Пальчиковые игры в развитии речи ребенка для родителей

Консультация для родителей

«Роль пальчиковых игр в развитии речи»

  «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».    

              В. А. Сухомлинский

     Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

     Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

     Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

     Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь и между рукой и речевым центром головного мозга. Гармония движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

     Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.

     Пальчиковые игры, на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

 Художественный мир песенок и потешек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий.

     Прежде чем начать работу пальчиковой гимнастики, убедитесь в том, что дети знают основных персонажей стихов, песенок. Сначала покажите детям игрушки или цветные картинки, чтобы дети смогли вспомнить, как выглядят те или иные животные, о которых будет рассказываться в потешке, песенке, стихотворении. Затем предложите изобразить его с помощью пальчиков. При необходимости надо показать, как при помощи пальчиков может выглядеть то или иное животное.

     Постепенно пальчиковую гимнастику можно усложнить: вы читаете первую строчку стихотворения – ребёнок  изображает действия, затем читаете следующую строчку – ребёнок изображает другое действие и т. д. Так можно разыгрывать всю потешку или песенку.

     Такие игры и упражнения надо проводить постоянно с детьми раннего возраста. Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что у них всё получается и ими довольны взрослые. Хвалите детей даже за самые маленькие успехи.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.

      Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

     Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

    Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

     При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

     Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

     Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

     Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

     Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами
индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,

4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории,

7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Пальчиковая гимнастика

Методические указания

1

«Налим»

Жил в реке один налим,

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки,

И учили их считать

Раз, два, три, четыре, пять.

Медленные движения соединенными ладонями, имитирующие плавание.

Движения ладонями с двух сторон.

Взмахи ладонями.

Согнуть кулачки.

Разгибать пальчики из кулачков, начиная с больших.

2

«Дудочка»

Ой, ду-ду, ой, ду-ду,

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

— Ну-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок,

Там Буренка лежит,

На теляток глядит,

А домой не идет,

Молочка не несет.

Надо кашу варить,

Сашу кашей кормить.

Ладони сложены колечком на некотором расстоянии друг от друга.

«Колечко» одной руки поднесено ко рту, дети крутят ладонями, как будто играют на дудочке.

Наклон вперед за воображаемой дудочкой.

Протянуть руки вперед, как бы отдавая дудочку.

«Идти» пальцем по столу.

Показывая «рожки» из пальчиков.

Ладони открыть и закрыть, изображая глаза.

Отталкивающие движения двумя ладонями.

«Варят» кашу указательным пальцем.

Подносят ко рту воображаемую ложку.

3

«Дай молочка, Буренушка!»

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку на донышке.

Ждут меня котятки,

Малые ребятки,

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

Имитировать, как доят корову.

Ладошки складываются в щепотку, как бы открывается рот.

Разгибают пальцы из кулаков на обеих руках.

Опять показывают, как доят коров.

Показывают поднятые вверх большие пальцы.

4

«Козлик»

Вышел козлик из дверей,

Выгнул шею:

«Дай хлеба скорей!»

«Дай пирожок!»

Протянул копытце:

«Дай воды напиться!»

Левая рука изображает козлика: средний и безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой, мизинец и указательный палец выпрямлены, такое положение сохраняется всю игру.

Правая рука сжимается в кулак, сгибается в запястье, выставить рога.

Правая рука сжата в кулак, средний палец выпрямлен.

Правая рука складывается лодочкой.

5

«Перчатки и мышата»

Шустрая мышка

Перчатку нашла.

Гнездо в ней устроив,

Мышат позвала,

Им корочку хлеба

Дала покусать,

Погладила всех

И отправила спать.

Раскрыть ладошки, пальцы растопырены, поворачивать руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

Сложить ладони «ковшиком».

Сгибать и разгибать пальцы, имитируя зовущий жест.

Кончиком большого пальца поочередно постучать по кончикам остальных пальцев.

Большим пальцем гладить остальные пальцы скользящим движением от мизинца к указательному.

Ладони прижать друг к другу, положить их под щеку.

6

«Жирафы и слоны»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носах.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носах.

Ребенок хлопает ладошками по всему телу.

Обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих частей тела.

Ребенок аккуратно щипает себя, как бы собирая складки.

Обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих частей тела.

7

«Бабушкин кисель»

Бабушка кисель варила

На горушечке

Для Андрюшечки.

Вдруг летел соколок

Через бабушкин порог.

Вдруг он крыльями забил,

Бабушкин кисель разлил.

Вот и нету киселька для Андрюшечки.

Правая рука «помешивает кисель».

Кончики пальцев правой и левой руки соединяются в горку, руки расходятся под углом.

Ладонь правой руки ложится на грудь.

Ладони рук скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга.

Скрещенными ладонями помахивают, словно крыльями.

8

«Зайки-побегайки»

По лесной лужайке

Разбежались зайки.

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки,

Сели зайчики в кружок,

Роют лапкой корешок.

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.

Круговые движения пальцами рук, ладони при этом смотрят вниз.

