Оздоровительные мероприятия для ребенка от 1 года до 3 лет
Анастасия Весютова
Оздоровительная программа для детей от 1,5 до 3 лет «Будь здоров!»
Пояснительная записка
Программа оздоровительной группы «Будь здоров!» имеет физкультурно-оздоровительную направленность и разработана как вспомогательная программа к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Реализуется в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 76» города Магнитогорска.
Актуальность программы
Проблема профилактики заболеваний часто болеющих детей является одной из самых актуальных. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно, сегодня рассматриваться в практике работы детских садов, как одно из приоритетных направлений гуманизации образования, т. к. от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни в раннем детстве, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека. Важной педагогической задачей должно являться воспитание у детей потребности в здоровье, формировании стремления к здоровому образу жизни.
Сохранение и укрепление здоровья детей является одним из приоритетных направлений работы нашего ДОО.
Новизна
Существует множество программ имеющих физкультурно-оздоровительную направленность. Новизна данной программы заключается в подборе материалов занятий, ориентированных на профилактику простудных заболеваний детей нашего детского сада.
Программа состоит из комплексов самомассажа, общеразвивающих упражнений, дыхательной гимнастики, упражнений на профилактику плоскостопия, бесед о здоровом образе жизни и других нетрадиционных форм физкультурно-спортивно-оздоровительной работы.
Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с детства. По мнению специалистов – медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. Научно – технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребенок тем более. Привычку у ребенка быть здоровым и духовно и физически надо прививать с детства, чтоб у него в будущем формировался положительный образ здорового человека. Наши возможности каким-то образом, повлиять на сложившуюся ситуацию и социальное положение родителей, минимальны. Реально оказать влияние на здоровье в условиях ДОО можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников. Комплексный подход в воспитании здорового ребенка – дошкольника, включающий различные компоненты его физического, психического и социально-нравственного здоровья – в совокупности объединен в понятие «полноценное здоровье». Проблема здоровья часто длительно болеющих детей и детей с ослабленным здоровьем выдвигает на первый план индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, понимаемую как организацию адаптации личности в процессе развития, воспитания и оздоровления.
Цель программы:
Развитие общей функциональной адаптации организма ребенка к простудным заболеваниям. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников и их родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи программы:
Коррекционные:
1. Формирование правильного дыхательного акта (его глубины, ритма).
2. Стимуляция дренажной функции бронхов.
3. Улучшение функции дыхания.
4. Тренировка правильного носового дыхания.
5. Улучшение подвижности грудной клетки, диафрагмы.
6. Укрепление мышц лица, а также мышц верхних и нижних конечностей.
7. Формирование навыков рациональных сочетаний дыхания и движений.
8. Формирование правильной осанки.
9. Развитие и корректировка стопы, укрепление связочно-суставного аппарата.
Образовательные:
1. Укрепление физического и психического здоровья ребёнка.
2.Развитие физических качеств личности: силы, выносливости, гибкости.
3. Развитие внимания, выдержки, быстроты реакции, координации движений, равновесия.
4. Развитие умений заниматься с физкультурными пособиями, оборудованием для дыхательных упражнений.
5. Обучение элементарным приёмам точечного массажа и дыхательной гимнастики.
6. Формирование представлений о соблюдении ЗОЖ, укреплении здоровья.
7. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
Воспитательные:
1. Воспитание интереса к оздоровительным занятиям.
2. Воспитание дружелюбия, умения согласованно действовать в коллективе.
3. Обеспечение эмоционально-психологического комфорта, создание условий для развития уверенности в своих физических возможностях.
4. Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.
Методы и приёмы:
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы: словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
Словесные методы: беседы, вопросы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, объяснение, напоминание, поощрение, анализ результата собственной деятельности и деятельности сверстников.
Наглядный метод: показ, демонстрация, рисунки и схемы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия.
Практический метод: повторение упражнений с соблюдением их правильного и точного выполнения.
