Особенности воспитания и развития ребенка с задержкой развития

Особенности воспитания и развития ребенка с задержкой развития thumbnail

Особенности развития детей имеющих задержку развития

Диагноз «ЗПР» или «ЗПРР» ставят детям  дошкольного и младшего школьного возраста. Позже, при сохранении отставания по основным показателям интеллекта,  ребенку меняют диагноз на «умственная отсталость».

Чем раньше вы заметите отставание в развитии вашего ребенка и начнете заниматься с ним, тем выше возможность развития его интеллекта до уровня нормы.

Задержка развития обычно характеризуется неравномерностью интеллектуальных показателей, одни из них могут быть грубо снижены, другие — на уровне, или даже выше нормы. Например у детей с задержкой речевого развития, могут быть хорошо развиты конструктивные способности, но мелкая моторика быть крайне неловка. Необходимо осознавать важность всестороннего развития ребенка, и стимулировать развитие тех функций, которые развиваются медленнее нормы.

Часто родители, узнав о задержке развития своего ребенка, начинают водить его в развивающие центры, ходят на занятия к логопедам, дефектологам, психологам, надеясь, что специалисты «быстренько все подкорректируют и исправят». К сожалению, большой объем занятий вряд ли сможет принести желаемый результат, особенно если специалистами, а в первую очередь родителями, не будут учитываться индивидуальные особенности ребенка.

Дети с задержкой развития обычно быстро пресыщаются интеллектуальной нагрузкой, отвлекаются и истощаются. Поэтому, из часа, проведенного на занятии со специалистом, малыш может усвоить только первые 10-15 минут, после чего его внимание истощится.

На мой взгляд, гораздо больший результат приносят небольшие по времени занятия 2-3 раза в день. Заниматься с ребенком могут сами родители по рекомендованной логопедом и психологом программе. А специалисты посещаются для оценки динамики, проведения специализированных и групповых занятий с ребенком.

Вначале хотелось бы остановиться на организации процесса данных занятий.

  1. Организация пространства. Для занятий с ребенком подойдет обычный детский стульчик и столик, подходящие малышу по размеру. При этом стоит убрать из прямой видимости ребенка игрушки, цветные картинки и плакаты, которые могут отвлечь его внимание от работы.
  2. Регулярность. Если вы приняли решение и осознали необходимость занятий с ребенком, то это стоит делать регулярно. Первое время малыши часто капризничают, отказываются садиться за стол, раскидывают игровой материал. Стоит понимать, что таким образом они пытаются «манипулировать» родителями, избежать возможно не самой интересной для него деятельности, требующей большой концентрации внимания и интеллектуальной нагрузки.
  3. Режим. Занятия лучше проводить ежедневно в одно и то же время. Подбирать его лучше с учетом индивидуальных особенностей Вашего ребенка, чтобы малыш не был утомлен или голоден. Режим приучает ребенка к дисциплине, и даже самый капризный и непоседливый малыш через несколько занятий «смиряется» с их «неизбежностью», протесты становятся меньше и постепенно исчезают совсем.
  4. Ограничение во времени. Часто дети с задержкой развития с трудом концентрируют и удерживают внимание, быстро утомляется, поэтому первые занятия можно начать с 5-10 минут. Постепенно ваш малыш будет удерживать внимание все большее количество времени, поэтому и занятия можно будет продлить. 
  5. Смена деятельности. Не стоит пытаться выучить с малышом весь алфавит за одно занятие. Дети с задержкой развития усваивают материал несколько медленнее, требуя множественного повторения и максимального упрощения информации.   Таким образом, лучше за одно занятие «познакомиться» с одним цветом, , чем изучать всю палитру на картонных карточках. Например можно предложить малышу найти различные предметы, в него окрашенные, потом, подключая мелкую моторику, скатать несколько колобков и колбасок изучаемого цвета, порисовать таким же карандашом, или кисточкой с краской.

А теперь о главном —  о содержании занятий.

