Отклонения от нормы развития ребенка

Отклонения от нормы развития ребенка thumbnail

Иванова Ирина Анатольевна
Памятка для родителей «Норма и отклонения в развитии ребенка»

Памятка для родителей на тему:

«Норма и отклонения в развитии ребенка»

Мечта всех родителей иметь здоровых и счастливых детей. Для этого многие супружеские пары перед зачатием ребенка проходят тщательные обследования, ведут здоровый образ жизни, выполняют все предписания врача. Но… Человеческий организм не настолько предсказуем, как хотелось бы. Доктора не всегда всемогущи. И вот в семье появился ребенок – милый, прекрасный, нежный, ласковый.

Есть ли у него отклонения в развитии? Это определить не просто. Некоторые дефекты проявляются сразу при рождении. Ну а есть такие, которые начинают давать о себе знать по мере развития малыша.

ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Что же может влиять на появление отклонений в развитии ребенка? Специалисты определяют два основных фактора, которые считаются основными причинами дефектов в развитии ребенка:

• наследственность;

• факторы внешней среды.

Если наследственные патологии медицина пытается определить еще на ранних этапах, то с факторами внешней среды сложнее, так как их предвидеть очень тяжело. Под ними подразумеваются, во-первых, различные инфекционные заболевания, травмы и интоксикации.По времени воздействия их на организм специалисты определяют патологии:

• пренатальные (внутриутробные);

• натальные (в период родов);

• постнатальные (после рождения).

Во-вторых, на развития ребенка существенно влияет такой фактор, как социальная среда, в которой он растет. Если он неблагоприятный, то в определенный момент можно констатировать в развитии ребенка такие проблемы:

• эмоциональная депривация;

• педагогическая запущенность;

• социальная запущенность.

ВИДЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Так что такое отклонение в развитии ребенка? Это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. В результате этого выделяют такие виды отклонений в развитии детей:

• Физические.

• Психические.

• Педагогические.

• Социальные.

К группе детей, имеющих физические отклонения, относятся те, которые имеют недуги, затрудняющие их действия, а также дети с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

К группе с психическими отклонениями относят детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы.

Группу с педагогическими отклонениями составляют те дети, которые по определенным причинам не получили среднего образования.

Группу с социальными отклонениями составляют те дети, которым в результате воспитания не была привита функция, существенно влияющая на их вхождение в социальную среду, что очень проявляется на поведении и сознании во время пребывания в социальной группе. В отличие от первых трех групп социальные отклонения (гнев, фобии, безволие, гиперактивность, значительная внушаемость) тяжело разграничить от естественного проявления характера ребенка. Именно в этих случаях большое значение имеет не терапевтическое вмешательство на него, а профилактика возможных отклонений от правил и норм.

Кстати, одаренный ребенок – это тоже отклонение от нормы, и такие дети составляют отдельную группу.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМЫ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Г. М. Дульнев и А. Р. Лурия выделяют 4 основные условия, необходимые для нормального развития ребенка:

1) «нормальная работа головного мозга и его коры»; при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека;

2) «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов»;

3) «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром»;

4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, детском саду, общеобразовательной школе.

Нарушение данных условий может привести к возникновению дизонтогений различной степени выраженности.

Так что такое норма для ребенка? Это,прежде всего:

1. Его уровень развития соответствует большинству ровесникам, среди которых он растет.

2.Его поведение соответствует требованиям общества: ребенок не асоциален.

3. Он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом четко преодолевает негативные влияния как со стороны своего организма, так и окружающей среды.

Итак,вывод можно сделать следующий: не каждый ребенок с отклонениями в развитии от рождения уже есть не норма и, наоборот, здоровый ребенок при рождении не всегда дотягивает до нормы в результате развития.

Ребенок развивается соответственно норме при:

• правильной работе головного мозга и его коры;

нормальном психическом развитии;

• сохранности органов чувств;

• последовательном обучении.

Может возникнуть вопрос о соответствии этих пунктов для детей с уже имеющимися отклонениями. Сразу определим такой момент, что ребенок с физическим и психическим дефектом должен проходить полную реабилитацию уже с первых дней. Сюда входит не только медицинское вмешательство, но и педагогическая коррекция. Благодаря совместным усилиям родителей (в первую очередь, медиков и коррекционных педагогов многие патологии в развитии психики можно обойти благодаря компенсационным процессам, которые возможны у детей с отклонениями.

