Особенности развития ребенка школьного возраста

Особенности развития ребенка школьного возраста thumbnail

как развивать ребенка - подготовка ребенка к школе

Психология детей младшего школьного возраста – это тот период, в котором осуществляется основная закладка в развития психики ребенка, поэтому важно следить, за тем как развивается ребенок, ведь успешно приобретенные знания, привычки и моральные установки будут в дальнейшем формировать полноценную личность.

как развивать ребенка подготовка ребенка к школе
Что особенного происходит с ребенком
Младший школьный возраст определен с 6 до 10 лет, т.е. с периода обучения ребенка в начальных классах. У ребенка меняется взаимоотношения с социумом, так как он становится общественным субъектом со значимыми обязанностями, оцениванием учебы и деятельности ребенка. В этот период, как правило, утрачивается авторитет взрослого. А влияние сверстников, наоборот играет очень важную роль, ребенок в этот период начинает рассуждать, у него появляется словарно логический запас, он сосредотачивает свое внимание на все более и конкретных объектах и ситуациях, умеет самостоятельно распределять и переключаться, а так же быть устойчивым.

Следует так же помнить, что существует такое понятие как кризис семи лет. Это период, когда ребенок четко осознает значимость собственного «Я» и все переживания имею смысл — он с точностью может охарактеризовать состояния – я сердит, я голоден, я хороший, я добрый, я злой и т.д., и понимать, что это именно относится к нему.
Кризис семи лет, часто выражается манерность ребенка, то есть ребенок может что-то из себя показывать, или напротив что – то скрывать. Может скрывать, что – то от взрослых – например, когда ему плохо или у него есть какие-то проблемы.
С появлением статуса – школьника, ребенок обретает некую самостоятельность, у него формируются соответственные моральные ценности, которых он старается придерживаться. Дети начинают осознавать свою индивидуальность, стараются отличить свою уникальность перед остальными, часто стремятся лидировать в обществе своих сверстников. Это проявляется еще в том, детки ищут себя в увлечениях, занятиях, кружках, им участвовать в групповых формах активности.

Но в силу ряда причин, часто дети стараются избегать неудач, мотивируясь достичь определенных успехов. Такое поведение должно контролироваться со стороны взрослого, что бы ориентиры поведения и действий ребенка, в дальнейшем, не привело к страху смены отношения окружающих.
Так, ребенок – школьник, очень подвергнут критике и остро реагирует на оценку, со стороны взрослых, ребенок этого возраста эмоционально неустойчив, у него могут наблюдаться частые перемены настроения.

Развиваем память у детей

Память – это восприятие впечатлений, которые остаются у человека, об окружающей среде, и по возможности, эти впечатления закрепляются и при необходимости воспроизводятся. Память — это основа способностей человека, к восприятию, хранению, воспроизведению опыта, полученного в ходе жизнедеятельности человека.
Память школьников, это своеобразный переход от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию. Дети в возрасте от 6 до 14 лет активно развивают механическую память на логические единицы информации, которые не связаны между собой.
Процесс взросления ребенка влечет за собой развитие осознанности в действиях, которые направляются на точное и качественное запоминание, а так же воспроизводить в точности, удержанный в памяти материал. Дети чаще всего, придают значение впечатления, которые получены зрительным, слуховым или двигательным путем. При чем, чем младше ребенок, тем непосредственно проявляются чувства неудовлетворенности или удовольствия от увиденного, сделанного или услышанного. Педагогическое воздействие на детей младшего дошкольного возраста как раз и строится на этих чувствах.
В разный возраст ребенка, иные приемы по управлению памяти, с помощью которых совершенствуется память при обучении. Весомый вклад в развитие, в первую очередь, привносят родители и учителя.
К приемам управления памятью относят такие:

