Отношения матери и ребенка с нарушениями развития

Отношения матери и ребенка с нарушениями развития thumbnail

ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ

К ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Ларионова Татьяна Егоровна,

г. Череповец, МБОУ «ОШО с ОВЗ №35», учитель индивидуального обучения

Распределение обязанностей между мужем и женой, отцом и матерью в большинстве российских семей носит традиционный характер. Проблемы, связанные с внутренним состоянием и обеспечением жизнедеятельности семьи (хозяйственные, бытовые), а так же с воспитанием и обучением детей, в том числе и с нарушениями в развитии, в основном ложатся на женщину. Мужчина – отец больного ребенка – обеспечивает в первую очередь экономическую базу семьи. Он не оставляет и не изменяет профиль своей работы из-за рождения ребенка с нарушениями в развитии и таким образом не исключается, как мать ребенка, из привычных социальных отношений. Его жизненный стереотип, не столь сильно подвергается изменениям, так как большую часть времени он проводит в той же социальной среде (на работе, с друзьями и т.д.). Отец больного ребенка меньше, чем мать проводит с ним времени в силу занятости на работе и в соответствии с традиционным пониманием этой семейной обязанности. Поэтому его психика не подвергается патогенному воздействию столь же интенсивно как психика матери. Приведенные характеристики, являются наиболее распространенными, но, безусловно, есть и исключения из правил.

Эмоциональное воздействие стресса на женщину, родившую ребенка с нарушением в развитии, усиленно. Сам факт того, что именно она произвела на свет вместо «чуда» больное существо, заставляет ее невыносимо страдать.

В результате этого у нее бессознательно могут сформироваться негативные чувства, деструктивные стратегии поведения, осложняющие отношения и с ребенком, и с другими членами семьи, и в первую очередь, с самой собой. По мнению И. В. Карпенковой, главными из них являются:

1. Чувство вины. «Я виновата в том, что мой ребенок больной». Как следствие этого – резкое понижение самооценки, потеря уверенности в себе, в своих силах;

2. Чувство «обиды на жизнь». Это другая крайность, которая может быть выражена во фразе: «Другие (акушерки, муж, наследственность, безденежье и т.п.) виноваты в том, что со мной это случилось». Следствием этой позиции могут стать неадекватная самооценка (завышенная или заниженная), соматические заболевания;

3. Отказ от ребёнка или отстранение от него, когда родители делают вид, что ребёнок вовсе и не болен и т.п.

Эти позиции выражены в той или иной степени практически у всех родителей, и особенно у мам, имеющих ребенка с отклонениями в развитии. Важно отметить, что мы имеем в виду бессознательные процессы, и поэтому бессмысленно обвинять маму с больным ребенком, что она себя как-то не так ведет. Это ее беда. Многие мамы, осознавая свои проблемы, справляются, приспосабливаются к «новой жизни», т. е. жизни с больным ребенком. Многие из женщин, по сути, посвящают свою жизнь такому ребенку, постоянно пренебрегая своими интересами. Но природа человека так устроена, что, если человек систематически не удовлетворяет свои личностные потребности, то у него формируется чувство неудовлетворенности (собой, жизнью). Это чувство также влечет за собой множество негативных последствий. У матерей часто наблюдаются истерики, депрессивные состояния. Страхи, одолевающие матерей по поводу будущего ребенка, рождают чувство одиночества, потерянности и ощущения «конца жизни».

Позиция матерей, имеющих ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, и их реакции на ребёнка описаны в исследовании О. Б. Чаровой и Е. А. Савиной. Результаты показывают, что аномальный ребёнок эмоционально отвергается матерью, он воспринимается как инфантильный, личностно и социально несостоятельный, неприспособленный и неумелый, обиженный, страдающий, агрессивный. Качественный анализ ответов показал, что матерям аномальных детей часто бывает трудно определить меру строгости и требовательности к ребёнку. Наиболее типичными реакциями матерей на поведение умственно отсталого ребёнка является стремление опекать его (18%), жалея, следить за ним (15%), но вместе с тем проявляется и раздражение (12%), желание наказать (11%), проигнорировать (16%). Нередко родители испытывают горе и страдание (15%) и тому подобное. Преобладающими чувствами у матерей детей с психическим дизонтогенезом являются горе, страдание, депрессия, вина и стыд.

Исследование показывают, что матери детей с умственной недостаточностью больше подавлены, больше занимаются с детьми и в то же время испытывают трудности с самоконтролем негативных эмоций по отношению к детям, нежели матери нормальных детей.

