Особенности речевого развития ребенка первого года жизни
Лика Бердюгина
Консультация «Особенности речевого развития в первые годы жизни ребёнка»
Дар слова -важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. К. Паустовкий писал «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании,чего нельзя было бы передать русским словом :и звучание музыки, и … блеск красок и шум садов, и сказочность сновидений и тяжёлое громыхание грозы,и детский лепет, и заунывный ропот прибоя,и скорбь утраты, и ликование победы, но к сожалению, не каждому дано освоить это богатство сполна. Если в арсенале А. С. Пушкина была 21 тыс. слов,то многие наши современники обходятся несколькими тысячами, а то и куда меньшим количеством слов,что является показателем уровня мышления,культуры общения.
Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни,но самым важным периодом её развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций, письма,чтения.
Первые годы жизни ребёнка имеют решающие значение для дальнейшего развития его языка. Многие из причин, обуславливающих задержку в этом развитии, и дефекты речи детей более старшего возраста кроются часто в условиях их жизни на этом раннем этапе.
С момента рождения ребёнок, общаясь с окружающими, развивает все свои силы и способности. Проявления развития ребёнка особенно ярки в области языка. Лёгкость и быстрота
С которыми ребёнок при благоприятной педагогической обстановки овладевает речью, поистине изумительны.
При благоприятных условиях воспитания усвоения звуковой системы языка происходит к четырём годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи,умение передавать интонации вопроса,просьбы,восклицания)
Ребёнок накапливает определенной запас слов,который содержит все части речи. Превалирующие место в словаре занимают глаголы и существительные,обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения,их действия и состояние,однако начинается активное употребление прилагательных и местоимений.
У ребенка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребёноковладевает основными грамматическими формами: в его речи появляются множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных,уменьшительно-ласкательные суффиксы,формы настоящего и прошедшего времени глаголов,формы повелительного наклонения. Начинают развиваться и сложные формы предложений состоящих из главных и придаточных, в речи детей получают отражение причинные,целевые и другие связи,выраженные через союзы.
Дети осваивают навыки разговорной речи,излагают свои мысли простыми и сложными предложениями и подходят к составлению связных высказываний описательно и повествовательного типов. Однако в речи детей четвертого года жизни отличаются и другие особенности.
В этом возрасте дошкольники неверно произносят (или совсем не произносят)шипящие (ж,ш,ч,щ,сонорные (р,л,м) звуки,некоторые звуки пропускают, требует совершенствования интонационная сторона речи,необходима работа над развитием артикуляционного аппарата ребёнка и над формированием таких элементов звуковой культуры,как темп,дикция, силы голоса.
Овладение основными грамматическими формами также имеет свои особенности. Далеко не все умеют согласовывать слова в роде,числе и падеже. В процессе построения простых распространенных предложений дети опускают отдельные члены предложений. Очень ярко выступает и проблема детских новообразований,которые порождаются словообразовательной системой родного языка. Стремление к созданию новых слов диктуется ребёнку творческим освоением богатств родного языка. Эти и другие особенности речевого развития детей четвертого года жизни определяют содержании работы по всем основным задачам.
Основные задачи
Формирование словаря.
На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды,обуви,посуды,мебели,видов транспорта.
Учить различать и называть существительные детали и части предметов (у платья-рукава,карманы,пуговицы)качества (цвет и его оттенки,форма,размер,особенности поверхности (гладкая,пушистая,шероховатая,некоторые материалы и их свойства,местоположение (за окном,высоко,далеко,под шкафом) .Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка-блюдце,стол-табурет-скамеечка).Основная единица языка-слово,и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка. Вместе с тем познавательное развитие,формирование понятийного мышления немыслимо без усвоения новых слов.
Человеку присущ познавательный инстинкт0врожденная любознательность, «инстинкт достижения».Его побуждает к действию не нужда в чём-либо,не недостаток,а стремление к новому переживанию- к овладению,к достижению. Л. И. Божович высказала интересную мысль,что начиная с младенческого возраста у человека появляется инстинктивная потребность познания,потребность новых впечатлений; это потребность ненасыщаема,поэтому она стимулирует и определяет внутренние содержание процесса психического развития. Познавательная деятельность- это его естественное состояние. Знакомство человека с миром начинается с тог,что он видит,что его окружает. Узнает (осознает) все это ребёнок тогда0когда называет словом Словарь
У детей трёх лет непрерывно идёт процесс увеличения словаря как активного так и пассивного,если в два года словарный запас составляет 250-300 слов,то в три года он имеет как правило,800-1000 слов.