Не все будет проходить просто и гладко. Но ребенок с физическими отклонениями может и должен развиваться соответственно возрасту. Для этого ему только нужна помощь специалистов и безграничная любовь и терпение родителей. Определенные успехи возможны и у детей с психическими патологиями. Каждый случай при этом требует индивидуального подхода.

КАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ В ЕГО РАЗВИТИИ?

В дошкольном возрасте:

1. В результате патогенных воздействий на мозг и его кору нарушаются нормальные соотношения раздражительных и тормозных процессов. Если ребенку тяжело контролировать тормозные реакции на запреты, он не может организовать свое поведение даже в игре, то это может быть одним из сигналов, что у ребенка имеются отклонения в развитии.

2. Ребенок чрезмерно фантазирует или же, напротив, довольно примитивен в своих рассказах, когда пытается выйти из затруднительного положения.

3. Ребенок склонен к имитации неправильных форм поведения, что может свидетельствовать о легкой внушаемости.

4. Инфантильные (недоразвитые) эмоциональные проявления в виде громкого крика, плача или движений, не соответствующих возрасту (сование ногами).

5. Вспыльчивость, импульсивное поведение по любому незначительному поводу, что приводит к ссоре или даже драке.

6. Полный негативизм, неподчинение старшим с ярко выраженной агрессией, злостью на замечание, запрет или же наказание.

В младшем школьном возрасте:

Читайте также:  Центр развития ребенка алексеевский район

1. Низкая познавательная активность, которая сочетается с личностною незрелостью.

2. Негативное отношение к урокам, отказ от выполнения заданий с желанием обратить на себя внимание с помощью грубости, непослушания.

3. Наличие к концу младшего школьного возраста значительных пробелов в знаниях, которые сопровождаются нежеланием учиться.

4. Тяга и интерес к тому, что несет агрессию и жестокость. Асоциальное поведение.

5. На любой запрет или требование ответная реакция бурная, несущая конфликт, возможны побеги из дома.

6. Стремление к острым ощущениям как результат повышенной сенсорной жажды.

В подростковом возрасте:

1. Инфантильные суждения, слабые функции саморегуляции и самоконтроля, отсутствие волевых усилий.

2. Сложное поведение, которое сопровождается инфантильностью с аффективной возбуждаемостью.

3. Ранние половые влечения, склонность к алкоголизму, бродяжничеству.

4. Полное отрицательное отношение к учебе.

5. Асоциальное поведение, которое имитирует неподобающий образ взрослой жизни.

Асоциальное поведение у ребенка могут вызывать не только врожденные патологии, но и неправильное воспитание, которое сопровождается бесконтрольностью, асоциальным поведением членов семьи или же их грубой авторитарностью.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА НАБЛЮДАЮТСЯ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ?

Для того чтобы определить: есть ли отклонения в развитии ребенка или же это просто возрастное проявление характера, необходимо провести полную диагностику. Установить диагноз можно только после полного обследования при участии разных специалистов, среди которых обязательно должен быть врач, психолог, логопед, дефектолог.

Нужно помнить: за одним симптомом заключение о психическом развитии ребенка никто не ставит.

Для того чтобы сделать вывод и определить уровень возможностей маленького пациента, существуют психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК, где работают узкие специалисты, в обязанности которых входит обследовать ребенка, проконсультировать его родителей и начать при необходимости коррекционную работу.

Нужно помнить: во-первых, диагноз о психическом развитии может поставить только специалист, а во-вторых, заключение врача – это не приговор и не ярлык на всю жизнь. По истечении времени при благоприятном влиянии на ребенка диагноз может быть изменен.

Источник

«Подождем, сам заговорит». Так рассуждают спокойные родители, списывая молчание ребенка на юные годы. Многие готовы терпеливо ждать до 3-4 лет, когда драгоценное время будет упущено для раннего вмешательства.

По статистике на 2019 год, почти 40% детей 6-7 лет имеют речевые нарушения разного характера, более чем у 3% малышей диагностируется умственная отсталость. Это очень много по сравнению с прошлым десятилетием.

Особенно трудно понять, что ребенок отстает в развитии, молодым родителям, не имеющим опыта в воспитании. По мнению медиков, чтобы не запустить ситуацию, отклонения важно выявить именно на раннем этапе развития.

