Особенности трудной жизненной ситуации в развитии ребенка
Дети в трудной жизненной ситуации
Портал Я-родитель рассказывает, какие дети могут оказаться в трудной жизненной ситуации, каковы причины попадания в такие ситуации и какие пути решения проблем таких ребят существуют в России.
Современный мир крайне нестабилен и полон перемен. Взрослые люди подчас впадают в состояние стресса в условиях неустойчивого экономического положения, роста преступности, необходимости волноваться о том, что будет завтра. Это, конечно, не может не отразиться на детях.
Детское восприятие сильно отличается от взрослого. Порой сущий пустяк может превратиться в настоящую трагедию, сильно расстроить и травмировать маленького человека. В результате малыш попадает в сложную ситуацию, и взрослым важно понимать, как можно помочь ему пережить боль, с которой ребенку приходится сталкиваться в силу различных жизненных обстоятельств.
Причины трудных жизненных ситуаций у детей
Одной из основных причин появления категории «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» является семейное неблагополучие, а именно:
- наркомания или алкоголизм в семье;
- низкая материальная обеспеченность, нищета;
- конфликты между родителями и родственниками;
- жестокое обращение с детьми, насилие в семье.
Причины семейного неблагополучия
- Воспроизведение паттернов взаимодействия и поведения, принятых в родительской семье.
- Фатальное стечение жизненных обстоятельств, в результате которого меняется вся структура и условия существования семьи. Например, внезапная смерть, инвалидность кого-то из членов семьи.
- Изменения в окружающем мире, влекущие за собой изменения в каждой семейной системе. Например, экономический кризис, войны и т.д.
Дети в трудной жизненной ситуации
1. Дети без попечения родителей
Число детей-сирот увеличивается прямо пропорционально снижению социально- экономического благополучия в стране. Малыши остаются без попечения родителей по ряду причин. Чаще всего – это лишение родительских прав.
Причины лишения родительских прав:
- невыполнение родительских обязанностей либо злоупотреблением ими,
- наличие насилия в семье,
- наличие хронической наркомании или алкоголизма в семье,
- совершение родителем преступления против жизни и здоровья своего ребенка либо супруга/супруги.
Таким образом, дети могут остаться без попечения родителей и попасть в детский дом, если пребывание в семье становится опасным для их жизни.
Первостепенной задачей общества является раннее выявление семей, которые попадают в группу риска, помощь таким семьям и их поддержка, стремление сохранить кровную семью для ребенка. Иногда обычный разговор с соседом, который стал часто появляться в подъезде в нетрезвом виде, может предотвратить развитие настоящей катастрофы.
Конечно же, мечта любого ребенка, потерявшего родителей и попавшего в детский дом и лучший исход ситуации для него – это найти новую семью, снова обрести маму, папу и собственный дом.
Сейчас чаще всего усыновляют младенцев, а дети постарше, и подростки имеют шанс попасть под опеку или попечительство. С недавних пор существует такая форма попечительства как «приемная семья». По закону приемные родители в такой семье имеют право на материальное вознаграждение, причитающееся за воспитание ребенка. Кроме того, каждый месяц такой семье выплачивается пособие по уходу за детьми, что является дополнительным фактором привлечения к решению этой проблемы людей, готовых взять под опеку ребенка из детского дома.
2. Дети с ограниченными возможностями (те, кто имеет особенности в развитии: психическом и/или физическом)
Причинами детской инвалидности могут стать нарушения внутриутробного развития, обусловленные генетическими факторами, образом жизни родителей (наркомания, алкоголизм и другие виды девиаций); родовые травмы, а также последующие травмы различного генеза.
Часто дети с особенностями развития живут и обучаются дома. В настоящее время развито инклюзивное обучение, в условиях которого дети с ограниченными возможностями получают возможность жить и обучаться в одной среде со своими сверстниками.
Очень часто появление в семье ребенка с инвалидностью приводит к ее распаду. Мужчины уходят из семьи, не выдерживая дополнительных трудностей и проблем, связанных с воспитанием особого ребенка. При этом очевидно, что от женщины, оставшейся в одиночестве, воспитание такого ребенка требует непомерных усилий.