У детей трёх наблюдаются неправильности в произношении ряда слов,особеннодлинных и малознакомых :сокращения слов («сипед» — велосипед, «атабиль»-автомобиль); перестановки с слове слогов («замукальные»— музыкальные) ; перестановка в слове звуков («певрый»-первый): пропуски в слове звуков («босой мальчик»-большой мальчик, «девича»— девочка). Иногда дети чтобы избежать стечение согласных звуков,выводят дополнительные гласные, которые постепенно исчезают («карабель»-карабль, «не зинаю»— не знаю).
Необходимо постепенно увеличивать пассивный и активный словарь ребёнка, а так же приучать детей правильно произносить слова,имеющие в их активном словаре.
Грамматический строй
Трёхлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из трёх-четырёх).Фраза постепенно удлиняется и усложняется.В этом возрасте можно отметить некоторые несовершенства фразовой речи: порядок слов в предложении не всегда правилен («я хочу нет»— я не хочу,иногда искажается род имён существительных («один колёс»— одно колесо) ,даются неправильные падежные окончания («у меня много подругов»— у меня много подруг).
Во второй младшей группе необходимо учить детей задавать вопросы,а так же отвечать на вопросы воспитателя,пользоваться грамматическими правильными формами слов.
Звукопроизношение.Для произношения звуков детьми второй младшей группы характерны некоторые искажения :
1 согласные произносятся смягченно («лёзецка» – ложечка)
2 свистящие звуки с,з,ц. А) произносятся недостаточно чётко Б)пропускаются («обака»-собака, «амок»-замок, В) c заменяется ф («фабака»-собака,з-в(«вамок»-замок,ц-ф («фыплёнок»-цыплёнок) Г) С заменяется Т («тобака»-собака): з-д («дамок»-замок,ц-т («тветок»-цветок).
3 шипящие звуки ж,ч,щ А) Произносятся недостаточно чётко Б)пропускаются («апка»-шапка, «ук»-жук) В) ш заменяется с и ф («сапка», «фапка»-шапка): ж-з или в («зук», «вук» — жук, ч-ц, или ть («оцки», «отьки»-очки);щ-ч-сь,или ть («сетка», «тётка» — щётка)
4 звуки л и р А)пропускаются («ампа»-лампа, «ука»-рука); Б)заменяются звуком ль («лямпа» — лампа, «люка»-рука); В)заменяются й («ямпа»-лампа, «юкка»-рука)
У большинства детей трёх лет встречаются физиологические,а не патологические недостатки звукопроизношения,которые носят непостоянный,временный характер. Они обусловлены тем,что у ребёнка трех лет ещё несовершенно функционируют слуховой и речевой аппараты.
Звукопроизношение формируется у детей в основном в дошкольном возрасте. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка полностью должно быть законченно в детском саду. А так как звук является смысловой единицей лишь в слове,то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связанна с систематической, целеноправленной работой по развитию речи.
Связная речь
Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов,картин,иллюстраций; наблюдений за живыми объектами,строительством ;после просмотров спектаклей,мультфильмов обучать умению вести диалог с педагогом; слушать и понимать заданный вопрос,понятно отвечать на него, говорить не перебивая говорящего взрослого.
Формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми, взрослыми. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо» ,«здравствуйте», «спокойной ночи».
Побуждать доброжелательно общаться друг с другом. Побуждать участвовать в драматизации хорошо знакомых сказок.
Чем богаче и правильнее речь ребёнка,тем легче ему высказывать свои мысли,тем шире его возможности познать действительность ;полноценнее будут его взаимоотношения с детьми и взрослыми,его поведение,а следовательно и его личность в целом.
Любое нарушение в той или иной степени может отразиться а деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие (заикающиеся, не выговаривающие многих звуков,начиная осознавать свой недостаток,становятся молчаливыми,застенчивыми,нерешительными ;если же их не понимают,то они раздражаются,замыкаются в себе,
При обучении ребёнка в школе недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах.
Источник
3 ОНТОГЕНЕЗ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ЛЕКЦИЯ 3 Особенности развития речи детей по возрастам (к каждому возрасту характеристика)
План.
