Отношения ребенка с родителями в 3 года

Татьяна Божко
Особенности отношения ребенка 3-го года жизни к семье

Как отмечает И. С. Кон, при всех кросс-культурных различиях, первичный уход за маленькими детьми, особенно младенцами, всюду осуществляет мать или какая-либо другая женщина (тетка, старшая сестра и т. п.). Физический контакт отцов с маленькими детьми в большинстве традиционных обществ незначителен, хотя в моногамных семьях с возрастом ребенка он увеличивается. У многих народов существуют строгие правила избегания, ограничивающие контакты между отцом и детьми и делающие их взаимоотношения чрезвычайно сдержанными, суровыми, исключающими проявления нежности. Культ мужчины всегда был культом силы и суровости, а «невостребованные», подавленные чувства сплошь и рядом атрофируются.

Мать — первая и наиболее значимая для ребенка, она приобретает исключительное значение, особенно на начальном этапе его жизни, так как этот период является наиболее сенситивным для формирования базовых основ личности и отношения к миру. Общаясь с ребенком, мать выступает в качестве посредника, соединяющего малыша с окружающим миром, именно она подготавливает предпосылки для эмоциональной связи с ним. Мать способствует возникновению доверия к миру, что необходимо для нормального психического развития ребенка и является основой для формирования его отношения к людям.

Каждый возрастной период характеризуется анатомо-физиологическими и психологическими особенностями ребенка. В процессе развития малыша постепенно углубляются его знания, развиваются умственные способности, формируется отношение ребенка к окружающему миру, происходит становление личности, освоений действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого формирует у ребенка представление о взрослом как об образце. Малыш уже в 3 года имеет чувство собственного достоинства, он гордится своими достижениями и стремится в чем-то быть лучше. После того как у ребенка возникло отношение к самому себе как к «хорошему», у него появляется стремление к тому, чтобы соответствовать требованиям взрослых, быть признанным сейчас и в будущем. Поэтому важно, чтобы семья поддерживала в нем уверенность, что ребенок обязательно научится тому, чего пока еще не умеет; что он действительно хороший, честный, добросовестный, доброжелательный, замечательный ребенок.

В 2-3 года у ребенка под влиянием коллективных игр и занятий в детском саду начинают формироваться общественные чувства. В этом возрасте радость и нежность вызывает поведение животных. На дальнейшее развитие интеллектуальных чувств указывает обилие задаваемых ребенком вопросов «что?», «почему?». Продолжают развиваться эстетические чувства, можно наблюдать интерес детей к явлениям природы. В 3,5-4 года чувства к близким и знакомым ребенок переносит на персонажи сказок. Дети проявляют к ним активное сочувствие, а попавшему в беду стремятся «оказать помощь». В условиях неудачи дети обращаются к взрослым, одобрение которых служит мотивацией интересов детей. Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на 3 году жизни ребенка. Произвольно запоминать дети начинают с 3—4-летнего возраста благодаря активному участию в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий, слов, а также благодаря постепенному привлечению дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений старших. Воображение дошкольников имеет свои особенности. Дети в 3-4 года – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. К 3-4 годам ребенок усваивает свою половую принадлежность. Он знает,кто он: мальчик или девочка. Но он еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».