  • повторение. Ребенок, повторяет каждое запомнившееся слово, а потом повторяет слова группами;
  • организация. Ребенок запоминает и устанавливает взаимосвязь со словами, при помощи ассоциаций;
  • осмысление. Ближе к 11 годам, ребенок может осмысленно повторить запомнившийся абзац и сделать из него выводы;
  • формирование образов. Запоминание новой информации у ребенка, куда проще будет происходить, если предложить ему использовать какие-то умственные образы, которые схожи по каким-то чертам или несуществующим признакам;
  • поиск информации в памяти. Ребенок запоминает какую-то информацию, но все равно ищет несколько вариантов, для проверки правильности.
  • создание сценариев. Для того, что бы в памяти ребенка сохранить регулярно повторяющие события, можно организовать события в виде набора сценариев.

Особенности психологии детей

Младший дошкольный возраст – это самый ответственный период в жизни малыша.
Особенности детей младшего школьного возраста, в первую очередь, обусловлены тем, что в этот период, начинает закладываться собственное «Я», развивается самосознание. Обогащение знаниями, в этом возрасте, способствует интенсивному развитию интеллектуальных способностей, самореализации и творческой активности. Относительно физического развития – это самый спокойный возраст. Происходит равномерное увеличение роста и веса, развивается выносливость. Костная система находится на стадии формирования.
Этот период характеризируется совершенствованием мозга – то есть развивается аналитическая и систематическая функция коры, изменяются такие процессы, как возбуждение и торможение. Процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
Самая главная цель ребенка – это обучение. Ребенок стремится приобрести и усвоить новые знания, умения и навыки, а так же стремится накопить систематические сведения об окружающем его мире, природе и обществе в целом.

Воспитание в детях чувства собственной значимости

Воспитание детей младшего школьного возраста, имеет огромное значение, в последующем становлении ее как личности. Правильная закладка моральных ценностей и жизненных установок принесут ребенку, в будущем, крепкую основу его жизнедеятельности. Задача родителей правильно расставить ориентиры.
К примеру, хорошо, если ребенок будет воспринимать свои успехи и поражения, то есть объективно. Ребенок должен в первую очередь, уверенным в своих силах, быть человеком слова, знающим себе цену, на которого можно во всем положиться. Повышенная самооценка или напротив – пониженная, не будет хорошим стимулом для достижения определенных результатов.
Правильное воспитание детей младшего дошкольного возраста, так же подразумевает систематическое подчеркивание достоинств. Иными словами – похвала, это личный успех ребенка, который очень стимулирует малыша. Особенно – если эта похвала родителей.

Не менее важно подавать правильный пример ребенку. Ведь этот возраст – это возраст подражательства. Ребенок подражает людям, которых уважает. Большинство действий, негативных эмоций, грубых слов или действий – это следствие подражания. Необходимо всегда об этом помнить и подавать хороший пример.
Хорошо, что бы в этом возрасте привить говорить слово «нет» действиям, которые не хочет совершать ребенок. То есть те действия, которые нанесут вред ребенку – сигареты, выпивка, наркотики.
Важно привить ребенку, что самое безопасное место на земле – это его дом. А так же, главной обязанностью родителей есть обучение ребенка элементарным основам безопасности. Ребенок должен отдавать себе отчет в том, что не все так в мире идеально и не все люди добры. Поэтому должен быть крайне осторожен на улице, в быту. И в случае чего, не стесняться обратиться за помощью.
Хотелось бы подытожить, что очень много чего родители должны привить и воспитать в ребенке в самый ответственный период в жизни. Ведь это основа основ на всю его дальнейшую жизнь закладка в этом возрасте, существенно смягчит подростковый период, а так же поможет развить в ребенке полноценную личность. Главное уделять, по возможности как можно больше времени ребенку, общаться с ним, помогать ему, познать себя и окружающих. Дать ему уверенность в собственной необходимости и о его месте в этом мире.

