Отклонения от развития у новорожденного ребенка

Отклонения от развития у новорожденного ребенка thumbnail

новорожденный малыш

фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall

Как определить «границы физиологической нормы»?

Процесс появления на свет является безусловным стрессом для организма, связанным с перестройкой всех органов и систем, а также тяжелой физической нагрузкой. Сразу после рождения условия обитания малыша радикально меняются, новорожденный попадает в непривычную для него окружающую среду. Температура здесь значительно ниже той, к которой он привык в утробе матери, появляется гравитация, возникают новые ощущения, поступающие от органов чувств, – зрительные образы, звуки, прикосновения. Начинается новый для него тип дыхания (легочный) и новый тип пищеварения.

Эти перестройки и переживания связаны с изменениями во всех органах и системах. Именно они и вызывают так называемые «транзиторные», или переходные, состояния. Возникают после родов и через некоторое время проходят бесследно. Но при определенных условиях «физиологические транзиторные состояния» могут перейти в патологические и стать причиной заболеваний.

новорожденный малыш



фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall

Я считаю, что родителям важно знать симптомы переходных состояний и границы, за которыми норма превращается в патологию, требующую обращения к квалифицированному специалисту.

Переходных состояний много, потому что все системы органов претерпевают изменения. У некоторых детей они проходят незаметно (при этом лабораторная диагностика может выявить их наличие у каждого ребенка).

1. Потеря веса

Физиологическая потеря веса происходит у всех новорожденных независимо от массы тела при рождении. Потому, что, во-первых, во время родового стресса запускается механизм усиленного обмена веществ (ребенок активно расходует энергию при рождении), и во-вторых, после стресса организм обычно выводит определенное количество жидкости, а источника достаточного восполнения ее пока нет (так как нет большого количества молозива и молока).

В первые сутки–двое малыш расходует «резервные запасы» (скопления подкожного жира в отдельных частях тела). Норма потери массы – 6–7 % от массы при рождении. Доношенный ребенок на 10-й день после родов, а недоношенный – на 14-й, весит столько же, сколько при рождении. Скажу сразу, что для нормального функционирования органов и прибавки в весе необходим адекватный тепловой режим, о котором упомяну позже.

Если у новорожденного не происходит физиологической потери массы тела, то можно говорить о задержке жидкости в организме, связанной, скорее всего, с патологией мочевыводящей системы. Такая ситуация требует срочного обращения к врачу.

новорожденный малыш

фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall

2. Транзиторное нарушение теплового обмена или «транзиторная лихорадка»

У малыша может незначительно повышаться температура, потому как процессы терморегуляции у него незрелы. Нормальная температура тела ребенка – до 37 градусов. Измерение лучше проводить в паху, ртутным термометром.

Малыши не могут удерживать постоянную температуру тела и очень чувствительны к изменениям температуры окружающей среды. Неустойчивость центра терморегуляции приводит к легкому наступлению переохлаждения или перегрева. Обусловлено это особенностями кожи, бедной потовыми железами и богатой кровеносными сосудами.

Важно соблюдать нормальный температурный режим в комнате малыша: 22 градуса для доношенных детей и 24 градуса для недоношенных и маловесных. Это лишь ориентировочные цифры. Существуют индивидуальные особенности реакций детей на изменение температуры. Поэтому зачастую комфортную температуру нужно подбирать, ориентируясь на предпочтения ребенка.

новорожденный малыш

фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall

3. Половой криз

Половой криз обусловлен воздействием материнских гормонов на органы-«мишени» малыша. Это явление наиболее часто наблюдается у девочек. Оно выражается в том, что половые органы увеличиваются в размерах, увеличиваются и нагрубают молочные железы, из сосков могут выделяться капли молозива. Эту ситуацию можно наблюдать и у девочек, и у мальчиков. При обнаружении данного состояния нельзя пытаться выдавливать молозиво – это больно. Отличие от патологического процесса – мастита новорожденного – заключается в отсутствии повышенной температуры и болезненности при прикосновении к груди ребенка.

У девочек 2–3 дней жизни иногда наблюдаются менструальноподобные выделения из влагалища. Объём выделившейся крови может приблизительно составлять одну чайную ложку. Продолжаются такие выделения как обычные месячные: 3–5 дней.

У девочек также встречается «транзиторный десквамативный вульвовагинит» – обильные слизистые выделения из половых путей. Он может продолжаться до 3–4 недель. Выделения не причиняют беспокойства, влагалище при этом не красное.

Любые проявления полового криза проходят сами и вмешательства не требуют.

новорожденный малыш



фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall

4. Транзиторная диспепсия

Эта ситуация связана с заселением доселе стерильного кишечника флорой, которую малыш получает во время и сразу после родов от матери, а также от людей, которые за ним ухаживают. Не всегда заселение идет равномерно и только «правильной» флорой. «Борьба за территории» вызывает различные процессы в кишечнике.

