Остеопат при задержке развития ребенка
Задержка речевого развития (ЗРР) — следствие дисфункции нервной системы, влияние наследственных факторов и психического климата. Природу расстройства аллопатическая медицина объясняет только с помощью диагнозов «энцефалопатия», «аутизм» или «ДЦП». Детям прописывают лекарства для улучшения обменных процессов, микроциркуляцию головного мозга и стимуляции нейронов, которые частично восстанавливают функцию. Медикаментозное лечение дополняют магнитотерапией, используют иппотерапию и общение с дельфинами.
Комплексное лечение улучшает основные показатели речи и интеллекта, и только остеопат при ЗРР у детей воздействует на причину нарушений
[toc]
Невролога координирует работу с занятиями дефектолога, который стимулирует умственное развитие ребенка арт-терапией, звуковой, сенсорной терапией. Логопед оказывает помощь с произношением звуков, развивает объектное применение слов.
Что такое ЗРР и ЗПР
Детские инфекционные заболевания первые три года жизни, черепно-мозговые травмы и падения с ударами головой, проблемы со слухом – факторы, которые чаще всего предопределяют проблемы становления речи. До трехлетнего возраста идет активное развитие практически всех зон мозга, а именно коры:
- Первые два года закладываются основы коммуникации, малыш испытывает потребность в общении, и они должны удовлетворяться.
- Речь к трем годам становится связной и ситуационной, формируются связи между моторной корой, памятью и внимательностью.
ЗРР и задержка психо-речевого развития (ЗПРР) – это только симптомы, частота которых за последние десятилетия выросла в десятки раз. В Европе и США с логопедом или неврологом давно сотрудничает остеопат для детей с задержкой речевого развития.
Механизм речи начинает формироваться в первые месяцы развития, происходит через несколько этапов:
- в 4 месяца эмоциями реагирует на жесты и обращение матери;
- в 8-9 месяцев болтает, повторяет слоги и слова;
- в 1,5 года знает слова «мама» и «папа», собственное имя, выполняет простые действия по словесному запросу;
- в 2 года – постоянно использует новые слова, повторяет за взрослыми, и к 2,5 годам знает около 20 слов, оперирует ими, выполняя просьбы, может сказать, как его зовут, и начинает использовать простые фразы «дай водички»;
- в 3 года ребенок говорит простыми фразами, понимает сказки, рассказы о вчерашних событиях или ожидаемом будущем.
В три года симптомы ЗРР становятся выраженными явно: ребенок может глотать слова, говорить торопливо или тянуть звуки. Если он не способен построить фразу, а использует цитаты из мультфильмов и сказок, то стоит задуматься о дальнейшем развитии. Речь важна для социализации ребенка, связи с внешним миром. Если эта функция нарушена до пятилетнего возраста, то диагностируется задержка психического развития (ЗПР).
Симптомы
Диагноз ЗРР ставят, как правило, после 4 лет, когда родители решают обратиться к логопеду. Чаще всего они попросту «не понимают» своего ребенка
Отследить отставание в развитии речи можно раньше:
- ребенок не реагирует на звуковые раздражители в 3-4 месяца;
- не старается имитировать звуки в 4 месяца;
- не понимает словесные команды в 7 месяцев (сядь, держи);
- не сказал ни одного слова в год;
- не знает 15 слов и не пользуется речью вовсе в 2 года;
- после 3 лет не может использовать падежи и виды глаголов;
- после 4 лет не может формулировать мысли.
Поскольку ЗРР сочетается с задержкой когнитивного развития, то стоит обратить внимание на следующие признаки:
- К первому году жизни не тянется к игрушкам и предметам, не манипулирует ими и не выражает мимикой и жестами эмоции.
- Не следует простым инструкциям, не подражает взрослым действиями и словами (прикладывание телефона к уху, расчесывание, листание книги).
Воспитатели в детском саду обязательно обращают внимание родителей на возможные проблемы. Например, если неговорящий ребенок в 4 года не может пользоваться ножницами, понимает разницу между абстрактными понятиями «больше», «меньше», не рассказывает простые истории.
Причины
Опытные остеопаты утверждают, что детские проблемы с речью почти в 100% случаев сопровождаются и, скорее всего, появляются при структурном повреждении черепа и позвоночника
Официально медицина признает только те факторы, которые вызвали органические изменения мозга: интоксикация во время внутриутробного развития, гипоксия, перинатальная энцефалопатия в результате травмы, инфекционное поражение мозга, мозговая кома, генетические и хромосомные отклонения, психические травмы, жестокое обращение в детстве, плохой социальный климат. Также признается влияние заболеваний и врожденных аномалий ЦНС, эпилепсии, ДЦП, ишемии головного мозга, гидроцефалии, повышенного внутричерепного давления, сосудистых патологий, нарушение оттока ликвора.
