Отечественная система сопровождения развития ребенка

Отечественная система сопровождения развития ребенка thumbnail

Первые три года жизни являются чрезвычайно
важным и ответственным этапом в развитии
ребенка. В данный период наблюдается
максимальный темп формирования предпосылок,
обусловливающих все дальнейшее развитие
организма. В этом возрасте закладываются основы
для благополучного развития всех психических
функций ребенка, а также фундаментальные
личностные образования, такие как общая
самооценка, доверие к людям, интерес к
окружающему миру и др.

В раннем детстве контроль за психическим
развитием необходим для раннего выявления
отклонений, планирования индивидуальных мер
коррекции и профилактики, направленных на
создание условий полноценного развития всех
сторон психики ребенка. Важность такой работы
связана с исключительным значением ранних
этапов психического онтогенеза для развития
личности. Благодаря быстрым темпам развития в
период раннего детства незамеченные или
показавшиеся незначительными отклонения от
нормального могут привести к выраженным сдвигам
в более зрелом возрасте. [2]

Кроме того, ранний возраст представляет более
широкие возможности коррекции за счет большей
пластичности детской психики, чувствительности
к воздействиям, направленным на оптимизацию
психического развития ребенка. Поэтому
своевременное выявление возможных отклонений в
развитии маленького ребенка чрезвычайно важно.
Если начать коррекционные мероприятия уже с
младенческого возраста, есть шанс устранить все
проблемы к дошкольному и младшему школьному
возрасту, что, соответственно, позволит
предотвратить возникновение дальнейших
отклонений.

Анализ статистических данных показывает, что
на сегодняшний день до 80% детей рождаются
физиологически незрелыми, около 70% — имеют
диагностированное перинатальное поражение
центральной нервной системы. А у части детей,
родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в
первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей
30% нуждаются в реабилитации, 45% — в коррекционной
помощи того или иного направления. [1] Все больше
проявляется необходимость создания службы
раннего сопровождения, на это уже направлены и
ценностные ориентации государства и общества.
Открываются психолого-медико-педагогические
центры, консультативно-диагностические пункты,
создаются службы раннего сопровождения,
разрабатываются программы комплексного
психолого-медико-педагогического сопровождения
детей раннего возраста. Именно эта форма
организации раннего сопровождения начала
осуществляться в нашем детском саду.

Целью нашего сопровождения является создание
оптимальных условий, необходимых для
полноценного физического и психического
развития, эмоционального и социального
благополучия ребенка раннего возраста.

Задачи программы:

  • раннее выявление отклонений в развитии ребенка;
  • создание необходимой развивающей среды;
  • разработка и применение индивидуальных мер
    коррекции;
  • стимуляция потенциальных возможностей ребенка;
  • осуществление профилактики неблагополучного
    развития детей.

Нормативно-правовая база (основные документы):

  • Конвенция о правах ребенка.
  • Закон РФ “Об образовании”.
  • Письмо МО РФ “Об интегрированном воспитании и
    обучении детей с отклонениями в развитии в ДОУ”
  • Приказ “О специализированной помощи больным
    при нарушении речи и других ВПФ”
  • Приказ “О совершенствовании системы
    мед.обеспечения детей в ОУ”
  • Положение о работе ПМПк ДОУ.
  • Устав ДОУ.

Основные принципы:

    Принцип междисциплинарного подхода

  • Принцип сотрудничества с семьей ребенка
  • Принцип конфиденциальности.
  • Принцип последовательности и поэтапности
  • Принцип непрерывности
  • Принцип ориентации на индивидуальные
    особенности
  • Принцип создания специально организованной
    педагогической среды [1]
  • Организационная модель службы
    психологического сопровождения:

    I блок ориентирован на детей и включает в себя
    организационные формы оказания помощи детям
    раннего возраста с проблемами в развитии.
    Содержание работы в данном направлении
    заключается в реализации наблюдений и
    диагностической работы с целью изучения того,
    как проходит период адаптации ребенка к детскому
    саду, оценки уровня развития малыша, и
    своевременного выявления детей, имеющих
    отклонения в физическом, интеллектуальном,
    эмоциональном развитии, трудности в обучении и
    социальной адаптации.

    По результатам наблюдений и диагностических
    мероприятий делаются выводы, заключения, даются
    устные и/или письменные рекомендации родителям и
    педагогам группы по наиболее эффективному
    простраиванию дальнейшего взаимодействия и
    коррекционно-развивающей работы с детьми. При
    выявлении недостатков в развитии
    разрабатываются и реализуются индивидуальные
    программы развития. Полученная информация о
    ребенке может быть использована для создания
    развивающей среды в группе, изменения
    обстановки, смены стиля взаимодействия с детьми,
    пересмотра распорядка жизни малышей и т.д.

