Памятка для родителей ребенка 1 год

Памятка для родителей ребенка 1 год thumbnail

Задача взрослых — стать для только родившегося малыша проводниками в большой мир. Из месяца в месяц он познает нечто новое и все больше адаптируется в окружающей среде.

С какими познаниями должен встретиться ребенок в свой 1 год жизни, что должен уметь и что умеет в реальности – важно знать родителям, чтобы помочь своему ребенку правильно развиваться.

Таблица развития до 1 года

Для того чтобы родители могли ориентироваться в развитии своих малышей, педиатры предлагают их вниманию сводную таблицу физических параметров, соотнесенных с месяцами жизни.

Необходимо понимать, что данная таблица носит весьма условный, усредненный характер, и здесь в большей мере важны темпы роста и прибавки в весе по отношению к предыдущим месяцам.

Немаловажен анализ телосложения родителей – худощавость взрослых может передаться и их ребенку, следовательно, это отразится на его весе. Излишне полные могут иметь малыша пухленького и весящего чуть больше указанных цифр. Так же обстоят дела с ростом и другими параметрами.

Физическое развитие

Что же должен уметь ребенок в 1 год, если это касается физического формирования.

Владеть основными навыками – ими должны обладать практически все дети данной возрастной группы:

  • уверенно и устойчиво сидеть;
  • активно ползать, причем ничего страшного, если это будет не движение вперед, а назад или вбок (некоторые малыши могут пропустить этот этап, что говорит об их хорошей физической форме);
  • передвигаться на четвереньках;
  • наклоняться или приседать за игрушкой;
  • самостоятельно вставать на ноги;
  • стоять, держась за какую-либо опору или руку взрослого;
  • пытаться делать первые шаги.

Освоить углубленные навыки – могут приобретаться малышами в зависимости от характера и состояния костяка во временные рамки +- 1,5 месяца:

  • самостоятельно передвигаться вдоль стены, другой опоры или при поддержке за руку;
  • подниматься по некрутой лестнице при поддержке взрослого человека;
  • самостоятельно переползать со ступеньки на ступеньку;
  • забираться на диваны, кровати;
  • при необходимости подставлять какой-либо предмет, чтоб забраться на подоконник;
  • спускаться с дивана, кресла.

Другие навыки:

  • Учиться быть самостоятельным в своих действиях – не ждать, когда поднимут, перенесут, спустят, а пытаться делать это самому. Родители должны поддерживать своего ребенка в этих желаниях, просто иногда страхуя, чтобы он не травмировался.
  • Учиться комбинировать ряд действий при достижении какой-либо цели. Например, дойти до игрушки, наклониться, взять ее в удобную руку, вернуться, отдать взрослому.

Физическое развитие ребенка:

Психическое развитие

Психическое развитие годовалого ребенка напрямую связано с физическим состоянием.

Умея передвигаться и ощущать себя в пространстве, малыш познает такие понятия как:

  • расстояние;
  • расположение;
  • направление;
  • способ обращения с предметами.

Получая информацию и различные впечатления, ребенок учится их запоминать:

  • что делают с тем или иным предметом;
  • как располагается мебель в комнате;
  • как называется тот или иной предмет быта;
  • где можно найти определенную вещь.

При определении психического развития ребенка используются следующие критерии:

Детский интеллект в годовалом возрасте развивается:

  • при манипуляциях во время приема пищи (попытка самостоятельно воспользоваться ложкой, чашкой);
  • при игре с пирамидой из 2-3 колец;
  • при общении с взрослыми людьми и детьми постарше;
  • при попытке сломать, разобрать или бросить игрушку.

Нервная система характеризуется эмоциональностью и некоторой нестабильностью (капризы, бунт против запретов), так как она еще не совершенна, в стадии формирования. Учитывая это, не рекомендуется подавлять непокорность малыша наказанием, проще переключить его внимание на что-то другое.

Большая ошибка считать, что годовалый малыш многое не понимает из того, как с ним обращаются. Дети в этом возрасте:

  • умеют хорошо чувствовать настроение близких ему людей;
  • понимают речь;
  • эмоционально реагируют на ссоры;
  • испытывают чувство угрозы и одиночества.