Однако зачастую ЗРР и ЗПРР возникают без перечисленных факторов.
Среди травм, которым уделяют внимание остеопаты, относятся: длительные, стремительные, преждевременные роды, долгий безводный период, асфиксия, травмы при прохождении родового канала. Принимается во внимание стимуляция схваток и кесарево сечения. Каждый фактор способен затормаживать развитие.
Иногда в семье родителям некогда разговаривать с ребенком, навыки диалога попросту не формируются. Причины могут заключаться в падениях со стула, спортивных травмах, неправильных кувырках – любые резкие нагрузки на шейный отдел могут вызвать нарушения в работе мозга ребенка. Как это происходит?
Череп младенца при прохождении через родовой канал сжимается за счет промежутков – родничков. В крестцовой части находится нижний конец нервной системы. Он также поглощает сжимающие силы во время сокращения матки. Кости раскрываются после рождения во время движений ребенка.
Во время родов может происходить чрезмерное сжатие костей – структурных областей, что нарушит функцию мозга. Оболочка мозга крепится к костям черепа, и в ней содержатся нервы и сосуды. При сжатии наблюдается «голодание» отдельных зон мозга, хотя это не приводит к явным органическим патологиям. Нарушается физиологическое развитие нервной системы. Повлиять могут: длительные схватки, ранний разрыв или прокол плодного пузыря, стимуляция родов лекарствами, тазовое предлежание ребенка, длительные (более 18 часов) и быстрые (менее 3 часов) роды, эпидуральная анестезия, вакуумная экстракция и щипцы, обвитие пуповиной, замедление сердцебиения, остановка схваток, кесарево сечение.
Определить возможное влияние на ЗРР можно по состоянию новорожденного и младенца:
- Задержка при сосании более 24-48 часов.
- Рвота после кормления.
- Выгибание или запрокидывание головы назад во время плача лежа на боку или на руках у матери.
- Асимметричное движение рук или ног
- Длительный безутешный плач.
В дальнейшем у ребенка нарушается последовательность этапов двигательного развития, либо возникает опоздание: перекатывание, сидение, ползанье, ходьба с опорой об окружающие предметы. Любой из перечисленных признаков указывает на то, что некоторые области центральной нервной системы не были активны. Сосание может восстановиться через день, рвота – через месяц, при сидении и начале ходьбы разгибание становится менее очевидным, поскольку компенсируется лордозом или положением ног, глотанием слов, проблемами с обучением. Потому есть смысл обратиться к остеопату при ЗПР у школьника.
Проявления более старшего возраста становятся плоскостопие, увеличенный поясничный лордоз, деформации прикуса, перцептивные дисфункции или нарушение мелкой моторики, логопедические проблемы.
Дело в том, что структурная проблема остается на том же месте, влияя на костно-мышечные балансы растущего организма. Все, что проявляется позже – компенсация ранних нарушений.
Поможет ли остеопат при ЗРР и ЗПР?
Остеопатия при лечении задержки речевого развития считает, что проблемы с сосанием, глотанием, дыханием, произношением звуков и жеванием вызваны неправильной работой мышц рта и горла, нарушением подвижности языка
- напряжение языка препятствует закрытию тканями мягкого неба носоглотки и правильному перемещению пищи в глотку;
- смещение языка назад уменьшает размер ротоглотки, вызывая затруднение глотания и дыхания;
- снижение диапазона движения языка влияет на формирование звуков, плавный переход от одного звука к другому при произношении слов, что создает трудности в разговоре;
- напряженный язык смещает носовую полость вперед и вниз, препятствует свободному прохождению воздуха и обуславливает ротовое дыхание.
На положение и подвижность языка влияет множество факторов, рассматриваемых с позиции остеопатии при детской ЗРР:
- узкая кость верхней челюсть уменьшает пространство, толкает язык вперед;
- напряжение или дисбаланс височных костей влияет на нижнюю челюсть;
- перенапряжение, расслабление внутренних или внешних мышц языка влияет на расслабление и движение;
- несбалансированность мышц, соединяющих носоглотку с мягким небом, ограничивает подвижность;
- напряжение, дисбаланс или биомеханики мышц горла, ограничения подъязычной кости также меняет нормальный шаблон движения;
- укорачивание уздечки (чаще не является врожденной аномалией), а отражает положение нижней и верхней челюсти, височных костей.
