Откат в развитии ребенка после стресса

Откат в развитии ребенка после стресса thumbnail

Откат в развитии ребенка после стресса

Прошу поделиться опытом/знаниями по следующей проблеме: у ребенка после перенесенного стресса откат в развитии. Сейчас 2 г 7 м, лежим в больнице в 4 раз. После второго раза в 1.5 года заметила, что появился регресс в речевом развитии, но списала это на последствие наркоза. Третий раз лежали в больнице в феврале, в марте обратились к неврологу из-за задержки речевого развития. Постепенно у ребенка снова стала развиваться речь, появились новые слова. Но сейчас мы опять в больнице и дочь превратилась в лялю. Стала плохо понимать просьбы, перестала говорить те слова, что умела, пальцы во рту, а вчера начала ползать по полу как малыш. Вместо того, чтобы что-то попросить, берет меня за руку и ведет. А когда ей больно или страшно (при каких-то манипуляциях мед персонала) начинает плакать и мяукать.
К нейропсихологу? К какому? Как помочь пережить ребенку стресс?

Откат в развитии ребенка после стресса

К маме поближе и на » пока не отттает». Ласково объясняйте что к чему по 100 раз. Никакой нейропсихолог лучше родной мамы не успокоит.
Боится она просто. Страх объяснить не умеет еще.

Откат в развитии ребенка после стресса

здоровья вашему ребенку, вам сил и терпения,
Аноним, +++++

Откат в развитии ребенка после стресса

Аноним,
Спасибо! Но меня беспокоит в каком темпе будут восстанавливаться утраченные умения и что сделать, чтобы в дальнейшем предотвратить такую реакцию на стресс. Нам предстоят госпитализации и мы с этой проблемой еще не раз столкнемся, да и будучи взрослой, не будет ли у нее подобной реакции на стресс? Врослые ведь по разному реагируют в экстремальных ситуациях: кто-то впадает в ступор, а кто-то наоборот мобилизируется и проявляет маскимальную активность. И еще, если она раньше активно сопротивлялась врачам/мед сестрам, то сейчас никакого сопротивления, только плачет и мяучит. Переживаю очень.

Откат в развитии ребенка после стресса

Аноним:

здоровья вашему ребенку, вам сил и терпения

Спасибо!

Откат в развитии ребенка после стресса

А с чем в больнице лежит? Наркоз почему был?
К местным врачам там не обращались?
П.с.может,она так играет? Ползает и мяукает? Не увидела странности. Моей 4,9 ползает и гавкает/мяукает.
Разговаривайте с ней ,просите,чтобы словами об’яснила просьбу.
В целом как она себя ведёт? Боится,прячется,мало общается или нормальный,активный ребенок,не считая проблемы с речью?
Речь-то вобще есть хоть какая-то или звуки только и показывания?

Автор, дайте ребенку тепло и полное принятие, не подгоняйте. Никакой врач не поможет, ваша любовь главнее. Представьте себя на ее месте??? Тоже бы хотели поддержки и полного принятия от родных.

Сил Вам!

Если женщина готова на все ради мужчины, значит, она его родила.

Откат в развитии ребенка после стресса

Аноним ,

терпения и сил, бедный малыш

Не переживайте. Темп будет гораздо активнее. Она все это уже знает и помнит, но пока решила не пользоваться. Целебные обнимашки вам) терпение и Любовь. И сил. И здоровья.

периодически нужно совершенствоваться, чтобы потом было куда деградировать.

Откат в развитии ребенка после стресса

Аноним:

А с чем в больнице лежит? Наркоз почему был?
К местным врачам там не обращались?
П.с.может,она так играет? Ползает и мяукает? Не увидела странности. Моей 4,9 ползает и гавкает/мяукает.
Разговаривайте с ней ,просите,чтобы словами об’яснила просьбу

Сейчас с вирусной инфекцией, наркоза не было, а в предыдущих трех госпитализациях по урологии давали наркоз.
Практически перестала говорить, каля-маля одни. А мяукает, когда ей делают больно или ей страшно. Т.е. она не балуется, это со страха. С детьми общается, но она какая-то растеренная и испуганная.