 Обычно  занятия для дошкольников включают в себя следующие блоки заданий:

  1. Получение новых знаний. Обучающие занятия, в процессе которых ребенку необходимо запомнить какой-то материал, научиться чему-то новому. Например изучение форм, цветов, цифр, букв. Материалы для этого возможно использовать самые разные: развивающие карточки, книжки со звуковым модулем на подходящую тематику, обучающие мультфильмы.
  2. Развитие речи. При задержке речевого развития, целесообразно посетить логопеда-дефектолога. Он предложит курс занятий с ребенком, если это позволит состояние малыша и его возможность удерживать внимание достаточный период времени. Если же занятия со специалистом невозможны, логопед-дефектолог сможет подобрать вашему малышу определенный набор методик и материалов, по которым Вы сможете заниматься с ним дома.
  3. Развитие конструктивных способностей.

Материалы подбираются в зависимости от возраста и особенностей развития ребенка. Чаще всего используются пазлы картонные плоскостные, кубики с картинками, конструкторы, доски Сагена или подобные им рамки-вкладыши,  сортеры, пирамидки разной сложности.

 4. Развитие мелкой и крупной моторики.

  Лучшим материалом для развития моторики  я считаю пластилин. Причем не мягкое тесто для лепки, а именно пластилин в брусочках, он более твердый и требует приложения усилий для его разминания, что тренирует маленькие пальчики. Разумеется, не стоит начинать игру с пластилином со сложных поделок, достаточно научить малыша катать шарики и колбаски, и дать ребенку возможность проявить фантазию, составляя из них композиции. Пластилином можно рисовать картины, размазывая его в пределах контура рисунка, делать различные аппликации.

Читайте также:  История развития ребенка история болезни

Малышам с года можно предложить поискать небольшие игрушки в банке с гречневой или пшенной крупой, порисовать пальчиковыми красками. Для более старших детей будет полезно учиться рисовать кистью и карандашом, нанизывать бусины на шнурочек, делать аппликации с использованием мелких деталей (основу с любимыми героями вашего ребенка и самоклеящиеся детали можно приобрести в магазине).

5. Развитие представлений об окружающем мире.  Разумнее проводить такие занятия на улице, рассказывая ребенку обо всем, что вы видите вокруг. Кроме называния предметов окружающего мира, и  рассказа об их особенностях и функциях, можно перенести полученные «теоретические» знания на практику. Так малышу может понравиться игра, в которой вы будите искать предметы определенного цвета или формы. Или наглядно продемонстрировать отношения: «большой — маленький», «высокий — низкий», «далеко – близко».

  На улице ребенок сталкивается с массой стимулов и раздражителей, его внимание не концентрируется на одном объекте, а поверхностно переключается с одного предмета на другой. Когда родитель привлекает внимание малыша к конкретному объекту, к его особенностям и деталям, ребенок учится произвольно (то есть посредством волевого усилия) концентрировать внимание.

Родителям необходимо научиться замечать развитие своего ребенка. Да, дети с задержкой развития развиваются иначе, а занятия с ними могут долгое время не приносить существенного прогресса. Скорее всего, ребенок не запомнит с первого раза названия цветов и геометрических фигур, не сможет пересказать сказку, или за один день выучить стихотворение. Но уже через несколько занятий, вы станете замечать, что малыш может усидеть за столом большее количество времени, и работает более сосредоточено. Постепенно увеличится время произвольной концентрации внимания, объем памяти. А это и является залогом успеха в развитии ребенка.

  Я рекомендую родителям набраться терпения – каждым занятием вы стимулируете развитие вашего малыша, и результат обязательно будет, возможно не через неделю или месяц, возможно через год. Не стоит ориентироваться на сверстников Вашего ребенка, и их достижения. Ваш ребенок не хуже других, просто его путь развития отличается от общепринятых стандартов. И в ваших силах  развить весь потенциал малыша, значительно приблизив уровень  его интеллектуального развития к норме.

Источник

Особенности воспитания и обучения детей с ЗПР, причины проявления

В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. Особенно остро названная проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития. Проблема трудностей обучения этих детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

Поступающим в школу детям с задержкой психического развития присущ ряд специфических особенностей. В целом у них не сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы: учащиеся быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда просто перестают выполнять начатую деятельность.