Ребенок «бежит» по столу указательным и средним пальцами обеих рук.

Руки перед грудью (лапки зайца).

Руки на голове (уши зайца).

Нарисовать в воздухе круг обеими ладонями.

Ладони вниз, сгибать и разгибать пальчики.

9

«Веселая старушка»

У веселенькой старушки

Жили в маленькой избушке

Десять сыновей.

Все без бровей

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такими усами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой!

Они не пили, не ели,

На старушку все глядели,

И все делали вот так…

Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

Сложить руки углом и показать избушку.

Показать десять пальцев.

Очертить брови пальцами.

Растопыренные ладони поднесены к ушам.

Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.

Очертить пальцами длинные «гусарские» усы.

Очертить большой круг вокруг головы.

Показать руками большую бороду.

Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку».

Держа руки у глаз, похлопать пальцами, словно ресницами.

Ребенок показывает любые загаданные им действия.

10

«Как мы маме помогали»

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду маме мыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду маме мыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Носик чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Вот как маме помогали!

Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

Потереть одной ладошкой о другую.

Ребенок загибает пальчики, начиная с большого.

Потереть одной ладошкой о другую.

Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца.

Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

Читайте также:  Питание влияет на развитие ребенка

Источник

Лидия Владимировна Гриднева
Мастер-класс для родителей «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитии речи детей»

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев…» В. А. Сухомлинский

«Рука – это инструмент всех инструментов» Аристотель

“Рука является вышедшим наружу головным мозгом”И. Кант

Действительно, широко известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи у ребенка раннего возраста. Считается, что словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

Существует много занятий для развития мелкой моторики. Для этого очень полезны лепка, рисование, собирание пазлов, игры с конструктором, игры с вкладышами, шнуровки и многие другие занятия на развитие мелкой моторики.

Шнуровки:- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

— формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

— способствуют развитию речи;

развивают творческие способности.

В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это, в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становления речи.

Пирамидка– эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов.

Рамки и вкладыши:- способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления 

Но одним из самых лучших средств для развития моторики и речи в их единстве и взаимосвязи являются пальчиковые игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика- это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга.

Читайте также:  Методики для речевого развития ребенка в дошкольном возрасте

Пальчиковые игры :

Это открытие нашей народной педагогики.

Это общение ребёнка с ребёнком.

Это общение ребёнка со взрослым.

Прежде всего, мелкая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры –самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей,  возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.

У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и несогласованны. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.

Кроме этого, пальчиковая гимнастика подготавливает руку к письму, развивает координацию и чувство ритма, внимательность и способность сосредотачиваться… и, как любая веселая и интересная игра –  создает добрые эмоциональные взаимоотношения с взрослыми.

Пальчиковые игры как бы воссоздают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Сгибая и разгибая пальчики в игре, мы тренируем их, массируем, а зарядка для пальчиков – кто теперь не знает! – это успехи в развитии речи, а значит –ума.

Как говорили наши предки: «…в ручки –хватунюшки, в роток – говорок, а в головушку – разумок!»

В нашей группе развитию мелкой моторики уделяется особое внимание, такая работа ведется с начала учебного года. Ежедневно мы играем с детьми в пальчиковые игры.

Начинать пальчиковую гимнастику лучше с «разогревки» – сгибания и разгибания пальцев… можно постучать пальчиками, изображая «дождик» или клюющих курочек и т. д…

Паучок

Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Паучок бежал по ветке,

А за ним бежали детки.

(Прижмите ладошки к лицу и сокрушенно покачайте головой)

Хлынул дождик : ой-ё –ей!

Смыло паучков водой

(Помашите руками, словно стряхивая паучков и водичку).)

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены,

качаем руками — солнышко светит.)

Солнце стало пригревать,

(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)

Паучок ползёт опять,

(«Паучки» ползают по голове.)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Наша семья.

(Левая рука сжата в кулачок, по очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)

Этот пальчик большой —

Это папа дорогой.

Рядом с папой — наша мама.

Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка —

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш —

Это славный наш малыш.

Не зря существует выражение, что наш ум находится

на кончиках наших пальцев. Поэтому если вы хотите, чтобы ваши дети были умными и способными, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики.

Для занятий пальчиковой гимнастикой нужно только ваше желание – ведь для этих веселых и полезных игр не нужно ни специального места, ни каких-либо подручных средств.

Успехов вам, дорогие родители!

Источник

Наталия Другова
Консультация для родителей «Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего возраста»

«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника».

Один из основных видов в игровой деятельности являются «Пальчиковые игры». Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль, за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия.

7. В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

8. «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

9. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Читайте также:  Влияние воспитания на формирование и развитие личности ребенка

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Поэтому важно выполнять упражнения на мелкую моторику рук регулярно, так вы поможете вашему ребёнку быстрее развиваться и учиться. У детей мелкую моторику рук хорошо развивает рисование, аппликация, вышивание, развязывание узелков на веревочке.Пусть у вашего ребенка будет целый набор для домашнего творчества: карандаши, краски, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, пластилин. Родителям вместе с детьми необходимо делать настоящие поделки, что-то клеить и шить.