У здорового малыша при нормальной материнской флоре все заканчивается благополучно. При «плохой» флоре матери, где много патогенных или условно патогенных микробов, подобное состояние может перерасти в инфицирование. Чаще так бывает у недоношенных, незрелых, маловесных детей.

Также на первой неделе жизни наблюдается расстройство стула. Связано это с тем, что с началом питания первый раз включаются в работу пищеварительные ферменты, железы пищеварения, желчный пузырь. У новорожденного все эти процессы не всегда происходят слаженно и последовательно. Первый стул ребенка – это меконий, темно-зеленый, пастообразный. Дальше начинает образовываться стул переходный – неоднородный, зелено-желтый, с комочками, в нем иногда можно обнаружить немного слизи. К концу первой недели стул устанавливается.

новорожденный малыш



фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall

5. Мочекислый инфаркт

Это транзиторное состояние органов мочевыделения, связанное с адаптацией, изменением обмена веществ, уменьшением объема мочи. Вследствие этого повышается концентрация мочи, в почечных лоханках откладываются кристаллы солей мочевой кислоты. Моча становится более мутной, от желтого до кирпичного цвета, возможна кристаллизация солей на пеленке. Выглядят эти кристаллы как пятно насыщенного кирпичного цвета.

Если ситуация длится более 12–18 часов – это повод допоить малыша водой из ложечки.

новорожденный малыш

фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall

6. Транзиторный иммунодефицит

Новорожденный очень уязвим для инфекций. Ребенок рождается стерильным. У него незрелы барьерные свойства кожи, не сформированы защитные механизмы слизистых. После рождения все полости (носоглотка, верхние дыхательные пути, кишечник, половые органы) заселяются бактериальной флорой. Массированное воздействие «новой» флоры и незрелость защиты организма на первой неделе жизни объясняют «транзиторный иммунодефицит». Поэтому риск инфицирования новорожденного от больного человека или «здорового» носителя патогенных микробов и вирусов значительно выше, чем у грудного ребенка.

Необходимо упомянуть физиологическую для новорожденного рану – пупочную. При определенных условиях или при отсутствии правильной гигиены кожи ребенка и матери, пупочная ранка становится прекрасными входными воротами для любой инфекции.

Любое покраснение пупочной ранки или поверхности вокруг нее, если она мокнет или есть выделения – повод для обращения к врачу.

новорожденный малыш

фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall

7. Транзиторные состояния кожи

Кожа – очень важный для ребенка орган. Она выполняет функцию защиты от инфекций, является органом выделения и терморегуляции. Кожа новорожденного и грудного ребенка может многое сказать о том, что происходит в жизни малыша. Она покажет, правильно ли питается мама, хорошо ли вы подобрали одежду для него, подходит ли вода вашего жилища для купания.

Читайте также:  Занятия дизайном для развития ребенка

Многие патологические процессы, протекающие в организме ребенка, можно «читать» по коже. Перечисленные ниже явления считаются нормальными состояниями кожи новорожденного.

  1. Простая эритема – это покраснение кожи. Его можно наблюдать через 6–12 часов после рождения. К концу первой недели жизни избыточное покраснение должно пройти. Такое покраснение вызвано, прежде всего, привыканием кожи к контакту с воздухом.
  2. Шелушение кожи. Встречается оно чаще у переношенных малышей, родившихся позже 42 недель беременности. Через неделю–полторы шелушение проходит. Рекомендую мазать складки, находящиеся у ладоней и стоп миндальным маслом, потому что на сгибах сухая кожа может трескаться, доставляя малышу неприятные ощущения. 
  3. Токсическая эритема – пятна размером с копейку, с серовато-желтыми уплотнениями в центре. Обычно они располагаются на конечностях, вокруг суставов и на груди. Появляются они на 1 день после родов, исчезают обычно через 2–3 дня. Самочувствие ребенка не нарушено. Однако эти пятна могут зудеть, поэтому одежда должна быть не жесткой и не плотно прилегать к этим элементам на коже. 
  4. Милиа – так называются белые узелки на крыльях носа, переносице и на лбу. Это закупоренные узкие сальные протоки. Они откупориваются самостоятельно на протяжении 1–2 недель жизни. 
  5. Монгольские пятна. Они имеют цвет от голубого до бледно-серого и похожи на синяки. Такие пятна встречаются на спине и ягодицах, иногда – на ногах и плечах, у девяти из десяти детей, чьи родители принадлежат к черной, азиатской или индейской расе. Эти едва заметные пятна также достаточно часто встречаются у детей Средиземноморского региона, но очень редко – у светловолосых и голубоглазых младенцев. 
  6. «Пятна аиста». Эти оранжево-розовые пятна могут появляться на лбу, веках, на затылке они встречаются на том месте, за которое аисты носят младенцев, чем и объясняется их народное название «пятна аиста». Они светлеют в первые два года жизни ребенка и становятся заметными только тогда, когда ребенок плачет или сильно напрягается. 