Моторика

Что должен уметь ребенок в 1 год, манипулируя пальчиками и кистями рук – серьезный вопрос для дальнейшего развития малыша. Положительное влияние полученных навыков на формирование умственных способностей и развитие мозга доказано наукой, поэтому важно, чтобы ребенок мог осуществлять большинство описанных ниже действий.

Это следующие действия:

  • класть друг на друга 2-3 кубика;
  • разбирать и собирать небольшую пирамиду;
  • класть один предмет в другой;
  • снимать с кастрюль, коробок крышки;
  • пытаться есть, пить, используя детскую посуду;
  • производить действия с игрушками: катать машину, причесывать куклу;
  • пытаться применить на практике свою одежду, обувь, шапочку;
  • уметь брать предметы обеими руками и одной, перекладывать игрушки из руки в руку;
  • брать мелкие вещи указательным и большим пальцами;
  • вынимать мелкий предмет из большого;
  • уметь выдвигать и задвигать ящики, открывать шкафчики, извлекать из них предметы;
  • играя с другими детьми, повторять их действия;
  • подражать взрослым – папе с отверткой, маме у зеркала.

Для развития моторики у детей важны и такие игры, как «ладушки», «сорока-белобока», «раз пальчик, два пальчик», «идет коза рогатая», где малыш повторяет за родителями характерные движения.

Малыш быстрее начнет осваивать навыки взаимодействия с мелкими предметами, если у него дополнительно появится стенд с дверными цепочками, выключателями, щеколдами. Такой атрибут можно сделать в домашних условиях, купить в Детском мире или другом магазине детских развивающих предметов.

Развитие речи

Должен ли ребенок в 1 год уметь разговаривать, и что именно он может произносить, волнует родителей, особенно при воспитании первенца. Это пора, когда малыш уже понимает фразы, обращенные к нему.

При интенсивном общении пассивный запас слов расширяется, но выговаривать из него ребенок может около 3-10 слов. Они не всегда полноценные в понимании взрослых, но логопеды предлагают их тоже засчитывать, если ими называются каждый раз одни и те же предметы (например, собака – «ав-ав»).

Что должен уметь ребенок в 1 год, кроме уже перечисленного выше:

  • односложно отвечать на простые вопросы «что это?», «кто это?» (ко-ко, баба, соса);
  • отзываться на свое имя, возможно, называть его;
  • по просьбе совершать простые действия: махать «пока-пока», показывать, как он ест (ням-ням), грозить пальчиком (ай-ай);
  • пытаться повторять за взрослыми слова (они должны быть короткие, простые в произношении и четко звучащие);
  • реагировать на «нельзя» звуками или междометиями.

Нет причин для расстройства, если малыш не заговорил в год. Главное, что он воспринимает речь, реагирует на нее, выполняет элементарные просьбы.

Важно обратиться к врачу, если ребенок остается глух к обращениям в свой адрес, запретам, не реагирует на речь, не пытается произносить даже слоги.

В этом случае можно предположить проблемы со слуховым или речевым аппаратами, отклонения неврологического или психологического характера, при которых требуется помощь специалиста. Вовремя выявленное заболевание поможет найти новые подходы к развитию ребенка.

Рекомендуется обратиться к логопеду, если малыш, выговаривая слова, упорно заменяет одну букву другой («бода» вместо «вода», «бот» вместо «вот»). В данном случае у ребенка чаще всего наблюдается несовершенство фонетического слуха и возникает необходимость его коррекции.

Эмоции

Годовалому человеку доступна более широкая палитра эмоций и переживаний. Это говорит о том, что он начал свою интеграцию в окружающее общество.