Откат в развитии ребенка после стресса

Вы не переживайте так. Никуда ваше развитие не денется. Конечно, можно сходить к психологу, вам. Ребенка показать раз психиатру, чтобы убедится, что все хорошо.
Моя племянница много-много раз лежала в больнице за свою маленькую жизнь, сейчас ей 4, а началось все в ее год, и у нее было и бывает подобное поведение. Лялю строит из себя и мяукает, это просто желание защиты. Обнимайте, играйте в ее игру. Ваше расстройство и беспокойство по этому поводу не дает отрабатывать ее желания по полной.

Вам сил и терпения. НЕ могу поделиться опытом, но хотела Вас поддержать. И сказать что даже редкие посещения больниц являются стрессом, даже для взрослого, а уж про малыша и слов нет каким. Тем более третий раз. Пусть у вас наладится.

Я не мстительна, ведь убив врага, я прощаю ему то, что он защищался.

Откат в развитии ребенка после стресса

Не переживайте, все умения и навыки восстановятся. У нас так же было и мне тоже было страшно. Все нормализовалось. Поверьте, действительно ей нужна сейчас только Ваша любовь и чувство защищенности.

Откат в развитии ребенка после стресса

Алиска,
Аноним,
Дама Бубён,
капуша,
Uma(Оборотень),
Аноним,
Спасибо вам за поддержку!

Откат в развитии ребенка после стресса

Дама Бубён:

Целебные обнимашки вам) терпение и Любовь

+1000
Всё будет хорошо, просто ей сейчас проще быть лялькой, собственно она лялька и есть. Моему пять, и когда он болеет, то сразу ляльку строит, потому что хочется побольше тепла и любви.
Да я и сама когда сильно болею, ловлю себя на мысли, что хочется быть маленьким ребёнком, которому температуру мама меряет и чай в кровать приносит. Именно не действий хочется, а ощущений вот этой защищенности, лялечной

Откат в развитии ребенка после стресса

Аноним ,

многое еще от отношения мамы зависит, сами старайтесь быть спокойной. Дочка фиксирует вашу реакцию и копирует ее. Мы тоже не раз лежали в больницах с дочкой, сейчас ей 9 лет и она с улыбкой и гордостью вспоминает например как медсестра ей капельницу с 4го раза только поставила…. Дочке вашей здоровья, вам терпения и сил.

Откат в развитии ребенка после стресса

Здоровье вашей малышке.

Откат в развитии ребенка после стресса

Аноним ,

А врачи что говорят?

Откат в развитии ребенка после стресса

только спокойствие. маме сил терпения и хорошего настроения. ну и контакт в прямом смысле слова «донашивайте». прям вот на руках постоянно обниматься целоваться общаться разговаривать. все внимание ребенку чтобы напитать его.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка по фгт

Откат в развитии ребенка после стресса

Аноним:

Боится она просто. Страх объяснить не умеет еще.

Тенотен детский рассасывать и от вас любви побольше. Сталкивались с подобным, когда в садик пошли. Еще и энурез начался. Даже обследовались. Очень я перепугалась тогда. Прошло.

Откат в развитии ребенка после стресса

Аноним ,
Так жалко малышку вашу, здоровья ей 🙁 Побольше положительных эмоций нужно, когда вы не в больнице. Заведите кошку или собачку.
Ну либо новую игрушку, в парк на карусели итд. Когда мы лежали в больнице, то после уколов, давала ребенку какую-то вкусняшку или маленькую новую игрушку. Быстро отвлекался.

Было после постановки наркоза в 1,5 года, регресс в речи, проблемы в развитии, но не так сильно как у вас. Но вплоть до того, что психиатр, несмотря на заключение психолога, выставила ей аутизм в 3 года, потому что ребенок на контакт не шел, задания не выполняла, в глаза ей не смотрела и орала. После той операции она вообще орала только увидев белый халат, остановить нереально было 🙁 В 4 года сад с ЗПР, поскольку вообще не говорила, отдельные слова, но неправильные. В 5 лет была еще одна операция с наркозом, но ттт таких последствий уже не было. Сейчас 10 лет, учиться в обычной школе.
Что делать — любить, принимать такой какой есть, учить заново всему, не ругать, все проговаривать постоянно, максимум телесного контакта по возможности. И не опускать руки, хотя знаю как тяжело. По поводу медикаментов — лучше с неврологом общаться, но конкретно моему ребенку ни один из назначаемых ей ноотропов не пошел, давали обратную реакцию.