Характерные черты семей с детьми-инвалидами:
- малообеспеченность: уход за больным ребенком требует, помимо больших материальных затрат, большого количества личного времени, поэтому многим приходится отказаться от высокооплачиваемой работы в пользу работы с более гибким графиком и удобным месторасположением;
- изоляция от общества: сложность посещать развлекательные места и мероприятия в силу недостаточной готовности общества принимать детей-инвалидов и плохой технической обеспеченности под нужды инвалидов;
- трудности в получении образования и профессии. Для реализации учебной и профессиональной деятельности особым детям необходимы особые условия. Кроме того, в среде сверстников они часто наталкиваются на неприятие и травлю.
В настоящее время разрабатываются социальные проекты и программы по социализации и адаптации детей-инвалидов, обучению их трудовым навыкам, внедряются программы по интеграции их в среду здоровых сверстников. Важным фактором является выявление различных дефектов на раннем этапе развития детей. Сейчас по всей стране функционирует служба ранней помощи для детей до трех лет, куда могут обращаться родители, имеющие детей с отклонениями в развитии или попадающими в группу риска. Последствия выявления дефектов на раннем этапе развития ребенка:
- предотвращение развития вторичных нарушений в развитии детей,
- раскрытие реабилитационного потенциала семьи в оказании поддержки ребенку, оказание консультативной помощи самой семье,
- социальная адаптация и включение ребенка в среду сверстников уже на раннем этапе,
- прохождение более ранней подготовки к обучению по школьной программе, уменьшение трудностей в последующем обучении.
Для реализации таких социальных программ и проектов необходимо активное участие всех нас и искреннее стремление изменить отношение нашего общества к инвалидности. Каждый может помочь, например, посидеть с ребенком в отсутствие родителей, или помочь с трудоустройством мамам детей с особенностями в развитии в силу своих возможностей.
И начать надо с того, что все мы должны постараться понять и принять простую истину: не такой как я – не значит плохой.
В инвалидности нет ничего постыдного, зазорного, и нам следует учить этому своих детей. А главное – это может случиться в каждой семье, вне зависимости от возраста, места проживания и уровня дохода! Важно самим не отводить смущенно взгляд от мальчика в инвалидном кресле, а уметь объяснить своему ребенку, что все люди разные и кому-то повезло меньше, но это вовсе не говорит о том, что он меньше достоин уважения, внимания и общения. Можно поддерживать семьи, воспитывающие детей-инвалидов – словом и делом. Без сомнения, любая помощь (и психологическая поддержка, и материальное участие) для них является очень нужной и неоценимой!
3. Дети, ставшие жертвами и межнациональных (в том числе вооруженных) конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях
По сути, эти дети – жертвы экстремальных условий, т.е. ситуаций, которые выходят за пределы нормального человеческого опыта. Источником детской травмы зачастую выступает другой человек – сюда относятся террористические акты, нападения, локальные войны.
Самой уязвимой категорией в случаях чрезвычайных происшествий, как правило, являются дети.
В современном мире число таких детей, к сожалению, растет. Первоочередная задача в момент экстремальной ситуации – разместить детей в безопасном месте и обеспечить их всем необходимым, начиная от средств личной гигиены и заканчивая возможностью получать образование. Ведь зачастую, оказавшись на улице и потеряв крышу над головой, дети вынуждены самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым, что может привести их на путь преступности.
Основная проблема таких детей заключается в том, что очень мало внимания уделяется их переживаниям, связанных со сменой места жительства. А ведь они сталкиваются с рядом вопросов, которые непросто решаются даже взрослыми людьми. Вместе с местом жительства детям необходимо сменить школу, круг общения, привычные места отдыха и развлечений, адаптироваться в новой среде. Часто дети, оказавшиеся в экстремальной ситуации, теряют близких родственников и даже родителей. Несомненно, все они переживают утрату.
В дальнейшем такие дети испытывают трудности в общении, затрудняется их общее развитие, снижается успеваемость и интерес к жизни. Детям, попавшим в экстремальные условия, необходима квалифицированная помощь психологов в преодолении посттравматического стрессового расстройства.