Задачей психолога является установление уровня развития ребёнка, определение его соответствия или несоответствия возрастным нормам, а также выявление патологических особенностей развития. Психолог, с одной стороны, может дать полезный диагностический материал лечащему врачу, а с другой стороны, может подобрать методы коррекции, дать рекомендации в отношении ребёнка.

Отклонения в психическом развитии детей младшего школьного возраста обычно соотносят с понятием «школьная неуспеваемость». Для определения отклонений психического развития неуспевающих школьников, которые не имеют умственной отсталости, глубоких нарушений сенсорных систем, поражений нервной системы, но при этом отстают в обучении от своих сверстников, чаще всего используем термин «задержка психического развития»

Задержка психического развития это понятие, которое говорит не о стойком и необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Читайте также:  Фольклор как средство речевого развития ребенка

Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокращ. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

У этих детей имеется потенциальная способность к обучению и развитию, но по разным причинам она не была реализована, и это привело к появлению новых проблем в учёбе, поведении, здоровье. Диапазон определений ЗПР достаточно широк: от «специфической неспособности к обучению», «медленной обучаемости» до «пограничной интеллектуальной недостаточности».

В этой связи одной из задач психологического обследования является разграничение ЗПР с педагогической запущенностью и интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью).

Педагогическая запущенность — это состояние в развитии ребёнка, которое характеризуется дефицитом знаний, умений вследствие недостатка интеллектуальной информации. Педагогическая запущенность не является патологическим явлением. Она связана не с недостаточностью нервной системы, а с дефектами воспитания.

Умственная отсталость — это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесённых органических повреждений ЦНС. Страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Аномалия развития, определяемая как ЗПР, встречается значительно чаще других, более грубых нарушений психического развития. По разным данным до 30% детей в популяции имеют в той или иной степени ЗПР, и их количество возрастает. Есть также основания полагать, что этот процент выше, особенно в последнее время.

При ЗПР психическое развитие ребенка отличается неравномерностью нарушений различных психических функций. При этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. Кроме того, в отличие от умственной отсталости, у детей с ЗПР отсутствует та инертность психических процессов, которая наблюдается при умственной отсталости. Дети с ЗПР способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне.

Причинами задержки психического развития могут быть тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, хроническая гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности, травмы во время беременности и при родах, генетические факторы, асфиксия, нейроинфекции, тяжелые заболевания, особенно в раннем возрасте недостатки питания и хронические соматические заболевания, а также травмы мозга в ранний период жизни ребенка, исходный низкий уровень функциональных возможностей как индивидуальная особенность развития ребенка («церебрастенический инфантилизм»), тяжелые эмоциональные расстройства невротического характера, связанные, как правило, с крайне неблагоприятными условиями раннего развития.

В результате неблагоприятного воздействия этих факторов на центральную нервную систему ребенка происходит как бы приостановка или искаженное развитие определенных структур коры головного мозга. Очень большое, а иногда и решающее значение здесь имеют недостатки социальной среды, в которой воспитывается малыш. Здесь на первом месте стоят дефицит материнской ласки, человеческого внимания, недостаток ухода за малышом. Именно по этим причинам так часто встречается задержка психического развития у детей, которые воспитываются в детских домах, круглосуточных яслях. В таком же тяжелом положении оказываются и предоставленные сами себе дети, воспитывающиеся в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут беспорядочный образ жизни.

По данным Американской ассоциации по изучению повреждений мозга, среди детей с трудностями в обучении до 50 % составляют дети, которые получили травму головы в период от рождения до 3-4 лет.

Известно, как часто падают маленькие дети; нередко это бывает, когда нет взрослых поблизости, а иногда и присутствующие взрослые не придают особого значения таким падениям. Но, как показали исследования, недавно проводившиеся Американской ассоциацией по изучению повреждений мозга, такое, казалось бы, небольшое травматическое повреждение мозга в раннем детстве может привести даже к необратимым последствиям. Это бывает в случаях, когда возникает сжатие ствола мозга или растяжение нервных волокон, которое может проявляться в более выраженных случаях на протяжении всей жизни.