Раньше мне было плевать на все мнения. Но возраст взял свое. Теперь мне плевать еще и на обладателей этих мнений.

капуша:

Никуда ваше развитие не денется.

как вы смело это говорите,однако!
есть такое понятие, как деменция.
автор, вы молодец, что обратили внимание. звоночки то есть…

Откат в развитии ребенка после стресса

Обязательно сходите к хорошему неврологу,стресс стрессом,но такой сильный откат не есть хорошо

Откат в развитии ребенка после стресса

irihka2011:

как вы смело это говорите,однако!
есть такое понятие, как деменция.
автор, вы молодец, что обратили внимание. звоночки то есть…

зачем читать первые 4 слова и цитировать фразу, вырванную из контекста. . не прочитали мой пост, ну и не отвечайте на него тогда.

Источник

Регресс развития или, проще говоря, откаты — одна из самых обсуждаемых тем среди родителей детей с нарушениями развития.

Родители очень переживают насчёт того, что ребёнок что-то начинал говорить/делать и тут раз и перестал. С учётом того, что откаты свойственны расстройствам аутического спектра и особенно характерны для его тяжёлых форм, волнения на этот счёт вполне понятны.

фото из открытых источников

Но почему возникает регресс развития? Все ли откаты можно считать серьёзными? Давайте попробуем разобраться.

Почему наступает откат

На данный момент назвать какую-то одну причину потери навыков при аутизме и других нарушениях развития нельзя. Учёные сходятся в том, что причин много, некоторые из них могут комбинироваться между собой.

Какие-то причины вызывают серьезные откаты. Какие-то — лишь временное, неопасное явление. Мы рассмотрим самое основное и в том, и в другом случае.

  • Генетика

Чаще всего, именно генетические факторы становятся основой тяжёлой потери навыков. Среди болезней, которые приводят к регрессивной форме аутизма можно выделить синдром Ретта, туберозный склероз, синдром Мартина-Белл, лейкодистрофию, болезни накопления липидов.

Именно в этих случаях практически всегда наблюдаются наиболее пугающие родителей вещи из серии «Ребёнок перестал ходить, говорить, обслуживать себя«.

Почему происходит откат:

Для всех этих болезней характерно проявление не сразу после рождения, а только после какого-то времени. Дети могут выглядеть полностью здоровыми, но в возрасте с 6 до 40 месяцев генетические дефекты становятся критическими для мозга. В итоге ребёнок, который чему-то научился за время нормального развития, начинает терять навыки.

В случае с синдромами Ретта и Мартина-Белл регресс навыков связан с тем, что дефекты в Х-хромосоме на определённом этапе не позволяют генам выключить одну программу развития мозга, и включить другую. В итоге нарушается созревание мозга, что и приводит к масштабному откату развития и появлению аутических симптомов.

Целый ряд генетических заболеваний может вызывать детское дезинтегративное расстройство (синдром Геллера) — тяжёлую форму аутизма с потерей ребёнком навыков после 2 лет и формированием тяжёлой, необратимой умственной отсталости. Это:

Туберозный склероз. Он приводит к образованию доброкачественных опухолей по всему организму, в том числе и в мозге. В зависимости от того, где угнездились опухоли, симптомы могут быть как очень смазанными, так и приводить к тяжёлым последствиям.

При лейкодистрофии в мозге распадается и неправильно созревает миелин (оболочка нервов, которая обеспечивает передачу информации между нейронами). Это приводит к появлению у детей, в основном дошкольного возраста, прогрессирующего слабоумия и распаду двигательных навыков.

Болезни накопления — из-за генетического нарушения обмена веществ в ЦНС накапливаются токсичные продукты обмена липидов (жиров), нарушая развитие мозга.

  • Инфекции

Очень часто встречается ситуация, когда откаты в развитии наблюдаются именно после какой-нибудь болезни.

Почему происходит откат:

Во время болезни все силы организма направлены на борьбу с инфекцией потому, что выжить приоритетнее, чем умение ходить на горшок и говорить «мама».

