Памятка родителям о развитии ребенка

Памятка родителям о развитии ребенка thumbnail

Инна Коваленко
Памятка Родителям О Воспитании детей

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Воспитывая ребенка,старайтесь придерживаться следующих правил:

1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.

2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.

3. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.

4. Старайтесь внушать ребенку веру в себя и свои силы.

5. Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.

6. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

7. Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.

8. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.

9. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.

10. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.

11. Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ.

Правила, которые помогают наладить

и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину

1. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни ребёнка.

2. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка (движение, познание, упражнение).

4. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.

5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Памятка родителям от ребенка

Чаще всего это мы – родители, взрослые – даем советы своим детям. Но давайте прислушаемся к их советам.

«Памятка родителям от ребенка» – это не только своеобразный монолог ребенка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но еще и очевидное приглашение взрослых к диалогу.

· Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.

· Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

· Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши просьбы.

· Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

· Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить; это поколеблет мою веру в вас.

· Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших «побед».

· Не расстраивайтесь слишком сильно,когда я говорю: «Я вас ненавижу!» Это не буквально, я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

· Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги

Источник

Памятка  для родителей

«О важности эмоционального развития  ребенка дошкольного возраста».

Методист, педагог дополнительного образования

Елисеева Светлана Борисовна

МБОУДОД

Дворец творчества детей и молодежи

г.о. Тольятти

   «Всякая эмоция только обогащает жизнь»

Джон Голсуорси

            Эмоции играют  важную роль в жизни детей. Прежде всего, эмоции  помогают ребенку приспосабливаться  к различным жизненным ситуациям. Они являются своеобразным  посылом окружающим взрослым  о его состоянии  физическом и  психическом.  Они побуждают ребенка к деятельности, влияют на накопление его  жизненного опыта.

Ребенок — дошкольник нуждается:

— в положительных эмоциях, в любви к нему , признании его и уважении;

 — в общении и сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

— общественно-значимой деятельности и положительной оценке;

—  новых впечатлениях и знаниях;

— ощущать  себя компетентным.

       Все это, родители должны знать и прилагать все усилия: помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, научиться вступать в контакт и вести разговор, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для  выражения своих мыслей, развить способность управлять своими чувствами.

      Приоритетным в этой сложной  «родительской работе» является принятие и поддержка его (ребенка) индивидуальности, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

                                      Что делать родителям.         

                                          1.   Играть с детьми. 

             Играйте с детьми. Играйте в ролевые игры.  При    игре создаются благоприятные условия для эмоциональных проявлений, творческой самореализации. В процессе ролевых перевоплощений, выполнении игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций.    

                          2. Играть в театр,  ходить в театр.

           Театр, театрализованная  деятельность неоспоримое и   незаменимое средство развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать. Участие ребенка в театрализованной деятельности расширяет его познавательные возможности.                                                                                                            

Читайте также:  Изобразительная деятельность для всестороннего развития ребенка

                            3. Петь с детьми,  слушать музыку.

                    Пойте вместе с  детьми, слушайте музыку. Музыкальная деятельность развивает эмоциональную  отзывчивость через восприятие музыки, исполнительство, творчество, а, значит, и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности).    

                                                4.  Рисовать.

            Рисуйте с детьми, смотрите картины.  Для детей дошкольного возраста не важно владение техникой и материалами, важно  вызвать эмоции ребенка. Рассматривая картины или рисуя, ребенок учится выражению эмоциональных состояний человека в изобразительных образах. Необходимо обучать детей рисованию, оно помогает понять человеческие эмоции.

          Перечисленные виды детской деятельности  способствуют пониманию детьми своих эмоциональных состояний, других детей и взрослых, дают представления о способах выражения собственных эмоций.

И самое главное:  

 дети развивают способность  

управлять  своими эмоциями,

чувствами  и   поведением.

