычный — странный | 2 неделя декабря | |
Подведение итогов | 3 неделя декабря | |
2. | Чувства, желания, взгляды | |
3. | Грусть, радость, спокойствие | 3 неделя января |
Печаль, горе | 4 неделя января | |
Злость | 1 неделя февраля | |
Страх | 2 неделя февраля | |
Никто меня не любит | 3 неделя февраля | |
Итоговое | 4 неделя февраля | |
Социальные навыки | ||
Друзья | 1 неделя марта | |
С кем ты хочешь дружить? | 2 неделя марта | |
Ссора | 3 неделя марта | |
Как помириться | 4 неделя марта | |
Ласковые слова | 1 неделя апреля | |
Что можно делать, а чего нельзя | 2 неделя апреля | |
Совместные игры | 3 неделя апреля | |
Подведение итогов | 4 неделя апреля | |
Итого: 23 |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Актуальность темы:
Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком — принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Основной целью темы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе.
Задачи:
- Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, их эмоциональное благополучие;
- Обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;
- Создавать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала, каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- Развивать духовно-нравственные и социокультурные ценности и принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи и общества.
- Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, продуктивной деятельности;
- Развивать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Литература по теме:
2.Вимонас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1984
3.Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте//Собр.соч., т.2. – М., 1982
4. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре// Дошкольное воспитание. – 1981. — №10. – с.61 — 64
6. Деятельность и взаимоотношения дошкольников/ Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1988
7.Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2000
4. Чей опыт предполагается изучить по данной теме _________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Творческое сотрудничество по теме самообразования _________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Практический выход (указать формы работы: выступления, рефераты, сообщения, отчеты обобщение опыта и другие) ____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Изучение передового педагогического опыта (указать формы работы: посещение уроков, внеклассных мероприятий и другие) ____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Когда и где планируется выступать с сообщением о собственном педагогическом опыте ____________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________