Особый ребенок центр развития детей

Особый ребенок центр развития детей thumbnail

Как и что Центр лечебной педагогики делает в России на протяжении 30 лет, чтобы дети с нарушениями развития и их родители получали профессиональную помощь

Конец 1980-х годов. В СССР — перестройка, товарный дефицит, сахар по талонам, первые кооперативы, по телевизору «Рабыня Изаура». Не самые простые времена, через несколько лет страна и вовсе перестанет существовать. Но идеологический прессинг уже слабеет — начинают появляться общественные организации, которые не ставят перед собой задачи идейно воспитать сограждан. Вернее, идеи у них уже совсем другие.

В СССР в конце 1980-х — сотни тысяч детей с нарушениями развития. Обычно врачи призывали отказаться от новорожденного с заметными на первый взгляд проблемами здоровья прямо в роддоме, «чтобы потом родить здорового». Но некоторые родители этого не делают — оставляют детей в семье, растят и воспитывают их сами. Помощи ждать особенно не откуда: есть система коррекционных школ, но и она не для всех. Детей с синдромом Дауна или расстройством аутистического спектра система полностью игнорирует. Большинство из них считались необучаемыми.

В это время — в 1987 году — в детской психиатрической больнице Москвы № 6 закрывается полустационарное отделение, в котором работала логопедом Анна Битова. Дети больше не могут приходить на разные занятия днем, а вечером возвращаться домой, и все, что им остается, — госпитализация без родителей. Молодой логопед Битова с этим не согласна — человек должен жить в семье, считает она. И увольняется из больницы, чтобы вместе с несколькими единомышленниками (педагогами и родителями детей, занимавшихся у нее в «Шестерке») в 1989 году основать Центр лечебной педагогики.

Анна Львовна Битова

(Фото: из личного архива)

Модели в натуральную величину: инклюзивные школа, садик и летний лагерь

За 30 лет существования Центр лечебной педагогики (ЦЛП) создал в стране целую экосистему помощи не только детям, но взрослым с особенностями развития. Анна Львовна Битова стала одним из главных российских экспертов в теме обучения и жизнеустройства детей и взрослых c интеллектуальными и психическими нарушениями, членом Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере.

Уникальность ЦЛП в том, что центр создает модельные проекты, многие из которых затем, при поддержке государства или спонсоров, развиваются и становятся совершенно независимыми. «К масштабированию мы всегда максимально старались привлекать государство — у него больше всего ресурсов», — объясняет Ксюша Рейцен, директор по спецпроектам ЦЛП. Модельные проекты создавались один за другим по мере того, как менялись потребности подопечных Центра и их родителей.

Иван Ургант о проектах Центра лечебной педагогики

«Могу выделить три составляющих, которые помогли нам убедить государство присоединиться к нашим проектам. Первое — мы точно понимали, чего мы хотим. Второе — у нас на руках был описанный и работающий пример. Третье — должен быть лидер, готовый проект возглавить и пробиваться сквозь любые преграды. Сейчас добавился еще четвертый компонент — PR-сопровождение, это тоже очень важно, — говорит Анна Битова. — И, конечно, мы горели и кипели нашими идеями, поэтому ходили везде договаривались, и у нас получилось».

За 30 лет работы ЦЛП помог более чем 26 тыс. детей и молодых людей с нарушениями развития и их семьям, более 35 тыс. специалистов прошли обучение.

  • Школа «Ковчег»

Дети, которые занимались в ЦЛП, были готовы идти в школу. Но школы, готовой принять этих детей, не было. «Тогда мы вместе с родителями создали маленькую частную школу «Ковчег», год она работала на базе ЦЛП, а в 1993 году получила статус государственной общеобразовательной. По улице едут танки, а мы с Александрой Михайловной Ленартович — первым директором «Ковчега»– в Департаменте проходим лицензирование школы», — рассказывает Битова.

Классы «Ковчега» были устроены так: всего 12 первоклашек, из них двое с выраженными нарушениями, остальные — здоровые. «В «Ковчеге» учились тогда дети педагогов, братья и сестры особых детей, дети друзей педагогов и родителей, разделяющих идею интеграции», — вспоминает координатор правовой группы ЦЛП Ирина Ларикова. Сейчас ГБОУ «Школа N1321 «Ковчег» — образовательный комплекс с несколькими филиалами. За годы существования школа перепробовала много других форм работы, но главное — маленькие классы с инклюзией — остались.

ЦЛП с «Ковчегом» до сих пор поддерживает дружеские отношения. «Они наши соратники, мы их привлекаем к лоббированию, к представительству для решения общих вопросов, — говорит Анна Битова. — Но у нас и не было никогда такого: мы тебя учредили, ты бери наших детей. Это большая государственная самодостаточная школа».