4. Дети, подвергнувшиеся насилию, в том числе, в семье
Ребенок, с которым жестоко обращаются, с ранних лет живет с глубокой травмой. Причину травмы ребенок, как правило, тщательно скрывает от окружающих, боль от травмы может мучить его всю последующую жизнь.
Виды насилия:
- физическое насилие, когда ребенка бьют, при этом на теле могут оставаться следы побоев, либо не кормят,
- сексуальное насилие,
психологическое насилие, когда ребенка всячески унижают, изолируют, ему лгут и угрожают.
Последствия насилия:
- у детей развиваются тревога и различные страхи,
- дети могут быть подвержены чувству вины, испытывать стыд,
- дети не умеют ориентироваться в своих чувствах и эмоциях,
- во взрослой жизни дети часто сталкиваются с рядом трудностей при создании собственной семьи.
Основную роль в помощи детям-жертвам насилия играет раннее выявление этой непростой ситуации. Необходимо внимательнее относиться к окружающим нас детям, чтобы заметить, что ребенок, возможно, подавлен, расстроен.
Прежде всего, это относится к родителям ребенка. Для родителей крайне важно быть в тесном контакте со своими детьми. Очень полезно обсуждать с ребенком, чем он занимается вне дома, с кем общается, при этом важно поддерживать доверительные отношения, чтобы он не стеснялся рассказывать дома, если кто-то ведет себя с ним не так, как это принято в его семье. Необходимо обращать внимание даже на незначительные изменения в поведении ребенка. Внезапные слезы, потеря аппетита и другие перемены – веский повод для доверительного разговора. С целью предупреждения насилия над детьми можно развивать у них навыки самозащиты, играя в маленькие игры-загадки. Например, можно спрашивать: «Что бы ты сделал, если бы незнакомый человек предложил тебе покататься на машине?». Хорошее занятие для совместного время препровождения – нарисовать вместе с ребенком листки-памятки с основными правилами безопасности: не уходить с незнакомцами, не открывать незнакомцам дверь, держать родителей в курсе своего местонахождения и т.д. В частности, стоит с особым вниманием отнестись к любым проявлениям детской агрессии, направленной как на себя, так и на окружающих, постараться выявить ее причины и не дать ей усугубиться.
Самым страшным может стать для маленького человека насилие над ним в семье, когда ему кажется, что никто и никогда его не защитит, некому пожаловаться. Ведь мучители – это его самые близкие люди, родители, которые по личным причинам стали алкоголиками, наркоманами, религиозными фанатиками или являются психически нездоровыми людьми.
Большую роль в таких ситуациях играет анонимный телефон доверия, куда дети могут звонить, не испытывая страх разоблачения. Сообщать о ситуациях насилия в семье, свидетелями которых мы становимся, могут и должны все: родственники, соседи, школьные психологи и учителя.
5. Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях
Как правило, для таких детей характерно стремление к отклонению в поведении, или девиантное поведение, т.е. поведение, которое не соответствует нормам, которые приняты в обществе.
Уровни отклонения в поведении:
- докриминальный уровень – это мелкие правонарушения, употребление алкоголя и психоактивных веществ, уходы из дома;
- криминальный уровень – это крайний случай отклоняющегося поведения –делинквентное поведение, способное привести ребенка к уголовно наказуемым проступкам.
Причины отклонения в поведении:
- социально-педагогическая запущенность, специфика воспитания;
- семейное неблагополучие, вследствие чего ребенок испытывает глубокий психологический дискомфорт;
- личностные особенности ребенка: отклонения в развитии, переходные этапы взросления;
- недостаточная возможность для самореализации и самовыражения;
- безнадзорность.