Теперь малыш научился:

  • выражать свою отрицательную реакцию не только плачем, но и звуками, мимикой;
  • транслировать хорошее настроение улыбкой, смехом;
  • выражать свои чувства тактильным способом: обнимать знакомых ему людей, целовать по просьбе или по своему желанию;
  • узнавать знакомых ему людей не только вживую, но и на фотографиях, показывать пальчиком кто есть кто по просьбе взрослых;
  • узнавать изображения домашних животных, предметов быта на картинках и указывать на названные родителями предметы или живность пальцем;
  • «говорить» телом – поза обиженного человека, взгляд укора, руки в просьбе;
  • пытаться передавать эмоции взрослых, подражая их действиям (как мама говорит по телефону, как папа смотрит футбол);
  • листать журналы или книги, а иногда и рвать их, что рекомендуется мягко пресекать;
  • одинаково хорошо владеть положительными и отрицательными эмоциями, высказывать звуками, мимикой, жестами свое несогласие с запретом или наоборот свою радость от покупки игрушки или совместной с родителями прогулки;

    Ребенок в 1 год должен уметь выражать положительные и отрицательные эмоции мимикой, жестами и звуками

  • копировать выражение лиц своих близких, их мимику в тех или иных случаях (закатывать глаза как мама, выпячивать губу как папа, поднимать брови как бабушка), а также их интонацию;
  • осваивать совместно с родителями или сверстниками такие игры как «ку-ку» (закрывать лицо ладонями), как делает то или иное животное (воробей – «прыг-прыг», коза — бодается);
  • реагировать на музыку, узнавая любимую мелодию, подтанцовывать или подпевать;
  • обращать внимание на свое отражение в зеркале или другой отражательной поверхности, разглядывать себя, наблюдать за своими движениями.
Читайте также:  Ребенок 1 год синусовый ритм

В зависимости от общего развития ребенка, список может быть или более обширным или более скромным. В последнем случае недостающим навыкам можно научить ребенка в самое короткое время, стоит только несколько раз ему показать, как делать и когда. Хороший эффект дает общение с ребенком, который умеет уже многое.

Первые умения

Что должен уметь ребенок в 1 год и какую получить основу для дальнейшего развития, перечислено ниже.

Умение владеть своим телом:

  • самостоятельно или при поддержке родителей ходить;
  • уметь забираться на предметы, спускаться с них;
  • приседать, нагибаться, вставать, садиться без посторонней помощи;
  • катать, бросать мяч или пытаться по нему ударить;
  • толкать перед собой коляску или другой предмет, доступный по весу;
  • стремиться делать ритмичные движения под музыку.

Движения характеризуются как неуверенные, это связано с еще формирующимся чувством равновесия.

Умение ориентироваться в пространстве (фактор развития памяти и мышления):

  • знать и ориентироваться в расположении помещений в квартире;
  • помнить те места на улице, во дворе, где постоянно проходят игры и прогулки;
  • запоминать, где лежат его игрушки и предметы быта, которые постоянно используются;
  • уметь компоновать предметы (крышкой можно закрыть коробку, но не ложку, ложку можно положить в коробку и закрыть крышкой).

Умение совершать эффективные движения кистями рук и пальцами (начальный этап развития двигательной активности):

  • делать мелкую работу двумя пальцами (брать небольшие предметы, извлекать что-нибудь из узкого места);
  • брать и перекладывать из руки в руку предметы с участием всех пальцев или только нескольких;
  • собирать и разбирать пирамиду и башенку из нескольких деталей;
  • нажимать кнопки, крутить подвижные детали предметов;
  • повторять за взрослыми игры типа «сороки-воровки».

Интеграция в социум:

  • формирование пассивного словарного запаса (знает, понимает слова, но не говорит их);
  • умение выговаривать слоги, 3-10 коротких слов (мама, га-га-га);
  • реагирование на просьбы и на свое имя;
  • умение выделять близких людей и незнакомых путем эмоциональной реакции (желание общаться с первыми, недоверие ко вторым);
  • подражание родителям;
  • обогащение эмоциональных проявлений мимикой, жестами, тональными звуками, позой тела;
  • осознанное разглядывание картинок.

Приобретенные к 1 году умения в полной мере зависят от физической формы ребенка в плане здоровья, развития и от того, насколько много и продуманно с ним общаются родители.

Если ребенку предоставляется определенная доля самостоятельности, то возможно, что к 1 году жизни он начнет приобретать навыки самообслуживания в быту.