По мнению И. В. Левченко и В. В. Ткачевой особенности ребенка трудно принять неподготовленному человеку, на этом фоне отношения могут изменяться между родителями ребенка, матерью ребенка с нарушениями в развитии и ее родителями или родителями мужа. Иногда со стороны бабушек и дедушек звучат горькие упреки в сторону ребенка с нарушением в развитии и его матери («Ты виновата в том, что у меня нет здоровых внуков» или «Ты виноват, что бабушка болеет»).

Матери находятся с детьми постоянно, так как ребенок своими биологическими особенностями предъявляет специфические требования к матери. Она, в свою очередь, осуществляя его связь с внешним миром, и должна стать своеобразным «буфером» между ребенком и средой.

Вследствие этих причин матери детей с нарушением в развитии оставляют работу по избранной специальности, чтобы ухаживать за своим ребенком, или же переходят на низкооплачиваемую неквалифицированную работу чаще всего надомную.

Матери детей с любым типом нарушения развития рассматриваются как первые кандидаты для эмоциональных расстройств, так как семья, в которой родился ребенок с нарушением, находится в условиях психотравмирующей ситуации. Эта ситуация затрагивает значимые да матери ценности, фрустрирует ее базовые потребности. По данным Р. Ф.Майрамяна, сообщение об интеллектуальной недостаточности ребенка вызывает у 65,7% матерей острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и попытки, аффективно-шоковые и истерические расстройства. В дальнейшем затяжной психический стресс приводит к возникновению у 54% обследованных матерей различных психосоматических расстройств. Матери жалуются на колебание артериального давления, бессонницу, частые и сильные головные боли, нарушение терморегуляции. Со временем родительский стресс не уменьшается, а может даже увеличиваться, что связано с необходимостью заботы о ребенке и родительским пессимизмом относительно его будущего. Однако родительский стресс меньше в тех семьях, в которых существуют взаимоподдерживающие отношения.

Пытаясь понять происшедшее матери констатируют причинные объяснения, эмоции, реакции. Эти объяснения могут быть расклассифицированы на три категории: неличностная причинность, личностная причинность, смешанная причинность.Более 70% матерей объясняют расстройство неличностными причинами, такими, как случай, наследственность, загрязнение атмосфере и др. На первом месте стоит, случайность или неудачливость. Далее – воля господняя, а затем – факторы, связанные с особенностями беременности, труда, загрязнение, наследственности, медицинского обслуживания, а также происшествия, физические травмы. Матери с более высоким самоконтролем считают причиной нарушений у ребенка себя и испытывают чувство вины. Матери, которые верят в способность ребенка к реабилитации, более склонны обвинять других.

Читайте также:  Ребенок 1 год 3 месяца развитие игры

Матери также различаются по степени веры в возможность позитивных изменений в ребенке. Часто родители не информированы о том, что случилось с их ребенком и почему. Открытая информация меняет отношение матери на причину детского расстройства, способствует эффективному управлению жизненной ситуацией, формирует адаптивные способности семьи.

B. B. Ткачевой было также выявлено несколько преобладающих личностных тенденций, у родителей детей с нарушением интеллекта.

Первая группа родителей – это те, которые подвержены сверхконтролю. Они объясняют свою личную пассивность, некоторую отстраненность от активной жизни тем, что борьба за здоровье ребенка источила их силы.

Вторая группа объединяет пессимистичных родителей, которые любую ситуацию интерпретируют как безвыходную. Повышенное чувство вины перед своим ребенком парализует активность таких матерей. Характерной чертой родителей эмоционально-лабильной группы является выраженная демонстративность в поведении и суждениях, артистичность и желание обратить внимание, склонность к истеройдным реакциям в стрессовых ситуациях. В поведении родителей импульсивной группы чаще всего проявляется нетерпеливость и импульсивность. Они отказываются понимать ситуацию, связанную с появлением на свет больного ребенка как трагическую. Часто такие родители направляют свои силы на поиски лучших педагогов, учителей логопедов. Импульсивные поведенческие реакции могут проявляться в отношении к ребенку с нарушением интеллекта в виде неадекватных форм наказания или реакций на органический дефект ребенка. Ригидных родителей отличает трезвая оценка жизненных обстоятельств, выраженное чувство соперничества, лидерства, выносливость в стрессовых ситуациях. Им присуща максимальная потребность в избавлении их больных детей от недуга. Группе тревожных матерей свойственна высокая чувствительность и подвластность воздействиям среды, повышенная чуткость к опасности. Матери из этой подгруппы отличаются особенно тесными эмоционально наполненными отношениями со своими больными детьми. Эта эмоциональная привязанность проявляется часто как форма чрезмерной родительской опеки, что может лишить ребенка самостоятельности и вредить ему. Характерной особенностью индивидуалистичной категории родителей является некоммуникабельность, эмоциональная холодность в межличностных контактах. Лица, входящие в оптимистическую группу характеризуются высоким уровнем жизнелюбия и уверенности в себе, однако в поведении таких матерей проявляются беспечность и эмоциональная незрелость. Несмотря на оптимистичность позиции, заметна тенденция к закреплению негативного опыта, их поведение трудно прогнозируемо и часто непредсказуемо.