Источник

Развитие ребенка

от 0 до года

Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей — радость и счастье. (В.М.Гюго)

Многие молодые мамы и папы считают, что до года для ребенка важнее всего уход – кормление, сон, пеленание. В ежедневных хлопотах забывается, что младенчество — очень важный период и для психологического развития малыша. Личность ребенка уже формируется и то, что родители получают в 3-4 года – результат воспитания с рождения. В это время закладываются основы личных качеств, любовь к близким и привязанность. Еще не понимая смысла слов, ребенок внимательно считывает эмоции и настроение, следит за поведением взрослых и начинает познавать себя. В этом возрасте оформляется будущий темперамент и даже страхи. Безусловно, большое значение имеют игры с ребенком – так он узнает мир и свои физические способности, но быстрее тела в это время развиваются зрение и слух. К 4 месяцам малыш уже умеет реагировать на увиденное, двигается, учится воспринимать форму предметов. Чтобы не забывать о развитии, нужно чтобы окружающая среда не была однообразной, а ваше общение с малышом – постоянным. Ему нужны разговоры, музыка, игры на сенсорное восприятие. С полугода активность вместе с любознательностью ребенка возрастают – они умеют уже многое, поэтому в самый раз заняться физической подготовкой крохи – делать массаж и зарядк. Важная часть ухода за ребенком – правильно подобранные игрушки и предметы первой необходимости. Особенно первые в жизни подгузники – ведь ребенку приходится быть в них постоянно, поэтому они должны быть мягкими и комфортными. 
У шведского бренда Libero есть подгузники для всех этапов раннего возраста – New Born (для новорожденных), Comfort (для подрастающих малышей) и Up&Go (для деток, которые делают свои первые шаги). 
Они не содержат лосьонов, позволяют коже дышать и не доставят ребенку неудобства, а родителю не дадут запутаться и точно подскажут, когда пора менять подгузник, благодаря специальному индикатору влаги.

Что нужно помнить

  • Начинайте развивающие игры с малышом в период, когда ребенок активный и бодрый и его ничего не беспокоит
  • Память и слух малыша с первых дней рождения совершенствуется благодаря правильной речи родителей
  • Крепкому и здоровому сну способствует проветриваемое помещение, вечерние прогулки, теплые ванночки и мама под боком
  • Физическое воспитание должно идти в одну ногу с возможностями малыша – не стоит торопить его садиться или вставать раньше времени, пока его мышцы еще недостаточно крепкие

От года до двух

Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми. (Оскар Уайльд)

Ваш малыш становится все непоседливее – учится владеть и управлять своим телом, постоянно стремится узнать что-то новое. В это же время ребенок сталкивается с первым конфликтом – осознавая и желая уже большего, чем позволяют пока его физические возможности. На этой стадии родителей могут подстерегать капризы и дурное настроение – и очень важно не ругаться, а продемонстрировать свое доброе отношение и нежность, чтобы ребенок понимал, что любовь родителей не зависит от его эмоций. Малыш осваивает новую реакцию на ваши запреты – упрямство и для него это переход на следующий этап, ведь так кроха показывает вам, что ему нужно расширить границы дозволенного. Особенно важны на этом этапе быстрого роста подвижные игры – мяч, ходьба, препятствия. Часто малыш не может как следует радоваться открытиям и играм из-за неправильных подгузников, ведь чем активнее ребенок, тем удобнее должны быть застежки и форма подгузника.

Что нужно помнить

  • Малышу становится нужно меньше времени на дневной сон – скорее всего, ему будет хватать одного-двух раз
  • В это время развивается речь ребенка – ему нужно больше соответствующих игр и вашего общения. Старайтесь чаще называть вслух все окружающие вас предметы
  • Часто активные дети могут капризничать из-за того, что расходуют мало сил – им нужно гулять больше, иначе сон малыша и нервная система будет в постоянном напряжении
  • Позвольте ребенку набивать свои собственные шишки. Да, он часто падает в этом возрасте, но серьезные травмы ему не грозят, ведь косточки еще очень гибкие. Падение помогает развивать равновесие, ориентацию в пространстве, а ваше наблюдение за процессом со стороны позволит ему воспитать привычку справляться со сложностями самому
  • Пора учить малыша умываться, одеваться и есть самому – пусть это получается не сразу, но так он быстрее станет самостоятельнее и привыкнет к частоте и аккуратности.
Читайте также:  Волгореченск центр развития ребенка