Это следующие навыки:

  • Пытаться есть ложкой, использовать вилку. Важно на этом этапе не отнимать столовые предметы, а учить их правильно держать и аккуратно ими пользоваться.
  • Осваивать навыки питья из чашки. В этот момент лучше предложить малышу непроливайку, чуть позже небьющуюся легкую кружку.
  • Уметь есть твердую пищу, порезанную на небольшие кусочки. К подобной консистенции еды очень важно приучать постепенно, избегая неприятных моментов, вызванных рвотными рефлексами от попадания в рот не мягкой пищи.
  • Может самостоятельно откусывать понемногу от большого куска, например, банана, булочки, печенья.
  • Знает, для чего нужна салфетка и пытается ею пользоваться.
  • Пытаться самостоятельно справиться со своей одеждой (надеть шапочку, всунуть ногу в обувь). Родителям рекомендуется дать время ребенку на такие опыты, периодически помогая ему выбрать нужную позу или направление.
  • Делать попытки мыть руки, вытирать их полотенцем. Задача родителей — несколько раз показать, как это делается правильно, а дальше следить, чтобы увлеченный малыш не облился водой.
  • Проявляет интерес к гаджетам, пытается ими воспользоваться. Некоторые дети с успехом находят в мобильных телефонах понравившиеся приложения. Но при всех плюсах подобной игры, педиатры не советуют родителям надолго оставлять устройства в руках малыша.
  • Начинает проявлять интерес к горшку, пытается его освоить (это касается не всех детей, многие начинают привыкать к нему гораздо позже). Для начала рекомендуется установить для ребенка логическую связь между своими естественными оправлениями, мокрым состоянием и предназначением горшка. Будет полезно, если родители, зная примерное время срабатывания организма, посадят малыша на горшок. Одновременно можно приучать ребенка к условным словам, которыми позже он сможет воспользоваться, чтобы попроситься справить свою нужду.

Все, что умеет ребенок в 1 год, должно послужить фундаментом для дальнейшего развития. Своевременно недополученные навыки могут сказаться позже, когда малыш попадет в среду сверстников и стать причиной дискомфорта.

Задача родителей заложить в ребенка чувство любознательности, помочь стать самостоятельным и активным.

Автор статьи: Кист Наталия

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео на тему: что должен уметь ребенок в 1 год

Развитие ребенка: что должен уметь делать малыш в 1 год:

Источник

Многие взрослые считают, что возрастные кризисы у детей начинаются не раньше 3-х лет. До этого они слишком маленькие, чтобы что-то понимать настолько глубоко и переживать какие-то противоречия. Такое отношение нередко оборачивается для родителей первыми и, увы, необратимыми ошибками в воспитании. Если бы они не списывали нервозность, раздражительность и любые другие проявления личности годовалого малыша на прорезывание зубов, а помогли преодолеть ему переживаемое состояние, в дальнейшем было бы гораздо проще решить многие проблемы.

Все родители просто обязаны знать, как проявляется и сколько длится кризис 1 года, в чём его суть и что они должны сделать, чтобы помочь ребёнку преодолеть первые в его жизни противоречия. Именно в этом возрасте, если взрослые не справятся самостоятельно, возможна первая консультация у детского психолога.

Суть кризиса

Памятка для родителей ребенка 1 год

За первый год жизни ребёнок проходит путь от маленького сморщенного комочка, появившегося из утробы матери, до самостоятельной личности, которая может показать свой характер. За этот период ему приходится изучить столько всего нового, сколько он впоследствии не узнает за всю жизнь.

Чтобы понять, что малыш растёт не только в физическом плане, но и в личностном, родителям нужно вспомнить его новорождённым. В первые дни он плакал только потому, что хотел есть, у него что-то болело, он замерзал или не высыпался. Большинство его реакций было продиктовано физиологией, а жизнью управляли биологические ритмы.

Но, начиная с 8-9 месяцев, всё кардинально меняется. Чем ближе первый день рождения, тем труднее управляться с ним. Всё чаще он плачет по необъяснимым причинам. В туалет сходил, выспался, наелся, нагулялся, в тепле, окружён лаской и заботой — но вдруг морщится и капризничает, отталкивает игрушки и мамину руку. Терапевт после обследования говорит, что поводов для беспокойств нет, малыш здоров. Так в чём же тогда дело?

