Особенности ребенка 5 6 лет с нарушением зрения

Особенности ребенка 5 6 лет с нарушением зрения thumbnail

Алла Коринь
Возрастные особенности детей 5–6 лет с нарушениями зрения.

[b

]Возрастные особенности детей 5-6 лет с нарушениями зрения.

[/b]

Дети в старшей группе затрудняются зрительно обследовать и анализировать, а так же классифицировать предметы по их основным признакам, а так же зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками (форма, цвет, величина и пространственное положение.

Испытывают трудности в узнавании основных оттенков цвета, насыщенности, контрастности цветов, определении светлоты.

Плохо узнают цвет реальных предметов в растительном и животном мире. Испытывают трудности в создании цветных панно, картин по образцу, словесному описанию, по схеме, рисунку с использованием фланелеграфа и вырезанных по контуру цветных и одноцветных изображений.

Затрудняются в определении цвета движущихся объектов: «Едет зеленая машина» и т. д.

Затрудняются в умении отличать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник) и объемные фигуры (шар, эллипсоид, конус, куб, призма). Не используют их формы как эталона для анализа основной формы реальных предметов.

Затрудняются проводить зрительный анализ формы и величины предметов, отбирать предметы по возрастающей и убывающей величине. Плохо выделяют и словесно обозначают величину реальных предметов (Шкаф выше стола).

Испытывают трудности в расположении на фланелеграфе, столе предметы и изображения по убывающей, возрастающей величине.

Отмечаются грубые ошибки при рассматривании картины: плохо видят расположение предметов на картине, затрудняются в определении предметов расположенных ближе, дальше. Дети старшей группы не понимают заслоненность одного объекта другим при изображении и в действительности.

Испытывают затруднения в умении видеть,понимать и словесно обозначать аналогичное расположение натуральных объектов в реальной обстановке: «Что стоит за столом?»

Отмечаются ограниченные возможности к осмысленному зрительному наблюдению предметов окружающей действительности, поиску, анализу воспринимаемых объектов. Не умеют выражать в слове признаки, связи, зависимости в окружающем мире. Затрудняются описывать предметы и находить их по описанию, оперировать не только зрительно воспринимаемыми предметами, а так же отмечать признаки, воспринимаемые на слух, осязание и обоняние.

У детей старшей группы с нарушением зрения на шестом году жизни отмечается не сформированность пространственных представлений и практической ориентировки в пространстве всего помещения детского сада и на участке. Затрудняются описывать пространственные положения различных предметов и объектов в окружающей обстановке и на микро пространстве (лист бумаги, стол, доска).

Испытывают трудности при изображении простейших путей следования на рисунке и при словесном описании (размещение игрушек в шкафу, на столе и срисовывание этого расположения).

Отмечаются трудности при наблюдении за движением своего тела и товарищей в зеркале, а так же при сличении действительного расположения предметов в пространстве и расположения их в зеркале.

Затрудняются понимать словесные указания и задание на пространственную ориентировку с учетом точек отсчета от себя и по отношении к другим объектам или людям, так же не могут пользоваться мерками отсчета (например, третий от меня и второй от моего соседа).

Дети с тяжелыми нарушениями зрения в старшей группе с трудом различают шум ветра, дождя, вьюги, движения воздуха при открытом окне. Затрудняются выделять и словесно обозначать пространственные признаки предметов и объектов окружающего мира, моделировать пространственные отношения.

Испытывают трудности при анализе сложной формы (круг, квадрат, прямоугольник и т. д.) для анализа строения формы предметов,например: «У зайца туловище похоже на овал, голова круглая, лапы и уши –узкие овалы».

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад №40 «Солнышко»

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

с нарушениями зрения.

Профилактика возрастных заболеваний.

Воспитатель:

Бокатуева Виктория Вячеславовна

Учитель-дефектолог (Тифлопедагог):

Дозорова Алена Анатольевна

2016

За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Помимо врождённых отклонений отмечается увеличение числа хронических заболеваний различных органов и систем. Особое место в детской патологии занимают различные виды нарушения зрения, которые могут привести к полной слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы.