Из-за того, что детский организм изначально слабее и у него меньше ресурсов для борьбы, в период болезни часто приостанавливается физическое и моторное развитие, как вещи не первостепенной важности.

Если горшечный навык или речь только-только начали появляться, и до конца не закрепились, то в случае болезни в этот период, ребенок часто теряет навык полностью потому, что в ходе болезни малыш его не использует и забывает. К сожалению, придётся заново налаживать горшок, заново вытаскивать речь из ребёнка, как будто этого и не было.

Читайте также:  Развитие навыков самообслуживания у ребенка в раннем возрасте

С другой стороны, почти всегда такие откаты носят временный характер и встречаются у всех детей.

Повышенную готовность стоит проявить, если речь идёт об инфекциях, которые могут сильно поражать нервную систему.

Например, всё то же детское дезинтегративное расстройство иногда вызывается не наследственными факторами, а корью, а именно коревым подострым панэнцефалитом, который может долго протекать бессимптомно.

К поражению ЦНС могут приводить также энтеровирусы (особенно, вирусы полиомиелита и Коксаки).

Нередки тяжёлые осложнения и от бактериальных инфекций, таких как скарлатина и дифтерия.

  • Нерациональное или неполноценное питание

Казалось бы, мы живём не в то время, чтобы недоедать, но проблемы с неполноценным питанием у детей всё равно встречаются достаточно часто.

В младенчестве ребёнку могут неправильно разводить смесь и недокармливать/перекармливать. Или может не хватать грудного молока.

В более старшем возрасте становятся актуальными проблемы пищевой непереносимости, пищевой аллергии, болезней ЖКТ типа целиакии, непереносимости лактозы, дефицит ферментов и проблемы с выделением желчи.

Могут быть и личные «заморочки» родителей, например, строгая веганская диета, частые посты без дополнительных витаминно-минеральных добавок.

Почему происходит откат:

Потому, что организму не достаёт ресурсов для развития.

Чаще всего, ребёнок просто «буксует» в развитии. Но бывает и «маятник» — навыки ходят туда-сюда: то появятся, то пропадают.

Как решить эту проблему?

Со смесями и грудным молоком всё просто: следовать строго инструкциям на упаковке и начать докармливать, если малыш не прибавляет вес.

С подозрениями на болезни ЖКТ стоит посетить гастроэнтеролога. Он назначит и анализы, и УЗИ.

А ограничения питания нужно пересмотреть или добавить к ним витамины.

Что можно считать откатом и как с ним бороться

Прежде всего, надо обратить внимание на характер отката. Серьёзные, требующие немедленного обследования, регрессы — это когда у ребёнка был полноценный закреплённый навык, которым он уверенно пользовался до потери уже какое-то время.

изображение из открытых источников

Например, ребёнок стабильно ходил на горшок, имел осознанные, пусть даже лепетные, слова, хорошо ползал или бегал/прыгал. А, скажем, после болезни наступил распад: пропала или скатилась в бессмысленный лепет речь, ребенок перестал самостоятельно передвигаться или у него появились неконтролируемые движения, он начал ходить под себя и не замечать этого.

То есть, настоящий откат, который должен вызывать тревогу, это не тот вариант, где ребенок несколько раз сказал какие-то слоги, или пару раз сел на горшок, а потом это пропало. Настоящий откат — это потеря полноценных навыков.

Но я по себе знаю, что расстраивает любая потеря. Пусть не было, к примеру, полноценных походов на горшок, а всего 1-2-5 раз, а потом и это оборвалось, это всё равно очень демотивирует. Однако пропажу можно минимизировать!

Так как ребёнок легко теряет именно НЕ закреплённые навыки, простым и логичным решением является систематическое поощрение любого прогресса.

Сел ребенок на горшок или сделал туда случайно свои дела — обязательно нужно его хвалить. Причем не сухим словом «молодец» и пошли по делам, а радуясь и хлопая в ладоши, чтобы он понимал, что сделал что-то хорошее, и у него был стимул повторить и получить похвалу ещё раз.

Аутисты из-за проблем с эмоциональным восприятием могут не понимать даже бурной похвалы, поэтому их тренинг всегда включает в себя ещё и явные материальные поощрения: наклейки, вкусняшки (яблоко, банан, печенье и прочее).