Именно так начинается кризис 1 года жизни. У ребёнка складываются первые представления об окружающем мире и нём самом. Он переживает состояние лёгкого, но всё же стресса, обусловленного тем огромным скачком в развитии, который он совершил от новорождённого до этого момента. Он ощущает себя уже полноценной личностью, так как осознаёт собственные желания: хочет и просит есть, гулять, играть, спать и т. д.

Читайте также:  Все о режим для ребенка 1 года

Связь с мамой становится немного слабее: он понимает, что может уйти от неё в другую комнату, наесться без её груди. Этот фактор усугубляется, если именно на данный период приходится отказ от лактации или выход женщины на работу. Малышу трудно осознать, что он может без неё обходиться.

Главное противоречие 1 года жизни ребёнка заключается в том, что он ощущает себя полноценной личностью (в его субъективном понимании). А на деле к нему продолжают относиться как к малышу, у которого пока не может быть никаких личностных потребностей. Он знает только одно понятие — «хочу», и то продиктованное больше физиологией. А мир взрослых навязывает ему что-то непонятное и неприятное — «надо» и «нельзя». Маленький человечек не может ещё до конца их усвоить, хотя ему приходится подстраиваться под те нормы и запреты, к которым к этому времени приучают его родители.

Вывод первый. К концу 1 года жизни ребёнок переживает возрастной психологический кризис, который заключается в ощущении им самого себя как самостоятельной личности. Первое противоречие, с которым ему приходится сталкиваться, — к нему продолжают относиться как к ничего не понимающему малышу. Второе — как соединить «хочу» и «надо». Третье — как можно обойтись без мамы.

Причины

Если родители смогли осознать суть кризиса, им будет проще понять его причины. Это поможет наладить отношения с ребёнком и совместно преодолеть все противоречия этого непростого периода.

Памятка для родителей ребенка 1 год

Психологи называют следующие факторы-провокаторы:

  • огромное количество информации, которую нужно ежедневно усваивать и перерабатывать;
  • необходимость постоянно учиться чему-то новому: есть ложкой, ползать, сидеть, ходить, говорить;
  • непомерные физические нагрузки: на фоне ещё не сформировавшегося опорно-двигательного аппарата ребёнок начинает ходить, что даётся ему крайне нелегко;
  • открытие окружающего мира, который, оказывается, не ограничивается кроваткой или одной комнатой, и по нему можно перемещаться — причём самостоятельно;
  • отрыв от родителей: от них можно уползти и убежать — это второй разрыв с матерью в жизни ребёнка, но уже осознанный (первый — рождение);
  • отказ от материнской груди — потеря ещё одной важной психофизиологической связи с мамой;
  • освоение новых предметов (ложки, пирамидки, книжки, телевизора);
  • выстраивание первых отношений с окружающими: у кого-то можно попросить кушать, у других это делать бесполезно.

С точки зрения психофизиологии, мозг ребёнка постоянно развивается и совершенствуется, он пытается понять, какое место занимает в этом огромном мире и как нужно себя в нём вести. Это первые шаги на пути социализации, и чем увереннее они будут, тем успешнее человек будет в будущем. Но без помощи взрослых малышу это не под силу.

Если раньше он жил по законам биологических ритмов, то к 8-9 месяцам они теряют свою организационную функцию. Его поведение кардинально меняется из-за созревания структур головного мозга и перестройки нервной системы.

Овладение ходьбой, речью, манипулятивными и предметными действиями сопровождается формированием новых качеств психики. Появляется потребность в самостоятельности (ребёнок понимает, что сам может перемещаться, чтобы изучить окружающее пространство и предметы), но для этого отсутствуют условия. Для родителей он всё такой же кроха, и большинство из того, что ему хочется, нельзя.

Разобрав каждую причину подробно и применив её к своему малышу, родителям будет проще понять, что с ним происходит. Это позволит более безболезненно преодолеть возрастной кризис первого года жизни ребёнка. Психологи и педиатры называют данный фактор обязательным условием формирования гармоничной личности в будущем.

Вывод второй. Кризис 1 года жизни — закономерный процесс, которого нельзя избежать. Его причины заложены на эволюционном уровне развития каждого человека. Гораздо страшнее его отсутствие, которое свидетельствует о наличии психофизических проблем. Вот с ними потом придётся идти уже даже не к психологу, а психотерапевту.