Памятка для молодых мам и пап

Первый год жизни — это важнейший этап, в течение которого родителям необходимо очень пристально наблюдать за развитием малыша. Причем это касается не только физического роста, но также развития речи и эмоциональных реакций.

Азы, описанные во многих книгах, посвященных воспитанию детей, знают практически все. Например, когда малыш начинает держать головку, в каком месяце зубки лезут, когда начнет гулить, переворачиваться, сидеть или ползать. В этом трудностей нет.

Однако проявление эмоций часто считается второстепенной функцией. Поэтому молодые родители в большинстве случаев мало обращают внимание на состояние и реакции ребенка.

Ценными рекомендациями с родителями делится Ольга Азова, кандидат педагогических наук и руководитель медицинского центра.

Признаки отклонений в развитии малыша

На что нужно обращать внимание:

1. Улыбка — после 21 дня жизни ребенок должен понимать обращенную к нему улыбку и улыбнуться в ответ.

2. Радость — с трех месяцев ребенок должен проявлять оживление при виде мамы, папы или другого близкого человека.

Когда следует насторожиться на первом году жизни:

1. Ребенок отвергает тактильные прикосновения.

2. Вместо речи малыш использует жесты или невнятные звуки.

3. Вместо четкого «мама» говорит слоговое «ма-ма-ма-ма».

4. Малыш называет «мамой» всех подряд.

5. В лексике появились слова, которые малыш произносит, но не применяет в общении.

6. Ребенок не понимает свое имя, обращенную к нему речь, просьбы или подсказки.

Когда следует насторожиться на втором году жизни:

1. На прогулке с детьми ребенок отказывается присоединиться к общей игре, однообразно выполняя какие-то другие повторяющиеся действия (качается на качелях, крутит колесо и т. д.).

2. Малыш не может освоить горшок или держание ложки.

3. Боязнь расчески или других предметов (действий), что часто воспринимается как чрезмерная независимость.

4. Частое закатывание истерик, излишняя возбудимость или плаксивость, расстройство сна, энурез.

5. Малыш не прожевывает твердую пищу, испытывает страхи.

Явные физические отклонения и описанные выше реакции сигнализируют, что малышу нужен специалист.

К какому врачу обратиться?

По мнению Ольги Азовой, эксперта в области детского развития, обеспокоенным родителям, прежде всего, необходимо посетить невролога. Но в этом и есть первая, а по сути, главная проблема.

Вот пример из ее практики:

«На консультации выясняется, что ребенка показывали нескольким врачам-неврологам. Однако ни один специалист не выявил реальной проблемы, прописав малышу массаж и ноотропы.

Случилось так, что именно массажистка верно заподозрила неладное. Она посоветовала пройти МРТ.

Наконец, родителям повезло, они попали в руки толкового специалиста, который действительно направил ребенка на обследование мозга.

Оказалось что у малыша опухоль, которая стремительно растет из-за ноотропных препаратов, назначенных другими врачами. Ребенку срочно провели операцию, которая закончилась успешно.

Но на этом все, никаких рекомендаций родителям на дальнейшее никто не дал, как и реабилитационного курса после вмешательства никто не назначил».

В итоге у ребенка развились явные проблемы. На прием привели уже 6-летнего мальчика, который практически не разговаривает, речь, обращенную к нему, ребенок не понимает, а вдобавок у малыша налицо запущенная апраксия (двигательные нарушения).

Соответственно, в случае обеспокоенности поведением малыша, визит к неврологу обязателен. Но главное, найти специалиста, имеющего специализацию и опыт именно в области нарушений развития. Желательно, чтобы это был невролог, работающий в паре с логопедом.

Опасно откладывать визит к врачу

Вторая наиболее распространенная проблема, связанная с отклонениями в развитии, это патологическое нежелание родителей провести обследование малыша как можно раньше.

Взрослые настойчиво откладывают визит к неврологу до тех пор, когда вмешательство не становится необходимым и очевидным.

Невероятно живучие аргументы — «он маленький, еще заговорит», «сейчас все детки начинают говорить позже», «мальчики развиваются медленнее, поэтому…».