В настоящее время значительную часть в структуре глазной патологии занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Помимо этого многие дошкольники страдают косоглазием, амблиопией и многими другими видами нарушения зрения.

Структура зрительной патологии детей:

  •  Врожденная миопия
  • Гиперметропия разной степени
  • Сходящееся косоглазие
  • Амблиопия
  • Сходящееся косоглазие
Читайте также:  Мезим форте для ребенка 5 лет

Поэтому для них необходимо создать условия, которые будут способствовать успешному лечению той или иной патологии, восстановлению зрения.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

с нарушениями зрения

Возраст детей

Особенности развития познавательной деятельности у детей с нарушениями зрения

3 -4года

Снижение функций зрения приводит к снижению скорости и точности восприятия, искажённость восприятия единичных предметов. Дети с нарушениями зрения испытывают серьёзные трудности  в определении  цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов.

Для работы с  детьми создаются специальные условия,  компенсирующие недостатки цветовосприятия:

— усиление насыщенности и яркости цветовых тонов в предметах и изображениях;

применение специальных  средств  для рисования.

Для знакомства с предметами нужно правильно использовать остаточное зрение.  Для этого важно направлять внимание ребёнка на то, какой формы предмет, сочетать зрительное  прослеживание с движением пальчика по контуру предмета.

5-6 лет

Существенно повышается уровень произвольного управления своим поведением, что оказывает положительное воздействие на внимание, память, мышление. Существенные сдвиги происходят в умении ориентироваться в пространстве. Интенсивно развиваются высшие формы наглядно- образного мышления. Продолжают совершенствоваться все стороны речи.

6-7 лет

Умеют отделять главное от  второстепенного, понимают, что явления связаны между собой.

Мышление приобретает высокую степень отвлечённости и обобщённости.

Неумение сосредоточить внимание на объекте за счёт прослеживающих функций глаза.

Освоение предметного мира, развитие предметных действий носят замедленный характер.

Зрительные нарушения осложняют формирование речи (обеднённая смысловая сторона,  чувственная сторона речи).

Затруднена ориентировка в пространстве.

Одним из требований при организации коррекционно-педагогического процесса в специальном дошкольном образовательном учреждении является строгое соблюдение охранительного режима и проведение мероприятий, связанных не только с лечением, укреплением и восстановлением зрительных функций, но и профилактикой зрительных нарушений. Профилактика зрительных нарушений является неотъемлемой составляющей коррекционно-педагогической деятельности в образовательном процессе детей с нарушениями зрения.

По мнению Г.Г. Демирчогляна, педагоги могут и должны сделать всё возможное для нормального развития детского зрения. В связи с этим педагогический коллектив МБДОУ  детский сад  № 40 «Солнышко»» большое внимание уделяет охране и гигиене зрения дошкольников, проведению различных занятий, игр и упражнений, способствующих качественному улучшению зрительных функций.

В программе  для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида «Коррекционная работа в детском саду» под редакцией  Л.И. Плаксиной наряду  с  общими  задачами  охраны и укрепления  здоровья  предусмотрены упражнения  для глаз, направленные на  преодоление  зрительных  нарушений, развитие  зрительной  ориентации, снятия зрительного  утомления, совершенствования центрального и периферического  зрения.

Зрительная гимнастика – это часть коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями зрения. Состоянием глазных мышц во многом определяется зрительная работоспособность. Поэтому зрительная гимнастика эффективна в случае её регулярного проведения, с учётом нарушенных зрительных функций и под обязательным наблюдением врача-офтальмолога. Офтальмологами доказано положительное влияние физкульминуток на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у детей, при котором улучшается мозговое кровообращение и укрепляется склера глаза.

Цель  зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Эффективность зрительной гимнастики:

— способствует  более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала;

— снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность;

— способствует предупреждению нарушений зрения и развитию глазных заболеваний;

— улучшает кровооращение.

Условия проведения зрительной гимнастики.