В период с трех до пяти лет ребенок приобретает умение не только самостоятельно выполнять какие-то действия, но и выстраивать элементарные логические цепочки, он уже может внимательно слушать и понимать услышанное, запоминать определенный объем информации, выражать словами свои мысли и желания, быть доброжелательным и чутким к ближнему. Маленький ребенок начинает свое развитие с подражания. Однако, копируя образец, трехлетние дети не осознают причинно – следственных связей производимых ими действий. К четырем годам прямое копирование образца постепенно сменяется подражанием. Ребенок уже осознает, что он подражает. У трехлетнего малыша «ручная умелость» развита пока не достаточно. Им пока мешает излишняя порывистость, непластичность движений. В то же время у них высоко развита восприимчивость к обучению и приобретению необходимых навыков. В три года узнает знакомые мелодии, различает тембр двух-трех музыкальных инструментов. Способен воспринимать содержание картины, где персонажи объединены однородными действиями. Внимание трехлетнего малыша непроизвольное, а потому он переключается с какого- либо занятия при появление новых, ярких, интересных для него в данный момент предметов. Игра — ведущая деятельность – детей дошкольников, в которой происходит их познавательное развитие, сфера в которой ребенок может всесторонне проявить себя. Для трехлетнего малыша игрушки являются моделями предметов, с которыми играют взрослые. Действия во время игры подчинены определенному сюжету. Это – сюжетная игра. Мышление в трех — четырехлетнем возрасте носит нестабильный характер. С одной стороны, ребенок пытается проанализировать то, что видит вокруг себя, сравнивать предметы друг с другом и делать выводы об их взаимных связях. А с другой – высказывания ребенка по поводу наблюдаемых им предметов часто носят характер простого перечисления. Установить отношения между предметами, то есть проанализировать ситуацию, ему значительно сложнее.

Все вышеперечисленные особенности развития детей третьего года жизни требуют от родителей эмоциональной уравновешенности, которая является необходимым условием для хорошего контакта с ребенком и обращения с ним как с формирующейся личностью. Эти качества позволяют родителям и детям взаимно проявлять свои чувства. Причем родители не сдерживаются, не боятся выражать ребенку свою любовь, радость, грусть. Они не стыдятся высказывать свои переживания, так как их чувства свободны, не преувеличены и искренни. Кроме того, таким родителям свойственны чуткость к восприятию различного рода признаков, сигнализирующих о потребностях ребенка. Они способны реагировать на них как бы стихийно, без особых объяснений.

Один из основоположников отечественной психиатрии И. М. Балинский (1859) считал, что строгое, несправедливое отношение к детям в семье является немаловажной причиной развития у них душевного болезненного состояния; чрезмерно снисходительное отношение – причиной переходящей через край эмоциональности у детей; предъявление чрезмерных требований – причиной душевной слабости ребенка. И. А. Сикорский (1884) пришел к выводам, что жестокое воспитание способствует возникновению у ребенка чувства страха; изнеживающее (расслабляющее) воспитание формирует субъективизм и непостоянство характера у детей; пренебрежение воспитанием ведет к трудностям в воспитательном отношении вообще. В. Н. Мясищев (1934, 1939, Е. К. Яковлева, Р. А. Зачепицкий (1960, С. Г. Файнберг (1967) указывают на то, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов является предрасполагающим фактором для невроза навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех желаний ребенка ведет к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмотивностью и отсутствием самоконтроля; предъявление непосильных требований к детям признан этиологическим фактором неврастении.

Читайте также:  Как укрепить мышцы ребенку 3 года

Благодаря совместному времяпровождению развивается не только личность ребёнка, но совершенствуется личность родителей.

В дошкольных учреждениях практикуется большое количество основных образовательных программ для детей от 2 до 7 лет.Наиболее популярными являются следующие: «Детство» (под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой и др., «От рождения до школы» (под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, «Радуга» (под ред. Т. Н. Дороновой, «Развитие» (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др., «Истоки» (Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева и др.) и другие программы.

Например, в программе «От рождения до школы» авторы выделили раздел «Социально-личностное развитие», в котором указывают в теме «Семья» на необходимость дать детям представления о том, что такое семья (это все, кто живет вместе с ребенком, развивать интерес детей к тому, какие обязанности есть у ребенка по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол, звонить бабушке и т. п., учить детей знать и называть своих ближайших родственников.

Анализ педагогической литературы по данной проблеме, предназначенной для воспитателей и родителей, показал, что в большей степени рекомендации даются разрозненно. В пособиях не предлагается комплекс рекомендаций, который включал бы в себя работу как с родителями, детьми, так и с воспитателями. Например,для воспитателей и родителей предлагаются следующие рекомендации и формы работы с ними:

— чтение для детей сказок, стихов о семье (А. Барто — сборник «младший брат»; стихи – «колыбельная»; «разговор с мамой» и др. ;стихи: Е.Благининой: «Вот какая мама», «научу одеваться и братца»; «полюбуйтесь-ка игрушки» и др. ;Русские народные сказки: «волк и козлят»; «репка»; «Гуси-лебеди» и др).