От 2 до 3 лет 

Игра есть, в сущности, рост организма. (Стенли Холл)

Малыши в этом возрасте гиперактивны, подвижны и требуют к себе максимум внимания родителей. С помощью игр нужно всесторонне развивать и тело, и ум ребенка. И родителям, и малышу приходится непросто – ведь у ребенка просыпается собственное «я» и зачастую оно может принимать форму отрицания, ведь ему очень хочется доказать вам, что он тоже взрослый! На свои неудачи малыш может реагировать крайне остро. Главное – сохранять спокойствие и не проявлять негатив – все запреты должны быть обоснованы и в меру. Вам же не хочется, чтобы излишние меры безопасности лишали его радости открытий? Энергичный ребенок – это нормально. Учитесь переключать внимание малыша, вместе осваивайте интересные игры, в которых тренируется восприятие, мышление, память и воображение. В этот период необходимо сменить подгузники на трусики, чтобы облегчить процесс смены и родителям и детям. Трусики придуманы специально для активных малышей, они не стесняют движений, сидят как детское белье и принимают форму тела крохи. Помимо этого, трусики надеваются и снимаются очень легко, что особенно важно для детишек, которые сами пытаются одеваться. А родителям непоседы для снятия подгузников-трусиков с малыша, всего лишь необходимо разорвать боковые швы, когда подгузник наполнен – и быстро надеть новый.

Что нужно помнить

  • Делите с ребенком не очень им любимые дела – например, вместе собирайте игрушки, делите обед. Не забывайте включать фантазию – уборка игрового места пройдет легче, если представить, что вы собираете волшебные артефакты для важного дела.
  • Цените и поощряйте стремление ребенка к независимости и самостоятельности и обязательно поощряйте его любознательность, не ленясь отвечать на миллион вопросов малыша.
  • Ребенок в этом возрасте начинает стремиться к общению не только с родными, но и со сверстниками – не забывайте разбирать конфликты на детской площадке и учите его уважению чужого пространства.

Источник

памятка для родителей по развитию детей раннего возраста

В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психологическом развитии детей – формируется мышление, речь, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Поэтому этот период так важен в развитии ребенка. Что важно знать родителям, чтобы обеспечить максимально благоприятные условия для психического и сенсомоторного развития?

На самом раннем этапе своей жизни для ребенка является важным эмоциональный контакт с родителем, чаще всего, это мама, которая должна быть спокойной, мягкой. Спокойной должна быть и обстановка в семье в целом.

Далее, в раннем возрасте ведущей деятельностью ребенка становится предметная деятельность. Она влияет на все сферы психики детей. То есть, ребенок развивается, играя с различными предметами. Родители могут направлять действия ребенка и предоставлять ему самому выбирать интересующие предметы и использовать их по своему усмотрению. Не стоит ограничиваться только игрушками. Чаще всего ребенка интересуют как раз не они, а «взрослые» предметы. То, что на взгляд родителя кажется совсем не красочным и не интересным. Позвольте ребенку повозиться со всевозможными баночками, крышечками, коробочками, любыми предметами, которые не несут опасности для здоровья ребенка и не жалко выбросить, если малыш их сломает.

Благодаря таким играм у ребенка будет развиваться моторика, а она, в свою очередь, напрямую связана с речью! Тут стоит напомнить, что ранний возраст является сенситивным (наиболее благоприятным) для развития речевой функции.

Теперь, непосредственно руководство к действию.