Читайте также:  Ручной труд как средство развития ребенка

Источник

Возрастные особенности  развития детей школьного возраста

При поступлении в школу меняется весь образ жизни ребенка. Полная свобода движений сменяется многочасовым сидением. В первом классе приблизительно на 50% снижается объем двигательной активности и это в то время, когда ребенку особенно нужны движения. Гиподинамия приводит к функциональным нарушениям деятельности ЦНС, ухудшается работа сердца и сосудов, желез внутренней секреции, нарушается обмен веществ. Длительное сидение и снижение тонуса скелетной мускулатуры приводят к нарушению осанки. Искривление позвоночника отмечается у 10—15% школьников, часто встречаются плоскостопие, искривление ног (из-за слабости связок и суставов), ожирение, близорукость.

В то же время умеренные физические нагрузки, использование специальных комплексов корригирующих упражнений способны приостановить прогрессирующие заболевания, а в ряде случаев и устранить отклонения в состоянии здоровья школьников.

Правильная организация физического воспитания с учетом индивидуальных, возрастных, анатомо-физиологических особенностей не только способствует физическому развитию, но и является надежным средством предупреждения и коррекции отклонений в состоянии здоровья школьников.

Особенности развития детей младшего школьного возраста, подростков и юношей

Младший школьный возраст (6—11 лет). В этом возрасте отмечается значительное развитие ЦНС, но еще далекое от совершенства. Недостаточная сила и уравновешенность нервных процессов, преобладание возбуждения над торможением приводит к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга, быстрой утомляемости. Вместе с тем дети в этом возрасте легко овладевают сложными по координации движениями, что обусловлено высокой пластичностью нервной системы. Однако при сильных и монотонных двигательных раздражителях снижается устойчивость к внешним воздействиям, развивается запредельное торможение. В связи с этим необходимо в двигательный режим включать больше разнообразных физических упражнений и игр.

Большие изменения отмечаются в сердечно-сосудистой системе — увеличивается объем сердца, снижается частота сердечных сокращений. Если в 7—8 лет частота пульса 80—92 уд/мин, то в 9—10 лет — 76—86 уд/мин, а в 11 лет — 72—80 уд/мин. Деятельность сердца малоэкономна, его функциональные возможности невелики, артериальное давление относительно низкое. При мышечной работе система кровообращения испытывает значительное напряжение. Передозировка физическими упражнениями может привести к нарушению сердечного ритма, резкому изменению давления крови.

Дыхательные возможности младших школьников невелики. Объем легких в 11 лет составляет примерно половину объема взрослого человека. Глубина дыхания составляет 160—250 мл, частота дыхания высока, но постепенно снижается с 23 до 19 циклов в минуту, минутный объем дыхания в покое находится в пределах от 3,5 до 4,4 л/мин. У младших школьников ограничена способность работать в долг, поэтому необходимо быть осторожным с кратковременными интенсивными нагрузками.

При регулярных тренировках дети 7—8 лет могут выполнить очень большие по объему нагрузки с умеренными сдвигами в системе кровообращения и дыхания и быстрым восстановлением.

Подростковый возраст (12—15 лет) характеризуется бурным ростом всего организма и повышением функциональных резервов, половым созреванием. Усиливается концентрация процессов возбуждения и торможения, но в то же время отмечается повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, неадекватные реакции, свидетельствующие о недостаточной силе тормозных процессов. Двигательные функции в этом возрасте достигают высокой степени развития, что является следствием развития ЦНС, увеличением общих размеров тела, развития скелета, мышечной массы. В этом возрасте начинает проявляться акселерация, характеризующаяся увеличением тотальных размеров тела, ускорением темпов роста и развития у представителей одновозрастной популяции по сравнению со сверстниками предыдущего поколения.

Большие изменения происходят в деятельности сердечно-сосудистой системы. Пульс понижается до 70—76 уд/мин, увеличиваются размеры сердца, но несовершенство нейросекреторной регуляции приводит к нарушению сердечного ритма, увеличению артериального давления. Это закономерные нарушения для этого возраста и они временны. В целом повышаются адаптационные способности сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам, но они хуже, чем у юношей и взрослых.