    Читайте также:  Развитие ребенка тема зима

    II блок в организационной модели службы
    ориентирован на оказание психологической и
    информационной помощи педагогам, работающим с
    детьми раннего возраста. Приоритетные задачи:

    а) ознакомить педагогов с особенностями и
    закономерностями развития детей раннего и
    младшего возраста;

    б) при возникновении необходимости обучить
    адекватным способам взаимодействия с детьми с
    определенными трудностями;

    в) помочь создать условия, способствующие
    повышению эмоционального комфорта в группе и
    стимулирующие развитие личности ребенка.

    Деятельность III блока в организационной
    структуре службы направлена на оказание
    психолого-педагогической помощи родителям детей
    раннего возраста. В настоящее время эта помощь
    оказывается на консультативном уровне:
    индивидуальные и групповые консультации,
    информация в “уголках родителей” (стендовые
    консультации, информационные листки, памятки и
    т.д.), анкетирование родителей (для знакомства с
    личностными особенностями ребенка, отслеживания
    динамики изменений в развитии личности и т.д.). В
    дальнейшем планируется организация в детском
    саду Школы молодых родителей, где родители
    смогут поделиться опытом, получить необходимые
    теоретические знания и практические навыки
    взаимодействия с детьми.

    Направления деятельности психолога:

    Моя работа в диагностическом направлении
    обеспечивает, прежде всего, определение уровня
    развития ребенка, его соответствие нормативным
    показателям ведущих для данного возраста линий
    развития. Полученные результаты позволяют
    определить характер психофизического развития
    каждого ребенка – его нормативность, наличие
    опережения либо задержки, как в целом, так и по
    отдельным линиям.

    Диагностика осуществляется мною в ходе
    анкетирования родителей, бесед с педагогами и
    родителями, индивидуального педагогического
    обследования уровня психофизического развития
    ребенка (заполнение карты психофизического
    развития ребенка по эпикризным срокам (авторы
    Н.М. Аксарина, К.Л. Печора) [2]), углубленного
    психолого-педагогического обследования ребенка
    (по методикам Н.В. Серебряковой [3], Е.О. Смирновой
    [4], Е.А. Стребелевой [5]), в ходе наблюдений за
    ребенком.

    Диагностическая функция является базовой по
    отношению ко всем остальным функциям службы,
    определяя содержательную основу их реализации.

    В профилактическом направлении я работаю
    на обеспечение профилактики возникновения
    отклонений в развитии, обусловленных
    несоответствием требований среды реальным
    возможностям ребенка.

    Средствами профилактики выступают специально
    организованная предметно-пространственная
    среда в группе, развивающее взаимодействие,
    сотрудничество взрослых с ребенком в различных
    видах деятельности, индивидуальные и групповые
    развивающие занятия с педагогом (с учетом
    рекомендаций педагога-психолога),
    психопрофилактические занятия.

    Работа в развивающем направлении
    направлена на стимуляцию потенциальных
    возможностей ребёнка, создание
    психолого-педагогических условий
    своевременного появления и развития у него
    ведущих психологических новообразований
    данного возраста, овладение ребёнком
    соответствующими формами деятельности и
    общения.

    Реализуется развивающая функция в процессе
    индивидуальных и групповых занятий с педагогом и
    развивающего взаимодействия родителей с
    ребенком.

    Коррекционное направление – предполагает
    целенаправленную работу по изменению
    развивающей среды, адаптации ее к возможностям и
    потребностям ребенка, создание
    психолого-педагогических условий преодоления
    имеющихся у ребенка трудностей в овладении
    деятельностью, способами и средствами
    взаимодействия с окружающими, развитии
    психологических функций.

    Реализуется коррекционная функция в процессе
    специальной организации
    предметно-пространственной,
    коррекционно-развивающей среды, специально
    организованного взаимодействия взрослых с
    ребенком, а также в ходе коррекционных занятий.

    Консультативное и просветительское
    направление – направлено на создание
    необходимого информационного и мотивационного
    поля ранней психолого-педагогической помощи,
    активное включение родителей ребенка раннего
    возраста с ограниченными возможностями здоровья
    в целенаправленный коррекционно-развивающий
    процесс. Адресатами консультативной помощи
    являются как родители детей раннего возраста,
    так и педагоги, медики, другие специалисты.

    Содержание консультативной помощи включает
    информацию о закономерностях развития ребенка в
    раннем возрасте, об индивидуальных особенностях
    развития ребенка, задачах, направлениях и
    средствах развивающего взаимодействия взрослых
    с ребенком и т.д.