1. Развитие речи ребенка на первом году жизни.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ
ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ Многие исследователи отмечают чувствительность к звукам у новорожденных по таким реакциям:
Изменения общей двигательной активности.
Сморщивание лба.
Движения век.
Вздрагивания.
Изменения ритма и частоты дыхания.
Поворота глаз и головы к источнику звука.
Торможения сосательных движений.
В 2 недели, ребенок оставляет грудь, прислушивается к голосу матери, может перестать плакать. Ребенка можно успокоить песней.
На 3-4 – ой неделе жизни слуховое сосредоточение можно получить не только на относительно сильный звук, но и на речевое воздействие взрослого.
Реакция на звук несколько замедленная. Голос мамы начинает узнавать – на него больше реакции, чем на другие звуки.
ВТОРОЙ МЕСЯЦ Примерно с полуторамесячного возраста малыш гулит – произносит гласные звуки, отсутствующие в языке взрослых. В процессе развития эти звуки утрачиваются, заменяясь полноценными гласными звуками. Выделяются (опознаются) в гулении звуки – а, о, у, э; п, м, к, г, х.
ТРЕТИЙ МЕСЯЦ Гуление делается разнообразнее, появляются согласные звуки г-г-г, б-у, в–и и т.д. В ответ на поощрение ребенок активизирует гуление; происходит как бы разговор, когда взрослые агукают вместе с малышом. На улыбку взрослого ребенок отвечает улыбкой, на речь взрослого – произнесением звуков. Поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами.
ОТ ТРЕХ ДО ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ Гуление преобразуется в «свирель», т.е. произнесение цепочки звуков каскадом: аль–ле-е-лы-агы-аы. Они делаются продолжительнее, если к этому побуждают взрослые, разговаривая с малышом. Перенимает по подражанию темп, ритм, тон речи («гуления») взрослых. Реагирует на громкость речи и интонацию – может начать улыбаться, может заплакать.
СЕДЬМОЙ – ВОСЬМОЙ МЕСЯЦЫ Для развития речи в этом возрасте представляется важным возможность подражания голосовым реакциям взрослого. В этом возрасте появляется лепет, т.е. произнесение отдельных слогов ба-ба-ба, да-да-да. В нем уже слышны довольно ясные звуки. Практически все звуки не свойственные родному языку ребенок из своего лепета уже отсеил. Из гласных чаще других производится звук а в сочетании с согласными п, б, м, д, т, к. Получив возможность подражать взрослому, ребенок активно повторяет за ним слоги. Период лепета очень важен, т.к. малыш подолгу упражняет свой артикуляционный аппарат и тренирует одновременно физический и фонематический слух. В лепете появляются интонации удовольствия и неудовольствия.
ДЕВЯТЫЙ – ДЕСЯТЫЙ МЕСЯЦЫ Ребенок способен по подражанию произносить цепочки повторяющихся слогов. В это время очень важно поощрять ребенка к лепету, т.к. он уже способен копировать интонации. Голосом малыш выражает свои потребности и эмоции. Развивается понимание речи. Опорой в этом умении является зрительное восприятие. Общение между ребенком и взрослым начинает строиться с помощью речи.
ОДИННАДЦАТЫЙ – ДВЕНАДЦАТЫЙ МЕСЯЦЫ. Дети понимают обращенную к ним речь, могут выполнить простые просьбы взрослых, подкрепленные жестами. В активной речи малыша появляются первые слова. Запас слов годовалого ребенка не одинаков: от 2-3 до 15-20 слов. 80 % слов – существительные. Могут присутствовать и глаголы – бух – падать, ам – кушать. прилагательные, местоимения, наречия, служебные части речи отсутствуют. Первая степень обобщения слов. Есть дети, не имеющие в активном словаре слов, но демонстрирующие приличное понимание речи. Первые слова – это, как правило, ударные слоги знакомых слов: «ка» — каша, «пу» — капуста; простые двусложные слова, состоящие из двух одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба» и т.д. Эти слоги и простейшие слова можно назвать словами-предложениями, т.к. они обозначают целые понятия, хотя в этих словах-предложениях нет сочетания по грамматическим правилам языка.
Степени обобщения слов
1 степень – слово замещает чувственный образ только одного предмета (кукла – только эта кукла, все остальное не куклы, а что-то еще не известное). Около 1 г.