Ведущей формой организации обучения являются, как групповая, так и индивидуальная. Применяется дифференцированный подход к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями, результативность в усвоении материала может быть различной. Допускается ограничение поставленных задач для детей, испытывающих затруднения. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к занятиям и способствует удержанию желания детей.
Возраст детей участвующих в реализации, данной дополнительной образовательной программы от 1,5 до 3 лет.
Программа рассчитана на 1 год.
Продолжительность занятий составляет 10 минут, 1 раз в неделю, 32 занятия в год.
Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 3 – 4 раз на этапе разучивания упражнений до 5-6 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса. Один комплекс рассчитан на один месяц. Всего 8 комплексов.
Основные направления коррекционной работы:
1. Подбор упражнений для работы с детьми.
2.Организация работы с родителями:
Индивидуальные и групповые консультации1 раз в месяц или по запросу родителей.
Прогнозируемый (ожидаемый) результат
• укрепление здоровья детей.
• улучшение функции дыхания.
• формирование правильного носового дыхания.
• повышение уровня физической подготовленности.
• сформированность осознанной потребности в выполнении упражнений самостоятельно в домашних условиях.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
• диагностика физического развития детей.
• открытое занятие с показом детьми различных дыхательных упражнений.
Материально –техническое обеспечение:
• физкультурный зал
•оборудование: мячи резиновые среднего диаметра, массажеры для стоп, канат, скамья гимнастическая, кубики, доска ребристая,
•инвентарь: ленточки, обручи, кегли, гимнастические палки, мячи маленькие, фишки-ориентиры.
•нестандартное оборудование: массажные мячики, массажные коврики, дорожка из следов, дорожки здоровья, воздушные шарики, мыльные пузыри, листки бумажные, вата, мешочки с песком, вертушки.
• музыкальный центр
• фонотека
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
Каждое занятие имеет свою оздоровительнуюнаправленность и включает в себя:
1. Беседы познавательного характера.
2. Упражнения и подвижные игры для освоения правильности выполнения дыхательных упражнений.
3. Дыхательная гимнастика.
4. Точечный массаж и самомассаж.
Для успешного решения оздоровительных задач важно постепенное нарастание трудностей. Сначала необходимо ребенка заинтересовать, показать, объяснить, а затем закрепить дыхательные упражнения. Подбирается материал в соответствии с возрастом воспитанников.
Структура занятия.Каждое занятие имеет определенную структуру: начинается с вводной части, затем следует основная часть и в конце -заключительная.
Вводная часть по продолжительности занимает 2 минуты. Используется для подготовки организма к возрастающей нагрузке.
Задачи:
1. Задачи биологического аспекта — подготовка организма детей к предстоящей работе.
2. Задачи педагогического аспекта — формирование у детей умение выполнять двигательные действия в разном темпе с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения.
Для решения этих задач в подготовительной части используются различные средства: строевые упражнения, разновидности передвижений, самомассаж.
Основная часть занятия занимает 6-7 минут. Используется для реализации методики лечебной (дыхательной)гимнастики и содержит следующие задачи:
1. Тренировочное воздействие на организм.
2. Решение общих и специальных задач, запланированных на занятие.
Для решения этих задач в основной части занятия используются различные дыхательные упражнения, выполняемых с различных исходных положений (стоя, сидя, общеразвивающие упражнения, подвижные игры.
Заключительная часть занимает 1-2 минуты. Используется для постепенного снижения физической нагрузки путем применения простейших физических упражений.
Основными ее задачами являются:
1. подготовка организма детей к предстоящей деятельности,
2. подведение итогов данного занятия.
В заключительной части занятия обычно используются успокаивающие упражнения (ходьба, отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния, упражнения на профилактику плоскостопия.
Учебно – тематический план
программы дополнительного образования детей «Будь здоров!»