  • Детские сады «Наш дом»

Для тех детей, которым по возрасту еще рано идти в школу, на базе ЦЛП сделали интегративный детский сад «Наш дом». Сначала для занятий арендовали помещения неподалеку от основного здания Центра. А в 1994 году сад стал государственным — сейчас это инклюзивный образовательный комплекс в Ясенево.

«А в 1996 году управление образования Центрального округа, увидев наш сад, захотело сделать такой у себя, — вспоминает Анна Битова. — Мы встретились, нам дали помещение, мы подобрали персонал, передали основные методики обучения. Так появился сад «Наш дом на Пресне».

  • Лагерь на Валдае

«За три летних месяца в городской квартире без занятий в школе или садике у наших детей ухудшалось состояние, поведение, распадались навыки, приобретенные за учебный год», — рассказывает Анна Битова. Так родился летний лагерь.

Фото: Центр лечебной педагогики

Первые несколько лет лагерь был палаточным и проводился в разных местах. Летом 2003 года у лагеря появился постоянный дом — меценаты подарили Центру деньги на покупку бывшего пионерского лагеря «Лесная сказка» на Валдае. И теперь каждое лето на этой территории ставят десятки палаток.

Каждый год сюда приезжают семьи с особыми детьми, их братья и сестры, педагоги и дети сотрудников, а также волонтеры и студенты. Помимо работы с детьми, у летнего лагеря есть важная функция — поддержка родителей. На специально организованных встречах с психологами, во время дежурства по кухне, у костра и на прогулках формируется уникальное родительское комьюнити, члены которого будут поддерживать друг друга многие годы, и вместе бороться за права для своих детей — на образование, на достойную жизнь. Прошлым летом в лагере побывали больше 700 человек.

«Сейчас до Валдая построили скоростную трассу, туда стало легче добираться. Теперь мы мечтаем сделать в лагере что-то круглогодичное, например, тренировочное место для проживания», — говорит Анна Битова.

Фото: Центр лечебной педагогики

Инклюзия взрослых: мастерские и тренировочные квартиры

Дети растут. К подростковому возрасту школа перестает отвечать потребностям детей с особенностями. Школьная программа сосредоточена на академических науках, а им нужно овладевать каким-то ремеслом и навыками для самостоятельной жизни. Для этого в конце 1990-х в Москве ЦЛП организовал мастерские.

Идея была в том, чтобы обучать подростков выполнению простой работы — сортировать шурупы, складывать салфетки. Познавательные занятия согласовывались с бытовыми: как составить меню, считать деньги, ориентироваться в городе. Со временем в мастерских появилось полиграфическое оборудование, и ребята стали делать бумагу ручной работы, открытки и блокноты.

Через несколько лет директор Технологического колледжа № 21 Николай Раздобаров согласился включить «особые мастерские» в состав своего колледжа. Сейчас они выросли в Центр социальной адаптации и профподготовки. Часть выпускников колледжа под началом преподавателя Юлии Липес объединились в производственную мастерскую «Особая керамика» — с 2016 года она располагается в одном из павильонов на ВДНХ и стала частью Парка ремесел.

Фото: Центр лечебной педагогики

Специально для поддержки выросших выпускников Центра и взрослых людей с особенностями ЦЛП учредил фонд «Жизненный путь». Взрослые люди с психическими нарушениями в России часто обречены на жизнь в изоляции, в закрытых учреждениях — психоневрологических интернатах (ПНИ). А те, кто живет дома, не могут найти работу или занятость и вынуждены весь день проводить в четырех стенах.

Сотрудники и волонтеры фонда «Жизненный путь» организуют трудовую занятость и досуг для особых взрослых — мастерские, встречи по интересам, обучающие и развлекательные прогулки. Два года назад фонд запустил проект тренировочных квартир «Дом под крышей» — это четыре квартиры, где в будние дни в сопровождении сотрудников фонда живут взрослые люди с психическими нарушениями. В дальнейшем сеть квартир планируется развивать в других районах Москвы: они будут работать в разных форматах и режимах.

Тренировочная квартира — это пространство, где взрослый человек с особенностями развития при помощи специалистов осваивает навыки самостоятельной жизни.

«Кто-то из ребят может жить самостоятельно под очень небольшим присмотром. Кто-то сможет жить на групповых квартирах или в домах. Это все должно сопровождаться системой опекунов, которых тоже нужно готовить, — рассказывает о планах Анна Битова. — Не может быть проживания без занятости. Вокруг всех квартир, во взаимосвязи с ними, должны создаваться какие-то мастерские, центры пребывания, центры трудоустройства, психологической поддержки. Целая система жизнеустройства людей с психическими расстройствами, включая службу помощи на дому».