В помощи этой категории детей крайне важна профилактика и предупреждение проявлений девиантного поведения на ранних этапах его проявления. Здесь главная роль отводится родителям и педагогам, так как их обязанность – с должным вниманием относиться к детям. В современном мире наиболее часто встречающиеся виды отклоняющегося поведения представлены различными формами зависимостей – алкогольной, табачной, наркотической, компьютерной. Для того чтобы знать, как вести себя в ситуации, если ваш ребенок подвержен зависимостям, мы рекомендуем к просмотру следующие видеоролики:
При возникновении кризисной ситуации в жизни ребенка или в его семье необходимо как можно раньше обратиться к квалифицированным специалистам за помощью и поддержкой. Для детей, подростков, а также их родителей действует телефон доверия, по которому они могут звонить при необходимости.
На практике социальная помощь детям, которые оказались в сложной ситуации, заключается в постоянной работе с их семьями, тогда, когда она является неблагополучной. Основной вид такой помощи – социальное сопровождение малыша и его семьи. Сопровождение – социальная помощь, включающая в себя педагогическую и психологическую помощь. Сопровождение по-другому называют патронажем. Это целая комплексная система психологической, педагогической и социальной помощи, которую оказывают специалисты социальных служб. Но каждый из нас может помочь ребенку в трудной жизненной ситуации. Стоит просто остановиться, не проходить мимо и не отворачиваться от маленького человека, попавшего в беду.
Мария Меролаева
ПОНИМАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОЕГО РЕБЕНКА?
Источник
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств имени С.В.Рахманинова»
Методическое сообщение
Тема: «Особенности работы с детьми,
находящимися в трудной жизненной ситуации»
Провела: Игнатьева Е.Б.,
преподаватель по классу фортепиано
2017 год
Содержание.
- Введение.
- Основная часть:
- характеристика детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
- система социальной поддержки таких детей
- психологические особенности детей «группы риска»
- особенности обучения игре на фортепиано детей «группы риска».
- Заключение.
- Список используемой литературы.
Введение.
Наряду с бесспорным прогрессом в жизни общества произошли и негативные изменения, они обусловили появления поддержки уровня жизни детей, в условиях рыночной экономики.
Проблема физического выживания, вставшая перед многими семьями, изменили отношение родителей к детям. Неблагополучные семьи- теперь не такое, уж редкое явление.
Статистика свидетельствует:по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире.Почти 50% детского населения страны находится в зоне социального риска.
В нашей стране 573 тыс.детей-сирот.Ежегодно в России выявляется около 100 тыс.детей, нуждающихся в опеке.
К многодетным семьям в нашем продвинутом инновациями обществе отношение крайне негативное.В большинстве своем население страны склоняется к мнению, что много детей бывает в неблагополучных семьях.
Положение многодетной семьи в России на данном зтапе исторического развития вызывает озабоченность.Это связано с глобальным демографическим кризисом,а также духовно-нравственным, которые активно развиваются во всем мире.
Напряженность, массовость,мотивы миграций зависят от множества оснований:вера,войны,политические репрессии,природные и экологические катаклизмы,финансовая непостоянность.
Вынужденная миграция серьезно нарушает социальную адаптированность человека: из одной,привычной ему,природной и общественной среды он переезжает в другую,негативно разрывая множество естественных связей и искусственно формируя такие связи на новом месте.
Общественные институты должны создать условия для успешной социализации таких детей,помочь им овладеть нормами и првилами жизни в обществе,знаниями и умениями строить свои отношения с другими людьми,развить способность к самоотдаче и свободному волеизъявлению,научить вести творческий характер жизнедеятельности,самому прогнозировать будущее,быть естественным перед собой и другими людьми,стремиться к обретению смысла жизни.
Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка.Именно семья должна способствовать включению человека в сложный противоречивый окружающий мир.Сегодня перед ней стоит остро проблема ее дезорганизации,которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам,но и систем «родители-ребенок»,взаимным отчуждением детей и родителей.