(для детей 1,5-3 лет,1 год обучения)
№ пп Наименование разделов и тем Максимальная нагрузка воспитанника, ч
1. Комплекс упражнений № 1. 4 ч.
2. Комплекс упражнений № 2. 4 ч.
3. Комплекс упражнений № 3. 4 ч.
4. Комплекс упражнений № 4. 4 ч.
5. Комплекс упражнений № 5. 4 ч.
6. Комплекс упражнений № 6. 4 ч.
7. Комплекс упражнений № 7. 4 ч.
8. Комплекс упражнений № 8. 4 ч.
Итого: 32 ч.
Содержание программы дополнительного образования детей «Будь здоров!»
(для детей 1,5-3 лет,1 год обучения)
Комплекс упражнений № 1.
Теоретический материал:
Задачи: Обучить выполнению саммомассажа и дыхательной гимнастики.
Улучшить функции дыхания. Обучить правильному носовому дыханию.
Формировать навыки рациональных сочетаний дыхания и движений. Воспитывать интерес к оздоровительным занятиям.
Практические занятия:
Обучение самомассажу и дыхательной гимнастики (комплекс №1).
Различные виды ходьбы, бега.
Дыхательные упражнения «Часики», «Лови комара», «Помаши крыльями как петух», «Высокие и низкие деревья», «Дровосек», «Кошечка», надувание воздушных шариков, «Игра в мяч». Игра «По ровненькой дорожке», «Бабочка».
Комплекс упражнений № 2.
Теоретический материал:
Задачи: Продолжать учить выполнять элементарный самомассаж. Тренировать правильное носовое дыхание.
Развивать навыки рациональных сочетаний дыхания и движений.
Укреплять мышцы, участвующие в формировании свода стопы.
Практические занятия:
Комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики №1.
Ходьба в колонне, с высоким подниманием коленей, прыжки на 2-х ногах, легкий бег.
Дыхательные упражнения «Часики», «Петушок», «Дудочка», «Каша кипит», «Паровозик», «Веселый мячик», «Гуси».
Игра «Мы осенние листочки».
Ходьба по ребристой доске, между предметами
Комплекс упражнений № 3.
Теоретический материал:
Задачи: Обучать новому комплексу самомассажа.
Улучшать подвижность грудной клетки.
Тренировать правильное носовое дыхание, укреплять мышцы лица.
Укреплять своды стопы. Воспитывать умение согласованно действовать в коллективе.
Практические занятия:
Комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики №2.
Ходьба в колонне, на носках, в полуприседе, между предметами.
Легкий бег под музыку.
Дыхательные и ОРУ «К плечам», «Ворона», «Жук летит», «Аист», «Журавль», «Коршун», «Потянись», «Спрятались», сдувание листков с поверхности, «Подуй на свои листочки».
Игра «Веселая карусель», «Попади в обруч». Упражнения на массажерах для ног, ходьба по массажным коврикам.
Комплекс упражнений № 4.
Теоретический материал:
Задачи: Расширять знания о профилактике простудных заболеваний.
Разучить новый комплекс дыхательной гимнастики.
Формировать ритмичный выдох.
Способствовать увеличению силы дыхательных мышц.
Воспитывать желание быть здоровым, сопротивляться болезням.
Практические занятия:
Построение в колонну. Ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием коленей. Легкий бег.
Дыхательные упражнения «Часики», «Петушок», «Гномики проснулись», «Гномики делают зарядку», «Паровозик», «Деревья качаются», «Дровосек», «Каша кипит», «Водокачка», «Самовар», «Дуем на одуванчик», «Комарики», «Убиваем комариков».
Игра «Ловишки с ленточкой». Ходьба по гимнастической скамейке.
Комплекс упражнений № 5.
Теоретический материал:
Задачи: Изучить игровой массаж по методике А. Уманской и К. Динейки.
Продолжать учить дышать через нос, укреплять диафрагму легких.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, положительный эмоциональный настрой к себе и окружающим.