  • В детской комнате должно быть много ярких интересных пятен, это помогает развиваться восприятию.
  • Предлагайте ребенку предметы и игрушки с самыми разнообразными поверхностями и разные на ощупь, пусть трогает, гладит, пробует на вкус (если это возможно), так как рот для малыша – один из важнейших каналов восприятия и познания мира.
  • Устраивайте различные бассейны, кастрюльки, тазики с сыпучими наполнителями, подойдут любые крупы – это идеальный вариант для моторики.
  • Очень хороши игрушки – сортеры. Те, которые можно сортировать по формам и размерам. Не обязательно покупные, проявите фантазию.
  • чудесный эффект на развитие мотрики и речи оказывают пальчиковые игры. Их огромное множество. Не пренебрегайте этим веселым занятием.
  • Предоставьте ребенку возможность рисовать. Раскраски и маленькие листочки не подойдут. Если есть возможность, организуйте стену для рисования, прикрепляя на нее ватманы или обои. Карандаши, фломастеры или краски должны быть яркими и хорошего качества.
  • Больше говорите с ребенком. Это дает двойной эффект. Во – первых, эмоциональное общение, во – вторых, развитие речи. Через общение ребенок будет усваивать простейшие обороты речи и пополнять словарный запас.
  • Наберитесь терпения на «почемучкин» возраст. Старайтесь отвечать на все задаваемые вопросы и делайте это на доступном ребенку языке. Так вы поможете ему развить кругозор, речь, воображение, мышление.
  • На прогулке максимально обращайте внимание на все окружающие вас предметы и явления, рассказывайте, объясняйте, помогайте ребенку изучать мир.
  • Хорошо, если Вы сможете проводить с ребенком много времени, но не стоит забывать и о его личном пространстве. Не стоит всегда и во всем его контролировать. Давайте ему возможность для творчества. Пусть малыш побудет один (в безопасной обстановке), попробует самостоятельно разобраться с какими – либо игрушками и предметами, использует их на свое усмотрение. Не нужно ограничивать его деятельность какими- то рамками. Например, стоит объяснить ребенку, что такое молоток и для чего он предназначен, но не стоит требовать, чтобы малыш действовал с ним так и только так. Пусть экспериментирует.
  • Не забывайте про эмоциональную составляющую жизни ребенка. Она очень и очень велика. Окружите его доброжелательной и теплой атмосферой, избегайте ссор и семейных драм, особенно, в присутствии ребенка.
  • Большое значение для развития личности ребенка раннего возраста имеет общение с взрослыми. Помните, что представление о себе у малыша раннего возраста складывается на основе оценок взрослых. Оценивайте его труд и старания только положительно, даже если для этого придется подкупить бабушек и дедушек. Этот возраст еще не подходит для критики произведений ребенка. Это будет позже. А пока, хвалите и восторгайтесь каракулями.
  • Внимательно относитесь к режиму дня, для малыша важно постоянство.
  • Ну, и, конечно, помните, что детям нужно читать книжки, ставить детские песенки и танцевать вместе с ним.
Читайте также:  Вторая фаза развития ребенка

С наилучшими пожеланиями, руководитель Центра практической психологии «SENTIS»

психолог, тренер

Юлия Швецова

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Ханты-Мансийск

РОДИТЕЛЯМ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА

Современных детей называют по-разному. Например: «Дети нового тысячелетия» — юные существа, обладающие необычными психическими возможностями; «Дети Света»- мировоззрение детей отличается от привычного; во Франции необычных детей называют «тефлоновые Дети», т.к. к ним не прилипают общепринятые стереотипы поведения; в Америке — » Дети Индиго».

Педагоги и психологи замечают, что современные дети проявляют повышенную двигательную активность и гиперактивность, поэтому у них часто снижено внимание; современные дети зачастую не хотят выполнять требования взрослых и иногда даже проявляют агрессию. Почему же таких детей становится всё больше?

Специалисты называют ряд причин:

1. Негативные перемены в обществе (реклама, насилие на TV, СМИ).

2. Родители в силу своей занятости, недостаточно внимания уделяют своим детям, а затем откупаются вседозволенность из чувства вины перед детьми.

3. Родители и педагоги не всегда используют современные методы работы с детьми, а пользуются уже устаревшими.

В основном проблемы детей начинаются дома и могут быть там же решены, родители должны понимать, что только от них зависит. какими вырастут их дети.

Существуют различные методики воспитания детей школьного возраста, целые педагогические направления и просто бабушкины советы. Но родители не должны забывать, что, не следует перекладывать проблемы воспитания и ответственность на других, даже квалифицированных, специалистов.