Таким образом, мы видим: детская патология выступает существенным фактором формирования материнского отношения к ребенку, рождение ребенка с отклонениями в развитии приводит к стрессу, который проявляется в таких эмоциональных и поведенческих реакциях матерей, как горе, шок, страдание, страх, чувство вины.

Поэтому работая в МБОУ «ОШО с ОВЗ №35», учителем индивидуального обучения передо мной остро встал вопрос о психологической и педагогической помощи не только ребенку, но и матери. Первоочередной задачей для учителя является обучение матери. Учитель должен объяснять маме, как обучать ребенка учитывая его индивидуальные способности, используя при этом наглядность, раздаточный материал, алгоритмы, опорные схемы, дидактические игры которые способствуют активизации мыслительной деятельности. Привлечь внимание мамы к эмоциональным потребностям ребенка, предоставлению самостоятельности и независимости в элементарных действиях, к успехам достигнутым на каждом уроке. Так же важным этапом в оказании помощи матерям детей с нарушениями в развитии является индивидуальная психологическая помощь. Специалист проводит их в виде бесед с мамой концентрируя свое внимание не только на проблемах связанных с обучением и воспитанием ребенка, но и на трудностях которые испытывает семья в данный момент.

Обучение и психологическая поддержка матери помогает находить способы взаимодействия с ребенком с нарушениями в развитии, приводит к смягчению негативного эмоционального опыта, уменьшению доминантности и излишней концентрации на ребенке, изменению восприятия ребенка в более позитивную и оптимистичную сторону.

Список литературы

1.Карпенкова И.В. Ребенок с нарушениями в развитии в семье и социуме: по разные ли мы стороны? // Социальный конфликт. – 2001. — № 1. – С. 82-86.

2. Краткий психологический словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1985.

3. Левченко И. Ю.Психологическая помошь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. – М.: Просвещение, 2008. – 239 с.

4. Левченко И. Ю. Патопсихология: теория и практика: учеб. Пособие / И. Ю. Левченко. – М.:Академия, 2000. – 232 с.

5. Маллер А. Р. Помощь детям с недостатками в развития: Книга для родителей. – М.: АРКТИ, 2006. – 72 с.

6. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст. – М.: Владос, 1997. – 304 с.

7. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2003. – 408 с.

8. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Савина Е. А. и др.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 232 с.

9. Чарова О. Б. Савина Е.А. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием //Дефектология. – 1999. – № 5- С.34-39.