Практические занятия:
Упражнения в ходьбе с выполнением движений рук по команде. Ходьба с перешагиванием через предметы. Прыжки. Бег.
Игровой массаж (по методике А. Уманской и К. Динейки): «Найди и покажи свой носик», «Помоги носику собраться на прогулку», «Носик гуляет», «Носик балуется», «Носик нюхает приятный запах», «Носик поет песенку», «Погреем носик», «Носик возвращается домой».
Дыхательные упражнения «Куры», «Самолет», «Насос», «Большой и маленький дома», «Жук».
Игра «Кто быстрее?»
Ходьба обычная, на носках, на пятках, ходьба на высоких четвереньках «Слоники», по массажным коврикам.
Комплекс упражнений № 6.
Теоретический материал:
Задачи: Содействовать профилактике плоскостопия.
Развивать и совершенствовать органы дыхания.
Совершенствовать ловкость и координацию движений при выполнении дыхательных упражнений.
Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.
Практические занятия:
Построение в шеренгу, колонну. Проверка осанки. Ходьба в колонне. Бег с ускорением и замедлением.
Комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики №2.
Дыхательные упражнения: «Птицы кричат», «В лесу», «Веселая пчелка», «Бревно пилить», «Вырастим большими», «Сердитый ежик», «Лягушки прыгают», «Ватные шарики», надувание мыльных пузырей.
Профилактика плоскостопия (упражнение с гимнастической палкой).
Игра «Чей шарик быстрее?», «Найди и промолчи».
Ходьба по массажным коврикам.
Комплекс упражнений № 7.
Теоретический материал:
Задачи: Учить правильному дыханию при выполнении упражнений.
Обучить новому комплексу самомассажа и дыхательной гимнастики.
Способствовать увеличению силы дыхательных мышц.
Развивать мышечную силу и координационные способности.
Воспитывать желание быть здоровым, сопротивляться болезням.
Практические занятия:
Построение в шеренгу, перестроение в колонну. Обычная ходьба, с высоким подниманием коленей. Бег «Самолетики».
Комплекс точечного массажа №3.Дыхательные упражнения: произношение звуков и слогов на выдохе, «Косец», «Маленькие – большие», «Сдуть листок бумаги», «Часы», «Семафор», «Летят мячи», «Трубач», «Вертушки», надувание мыльных пузырей.
Подлезание под скамейку, подтягивание на руках вдоль скамейки.
Игра «Лягушки и цапля».
Перешагивание через палку на высоте 30 см.
Ходьба по дорожкам здоровья.
Комплекс упражнений № 8.
Теоретический материал:
Задачи: Продолжать учить выполнять правильно самомассаж и дыхательную гимнастику.
Содействовать профилактике плоскостопия.
Развивать и совершенствовать органы дыхания.
Воспитывать желание быть здоровым, сопротивляться болезням.
Практические занятия:
Построение в шеренгу, в круг. Ходьба и бег по кругу со сменой направления.
Комплекс самомассажа №3.
Дыхательные упражнения «Потягушки», «Пузырики», «Говорилка», «Самолетик», «Курочки», «Нососик», «Пружинка», «Каша кипит», «Регулировщик», «Гуси летят», «Воробушки-попрыгунчики», «Вертушки», надувание мыльных пузырей.
Упражнения с массажерами для ног, гимнастическими палками. Ходьба по дорожкам здоровья.
Источник
Цикл оздоровительных мероприятий
для детей среднего дошкольного возраста
в условиях детского сад
Целью оздоровительной работы в детском саду и, в частности в нашей группе, является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование физического развития каждого ребенка.
В систему оздоровительной работы в детском саду входят:
= создание условий, способствующих благоприятному развитию организма; = организация рациональной двигательной активности детей; = проведение специфической (вакцинация) и неспецифической иммунопрофилактики.