Остановимся на классификации детей с задержкой психического развития. Нашими клиницистами выделяется среди них (классификация К.С.Лебединской) четыре группы.

Первая группа — задержка психического развития конституционального происхождения. Это гармонический психический и психофизический инфантилизм. Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильны, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. У этих детей особенно сильно выражено отставание в развитии эмоциональной сферы. Они находятся как бы на более ранней стадии развития по сравнению с хронологическим возрастом. У них наблюдается большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень характерны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот. У детей этой группы очень выражены игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте.

Читайте также:  От чего зависит правильное развитие ребенка

Гармонический инфантилизм — это равномерное проявление инфантилизма во всех сферах. Эмоции отстают в развитии, задержано и речевое развитие, и развитие интеллектуальной и волевой сферы. В некоторых случаях может быть не выражено отставание физическое — наблюдается только психическое, а иногда имеется и психофизическое отставание в целом. Все эти формы объединяются в одну группу. Психофизический инфантилизм иногда имеет наследственную природу. В некоторых семьях отмечается, что и родители в детстве имели соответствующие черты.

Вторая группа — задержка психического развития соматогенного происхождения, которая связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например), заболевания пищеварительной системы. Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приводит к отставанию в развитии. Сердечно-сосудистая недостаточность, хроническое воспаление легких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения.

Ясно, что плохое соматическое состояние не может не отразиться и на развитии центральной нервной системы, задерживает ее созревание. Такие дети месяцами находятся в больницах, что, естественно, создает условия сенсорной депривации и тоже не способствует их развитию.

Третья группа — задержка психического развития психогенного происхождения. Надо сказать, что такие случаи фиксируются довольно редко, так же как и задержка психического развития соматогенного происхождения. Должны быть уж очень неблагоприятные условия соматические или микросоциальные, чтобы возникла задержка психического развития этих двух форм. Значительно чаще мы наблюдаем сочетание органической недостаточности центральной нервной системы с соматической ослабленностью или с влиянием неблагоприятных условий семейного воспитания.

Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. Эти условия — безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве. Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчатости и, конечно, безынициативности, к отставанию в интеллектуальном развитии. Гиперопека ведет к формированию искаженной, ослабленной личности, у таких детей обычно проявляется эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм.

При отсутствии органической или выраженной функциональной недостаточности центральной нервной системы отставание в развитии детей, относящихся к перечисленным трем формам, во многих случаях может быть преодолено в условиях обычной школы (особенно если педагог осуществляет индивидуальный подход к таким детям и оказывает им дифференцированную помощь в соответствии с их особенностями и потребностями).

Последняя, четвертая, группа — самая многочисленная — это задержка психического развития церебрально-органического генеза.

Причины различные патологические ситуации беременности и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а также травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни. Особенно опасен период до 2 лет.

Травмы и заболевания центральной нервной системы могут привести к тому, что называется органическим инфантилизмом, в отличие от гармонического и психофизического инфантилизма, причины которого не всегда ясны.

Таким образом, органический инфантилизм — это инфантилизм, связанный с органическим повреждением центральной нервной системы, головного мозга. (Надо сказать, что внутри каждой из перечисленных групп детей с задержкой психического развития имеются варианты, различные как по степени выраженности, так и по особенностям индивидуальных проявлений психической деятельности.) В дальнейшем изложении речь пойдет преимущественно об этой форме задержки психического развития, поскольку дети с органической или функциональной недостаточностью мозга нуждаются в особых условиях воспитания и обучения, и именно они составляют основной контингент специальных детских садов (групп), школ и классов для детей с задержкой психического развития.

У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии внимания, восприятия, мышления, памяти, речи, произвольной регуляции деятельности и других функций. Причем по ряду показателей актуального уровня развития дети с задержкой психического развития оказываются часто близкими к умственной отсталости. Но вместе с тем у них обнаруживаются значительно большие потенциальные возможности. Специальная психология для детей с задержкой психического развития заключается в том, чтобы вовремя заметить данный факт и приложить всевозможные усилия для того, чтобы ребенок не чувствовал себя неполноценным человеком.

Источник