Самая частая жалоба на откаты касается исчезновения речи и лепета. И если исчезновение развитой речи это действительно плохой сигнал, то с лепетом часто происходит вот что.

Если вы когда-нибудь пробовали просто заучить какое-то понятие или правило к экзамену, не вникая в то, что оно значит, то должны были заметить, что заучивание без понимания даётся трудно. То же самое происходит и с памятью детей, особенно тех, у кого сложности с пониманием речи — для них речь как раз вот это вот «заучивание непонятного шума».

Чтобы лепет и речь прочно закреплялись, их элементы должны что-то обозначать! Когда ребенок начинает связывать слово или лепетный слог с конкретным предметом (то есть, осознавать, что слово «стул» обозначает стул, а не холодильник, кота или бабушку), оно прочно закрепляется, именно потому, что что-то значит, а не является каким-то абстрактным непонятным набором звуков.

Лепет и речь можно закреплять как тот же горшок: радоваться им, привлекая внимание ребенка и показывая, что вам нравится, что он говорит. Если получится привлечь внимание малыша, то может получится и навязать ему и значение: «ма», например, это не просто «ма», а «ма-ма» и это слово обозначает конкретного человека. И этот конкретный человек откликнется на зов «мама» и придёт на помощь, что опять же поощряет ребёнка понимать и использовать речь. Почему? Потому, что ему это выгодно.

Спасибо, что прочитали материал!

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал 🙂

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Навязчивые действия (стимы) у детей с аутизмом и алалией. Стоит ли бороться с этим и как?

Улучшение понимания речи у детей с алалией, аутизмом и ЗПР через развитие эхоической памяти

Как научить ребёнка повторять действия за вами (для родителей аутистов и алаликов)

Источник

В острой, кризисной стадии адаптации практически всегда появляется яркий «регресс»: ребёнок ведёт себя явно младше своего возраста, его речь становится менее разборчивой, упрощенной, он может просить покормить его с ложечки, завернуть в пеленку, дать соску-пустышку, у него пропадают некоторые навыки самостоятельности, может появиться энурез.

Регресс в поведении является механизмом психологической защиты. Ребёнок в силу чрезмерного стресса как бы отказывается соответствовать своему календарному возрасту и скатывается на более примитивный уровень развития. Приёмные дети часто таким способом предоставляют родителю (буквально приносят на блюдечке с голубой каёмочкой) способ собственной реабилитации. Т.е. заново проживают этапы собственного детства, но в более стабильной обстановке и с установлением новых привязанностей.

Читайте также:  Развитие самооценки ребенка в трудовой деятельности

На данном этапе адаптации очень важно не стыдить, не запрещать «детское» поведение, а подстроиться под нужды ребёнка и позволить ему «вырасти» в удобном для него темпе.

Мы попросили приёмных родителей поделиться своим опытом и рассказать, как в их семьях вели себя дети во время «откатов».

Откат в развитии

Брали неговорящим четырёхлеткой с мрачными перспективами. Детке сейчас восемь лет, пошли в массовую школу, прогноз был, что коррекционку не потянет, но учимся. Научились говорить, рисовать, читать, писать, считать, рассуждать. От полной водобоязни перешли к плаванию в бассейне, от жуткой неуклюжести — к вполне ловкому поведению на спорткомплексе и прыжкам на батуте с замысловатыми кувырками. Сейчас у нас регрессо-прогресс. В последние три месяца сын начал эмоционально проживать трёхлетний возраст: полюбил конкретную мягкую игрушку, не расстаётся с ней дома ни на минуту, одевает, качает, строит ей домики, сюсюкает. Я вижу в этом очень хороший знак, но со стороны достаточно крупный мальчик в стильных очках, ТАК проводящий свой досуг, выглядит весьма нетривиально.