Глубина дыхания повышается с 260 до 375 мл, минутный объем дыхания — с 4,7 до 5,4 л/мин, ЖЕЛ — с 2200 мл до 3200 мл. В период полового созревания повышается способность к выполнению длительной работы большой интенсивности и кратковременной очень интенсивной.

Гиподинамия усугубляет трудности подросткового возраста, а рационально построенные занятия физической культурой способствуют их преодолению.

Юношеский возраст (16—18 лет). Происходит завершение развития ЦНС, совершенствование деятельности мозга, развитие процессов торможения, хотя остается некоторое преобладание процессов возбуждения. Показатели сердечно-сосудистой системы постепенно приближаются к уровню взрослого человека. Необходимо иметь в виду, что ЧСС во всех возрастных группах, а особенно в юношеской, у девушек выше, чем у юношей. Часто может наблюдаться временное повышение артериального давления (юношеская гипертония). Частота дыхания сохраняется как у подростков, но увеличивается глубина дыхания (до 420 мл). Показатели ЖЕЛ приближаются к уровню взрослого человека.

Повышается способность к выполнению длительной работы, увеличивается выносливость к нагрузкам большой и умеренной мощности. У девочек, начиная с младшего школьного возраста, функциональные возможности организма и общая физическая работоспособность ниже, чем у мальчиков, причем в юношеском возрасте эти различия более выраженнее.

Систематические занятия физической культурой приводят к изменению функционального состояния нервной системы — повышается работоспособность, происходят положительные сдвиги в деятельности желез внутренней секреции. Дети реже болеют, пропорционально развиваются.

Школьники спортивных классов заметно отличаются от сверстников не только физическим развитием, но и более высокой умственной работоспособностью. В чем же проявляется влияние различных физических упражнений на динамику возрастного развития детей? Силовые упражнения могут служить препятствием к увеличению роста. Упражнения на гибкость повышают эластичность мышц и связок. Сложно координационные упражнения стимулируют умственную деятельность. Упражнения на силу и выносливость требуют гормональный компонент, поэтому до периода полового созревания их следует выполнять ограниченно. Выносливость — это дар природы, которым люди наделены с детства. Ребенок 6—8 лет способен за 90 мин преодолеть с перерывами расстояние до 6—7 км. Это объясняется высоким уровнем потребления кислорода у детей. Однако с возрастом человек снижает объем двигательной активности и способность к проявлению качества выносливости ухудшается.

Средствами компенсации дефицита двигательной активности являются физические упражнения на уроках физической культуры и во внеурочное время, домашние задания по физической культуре (прыжки со скакалкой, подтягивание, приседания на одной ноге и т. п.), тренировки по видам спорта.

Одним из показателей состояния здоровья школьников является осанка — привычная поза непринужденно стоящего человека. Чрезмерное увеличение или уменьшение выраженности изгибов позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах приводит к таким нарушениям, как выпрямленная, сутуловатая, кифотическая и лордическая осанка. Кроме нарушений осанки в сагитальной плоскости нередко выявляются искривления позвоночника во фронтальной плоскости (сколиоз), обусловленные слабым развитием отдельных групп мышц. Плохая осанка не только портит фигуру, но и может вызвать смещение сердца и крупных сосудов, отсюда и ухудшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для коррекции осанки необходимо выполнять специальные корригирующие упражнения, ходьбу с предметами на голове, упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса, ног, грудных и подошвенных мышц. Воспитанию правильной осанки необходимо уделять больше внимания на уроках, своевременно проводить физкультминутки, микропаузы физических упражнений.

Читайте также:  Модели воспитания в семье с ребенком с отклонениями в развитии

Работоспособность школьников не сохраняется на одном уровне в течение недели. Постепенно повышаясь, работоспособность достигает максимума к среде и четвергу. В понедельник и вторник идет врабатывание организма, а к субботе работоспособность падает из-за накопившейся за неделю усталости. Трудными для организма школьника являются вторая четверть и, особенно, четвертая, в период которой зачастую проявляются авитаминоз, негативное влияние сниженной двигательной активности зимой, накопившаяся за учебный год усталость.