Источник

К сожалению, существуют препятствия, которые могут помешать матери правильно воспитывать ребенка. Установление глубокой эмоциональной связи внутри диады между матерью и ребенком может затрудняться незрелостью чувств и характера матери, ее неуравновешенностью. Препятствием может быть юный (до 18 лет) возраст матерей. В половине случаев зачатие у них происходит случайно, беременность оказывается незапланированной, а ребенок нежеланным не только для будущей матери, ее полового партнера, но и для родственников (13,7% из них пытаются оформить отказ от своего ребенка). Естественно, что социальная и психологическая неподготовленность к осуществлению обязанности матери не позволят женщине создать положительную эмоциональную среду, необходимую для формирования глубокой привязанности между матерью и ребенком. Юных, и более старших, но эмоционально незрелых матерей в прошлом подвергали депривации, их отвергали родители или воспитывали в неблагополучных семьях. Они могут быть инфантильными, эгоцентрически сосредоточенными на своих делах, неспособными к любви и справедливым отношениям между людьми. При появлении ребенка у них не хватает теплоты и нежности при обращении с ним, понимания его основных потребностей. Эти матери не способны установить прочные отношения и с отцами своих детей, создать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, что также затрудняет благополучное развитие детей. Помехой возникновению благоприятных отношений в системе «мать—дитя» может быть неразвившаяся гестационная доминанта, то есть недостаточная готовность и решимостьстать матерью. Нелюбимый или нежеланный ребенок не вызывает к себе положительных эмоций, которые так необходимы для формирования привязанности, чувства безопасности, уверенности в своем благополучии и дальнейшего развития. Отказ матери от кормления грудью или невозможность этого лишает младенца естественной хорошо усвоиваемой пищи, снабжающей всем необходимым для физического развития и укрепления иммунитета. Однако, отсутствие лактации у матери — нередко признак перенесенных ею тяжелых или неоднократных стрессов, а также того или иного заболевания. Все эти изменения у матери могут индуцировать у ребенка эмоциональные нарушения, усугубляющиеся недостаточным телесным контактом из-за того, что ребенка не прикладывают к груди. По некоторым данным только 5% матерей осведомлены о том, что грудное вскармливание укрепляет психологический контакт в системе «мать—дитя». Много доказательств было приведено в пользу того, что недостаточная эмоциональная и сенсорная стимуляция ребенка раннеговозраста, особенно при отделении от родителей, обязательно вызовет серьезные нарушения в его эмоциональном и, в конечном итоге, в общем психическом развитии. Не отделение от матери, а неправильный уход, не обеспечивающий любовь, внимание и безопасность более вредны для ребенка[8, с.90].

Читайте также:  Ребенок шестой месяц развитие питание

Психологическое состояние современных матерей, имеющих детей до 3-х лет, далеко от стабильности. В одном из исследований было показано, что 40% из них конфликтует с мужьями, 35% не довольны своей работой, 30% испытывают страх одиночества. У половины из этих матерей ребенок оказался нежеланным, а у трети — после рождения ребенка ухудшились отношения между родителями. В результате нежеланные дети отстают по своим показателям психомоторного.развития и способностям адаптации к социальному окружению. Еще больше трудностей появляется, если мать страдает неврозом или психозом. Особенно сложно осуществлять заботу женщинам, у которых после родов развивается депрессия. Способность реагировать на потребности ребенка требует значительных психических и физических ресурсов, которых у депрессивных женщин недостаточно. Полагают, что число таких матерей значительно и колеблется между 26 и 40%. Наиболее частым последствием воспитания матерями со стойким патологически сниженным настроением оказывается нарушение взаимоотношений в диаде, приводящее в дальнейшем к измененному эмоциональному реагированию: эмоциональной неустойчивости, страхам, высокой сепарационной тревожности. Все эти расстройства в большинстве случаев у детей раннего возраста проявляются соматическими, а по существу, психосоматическими расстройствами: нарушениями сна, пищевого поведения, болевыми симптомами и т. д.

Связь матери и ребенка явилась предметом пристального изучения психологов психоаналитического направления, которые внесли важнейший вклад в изучение младенчества (Р. Спиц, Дж. Данн, Дж. Боулби, М. Эйсворт и др.). Жизненная важность этих связей стала очевидной в период второй мировой войны, когда множество детей уже с младенческого возраста были разлучены со своими матерями и помещены в различные детские приюты и дома ребенка.

Несмотря на нормальное питание и хорошее медицинское обслуживание, которые обеспечивались в этих заведениях, дети в них заболевали какой-то странной болезнью. Они теряли аппетит, жизнерадостность, переставали двигаться, их обычным занятием становилось сосание пальца или манипуляции с гениталиями. При этом взгляд ребенка был бессмысленно устремлен в одну точку, а тело ритмично раскачивалось. Жизнь постепенно угасала, и нередко такие дети умирали, не достигнув года.

Психологи поняли, что все эти симптомы связаны с дефицитом общения со взрослым. Ребенку недостаточно удовлетворять свои органические потребности (есть, пить, спать). Ему необходимо постоянно ощущать близкого взрослого — видеть его улыбку, слышать его голос, чувствовать его тепло. Именно эти «лекарства» помогали вылечить больных детей[11, с.121].