— организация игр детей на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения»;

— общение с семьями воспитанников на тему педагогического образования родителей в условиях ДОУ (например, в пособии Евдокимовой Е. С. предлагается программа педагогического образования родителей «Семьяи проблемы воспитания: традиции и современность», которая включает в себя комплекс лекций и практических занятий для родителей);

— организация родительских собраний (например, Зенина Т. Н. предлагает провести родительское собрание на тему «В каждом доме свои традиции»).

Таким образом, семья является посредником соединяющим малыша с окружающим миром, именно она подготавливает предпосылки для эмоциональной связи с ним.

Источник

Какой подход найти к ребенку в этот период?

Только вчера ваш ребенок был достаточно послушным, выполнял ваши просьбы, но что изменилось? Он постоянно упрямится, отказывается есть и вообще обычные просьбы вызывают у него истерику и нежелание подчиняться. Как объяснить такие явления? Все эти признаки свидетельствуют о кризисе 3-х лет. Каждый ребенок проходит через этот этап. Нужно лишь научиться правильно реагировать на такое поведение.

Что такое кризис 3 лет у ребенка?

Кризис трех лет – это переходный период между ранним и дошкольным возрастами. Этот период считается одним из достаточно трудных моментов в жизни ребенка. В это время происходит осознание ребенком себя как личности, и становление нового вида взаимоотношений с окружающими.

Основная причина появления кризиса у детей.

Примерно в 3 года ребенок хочет чувствовать себя самостоятельным. Этот период по-другому называется «Я сам». Ребенок имеет свои желания, а вот запреты родителей в его планы совершенно не входят. Поэтому , очень важно помочь ребенку преодолеть этот сложный этап в его жизни и не навредить ему.

Кризис у ребенка – симптомы.

Чтобы понять как бороться с этой проблемой, нужно знать ее в «лицо». Поэтому для начала я хочу ответить на вопрос: в чем проявляется кризис 3-х лет?

Я выделила основные признаки проявления кризиса у детей:

  1. Происходит отдаление ребенка от родителей и частое противостояние им. Малыш все воспринимает враждебно и любая помощь от взрослых может быть оценена им отрицательно.
  2. В этот период ребенок может быть плохо настроен против одного из родителей, но при этом проявлять благосклонность к другому. 
  3. Упрямство малыша переходит все границы и проявляется в каждой мелочи. Он или она постоянно пытается отстаивать свои желания, и часто в речи можно услышать «я хочу», «я знаю», « я не буду» и тд.
  4. Часто ребенок становится агрессивным, он может закатывать истерики, кусаться или биться. Очень важно в этот момент не потакать всем его прихотям и хотениям.
  5. Еще отмечается полное пренебрежение тем, что раньше имело значение. Ребенок может ломать игрушки, которые раньше для него были любимыми, отказываться делать то, чем раньше он увлекался. Такое отношение зачастую проявляется и к родителям.

Сколько может длиться кризис 3 лет у ребенка?

На этот вопрос я не дам конкретного ответа. Ведь все мы разные и для каждого все очень индивидуально. Однако специалисты выделяют, средний возраст кризиса у детей. Это время с 2.5 до 3.5 лет. На длительность кризиса очень большую роль играют родители и воспитание в этот период. Только от вас зависит насколько быстро и легко ваш ребенок преодолеет это.

Кризис трех лет – консультация для родителей.

Отношение к ребенку с самого рождения постепенно формирует его личность и характер. Поэтому, очень важно как родители подходят к воспитанию малыша. Я собрала для вас несколько советов которые помогут преодолеть этот период, значительно легче:

Смех детей это лучшая награда

  1. Родители должны стремиться воспитывать ребенка в одной «системе координат». Не должно быть такого, чтобы мама что-то разрешала, а папа запрещал или наоборот. В таком случае ребенок выберет для себя «удобного» родителя и будет вить из него «веревки», как бы странно это не звучало. Ведь дети очень хорошие психологи и они сразу же видят, кто из родителей более мягкий и идет на уступки.
  2. Необходимо запастись твердостью, терпением и спокойствием, и вкладывать в ребенка то, что есть определенные правила, которые нельзя нарушать, независимо от того, что хочет ваш малыш. Обязательно нужно говорить о последствиях непослушания, чтобы ребенок начинал осознавать свою ответственность, выбирая те или иные действия. И, конечно же, это необходимо делать спокойно, уравновешенно и с любовью.
  3. Родители сами должны быть дисциплинированными и последовательными в своих требованиях. Например, если вы говорите, что руки нужно мыть каждый раз, придя с улицы, выполнять это нужно постоянно. Или, если вы не дали сладости ребенку перед едой сегодня, завтра или в какой-то другой день сладости также нельзя кушать перед обедом или ужином. В противном случае ребенок просто не будет понимать, как же все-таки правильно нужно делать, и будет добиваться того, что ему удобно.
  4. Ребенку необходимо давать возможность принимать самостоятельные решения в доступных для него пределах и поощрять это. Например, если он хочет помочь вам по дому, дайте ему сделать это. И даже если у него что-то не получится, обязательно хвалите и благодарите за помощь. Вы покажите ему пример, что нужно быть благодарным, когда тебе помогают, и в тоже время ребенок будет приучаться к трудолюбию. Также, в таком возрасте можно позволять малышу принимать участие в выборе игрушек, книг или игр при покупке. Такой подход позволит выработать самостоятельное принятие решений, что очень важно для дальнейшего становления личности.
  5. Если вы можете уступить в той или иной ситуации, например, ребенок хочет взять с собой на улицу какую-то определенную игрушку, уступите и дайте ему возможность выбрать. Однако помните, что это не относится к желаниям малыша, которые могут ему навредить. В такой ситуации вы должны быть твердыми и с любовью объяснять, почему так делать нельзя.
  6. Необходимо помнить о том, что все мы сделаны «из одного теста» и порой уже во взрослом возрасте ведем себя, как наши дети во время кризиса. Мы также часто не послушны, не уступаем другим, отстаиваем свое мнение, даже если оно ошибочно, и относимся не очень хорошо к своим ближним. Поэтому, когда вы видите, что ребенок ведет себя не так, как вам бы хотелось, просто вспомните себя и учитесь помогать ему с любовью и лаской.
  7. Обнимайте его чаще и говорите о том, что вы вместе сможете преодолеть все невзгоды, даже если сейчас он этого не заслуживает, ведь и мы часто не заслуживаем хорошего к себе отношения.
Читайте также:  Ребенок 3 года дерется с родителями что делать

Источник

На чтение 9 мин.

Ребенок в возрасте 3-х лет является серьезным испытанием для своих родителей. Он уже заметно подрос, начал говорить и активно выражать свои стремления. В какой-то момент поведение ребенка начинает меняться, из послушного малыша он превращается в несносного мальчишку, который может отказаться идти с мамой на прогулку, притвориться спящим, начинает вдруг обзываться. В психологии этот возраст назвали «кризисом 3-летнего возраста». Главное, нужно сохранять спокойствие и не впадать в панику, это все временные трудности, с которыми сталкиваются все родители, на чьи плечи легло воспитание ребенка.

Кривляние в 3 года – один из способов выражения протеста

Малыш начинает осознавать, что он является личностью, у которой есть свои желания и уникальные особенности.

Именно по этой причине можно часто слышать от родителей, что воспитание в этот период превращается в борьбу с упрямством и негативизмом, частично это является правдой.

Маленький упрямец

Негативизм – это характерная черта кризиса 3-летнего возраста. Это отношение выражается к просьбам взрослого и его личной персоне. Зачастую такое отношение ребенка проявляется лишь к одному члену семьи, в то время как другим он повинуется. Эта черта появляется еще для того, чтобы ребенок 3-х лет смог заставить родителей выполнить его требования, проявив свою власть при помощи агрессии.