Литература:

Тимушкин, А. В.

Т41 Физическая культура и здоровье: Учебное пособие / А. В. Тимушкин. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. — 120 с.

Источник

метки: Процесс, Система, Объем, Нагрузка, Ребенок, Воспитание, Необходимо, Физиологический

Лекция №8. Физическая культура учителя общеобразовательной школы

2. Организация физического воспитания учащихся

3. Формы организации физического воспитания в школе

1. При поступлении в школу меняется весь образ жизни ребенка. В первом классе приблизительно на 50% снижается объем двигательной активно­сти и это в то время, когда ребенку особенно нужны движения. Гиподи­намия приводит к функциональным нарушениям деятельности ЦНС, ССС, желез внутренней секреции, на­рушается обмен веществ. Длительное сидение и снижение тонуса ске­летной мускулатуры приводят к нарушению осанки. Искривление по­звоночника отмечается у 10—15% школьников, часто встречаются плоскостопие, искривление ног (из-за слабости связок и суставов), ожи­рение, близорукость.

В то же время умеренные физические нагрузки, использование спе­циальных комплексов корригирующих упражнений способны снизить негативное влияние гиподинамии, а в ряде случаев и устранить отклонения в состоянии здоровья школьников.

Кроме того, правильная организация физического воспитания с учетом индиви­дуальных, возрастных, анатомо-физиологических особенностей не только способствует физическому развитию, но и является надежным средством предупреждения и коррекции отклонений в состоянии здоро­вья школьников.

Особенности развития детей младшего школьного возраста, подростков и юношей

Младший школьный возраст (6—11 .пет).

Функциональная система организма

Физиологические процессы

Внешнее проявление

Рекомендации по физическому воспитанию

ЦНС

1. Высокая пластичность нервных процессов

2. Недоста­точная сила и уравновешенность нервных процессов

3. Преобладание воз­буждения над торможением

4. Быстрая истощаемость клеток коры головного мозга

1. Дети легко овладевают сложными по координации движениями

2. При сильных и монотонных двигательных раздражителях снижается устой­чивость к внешним воздействиям, развивается запредельное торможе­ние

В двигательный режим необходимо включать боль­ше разнообразных физических упражнений и игр

ССС

1. Увеличивается объем сердца,

2. Снижается частота сердечных сокращений,

3. АД относительно низкое

1. При мышечной работе система кровообращения испытывает значительное напряжение

2. При перегрузках могут возникать аритмия, перепады АД

Необходимо следить за интенсивностью физических нагрузок

Дыхательная система

1. ЖЕЛ в 11 лет составляет примерно 1/2 объема взрослого.

2. Частота дыхания высо­ка: от 23 до 19 циклов в минуту,

3. Минутный объем дыхания в покое от 3,5 до 4,4 л/мин.

Невозможность долго работать в условиях кислородного голодания

Необходимо быть осторожным с кратковременными интенсивными на­грузками

При регулярных тренировках дети 7—8 лет могут выполнить очень большие по объему нагрузки с умеренными сдвигами в системе крово­обращения и дыхания и быстрым восстановлением.

Подростковый возраст (1215 лет)

Функциональная система организма

Физиологические процессы

Внешнее проявление

Рекомендации по физическому воспитанию

ЦНС

1. Усиливается концентрация процессов возбуждения и торможения

2. Недостаточная сила тормозных процессов

1. Повышенная возбудимость

2. Эмоциональная неустойчивость,

3. Неадекватные реакции

Уделять больше внимания волевой регуляции движений

ССС

1. Пульс понижается до 70—76 уд/мин

2. Увеличиваются размеры сердца

3. Аритмия из-за несовер-шенства нейросекреторной регуляции

4. Возрастная ВСД по гипертоническому типу.