Фото: Центр лечебной педагогики

Еще один модельный проект появился у ЦЛП три года назад — это Служба защиты прав пациентов психиатрических стационаров, в том числе психоневрологических интернатов. Она помогает решать проблемы внутри учреждения — отказаться от приема лекарств, которые ухудшают самочувствие, понять свои права и добиться, например, возможности работать и покидать пределы учреждения, выяснить свой диагноз, восстановить дееспособность, а для кого-то в перспективе выйти из интерната совсем.

Лаборатория социальных изменений

«С самого начала Центр был лабораторией современных подходов в работе с детьми, которым труднее всего помочь. Системы поддержки для них в стране практически не было, и ЦЛП стал «рисовать эскиз» их образовательного и жизненного маршрута — от развивающих занятий в группах кратковременного пребывания до профессиональных мастерских и независимого проживания. Мы прорабатываем эти модели, чтобы регионы и государственная система могли их потом воспринять и тиражировать в масштабе всей страны», — говорит директор Центра лечебной педагогики Дарья Бережная.

В 2019 году по инициативе ЦЛП «Особое детство» и в сотрудничестве с СПб БОО «Перспективы» и Диаконическим центром «Прикосновение» из Оренбурга был создан Альянс профессиональных организаций, поддерживающих детей и взрослых с интеллектуальными и психическими нарушениями, который назвали «Ценность каждого». Его задача — лоббировать прогрессивные законопроекты в социальной сфере, консультировать семьи и специалистов, защищать права, строить хорошее будущее для особых людей вместе. Это мечта и цель Альянса: чтобы в ближайшем будущем, лет через десять, любой родитель в нашей стране, у которого родился ребенок с нарушениями, быстро получал правдивую информацию и профессиональную помощь. Чтобы социальные, медицинские, юридические, психологические, педагогические услуги были доступны всем семьям, а воспитание особого ребенка не было бы ежедневным героизмом.

Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Источник

23 марта 2013

Особый ребенокПутеводитель по сообществу «Особый ребенок»

ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ НАШИ УЧАСТНИКИ СООБЩЕСТВА. В данной брошюре, мы собрали все самое интересное и нужное, для вашего удобства. Мы понимаем, как это тяжело справляться с трудностями в одиночку. Но помните, вы не одни, мы всегда готовы прийти вам на помощь, дать совет, поделиться опытом или даже, просто выслушать.
ДОКУМЕНТЫ, ПОСОБИЯ, ВЫПЛАТЫhttps://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/88745213/ — Порядок оформления инвалидности детям https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/63868228/ — Список льгот на «Особенных» детей https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/31423737/ — О гос. обеспечении особых детей, выплаты и пособия https://www.baby.ru/community/view/1265…

9 ноября 2016

Особый ребенокДля мам недоношенных детей, которые после рождения оказались в реанимации.

Решила написать для мам, которые оказались в такой сложной ситуации. Возможно, я повторяюсь, но окажись у меня на глазах что-то в этом духе в то время, когда со мной это все происходило, много бы ошибок удалось избежать и была бы жизнь проще. Совесть бы так не мучила и не было бы так стыдно и совестно перед ребёнком.
1. Успокойтесь и соберитесь. Уже это произошло. Не важно, кесарево или сам родился, уже он тут и теперь его приходится поддерживать извне. А ребёнку нужна, необходима (!) спокойная, уверенная в нем и в себе мать.2. Требуйте частого, долгого посещения. ЭТО ЗАКОННО. Наша медицина в этой области застряла в СОВке. Не оборудование, конечно, а отношение. «Нельзя» было ключевым слов…

21 апреля 2012

Особый ребенокДля родителей «ОСОБОГО» ребенка

Для нас, мам, ребёнок самый-самый, не похожий на других, не такой как все. Но многие из нас отдали бы многое, чтобы наш ребёнок стал обычным, энергичным, таким, как все детки. Это родители «особого» ребёнка. В России много детей-инвалидов, к сожалению, их насчитывается примерно 600 тысяч и много деток с физическими нарушениями или с «особенным» развитием. Семьям с «особыми» детками очень сложно, им приходится сталкиваться с трудностями, о которых многие нормальные семьи даже не догадываются. Некоторые люди среднестатистических нормальных детей осуждают, пренебрегают, общество осуждает и т.д. Во время беременности или сразу после рождения такого малыша медперсонал иногда предлагает родителям…

6 часов назад

Особый ребенокНевролог и психиатр СПб

Посоветуйте, пожалуйста, невролога и психиатра в СПб для ребенка. Гиперактивность и задержка в развитии.

Желательно из доказательной медицины, чтобы без танцев с бубном и гомеопатии.

9 часов назад

Особый ребенокКомпенсация за коммуналку

Как у вас рассчитывается компенсация за коммуналку?50% от всей уплаченной суммы, 50% от доли инвалида или фиксированная сумма?Раньше была фиксированная сумма,выходило зимой 4000 тыс , теперь вообще не пойму как начисляют , приходит сумма 700-800 руб .