Кризис 3-х лет – симптомы

Воспитание малыша в период с 3-х лет в разных семьях протекает иначе. Некоторые родители начинают также крайне негативно реагировать на выходки своего подросшего ребенка, пытаясь указать маленькому манипулятору его место. Они используют давление и физическую силу. В других семьях принято повиновение ребенку, там выполняют любое требование, лишь бы он не беспокоил родителей по пустякам. Тут важно найти золотую середину, чтобы направить воспитание в нужное русло.

Истерика в 3 года – способ заявить о своем мнении

Существуют следующие полезные советы для родителей, воспитывающих ребенка 3-х лет:

  • Тут важно набраться терпения, каждую ситуацию оценивать максимально трезво. Нужно понимать чувство малыша, умело используя его капризы против него. Например, если ребенок отказывается убирать игрушки, ловко разбрасывая их по полу, то можно попросить его никогда больше не собирать их.
  • Все запреты, строгие требования, капризы обладают низкой эффективностью, поэтому нужно переключить внимание ребенка на занятие, более захватывающее и интересное для него.
  • На приступы истерики мальчика не стоит реагировать слишком бурно. Не стоит потакать любому желанию ребенка, после которого следует серия истерик. Иначе у ребенка 3-х лет может закрепиться в сознании привычка начинать истерику по любому поводу. Можно легко отвлечь внимание истерящего мальчика на интересную вещицу или игрушку.
  • Воспитание 3-летнего малыша должно быть полностью одинаковым, папе не надо разрешать ребенку то, что запретила мама, и, наоборот, особенно нужно четко объяснить эти правила добрейшим бабушкам и дедушкам.
  • Воспитывать мальчика и девочку нужно в атмосфере любви, искренне хвалить за хорошие поступки. А если ребенок вдруг оступился и поступил неправильно, нужно объяснить, почему так делать не стоит.

Проявления протеста в 3 года

Настоящее «мужское» воспитание

Для мальчика должно быть очень важным осознание того, что он мужчина. Он должен понимать, что он сильный, храбрый и добрый, совсем, как папа. У мальчика в возрасте 3-х лет начинается активное подражание отцу, он должен комфортно себя ощущать рядом с папой. Мама должна понимать эту особенность мальчика, предоставляя мужчинам возможность чаще бывать вместе. Им нужно предоставить больше свободного пространства, потому что они более активны. Важно не понижать самооценку мальчика, не стоит употреблять негативные эпитеты: «трус», «слабак».

Читайте также:  Ребенок много пьют воды в 3 года

На улице нужно больше времени проводить за активными играми. Для мальчика 3-х лет нужно давать больше самостоятельности под бдительным родительским контролем.

Строптивость и своеволие чаще проявляют мальчики

Мать может научить ребенка открывать дверь, помочь нести сумку с продуктами из магазина, выполнять несложные задания, малыш будет рад этим новшествам. Приятно быть полезным и нужным.

Небольшой совет для мамы: чтобы воспитать в мальчике качества, присущие мужчине, нужно иногда притворяться слабой и беспомощной, чтобы ребенок проявлял себя.

Маленькие принцессы

Девочка, в отличие от мальчика, развивается более интенсивно, чувства и эмоции у нее обретают большую остроту. Проще контактировать с девочками, только тут нужно принимать во внимание их хитрость. Идеалом и примером для девочки выступает ее мама, они находят вместе много тем для разговора – обсуждение кукольных нарядов, рецептов вкусной выпечки, ухода за комнатными цветами. Роль отца в воспитании дочери заключается в положительном влиянии на ее общение с противоположным полом. Необходимо постоянно следить за стремлениями и возможностями дочери, способствовать ее максимальному развитию.

Упрямство – как проявляется

Обиженная красавица

Родительское воспитание – это существенный вклад в развитие их ребенка, от этого вклада зависит характер и отношение к окружающему миру.

И если не начать всерьез заниматься воспитанием ребенка с 3-х лет и после этого периода, иначе всегда есть шанс испортить свое чадо окончательно. В любом случае, дети должны воспитываться в полноценной семье, где царит любовь и гармония. Дочь должна готовиться  будущей роли матери, а своего любимого человека видеть в роли отца, а если в семье мужчина отсутствует, то подобная ситуация может передаваться по наследству. Непринятие супруга и разводы – это проблемы, корень которых находятся в глубоком детстве. К девочке нужно подобрать свой уникальный ключик, который поможет открыть ее сердце родителям, ведь доверие в семье – это главное.