Все это усугубляется такими внешними факторами,как безработица,низкое материальное положение,пьянство,наркомания.Так как семья не выполняет своих воспитательных функций:успешной социализации детей,обеспечение психологического комфорта,эмоционального благополучия ребенка,увеличивается количество детей,испытывающих трудности в той или иной сфере.Неуклонно растет количество социальных сирот,соответственно увеличивается число приемных и опекунских семей Все это способствует увеличению численности детей,попавших в трудную жизненную ситуацию.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ, ст.1 (в ред. от 30 июня 2007г). Сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации-это:
- оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды;
- дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом или психическом развитии;
- дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастров, стихийных бедствий;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети-жертвы насилия;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных
- колониях;
- дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети, с отклонениями в поведении;
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Для всех трудных жизненных ситуаций характерно нарушение устойчивости привычного образа жизни и возникновение необходимости изменений.
Но ребенок для этого не имеет достаточного жизненного опыта,тех знаний,способностей,сил,которые необходимы,чтобы разрешить возникшие сложные ситуации,а взрослые,находящиеся рядом с ним не хотят (или не могут)помочь ему решить их. В этом случаи на помощь должны придти социальные службы разного уровня.
Система социальной работы складывается как межведомственная,предполагающая взаимодействие учреждений образования,социальной защиты,медицинских учреждений и учреждений культуры,государственных организаций.Отличительной чертой данной системы становится ее обусловленность региональной (муниципальной) спецификой,когда учитываются демографические,социальные,исторические,экономические и другие особенности.
Организационный компонент системы поддержки,сформировавшийся на сегодня-этомеханизм межведомственного взаимодействия,включающий в себя следующий состав учреждений и организаций,которые различаются составом,категориями детей,их охватом,формами поддержки:
- образовательные учреждения: дошкольные учреждения,общеобразовательные
- школы всех видов,учреждения начального и среднего профессионального
- образования,учреждения ситемы специального образования,учреждения дополнительного образования;
- учреждения социального обслуживания:детские приюты,центры реабилитации;
- службы доверия;
- учреждения культуры,спорта,молодежной политики;
- межведомственные психолого-медико-социально-педагогические центры и службы разного уровня;
- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- учреждения здравохранения.
Итак, сущность поддержки детей,попавших в трудную жизненную ситуацию заключается в совместном с ребенком проектировании путей преодоления трудностей,разрешении проблем, усилении жизненных ресурсов личности, их целесообразном использовании в новых условиях для самореализации, самозащиты, самовоспитания.
С каждым годом все большее количество детей,попавших в трудную жизненную ситуацию оказывается в числе учеников нашего учреждения дополнительного образования.В основном это: дети-сироты, опекаемые дети;дети- инвалиды;дети с ограниченными возможностями здоровья; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;дети, проживающие в малоимиущих семьях; дети, у которых родители перестали жить вместе, быть семьей.В сложившейся ситуации я,как преподаватель таких учеников стараюсь быть мудрой,внимательной, тактичной.Посредством использования разных методик и способов обучения, через знание возрастной психологии пытаюсь пробудить у обучающихся интерес к знаниям, увлечь педагогическим процессом.
В педагогической литературе общность таких детей имеет название- « группа риска».
Я заметила, что необходимым условием формирования мышления в дошкольном возрасте у детей-сирот является богатство и разнообразие чувственного опыта ребенка. Такие дети отличаются от своих сверстников из полноценных семей пониженной познавательной активностью, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения и конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками. Неудовлетворение потребности в общении со взрослыми и сверстниками приводит к нарушениям в овладении игровой деятельностью. Такие дети не знают, как играть с игрушками, как играть в игры. Они быстро ломают, портят и теряют игрушки, примитивно используют их в игре. Основными видами деятельности на улице у них является беготня, догонялки и дразнилки или уход от всех, одиночество, ничегонеделание. На занятиях с такими детьми надо делать упор на развитие мышления, воображения, памяти. Дети-сироты с раннего возраста живут в условиях дефицита общения со взрослыми- этот негативный фактор не дает им самостоятельности.