В целом повышаются адаптационные способности сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам, но они хуже, чем у юношей и взрослых.

Занятия физическими упражнениями строить в зависимости от типа ВСД

Дыхательная система

1. Глубина дыхания повышается до 375 мл,

2. Минутный объем ды­хания до 5,4 л/мин

3. ЖЕЛ до 3200 мл.

В период по­лового созревания повышается способность к выполнению длительной работы большой интенсивности, а также кратковременной и очень интенсивной работы.

Давать длительные физические нагрузки большой интенсивности

Гиподинамия усугубляет трудности подросткового возраста, а ра­ционально построенные занятия физической культурой способствуют их преодолению.

Юношеский возраст (16—18 лет).

Функциональная система организма

Физиологические процессы

Внешнее проявление

Рекомендации по физическому воспитанию

ЦНС

1. Завершение развития ЦНС

2. Совершенствование деятельности мозга

3. Развитие процессов тор­можения

4. некоторое преобладание процессов возбужде­ния

Движения становятся плавнее, исчезает подростковая неуклюжесть

Целесообразно давать сложнокоордина-ционные физические упражнения

ССС

1. Показатели сердечно-сосудистой системы постепенно приближа­ются к уровню взрослого человека

2. ЧСС у девушек выше, чем у юношей

3. Возможна юношеская гипертония

Исчезают головные боли, связанные с резким изменением АД

Можно давать детям упражнения умеренной и большой мощности на длительное время

Дыхательная система

Показатели ЖЕЛ и частоты дыхания приближаются к уровню взрослого человека.

Повышается способность к выполнению длительной работы, увели­чивается выносливость к нагрузкам большой и умеренной мощности

Можно давать упражнения на развитие выносливости

Систематические занятия физической культурой приводят к изме­нению функционального состояния нервной системы — повышается работоспособность, происходят положительные сдвиги в деятельности желез внутренней секреции. Дети реже болеют, пропорционально раз­виваются.

Влияние различных физических упражнений на динамику возрастного развития детей:1)Силовые упраж­нения могут служить препятствием к увеличению роста. 2)Упражнения на гибкость повышают эластичность мышц и связок. 3)Сложнокоординаци­онные упражнения стимулируют умственную деятельность. Упражне­ния на силу и выносливость требуют гормональный компонент, поэтому до периода полового созревания их следует выполнять ограниченно. Эффективность выполнения упражнений на выносливость зависит от природных данных ребёнка.

Работоспособность школьников не сохраняется на одном уровне в течение недели. Постепенно повышаясь, работоспособность достигает максимума к среде и четвергу. В понедельник и вторник идет врабатывание организма, а к субботе работоспособность падает из-за накопив­шейся за неделю усталости. Трудными для организма школьника явля­ются вторая четверть и, особенно, четвертая, в период которой зачастую проявляются авитаминоз, негативное влияние сниженной двигательной активности зимой, накопившаяся за учебный год усталость.

2. Обеспечение эффективных занятий по физическому воспитанию и сохранение здоровья учащихся входит в должностные обязанности ру­ководителей и учителей школы. Ведущим в процессе физического вос­питания учащихся является учитель физической культуры.

Кроме того, за физическое воспитание в школе отвечают также директор школы, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, классные руководители и учителя. Их основ­ные обязанности отражены в следующей таблице:

Ответственные за физическое воспитание

Обязанности

Учитель физической культуры

• несет ответственность за выполнение учебной программы, за овладение учащимися необходимыми знаниями, умениями и навыками на уроках физической культуры, за проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня;

• ведет систематический учет физической подготовленности учащихся;

• организует внеклассную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу в школе;

• обеспечивает подготовку учащихся к сдаче различных норм и спортивных разрядов;

• организует внутришкольные соревнования и физкультурные праздники, а также соответствующую подготовку учащихся к внешко­льным спортивным соревнованиям;

• содействует профориентации учащихся и т.д.

