Папка передвижка развитие речи ребенка в семье

Папка передвижка развитие речи ребенка в семье thumbnail

ЭТАПЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Развитие речи малыша начинается еще до его рождения. Физическое и психическое здоровье плода зависит от ответственности матери. Маму называют первой вселенной ребенка. И в ней он ведет активный образ жизни. Учеными доказано, что во время внутриутробного развития малыш уже привыкает к голосу матери и отца. Поэтому так важно разговаривать с еще не родившимся ребенком, читать ему стихи. Аудиолог Мишель Клементе в ходе исследований пришла к выводу, что у ребенка до рождения есть уже своя любимая и нелюбимая музыка.

  • Первый год жизни малыша играет огромную роль в его речевом развитии. Младенцы в моменты радости демонстрируют гуканье – короткие гортанные звуки гы, кхы.
  • Со второго месяца жизни — гуление – произнесение гласных звуков. Чуть позже появляются сочетания гласных а-ау, уа, затем сочетание гласных и согласных агу, агы.
  • После 6 месяцев ребенок проходит стадию лепета – повторения слогов.
  • К концу первого года жизни появляются первые осмысленные слова мама, баба, папа, да.
  • К 1 году 3 мес. у ребенка появляются односложные предложения. В роли предложений выступают отдельные слова. Малыш называет предметы. В его словаре около 22 существительных. Вскоре появляются названия действий «бух», «ди» и др. На данном этапе усваиваются следующие звуки: а, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь.
  • 1 год 8 мес.  — время появления предложения из двух слов. Ребенок произносит слова, состоящие из двух слогов. Появляются звуки хь, ць,й.
  • Начиная с 1 года 10 мес. возрастает число слов в предложении до 3-4. Начинают появляться прилагательные, местоимения: вот, там, где (де), еще, хорошо (ласо), не надо, надо и др. Ребенок путается в местоимениях (о себе говорит в 3 лице). Пока нет предлогов и союзов. Осваивает звуки н, т, д.
  • Период с 2 лет до 2 лет 6 мес. знаменуется скачком в развитии речи. Продолжается рост простого предложения. Появляются сложные предложения. Ребенок активно усваивает существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия: больше, меньше, короче, скорее, служебные части речи: появляются предлоги — в, на, у, с; союзы — и, то, а, потому что, тогда, когда. Согласует их в предложениях. Больше не путается в личных местоимениях. Появляются звуки с, л, ы, в, р, з.
  • До 3 лет продолжается развитие сложного предложения. Усваиваются звуки ч, ш, ж, щ, твердый ц. Так к 3 годам звуковая сторона речи ребенка усвоена. Важным моментом после 3 лет является возникновение у ребенка потребности задавать вопросы о значение непонятного слова. Часто сам пытается дать объяснение (детское словотворчество). Теперь малыш сам может оценить свое и чужое произношение.
  • 3 — 4 года — период дальнейшего усвоение частей речи и усложнения предложений.
  • К  6 годам сформированы все основные грамматические категории. Но в речи неизбежны незначительные ошибки в согласовании частей речи.

                   

        Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова спокойным приветливым тоном. Обязательно учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспринимает, так и будет произносить.

             Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Если дома говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, товарищей. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова: например, «Где бибика?».  Это ничего, кроме вреда не даст – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать овладение словарем. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении.

              Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его. Нельзя требовать правильного произношения звуков, когда процесс формирования звука еще не  закончен.

              Нельзя ругать малыша за плохую речь, а лучше дать правильный образец для произношения.

 

  • Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой, внятной. Не говорите с ребенком громко, не говорите быстро.
  • В процессе занятий у ребенка растет активный словарь (слова, которые он употребляет в речи), нормализуется грамматический строй речи, произношение.
  • Начинайте заниматься дома с самого знакомого, затем переходите к более сложным упражнениям.
  • Начиная занятие, сами проявите заинтересованность. Создайте положительный эмоциональный настрой и спокойную обстановку.
  • Занятия проводите не от случая к случаю, а достаточно регулярно.

Не занимайтесь долго. Когда вы почувствуете, что ребенок стал менее внимательным, прекратите занятие или перейдите к другому материалу. Однако в следующий раз вернитесь к упражнению, на котором остановились.

  • Проверьте, хорошо ли помнит ребенок уже знакомый материал. Время от времени повторяйте пройденные темы. Не забывайте похвалить ребенка.
  • Чаще задавайте вопрос «Почему?». Не раздражайтесь если ребенок, не понял вас с первого раза. Помогите наводящими вопросами.
Читайте также:  Развитие зрения новорожденного ребенка

Уважаемые родители! Помните, что, расширяя круг представлений ребѐнка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, вы способствуете быстрейшему овладению правильной речью.Успехов Вам!!!

У нас во рту живет язык,

К словам знакомым он привык.

Легко сказать ему:

«вода, утенок, небо, нет и да».

Но пусть он скажет: «Черепаха!»