У подростков, родители которых перестали жить вместе, отсутствует потребность в творчестве, познании, активной деятельности в жизни; они убеждены в своей ненужности, невозможности добиться в жизни чего-то своими силами; проектируют на себя неудачную жизнь своих родителей. Среди социально одобряемых ценностей у них на первом месте- счастливая семейная жизнь, на втором- материальное благополучие, на третьем- здоровье, но так как эти ценности представляются подросткам недоступными, то такая ситация порождает у них внутренний конфликт стресс. « Подкрепление» потери ценности у таких подростков- те, кто плохо учился или совсем не учился, а в жизни преуспел. Как правило у таких детей возникают трудности в отношениях со взрослыми- упрямство, безразличие к оценке своих успехов, уход из школы, уверенность в том, что все самое интересное происходит вне школы и т.д. Подростки начинают вести дневники, тайные тетради, в которых свободно и самостоятельно выражают свои мысли и чувства. При работе с подростками « группы риска» следует учитывать, часто, свойственное им состояние беспомощности.
Еще одна категория этой группы- это многодетные семьи, которые сегодня можно разделить на:
- семьи, сознательно идущие на трудности и радости рождения и воспитания множества детей;
- семьи социально безответственных родителей.
Многодетная семья первой категории может быть сельской и городской; состоять из детей одних и тех же или разных родителей; включать помимо родных детей, еще и приемных или взятых под опеку. Для такой семьи характерны: непосредственная наглядность семейно- социальных ролей; раннее самоутверждение через раннее включение ребенка в заботу, труд; формирование у детей социально ценностных установок, перпектив и активной жизненной позиции. Однако на этапе вторичной социализации в такой семье жизненные перспективы подрастающих детей как правило, простираются лишь до определенных границ( « буду шофером», пойду на «курсы»).
В настоящее время гораздо чаще встречаются многодетные семьи безответственных родителей. В таких семьях часто сами дети являются доходом своих родителей. Психологический климат такой семьи крайне неблагоприятен для воспитания.
Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики. С одной стороны, в многодетной семье в результате общения между людьми разного пола и возраста снижается возможность формирования таких качеств характера как эгоизм, себялюбие. В такой семье у детей больше шансов избежать детского аутизма, неврозов, страхов, эгоцентризма и т.д.У детей в такой семье всегда есть партнеры по играм, занятиям, развлечениям. С другой стороны, у всех типов мпогодетных семей имеется общая социльно- психологическая проблема- детское соперничество, которое может привести к зависти, амбициям, злорадству, агрессии. Соперничество детей в многодетных семьях имеет психологический механизм конкуренции. Стремление старшего показать свое превосходство родителям, малышу и себе обуславливает чувство непоноценности младшего ребенка. Специфической чертой воспитания в многодетных семьях является воспитательное воздействие детей, которое является источником множества позитивных ситуаций, условием формирования «соучения», «соигры» и «сотрудничества».Но в тоже время это является причиной множества конфликтов. Жизнь в детской группе способствует дифференциации личности. С одной стороны, ребенок в семье хочет делать то, что умеет другой, с другой стороны, каждый из них защищает что-то свое, хочет уметь что-то другое, хочет быть самим собой. В этом заключается еще одна характерная черта воспитания в многодетной семье.
За последние годы резко возросло количество вынужденных переселенцев в Россию из стран Ближнего Зарубежья. Психологическая адаптация мигрантов и их семей- одна из основных проблем, с которыми сталкиваются мигранты. Их дети в результате сложившихся обстоятельств попадают в «группу риска».
Посттравматический стресс провоцирует нервозную атмосферу в таких семьях. Учитывая то, что ребенку приходится реально адаптироваться к новым экономико- социальным условиям
(школа,город,отношения), ребенок оказывается окружен проблемами, непониманием: так, прибыв в Россию, многие дети с трудом адаптируются в среде сверстников, замыкаются в себе. Из-за наличия существенных различий в школьных программах России и стран СНГ у детей беженцев и вынужденных переселенцев растет неуспеваемость, снижается самооценка, нарастает психическое напряжение, приводя к ухудшению психического и физического здоровья. Дети- мигранты отличаются от среды своего нового местонахождения своей культурой, они являются, как правило,выходцами из малообеспеченных слоев общества, они социально не защищены, не знают или плохо знают язык школьной системы, а также психологию, на которую язык опирается.Все это существенно затрудняет процесс их обучения и воспитания, социализации и адаптации.В работе с учащимися- мигрантами необходимо формировать у них способность к диалогическому общению. Педагог должен владеть технологией изучения и учета особенностей менталитета обучаемых.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что работа с детьми « группы риска» должна строится на основе индивидуального подхода к личности.И родители, и дети должны быть не частью проблемы, а частью ее решения и обладать знаниями необходимыми для самореализации и самореабилитации.