Неврологический стресс, испытываемый ребенком во время родов, влияет на двигательную или сенсорную иннервацию языка. Если сигнал повреждается, то мышцы не будут получать импульс для движения, что приведет к дисфункции. Двигательные и чувствительные функции обеспечиваются черепными нервами, имеющими ядра в стволе мозга.
Компрессия связана с натяжением твердой мозговой оболочки, сосудов, деформации отверстий, из которых выходят нервы, а также со структурными повреждениями тканей лица и горла. Остеопата при задержке речевого развития интересует работа нескольких нервов: тройничного, лицевого, языкоглоточного, блуждающего, добавочного и подъязычного – они иннервируют ткани глотки, гортани, неба, мимические мышцы и мышцы языка.
Подъязычная кость связывает язык, череп, лопатки, грудину, ключицы, глотку, нижнюю челюсть через комплекс надподъязычных и подподъязычных мышц. Потому проблемы могут начинаться с грудного отдела, меняя функцию речевого аппарата. Стресс, связанный с речью, передается на ключицу, мышцы вдоха, препятствуя нормальному раскрытию легких.
Одна из основных целей краниосакральной терапии при ЗРР — помочь организму заново построить связи между структурой и функцией. После мягкого снятия стресса тканей начинается самокоррекция, компенсация и адаптация — нервная система получает свежие ресурсы.
Врач-остеопат определяет области, неблагоприятно влияющие на речевой аппарат, ощущает их связь с краниосакральным ритмом. Работа с черепом, шейным отделом, языком облегчает биомеханическое или неврологическое напряжение, улучшая функции жевания, сосания, глотания, дыхания и разговора.
Остеопат при ЗРР у детей уделяет внимание часто страдающим элементам структуры во время родов: первые два шейных позвонка, шейно-грудной переход, затылочно-сосцевидные и ламбдовидный шов, внутрикостные дисфункции затылочной кости.
После остеопатического сеанса возобновляется краниальный ритм – связующее звено нервной системы. Мембраны черепа освобождают кровоснабжение, улучшается метаболизм нейронов в областях, ответственных за поведение и речь.
Остеопат и речь ребенка – есть ли связь?
В Институте остеопатов велись исследования, которые сравнивали различные методики помощи детям при дизартрии. Контрольная группа три месяца работала с невропатологом, логопедом и психологом, а экспериментальная — с логопедом и остеопатом. Обследование показало, что остеопатия может способствовать излечению. Изменились следующие показатели:
- психоэмоциональное возбуждение снизилось на 78% детей против 56% в группе контроля;
- тревожность уменьшалась на 61% по сравнению 45%;
- прогресс в восстановлении функции речи составил 89% против 72%.
После работы остеопата у детей улучшилось владение речью, функция речевого аппарата (94% и 78% соответственно). Произошли опережающие сдвиги в психическом развитии, когнитивных функциях, внимательности.
Родителям желают узнать наперед, поможет ли остеопат при зрр и зпр? Дети, которые прошли остеопатические сеансы, избавляются от структурных нарушений, потому развиваются гармоничнее. Органические изменения мануальными техниками откорректировать невозможно, как и лекарственными средствами. Остеопатия открывает заблокированные ресурсы детской нервной системы для восстановления речи.
Задача остеопатов, работающих в академии развития ребенка им. Проф. В.Л. Андрианова, помогать естественному и гармоничному росту детей разного возраста. Вовремя скорректированные костные ограничения черепа, дисфункции нервов – это вклад в нормальное развитие речи, легкое освоение новых навыков, профилактика сколиозов и снижения зрения. Врачи работают с детьми, имеющими особенности в психофизическом развитии, улучшая их социализацию и адаптацию.
Источник
Остеопат для детей с задержкой развития — специалист, который путем применения остеопатических методик способен диагностировать и компенсировать отставание в развитии среди детей. Задержка развития — распространенная в последние годы проблема, связанная с психомоторными нарушениями в организме ребенка.
Такие дети ощутимо отстают от своих сверстников в период обучения в школе, испытывая в результате этого сильный дискомфорт, отражающийся, в том числе, и на их психическом здоровье. Также задержка развития речевого аппарата проявляется у детей в виде проблем с поведением, социализацией в обществе. Поэтому столь важно при первых признаках нарушений обратиться к специалисту-остеопату, который диагностирует первопричины отклонений и назначит грамотное комплексное лечение.
ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Причины могут быть как внутренними, обусловленными генетической наследственностью, так и внешними, появившимися в результате воздействий окружающей среды, травм (в том числе и родовых), несоблюдения здорового образа жизни в период беременности и т.д.