***

У нас ребёнок в пять лет взят в семью. В два года оторвали от мамы, и он как бы «заморозился» в доме ребёнка, остановился в развитии. Не говорил, не понимал речи, только глупо улыбался и носился как гиперактивный. Через пару месяцев дома стал всё тащить в рот. Выхожу из магазина, а из уличной урны только ноги его торчат. Я его за ноги вытаскиваю, а он в это время судорожно обеими руками в рот всё из мусорки запихивает. Окурки, огрызки и т.д. Отмыла, от глистов пропоила. Хотела к психиатру вести. Ему шестой год, парень крупный. Хорошо детдомовская психолог всегда помогала, дай ей бог здоровья. Объяснила, что он проживает теперь тот возраст, на котором остановился. Как малыши мир на вкус познают, так и он. В жизни бы не догадалась. Жалею, что, когда одна из моих девчат сосала палец как соску, в 6 лет, я ей просто пустышку или бутылочку с соком не давала. Быстрей бы прошло, наверное.

***

Мой приёмный сыночек попал в семью в 3,5 года, адаптации почти не было — сразу любимый, родной, родителям — мама, папа. Но проходил почти год в садик, и от перенагрузок, видимо, вышел на «запинки». Посоветовались с логопедом и забрали на дачу, чтобы отдохнул, и тут предложили от Управы социальную путевку. Поехали мы вдвоем, а там – началось! Увидел, что дели малые — сосут грудь — ему тоже дай! Многие не говорят, но их понимают – замолчал, стал пальцем и жестами показывать, что именно ему нужно. Я как-то сразу решила, что он со мной проживает своё детство и мамству обрадовалась, а муж в это пансионат приехал на выходные и был в шоке: ребёнок почти пяти лет, а вернулся к двухлетнему состоянию… Потом все прошло и вернулось развитие с задержкой года на полтора.

***

Сына забрали в два с половиной года. Не говорил ни слова. Задержка была махровая. Первые несколько месяцев мы с ним активно занимались, ребёнок выдавал линейный прогресс: каждый день обучался чему-то новому. Правда, так толком и не заговорил, только лепетал, да и то мало. И всё время нервный какой-то был, напряжённый. Мы даже к неврологу ходили, нам выписали успокоительные для мальчика. А потом вдруг (вот натурально: «в одно прекрасное утро») как подменили человека. Напрудил под себя, хотя давно спит без памперса, как ложкой пользоваться — забыл. Всё, чему учили, тоже куда-то делось. Даже ходить разучился: только на четвереньках. Поднимаешь его вертикально — а он стоит, глазками луп-луп, и не знает, как шагать. Младенец как есть. Мы испугались сначала, думали — заболел. Оказалось, он так копил силы на речевой скачок. Вся нервная система перестраивалась. 

Мы, конечно, не стали форсировать. Ну, ползает — и ладно. В одеялко нашего мальчика заворачивали, бутылку дали, подгузник нацепили. Несколько дней так было. А потом он как-то резко вернулся во «взрослое» состояние. И заговорил активно после этого. Вот уже десятый год не замолкает.

***

У нас приемный сын, ему два года и восемь месяцев. Совершенно не тактильный ёжик, с нами уже 2 года, всё это время «приручаем» мелкими шажочками. Недавно взяли второго, ему пять месяцев. У старшего начался второй круг адаптации.

Днём он, как и полагается, обычный шустрый независимый мальчик. При укладывании на дневной сон и на ночь, когда маленького рядом нет, превращается в «лялю». Просит полежать на плечике, чтоб носили столбиком «выпускать воздух и газики», чтоб гладили животик и пели колыбельные на ручках и обняв. Артистично с удовольствием хнычет (довольный комментирует в перерывах) и грызет не интересовавшие его никогда прорезыватели. Проживает лялечку, т.к. своё младенчество провел по больницам. Потом говорит «всё, мама, я подрос» и довольный ложится спать. Уже второй месяц так развлекаемся.

***

Бонус: «Весёлый откат у мужа»

От решения принять в нашу семью малыша решили впасть в детство вообще все.

Сначала сын (13 лет) начал кругами вокруг меня ходить, обниматься, лежать при любой возможности рядом. Готов уже мне на голову залезть, лишь бы насладиться, по всей видимости, последними минутами в качестве «ребёныша». Ну это ещё я понимаю.

Но вот муж (45 лет) начал просить петь ему колыбельные, сказки рассказывать, а то он иначе не заснёт! Товарищи, я угораю! Я им говорю: «А что будет, когда мелкий прибудет? Вы вообще меня заклюете?».

Источник