Негативизм – основное проявление кризиса 3-х лет

Воспитание детей после трехлетнего рубежа

После достижения трехлетнего возрастного рубежа истерики также могут продолжаться, порой они очень похожи на припадки. Дело в том, что по достижению 3-х лет ребенок продолжает быть психически и физически зависим от матери, именно поэтому он не отпускает маму ни на шаг, эмоционально переживая даже кратковременную разлуку. Именно в этот период мальчик активно впитывает информацию, она накапливается. Время неумолимо движется вперед, а прежнего маленького мальчика уже не узнать.

После 3-х лет ребенок начинает активно исследовать пространство, пожинает результаты своей деятельности, радуется от того, что он в состоянии влиять на этот окружающий мир.

Например, если сильно пнуть мячик, то он покатиться дальше, если долго плакать, то обязательно дадут желаемое.

Ролевые игры в 3 года – любимое занятие

Ребенок после 3-х лет начинает активно копировать взрослых, примеряя на себя различные роли. Ролевая игра становится для него основным видом деятельности. Он также проявляет повышенный интерес к сверстникам, начинает активно взаимодействовать с ними, играть в различные игры. Его уверенность в себе постепенно растет, он начинает понимать, что он это умеет, знает, он такой же большой, как мама и папа. Он начинает ощущать себя отдельной личностью, которая не понимает, не хочет понимать, почему его все время одергивают, запрещают многие вещи, решают все за него.

Простыми словами, кризис этого возраста проявляется в противоречии между детским «хочу» и «могу».

Желания малыша 3-х лет не всегда совпадают с реальными возможностями, а с другой стороны он наталкивается на опеку со стороны взрослых. В психологии имеются 7 признаков кризиса 3-летнего возраста: своеволие, упрямство, негативизм, появление строптивости, бунтарство, синдром обесценивания, выраженный деспотизм. Как правильно вести себя родителям в такой непростой ситуации, чтобы своими действиями не усугубить положение?

Совет родителям – не надо наказывать малыша

Полезные советы родителям

  1. Ребенок в этом возрасте стремится все делать самостоятельно, хотя умений у него для этого практически нет. Родителям важно в этом случае позволять малышу делать все самому, даже если четко понимают, что сделать это ему будет тяжело. Личный опыт – самый лучший учитель. Необходимо запастись терпением, наблюдая за его действиями, на выполнение этого задания нужно выделить ему больше времени, чем на это  тратит взрослый. Не забудьте похвалить малыша, когда у него это получится, какой он все-таки молодец, что вы гордитесь, что он уже вырос.
  2. Бывают моменты, когда ребенок начинает упрямиться, настаивая на своей просьбе. Делает это он не потому, что ему так сильно этого захотелось, а потому, что он принял такое решение. Лучшее решение в этом случае – предложить альтернативу взамен, не настаивая, выждать несколько минут, пусть маленький упрямец сам примет решение.
  3. Порой малыш поступает наперекор не только родительскому желанию, но и собственному стремлению, потому что это не его личное решение, а его об этом просят родители. Поэтому лучше вместо приказа: «Пошли гулять!», можно просто спросить малыша о его личном желании: «Маленький, мы сегодня идем гулять?». Тут можно применить маленькую хитрость, задав малышу вопрос, любой ответ на который будет вас полностью устраивать. Например: «Мы пойдем гулять сегодня на аллею или в парк?»
  4. Бунт на корабле – это своего рода протестная реакция на родительское давление, бурная детская энергия все равно выходит наружу в виде сильных истерик и вспышек гнева. Конечно же, это своего рода разрядка, но вместе с ней малыш получает сильный стресс, понижающий иммунные свойства детского организма. Поэтому, когда малыш зашелся в истерике, лучше ее спокойно переждать, а потом объяснить, как нужно вести себя правильно в этой ситуации, не старайтесь сделать это, когда малыш бьется в истерике, это бесполезно, таковы особенности хрупкой психики человека.

Источник