Читайте также:  Развитие органов ребенка в утробе

Это непростительная безответственность мама и пап, а тем более специалистов, успокаивающих таким образом родителей.

Посещение невролога — это первый шаг на этапе обследования. Ребенку необходимо назначить аудиограмму (проверка слуха), а также проконсультироваться с врачом-сурдолгом и логопедом на выявление проблем.

Определение маршрута реабилитации

Ольга Азова считает, что независимо от диагноза каждому малышу с речевыми нарушениями требуется помощь врача-логопеда. Но для определения маршрута реабилитации необходимо правильно выявить проблему, поэтому начинать нужно с диагностики.

Важно понимать, с чем вы столкнулись. Это действительно нарушение речи или у малыша тугоухость. Возможно невербальное общение ребенка — это следствие умственной отсталости или иного расстройства (двигательного или ментального).

Реабилитационный курс должен назначаться, исходя из базового диагноза.

К примеру, на что делается упор пи следующих проблемах у детей:

1. ДЦП — физическое развитие.

2. Эпилепия — купирование припадков с назначением терапии.

3. Проблемы со слухом — занятия с врачом-сурдологом.

4. Аутизм — чаще назначается АВА- терапия.

5. Речевые нарушения (или алалия) — занятия с логопедом.

Сначала нужно сконцентрироваться на ключевой проблеме, только после этого работать с речевыми нарушениями.

Пример из практики:

На занятия к логопеду ходят два малыша, у одного аутизм, у другого — тугоухость. Ребенок с РАС не дает никакой реакции из-за погруженности в себя, а малыш с проблемами слуха не понимает специалиста (он недавно с аппаратом).

Нужна ли помощь логопеда этим детям? Разумеется, нет! Слабослышащему малышу нужен сурдолог, а маленькому аутисту нужен специалист, имеющий опыт с проблемами РАС.

Детский сад или домашнее воспитание

Большинство родителей предпочитают отдать ребенка в детский сад, где он сможет научиться общению в группе. При выборе эксперт предлагает исходить из возможностей взрослых.

По мнению специалистов, предпочтительнее домашнее воспитание, особенно для семей, где не один малыш. В этом случае в детей можно заложить именно те правила и ценности, которые соответствуют мировоззрению своей семьи.

Даже если в семье один ребенок, эксперты в области детского развития советуют посвятить себя дошкольному воспитанию своего чада.

Прогулки на свежем воздухе с другими детьми, посещение центров досуга и развития или других занятий может полностью компенсировать дефицит общения. Об этом подробнее можно прочитать в нашей предыдущей статье.

При этом коммуникативные навыки ребенок получит в соответствии с правилами семьи, а не будут навязанными. Если такой возможности нет, то стоит ответственно подойти к выбору воспитателя.

Самое печальное — это неосведомленность пап и мам в отношении отклонений, возникающих на первом этапе развития детей. Слаженного взаимодействия тандема «специалист — родители» пока не наблюдается в медицинской практике.

Поэтому родители должны быть бдительными и взять ответственность за развитие малыша в свои руки!

Эта статья — ответ на злободневный вопрос многочисленных читателей, почему сегодня столько детей рождается с отклонениями. Это не так! В большинстве случаев проблема развивается позже и по причине запущенности.

Ждем ваших мнений по этому поводу, присоединяйтесь к обсуждению! Будем рады каждому новому подписчику и лайку.

Информацию из цикла «доступная среда для инвалидов» можно найти здесь.

Источник

Современное общество — богато информированный социум. Традиции, предрассудки и научные исследования причудливо переплетаются с историями в интернете, рассказами знакомых и, чего греха таить, статьями с различных, порой вполне профессиональных ресурсов. В итоге родители от переизбытка информации считают, что с каждой странностью надо не то что идти, бежать к психологу, иначе ребенок вырастет каким-то «не таким», неправильным, психованным или даже гомосексуалистом из-за предпочтений, проявленных в данный момент. Насыщенная информационная среда размывает ориентиры, и уже сложно понять, что нормальное поведение для детей, а что действительно требует повышенного внимания.