новорожденный малыш

фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall

8. Физиологическая желтуха новорожденных

Желтухой называется окрашивание слизистых оболочек, склер, кожи в желтый цвет. У новорожденных она может возникать как физиологическое транзиторное состояние, так и проявление какого-либо заболевания. Если физиологическая желтуха вмешательств не требует и проходит быстро и бесследно, то патологическая желтуха часто требует немедленных мер для предотвращений серьезных осложнений со стороны нервной системы.

Все виды желтух объединены общим признаком – гирпербилирубинемией (повышенным содержанием желчного пигмента в крови). От наличия в крови этого пигмента и зависит яркость окраски кожи – от светло-лимонного до оранжевого цвета. Прокрашивание также может быть зеленым и оливково-желтым.

Билирубин образуется при распаде гемоглобина разрушенных эритроцитов. Длительность жизни эритроцита взрослого человека составляет 80–120 дней. У новорожденных этот срок равен 5–7 дням. Связано это с тем, что гемоглобин плода в первые две недели жизни замещается «взрослым» гемоглобином.

Отслужившие эритроциты распадаются, высвобождая в кровь билирубин. Клетки печени активно участвуют в переработке и выведении билирубина из организма. Вот почему при незрелости и заболеваниях печени мы имеем затяжную или сильную желтуху, а это уже повод для обращения к врачу.

Билирубин является токсином для центральной нервной системы. Его токсический эффект проявляется при определенной концентрации в крови. Для каждого ребенка он зачастую разный – это зависит от срока родов, степени зрелости и сопутствующих патологий.

Желтеть малыш начинает с лица и головы, потом желтушное прокрашивание «сползает» вниз по телу малыша. Определять интенсивность желтухи лучше при дневном освещении, у окна. Лампы дневного света и другое электрическое освещение может сильно исказить визуальную оценку цвета кожи.

Вот основные характеристики физиологической желтухи:

  • она возникает на 2–3-й день жизни малыша;
  • достигает максимума на 4–5-й день; 
  • исчезает к 10-му дню у зрелых новорожденных, у незрелых может держаться 2-3 недели; 
  • при физиологической желтухе не страдает общее состояние ребенка; 
  • концентрация билирубина в крови не превышает 180 мкмоль/л; 
  • она не требует лечения.

Причины физиологической желтухи:

  1. Массивное разрушение эритроцитов, обусловленное физиологической реакцией смены «фетального» гемоглобина на «взрослый».
  2. Физиологическая незрелость печени, при которой ее ферменты не справляются с прибывающим билирубином.

Патологические желтухи

Определюсь, что целью данной статьи не является подробное изложение причин и методов лечения патологических состояний. Поэтому я не буду подробно описывать все проблемы, которые сопровождаются патологическими желтухами.

Выделю признаки, которые позволят отличить норму от патологии. Для дифференциальной диагностики будет достаточно лишь одного из перечисленных ниже признаков.

Поводом для обращения к врачу будут желтухи:

  • которые появляются до 2-х полных суток жизни малыша и, соответственно, желтухи, обнаруженные при осмотре только что родившегося ребенка;
  • длительностью более 10–14 дней; 
  • со значительным повышением билирубина в биохимическом анализе крови (выше 180 мкмоль/л); 
  • когда желтушное прокрашивание затрагивает голени; 
  • когда желтушное прокрашивание охватывает ладони и стопы, обращаться за помощью нужно без промедлений; 
  • когда появление желтухи сопровождается изменением общего состояния малыша (плохое и вялое сосание, длинный глубокий сон, громкий, пронзительный плач, скудный стул, отеки, осиплость голоса, сильный тремор); 
  • при появлении обесцвеченного стула; 
  • при сильном беспокойстве во время или после еды, вплоть до отказа от еды при явных признаках голода.

В заключение, обращаясь к состоявшимся и будущим родителям, хочу сказать, что если вы затрудняетесь самостоятельно с уверенностью отличить норму развития ребенка от патологии – не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам, к тем, кому вы доверяете. Особенностью новорожденного ребенка является быстрое развитие патологического процесса и невозможность его очевидного определения при отсутствии обширного опыта. Специалист нужен для того, чтобы успокоить вас при беспочвенном беспокойстве, или для того, чтобы вовремя выявить проблему и приступить к ее решению.

Источник

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

Читайте также:  Сроки развития плода ребенка

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша. 

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

Читайте также:  Методики развития ребенка в семье

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.
 

Источник