    Консультативная функция реализуется в
    процессе индивидуальных и групповых
    консультаций родителям и педагогам, а также в
    виде оформления стендовых консультаций.

    На данном этапе я ставила перед собой задачу
    обобщить, систематизировать накопленный опыт,
    методы и формы работы с детьми раннего возраста,
    а также выстроить систему действий по
    становлению службы сопровождения развития
    ребенка с первых дней его пребывания в ДОУ.

    В данный момент эта система осуществляется так:

    Читайте также:  Детские центры развития здоровый ребенок

    Система психолого-педагогического
    сопровождения:

    1. Анкетирование родителей (еще до поступления
      ребенка в детский сад) (см. Приложение
      1
      ). Устные и письменные рекомендации
      родителям по развитию детей раннего дошкольного
      возраста и по подготовке к поступлению в детский
      сад (см. Приложение 2). Изучение
      медицинской карты. (Предварительный сбор
      информации о ребенке, его особенностях, стиле
      семейного воспитания, определение уровня
      готовности ребенка к поступлению в детский сад.)
    2. Наблюдение за детьми в группе. Беседы с
      родителями и воспитателями. Проведение
      психологической диагностики уровня
      адаптированности ребенка к ДОУ (см. Приложение
      3
      ). Основной задачей на этом этапе становится
      выявление, комплексное обследование и отбор
      детей раннего возраста, имеющих отклонения в
      физическом, эмоциональном развитии и социальной
      адаптации.
    3. Заполнение воспитателем под руководством
      психолога карты психофизического развития
      ребенка раннего возраста (см. Приложение
      4
      ) с целью отслеживания гармоничности
      /дисгармоничности развития ребенка, обобщения
      информации об уровне развития детей,
      планирования направлений индивидуальной работы
      (индивидуально по эпикризным срокам каждого
      ребенка).
    4. Психолого-педагогическое обследование детей с
      целью определения актуального уровня развития,
      выявления проблем и недостатков развития.
    5. Рекомендации родителям и педагогам. Разработка
      и осуществление индивидуальных комплексных
      коррекционно-развивающих программ (в случае
      необходимости).

    Предполагаемые результаты:

    • Раннее выявление отклонений в развитии детей.
    • Устранение выявленных проблем в развитии в
      течение дошкольного детства.
    • Повышение психолого-педагогической
      грамотности педагогов и родителей.
    • Создание специально организованной
      педагогической среды.

    Литература:

    1. Баранова М.Л. Справочник руководителя
      дошкольного образовательного учреждения.
      Организация психолого-педагогической помощи
      детям раннего возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
    2. Диагностическое обследование детей раннего и
      младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В.
      Серебряковой. – СПб.: Каро, 2005.
    3. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста
      в дошкольных учреждениях. – М.: Владос, 2002.
    4. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития
      детей от рождения до 3 лет. – СПб.: Детство пресс,
      2005.
    5. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая
      диагностика развития детей раннего и
      дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007.

    Источник

    Ветчинкина Галина
    Продолжение «Отечественная система сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

    Причины нарушений опорно-двигательного аппарата:

    1. Внутриутробная патология (в настоящее время многими исследователями доказано, что более 400 факторов могут оказать воздействие на ЦНС развивающегося плода, особенно в период до 4 мес. внутриутробного развития):

    •инфекционные заболевания матери: микробные, вирусные (за последние годы распространённость нейроинфекций возросла, особенно вирусных – таких, как гриппозные, герпес, хламидиозы и др.);

    • последствия острых и хронических соматические заболевания матери (сердечно-сосудистые, эндокринные нарушения);

    • тяжелые токсикозы беременности;

    • несовместимость по резус-фактору или группам крови;

    • травмы, ушибы плода;

    • интоксикации;

    • экологические вредности.

    2. Родовая травма, асфиксия.

    3. Патологические факторы,действующие на организм ребенка на первом году жизни:

    • нейроинфекции (менингит, энцефалит и др.);

    • травмы, ушибы головы ребенка;

    • осложнение после прививок.

    Сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой считается в настоящее время одной из наиболее частых причин возникновения ДЦП.

    Классификация нарушений опорно-двигательного аппарата

    Отмечают различные виды патологии опорно-двигательного аппарата:

    заболевания нервной системы:

    • детский церебральный паралич;

    • полиомиелит.

    врожденная патология опорно-двигательного аппарата:

    • врожденный вывих бедра,

    • кривошея,

    • косолапость и другие деформации стоп,

    • аномалии развития позвоночника (сколиоз,

    • недоразвитие и дефекты конечностей,

    • аномалии развития пальцев кисти,

    • артрогрипоз (врожденное уродство).

    Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата:

    • травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей,

    • полиартрит, заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит,

    системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

    Особенности проявления нарушений у детей с детским церебральным параличом

    У детей с ДЦП задержано и нарушеноформирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипуляций.

    На ранней стадии ДЦП двигательное развитие может проходить неравномерно. Ребенок может не держать еще голову в 8-10 мес., но уже начинает поворачиваться, садиться. У него нет реакции опоры, но он уже тянется к игрушке, захватывает ее. В 7-9 мес. ребенок сидеть может только с опорой, но стоит и ходит в манеже, хотя установка его тела дефектна.

    Читайте также:  Центры раннего развития ребенка в курске

    Разнообразие двигательных нарушенийобусловлено действием ряда факторов:

    • патологией тонуса мышц (по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии);

    • ограничением или невозможностью произвольных движений (парезы и параличи);

    • наличием насильственных движений (гиперкинезов, тремора);

    нарушением равновесия, координации и ощущения движений.

    Двигательные нарушения у детейс ДЦП имеют разную степень выраженности: от тяжелой, когда ребенок не может ходить и манипулировать предметами, до легкой, при которой ребенок ходит и обслуживает себя самостоятельно.

    Отклонения в психическом развитии при ДЦП также специфичны. Они определяются временем мозгового поражения, его степенью и локализацией. Поражения на ранней стадии внутриутробного развития сопровождаются грубым недоразвитием интеллекта ребенка. Особенностью психического развития при поражениях, развившихся во второй половине беременности и в период родов, является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер (ускоренное развитие одних высших психических функций и несформированность, отставание других). Для детей с ДЦП характерно:

    • различные нарушения познавательной и речевой деятельности;

    разнообразие расстройств эмоционально-волевой сферы (у одних – в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, вялости, склонность к колебаниям настроения;

    • своеобразие формирования личности (отсутствие уверенности в себе, самостоятельности; незрелость, наивность суждений; застенчивость, робость, повышенная чувствительность, обидчивость).

    Основной целью коррекционной работы с детьми при ДЦП является оказание детям комплексной помощи: медицинской, психолого-педагогической, логопедической и социальной; обеспечение максимально полной социальной адаптации, общего и профессионального образования. Хочется еще отметить, что в специальном образовании отсутствуют методологические, научно-теоретические, практико-ориентированные основы организации ранней комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с ДЦП. Недостаточно разработан и требует адресной конкретизации диагностический инструментарий, позволяющий выявить актуальный уровень и потенциальные возможности развития детей первых лет жизни с церебральным параличом и осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к ним в комплексной реабилитации. Отсутствует теоретико-методологическое обоснование социально-образовательной адаптации детей раннего возраста с ДЦП. Неполно представлены аспекты междисциплинарного взаимодействия специалистов и родителей в организации медико-психолого-педагогической реабилитации детей данной категории на ранних возрастных этапах.

    Организация и содержание сопровождения детей с НОДА

    на протяжении дошкольного возраста

    В настоящее время в системе дошкольного образования имеются детские сады компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также при детских дошкольных учреждениях создаются группы для таких детей компенсирующей направленности и группы кратковременного пребывания. Группы формируются из воспитанников на основании заключения врача-ортопеда и по решению городского ПМПК, с согласия родителей (законных представителей). В нашем городе функционирует один детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в возрасте от 4-х до 7 лет. Кроме этого, в настоящее время дошкольники с двигательными нарушениями широко интегрируются в дошкольные учреждения общего вида, так как дети с легкой двигательной (ортопедической) патологией не испытывают трудностей в коллективе здоровых сверстников, успешно осваивают программу массового детского сада.

    Главной задачей дошкольного учреждения компенсирующей направленности является создание условий для правильного физического развития каждого ребенка, обеспечение оптимального режим двигательной активности, способствующего своевременному развитию моторных функций, правильному формированию необходимых образовательных компетенций в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. Для таких детей детским учреждением разрабатывается адаптированная образовательная программа с учетом требований ФГОС, которая учитывает психофизические особенности детей и их двигательные возможности. Для организации эффективного воспитательного процесса и подготовки детей к школе проводится психолого-педагогическая диагностика, позволяющая выявить их возможности и специальные образовательные потребности. Диагностическое обследование детей с НОДА в детском саду проводят педагог-психолог, учитель-дефектолог и учитель-логопед. При включении ребенка с двигательными нарушениями в образовательный процесс ДОУ обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения.

    Источник