Странные пищевые пристрастия детей

Желание питаться все время только картофельным пюре, сосисками «Папа может», вареной курицей и макаронами, требовать только очищенные яблоки и заливать все кетчупом, соглашаться дома только на 3-4 вида блюд, но в саду вылизывать тарелки и наоборот — нормально. С точки зрения психологии, психиатрии и эволюционных процессов избирательности организма, защищающих от отправления, — это норма. Гастроэнтерологи могут быть против, но это совсем другая область медицины. Главное — повышенная избирательность в еде, даже если она длится годами, не признак аутичности, шизофрении и прочих «страшных» диагнозов. Психолог не нужен.

Когда это не норма?

Если ребенок ест только 2-3 вида продуктов, потому что от остальных начинаются проблемы с пищеварением, если у него тяга к явно несъедобным вещам (штукатурке, поролону, бумаге, земле горстями, а не лизнуть пару раз), если уже видны косточки и синева под глазами от истощения или, наоборот, вес превышает возрастную норму на 20%, то это — не норма. И чаще всего специалистами первого выбора станут все тот же гастроэнтеролог, а также эндокринолог и другие по решению педиатра.

Слишком тихий ребенок

Слишком тихий ребенок

Не обниматься с незнакомыми детьми, не прыгать радостно вокруг аниматора в первую же минуту прихода на площадку, прятаться за мамину юбку при встрече с незнакомцами и не желать отвечать, как зовут и кем хочется стать, — нормальное поведение ребенка со здоровой нервной системой и четко выстроенными границами «свой-чужой», что очень полезно. Можно не любить цирк, походы в магазины, отказываться идти на елку, сидеть в сторонке на детском празднике, и это не поводы идти к психологу. Это — следствие хорошей регуляции нервной системы, и отсутствие импульсивности поведения еще поможет в будущем избегать дурных компаний и сомнительных мероприятий.

Когда это не норма?

Если у дошкольника, а тем более школьника нет контакта ни с кем, ни одного друга или приятеля даже в саду/школе, есть выраженные отказы от любых посещений коллективных мероприятий, начиная с лепки куличиков в песочнице, рыдания при виде незнакомого человека в доме — это повод посетить (и, вероятно, регулярно посещать) специалиста.

Детский онанизм — не симптом

Такое тревожащее многих мам событие, описываемое на просторах интернета как «годовасик теребит пиписик», тоже норма. Об этом, к счастью, на тех же форумах сообщают молодым мамам более опытные родители. А вот детская мастурбация, как у мальчиков, так и у девочек, которая не исчезает после похода на горшок? Не признак ли это неких психических болезней или органического поражения мозга?

Читайте также:  Риск развития ппцнс у ребенка

Как ни аморально это с точки зрения некоторых родителей, но детский онанизм — норма. Это не означает, что каждый ребенок пройдет этот этап в дошкольном периоде развития, но и не значит, что тот, кто продолжает порой «теребить», тереться, трогать свои интимные части тела, — болен и нуждается в терапии. Это норма.

Когда это не норма?

У детского онанизма много причин, в зависимости от возраста дети могут исследовать половые органы, удивляться новым ощущениям, пытаться снять нервное напряжение таким образом (хотя и без достижения оргазма) или реагировать на воспаление, зуд (с этим в ванну на осмотр и к врачу). Не нормально, если ребенок не может себя контролировать, посвящает этому занятию буквально все свободное время, не желает отвлекаться на предложения поиграть, посмотреть мультфильм, съесть мороженое, пойти гулять. В таких случаях мастурбация — симптом, впрочем, не единственный, и специалист необходим. Единичные эпизоды, которыми ребенок легко управляет, — норма.

Воображаемые друзья — враги детей?

Малышу, другу Карлсона, повезло: в то время и психологи были единичными специалистами, увлеченными совсем иными материями, и воображаемые друзья не считались симптомом психических болезней. То ли дело сегодня: желание не расставаться с потрепанным за 7 лет дружбы медведем, празднование его дня рождения, требование для него отдельного места за столом, в машине или истории про «дядю Колю, который полицейский», таинственного брата, фею, героев мультиков, которые день за днем «посещают» ребенка, — явный признак нарушения контакта с реальностью или даже галлюцинаций по мнению некоторых «специалистов». И родители в ужасе бегут к психологу, к педиатру, к неврологу — на свой вкус, и требуют проверить дитя на все ужасные отклонения.