Как проявляется

Самое сложное — распознать кризис 1-го года, т. к. психологическое взросление, как и физиологическое, сугубо индивидуально. Название носит условный характер: у одних детей его проявление наблюдается уже в 8 месяцев, другие могут прийти к этому только в 15 месяцев. Обычно это происходит в течение 3-4 недель после того, как ребёнок начинает ходить. И вот тут важно заметить признаки, которые свидетельствуют о начале становления личности.

Памятка для родителей ребенка 1 год

Главным проявлением первого возрастного кризиса являются гипобулические реакции. В психологии под этим понятием подразумеваются ярко выраженные эмоции, в основе которых лежит недовольство. Запрет на желаемое или просто его физическая недосягаемость порождает в ребёнке агрессию, он входит в кратковременное состояние аффекта и стресса и требует любыми доступными способами то, что ему нужно. Эти вспышки характеризуются:

  • громким плачем, но чаще всего без слёз (они могут пойти потом, когда состояние аффекта закончится, а желаемое ребёнок так и не получит, и это будет уже другая реакция — разочарование и обида);
  • резкими движениями: взмахи руками, топанье ногами, мотание головой, может даже упасть навзничь;
  • живой мимикой: нахмуренные брови, плотно сжатые губы, сузившиеся глаза;
  • требовательными интонациями: взрослые могут не понимать детского лепета, но по недовольному тону и быстрому темпу речи будет понятно, что малыш что-то требует и рассержен.

Гипобулические реакции могут проявляться в разные моменты. Чаще всего их причина лежит на поверхности и вполне понятна взрослым. Например, ребёнку не дали игрушку или заставляют есть пресную кашу вместо вкусной конфеты. Но иногда провоцирующий фактор завуалирован и далеко не так просто распознать, что именно ему не нравится. Это может быть детская ревность (когда кто-то целует маму или она при малыше активно общается с кем-то другим) или нехватка внимания (взрослые заняты своими делами, а он должен развлекать себя сам).

Гипобулические реакции чаще всего протекают бурно, с истерическими нотками. Однако внимательные родители на их фоне могут заметить и более смягчённые проявления кризиса:

  • любопытство: малыша тянет ко всему запретному — розеткам, электроприборам, открытым окнам, дверям;
  • чрезмерная активность, непоседливость;
  • сопротивление маминым действиям (более мягкое, чем при гипобулических реакциях) — например, настойчивое срывание шапки с головы;
  • назойливость: ползает (ходит) за мамой или папой по пятам, не отстаёт ни на минуту, не отпускает даже в туалет, дёргает за одежду, пытается что-то говорить и требует ответа;
  • отказ от привычных ритуалов (не обязательно посредством гипобулических реакций): не хочет спать, есть, гулять, умываться, одеваться и т. д.

Чаще всего первый психологический кризис ребёнок переживает достаточно бурно, т. к. у него ещё нет способности саморефлексии. Все свои эмоции он демонстрирует, чтобы донести до взрослых свои ощущения и противоречия. К сожалению, большинство родителей списывают эти капризы на недомогание или, что ещё хуже, на плохой характер (молодые мамочки нередко говорят фразы вроде «вредный — весь в папашу»).

Это приводит к тому, что в плане психологического развития малыш остаётся без помощи, что впоследствии негативно сказывается на его формировании как личности. Неразрешённые противоречия могут тянуться за ним ещё длительное время, препятствуя в дальнейшем нормальной социализации.

Вывод третий. Не нужно списывать изменения в поведении ребёнка на прорезывание зубов или проявления характера. Главное — вовремя догадаться, что это первые признаки кризиса и предпринять все необходимые меры для его преодоления.

Сроки

Как уже было сказано, кризис 1 года у детей может проходить по-разному. В среднем, психологи называют период, когда он проявляется наиболее ярко, с 8 до 15 месяцев. Именно в этот отрезок нужно особенно внимательно наблюдать за всем, что происходит с малышом и ловить первые признаки зарождающихся противоречий. Здесь тоже есть несколько важных моментов, которые родителям нужно обязательно усвоить.