Обучение игре на фортепиано детей, попавших в трудную жизненную ситуацию возможно только в условиях индивидуального обучения, а успешным оно может быть только тогда,когда педагог ищет и находит в каждом ученике то особенное и уникальное, что отличает его от другого. Зная особенности ученика, свойства его нервной системы, педагог может правильно дозировать нагрузки, подбирать более эффективные методологические подходы, которые позволят ребенку обучаться легче и быстрее, следовательно, с радостью и желанием.
Обладание необходимой информацией по учету индивидуально- психологических особенностей личности учащегося в процессе обучения на фортепиано позволит педагогу подобрать те необходимые формы педагогического воздействия, которые обеспечат наиболее полное развитие всех творческих сил и возможностей ученика.
В музыкальном искусстве все виды музыкальной деятельности связаны с развитием у обучающихся внимания, благодаря которому появляется внутренняя собранность, концентрация внимания, полная мобилизация психофизических ресурсов- все, без чего невозможна успешная музыкально- исполнительская деятельность.
Мышление- это индивидуальный способ преобразования информации. У детей «группы риска» необходимо развивать наглядно- образный тип мышления, который сможет пробудить в них различные чувства, воспоминания, образы, что поможет сформировать у них творческое мышление, активно способствующее развитию интеллекта.
В процессе обучения детей «группы риска» следует сделать акцент на формирование у них исполнительских качеств, а именно: настойчивость и упорство, самостоятельность и инициативность, выдержка и самообладание, смелость и решительность.Все это черты волевого поведения, без которых не обходится ни одно открытое выступления.
Публичное выступление- это итог проделанной работы, это всегда стресс, а для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию- двойной.Поэтому в задачу педагога входит помочь избавиться от негативных моментов сценического волнения и заставить более ответственно подрйти к концертному исполнению программы. Нужно научить ребенка игнорировать любой промах, допущенный при выступлении.
Сценическое выступление- это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость от выступления, творческое вдохновение и профессиенальный рост, особенно если ты на сцене не один. Очень нравится учащимся «группы риска» музицировать коллективно, в составе разнообразных инструментальных ансамблей. Чем чаще такие ученики будут выходить на сцену, тем больше они будут проявлять уверенность в себе, тем быстрее пойдет у них процесс социализации их как личности.
Заключение.
Развитие личности нельзя рассматривать вне контекста эпохи, да и сам ритм жизни сейчас иной. В социальной структуре общества произошли изменения, произошла и переоценка музыкальных пристрастий, которыми увлекается подрастающее поколение. Педагогу нужно быть в курсе новых веяний и стараться находить общий язык со всеми слоями нашего общества.Современный процесс в музыкальном образовании сфокусирован на личности ребенка, на его воспитании, обучении и развитии, процессе общения с музыкой, с учетом особенностей детского контингента. Процесс обучения искусству должен проходить так, чтобы вместе со знаниями и профессиональными навыками, ученик развивал в себе качества творца, самоутверждался в обществе, нашел себя в социуме.
Педагог должен заботиться не только о передаче классических знаний и опыта, что характерно для традиционной методики, но и применять инновационные методы, направленные на развитие индивидуальных качеств детей, владеющих арсеналом творческих приемов.
Список используемой литературы:
- Дети в трудной жизненной ситуации: Новые подходы к решению проблемы.- Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации- М., 2010 г.
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 №103-ФЗ).
- Указ Президента Российской Федерации №761 от 01.06.2012 г. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
- Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях.-Изд. Академия, 2012 г.
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности.-М., Мысль,1987 г.
- Шмидт- Шкловская А.О воспитании пианистических навыков. Л.Музыка,1985 г.
- Интернет ресурс: compresium.ru
Источник