Выше мы уже отмечали, что при дефиците общения у маленьких детей возникает болезнь, названая «госпитализмом». Наиболее тяжелые формы госпитализма сопровождаются «аналитической депрессией», симптомы которой были описаны выше. Представители психоаналитического направления впервые обратили внимание на тот факт, что при дефиците общения со взрослым психическое развитие ребенка резко замедляется и искажается. Они показали, что общение с матерью не только приносит младенцу массу радостных переживаний, но и является совершенно необходимым условием его физического выживания и психического развития. Однако само общение в рамках этого направления рассматривалось как реализация врожденных инстинктов или либидозных тенденций. Младенец рассматривался как чисто природное, натуральное существо, которое в дальнейшем постепенно социализируется. Связь с матерью обеспечивает ему защиту, безопасность, эмоциональный комфорт и удовлетворение всех его потребностей.

В отличие от этого взгляда, в культурно-исторической концепции младенец рассматривается как «максимально социальное существо», живущее в совершенно уникальной социальной ситуации развития.

Итак, младенец изначально живет в непосредственной общности со взрослым. Но это не означает, что он является пассивным приемником внешних воздействий, исходящих от взрослого. Ребенок с самого начала вполне активно реагирует на мир и на окружающих взрослых.

Многочисленные исследования взаимодействия матери и ребенка выявили специфическую активность ребенка в этой паре. Младенец способен не просто пассивно подчиняться матери, но и активно регулировать свое взаимодействие с ней. Он может привлекать к себе ее внимание, направлять ее взгляд на определенный предмет, управлять ее действиями. Во взаимодействии матери и младенца наблюдается удивительная согласованность и взаимность. Множество исследований свидетельствуют о взаимозависимости между взглядами, вокализациями и мимикой матери и ребенка.

Опыты В. Кондон и Л. Солдер обнаружили способность новорожденного уже в первые дни жизни двигаться синхронно ритму речи взрослых. Причем синхронизация движений младенца возникала только в ответ назвуки осмысленной речи. Ни бессмысленный набор слогов, ни чистый тон или музыкальная фраза не вызывали аналогичных движений младенца. Такие непроизвольные движения, синхронные звукам речи, автор назвал «неуловимым балетом».

Еще одна метафора, характеризующая гармонию взаимодействия матери и младенца, связана с образом вальса. Именно с этим танцем сравнивал В. Штерн ритмичное взаимное приближение и отдаление матери и младенца при их взаимодействии. В основе такого взаимодействия лежит обмен обращениями и чередование ролей: мать и младенец попеременно используют мимику, взгляд и вокализации, ритмично включая свою активность и останавливая ее при обращениях партнера.

Читайте также:  Природное общественное развитие ребенка

Гармоничность и синхронность взаимодействия матери и ребенка составляют важнейший факт психологии младенчества, который свидетельствует о том, что не только ребенок «приспосабливается» к матери, но и она подстраивается под действия ребенка. Ребенок и мать взаимно изменяют и развивают друг друга. В этой способности к гармоничному взаимодействию и в общей настроенности на общение со взрослым и проявляется активность младенца[13, с.84].

Симптоматика, изложенная ниже, связана с самыми ранними отношениями матери и ребенка и свидетельствует о формировании у ребенка ранней нарциссической недостаточности. Что такое нарциссизм и какое поведение матери приводит к его дефициту я писал в статье Недолюбленный ребенок

1. Гиперопекающая (тревожная мать)

Это мать, не дающая ребенку ни времени, ни пространства для формирования собственного желания у ребенка( он не успевает ее захотеть), соответственно, для образования собственного Я. Она «насилует» ребенка своей заботой и вниманием, своей грудью. Это мать, неудовлетворенная своими отношениями с мужем. Семья «мертва», а отношения держатся лишь на ребенке, то есть, муж нужен только для того, чтобы обеспечивать заботу о ребенке. Главная причина таких отношений в том, что такая мать не отделилась или не рассталась в своей душе со своей матерью и ее младенческая привязанность к собственной матери, как клише переносится на ее взаимоотношения со своим ребенком. В психоанализе это называют — непроделанной «работой горя»[10, с.92].

Чем дольше в такой семье ребенок будет оставаться маленьким и нуждающимся в матери (то есть в «слитном с ней состоянии»), тем дольше сохраняется такая семья. Желания мужчины в этой семье не удовлетворяются (сексуальные отношения или нарушены, или их совсем нет). Любые влечения ребенка также будут отвергаться, поскольку мать все время «сует» ребенку себя и собственные неудовлетворенные влечения. Такая мать думает не о том какое счастье этот ребенок, а о том как она несчастна из-за того, что боится потерять этого ребенка. Мать олицетворяет для ребенка запрет на любые его влечения. А ее главное бессознательное желание — вернуть его в эмбриональное состояние. Ребенок находится в постоянном перевозбуждении, поскольку мать его беспрерывно возбуждает и «инъецирует» своей собственной тревогой и страхом.