Директор школы

• обеспечение необходимых условий для проведения уроков фи­зической культуры, организации физкультурно-оздоровительных меро­приятий в режиме дня школы, внеклассной спортивно-массовой работы;

• обеспечение систематического контроля за работой по физиче­скому воспитанию учащихся;

• организация регулярных медицинских осмотров учащихся.

Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы

• несет ответственность за организацию и проведение внекласс­ной физкультурно-оздоровительной работы;

• предусматривает в планах внеклассной работы мероприятия по физическому воспитанию;

• участвует в организации и работе коллектива физкультуры школы.

Классные руководители и учителя

• добиваться соблюдения учениками режима дня, выполнения ими утренней гимнастики, участвовать в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня;

• содействовать вовлечению учащихся в секции, клубы по видам спорта, обеспечение соблюдения гигиенических требований к прове­дению урока по своему предмету, следить за правильной осанкой уча­щихся.

Читайте также:  Центр развития ребенка 106 казань

Целью физического воспитания в школе является содействие все­стороннему развитию личности. В процессе физического воспитания решается три группы задач:

оздоровительные — содействие укреплению здоровья, всесто­роннему гармоничному развитию, обеспечение оптимального уровня развития физических качеств и физической работоспособности (в соот­ветствии с возрастом), содействие закаливанию организма;

образовательные — формирование жизненно важных умений и навыков в естественных движениях (бег, ходьба, прыжки, метания, ла­зания, подъем и переноска тяжестей), развитие способности управлять движениями собственного тела, формирование системы знаний, способ­ствующих повышению общеобразовательной культуры школьника;

воспитательные — содействие нравственному, трудовому, эс­тетическому, умственному воспитанию.

Формы организации физического воспитания

в школе

в семье

Во внешкольных учреждениях

• классно-урочная;

• физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;

• ежедневные занятия физическими упражнениями в группе про­дленного дня;

• внеклассная работа.

• физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;

• самостоятельные занятия физическими упражнениями по типу спортивной тренировки, выполнение домашних заданий по физическо­му воспитанию;

• самодеятельные игры, прогулки, походы, спортивные развлече­ния, в том числе с участием взрослых;

* участие семей в соревнованиях по месту жительства.

• систематические учебно-тренировочные занятия, спортивные соревнования;

• массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия в летних и зимних лагерях отдыха;

• массовые игры, конкурсы, спортивные развлечения, экскурсии и походы, организуемые на спортивных и туристических базах.

По признаку обязательности все формы физического воспитания де­лятся на обязательные (классно-урочная форма) и добровольные. По признаку организации обучения — на урочные, урочного типа и неурочные. Основные признаки урочной формы:

• наличие квалифицированного педагога;

• определяемое программой содержание урока;

• обоснованная структура и четко ограниченные временные рамки;

• обязательная оценка результатов деятельности;

• систематичность проведения занятий по стабильному расписа­нию;

• относительно стабильный и однородный по возрасту и подго­товленности состав занимающихся.

Задачи и содержание физиче­ского воспитания школьников, осуществляемого в рамках уроков фи­зической культуры, внеклассной работы, физкультурно-оздоровитель­ных мероприятий в режиме учебного дня определяются «Комплексной программой физического воспитания учащихся 1—11 классов общеоб­разовательной школы».

3. Основной формой физического воспитания в школе является урок физической культуры. Содержание и структура урока включают:

• учебный материал (физические упражнения и связанные с ними знания);

• организационно-управленческую и контролирующую деятель­ность педагога (постановка задач, объяснение учебных заданий, показ, помощь, замечания, указания, руководство, оценка, подведение итогов);

• учебно-познавательную деятельность учеников, результат кото­рой является главным критерием оценки качества проведения уроков.

Урок физической культуры состоит из трех частей:

1. Вводно-подготовительная часть (5—12 мин).