Не задрожит ли он от страха?

        Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно малыши произносят звуки, и не спешат к логопеду, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно.

            Это не совсем так. Логопед исправляет не только дефекты произношения, но и помогает расширить словарный запас, формирует умение составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики. Кроме того, логопед может подготовить ребенка к усвоению грамоты, если у него есть какие-то проблемы с речью, и к дальнейшему более успешному обучению в школе.

             Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.

            Существует несколько причин, почему важно знать, правильно ли формируется речь у ребенка в дошкольном возрасте

      Речь — это одна из высших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребенка, так и причиной их появления. Это не значит, что ваш ребенок «ненормальный» или «глупый». Это значит, что у ребенка есть проблемы, которые могут стать препятствием для его полноценного развития и успешного обучения.     

        Чем раньше выявлены проблемы, тем раньше можно начать работу по их преодолению, тем успешнее проходит эта работа. Ведь всегда легче сразу что-то выучить правильно, чем потом переучиваться. Не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту, — не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность, а помощь, оказанная своевременно, сэкономить ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым.    Даже незначительные недостатки в развитии речи малыша могут привести к трудностям освоения им процессов чтения и письма. В результате ваш умный, талантливый ребенок получает двойки по русскому языку. Такую опасность можно предотвратить!

           Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она не была — неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание — стоит отнестись со всей серьезностью.

Вашему ребенку необходима помощь специалиста, если:

  • Речь ребенка не разборчива. Его могут понять только родители и те, кто его хорошо знает.
  • Ребенок многие звуки произносит мягко, как — будто он еще маленький или преобладают твердые звуки, как — будто у него акцент.
  •  При произношении слов вбок; звуки «С», «З», «Ц» произносит как англичанин — между зубами; при прозношении некоторых звуков в речи появляется хлюпающий призвук,при произнесении звуков «Ш», «Ж» раздувает щеки, а звук «Р» произносит как француз.У него красивый грассирующий звук.
  • К 3-4 годам он не слышит слогов в слове; искажает слово до неузнаваемости; произносит только отдельные слоги, не может проговорить все слово целиком; сокращает слово, пропуская некоторые согласные и слоги, или недоговаривает слово до конца; произносит слово несколько раз по-разному.
  • К 5 годам не сформирована связная речь. Ребенок затрудняется составить предложение по картине, не может установить последовательность действий, ограничиваясь перечислением предметов, или использует отдельные очень короткие предложения.
  • К 5-6 годам нарушена общая структура речи: он не правильно строит предложения, не согласовывает слова в роде, числе и падеже, неправильно использует предлоги и союзы.

              Если вы столкнулись с подобными проблемами, приготовьтесь к тому, что на их исправление понадобиться много сил времени. Помимо занятий с логопедом очень важно заниматься с ребенком самостоятельно. Первое и самое основное правило — подавайте хороший пример. Много разговаривайте с малышом — просто комментируйте все, что вы делаете, описывайте свои действия, чувства и эмоции. Читайте книги, вместе учите стихи — результат не заставит себя ждать.

Источник

«Развиваем речь ребёнка дома

с помощью игр»

hello_html_m5ce1539c.jpg

Уважаемые родители!

Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее. 
Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.
 
Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности.
 
Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!
 

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу физическое развитие

«Только весёлые слова» 
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, 
допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. 
Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.). 

«Автобиография» 
Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление. Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю и становится темно не только в душе:». (Лампочка). 
Или: «Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался:» (Пятачок).

 

«Волшебная цепочка»
 
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, «мёд», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? 
Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т. д. Что может получиться? 
Мёд — пчела — боль — красный крест — флаг — страна — Россия — Москва — красная площадь и т. д. 


«Слова мячики»
 
Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, «Тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «Громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением. 


«Антонимы в сказках и фильмах»
 
Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название — антоним, а дети должны будут угадать истинное название — антоним, а Ребёнок должен будет угадать истинное название Сказки. Примеры заданий: 
«Зелёный платочек» — («Красная шапочка»); 
«Мышь в лаптях» — («Кот в сапогах»); 
«Рассказ о простой курочке» — («Сказка о золотой рыбке»); 
«Знайка в Лунной деревне» — («Незнайка в Солнечном городе»); 
«Бэби — короткий носок» — «Пэппи — длинный чулок»); 
«Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке» — («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»); 
«Один из Молоково» — «Трое из Простоквашино»); 
«Крестьянка под тыквой» — («Принцесса на горошине»); 
«Деревянный замочек» — («Золотой ключик»); «Если вдруг» 
Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения. 
Например, Если вдруг на Земле исчезнут: 
Все пуговицы; 
Все ножницы; 
Все спички; 
Все учебники или книги и т. д. 
Что произойдёт? 
Чем это можно заменить? 
Ребёнок может ответить: «Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д.» Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была: 
Живая вода; 
Цветик-семицветик; 
Сапоги-скороходы; 
Ковёр-самолёт и т. д. 