Не стоит никуда бежать. Истории о вымышленных друзьях, их или совместных с ребенком приключениях — абсолютная детская норма, период становления фантазии, совершенно не влияющий, по крайней мере, негативно, на психику. И уж точно не симптом болезни, сколько бы воображаемых друзей не появлялось в детской и на кого бы из них не сваливалась вина за разбитую чашку или исчезнувшие конфеты.

Когда это не норма?

Если все общение ограничивается только воображаемыми друзьями в ущерб даже родителям, если мультик с любимым героем — единственное, что хочется ребенку смотреть, и хочется вплоть до истерик, если все коммуникации и вся активность ушли в планшет, телефон, компьютер, и это ничем не возможно заменить, — это не норма. Хотя причины могут быть разными, к терапии в такой ситуации, скорее всего, нужно привлекать специалистов.

Реакция на потерю: социопат или истерик?

Длительные ежедневные всхлипывания после смерти хомячка или веселые игры сразу после похорон бабушки — не симптом, даже если это происходит одновременно. Хомячок мог быть самым лучшим первым другом, а бабушка — абстрактным голосом в телефоне и колючими носками под елочкой. Ребенок может быть слишком мал, чтобы понять значение утраты, или слишком, на взгляд взрослого, привязан к хомячку (улитке, рыбке, канарейке). Все это — не признаки меланхолика, истерика, жестокого дитяти или будущего преступника. Это — норма.

Когда это не норма?

Чаще всего понятие «не норма» в такой ситуации — следствие неправильной тактики родителей. Если за каждую слезинку по поводу хомячка/бабушки родители дают конфету, бросаются утешать в отдел игрушек или кассы кинотеатра или, наоборот, пытаются вынудить показательно страдать по безвременно ушедшей собаке, и ребенок начинает вести себя довольно пренебрежительно — это проблема. Но не детей, а родителей: закрепляя неправильное поведение, они провоцируют усиление «симптоматики». Болезнь так не разовьется, а вот неправильное поведение вполне может закрепиться.

Как родителям вырастить гомосексуалиста?

Как родителям вырастить гомосексуалиста?

«Мужики не плачут», «девочки не дерутся», мальчикам нельзя красить ногти, девочки не залезают на деревья и прочие полоролевые установки — дело каждой семьи. Хорошо, если родители понимают, что младенец рождается без знания о своем поле, о том, что ему положено носить юбки или играть только в машинки и конструкторы, и все предпочтения, соответствующие характеру и принятому в обществе полоролевому поведению, детям надо протестировать, попробовать самостоятельно. А социум откорректирует, если что.

Плохо, если родители (дедушки, бабушки, воспитатели) резко реагируют на просьбу мальчика купить ему куклу, не стричь волосы, дать поносить вон ту прекрасную юбку в блестках или попытки девочки играть в мальчиковой компании с войнами, футболом и непременным ношением брюк. Очень плохо, если у взрослых возникает установка, что все это — признак неверной половой самоидентификации («хочет красить ногти — растет гомосексуалистом»). Это, вплоть до ярких ногтей у мальчиков и желания дружить только с мальчишками у девочек, — норма, нормальный период становления личных предпочтений и вычерчивания ориентиров.

Когда это не норма?

В подростковом периоде можно призадуматься, что не так с девичьими посиделками, которых избегает дочь, или почему сын увлекается женскими прическами. И поговорить с ребенком. Без привлечения специалистов. Не норма — если ребенок с устоявшимся поведением его меняет резко, вдруг отказывается быть мальчиком, девочкой, стремится изменить свою внешность и поведение на более подходящие другому полу, особенно в сочетании с отказом посещать какие-то места, родственников, друзей. Это — возможный сигнал пережитой травмы.

Выводы

Практически все признаки «отклоняющегося поведения», с которыми бегут к психологам, не требуют повышенного внимания. Нормальные дети проходят множество разнообразных периодов развития, которые их родители в период своего взросления могли пропустить (или забыть). Исключения: если подобные «странности» избыточны, превалируют в поведении или возникли внезапно. Всегда жизнерадостный ребенок вдруг стал плакать по любому поводу. Малыш с отличным аппетитом отказывается от любой еды. Вчера охотно бежал в школу или ездил к родственникам — сегодня готов спрятаться в шкафу, чтобы не выходить из дома. Это — признаки, не всегда болезней, не обязательно — отклонений в развитии, но знак того, что ситуация изменилась, и надо выяснить, почему.

Источник