2 степень – слово замещает чувственный образ нескольких однородных предметов (все куклы становятся куклами). Около 3 лет.
3 степень – усваиваются обобщающие слова, обозначающие несколько групп предметов (игрушки = кукла + мяч+кубики). Около 3,5 лет.
4 степень – усваиваются обобщающие слова для обобщающих слов – высший уровень интеграции (вещь=игрушки+посуда+одежда). После 4-х лет.
Примеры степеней обобщения
Береза – березы – дерево – растения
Кошка –кошки – животное — жители земли/фауна
Телевизор – телевизоры – бытовая техника – электроприборы
Мама – мамы – женщина – человек.
Литература
1. Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
2. Белякова Л.И., Заикание.
3. Бородич А.М., Методика развития речи детей.
4. Винарская В.Н., Возрастная фонетика, 2005 г.
5. Жукова Н.С., Логопедия.
6. ИНТЕРНЕТ ! ! !
7. Малыш учится говорить, О.Жукова, 2007 г.
8. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред М.Ф. Фомичевой.
9. Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной.
10. Поваляева М.А., Справочник логопеда.
11. Программы воспитания и обучения детей «Радуга», «Детство», «Развитие» и др.
12. Теория и методика развития речи дошкольников, Стародубова Н.А., 2007 г.
13. Филичева Т.Б., Основы логопедии.
14. Язык и сознание, Лурия А.Р., 1998 г.
Серия сообщений «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ»:
Подписка на еженедельную бесплатную логопедическую рассылку https://subscribe.ru/catalog/socio.edu.logoped
Активная группа логопедов в «Одноклассниках» — «Логопеды, логопедия» https://www.odnoklassniki.ru/logovlad/
Часть 1 — ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
Часть 2 — РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ
Часть 3 — 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В 3-4 ГОДА
Часть 4 — 10. ОНТОГЕНЕЗ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Часть 5 — ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ
Часть 6 — КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС. М.Шохор-Троцкая
Серия сообщений «Онтогенез детской речи»:
Переход на страничку онлайн логопеда Губаревой Ольги Анатольевны (жми)…
Часть 1 — ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
Часть 2 — 2 ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ)
Часть 3 — РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ
Часть 4 — 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В 3-4 ГОДА
Часть 5 — 5 ОНТОГЕНЕЗ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. 4-5 ЛЕТ
…
Часть 11 — ПРИЗНАКИ НОРМАЛЬНОГО И ПАТОЛОГИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Часть 12 — ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ
Часть 13 — КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС. М.Шохор-Троцкая
Источник
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ.
Импрессивная речь.
(понимание речи)
1 год
Ребёнок может в ответ на просьбу:
— показать знакомые предметы, игрушки
(Где зайка? Покажи киску);
— выделить среди взрослых близких людей
(Где мама? Где папа?);
— откликнуться на своё имя;
— адекватно выполнить словесные инструкции
(дай, возьми, на, помаши, сделай «ладушки» и т.д.)
1 год 6 мес.
— Показать предметы обихода, продукты питания, животных, растения и т.п.;
— выполнить действия
(постучи молоточком, открой коробку, брось мяч, дай маме, покорми Лялю);
— выделить среди двух-трёх картинок нужную
(покажи грушу; где машинка?);
— показать части лица и тела на себе, взрослом, на кукле.
2 года
— показать предметы, изображённые на 5-6 картинках, из различных тематических групп
(сапоги, воробей, ёлка, пирамидка, чайник и т.д.);
— опознать действие на простой сюжетной картинке
(Где девочка кушает? Где мальчик качается? Где тётя спит?);
— адекватно выполнить действие
(покажи, как птичка летает; покажи, как мама подметает; сядь на стул; отнеси папе; положи куклу на стул; положи мяч под стул; дай куклу; дай кукле);
— выбрать предмет, соответствующий некой характеристике
(дай большой мяч; принеси маленькую подушку);
2 года 6 мес.
— выполнить действие
(спрячь мячик под диван; спрячь мячик за диван; положи колечко в коробку, положи колечко на коробку);
— различать формы ед. и мн.ч. существительных муж. и жен. рода
(Где куклы? Где птичка? Где носок?);
— адекватно реагировать на вопросы по сюжетным картинкам – сказать или показать
(картинка: девочка гладит кукле платье утюгом; вопросы: Чем девочка гладит? Что девочка гладит? Кому девочка гладит платье?)