«Подбери слово» 
Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).Наш город Элиста какой?(красивый,любимый,нарядный,чистый).Наша степь какая? и т.д.

«Кто что умеет делать»
 
Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прагать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.). «Антонимы для загадок» 
Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем Взрослый загадывает Ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема «Животные». 
Обитает в воде (значит, на суше); 
Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть); 
Хвост очень длинный (значит, короткий); 
Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит); 
Очень любит солёное (значит, сладкое). 
Кто это? 

«Весёлые рифмы» 
Играющие должны подбирать к словам рифмы. 
Свечка — :. печка; 
Трубы — : губы; 
Ракетка — пипетка; 
Слон — :поклон; 
Сапоги — :пироги и т. д. 

Лишнее слово” Вы  произносите слова и предлагаете ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные: мак, бак, так, банан; сом, ком, индюк, дом; лимон, вагон, кот, бутон; мак, бак, веник, рак; совок, гном, венок, каток; пятка, ватка, лимон, кадка; ветка, диван, клетка, сетка; каток, моток, дом, поток и т. д.

Читайте также:  Развитие ребенка в год и месяц вес рост

Придумай слово” Ребенку называется какое-либо слово и дается инструкция придумать слова, которые звучат похоже (мышка-миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза-коса, оса, лиса и т. д.).

Источник

Пожары очень опасны. При пожаре могут

сгореть вещи, квартира и даже целый дом.

Но главное, что при пожаре могут погибнуть

люди.

Запомни правила противопожарной

безопасности:

Правило 1. Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.

Правило 2. Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.

Правило 3. Не суши белье над плитой (очень хорошо,

если ты помогаешь маме, но очень плохо, если оно загорится).

Не суши над газом штаны после стирки,

А то от штанов останутся дырки!

Правило 4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только с взрослыми).

Правило 5. В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу (от выскочившего уголька может загореться дом).

Не отключив электроприбор,

Можно остаться без новеньких штор.

Правило 1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, или вылив кастрюлю воды.

Правило 2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.

Правило 3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.

Знает каждый гражданин

Этот номер — 01.

Если к вам придет беда —

Позвони скорей туда.

А если нет телефона,

Позови людей с балкона.

Правило 4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком — внизу дыма меньше.

Запомнить и взрослым необходимо:

Чаще в пожарах гибнут от дыма!

Правило 5. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключится и ты задохнешься.

Правило 6. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.

Правило 7. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.

Взрослый человек отличается от ребенка возможностью

самому решать, что ему делать. Взрослый, исходя из своих

знаний и опыта, должен уметь принимать правильные

решения. Детей надо научить действовать разумно и

правильно в экстремальных ситуациях.

1. Если вы спали и проснулись от запаха дыма или от

шума пожара, не надо садиться на кровати, а нужно

скатиться с нее прямо на пол, чтобы не вдыхать дым, в

котором могут быть ядовитые газы.

2. Пробираться по задымленной комнате к двери нужно

по полу, под дымным облаком, чтобы избежать

отравления.

3. Достигнув двери, не открывайте ее сразу, так как за

ней может быть огонь. Чтобы проверить это, необходимо осторожно прикоснуться к дверной ручке, если она ниже уровня дыма, непременно тыльной стороной ладони. Если дверь горячая, не следует открывать ее, а лучше закупорить чем-нибудь щель под дверью (полотенцами или простыня ми), чтобы предотвратить дальнейшее проникновение дыма. Потом ползком пробирайтесь к окну.

4. Откройте окно (для этого, понятно, придется встать

на ноги). Запомните последовательность действий:

— сделать глубокий выдох,

— подняться и как можно быстрее повернуть ручки на

рамах,

— опять опуститься вниз, сделать глубокий вдох,

— подняться, распахнуть окно, высунуться в него

(только так, чтобы не выпасть) и громко звать на помощь. Если окно не открывается, разбить его каким-нибудь тяжелым предметом.

5. Если дверь не горячая, нужно открыть ее и по-прежнему на четвереньках, чтобы остаться ниже уровня

дыма, выбираться из квартиры. Все двери за собой надо

плотно закрывать — этим преграждаем дорогу огню.

6. Если из-за пожара не можете выйти из квартиры,

возвращайтесь назад и отрабатывайте действия с окном. Только не забудьте плотно закрывать за собой двери. Помните: плотно закрытая дверь задерживает

распространение огня на 15 минут.

7. Если сумели, не подвергая себя опасности, добраться

до телефона, наберите 01 и вызовите пожарную команду. Не паникуйте! Нужно разборчиво и точно сообщить свой адрес. А пожарные приедут очень быстро.

8. Спасаясь от пожара, постарайтесь предупредить о

нём людей, которым тоже может угрожать опасность.

Хорошо, если в вашей жизни никогда не возникнет такая

ситуация, но если все-таки произойдет — вы теперь знаете, как действовать, и научите своего ребенка!

Источник