Для эффективного оздоровления детей в группе, воспитатели соблюдают и выполняют санитарно-эпидемиологические нормы и правила. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Утренняя гимнастика /ежедневно /- 7 минут
- Гимнастика после сна /ежедневно /- 7 минут
- Дыхательная гимнастика /2 раза в неделю/
- Точечный массаж
- Воздушные ванны /перед сном, после сна/
- Физкультурные занятия /3 раза в неделю/ — 20 минут
- Проветривание группы, спальни / согласно графика/
- Пальчиковая гимнастика /3 раза в неделю/
- Закаливание водой /ежедневно/
- Витаминизация: соки/фрукты/ежедневно/
- Профилактические прививки / индивидуальный календарь прививок/
- Закаливание солнцем /в летний период/
- Профилактика плоскостопия /ежедневно/
- Профилактика осанки детей /ежедневно/
- Физкультминутки /ежедневно/
- Подвижные игры /ежедневно/- 15 минут (2-4раза в день)
- Прогулки /ежедневно/
- Работа с родителями / проведение оздоровительных мероприятий в домашних условиях/
При организации двигательной активности воспитанников воспитатели группы применяют индивидуальный подход, помня о том, что физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту и полу ребенка, состоянию его здоровья, уровню развития и биологической зрелости. Двигательную активность мы сочетаем с общедоступными закаливающими процедурами. При этом обязательно включаем в комплекс физического воспитания элементы дыхательной гимнастики.
Физкультурно-оздоровительная работа (средняя группа № 3) | |
Утренняя гимнастика | -Буцинская П.П. комплексы№1,2,3,4. -Харченко А.И. «Герои сказок» «Мы стройные», «Ловкая белка» и др. |
Гимнастика после сна | «Весёлый котёнок», « Прогулка по морю», «Прогулка в лес», «Неболейка», «Весёлые жуки». |
Точечный массаж | «Лебединая шея», «Сдуваем листик», «Шагаем по пальчикам», «Правая ноздря, левая ноздря» и др. |
Воздушные ванны | |
Физкультурные занятия | По плану физ. рук-ля |
Пальчиковая гимнастика | «Апельсин», «Тарелка для Валерки», «Снежок», «В детский сад идти пора» и т.д. Массаж спец. мячиками. |
Физкультминутки | «Хомка», «Буратино», «Ветер» и др. |
Подвижные игры | «Найди пару», «Сова», «Ловишка», «Самолеты»,»Дед Мороз», «Лиса и зайцы». По плану воспит.- образ. работы группы№3 |
Прогулки | По плану воспит.-образов.работы гр.№3 |
Закаливание водой | Умывание прохладной водой |
Ходьба босиком до и после сна | «Дорожка здоровья»; массажные коврики. |
Работа с родителями (консультации, беседы, папки- передвижки и т.д.) |
«Что такое закаливание»; «Одежда в детском саду»; «Этот простой наморк»; «Детская одежда зимой»; «Острожно гололед»; «Гимнастика для детей дома»; «Профилактика ОРВИ»; «Формирование правильного дыхания у детей»; «Элементы дыхательной гимнастики»; «Как оборудовать спортивный уголок для ребенка дома» и др. |
Итоговым результатом выполнения первой годовой задачи в нашей группе была стенгазета (с родителями) «Моя спортивная семья» и коллаж (с детьми) «Мой любимй вид спорта».
Одним из направлений нашей деятельности является формирование потребности у детей в здоровом образе жизни.
Дошкольники должны:
- понимать значение здорового образа жизни;
- осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств;
- обслуживать себя, анализировать свои поступки и поступки других детей;
- взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилища, улица) безопасна для жизни;
- научиться приемам самомассажа;
- усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья. Как правильно вести себя в обществе.
Результат нашей работы: снижение заболеваемости. Такая положительная динамика наблюдается в связи с проведением всех оздоровительных мероприятий. Считаем, что комплексная система физкультурно — оздоровительной работы способствует укреплению здоровья детей.
Источник