Цель — организа­ция класса, сообщение цели, задач урока, подготовка организма к реше­нию задач основной части урока. Используются строевые упражнения на месте и в движении, различные виды ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, подвижные игры и эс­тафеты.

2. Основная часть (30—35 мин).

Цель — углубленное решение образовательных, оздоровительных, воспитательных задач, обучение технике выполнения упражнений, формирование специальных знаний, развитие основных двигательных качеств, формирование двигательных умений и навыков. Содержание этой части урока определяется ком­плексной программой.

3. Заключительная часть (3—5 мин).

Цель — приведение орга­низма в оптимальное, для последующей деятельности, состояние. Зада­чи и содержание применяемых средств направлены на снижение физио­логического возбуждения, регулирование эмоционального состояния. Сюда включаются малоподвижные игры, дыхательные упражнения, упраж­нения на внимание, подведение итогов урока, сообщение домашнего задания.

Решающее значение при проведении урока имеет обеспечение об­щей и моторной плотности урока.

Робщ.= (tзанятия/ tобщ )х100% Рмот.= (tакт./ tобщ )х100%

Классификация уроков физической культуры. В настоящее время не существует общепринятой классификации уроков физической куль­туры, основанной на каком-либо одном признаке. Каждый урок облада­ет несколькими характерными признаками.

Классификация уроков физической культуры

С учетом основной направленности

По характеру учебной работы

По признаку преимущественного использования конкретных видов упражнений

урок ОФП;

спортивно-тренировочные уроки;

урок ППФП;

урок ЛФК.

урок освоения нового материала;

урок совершенствования и закрепления;

контрольные уроки;

урок смешанного типа.

  • Уроки гимнастики,
  • Уроки л/атлетики,
  • Уроки спортивных игр и т.д.,
  • Комплексные уроки.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебно­го дня используются как элемент рациональной организации учебного труда учащихся. Значе­ние их повышается с увеличением интенсификации учебного процесса.

Характеристика фом в режиме учебного дня

Вид ФОМ

характеристика

Гимнастика до учебных занятий

проводится ежедневно перед пер­вым уроком каждой смены. Она способствует организации учащихся в начале учебного дня, повышает работоспособность учащихся, сокраща­ет время врабатывания. Комплекс включает 5—8 упражнений, которые меняются через 2—3 недели.

Физкультурные минутки

включают 3—5 физических упражнений во время урока по предметам теоретического цикла (2-3 мин) или урока труда (5—7 мин).

Первые упражнения даются преимущественно для мышц шеи, спины и плечевого пояса, далее — для мышц туловища и ног. Физкультминутка позволяет снять утомление, активизировать вни­мание учащихся. Физиологический механизм физкультминутки анало­гичен активному отдыху. Она проводится, когда появляются признаки утомления учащихся, обычно через 20—30 мин после начала урока. Особое внимание физкультминутке необходимо уделять во второй по­ловине дня и недели.

Физические упражнения на удлиненных переменах

проводятся пре­имущественно на открытых площадках (в это время в классе проводят проветривание).

Цель этого оздоровительного мероприятия — органи­зация отдыха учащихся в процессе учебного дня для повышения рабо­тоспособности и снятия утомления. Могут быть использованы подвиж­ные игры, простейшие игры-соревнования (прыжки в длину с места, метания в цель и т.п.), упражнения игрового характера с мячами, ска­калками.

Внеклассные формы занятий физическими упражнениями — это система организованных занятий физическими упражнениями, проводимых школой с учащимися во внеурочное время. Они способст­вуют более полному и качественному решению задач физического вос­питания, содействуют проведению полезного и здорового досуга, удов­летворению индивидуальных интересов в занятиях избранным видом физических упражнений.

Отличительные особенности — добровольное начало. Мероприятия проводятся на основе широкой активности занимающихся при контроле и руководстве их деятельностью со стороны членов педагогического коллектива и родителей. Внеклассные занятия физическими упражне­ниями организуются в двух формах — групповые занятия и массовые физ?