1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони,  дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

Методика проведение зрительной гимнастики

  • Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким, не очень большим.
  • Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой.
  • При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше.
  • Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить ее по словесным указаниям: посмотрели вверх-вниз и т. д.
  • Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию.
  • Следует отмечать старание, желание и результаты детей.
Читайте также:  Новогодний стишок для ребенка 5 лет для деда мороза

В практике нашего ДОУ педагогами применяются разные варианты использования зрительных гимнастик:

— со зрительными стимулами (предметами)

— с сигнальными метками;

— с индивидуальными офтальмотренажерами;

— с настенными офтальмотренажерами;

— с опорой на схему.

Изучив методические рекомендации Базарного В.Ф., Григоряна Л.И., мы разработали материал по использованию тренажеров различного направления (офтальмотренажеры, «держалки», сигнальные метки), целью которых является:

— снижение психической и зрительной утомляемости;

— повышение остроты зрения;

—  развития зрительно-двигательной координации;

— упражнение детей в сосредоточении взгляда на неподвижном и движущемся предмете;

— повышение общей активности детей во всех видах деятельности.

Упражнения со зрительными стимулами (предметами)

 Для этой цели используется яркий предмет, который прикрепляется к указке (игрушка, бабочка). Ребёнку предлагается отправиться в путешествие, следить при этом только глазами, голова неподвижна. Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил  движение предмета, который должен быть крупным, ярким, не очень большим. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих (стоящих) детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей остановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные – располагаются дальше. Применение зрительных ориентиров  позволяет упражнять детей  в сосредоточении взгляда на  неподвижном и движущемся предмете.  Кроме того, дети  более осознанно выполняют  глазодвигательные  действия  за конкретным предметом, чем просто  за пальцем, при  этом, не напрягая  зрение.

Для упражнений, где необходимо следить за пальцем руки, можно использовать пальчиковый кукольный театр, или специально сделанные, изображения героев сказок, которые можно надеть на палец. Эти приёмы помогут детям с интересом выполнять однообразные упражнения, направленные на развитие зрительного анализатора.  

Упражнения с сигнальными метками: в различных участках комнаты, в пределах которой проходят занятия на потолке фиксируются (либо подвешиваются) привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. ими могут служить игрушки или красочные картинки.  

Игрушки (картинки) мы подбираем  с таким расчётом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известной сказки (одна лексическая тема). С целью повышения эффективности упражнений по активизации чувства координации и равновесия, их выполняют  только в положении «стоя».

Настенные офтальмотренажеры  представлены виде  схем, размещаются на стене, против лица. Упражнения заключаются в поочерёдном обведении указательным пальцем траекторий с одновременным слежением за ним органом зрения.

Зрительные тренажеры и лабиринты используются для стимуляции, активизации и развития зрения; укрепления и восстановления работы мышц глаза на стене, снятию напряжения с глаз.

В комплекс зрительной гимнастики включаются также упражнения на улучшение и укрепление аккомодации для детей с расходящимся косоглазием, а для детей со сходящимся косоглазием – упражнения на расслабление конвергенции, на улучшение кровообращения и циркуляции глазной жидкости; на укрепление глазодвигательных мышц; для снятия зрительного утомления; на совершенствование центрального и периферического зрения.

При расходящемся косоглазии зрительные гимнастики на полу; при сходящемся косоглазии – на стене и потолке.

Упражнения на усиление аккомодации при расходящем косоглазии

При расходящемся содружественном косоглазии упражнения предназначены усилить аккомодацию, что предполагает направление взора  вблизь  и  вниз.

Упражнения:

Сортировка геометрических фигур по цвету, форме.

Составление целого из частей – кубики.

Работа с мозаикой средних размеров: сортировка, выкладывание узора.

Нанизывание колец, счетных палочек, катушек, пуговиц на леску.

Выкладывание узора из цветных палочек.

Вдевание лески в модель игры.

Обведение контура.

Перерисовка изображений через кальку.

Игры с мячом: отбивание о пол, прокатывание по полу.

Игра «Поймай рыбку»

Вырезание фигур, их деталей.

Игра « Набрось колечко», «Поймай рыбку».

Хождение по гимнастическому бревну с направлением взора вниз.

Упражнения на расслабление конвергенции  при сходящемся косоглазии

Читайте также:  Гипертензия у ребенка 5 лет

При сходящемся содружественном  косоглазии задача упражнений — расслабить конвергенцию, что предполагает направление взора ребёнка  вдаль и вверх.