Советы по воспитанию

Умело сочетайте строгость и ласку. Воспитание детей содержит в себе ошибку, когда меняет местами период «все можно» и период «строгости». С ребенком нужно быть и ласковым, и строгим. С возрастом необходимо постепенно переходить к уважению его воли, его собственного «Я». То есть родительское авторитарное поведение (когда взрослый решает за ребенка) уместно только в младенчестве — его нужно стараться уменьшить до посещения детского сада. Невмешательство в поведение малыша на первых годах жизни, а затем давление в более позднем возрасте не только губит личность и талант ребенка, но и вызывает его активное сопротивление.

Наказывать или нет?

Крик, подзатыльник или наказание не принесет желаемых плодов, а наоборот, спровоцирует развитие злобы и агрессии. Очень важно научиться не кричать на  ребенка — для этого придется запастись огромным терпением. Не спешите кричать и наказывать. Постарайтесь поговорить с ним, узнать причины проступка, а затем объясните ему, почему это плохо. Гипервозбуждение или агрессию ребенка психологи рекомендуют сводить на нет не «стоянием в углу» и уж тем более не шлепками, а твердым и настойчивым предложением спокойно, без внешнего воздействия и общения с остальными, подумать о своем поведении и успокоиться, например, в отдельной комнате или за столом с карандашами и бумагой. Эти же рекомендации действительны для детей более старшего возраста. Запомните, что физическое воздействие на ребенка не просто неприемлемо, но и является правонарушением. Временное ограничение развлечений — гораздо более безобидное «наказание», чем раздражение и злость родителей, но гораздо более действенное.

Не унижайте ребенка.

Этим вы ничего не добьетесь, кроме того, что снизите его собственную самооценку. Чем чаще вы будете называть его, к примеру, «балбесом», тем больше вероятности, что он им и вырастет. Наоборот, иногда небольшое преувеличение его способностей и похвалы за старательность принесут больше пользы для реализации талантов ребенка.

Откажитесь от угроз

На первый взгляд, угрозы повышают уровень авторитета родителей. Но в действительности этот авторитет будет носить негативный характер. Ребенок будет вас больше бояться, чем любить.

Приучайте ребенка к самостоятельности

Чрезмерная опека всегда приводит к негативным последствиям. Все, что ребенок в состоянии выполнять самостоятельно, доверьте делать ему самому. В противном случае вам придется всю свою жизнь делать это за него. Как результат — полная несамостоятельность уже выросших сына или дочери.

Будьте тверды и последовательны

Потакание наносит большой вред, поэтому проявляйте твердость, иначе ребенок «сядет вам на шею» на долгие годы. Обязательно придерживайтесь последовательности во всем. Если он начнет замечать противоречивость ваших действий, отказ от вчерашних решений — он решит, что это правильно. Обычно у таких детей расплывчатые ориентиры и не бывает твердой жизненной позиции.

Проявите гибкость

Никогда не поучайте ребенка напрямую, а создавайте такие ситуации, чтобы малыш сам принимал решение. Вам нужно будет только подтолкнуть его к нужному вам итогу.

Не игнорируйте детские проблемы

Не стоит относиться к проблемам вашего ребенка свысока — ведь для него они имеют очень большое значение. К тому же сами дети не всегда умеет самостоятельно преодолевать жизненные трудности.

Будьте примером для подражания

Воспитывая ребенка, подавайте ему безупречный пример. Детям абсолютно не интересны ваши нотации и наставления. Они должны видеть поступки и образ жизни своих родителей — это дает больший эффект, чем просто слова.

Ребенок есть ребенок, просто человек, хотя и маленький, — и идеальным он не может быть. Тем более он копирует ваше поведение: очень часто в своих детях и их поступках мы узнаем себя. Попытайтесь проследить закономерность — какое ваше неправильное действие привело к тому, что ребенок поступил именно так. Станьте для своего ребенка образцом, и он начнет меняться в лучшую сторону.

Педагог-психолог Е.Ю. Верещагина

Источник