15 часов назад

Особый ребенокДиалог

Девочки, ребенку 3,7. Говорит все, но рассказать не может ничего. На вопросы отвечает одним словом.

Что ты кушал?

Яблоко.

Многие вопросы видимо не понимает. С кем играл в садике не скажет. А другие дети выходят из группы и начинают болтать как день прошёл. О себе в третьем лице :«мама, Костя упал, было больно, орал».

Когда у вас появился диалог полноценный с ребёнком с сдвг и неспицефическим развитием речи? Когда ваши дети начали задавать вопросы? У моего только «где?» и касается это только игрушек, которые он потерял.

16 часов назад

Особый ребенокЗпрр

Добрый день, наверно скорее всего ищу поддержки и ваших историй. Нам 3.9 у нас зпрр, лечимся речь запустилась, говорим пока одним словом но бывает предложения. Диалог не ведёт, ничего не расскажет на вопросы отвечает нет или да, понимает бытовой хорошо, но что то дальше скорее всего не понимает. Лежали в нии педиатрии в ноябре, после дома принимали гаммалон. И начались просто не выносимые психи, ор, плачет, падает и делает что б было больно, все кидает, заниматся перестала. Месяцев 4 назад такого не было но и речи такой как сейчас не было.

Я думаю прекратить лечение совсем, я в отчаение. И не лечить нельзя и лечить плохо.

22 часа назад

Особый ребенокГормонотерапия при эпилепсии и не только

Назначают нам гормонотерапию метилпреднизолон капельницы с переходом на таблетки. Насколько оправдан такой риск в связи с огромным количеством побочек. Почитала отзывы, и поняла что после прекращения терапии приступы возвращаются, и остаются побочки — огромный вес, сахарный диабет, слабость мышц и костей и тп. На сколько вам помогла гормонтерапия?

1 день назад

Особый ребенокДля подруг (ОР)

На вопросы отвечает односложно да, нет жестами(редко словами) и может ответить, но сложно понять на вопрос что это, какой цвет, форма. Сегодня спрашиваю кто раскидал кубики отвечает я, а кто должен собрать? Мама! у нас ещё до 2 лет было слово дай, сейчас с развитием речи пропало, причём если прошу повторить говорит ай. Вообще буква д исчезла(

1 день назад

Особый ребенокПро сына.
Когда одни отделы мозга развиваются нормально, а другие запаздывают, то получается странная картина мозаичного развития, ну и без участия АЧ не обошлось, хотя по мнению врачей аутичные черты как следствие органических нарушений в лобно-корковом отделе мозга о чем свидетельствует ЭЭГ.
Отменили хлорпротиксен, так как ребёнок подолгу истерить стал и похудел (пропал аппетит). Но одновременно с этим добавили ПЭП (финлепсин). Самоагрессии почти уже нет, хотя спит беспокойно и засыпает с трудом.
А вот по спец.интересам прям прогресс по знаниям, задаёт множество осмысленных вопросов, запоминает, делает выводы.
Раньше, лет в 4-5 он был фанатом динозавров, знал о них всё, а теперь он фанат …

1 день назад

Особый ребенокКогда вы решились на второго ребенка

Девочки, привет. Кто у меня в подругах, знают что у моего ребенка эпилепсия, генетическая поломка. В целом развитие в пределах нормы. Но все равно от других деток отличается. Вчера дали видео с утренника новогоднего. Там прям контраст с нормотипичными. Все хоровод водят, песни поют а моя в центр круга встала и на всех сморрит, улыбается. Ей все интересно, но ведёт себя по своему. Под конец правда начала со всеми плясать и даже стих рассказала деду морозу. Это для нас вообще достижение. В том году мы и на утреник не пошли, такая как деда Мороза даже на картинках боялась. А это первый утреник и ей понравились. Вчера с удовольствием смотрела с нами видео.
Перед новым годом сдали анализ на пол…

1 день назад

Особый ребенокрасстроилась из-за старшего сына

Для тех, кто не в теме, он немного не такой как все. Из официальных диагнозов: синдром навязчивых движений, эмоционально-волевой синдром. Неофициально, по наблюдениям: синдром Аспергера. Садик не посещаем, не смогли, это были вечные истерики, ходили какое-то время, потом перестали ребенка насиловать. В общем два года мы сидим дома. Из нашего родного садика, где мы числимся, нас пригласили на комиссию к школе. Врачи приехали прямо в сад. Мы пришли. Какой садик стал классный! Всё так украшено, гениальный поделки в нашей группе. Видно, что детьми занимаются очень активно. Сына позвали в группу, он некоторых ребят помнит, его тоже. Но диалога не состоялось. Нянечка ему задает вопросы, а он все …

Источник