У ребенка не имеется никаких иных возможностей сообщить о том ужасном перевозбуждении, которое он испытывает, кроме психосоматического симптома:

— Колики и спазмы в желудке.

Это то возбуждение, с которым ребенок не может справиться. Но появление этих симптомов еще больше подхлестывает тревогу матери (клизмы начинаютставить и т.п.), что ведет к еще более сильному перевозбуждению ребенка.

— Упорная бессонница.

Ребенок может всю ночь орать и просится на руки, а может молча лежать сс открытыми глазами. Это значит, что у ребенка нет пока в его психике, в памятиобраза удовлетворяющей его матери, с которым он мог бы остаться, закрывглаза, то есть отпустив реальную мать. Для него сон — означает исчезновениематери и как следствие, его собственную дезинтеграцию. За этим страхомсобственного исчезновения стоит материнский страх: «Я усну, а он в это времяумрет!». Симптомы бессонницы обычно мало беспокоят матерей, но это оченьважный симптом, который в перспективе приводит к формированиюпсихотической структуры личности.

— Приступы удушья, учащенного дыхания, которое может переходить в круп.

За этим симптомом также стоит бессознательное желание матери вернуть ребенка во внутриутробное состояние, когда он еще не дышал отдельно отнее, и ее страх, что он умрет, если будет дышать отдельно. Сам симптомговорит об удушающих отношениях, когда воздух может принадлежать толькокому-то одному: «Дышать (жить) нельзя, иначе мама умрет!»

2. Отсутствующая мать, парадоксальная мать (удовлетворяющая невпопад)

О характере отношений таких матерей с ребенком я уже писал в статье «Недолюбленный ребенок». Главное, что отличает эти отношения от вышеописаных, в которых матери слишком много — то что ее слишком мало, а потому представления о ней лишаются смысла или она становится бессмысленной из-за парадоксальных реакций на просьбы ребенка. Иначе говоря, процесс формирования у ребенка внутренних представлений о заботящейся матери здесь тоже сталкивается с серьезными трудностями, выражающимися в следующей симптоматике:

— Психотоксические расстройства: анорексия, отказы от груди, от еды.

Происходит это оттого, что ребенок отказывается разрушать бессознательныефантазии матери, внедряемые в его психику. Например, фантазия о том, чтоу нее плохое молоко, которое может отравить ребенка, или фантазия о том,что он может высосать из нее все соки. Если все же ребенок ест молоко вместес сопровождающими его фантазиями, то у него возникает рвота (врачи эточасто объясняют стафилококком). За этими фантазиями стоитбессознательная агрессия матери матери, которые ребенок не может принять ипереварить.Обычно и сама мать находится в среде, где ее тоже не принимаюти отвергают, но у нее при этом пропадает молоко, то есть агрессиянаправляется на ребенка[12, с.131].

— Кожные нарушения (нейродермиты, псориазы, аллергические реакции)

Кожа ребенка — это граница между ним и его матерью и, в то же время, этограница между внутренним и внешним. В раннем детстве ощущение ребенкомсвоей кожи, как поверхности отделяющей его от кожи матери и от внешнегомира складывается постепенно, и надежность этого ощущения и самой кожисвязана с материнскими прикосновениями и уходом за ребенком. Мать можетслишком перевозбуждать (это слишком горячо) и теребить ребенка, либо,напротив, ее нежных прикосновений, как и ее самой может быть крайне мало(слишком холодно). Кожные нарушения, поэтому, могут иметь абсолютно противоположное символическое значение: защитная корка отперевозбуждающей и внедряющейся матери, или, напротив, кожныенарушения означают нужду в нежных прикосновениях и тепле материнскоготела, поскольку ребенок чувствует себя без матери, как без кожи.

Таким образом, переживание положительных эмоций вызвано получением впечатлений, прежде всего связанных со взрослым. Появление у малыша новых эмоций определяется развитием у него новых способов и потребностей в общении. До 6 мес. общение вызывает у ребенка только положительные эмоции. Отрицательные — конкретному взрослому не адресуются. Они как бы посылаются малышом в пространство как сигналы о неблагополучии. Отрицательные эмоции взрослого ребенок не воспринимает как таковые. В ситуативно-личностной форме общения малыш вычленяет только компонент внимания к себе. И рассматривает его как повод вступить в общение, которое он реализует единственно доступными ему средствами — положительными эмоциями.

Источник