Пальчиковые игры — наилучшее средство для развития мелкой моторики рук. Игры с пальчиками — представляют собой не только способ развития речи и мелкой моторики рук, но несут в себе моменты радостного общения с близкими людьми. Немаловажным элементом для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия дополняются стихотворными текстами. Стихи вызывают интерес у ребёнка и легко усваиваются, надолго оставаясь в памяти, а заинтересует ли ребёнка игра, зависит от родителей.

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр:

1. Не начинайте играть с ребёнком холодными руками. Предварительно их нужно согреть, растерев ладошки.

2. При присутствии в новой игре незнакомых ребёнку персонажей или слов, первым делом объясните, что такое. Применяя всё те же картинки или игрушки.

3. Пальчиковые игры с малышами в возрасте от 1,5 лет осуществляйте как показ или сами производите необходимые действия пальцами ребёнка.

4. Малышам старше 1,5 года периодически можно предлагать осуществлять движения вместе.

5. Не забывайте про максимальную выразительную мимику.

6. Проводите игру весело, поощряйте успехи.

7. Никогда не принуждайте, попытайтесь разобраться в причинах отказа или поменяйте игру.

Пальчиковые игры:

1. Пальчик, мальчик.

Исходная позиция: все пальцы, кроме большого зажаты и кулак. Большой палец оттопырен.

Пальчик, мальчик, Где ты был?

С этим братцем — в лес ходил. (Показать указательный палец.)

С этим братцем — щи варил. (Показать средний палец.)

С этим братцем — кашу ел. (Показать безымянный палец.)

С этим братцем — песни пел. (Показать мизинец.)

2. Сомни платочек.

Предложите малышу одной рукой (второй рукой не помогать) смять как можно сильнее носовой платочек (салфетку). Затем это же задание выполнить другой рукой. Задание можно выполнить и двумя руками вместе.

3. В гости к пальчику большому.

Исходная позиция: все пальцы сжаты в кулак.

В гости к пальчику большому (Оттопырить большой палец.)

Приходили прямо к дому:

Указательный (Показать указательный палец.)

И средний, (Показать средний палец.)

Безымянный (Показать безымянный палец.)

И последний

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог. (Показать мизинчик. Затем все пальцы сжать в кулачки и постучать кулачками перед собой.)

Пальцы все друзья, (Сложить обе руки в замок.)

Друг без друга им нельзя. (Имитация мытья рук.)

4. Маленькие ножки идут по дорожке

Исходная позиция: сидя за столом, руки лежат на столе.

Маленькие ножки

Идут по дорожке. (Ходьба пальчиками по столу вперед и обратно.)

Большие ножки

Бегут по дорожке. (Бег пальчиками по столу вперед и обратно.)

5. Моя семья

Исходная позиция: стоя или сидя.

Вот мой папа, (Все пальцы сжаты в кулак. Показать большой палец.)

Рядом мама, (Показать указательный палец.)

Брат, (Показать средний палец.)

Сестра, (Показать безымянный палец.)

А это я. (Показать мизинчик. Похлопать в ладоши.)

Вот и вся моя семья!

6. Наши пальчики устали

Исходная позиция: сидя за столом.

Наши пальчики устали. (Пошевелить всеми пальцами.)

Долго, долго рисовали. (Постучать пальчиками друг о друга (мизинец правой руки о мизинец левой, безымянный о безымянный, средний о средний и т. д.).)

Мы немного отдохнем (Поглаживание ладошкой правой руки по левой руке и наоборот.)

И рисовать опять начнем. (Подуть на пальчики.)

7. Дождик, дождик, веселей (народнаяпотешка)

Исходная позиция: сидя или стоя.

Дождик, дождик, веселей! (Указательным пальцем правой руки стучать по ладошке левой руки.)

Капли, капли не жалей. (Стучать указательным пальцем по каждому пальцу левой руки, начиная с мизинца и обратно.)

Только нас не замочи, (Указательным пальцем левой руки стучать по ладошке правой руки.)

Зря в окошко не стучи. (Стучать указательным пальцем по каждому пальцу правой руки, начиная с мизинца и обратно.)

Пусть игры вашего ребенка будут короткими – достаточно и нескольких минут в день, но они должны быть доведены до конца. Главное – проявить терпение, ведь упражнения нужно выполнять ежедневно, начиная с самого раннего возраста малыша. Зато потом у ребенка не будет проблем ни в саду, ни в школе. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг. Наряду с развитием мелкой моторики рук, развиваются память, внимание, интеллект. Поэтому важно выполнять упражнения на мелкую моторику рук регулярно, так вы поможете вашему ребёнку быстрее развиваться и учиться.

Родителям важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребёнка даёт положительный результат. Умелыми пальцы становятся не сразу.

Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически!

Источник