Упражнения:

Рассматривание картинок, уменьшая и увеличивая расстояние до них.

Рассматривание далеких и высоких предметов.

Работа с магнитным конструктором.

Раскрашивание картинок, укреплённых на доске.

Вдевание лески в модель иглы на расстоянии.

Игры в лото, домино на подставке.

 Кольцебросы.

Бадминтон, волейбол.

Метание мячей, мешочков, снежков в цель.

Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу.

Опыт нашей работы позволил отметить, что профилактика  глазных заболеваний, основанная  на специальных двигательных упражнениях  для зрительного  прослеживания  с  применением  специальных  тренажеров  является эффективной и неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса. Использование зрительной гимнастики в комплексе с другими профилактическими и оздоровительными мероприятиями по снятию зрительного напряжения и укреплению зрительных функций детей обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.

Источник

Восприятие цвета:

Особенности ребенка 5 6 лет с нарушением зрения

Ребенок должен различать и называть основные цвета спектра красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, коричневый, голубой, черный, белый, фиолетовый.

Выкладывает сериационный ряд по насыщенности от темного к светлому и от светлого к темному(6-8 оттенков).

            Уметь  выделить у основных цветов темные оттенки из темных, светлые из светлых.

Умеет описывать окраску предметов в окружающем пространстве и в сюжетном изображение.

Восприятие формы:

Особенности ребенка 5 6 лет с нарушением зрения

Знает и различает основные геометрические фигуры плоскостные и объемные: круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, шар (шарик), куб (кубик), конус (башенка), призма (крыша), цилиндр (труба), эллипсоид (яйцо).

Соотносит геометрические фигуры с предметным изображением и с предметами в окружающем пространстве .

Восприятие величины:

Особенности ребенка 5 6 лет с нарушением зрения

Словесное обозначение параметров величины понимание, называние: (большой- маленький, высокий- низкий, широкий- узкий, длинный- короткий, толстый- тонкий). Высоты, длина, ширина, толщина. Выше- ниже, длиннее- короче, шире- уже, толще- тоньше;     

Соотносит правильно  предметы по величине.

Выкладывает предметы по величине (от высокого к низкому и наоборот путем наложения или зрительного сравнения 6-8 предметов).

Восприятие пространственных отношений:

Особенности ребенка 5 6 лет с нарушением зрения

            Понимание пространственных предлогов и наречий. Понимает и использует в активной речи предлоги и наречия: из, на, под, по, в, к, за, рядом, над, перед, между, впереди, вперед, сзади, назад, вверху, верх, внизу, вниз, справа, слева, направо, налево, вокруг, кругом.     

       Оценивает  удаленность в большом пространстве. Высоко- низко, далеко- близко с точкой отсчета от себя в одном и разных направлениях), что висит выше шарик или кубик, какие предметы далеко от тебя, близко к тебе;

 Микроориентеровка на листе. верх, низ, середина, справа от середины, слева от середины, сверху вниз, снизу вверх, слева направо и в разных направлениях .  Положи кружок на верхнюю сторону листа, треугольник на нижнюю, квадрат по середине и т.п.. Проведи по листу пальчиком снизу вверх, сверху вниз и т.п..

Ориентировка на себе знает и называет части тела и их пространственное расположение; хорошо ориентируется в собственном теле и на кукле. Проговаривает пространственное положение частей тела; покажи голову, нос….; что у тебя одно, что у тебя по два, где у тебя находится живот, что у куклы сзади, возьми карандаш в правую руку и т.д.;

Составляет  целое из частей предметного изображения (6-8 частей разрезанные по вертикали и горизонтали, а также усложнённые варианты разрезанные по диагонали). Анализ образца воспроизведения  узнай, что на картинке, расскажи какие части есть у предмета, собери такую же картинку самостоятельно, расскажи как будешь выкладывать, что сначала что потом.

Использует в речи синонимы, антонимы. Слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). Использует множественное число существительного.

 Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы. Строит предложения из 4-6 слов.

Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.

Особенности памяти:

Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов.

Называет свое имя, отчество, фамилию, адрес, имена и отчества родителей и их профессии.

Учитель- дефектолог Федотова А.И.

Источник