Наиболее распространенные факторы относятся ко второй группе — внешних причин. Особенно опасны инфекционные и вирусные болезни, а также интоксикации, которым подвергается организм матери в период беременности. Поэтому рекомендуется уже на этой стадии обращаться к специалисту-остеопату, чтобы беременность протекала под его непосредственным контролем.
Родовые травмы — еще одна очень распространенная причина, по которой у детей наблюдается задержка развития речевого. Особенно опасны в этом плане случаи, когда в результате неправильного положения в утробе матери или при родах организм плода подвергается длительному кислородному голоданию — велика опасность необратимых повреждений мозга, связанных с гибелью нервных клеток.
Опасность также представляют и некоторые заболевания, перенесенные ребенком в возрасте до 3 лет. В частности, менингит и другие инфекционные болезни с возможными осложнениями
СИМПТОМЫ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ:
- 4-6 месяцев — отсутствие реакции на жесты и слова, отсутствие улыбки, невнимательность к внешним раздражителям;
- 1-1,5 года — полное или практически полное отсутствие речи, первых простых слов «мама», «папа», «дай» и т.д., отсутствие реакции на обращение по имени, иногда также наблюдаются проблемы с жеванием;
- 2 года — очень ограниченный словарный запас, отсутствие тяги к повторению и запоминанию новых слов;
- 2,5 года — невозможность составлять даже простые фразы из используемых слов, проблемы с запоминанием новых слов и их идентификацией;
- 3 года — проблемы с пересказом событий, непонимание рассказов других людей, проблемы с произношением слов, проглатывание окончаний, путаница родов и падежей и т.д.
ВИДЫ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ
Задержки развития могут возникать как в результате нарушений работы центральной нервной системы и тех участков мозга, которые отвечают за речевой аппарат, слуховое и зрительное восприятие, так и из-за нарушений периферических нервных узлов и органов — трахеи, гортани, языка, неба и т.д.
Все многообразие нарушений в развитии речевого аппарата можно разделить на несколько больших групп:
- Проблемы с определенными звуками — дислалия. Чаще всего вызвана невозможностью мышц речевого аппарата справиться с произношением отдельных звуков. При лечении данного нарушения эффективны логопедические приемы, позволяющие «научить» речевой аппарат сложным звукам;
- Неврологические нарушения работы периферического речевого аппарата — дизартрия. Может быть спровоцирована серьезными структурными нарушениями в работе мозга, ДЦП. У ребенка при этом наблюдаются проблемы не только с отдельными звуками, но и с интонацией, ритмом, ударением, общие проблемы тонуса языка и речевого аппарата. В раннем возрасте совместные усилия логопеда и остеопата помогают детям эффективно справляться с данным типом нарушений;
- Ринолалия — отклонения в строении речевого аппарата, из-за которых возникают проблемы с произнесением не отдельных, а всех или почти всех звуков. Может потребовать хирургического лечения у ЛОР-врача и последующей реабилитации у остеопата;
- Поражение речевых центров головного мозга — моторная алалия. При этом у детей наблюдаются задержки речевого развития, но нормально развивается интеллект и общее понимание происходящего. Подобные нарушения развития обычно становятся заметны к 1,5-2 годам и требуют немедленной помощи остеопата-невролога;
- Поражение слуховых центров головного мозга — сенсорная алалия. При таком нарушении задержка речевого развития возникает из-за невозможности ребенком осознавать речь. При этом они могут неплохо запоминать слова, повторять их за взрослыми, даже учить стихи, но связная речь у них отсутствует из-за невозможности понимания произносимого. Данные случаи достаточно сложно диагностируются и требуют серьезного лечения у остеопата-невролога;
- Афазия — задержка речевого развития, наступающая в какой-то момент в результате травмы головы. Такие случаи достаточно редки, но все же встречаются и требуют немедленного вмешательства профессионалов. Остеопатия при задержке речевого развития
С точки зрения остеопатии все подобные проблемы с развитием речевого аппарата у детей вызваны органическими повреждениями, приведшими к мышечным спазмам, ущемлениям нервных отростков и окончаний, гипоксии частей головного мозга, нарушению кровоснабжения отдельных участков тела.
На ранних стадиях у детей задержка речевого и интеллектуального развития достаточно хорошо поддается лечению, если носит приобретенный под воздействием внешних факторов характер. Задержка речевого развития, вызванная генетическими причинами также может частично или полностью излечиваться методами остеопатии и иными методиками, но вероятность полного избавления от недуга существенно ниже.
Источник