— прослушать элементарный рассказ из 3-4 предложений и продемонстрировать его понимание – ответить на вопросы или показать нужную картинку
(рассказ: Птичка сидела на дереве. Кот хотел её поймать, но птичка улетела; вопросы: Где сидела птичка? Кто хотел её поймать? Поймал кот птичку или нет?)
3 года
— ребёнок понимает содержание обращённой к нему речи взрослого в полном объёме;
— понимает содержание литературных произведений, адресованных детям этого возраста: стихов, рассказов, потешек, загадок.
Экспрессивная речь
(собственная речь)
1 год
— ребёнок может по просьбе взрослого найти и назвать нужный предмет. Называются предметы обиходно-бытовой тематики, хорошо знакомые ребёнку
(Кто это? Что это?);
— назвать близких людей;
— количественный состав произносимых ребёнком слов достигает 5 – 10 слов;
— ребёнок соотносит произносимые слова с конкретным предметом или действием.
1 год 6 мес.
— количественный состав произносимых ребёнком слов достигает 30 -40; в словаре присутствуют глаголы;
— лепетные слова вытесняются полноценными лексическими единицами, более совершенными в плане звукослоговой структуры;
— ребёнок мотивирован и способен к речевой имитации;
— для осуществления коммуникации использует слова, сопровождаемые жестом, мимикой, может изъясняться номинативными предложениями
(Дай! На!);
2 года
— наличие в речевой продукции слов, обозначающих предметы, действия, признаки и качества
(большой, горячо, горький)
указательные местоимения
(там, тут);
— называет предметы и действия, изображённые на картинках;
— способен комбинировать слова для выражения коммуникативного намерения
(дай кука-дай куклу; зими миску-возьми мишку; титить зюбки-чистить зубки)
— способен адекватно вербализовать ситуацию, изображённую на сюжетной картинке
(дядя кусает-дядя кушает; абатька пит-собачка спит);
— может использовать нужную форму слова в зависимости от ситуации
(И.п., Д.п., В.п. сущ. Ед.ч.: Там кука-там кукла; дай куку-дай куклу; дай куке-дай кукле; мачик исует-мальчик рисует; мачики исуют-мальчики рисуют);
— в речи присутствуют вопросительные слова
(Почему? Кто пришёл? Куда пойдём?)
2 года 6 мес.
— присутствуют слова, обозначающие предметы,
действия, признаки и качества, выходящие за рамки обиходно-бытовой тематики
(крокодил, ворона, автобус, гнездо, шишка, злой);
— ребёнок способен осуществлять коммуникацию с помощью предложений из 3-4 и более слов;
— способен поддерживать элементарный диалог со взрослым;
— происходит развитие планирующей функции речи
(если я пойду, то ты купишь …);
— овладение основными грамматическими формами
(И.п., Д.п., Р.п., Т.п., П.п. сущ. ед. ч.);
— некоторыми падежными формами сущ. мн.ч.
(ответы на вопросы: Чем рисует мальчик? Из чего дедушка пьёт чай?);
— системой личных окончаний глаголов
(рисует- нарисовал);
— наличие и адекватное употребление в речи предлогов со значением местонахождения и направления движения
(в, на, из, по, под, у);
— ребёнок способен использовать вербальные средства общения для достижения прагматических целей
(попросить игрушку у сверстника или взрослого, отказать в просьбе другому человеку, сообщить о чём –то важном и т.п.).
3 года
— активный лексикон ребёнка насчитывает 1200-1500 слов, в нём присутствуют практически все части речи, кроме причастий и деепричастий;
— усложняется синтаксическая структура предложения, в речи могут быть конструкции с придаточными целями
(часто аграмматичные)
— способен построить элементарный рассказ из 3-4 предложений на основе увиденного или услышанного;
— способен воспроизвести содержание речи взрослого, не обращённой непосредственно к ребёнку, услышанные стихи и песенки.
Если на ваш взгляд, ребёнок не владеет данными навыками, следует обратиться к специалистам:
— логопеду;
— неврологу;
— психологу.
Своевременное выявление задержки речевого развития позволит начать коррекционную работу в ранние сроки, что приведёт к лучшим результатам логопедической работы.
Учитель-логопед
Светашова И.Е.
Д/с №2456
Источник