Во сколько начинается

Не нужно думать, что чем раньше начнётся кризис, тем лучше и тем быстрее он закончится. Здесь всё наоборот: психологи считают, что оптимальным вариантом является преодоление противоречий в период с 12 до 15 месяцев. Это продиктовано тем, что личностное развитие в этом возрасте тесно взаимосвязано с физиологией. Мозг ребёнка в 8 и 15 месяцев существенно отличается. Чем больше нейронных связей сформировано у него к моменту кризиса, тем легче ему его пережить, потому что он понимает гораздо больше.

Читайте также:  Простуда и кашель у ребенка 1 5 года

Однако его нельзя замедлить, он зависит от индивидуальных особенностей. Если кризис выпал на младенческий возраст (до года), родителям нужно просто набраться терпения и предпринять все возможные меры для его благополучного разрешения.

Сколько длится

Длительность кризиса может составлять от 1 месяца до 1 года. Этот срок зависит от многих факторов, начиная с индивидуальных особенностей и заканчивая помощью со стороны. Чем активнее будет участие родителей в данном процессе, тем успешнее и быстрее будут преодолены противоречия. Некоторые психологи считают, что основной пик приходится на 8-15 месяцев, а затем он начинает стихать, т. е. ребёнку хватает этого времени, чтобы осознать собственную значимость и освоить основные запреты.

Другие специалисты считают, что кризис длится на протяжении целого года — с 12 до 24 месяцев. Просто гипобулические реакции то затихают, то проявляют себя с новой силой в течение всего этого времени. С одной стороны, кажется, что права именно эта группа психологов. Стоит только вспомнить, как детки, которым уже исполнилось полтора года, закатывают истерики в магазинах, чтобы им купили то, что они хотят. Однако считается, что в данном возрасте это уже последствие неправильного воспитания, когда малыш не смог в период первого кризиса освоить запреты и простейшие социальные нормы.

Календарь

По месяцам

Самыми проблемными в кризисе раннего возраста психологи называют 8, 9, 12 и 15 месяцы. Гипобулические реакции выражены максимально ярко и проявляются практически ежедневно.

10-й и 13-й месяцы проходят более спокойно. Гипобулические реакции крайне редки, кризис проявляется преимущественно обычными эмоциями, без истерик.

11-й и 14-й месяцы занимают «золотую середину»: капризы случаются, но в рамках допустимого.

По неделям

Если нужен более подробный календарь, то психологи отмечают следующие моменты:

  • самые проблемные недели, когда с ребёнком трудно совладать и приходится набираться терпения: с 34 по 37, с 42 по 46, с 51 по 55;
  • «золотая середина», когда капризы быстротечны и легко управляемы: 32, 33, 38, 40, 41, 47, 48, 50, 56, 57, 59;
  • благополучные недели, когда гипобулические реакции практически незаметны и взрослым можно на какое-то время расслабиться: 39, 49 и 58.

Однако к данному календарю нужно подходить, исходя из индивидуальных особенностей ребёнка. Есть дети, которые могут вести себя агрессивно в так называемые благополучные недели или месяцы, но затихать в кризисные. Не нужно относиться к этому как к патологии. Это лишь общие рекомендации психологов, основанные на анализе типичных реакций, и они требуют коррекции в каждом отдельном случае.

Если нужен более подробный календарь кризисных периодов на протяжении первых 2 лет жизни ребёнка, можете воспользоваться следующей схемой:

Кризисный период у ребенка 1 года по неделям

Вывод четвёртый. Сдвинуть сроки первого возрастного кризиса невозможно. Родителям необходимо терпеливо его дождаться. Его по истечении 15 месяцев он никак себя не проявил, лучше проконсультироваться с детским психологом.

Как себя вести: советы психологов

Есть родители, которые на интуитивном уровне чувствуют кризис 1 года и пытаются помочь ребёнку в его преодолении. Это лучше, чем списывать всё на прорезывающиеся зубки или вредный характер. Однако ошибок на данном пути избежать не получится, потому что в некоторых моментах правильно понять потребности малыша поможет только возрастная психология.

Правильный вариант поведения родителей в данной ситуации — заранее знать о предстоящем кризисе и максимально к нему подготовиться. Это значит, что нужно изучить соответствующий материал по теме (причины, признаки и что делать). С развитием Интернета детская психология стала доступной всем. Если возникли какие-то вопросы или проблемы, необходимо обратиться за помощью к профильному специалисту.

Итак, что же детские психологи советуют родителям делать, когда ребёнок вступает в фазу первого в своей жизни возрастного кризиса?

  • Не бежать сломя голову на приём к психологу или психотерапевту. Кризис 1 года считается одним из самых лёгких и не требует специальной коррекции и уж тем более лечения.
  • Принять ребёнка как самостоятельную личность и расширить круг его прав (можно дать возможность самому выбирать игрушки).
  • Продолжать соблюдать установленный ранее режим дня, несмотря на капризы, но делать это через игру, а не насильственными методами.
  • Развивать ребёнка: расширить его границы (купить ходунки), давать пищу для интеллекта (с помощью игр), тренировать моторику рук.
  • Обеспечить ему бытовую безопасность, учитывая возросшее любопытство (не запрещать тыкать пальцами в розетку, а поставить на неё блокировку).
  • Обучать самостоятельности: пусть сам умывается, ест, одевается — медленно и неправильно, зато он будет удовлетворён собственной значимостью и быстрее научится всё это делать.
  • Не лишать его обратной связи: если он с вами разговаривает на своём языке, старайтесь понять, что он хочет донести до вас, и обязательно отвечайте на любой лепет словами, жестами и мимикой.
  • Приучать к словам «надо» и «нельзя». Причём все запреты должны быть строгими, незыблемыми и соблюдаться всеми членами семьи.
  • Показывать свою любовь: ласково разговаривать, обнимать, целовать, смотреть в глаза.

10 «нельзя»: памятка для родителей

И ещё одну небольшую памятку предлагают психологи родителям. С 8 по 15 месяцы категорически нельзя:

  1. Повышать голос: все запреты должны объясняться спокойно, с помощью игр.
  2. Идти на поводу у ребёнка и потакать его капризам: табу не должны нарушаться ни при каких условиях.
  3. Делать его центром вселенной.
  4. Лишать самостоятельности: определитесь, что в этом возрасте он может делать сам.
  5. Игнорировать его действия и слова: тесный контакт и прямая связь обязательны.
  6. Паниковать: терпение и спокойствие родителей — залог нормального психического развития ребёнка в любом возрасте.
  7. Нарушать режим дня.
  8. Отучать от груди: нужно сделать это либо раньше, либо позже.
  9. Выходить маме на работу: аналогично с предыдущим «нельзя».
  10. Устраивать ребёнка в детский сад или нанимать ему няню.

Вывод пятый. Главное правило для родителей в этот период — принять ребёнка как самостоятельную личность и помочь ему преодолеть противоречия и пережить кризис без истерик и нервных срывов. Для этого потребуется слаженная работа всех домочадцев и масса терпения, но поверьте: оно того стоит.

Последствия

При неправильном поведении родителей кризис может обернуться для ребёнка следующими проблемами:

  • развиваются эмоционально-поведенческие отклонения;
  • реакции временного характера (обида, ревность, злость, разочарование) становятся устойчивыми паттернами поведения;
  • формируется негативное отношение к привычным вещам;
  • происходит разрыв психоэмоциональной и даже физической связи с родителями;
  • наблюдаются первые признаки нарушения социализации.

Пример. Если ребёнок в момент кризиса постоянно ревновал маму к кому-то (папе, брату, чужому человеку) и взрослые ничего не сделали, чтобы помочь ему пережить эту боль, в будущем это может проявиться патологической ревностью к любимому человеку или даже ненавистью к кому-то из членов семьи.

Второй пример. Если родители в период кризиса насильно заставляют малыша умываться, впоследствии он будет испытывать негативные эмоции по отношению к водным процедурам и в подростковом возрасте будет ненавидеть это делать и всячески избегать.

Вывод последний, итоговый. Не нужно бояться кризиса 1 года. С точки зрения возрастной психологии, он является абсолютно естественным, нормальным и необходимым этапом становления личности каждого ребёнка. Задача родителей — распознать его, помочь преодолеть и направить развитие в нужное русло. Это самым положительным образом скажется на его дальнейшей жизни.

Источник